Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
Скачать 2.71 Mb.
|
Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 12. Социальные изменения: понятие, теории, факторы 299 лее понимать и оценивать свое истинное положение в этом мире. Прогресс, его ценности и идеалы (Благо, Добро, Справедливость, Красота и т.д.) должны по-прежнему являться ориентирами соци- альных изменений — как для человечества, так и для каждого нор- мального человека. Без этих ценностей и идеалов навсегда теряются сами смыслы истории и существования личности. Помимо этого идея прогресса и необходимость ее утверждения имеют определен- ное интегративное значение — ведь под знаменем прогресса всегда объединялись различные социальные силы — далеко не всегда, правда, передовые. Актуальность идеи прогресса и его реальность выражаются так- же в утверждении общечеловеческих ценностей и естественных прав и свобод человека, поскольку их реализация отвечает интере- сам всех (или, по крайней мере, большинства) людей. Так, вероят- но, мало кто будет возражать против наличия социального прогрес- са в увеличении продолжительности жизни, в отказе от войн как средства разрешения конфликтов, расширении прав и свобод чело- века, утверждении гражданского общества и т.д. А между тем это и есть реальные проявления определенного социального изменения — как в сторону прогресса, так и в противоположную сторону — к регрессу. В этом плане самой неполной и ошибочной будет точка зрения некоего рафинированного движения общества — либо только со знаком плюс, либо только со знаком минус. Вот такой трактовки социальных изменений не место в современной социологии. В связи с этим более правильно использование не понятия «про- гресс», а понятие «социальное движение», имеющего в виду одновре- менно и положительные и отрицательные изменения в обществе. К критериям прогрессивных процессов, правда со множеством оговорок, следует отнести и качественное улучшение основных фак- торов социальных изменений: (1) окружающей среды; (2) структуры народонаселения; (3) экономического фактора; (4) повышения уровня и качества жизни человека; (5) степени распространения инноваций во всех сферах жизне- деятельности общества; (6) улучшения социокультурных условий жизни человека и т.д. Помимо отмеченных, можно было бы назвать и многие другие, более конкретные критерии социального прогресса. Но, как подчер- кивают многие авторы, основной и универсальный интегративный критерий прогресса связан все же в первую очередь с его гуманисти- ческим смыслом. Всякое социальное изменение является прогрессив- ным, если оно приводит к возвышению самого человека, способствует Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 300 его дальнейшей самоактуализации и имеет своим результатом повы- шение уровня благосостояния и качества жизни личности. 12.5. Теории социальных изменений В социологии имеются различные методологические подходы к анализу социальных изменений. Остановимся на т р е х основ- ных группах: (1) эволюционные теории; (2) теории циклического развития; (3) теории революционных социальных изменений. Эволюционные теории социальных изменений Выделяют ч е т ы р е вида этих теорий: (1) классический эволюционизм; (2) неоэволюционизм; (3) теория модернизации; (4) теория постиндустриального общества. Классический эволюционизм Классическая эволюционная тео- рия утверждалась в XIX — начале XX в. основателями социологии О. Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом. Можно выделить ее сле- дующие основные положения: (1) социальные изменения совершаются эволюционным путем, то есть естественным образом без насилия и революции; (2) существуют объективные законы развития общества; (3) эти законы могут быть открыты и использованы человеком; (4) социальные изменения в истории совпадают с прогрессив- ным развитием общества. Основной вопрос социологического эволюционизма — вопрос об определяющем факторе социальных изменений, открытие которого могло бы привести к выявлению законов общественного развития и критериев общественного прогресса (см. материалы настоящей главы). Для Конта таким фактором являются человеческий разум и зна- ние. В соответствии с этим он выделяет т р и стадии эволюции: теологическую, метафизическую и позитивную. Для Спенсера это усложнение общественной жизни, увеличение ее дифференциации, структур и функций, сопровождающихся ростом интегративных процессов в обществе. В связи с этим процесс эволюции предстает как переход от «военного» общества к «промышленному» обществу. Дюркгейм основным фактором эволюции считал разделение труда. На этом основании он выделяет д в е последовательные стадии Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 12. Социальные изменения: понятие, теории, факторы 301 эволюции: общество «механической солидарности» (традиционное общество) и общество «органической