Главная страница
Навигация по странице:

  • Эмпирические и прикладные исследования

  • Copyright « «» «A K-C»

  • Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
    Дата12.12.2022
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла31005_90ef4ddf6543863ac9d2ef238bf781af.pdf
    ТипУчебник
    #841202
    страница6 из 60
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    2. Современная социология: предмет, понятийный аппарат, основные теории
    43
    И наконец, в этнометодологии — еще одной микросоциологи- ческой теории — считают, что, вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно проте- кать это взаимодействие, причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, идущими от векового опыта данного народа (этноса), а вовсе не от норм и требований рацио- нального поведения людей. Отсюда главный тезис этнометодологии:
    «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». Хорошо видны культуроцентристская направленность и содержание этнометодологической микросоциологической теории.
    Эмпирические и прикладные исследования
    В т о р о й уро-
    вень представлен эмпирическими исследованиями — сравнитель- ными, крупномасштабными, репрезентативными исследованиями, соответствующими самым строгим требованиям науки и способст- вующими приращению нового знания. Основное предназначение эм- пирических исследований — не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию.
    Нижний уровень это прикладные исследования, маломас- штабные и нерепрезентативные, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. К прикладной социологии относятся все политиче- ские опросы, изучение общественного мнения, маркетинговые ис- следования, управленческое консультирование, деловые игры и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фун- даментальной теории и приращение нового знания.
    Эмпирические и прикладные исследования — разные типы социо- логического исследования, у них и принципиально разные методо- логии и технологии. Особо следует отметить две отличительные
    черты, которые позволяют их существенно разграничить.
    (1) Приращение новых знаний. Эмпирические исследования, на- целенные на приращение знаний, либо подтверждают, либо опровергают какую-то частную теорию. Прикладные иссле- дования не нацелены на приращение новых знаний, и они используют частные теории, т.е. прикладывают их к конкрет- ному объекту.
    (2) Репрезентативность. Эмпирические исследования обязатель- но должны быть репрезентативными. У них множество объ- ектов, например средние города в разных регионах. При- кладное исследование не обязано быть репрезентативным, оно проводится на одном объекте (одно предприятие).
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    I. Социология как наука
    44
    Структура современной социологии — совокупный результат трех основных видов дифференциации:
    (1) предметной, определяющей онтологическую ориентацию со- циологической науки («социологический реализм» и «социо- логический номинализм»; о них уже шла речь выше);
    (2) методологической, определяющей разделение исследователь- ской работы по способу познания (теоретическая и эмпири- ческая социология);
    (3) прагматической, определяющей разделение научной деятель- ности по критериям цели и использования результатов ис- следования (академическая и прикладная социология).
    Социологические парадигмы
    Среди множества различных социологических парадигмособо сле- дует выделить следующие.
    Макросоциологические парадигмы:
    (1) структурный функционализм, рассматривающий общество как дифференцированную и упорядоченную систему в его целост- ности (теория социальных систем Т. Парсонса);
    (2) исторический материализм, рассматривающий общество как систему отношений, основывающуюся на неравном распре- делении экономически значимых ресурсов между людьми, чью жизнедеятельность данная общественная система орга- низует и упорядочивает (К. Маркс);
    (3) критическая теория общества, рассматривающая его как сис- тему тотального, всепроникающего контроля, где все сферы жизнедеятельности представляются проявлениями господ- ствующей рациональности — способа восприятия, осмысле- ния и организации человеком окружающего мира и своей собственной жизни (М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно).
