Главная страница
Навигация по странице:

  • Copyright « «» «A K-C»

  • Научная картина мира

  • Макросоциологический уровень

  • Copyright « «» «A K-C» 2. Современная социология: предмет, понятийный аппарат, основные теории 41Микросоциологический уровень

  • Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
    Дата12.12.2022
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла31005_90ef4ddf6543863ac9d2ef238bf781af.pdf
    ТипУчебник
    #841202
    страница5 из 60
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    1. Социология: общий теоретико-методологический обзор развития
    35
    Дальнейшее развитие эмпирическая социология получила в тру- дах А. Кетле, открывшего ряд статистических закономерностей об- щественной жизни и развившего сами математические методы ис- следований в эмпирической социологии. Его социологическая ста- тистика оказалась связанной с переходом от простого сбора и количественного описания данных к установлению на их основе статистических закономерностей, которые Кетле обоснованно от- носил к объективным социальным законам. Об этих методах у нас еще будет возможность поговорить более подробно в последней главе, посвященной проблемам методологии, методики и техники социологических исследований.
    Классический этап развития социологии сформировал основ- ную проблематику этой науки — классификации и структуры обще- ства, активности различных социальных институтов и организаций, социальной общности, социальных действий личности и т.д. В это же время оформился ее базовый понятийный аппарат, к которому в полной мере могут быть отнесены такие понятия, как «общество»,
    «социальный факт», «социальное отношение», «социальное дейст- вие», «социальная система», «социальная группа», «социальный ин- ститут», «социальная структура», «социальная функция», «социаль- ная система» и другие. Классический этап развития социологии — это и появление трех главных парадигм социологической науки — по- зитивизма, марксизма, веберианства. Но в целом это только отно- сительно начальный этап развития социологии, поскольку ее ос- новные результаты были получены уже в последующем историче- ском времени — современном.
    Контрольные вопросы
    1. В чем сущность государства, по Конфуцию?
    2. Возможно ли создание государства и других социальных институ- тов независимо от того, какие люди их обслуживают?
    3. Как связаны между собой два процесса — социальный и личност- ный прогресс?
    4. Какую социологическую традицию в познании общества прерва- ли Протагор и софисты?
    5. Дайте характеристику социологических воззрений Сократа.
    6. Охарактеризуйте социологические воззрения Платона.
    7. Дайте характеристику социологических воззрений Аристотеля.
    8. Охарактеризуйте социологические воззрения эпохи Возрождения.
    9. Сравните социологические воззрения Т. Гоббса и Дж. Локка.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    I. Социология как наука
    36 10. Охарактеризуйте социологические воззрения О. Конта и Г. Спенсера.
    11. Охарактеризуйте социологические воззрения К. Маркса.
    12. В чем сущность социологических воззрений М. Вебера?
    13. Поясните суть социологических воззрений Э. Дюркгейма.
    14. Как вы понимаете термины «однофакторная модель общества» и
    «многофакторная модель общества»?
    15. Как связаны между собой социальные и ценностные аспекты общественной жизни?
    Литература
    1. Волков
    Ю.Г., Нечипуренко
    В.Н., Самыгин
    С.И. Социология:
    История и современность. М.: Ростов н/Д., 1999.
    2. Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2004.
    3. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.
    4. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997.
    5. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.
    6. Лапин Н.И. Общая социология. М., 2006.
    7. Социологическая энциклопедия: В 2 т. М., 2003.
    8. Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М., 2008.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    Глава
    2
    Современная социология: предмет, понятийный аппарат, основные теории и парадигмы, функции
    2.1. Основные теории и парадигмы современной социологии
    После научных исследований Макса Вебера стало окончательно яс- но, что первичны именно ценностные изменения; все другие, в том числе экономические, политические, институциональные и др., вторичны, зависимы от ценностных изменений в любом социуме.
    Общественная жизнь есть, по Веберу, сознательная, ценностно-
    ориентированная деятельность. Поэтому попытки трактовать обще- ство как механизм, систему материальных отношений, складываю- щихся независимо от сознания человека, ровным счетом ничего не дают для постижения истинного смысла общественных явлений.
