Учебник Под редакцией доктора юридических наук, профессора А. А. Клишаса
Скачать 3.3 Mb.
|
. Правовая по- литика тесно связана с правовой идеологией, более того, это своего рода правовая идеология в действии. С точки зрения уровня правосознания в нем можно выделить обы- денное и теоретическое (научное) правосознание. Содержание обыден- ного правосознания определяется правовым опытом субъекта (имею- щейся у него информацией о правовых нормах, способах разрешения конфликтных ситуаций и т.д.), а также обычаями, традициями, стан- дартами поведения, которыми он руководствуется. Это правосознание нельзя отождествлять с правовой психологией, так как оно включает и некоторые идеологические компоненты. Обыденное правосознание устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, рассматривает только отдельные факты правовой действительности, а не всю их сумму. Оно не способно проникнуть в сущность права, это лишь своего рода здравый смысл в правовой сфере. Вместе с тем, непосредственно определяя поступки множества людей, формируя у них привычки (например, выполнять правила дорожного движения), обыденное правосознание имеет громадное социальное значение. В от- дельных случаях оно даже раньше, чем юридическая теория, поднима- ется до осмысления необходимости соответствующих преобразований в сфере права. С развитием культуры и образования обыденное право- сознание все более обогащается за счет распространения теоретических знаний, повышения уровня научного осознания явлений действитель- ности. Обыденное правосознание – самый значимый нормативный регулятор поведения людей. Теоретическое правосознание характеризуется прежде всего тем, что оно концептуализировано, т.е. выступает в виде различных теорий и концепций. Теоретическое правосознание включает концепции о сущ- ности права и взаимодействии его с иными социальными явлениями, о роли механизма правового регулирования в обществе и т.д. Исходя из того, кто является носителем правосознания, можно говорить о правосознании индивидуальном, коллективном (групповом), профессиональном и общественном. Правосознание индивида склады- вается как под влиянием тех многообразных отношений, в которые он вступает, так и под воздействием присущих ему психофизиологических особенностей. Различное социальное положение, разные уровни куль- туры, образования, полезные или вредные привычки, неосознаваемые 460 Теория государства и права поведенческие установки и т.п. предопределяют и различия в уровне правосознания индивидов. Его познавательная деятельность в сфере права начинается с осознания правовых чувств, складывающихся под воздействием его психических свойств – наблюдательности, находчи- вости, повышенной или заторможенной активности и т.п. Индивиду- альное правосознание, будучи специфическим по своему содержанию, у одних лиц может быть передовым, направленным на совершенство- вание правовой жизни, а у других, напротив, – отсталым, выражаться, например, в необдуманном подражании взглядам и устремлениям окружающих его лиц. Групповое правосознание отражает особенности жизни соот- ветствующей социальной группы. Общность интересов всех членов данного коллектива, особое влияние в нем отдельных лиц (лидеров) обусловливают единообразное понимание всеми действующих норм права, одинаковые представления о должных нормах. В результате формируется свойственное именно данному коллективу правосо- знание. Разновидностью группового сознания является профессио- нальное сознание. Оно складывается, например, в саморегулируемых организациях, объединяющих субъектов предпринимательской дея- тельности, работающих в определенных отраслях производства това- ров (работ, услуг), либо субъектов профессиональной деятельности определенного вида (аудиторов, оценщиков, инженеров-изыскателей и т.д.). Основная идея саморегулируемых организаций – добиться высокого качества услуг, оказываемых их членами, возложив на себя (вместо государства) контрольные и надзорные функции за их дея- тельностью. Саморегулируемая организация рассматривает жалобы на действия тех из своих участников, кто нарушает соответствующие правила и стандарты поведения. Уровень правосознания саморе- гулируемых организаций должен в полной мере отвечать стоящим перед ними задачам. Общественное правосознание характеризует правосознание все- го общества на конкретном этапе его исторического развития. Оно формируется в течение длительного времени, отражает сложившиеся условия жизни общества и права и отличается стабильностью. Говоря о формировании общественного правосознания, нельзя игнорировать вопрос о психологической обработке общественного мнения (так называемом промывании мозгов). В демократическом обществе эта проблема не может не вызывать озабоченности, поскольку связана со стремлением подавить свободу воли у граждан. Типичный резуль- тат «промывания мозгов» – массовое