Главная страница
Навигация по странице:

  • Copyright « «» «A K-C»

  • Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
    Дата12.12.2022
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла31005_90ef4ddf6543863ac9d2ef238bf781af.pdf
    ТипУчебник
    #841202
    страница37 из 60
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   60
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    12. Социальные изменения: понятие, теории, факторы
    291
    менное на протяжении столетий, однако при этом в нем рождались и умирали люди, сменялись поколения, происходили конфликты и примирения и т.д.
    Учитывая сказанное, социальную стабильность можно опреде- лить как относительно устойчивое состояние социальной системы по отношению к изменяющейся внешней среде, в рамках которой эта система функционирует. Процесс, который регулирует и под- держивает систему в стабильном, устойчивом состоянии, называет- ся гомеостаз.
    Для того чтобы социальная система нормально развивалась, не- обходимо взаимосвязанное единство изменения и стабильности, необходимы динамическая стабильность или стабильная динамика
    общества. Без соответствующих изменений социальная система при- ходит к застою, деградации, как это случилось у нас в 70—80-х годах минувшего века. Без соответствующей стабильности общество тоже деградирует, теряются прежние смыслы и ценности. Утрата прежних ценностей и нежелание или неспособность обрести новые приводят к резкому скачку девиаций, в том числе суицидного поведения.
    12.2. Социальное изменение и социальный процесс
    Для дальнейшей конкретизации понятия «социальное изменение» рассмотрим его соотношение с понятием «социальный процесс».
    Под социальным изменением имеется в виду конкретный, еди-
    ничный переход системы из одного состояния в другое. Но в дейст- вительности всякое социальное изменение не является изолирован- ным. С одной стороны, оно обусловлено предшествующими изме- нениями, а с другой — подготавливает будущие изменения. Таким образом, каждое конкретное изменение — это всегда звено в цепи изменений. Последовательная смена социальных изменений одной и той же системы (или объекта) называется социальным процессом.
    Понятие процесс служит для описания хода, наступающих последо- вательно друг за другом и взаимно обусловленных изменений сис- темы (в этом случае мы называем их фазами или этапами)
    1
    Социальные процессы, как и социальные изменения, можно классифицировать по самым разным основаниям. Выделим сле- дующие виды социальных процессов, имеющих важное значение для социологии:
    1
    Штомпка П. Социология: Пер. с польск. М.: Логос, 2005. С. 456—457.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    292
    (1) по возможности возврата социальной системы в прежнее со-
    стояние социальные процессы могут быть:
    (а) обратимые (группа студентов, разъехавшихся на канику- лы, после отдыха может собраться вновь);
    (б) необратимые (например, в случае распада социальной системы по объективным причинам: распад колониаль- ной системы, Варшавского блока и т.д.);
    (2) по степени упорядочения:
    (а) хаотические (процессы в спонтанно возникших группах; социальные процессы в 1990-х годах в России);
    (б) упорядоченные (связанные с планированием социальных изменений);
    (3) по форме проявления:
    (а) линейные (эволюционные)происходят путем постепенного накопления элементов и признаков нового качества предмета);
    (б) скачкообразные (революционные)(изменение системы по- средством резкого, одномоментного перехода — рево- люции).
    Для социологии важное значение имеет также разграничение социальных процессов на направленные и циклические.
    Направленный процесс характеризуется тем, что каждая после- дующая его стадия приближает социальную систему к какой-либо цели или выбранному образцу. Для обозначения направления соци- альных изменений и тенденций, которые приводят к фундамен- тальным структурным изменениям общества и совершаются на протяжении длительного времени, в социологии все чаще исполь- зуется понятие «тренд». Примеры таких трендов — модернизация, урбанизация, индустриализация, компьютеризация, инновационное развитие общества.
    Тренд может быть и позитивным и негативным то есть выра- жать как развитие социальной системы, так и ее деградацию. Так, тренд системной деградации наша страна пережила в 1990-е годы.
    Он характеризовался распадом СССР, развалом экономики России, хаотическими социальными процессами и т.д. Достаточно сказать, что в этот период в стране не было даже официального гимна. Но в начале XXI в. в стране наметился позитивный тренд, характери- зующийся устойчивым развитием общества.