солидарности», основанное на разделении труда. В основе классического эволюционизма лежат следующие мето- дологические положения: (1) социальный детерминизм — всякое новое состояние общества обусловлено его более ранним состоянием; (2) фатализм — социальное развитие рассматривается как неот- вратимый и неизбежный процесс; (3) однолинейность развития — изменение происходит всегда одним и тем же путем от низшего к высшему. Классическая эволюционная теория социальных изменений сыграла важную роль в понимании характера и причин историче- ского развития. Однако у этой концепции были существенные не- достатки. В частности, ее авторы рассматривали развитие общества на длительном этапе его развития, в большой исторической пер- спективе, но не смогли адекватно определить промежуточные ста- дии развития между простыми (ранними) и сложными (современ- ными) обществами. Кроме того, они рассматривали социальные изменения только как однолинейный процесс и не обращали вни- мания на многолинейный характер социальных изменений, что, с точки зрения современных синергетических и целостных философ- ских представлений, не выдерживает абсолютно никакой критики. Неоэволюционизм Представители этого направления, возник- шего в середине XX в., рассматривали социальные изменения в со- ответствии с принципами эволюционной теории, но они пытались преодолеть недостатки классического эволюционизма. Наиболее за- метное выражение неоэволюционизм получил в работах Т. Парсонса, представителя структурного функционализма. В своей критике прежнего эволюционизма он утверждал, что эволюция не является однолинейной, а идет одновременно во многих направлениях и включает в себя целый ряд стадий в общем эволюционном процес- се — от первобытного к современному обществу. Заключительная стадия социальной эволюции — развитой индустриализм, который является «концом» эволюционного процесса. В связи с этим у Пар- сонса наблюдается тенденция рассматривать одно собственное об- щество — США в качестве «самого современного и прогрессивного», ибо оно в большей степени, чем все другие, способно, по его мнению, к адаптации, которая и является одним из основных механизмов социальной эволюции. Всего же он выделяет ч е т ы р е таких механизма эволюции: Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 302 (1) дифференциация — усложнение социальной структуры; (2) адаптация — новый способ соотнесения социальной систе- мы с окружающей средой при использовании ее ресурсов. В обществе в целом функции адаптации выполняет эконо- мика, в том числе новая техника; (3) увеличение объема членства в обществе (инклюзия); (4) обобщение ценностей. В современном изменяющемся обще- стве ценности и нормы все в большей степени становятся всеобщими, все больше утверждаются представления об уни- версальных правах, идеалах и ценностях, независимых от типа социальной системы (например, Декларация ООН о правах человека). Еще один важный момент теории Парсонса — утверждение, что социальные системы всегда тяготеют к равновесию, даже в том слу- чае, если они не могут достичь его в действительности. Поэтому социальное изменение — это движение от одного состояния равнове- сия социальной системы к другому. Этот момент вызвал критические замечания оппонентов Парсонса за то, что он не уделяет должного внимания месту и роли конфликта в социальном изменении. Таковы основные социологические теории эволюционизма. Свое продолжение это направление в объяснении социальных из- менений находит в таких концепциях, как теория модернизации и теория постиндустриального общества. Теория модернизации Как модель социального изменения эта концепция становится широко известной в 1950—1960-е годы. Предложенная американскими социологами, эта теория выступила той парадигмой (моделью), которая объясняла глобальный процесс развития, в ходе которого традиционные (аграрные) общества дос- тигают состояния современного общества (общества модерна). Теория модернизации возникла как некоторая попытка дать от- вет на вопрос о путях развития обществ Третьего мира, то есть бывших колониальных стран (главным образом Азии, Африки и Латинской Америки), которые обрели свою свободу и независи- мость во второй половине XX в. Можно выделить следующие ос- новные принципы этой теории: (1) резкое противопоставление современного общества традицион- ному обществу. Под традиционным обществом имеется в виду преимущественно сельское, аграрное, относительно статичное общество, под современным обществом — изменяющееся, индустриальное, урбанизированное общество, в котором произошла модернизация, начало которой было положено в XVIII в. в Европе промышленной революцией; Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 12. Социальные изменения: понятие, теории, факторы 303 (2) переход от традиционного к индустриальному обществу происходит эволюционным путем, а