участие в сносе памятников 461 Тема 20. Правосознание и правовая культура приверженцам «чужих» идей (например, в США участникам Граж- данской войны, воевавшим на стороне рабовладельческого Юга). Попытки «промывания мозгов» неоднократно отмечались и в нашей истории, когда прежние герои изображались злодеями. Тогда по- являлись толпы людей, «самоотверженно» обличающих вчерашних кумиров, которых уже некому защищать. Но время может «разво- рачивать» настроения людей. И тогда история повторяется сначала. Общественное правосознание имеет историческую составляющую – память о прошлом правовой истории. Ошибочно думать, что про- шлое, кажущееся уже навсегда исчезнувшим, никогда не вернется. Оно возвращается в форме правовой ментальности общества или менталитета отдельных субъектов – особенностей психического уклада жизни и мировоззрения людей. Конфликты между общественным правосознанием, групповым и индивидуальным правосознанием никогда полностью не исчезают. И как только ситуация меняется, они вновь могут разгореться с еще большей, чем прежде, силой. Надо помнить, что личное, групповое и общественное правосозна- ние субъективно не только по своей природе, но и по содержанию, так как оно не дает полного и адекватного отражения тех явлений, которые относятся к миру права. Эта субъективность правосознания заключает в себе стимулы к непредсказуемым поступкам людей в не- стандартных ситуациях. Взаимодействие права и правосознания имеет сложный харак- тер. Сложившиеся правовые нормы, а также практика их примене- ния влияют на формирование отношения к действующему праву. В свою очередь уровень правосознания сказывается на характере правотворческой и правоприменительной деятельности. Правовые идеи, взгляды, представления являются непосредственным источ- ником и двигателем правотворческой деятельности в любом обще- стве. На основе осознания потребностей и интересов законодатель ставит цели, преследуемые с помощью права, формулирует мотивы издания конкретных правовых норм, определяет средства реализа- ции указанных целей. Принимая юридическую норму, законодатель руководствуется не только своим правосознанием, но и учитывает наличный уровень правосознания разных групп населения, их пред- ставления о должном, справедливом, законном. От уровня правосо- знания субъекта зависит его восприятие конкретной нормы (как он понимает ее цели, конкретные требования и т.д.). Высокий уровень правосознания граждан – гарантия того, что цели, требования нормы будут восприняты адекватно. 462 Теория государства и права 20.3. Правовая культура в современном обществе Правосознание тесно связано с понятием правовая (юридическая) культура, которая является частью общей культуры. В самом широ- ком смысле культура – это общественное сознание (нематериальная культура) и материальные блага (материальная культура). Многие философы считают, что культура – это все то, что создано умственным и физическим трудом. Есть более узкий подход к пониманию культу- ры – это состояние общества, сориентированного на апробированные общественной практикой ценности, которым подчинено его бытие, образование, трудовая деятельность, нравственность, религиозное мировоззрение, наука, искусство и др. В этом плане можно рассматривать и правовую культуру. В ши- роком смысле правовая культура – это все то, что создано человече- ством в правовой сфере: а) право, его нормы; б) источники права; в) правосознание; г) юридическая наука; д) юридическая практика; в узком смысле – это знание правовых норм, уважительное отноше- ние к правовым ценностям, непреходящими среди которых являются конституция, судебная власть и др. В связи с этим говорят об уровне, качестве правовой культуры, который измеряется: • состоянием правосознания, т.е. степенью знания права, качеством отношения к нему; • состоянием законодательной базы, его совершенством и в технико- юридических измерениях и содержательном отношении; • состоянием и качеством работы судебной системы. правоохрани- тельных органов; • уровнем законности и стабильности правопорядка и др. В узком смысле слова правовая культура понимается как определен- ный уровень развития индивидуального, группового и общественного правосознания. Средствами повышения уровня правовой культуры являются укрепление законности, совершенствование законодатель- ства и повышение уровня законопроектных работ, нравственное воз- действие на население, совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности. Повышение уровня правовой культуры связано с правовым воспита- нием как системой средств целенаправленного воздействия на личность с целью обогащения его юридическими знаниями, выработки циви- лизованного правового мировоззрения и уважительного отношения к праву. Правовое воспитание может иметь государственный характер, 463 Тема 20. Правосознание и правовая культура строиться и развиваться на основе, например, президентской или пра- вительственной программы, финансироваться за счет федерального бюджета, с «подключением» бюджетных средств субъектов Федерации и одобрением затрат на эти мероприятия бюджетов муниципалитетов (это в случае, если речь идет о федеративном государстве). Правовое воспитание может и должно осуществляться в трудовых коллективах, образовательных учреждениях и т.