    Социум не может быть построен как физический предмет исследо- вания, этому принципиально препятствует «понимающая» специ- фика социального начала. Общество, согласно Веберу, нельзя по- нять ни через объективное его описание, ни путем субъективного чувствования. Методологическим инструментом социального по- знания служит умышленно построенный самим исследователем теоретический конструкт — идеальный тип. Согласно Веберу, «иде- альные типы» —это лишь мыслительные конструкции, которые так же мало встречаются в действительности, как химически чистые вещества или абсолютно твердые материалы
    1
    . «Социальное дейст- вие» возможно лишь как творческий акт, в котором личность ут- верждает «смысл» вещей и поступков, синтезирует ценности, делает выбор, соотносит средства и цели. Осознанный и преднамеренный выбор того или иного идеального типа в качестве господствующего и конституирующего социальную реальность — вот суть принципи-
    ально конструктивистского подхода к решению проблем социологии.
    Первичны убеждения, нормы, принципы людей, а вовсе не пре- словутые производственные отношения, экономические интересы,
    1
    Вебер М. Указ. соч.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    I. Социология как наука
    38
    выгода и т.п. Вебер решительно порывает с экономизмом, с «эко- номическим империализмом» в социологии, и, на наш взгляд, именно этот прорыв открывает новые горизонты и возможности социологической науки. Особо подчеркнем следующее важнейшее положение: внутренняя логика развития всей социологии как науки— это именно попытка уйти от принципиально односторонних подхо- дов к исследованию общества и, в частности, стремление освобо- диться от чрезвычайно жесткого экономоцентристского подхода к обществу и к его сути. Предмет социологии взрастает именно из стремления найти такие исследовательские возможности, чтобы не потерять в обществе как предмете исследования ни одной значимой черты, ни одного значимого отношения и связи. Всестороннее об- суждение предмета социологии у нас еще впереди, а здесь следует отметить тот факт, что к аналогичным выводам пришли и предста- вители Баденской (Фрейбургской) школы Виндельбанд и особенно
    Риккерт. Главная ошибка человеческого отношения к миру, по
    Риккерту, в том, что используемое понятие о мире слишком узко, оно не выходит за пределы действительного бытия, являющегося лишь малой частью мира, который включает в себя еще и ценност- ные начала человека. По Риккерту, понять мир — это значит найти способ соединения, с одной стороны, самой действительности, а с другой стороны, ценности
    1
    Содержание социологической науки
    Мир как единство действительности и ценности — это в полной ме- ре созвучно идеям и современной социологии. И в нашей стране, и за рубежом содержание социологической науки принято рассматри- вать иерархически и мыслить его состоящим из пяти уровней.
    Четыре верхних уровня социологического здания представлены
    фундаментальной социологией, а пятый — прикладной.
    Научная картина мира
    П я т ы й уровень — это целостная на-
    учная картина мира, в которую входит в качестве ее необходимого содержания и знание социологического характера. Самый верхний уровень теоретического знания, связанный с научной картиной ми- ра, вообще говоря, не является собственно социологическим. Он образован абстрактными категориями, имеющими универсальное для всех наук значение, его правильнее относить, скорее, к фило- софии — именно философское знание составляет основу любой на- учной картины мира.
    1
    Новейший философский словарь. Мн., 2003. С. 69.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    2. Современная социология: предмет, понятийный аппарат, основные теории
    39
    Социологическая часть научной картины мира это совокуп- ность самых общих представлений о том, как устроена и каким за- конам подчиняется социальная реальность, в которой существуют общество и образующие его индивиды.
    Картина мира включает следующие компоненты: общефилософ- ские положения о строении мира и его развитии; общенаучные принципы, выступающие в роли нормативных регуляторов деятель- ности ученого (объективность и достоверность научного знания, истинность, и др.); идеологические стандарты и нравственные цен- ности; эвристические модели, заимствованные их других областей знания и используемые как средство объяснения социальной ре- альности (например, сравнение общества с живым организмом у
    Г. Спенсера), и другие положения принципиально общего и абст- рактного характера.
