Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
Скачать 2.71 Mb.
|
Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» Социология Под редакцией доктора философских наук?, академика РАЕН В.К. Батурина Четвертое издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений Москва z 2012 Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» УДК 316(075.8) ББК 60.5я73-1 С69 Р е ц е н з е н т ы: доктор философских наук, профессор Н.И. Иконникова доктор философских наук, профессор А.М. Егорычев Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Социология: учебник для студентов вузов / под ред. С69 В.К. Батурина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. — 487 с. — (Серия «Золотой фонд россий- ских учебников»). I. Батурин, Владимир Кириллович, ред. ISBN 978-5-238-02266-6 Агентство CIP РГБ Рассматриваются основополагающие концепции, теории, методоло- гические подходы, понятия современной социологии в ее историческом и логическом развитии. Особое внимание уделяется анализу фундамен- тальных проблем развития современного общества средствами и методами социологической науки. Для более глубокого усвоения теоретический материал сопровождается анализом актуальных проблем развития современного общества. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также для всех интересующихся социологией и решением проблем развития современного общества. ББК 60.5я73-1 ISBN 978-5-238-02266-6 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2012 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ФЗ № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г.). Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2012 Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» Предисловие Социология как наука не нуждается в особом представлении. Для большинства современных людей ее роль и значение в построении рационально обоснованных и взвешенных общественных практик в различных организациях и социальных общностях, в обществе в целом принципиально значимы и необходимы. Трудно переоценить возможности этой науки для достижения образовательных и воспитательных целей — для профессионального и личностного роста и становления, в частности, студентов, полу- чающих высшее образование в российских вузах. Это и неудиви- тельно — ведь преподавание социологии призвано решать целый каскад важнейших задач, таких как мировоззренческая, познава- тельная, прогностическая, преобразовательная, аксиологическая, критическая и т.д. Интеллектуальные возможности и ресурсы социологии настоль- ко велики и разнообразны, что позволяют любому человеку, усво- ившему ее теоретико-методологические и прикладные основы, осознанно и системно постигать процессы и явления в обществен- ной жизни современного социума, уверенно ориентироваться в сложностях собственной деятельности, принимать обоснованные и корректные управленческие решения. В последние годы изданы десятки учебников и учебных посо- бий по общим и отраслевым социологическим курсам. Каждый та- кой учебник и учебное пособие представляют определенную цен- ность и обладают индивидуальными, только им присущими осо- бенностями и достоинствами. Какие особенности следует отметить в данном учебнике? Прежде всего, он полностью переделан и обновлен по отноше- нию к предыдущим четырем своим изданиям. И дело не только в том, что это нужно было сделать ради приведения его содержания в соответствие с новыми требованиями Федерального государствен- ного образовательного стандарта третьего поколения — фундамен- тальностью, культуроцентричностью, необходимостью преодоления экономоцентризма и т.д. Все это действительно сделано в этом учебнике, но еще и вместе с решением других, на наш взгляд, весьма важных задач. Поясним их более подробно. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 4 Когда берешь в руки многочисленные учебники по обществен- ным и гуманитарным наукам, часто их содержание отталкивает своим полным несовпадением с реальной жизнью и ее проблемати- кой. Читаешь такой учебник — везде тишь и благодать, все распи- сано по полочкам, все функционирует якобы согласно уже откры- тым законам и принципам, человечество замечательно прогрессиру- ет, от одной вершины своих исторических достижений уже очень успешно движется в сторону следующей, не менее великой цели, которая обязательно будет достигнута в самое ближайшее время, и притом во что бы то ни стало. Такой учебник успокаивает, убаюки- вает, обнадеживает, а в конечном итоге элементарно… вводит в за- блуждение! Ведь в жизни, в окружающей реальности все обстоит совсем по- другому, и