    Микросоциологические парадигмы:
    (1) теория социального обмена, в основе которой концепция социального взаимодействия как процесса обмена, где каж- дый участник получает определенную выгоду в результате действий других участников и, в свою очередь, совершает действия, приносящие выгоду и им (Дж. Хоманс, П. Блау);
    (2) теория рационального выбора, в основе которой концепция социального взаимодействия как процесса координации дей- ствий людей, стремящихся к достижению своих особых ин- дивидуальных целей (Дж. Коулмен);
    (3) теория символического интерактивизма, в основе которого понимание социального взаимодействия как процесса согла-
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    2. Современная социология: предмет, понятийный аппарат, основные теории
    45
    сования людьми своих поступков с поступками других людей путем установления и изменения значений этих поступков; при таком подходе общество — это не фиксированная сово- купность однозначно заданных социальных норм и не предус- тановленная система поведения, а текучий, хотя и структури- рованный, процесс интеракции (взаимодействия) (Дж. Мид,
    Г. Блумер, И. Гофман);
    (4) феноменологическая социология, где социальное взаимо- действие рассматривается как процесс координации поступ- ков людей, наделяющих действия друг друга таким смыслом, который типичен для их жизненного опыта; поскольку различ- ным смыслам присущи общность и устойчивость, то постепен- но людьми конструируется некая социальная реальность, в основе которой социальные феномены (А. Шюц, Т. Лукман,
    П. Бергер, Г. Гарфинкель);
    (5) социальный акционализм, в основе которого положение о том, что каждое социальное действие порождает определен- ные ценности и нормы, служащие людям ориентирами в их деятельности и придающие ей устойчивость и упорядочен- ность, а следовательно, образующие некие социальные струк- туры; общество, согласно данной парадигме, вовсе не систе- ма, а арена борьбы акторов за утверждение своих целей, ценностей, представлений (А. Турен)
    1
    Социальные концепции конца ХХ в. обычно называются тео-
    риями в отличие от концепций предыдущего времени, которые именуются учениями. Рассмотрим основное содержание этих тео- рий, причем с позиций решения основных задач нашего анализа предметных особенностей социологии как науки.
    1. Теория индустриального и постиндустриального общества основывается на представлении о качественном изменении общест- ва путем его перехода из одного состояния к некоторому другому.
    Различают теории эволюционные, когда изменения носят посте- пенный и неразрушительный характер, и теории революционные, основывающиеся на понимании социальных изменений в форме резких и скачкообразных переходов социума из одного состояния в другое. Имеются также концепции, в рамках которых развитие об- щества вообще отрицается или же утверждается положение о нена- правленности в изменениях (концепция ненаправленной динамики социальных процессов П.А. Сорокина). Истоком подобных теоре- тических построений о развитии общества может быть признана
    1
    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. М., 2006; Горелов А.А.
    Указ. соч.; Иванов Д.В. Указ. соч.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    I. Социология как наука
    46
    аналогия с организмом: общество растет, развивается, проходит в этом развитии определенные стадии и т.д.
    1
    2. В теории индустриального общества Д. Белла выделяется т р и таких этапа: охотничье-собирательное хозяйство; земледельче- ско-скотоводческое хозяйство (аграрное или традиционное общест- во); индустриальное общество.
    В середине ХХ в. эта теория была дополнена теорией постинду- стриального, информационного общества (Р. Арон и др.). Если харак- терными особенностями индустриального общества были товарное промышленное производство, корпорации как главные институты, деньги как главный фактор управления и т.д., то в постиндустри- альном обществе на первый план выходят развитие сферы услуг, производства информации, университеты как главные институты общества и знание как главный фактор управления
    2
    3. В теории социального действия Т. Парсонс исходит из более широкого понимания социального действия, чем оно использова- лось до него. Парсонс проводит различие между типами ценностей, мотивационными ориентациями и встраивает их в само социальное действие:
    Действие — это некоторый процесс в системе «субъект действия — ситуация», имеющий мотивационное значение для действующего индивида или — в случае коллектива — для составляющих его ин- дивидов
    3
    По Парсонсу, каждое социальное действие представляется един-
    ством четырех основных факторов: биологического, культурного, личностного, социального. Биологический фактор выполняет функ- цию адаптации; личностный — функцию целеполагания, в том чис- ле ценностного, духовного, социальный — функцию интеграции ин- дивидов в общество, культурный — функцию поддержания культур- ного образца в процессе развития индивидов
    4
    В свою очередь, социальный фактор содержит четыре подсистемы второго порядка: экономическую, выполняющую функцию адаптации к природному окружению; политическую, выполняющую функцию це- леполагания; социетальную, выполняющую функцию социальной ин- теграции; социальную, выполняющую функцию поддержания образ- ца, включая человека в существующие культурные системы
    5 1
    Западноевропейская социология ХIХ века. М., 1996. С. 295.