    Картины мира варьируются от общества к обществу и даже от сегмента к сегменту внутри одного общества. В этом смысле гово- рят, что научная картина мира всегда культуроцентрична, она принципиально разная у европейца или у китайца, у русского или у австралийца. Картины мира даются человеку вместе с языком обще- ния в процессе его социализации в данном конкретном обществе.
    Макросоциологический уровень
    Следующий, ч е т в е р - т ы й уровень — уровень макросоциологических, самых общих со- циологических теорий. Макросоциологический уровень означает ориентацию на общий анализ социальных структур, больших соци- альных групп, слоев, систем и процессов, в них происходящих. Со- циальная общность, выступающая объектом макросоциологическо- го анализа, — это вся человеческая цивилизация в целом и наибо- лее крупные ее образования. Основные проблемы современной социологии на макроуровне — выживание человечества и карди- нальное обновление цивилизации, поднятие ее на более высокую ступень своего развития. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а наце- лен на их комплексный и целостный (глобальный) охват. Макросо- циологический подход к явлениям связан с общественными мировы- ми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобаль- ными процессами. Макросоциологические теории рассматривают функционирование общества как единого целого.
    К основным макросоциологическим теориям относятся струк- турный функционализм, конфликтная социология.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    I. Социология как наука
    40
    Функционализм в том или ином виде всегда присутствовал во всех социальных теориях, где имелись принципы системного иссле- дования общества. Наиболее полно основы функционализма сфор- мулировали Т. Парсонс и Р. Мертон. Опираясь на достижения ма- тематики, кибернетики и других наук, они предложили рассматри- вать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.
    Парсонс разработал свою «теорию социального действия» как некоей социальной системы, в которую он включил субъекта дейст- вия (агента), цель действия, ситуацию действия, нормативную ори- ентацию субъекта. Каждое действие, в свою очередь, всегда взаимо- связано с другими действиями и составляет вместе с ними еще большую социальную систему как систему уже целой совокупности социальных действий. Согласно Парсонсу, функционирование об- щества, его сохранение и устойчивость обусловлены определенны- ми предпосылками — адаптацией, целедостижением, интеграцией общества, непрерывностью социальной системы. Общество как по- добного рода система должна уметь «заботиться о себе» и выпол- нять эти функциональные задачи, чтобы она вообще могла сущест- вовать как устойчивое и целостное образование. На наш взгляд, это положение напрямую относится и к нашему российскому обществу, к нашей стране.
    В нацеленности на критику структурного функционализма Пар- сонса создавались современные конфликтные теории в социологии.
    У истоков теории социального конфликта стоял американский со- циолог Миллс. Он утверждал, что любой макросоциологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами.
    Наиболее целостную трактовку теория социального конфликта по- лучила в работах немецкого социолога Р. Дарендорфа. Этот ученый убежден, что содержание конфликта связано с отношениями гос- подства и подчинения, с характером власти. Речь идет о доступе к ресурсам, которые являются средствами достижения социальных целей. Неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов влечет за собой неравенство их социальных положений и противополож- ность интересов. Таким образом, захват дефицитных ресурсов, борьба за лидерство, власть и престиж делают неизбежным соци- альный конфликт. «Бесполезно, — считает Дарендорф, — пытаться ликвидировать глубинные причины социальных антагонизмов.
    Можно лишь влиять на течение конфликтов, это открывает воз- можность для эволюционных изменений в обществе»
    1 1
    Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы.
    М., 2002.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    2. Современная социология: предмет, понятийный аппарат, основные теории
    41
    Микросоциологический уровень
    Следующий, т р е т и й уровень частные, или специальные, теории социологии, а также различного уровня конкретные модели социальных процессов и яв- лений. В отличие от макросоциологии микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология исследовательски наце- лена на социальное поведение, межличностное общение, мотива- цию действий, стимулы групповых и индивидуальных поступков.