содержание такого учебника практически «не цепляет» эту самую истинную реальность социума и человека. Наука и ре- альность оказываются разведенными по разным «мирам», с мини- мальной зоной соприкосновения или пересечения. Социология по примерно такому учебнику оказывается нужной разве что для сдачи экзамена или зачета, и только. Реальность же, практическая жизнь данного человека, и после изучения им курса социологии оказыва- ется и в дальнейшем без какого-либо воздействия со стороны нау- ки, остается принципиально не тронутой всем ее познавательным, критическим, преобразовательным, мировоззренческим и прочим потенциалом. Авторский коллектив сделал попытку представить совершенно иной учебник. Замысел его и состоит в том, чтобы свести в единое целое, с одной стороны, мир академических истин социологии как науки и, с другой стороны, реальный мир современного социума с его кричащими проблемами, острейшими противоречиями и дис- функциональными проявлениями буквально везде и всюду. Свести эти искусственно разведенные миры в единое целое для того, чтобы поставить честный, откровенный и научно обоснованный диагноз реальному положению дел в современном обществе, а также чтобы показать огромные возможности социологии как науки для преодо- ления общественных проблем, противоречий, дисфункций, патоло- гий. Это п е р в о е, но не единственное отличие данного учебника. В т о р о е принципиальное его отличие в том, что в нем об- суждение социологических проблем и вопросов начинается не с О. Конта, а с тех самых времен, когда эти социологические воззре- ния реально появились в человеческом обществе, — с древнейших времен. Не следует игнорировать все то великолепие социологиче- ских идей, истин, подходов, которыми так богаты все исторические Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» Предисловие 5 эпохи, начиная с эпохи мифологической. Почему же обычно рас- смотрение социологии начинают с О. Конта? Дело в том, что француз- ский социолог Конт является одновременно основателем позитивизма, одной из главных идей которого был отказ, уход от всей предшест- вующей науки, особенно от философии (метафизики). Конт объяв- ляет о необходимости создания принципиально новой, позитивной науки взамен ненужной старой. Все старые знания, в том числе со- циологические, Контом признаются якобы химерическими, негод- ными, сомнительными, смутными, отрицательными. По каким та- ким научно обоснованным основаниям вынесен такой суровый вер- дикт, если все эти знания до него им вовсе не рассматривались в принципе? Т р е т ь е принципиальное отличие в том, что в нем реали- зуется новая теоретико-методологическая концепция учебника — це- лостно-конструктивистская. Все содержание учебника пронизано центральной идеей: изла- гать основы социологии таким образом, чтобы на каждом фрагменте социологического знания показывать огромную значимость социо- логической науки для разнообразных человеческих общественных практик, как правило, доведенных до дисфункционального, даже патологического своего состояния. Вся особенность и острота новой концепции этого учебника социологии станет понятной еще больше, если сформулировать од- но из центральных положений авторской концепции данного изда- ния: социологическое знание должно излагаться в первую очередь как принципиально антикризисное средство незамедлительного преобразо- вания и модернизации большинства ныне господствующих общест- венных практик в силу того, что все они (или как минимум абсо- лютное большинство из них) пребывают в разрушенном, дисфунк- циональном и деструктивном состоянии. Но зафиксировать эту атрибутивно-присущую всем обществен- ным явлениям и процессам ярко выраженную кризисность, тупико- вость и дисфункциональность — это только полдела для данного учебника, только половина его концептуального (целостно-кон- структивистского) замысла. Есть еще и вторая половина решаемых в нем авторских задач — изложение основ социологии должно по- стоянно решать одну и ту же, причем центральную, задачу: как на научной основе, в том числе с помощью возможностей социологии, преодолеть эту кризисность, эту дисфункциональность современ- ных общественных реалий? Как помочь человечеству выбраться на «чистую воду» из всех этих чудовищных кризисов, катаклизмов, по- трясений, цивилизационных ловушек? Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 6 Такова главная концептуальная особенность данного учебника. По большому счету именно так подойти к его написанию нас побу- дил гениальный план великого русского философа Н.