    Циклический процесс характеризуется тем, что система через определенное время возвращается в исходное состояние. Например, в органической природе существуют определенные циклы жизни, в экономике — циклы продолжительностью примерно 55 лет, на- званные по имени русского экономиста Н. Кондратьева — циклы
    Кондратьева.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    12. Социальные изменения: понятие, теории, факторы
    293 12.3. Социальное изменение и социальное развитие
    В общем смысле развитие — это поступательное движение, эволю- ция, переход от одного состояния к другому. Социология имеет дело с социальным развитием, под которым понимается изменение, свя- занное с появлением новых, более сложных и совершенных форм со- циальной организации.
    Понятие «социальное развитие» является, таким образом, более конкретным по отношению к понятию «социальное изменение». Со- циальное развитие — это частный случай социального изменения и один из видов направленного социального процесса. В нем содер- жатся ценностная характеристика (оценка) и вектор (направленность) процесса социальных изменений от менее совершенных к более со- вершенным формам и этапам. Поэтому развитие обычно связывается с закономерным и поступательным характером социального процес- са, с переходом социального объекта на более высокую качественную ступень. В этом смысле говорили о развитии общества О. Конт (пе- реход общества от теологической стадии к метафизической и затем к позитивной), Э. Дюркгейм (переход от общества «механической соли- дарности» к обществу «органической солидарности»), К. Маркс (по- следовательный переход от одной общественно-экономической фор- мации к следующей, более совершенной формации).
    Таким образом, понятие «социальное развитие» по объему уґже понятия «социальное изменение». Всякое социальное развитие есть вместе с тем и социальное изменение, но не всякое социальное из- менение есть социальное развитие. Периоды войн, хаоса, кризисов, тоталитаризма и т.д., отрицательно влияющие на социальную жизнь, конечно, нельзя назвать развитием.
    В социологии различают два подхода и две концепции развития: однолинейноеи многолинейное развитие. В XIX в. теории соци- ального развития в своем большинстве опирались на однолинейный
    характер эволюции. Согласно этой концепции, существует только одна линия развития человеческого общества — от простого к сложному. Этот процесс всегда осуществляется в одном направле- нии, проходит одни и те же стадии и имеет одинаковые результаты для всех обществ.
    Однако сегодня концепция однолинейности практически не ис- пользуется. С утверждением такой отрасли знания, как синергетика
    1
    ,
    1
    Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются общие закономерности процессов перехода от одного состояния системы к другому, от хаоса к порядку и обратно в открытых нели- нейных системах.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    294
    стало очевидным, что развитие любой открытой (в том числе со- циальной) системы носит нелинейный, вероятностный характер.
    Поэтому в процессе изменения системы всегда существует не- сколько альтернативных путей эволюции, которая реализуется че- рез непредсказуемый выбор какой-либо одной из множества воз- можностей в точке бифуркации
    1
    . На этом основана концепция
    многолинейности развития, согласно которой развитие общества от одного типа к другому предполагает наличие различных путей.
    И каждая социальная система проходит свой путь, обусловленный многообразными конкретными условиями и факторами влияния.
    Сказанное не исключает тем не менее наличия некоторых общих черт их развития.
    12.4. Проблема социального прогресса
    Социальное изменение, как уже отмечалось, весьма широкое поня- тие, означающее просто перемену, движения социального бытия в социальном времени и социальном пространстве. В данном поня- тии не фиксируется ни направление (вектор) социального движе- ния, ни оценка его качества. В этом смысле у социологов нет ка- ких-либо разногласий. Они появляются, когда заходит речь о соци- альном прогрессе и его отношению к социальному изменению.
    Сегодня в социологии под прогрессом в общем плане имеется в виду продвижение к желаемой цели, благоприятное развитие, движение вперед. Более конкретный смысл понятия общественно- го прогресса означает результат социального развития, предпола-
    гающий повышение научного и технологического знания, экономиче-
    ской производительности и сложности социальной организации. Эти достижения включаются в понимание прогресса как его составные элементы и основания в той мере, в какой они способствуют ус- тановлению более совершенных форм общественной жизни и разви-
    тию личности. Таким образом, сегодня все больше утверждается
    гуманистическая концепция социального прогресса, главным кри- терием и целью которого являются человек, его благосостояние, развитие и самоактуализация.
    Таково понимание общественного прогресса в современной со- циологии. Однако по вопросу о наличии самого прогресса в соци- альной жизни существуют две противоположные концепции:
    (1) признающая идею прогресса;
    (2) отвергающая ее как таковую.
    1
    Бифуркация (лат. bifurcus — раздвоенный) — разветвление в траектории дви- жения системы в определенной точке.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    12. Социальные изменения: понятие, теории, факторы
    295
    Теории, признающие идею прогресса
    К таким теориям относятся, прежде всего, теории эволюционизма и концепция известного американского социолога Т. Парсонса.