    На разных этапах исторического развития человечества и в раз- личных социологических школах акцент ставился на социальных общностях и различных сторонах их деятельности. Так сложилось, что в Европе, например, социологическая мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела к ис- следованиям микромира — малых социальных групп и социальных слоев. Внутри каждой социологической школы существуют много- численные течения, которые, по определению В. Фетисова, «изучая те или иные моменты, застревают на отдельных ступеньках лестни- цы исследований».
    Характеризуя социологию как систему знаний, важно также учитывать, что между классической социологией и современной социологией существует определенное различие. Классическая со- циология стремилась к постижению окружающего мира как бы со стороны. Задача ее состояла в том, чтобы описать объект исследо- вания, раскрыть сущность, не рассматривая в этой связи деятельно- сти субъекта. Современная же социология пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, позна- вательного и ценностного отношения к миру.
    Микросоциологические теории уделяют основное внимание изучению человеческого поведения как социального действия. К ним относятся: символический интеракционизм, теории обмена, фено- менологическая социология, этнометодология.
    Символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер, А. Роуз,
    А. Стросс) главный акцент делает на лингвистическую или пред- метную сторону коммуникации, особенно на роль языка в форми- ровании сознания, человеческого Я и общества. Так, с точки зре- ния создателя теории символического интеракционизма Д. Мида, по- ведение человека является сугубо социальным и индивид может стать человеком только в социальной среде. Ученый подчеркивает, что сами люди одновременно и создают социальную среду и нахо- дятся под ее воздействием. Они обретают свою человеческую при- роду благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью симво- лов, важнейшие из которых сосредоточены в реалиях их языкового
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    I. Социология как наука
    42
    общения. В основе символического интеракционизма лежит пред- ставление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.
    Чтобы общение продолжалось, каждый вовлеченный в него должен еще и интерпретировать намерения других с помощью «принятия роли», т.е. поставить себя на место партнера.
    В теории обмена Д. Хоманса главный тезис — «Назад к челове- ку». Этим самым ученый провозгласил сущностный примат психи- ческого начала в человеке над его социальным содержанием.
    Д. Хоманс выдвинул пять взаимосвязанных постулатов, объясняю- щих поведение человека. Первый — постулат успеха — состоит в том, что чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее их последующее воспроизведение. Второй постулат — постулат сти-
    мула — состоит в утверждении положения о том, что если стимул привел к действию, которое оказалось успешным, то в случае по- вторения стимула человек будет стремиться воспроизвести это со- циальное действие. Третий постулат — постулат ценности: чем бо- лее ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен его воспроизвести. Четвертый постулат — постулат насыщения — голодания: чем регулярнее возна- граждается поступок, тем менее человек начинает ценить каждое последующее вознаграждение. Пятый постулат — агрессииодоб-
    рения: если действие не вызывает ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведе- ние, и наоборот. Эти пять положений Д. Хоманс использует в каче- стве социологических средств описания и объяснения всех соци- альных процессов и явлений.
    В феноменологической микросоциологической теории австрийского
    философа О. Шюца решается вопрос о том, как все же мы понимаем друг друга и как на этой основе формируется общее восприятие и общее представление об обществе и мире в целом. Индивиды, со- гласно феноменологам, контактируют с окружающим миром, позна- ют его с помощью чувств. Однако простого наличия чувств недоста- точно для осмысления мира, так как люди сталкиваются с неупоря- доченной массой впечатлений, цветов, запахов, звуков. Поэтому люди организуют окружающий мир в явления, а затем классифици- руют свой чувственный опыт в виде предметов, обладающих общи- ми характеристиками. Люди воспринимают внешний мир через собственные феноменологические «типизации» окружающего мира.
    Постепенно создается определенный запас «знаний здравого смыс- ла», который разделяют все члены общества, что позволяет сущест- вовать вместе и общаться, а также понимать друг друга и смысл всех основных социальных действий.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60


    написать администратору сайта