А. Бердяева — план Эсхатологической Метафизики. Вот этот план в самом простом изложении: человек — не пассивный исполнитель законов этого миропорядка, он, человек, на самом деле — творец и изобретатель. Именно сам человек довел мир, в котором живет, до предельного — разрушительного и гибельного — состояния, и все, что теперь мо- жет и должен делать на своей планете человек, должно рассматри- ваться только в формате одной Цели, в формате одной Истины — в свете конца света по причине катастрофических для мира деяний самого человека. По Бердяеву, дальнейшее существование человечества зависит от того, насколько оно окажется способным именно к героическому поведению. Других, более легких и мягких сценариев у человечест- ва уже не осталось, слишком велики и масштабны человеческие провалы и ошибки, одолеть которые можно теперь только на пути предельно героического поведения всех и каждого. Нам представляется, что учебник социологии, построенный на такой концептуальной основе, которая принципиально и честно от- вечает на вызовы нашей исторической эпохи, стремится по- настоящему найти научные решения критических для человечества проблем, — такой учебник социологии имеет право как на издание, так и на внимание со стороны своего читателя. Учебник написан авторским коллективом кафедры философии и социо- логии Всероссийского государственного заочного финансово-эко- номического института под общей редакцией заведующего кафедрой, доктора философских наук, академика РАЕН В.К. Батурина. Предисловие, главы 1, 2, 3, 9, 14, 17 — д-р филос. наук., акад. РАЕН В.К. Батурин Главы 7, 11, 12 — д-р филос. наук, проф. В.П. Ратников Главы 15, 16 — д-р филос. наук, проф. О.А. Останина Глава 18 — д-р социол. наук, проф. И.А. Уледова Главы 4, 5, 6, 17 — канд. филос. наук, доц. Л.С. Чурочкина Главы 7, 13 — доц. Ж.Б. Скрипкина Главы 8, 10 — канд. филос. наук, доц. Л.Т. Подвойская Глава 19 — канд. филос. наук, доц. В.В. Юдин Авторы будут благодарны за критические замечания и пожелания, высказанные по содержанию и структуре учебника. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» Раздел I Социология как наука Глава 1 Социология: общий теоретико-методологический обзор развития основных ее содержательных идей Глава 2 Современная социология: предмет, понятийный аппарат, основные теории и парадигмы, функции Глава 3 Методология, методика и техника социологических исследований Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» Глава 1 Социология: общий теоретико- методологический обзор развития основных ее содержательных идей Следует констатировать, что, к сожалению, повсеместно утверди- лась, на наш взгляд, совершенно неправильная практика написания учебников, при которой изложение содержания той или иной науки сразу же начинается с анализа предмета данной научной дисципли- ны. Для неискушенного читателя (как правило, именно такой чита- тель у авторов учебников) это весьма проблематично, ведь суть предмета любой науки принципиально методологическая, требую- щая наличия значительного объема знаний о данной науке — об основных этапах ее развития, главных теоретических подходах и т.д. Без такого теоретико-методологического знания вести разго- вор о предмете той или иной науки — бесполезное занятие. Для осмысленного понимания и обсуждения вопроса о предмете науки, в данном случае — социологии, читателя надо постепенно ввести в проблематику и основные идеи данной научной дисциплины, «ра- зогреть» его интеллект, обеспечить мотивацию обучения и т.д. Это можно сделать только одним способом — начать учебник с теоре- тико-методологического обзора развития основных идей данной науки, с краткого анализа основных ее этапов. И только после по- добного обзора появится реальная возможность перейти к обсужде- нию других содержательных вопросов данной дисциплины, в том числе вопроса о предмете социологии. 1.1. Теоретико-методологический обзор развития основных социологических идей до возникновения социологии как науки Как уже отмечалось, исторический обзор развития социологии — науки об обществе, как правило, начинают с анализа трудов и творчества О. Конта, считающегося ее основателем. Возникает за- кономерный вопрос: неужели проблемы общественного устройства и его развития не волновали мыслителей, ученых, философов раньше Конта, раньше XIX в.? Конечно же нет! Социологическим Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 1. Социология: общий теоретико-методологический обзор развития 9 исследованиям на самом деле несколько тысячелетий! Тогда в чем тут дело? А в том, что Конт, будучиеще и