д. К этому должны привлекаться опытные специалисты. Средствами правового воспитания могут быть СМИ, специальная (и недорогая) юридическая литература и др. К сожалению, по общему признанию, в современном российском обществе этому пока должного внимания не уделяется. В этом же контексте выделяют следующие состояния правосозна- ния, характеризующие уровень правовой культуры: правопослушание, правовой нигилизм и правовой идеализм (романтизм). Правопослушание – это такое состояние, при котором общество и его члены в целом принимают существующее право и стремятся функционировать в рамках правовых предписаний. Правопослушание предполагает осведомленность субъектов о праве, в частности о право- вых предписаниях и правовых явлениях в целом, приобретение навы- ков и стереотипов поведения, соответствующих правовым нормам, существующему порядку общественных отношений, а также умение действовать в рамках правовых предписаний. С правопослушанием граничит и негативное явление – правовой идеализм (правовой романтизм), т.е. переоценка роли права в жизни общества, его способности решать социальные задачи. К сожалению, правовой романтизм свойствен и практической юриспруденции – на- пример, правотворчеству, где вряд ли состоятельны законодательные инициативы по принятию региональных законов, регулирующих ко- личество употребляемой человеком пищи, утверждению при помощи нормативного правового акта правил ношения женщинами одежды в государственных учреждениях и т.д. Отдельные законодательные инициативы в законотворчестве «романтичны» не сами по себе, не в силу неосуществимости идеи как таковой, а вследствие отсутствия бюджетных средств. Например, обеспечить все многодетные семьи индивидуальным домом. Правовой нигилизм , его крайняя форма – это отрицание возможно- стей государства и права, вообще неверие в их силу и даже оценка их с позиции общественного зла (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др.). Так называемый умеренный правовой нигилизм – недоверие к право- 464 Теория государства и права вым средствам в решении экономических, социальных и других задач. Правовой нигилизм – это такое состояние, при котором общество и его члены в целом отторгают, не принимают существующее право и стремятся функционировать за рамками правовых предписаний. Правовой нигилизм может выступать в двух формах: • теоретической (идеологической) – когда имеет место его концеп- туальное обоснование, в ходе которого доказывается, что помимо права вообще и права конкретного индивида в частности существу- ют гораздо более важные ценности; • практической – когда имеет место неосведомленность субъектов о существующих в обществе правовых нормах, и (или) негативная оценка их содержания, и (или) распространение навыков противо- правного поведения, несоблюдения правовых предписаний субъ- ектами права. В современной науке постепенно утверждается широкий взгляд на правовую культуру. Вообще изменение содержания существующих правовых категорий связывается в первую очередь с междисциплинар- ной направленностью современных правовых исследований. При рас- смотрении права с позиций философии, культурологии, антропологии, истории и т.д. представляется возможным выявить новые признаки анализируемого явления, обогащающие его содержание. Примером в этом контексте может служить понятие культуры, которое, будучи изначально специально-научным, трансформировалось в категорию, позволяющую рассматривать право под новым углом зрения. Изучение культуры как «несущей конструкции», частью которой является право, приводит исследователя к понятию правовой культу- ры, которая является связующим звеном между правом и культурой. Правовая культура как объект научного исследования может рас- сматриваться с различных позиций. Во-первых, как указывалось, правовая культура может отождествляться с понятием права как куль- турного феномена. Во-вторых, правовая культура рассматривается как составная часть общей культуры и одновременно как одна из форм общественной и индивидуальной культуры. В этом смысле правовая культура выявляет совокупность различных проявлений жизнеде- ятельности общества, а также накопленный социальный опыт как позитивного, так и негативного содержания. Правовая культура служит качественной характеристикой конкрет- ного общества и составляющих его социальных групп в определенный исторический момент, а также критерием оценки, индикатором уровня развития общества и его членов. 