    Уже в XVIII в. французский социальный философ А. Кондорсе
    (1743—1794) в своей работе «Эскиз исторической картины прогрес- са человеческого разума» писал о существовании законов историче- ского развития и верил в прогресс и способность разума изменить мир на рациональных началах. По его мнению, социальный про- гресс зависит, прежде всего, от всеобщего образования и роста на- учного знания.
    Своей концепцией Кондорсе оказал большое влияние на взгля- ды французского социолога Огюста Конта, девизом которого был
    «Порядок и прогресс». Конт свое учение об общественном развитии
    (социальную динамику) прямо назвал «теорией общественного про-
    гресса». Он сформулировал закон трех стадий социального прогресса развития человечества, в основу которого положил интеллектуаль- ный прогресс.
    Начиная с Кондерсе и Конта, исследование социального про- гресса и эволюция общества становятся приоритетным направлени- ем в классической социологии. П.А. Сорокин писал, что главной це- лью и главной задачей представителей общественной мысли в
    XVIII—XIX вв. «были отыскание и описание этих “вечных законов прогресса и эволюции” и разработка основных стадий или фаз, ко- торые проходит этот процесс, все более реализуясь во времени».
    Действительно, идеи прогресса и закономерного развития об- щества присутствуют у таких главных представителей классической социологии, как Карл Маркс, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм и
    Макс Вебер. Хотя за основу прогресса они брали различные факторы:
    (1) возрастающую дифференциацию и одновременно интегра- цию структуры общества (Спенсер);
    (2) уровень развития материального производства (Маркс);
    (3) увеличение возможности для индивидуальной свободы в рамках общества «органической солидарности» (Дюркгейм);
    (4) модернизацию различных сфер социальной жизни (Вебер).
    В XX столетии концепцию социального прогресса утверждали
    неоэволюционисты, одним из видных представителей которых яв- ляется Т. Парсонс. Важнейший критерий социального прогресса, по
    Парсонсу — увеличение «общей адаптивной способности общества».
    Концепцию социального прогресса сегодня поддерживают и различные теории индустриального и постиндустриального обществ.
    Критерием прогресса в них выступают такие факторы, как уровень
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    296
    технологического развития, степень модернизации, превращение науки
    в производительную силу общества и т.д.
    Конец XIX — начало XX в. можно назвать триумфом идеи про-
    гресса. В это время царит дух оптимизма, вера в то, что успехи на- учного и технологического знания приведут к благосостоянию лю- дей, улучшению всей общественной жизни, человечество освобо- дится от невежества, нищеты и несправедливости. При этом классическая концепция прогресса опиралась на теорию одноли-
    нейного развития.
    Теории, отвергающие идею прогресса
    Методологическим основанием этих теорий является утверждение
    многолинейной концепции развития. Как отмечалось, она обосновы- вает вариативный и вероятностный характер общественного процесса.
    А вместе с этим отрицает само существование и социальных зако- нов и социального прогресса.
    Одним из первых с позиции отрицания идеи прогресса высту- пил немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844—1900), выразивший критику рационализма и гуманизма. Всякая историческая истина, по его мнению, — это лишь иллюзия, и никакой объективности соци- ального знания нет и быть не может. Этой концепцией Ницше по- влиял на ведущих теоретиков постмодернизма (особенно на М. Фуко
    и Ж. Дерриду).
    Идею прогресса отвергают также такие социологи, как Вильфредо
    Парето (1848—1923), Роберт Михельс (1876—1936) и другие. Так, для Парето история — это бесконечная «циркуляция элит», постоян-
    ный цикл их обновления и замены. А общественная жизнь изменяется не закономерным образом, а на основе действия основополагающих нерациональных психологических сил.
    С критикой теории прогресса выступил также немецкий социо- лог Фердинанд Тённис (1855—1936). С его точки зрения, процесс из- менения общества от традиционного, общинного («Gemeinschaft»), к современному, индустриальному, обществу («Gesellschaft») не улучшил, а ухудшил условия жизни людей. Ибо на место личност- ных, человеческих отношений традиционного общества пришли отношения безличные и инструментальные.
    Разочарование в прогрессе породили и конкретные историче- ские события XX столетия: Первая мировая война, возникновение фашизма, Вторая мировая война, угроза ядерного истребления в годы «холодной войны» и т.д. Сегодня к такого рода явлениям можно отнести терроризм, конфликты на религиозной почве, отри-
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    12. Социальные изменения: понятие, теории, факторы
    297
    цательные последствия человеческой деятельности на окружающую среду и т.д. Уверенность в непрерывном прогрессе у многих смени- лась скептицизмом. Остались в прошлом социальные проекты, ори- ентированные на светлое будущее, а самой идеи прогресса нанесен ощутимый удар.