основателем новой фи- лософии — позитивизма,поставил во главу угла этой новизны идею… полного отказа, ухода от предшествующей науки. Конт объявля- ет о необходимости создания принципиально новой, позитивной науки взамен ненужной старой, в том числе и в отношении общества. Мы еще не раз вернемся к анализу работ О. Конта и других со- циологов Новейшего времени, но сейчас перейдем к рассмотрению идей социологии как науки, начав их обзор с тех самых древних времен, когда они фактически появились. Социально-политические учения в Древнем Китае Самые первые социально-политические учения возникли еще в Древнем Китае. Они до сих пор не потеряли своей актуальности, поражают своей глубиной, основательностью и доказательностью. Одним из первых социологов следует считать, несомненно, Конфу- ция (ок. 551—479 до н.э.). Государство, считал этот великий мысли- тель, необходимо для справедливого и достойного существования людей в обществе, для повсеместного утверждения в нем главного принципа социальной гармонии — морального согласия. Основа благосостояния народа — правильное управление государством, ко- торое состоит в умении каждого человека поставить на ту долж- ность, где он способен принести государству наибольшую пользу 1 По Конфуцию, идеальное государство возможно только в условиях выстраива- ния отношений между людьми в духе со- лидарности, характерной для родственной близости членов семьи. Смысл этой соли- дарности — в исполнении каждым чело- веком своих обязанностей, в правильном поведении, предполагающем постоянное самообуздание, в подчинении поступков людей культурной норме, без чего устой- чивая социальность просто невозможна 2 Конфуций идеальное государство уподоб- лял хорошей семье и живому организму. Учение Конфуция часто характеризуют как социальную этику, поскольку в центре его пред- ставлений — образ совершенного человека (цзюнь — цзы). Главное 1 Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 1. С. 21—22. 2 История философии: Энциклопедия. Мн., 2002. С. 482—483. Конфуций Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» I. Социология как наука 10 качество подобного человека — единство его человеколюбия (жэнь), чувства долга (ли) и сыновней почтительности (сяо). Единство этих трех начал должно пронизывать всю жизнь человека, его отношение не только к семье, родителям, но и к роду, клану и государству 1 Фактически именно Конфуций — родоначальник исследова- тельской социологической традиции, считающей невозможным достижение идеального общественного устройства без соответст- вующего воспитания такого же идеального человека. Как отмечал выдающийся философ ХХ в. Карл Поппер, невозможно создать со- циальные институты, «которые работали бы независимо от того, какие люди их обслуживают» 2 . В самом деле, разве не очевидно, что во многом общественные порядки и социальные реалии опре- деляются качеством того «человеческого материала», из которого они состоят? Несомненная заслуга Конфуция именно в том, что он сумел реализовать целостный подход к исследованию общественно- го устройства, соединив воедино два взаимосвязанных и неразде- лимых процесса — социального и личностного прогресса 3 Свое учение об идеальном государстве Конфуций создавал в полемике с представителями другой древнекитайской социологиче- ской школы — законниками. Они утверждали приоритетное значе- ние для благополучия государства и общества наличия хороших за- конов. Возражая законникам, Конфуций настаивал на первичной значимости ценностных, нравственных начал и вторичности любых самых строгих законов. После того как конфуцианство стало государственной идеологи- ей Китая, вся система воспитания, образования и управления была подчинена духу единства жэнь, ли и сяо — принципиально духов- ным ценностным началам, которым фактически китайцы следуют и до сих пор, уже в нашу историческую эпоху, что, очевидно, де- монстрирует выдающуюся эффективность именно ценностных и нравственных начал в устроении общественных отношений и взаимодействий. Хотя справедливости ради следует отметить, что еще и до Кон- фуция у китайцев «появляется понятие добродетели (дэ), суть кото- рого в следовании божественным установлениям Неба. Владея дэ, правитель имеет право управлять Поднебесной, утрачивая дэ, он теряет это право» 4 . Хорошо видна абсолютная зависимость права на 1 Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс). М., 2003. С. 44. 2 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 293. 3 Горелов А.А. Социология: Учебник. М., 2006. С. 65. 4 Мареев С.Н., Мареева Е.В. Указ. соч. С. 37. |