465 Тема 20. Правосознание и правовая культура Нередко имеет место такой подход к классификации форм про- явления правовой культуры, при котором во внимание принимаются правовые идеи; правовые нормы и институты (речь идет о норматив- ном состоянии правовой культуры); правовые поступки (на их основе строится поведенческое состояние правовой культуры) и др. В отечественной правовой науке в качестве элементов правовой культуры называют качественное состояние процессов правотвор- чества и реализации права; виды правовой деятельности (например, работу правоохранительных органов, конституционный контроль); результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми. По аналогии со структурой правовой систе- мы в числе элементов правовой культуры выделяют правовые нормы, правовую практику и правосознание и др. Правовая культура системна, многоаспектна и динамична. Ее эле- ментами, или аспектами, являются определенного рода взаимоотно- шения. Эти взаимоотношения проявляются на уровне правосознания (ценностей, убеждений и позиций субъектов в отношении права); на поведенческом уровне (на уровне образцов поведения в судебном процессе или неявного юридического поведения, юридических потреб- ностей); на институциональном уровне (в части организации судов, других правореализующих институтов, инфраструктуры доступа к ним, юридического обучения, науки); на нормативном уровне (на уровне материального и процессуального права как системы норм) 1 Правовая культура позволяет рассматривать право и правосознание как продукт социальных условий, объяснить, когда, по каким причинам и при каких обстоятельствах люди обращаются к праву, к правовым институтам или к правовым процедурам. В рамках правовой культу- ры определенного общества могут оформиться только те институцио- нальные структуры, процедуры и юридические конструкции, которые свойственны обществу данного типа или привнесены в это общество посредством внешнего воздействия. Так, при попытках внедрения в тра- диционное общество институтов индустриальных обществ оказывалось, что без определенных социально-экономических и культурно-истори- ческих предпосылок эти институты не способны эффективно действо- вать в традиционном обществе. Готовность правовой системы отвечать на возникающие социальные требования предопределена особенностя- ми правовой культуры соответствующего общества. 1 См. подробнее: Голландская правовая культура / под ред. В.В. Бойцовой и Л.В. Бой- цовой. М.: Легат, 1998. С. 232. 466 Теория государства и права Правовая культура служит почвой для формирования в обществе социальных интересов, трансформирующихся в требования. Право- вая система отвечает на эти требования. Таким образом, готовность правовой системы адекватно реагировать на запросы общества, его интересы во многом зависит от состояния правовой культуры. Вопросы для самоконтроля 1. Понятие правосознания и его элементы. 2. Правосознание как форма общественного сознания. 3. Соотношение права и правосознания. 4. Виды правосознания. 5. Правовая психология и правовая идеология. 6. Индивидуальное правовое сознание. 7. Групповое (коллективное) правовое сознание. 8. Профессиональное правовое сознание. 9. Правовая культура и ее элементы. 10. Соотношение понятий «правовая культура» и «правовая система». 11. Что такое правопослушание, правовой идеализм (правовой романтизм)? 12. Правовая культура и правовой нигилизм. Список литературы 1. Бондарев А.С. Правовая антикультура в правовом пространстве общества. Пермь, 2006. 2. Бондарев А.С. Современные формы, средства и методы воспита- ния правовой культуры россиян. Пермь, 2009. 3. Варламова Н.В. Типология правопонимания и современные про- блемы теории права. СПб., 2010. 4. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград, 2000. 5. Гинс Г.К. Право и культура. М., 2012. 6. Голландская правовая кульутра. М., 1998. 7. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. 8. Интересы в праве: мат. Всерос. науч. конф. Москва, 26 марта 2016 г. М., 2017. Тема 20. Правосознание и правовая культура 9. Карташов В.Н., Баумова М.Г. Правовая культура: понятие, струк- тура, функции. Ярославль, 2008. 10. Клишас А.А., Еремян В.В. Конституция 1993 года как новый этап демократизации российской государственности. М., 2014. 11. Лукьянова Е.Г. Теория права и государства: введение в естествен- но-правовой курс. М., 2015. 12. Малахов В.П. Право в контексте форм общественного сознания. М., 2015. 13. Мальцев Г.В. Культурные традиции права. М., 2013. 14. Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М., 2008. 15. Насурдинов Э.С. Правовая культура. М., 2014. 16. Панфилов А.Н. Культура и местное самоуправление: конститу- ционно правовые аспекты взаимодействия. М., 2015. 17. Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1990. 18. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой про- гресс. Екатеринбург, 1996. |