    В последней четверти XX столетия эта разочарованность и скеп- тицизм нашли свое выражение и в теоретической критике идеи про- гресса. Особенно заметно она проявилась в теории постмодернизма.
    Основными представителями этого направления Ж. Бодрийяр,
    Ф. Гваттари, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Р. Рорти и др.
    Главные положения социологии постмодернизма связаны с кри- тикой основных постулатов модернизма и выражаются в отрицании:
    (1) веры в научную рациональность;
    (2) каких-либо устойчивых и тем более абсолютных ценностей;
    (3) значения и смысла идей;
    (4) отрицании мира как объективной реальности и т.д.
    Постмодернизм заявляет о наступлении «триумфа знаковой
    культуры», в которой мира как объективной реальности больше не су-
    ществует. Есть лишь его виртуальное подобие, симуляция, когда в обществе властвуют лживые «симулякры» (Ж. Бодрийяр). Эти знаки все более лишают мир различия между видимостью и «реальностью».
    Более того, основное влияние на человека оказывает именно эта ви- димость (симуляция), которая и является для него самой настоящей
    реальностью. Мир, созданный и навязанный СМИ, пропагандой, идеологией, политикой, рекламой, является более реальным, чем
    «объективная реальность». В обществе, таким образом, исчезают все смыслы и значения, его структурированность, которая лишь
    «симулируется» извне, прежде всего усилиями массмедиа. Поэтому в концепции постмодернизма утрачивается само понятие соци- альной реальности. Бодрийяр, например, прямо говорит о «конце
    социального»
    1
    В этих условиях теряет смысл само понятие «прогресс». Социаль- но-исторический процесс — поток случайных событий, алогичный, лишенный смысла и цели. В нем теряются критерии и различия меж- ду добром и злом, истиной и ложью, прогрессом и регрессом. Насту- пает эпоха «высшей свободы» — свободы от традиционных ценно- стей, морали и прогресса. Таким образом, пессимизм и разочарова- ние в науке, разуме и прогрессе — характерная черта концепции
    постмодернизма.
    1
    Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999. С. 169.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    298
    Все течет, все меняется у нас на глазах, все обретает новый облик, и, однако, перемен ни в чем нет. Подобное общество, увлекаемое технологическим прогрессом, совершает грандиозные перевороты, но все они сводятся к повороту вокруг своей оси
    1
    Противоречивый характер
    социального прогресса
    Думается, что представленные противоположные позиции по про- блеме прогресса имеют свои основания. Сам реальный прогресс объективно противоречив. Всякое социальное изменение можно оценивать с разных позиций и в разном отношении — «всему дана двойная мера». Действительно, развитие производства, науки, ин- новаций, техники, компьютеризация, урбанизация и т.д. — все они несут с собой великие блага для человечества. Но вместе с тем с этими изменениями связаны и многие негативные явления, возни- кающие в процессе их реализации. Примером этого могут служить многочисленные глобальные проблемы, с которыми сегодня столк- нулось человечество.
    С противоречивым характером социального прогресса связана и его относительность. Понятие прогресса всегда принципиально ре- лятивно — как в историческом плане, так и с точки зрения субъек- та, который оценивает то или иное социальное изменение. Напри- мер, Октябрьская революция 1917 г. в России сегодня многими нашими соотечественниками оценивается уже не как прогрессивное явление, а как отрицательный фактор исторического процесса. Да- лее, идеалы прогресса всегда выступают как нечто должное, отлич- ное от сущего. А понимание этого должного и путей его достиже- ния может принципиально расходиться у различных социальных классов, групп и отдельных личностей.
    Но, несмотря на все трудности и противоречивость позиций в понимании социального прогресса, на имеющиеся сомнения и пес- симизм по отношению к нему, многие представители социальной мысли полагают, что понятие прогресса сохраняет свою ценность, но это принципиально другая его значимость — не та эпохально универсалистская и все подчиняющая в социальном мире, а совсем другая, скромная и не претендующая на главенство во всем. Теперь признание идеи прогресса и самого реального прогресса имеет все- го лишь некое эвристическое значение и определенный оптимисти-
    ческий социальный смысл, без которого человеку было бы еще тяже-
    1
    Бодрийяр Ж. Указ. соч.
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   60


    написать администратору сайта