сами социальные изме- нения носят однолинейный характер; (3) основные факторы и механизмы модернизации — дифферен- циация структур и функций социальной системы, при одно- временной интеграции ее базовых элементов; преодоление и замена традиционных ценностей на ценности, способствую- щие социальному развитию и прогрессу. В общем социологическом плане модернизацию можно опреде- лить как регулируемый и целенаправленный процесс, в ходе которого традиционное общество достигает состояния такого общества, кото- рое признается современным, то есть состояние модерна. В целост- ном процессе модернизации приверженцы этой теории выделяют такие его аспекты, как экономическая, политическая, социальная и культурная модернизации. Теория модернизации, как отмечалось, тесно связана с концеп- цией эволюционизма. Но в классическом эволюционизме развитие рассматривается как спонтанное, имманентное осуществление внутренних тенденций и законов общественного развития. В отли- чие от этого в концепции модернизации развитие рассматривается скорее как социальное изменение, задуманное и направляемое извне. Модели современного общества, его образцы и ценности, по мне- нию авторов этой теории, находят свое воплощение в обществах Западной Европы и США, и ценности именно этих стран (вспом- ним здесь слова Ф.М. Достоевского об этих западных «ценностях» — «несвятых святынях»!) рекомендованы (кем и с какими целями?) к распространению на весь мир. Критики этой теории не случайно ут- верждают, что эта концепция социальных изменений навязывает западную модель развития и отвергает возможность новых форм общества. Иначе говоря, в таких практиках прослеживается стрем- ление продлить и далее те порядки и «правила игры» в современ- ном социуме, которые нужны Западу для продления своих, прямо скажем, колониальных времен. Не так ли? Теория постиндустриального общества Разделяя основные по- ложения эволюционизма, эта теория пытается создать образ буду- щего посредством экстраполяции имеющихся тенденций социаль- ного развития. Она стремится обрисовать ту социальную картину, которая осуществится после реализации всего потенциала развития индустриального общества. Теория постиндустриального общества возникла в конце XX столе- тия. Ее представители Д. Белл, Дж.К. Гэлбрейт, А. Турен, О. Тоффлер, Дж. Несбит и др. исходят из методологической установки техноло- Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 304 гического детерминизма. Согласно этой концепции, решающая роль в социальных изменениях принадлежит технологическим изменениям, которые происходят в прогрессе технологических революций: (1) промышленная революция XVIII—XIX вв.; (2) научно-техническая революция 1950—1960-х годов; (3) информационно-компьютерная революция конца XX в. В соответствии с этим главным тезисом Д. Белл выделяет т р и стадии исторического процесса: (1) доиндустриальное общество; (2) индустриальное общество; (3) постиндустриальное общество. В работе «Пришествие постиндустриального общества» Белл пишет, что на смену индустриальному обществу пришло постинду- стриальное общество, которое характеризуется следующими основ- ными чертами: (1) общество все более становится информационным, основан- ным на знании и производстве нового знания. Здесь теоре- тическое знание становится «осевым принципом» общества и является главным источником инноваций, формирования политики и социальных изменений вообще; (2) в экономической сфере деятельности на первое место вместо производства товаров заступает производство услуг; (3) изменяется классовая структура общества — утверждение нового «осевого принципа» приводит к преобладанию про- фессионалов и технических специалистов, которые составляют новый интеллектуальный класс; (4) основное воздействие на принятие решений во всех сферах общественной жизни (экономической, политической и со- циальной) оказывают новый интеллектуальный класс и новые интеллектуальные технологии. Другие представители теории постиндустриального общества, развивая и конкретизируя названные положения, отмечают также такие тенденции и черты этого общества, как растущая власть ме- неджеров, превращение теоретического знания в непосредственную си- лу, «революция менеджеров», глобализация, компьютеризация и т.д. Следует отметить, что концепция постиндустриального общест- ва хотя и получила широкое распространение, однако ее основные черты пока еще далеки от воплощения на практике даже в развитых странах. Современные общества все еще далеки от реализации таких важных идей постиндустриального общества, как «общество досуга», «общество всеобщего изобилия» и т.д., то есть не преодолели стадию индустриализма. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 12. Социальные изменения: понятие, теории, факторы 305 Теории циклического развития Представители этого направления рассматривают социальные из- менения не как прямолинейное развитие, а как замкнутый цикл, состоящий из т р е х фаз: подъема (становления), расцвета и упадка (старения и гибели). Согласно этим теориям, история состо- ит из повторяющихся циклов, а поэтому идея однолинейной на- правленности исторического процесса и идея прогресса теряют смысл. Впервые эта концепция появилась в философии истории, а затем была воспринята и осмыслена в рамках социологии. В рамках философии эта теория разрабатывалась русским мыс- лителем Н.Я. Данилевским, немецким философом О. Шпенглером, английским ученым А. Тойнби. В социологии теорию исторических циклов впервые изложил итальянский ученый В. Парето (1848—1923). По его мнению, в со- циальном развитии существуют определенные циклические процессы, связанные со сменой или «циркуляцией» элит. Как социальный процесс смена элит происходит потому, что одни индивиды — «львы» — склонны к консерватизму и более пригодны к поддержа- нию status quo, а другие — «лисы» — легко приспосабливаются к социальным изменениям и более склонны к риску и активности. Стратегия действий «львов» основана на силе, а «лис» — на хитро- сти. Исторический процесс и представляет собой последовательную смену одних элит другими. Оригинальную теорию циклического развития сформулировал П.А. Сорокин. В работе «Социология и культурная динамика» он рассматривает социальный мир как состоящий из целостных со- циокультурных систем, главной составляющей каждой из которых является культурный менталитет, определяющий миропонимание и систему ценностей людей. Существует два основных противоречи- вых типа культурных менталитетов: умозрительный (идеократиче- ский)и чувственный, между которыми находится промежуточный — идеалистический менталитет. Умозрительный менталитет включает такие положения, как: мир вечен, имеет духовную сущность, истина постигается верой и откровением и т.д. Чувственный менталитет, напротив, предполагает рассмотрение мира в качестве материального, ориентацию человека на достиже- ние материальных ценностей. Социальный процесс, по мнению Сорокина, основан на цикле изменений культурного менталитета, который проходит этапы от умозрительного через идеалистический к чувственному и обратно. Когда возможности господствующего менталитета оказываются исчерпанными, на его место через про- межуточный тип заступает противоположный менталитет. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 306 Теории революционных социальных изменений Эту концепцию социальных изменений обосновал Карл Маркс. С точки зрения Маркса и его сторонников, развитие общества про- исходит путем революционного перехода от одной общественно- экономической формации к другой, более высокой и прогрессив- ной. Сама социальная революция — это резкие качественные изме- нения во всех сферах общественной жизни. Экономической осно- вой социальной революции является противоречие между произво- дительными силами и производственными отношениями, главные из которых отношения собственности. Когда нарушается закон со- ответствия производственных отношений уровню и характеру раз- вития производительных сил, то есть первые начинают тормозить развитие последних, и наступает социальная революция. Согласно марксизму, характер революции определяется теми целями и задачами, которые она преследует. В связи с этим следует выделить, прежде всего, буржуазные, социалистические и нацио- нально-освободительные революции: (1) буржуазные революции ставят своей задачей ликвидацию феодального способа производства и утверждение капитали- стических общественных отношений (например, революция 1640 г. в Англии, революция 1776 г. во Франции); (2) социалистические революции связаны с ликвидацией капита- листического способа производства и установлением господ- ства государственной или общественной собственности. Ос- новные задачи этих революций — ликвидация эксплуатации одного класса другим, утверждение принципа социальной справедливости (например, революция в октябре 1917 г. в России, революция 1949 г. в Китае); (3) национально-освободительные революции осуществляются в колониальных странах. Главными задачами таких революций являются освобождение страны от колониальной зависимо- сти и создание национального государства, национальной экономики и культуры (такие революции произошли во вто- рой половине XX в. в странах Третьего мира). Революционные изменения носят фундаментальный характер и связаны с резким преобразованием всей структуры и способа функ- ционирования общества. Революцию следует отличать, с одной сто- роны, от протекающих медленно и плавно эволюционных измене- ний, а с другой — от происходящих быстро и резко социальных из- менений, но не изменяющих социальной структуры и способа функционирования общества, а потому и не являющихся револю- циями. К последним относятся различного рода перевороты, вос- стания, бунты и т.д. |