    2
    Горелов А.А. Указ. соч. С. 150.
    3
    Американская социологическая мысль. С. 463.
    4
    Горелов А.А. Указ. соч. С. 154.
    5
    Там же. С. 154.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    2. Современная социология: предмет, понятийный аппарат, основные теории
    47
    Особо важно проследить, как Парсонс применяет свою теорию социального действия в решении проблем социальной динамики. Уче- ный подчеркивает, что при любых социальных изменениях проис- ходит рост разнообразия социальной системы, ее сложности и уровня интегративности. Особо следует подчеркнуть то, что Пар- сонс обосновывает тезис о важной стороне переходных социальных процессов в форме новых ценностей социума в целом и его отдель- ных элементов в частности
    1
    Оценивая значение теории Парсонса, Р. Миллс подчеркивает, что главный вопрос, который занимает Парсонса — как возможен социальный порядок? — получил в его научных работах следую- щий лаконичный ответ: посредством общепринятых ценностей. На наш взгляд, в этом утверждении — вся значимость ценностных начал для социальной динамики любого общества, для подлинно научного понимания взаимосвязи между социальным порядком и ценностны- ми началами социума. Это положение весьма четко характеризует и современное российское общество — как в плане диагностики его главных и нерешенных проблем современности, так и в плане оты- скания возможных научных инструментов и средств их настоящего решения, крайне необходимого для судеб нашей страны.
    4. Автор еще одной теории — теории коммуникативного дейст-
    вия — Ю. Хабермас считает, что особенности социального развития любого общества принципиально невыводимы только из экономи- ческой сферы. Для понимания сущности процессов социальной ди- намики необходимы еще язык и коммуникация. Хабермас видит основной источник социальных изменений в противоречии между социальным действием и социальной структурой. Социальное дей- ствие разворачивается как реализация особых типов рационально- сти, причем человек находится как бы в двух мирах — своем жиз- ненном и системном, каждый из которых диктует свои условия по- ведения, свой тип рациональности. Ученый подчеркивает, что данная двойственность — необходимая предпосылка развития социума, одна из определяющих сторон научного понимания социальной динамики любого общества. Нам представляется, что Хабермасом найдено и исследовано действительно важное обстоятельство развития обще- ства вообще, развития общества в переходных социальных процессах в особенности.
    Вообще, следует отметить тот факт, что дальнейшее развитие социологических теорий будет сопровождаться ростом именно «кри-
    зисного сознания» в социологии — у Г.
    Зиммеля, В.
    Зомбарта,
    А. Вебера, О. Шпенглера, Н.А. Бердяева, С. Франка, П.А. Сорокина и др.
    1
    Американская социологическая мысль. С. 469.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    I. Социология как наука
    48
    Из этих исследовательских традиций вырастет со временем пост-
    классика социологии, где наиболее сильные позиции займут пост- структуралистические версии Э. Гидденса (теория структурации),
    П. Бурдье (теория социального поля), Н. Лумана (теория референции),
    П. Бергера и Т. Лукмана (теория конструирования реальности),
    А. Турена, Ж. Баландье (теория социальных изменений) и др.
    2.2. Предмет социологии как науки
    Предмет любой науки, согласно современным методологическим представлениям, — это фундаментальное содержание этой науки, ее основные положения, понятийный аппарат, законы, модели — все то, что несет в себе информацию об объекте исследования. Мы уже не раз подчеркивали, что объектом изучения в социологии является общество в целом и различного рода общественные явления в со- стояниях их функционирования и развития. Тогда понятно, что предметом социологии будет являться вся совокупность научных знаний об обществе, организованная в некую системную и концеп- туальную форму. Ясно, что предмет современной социологии — со- вокупный результат длительного исторического развития этой науки, итог интеллектуальных усилий многих поколений ученых. Именно поэтому, прежде чем обсуждать проблемы построения предмета со- циологии, нужно было познакомиться с основными этапами и дос- тижениями ее развития, что и было сделано нами в теоретико- методологическом анализе основ социальных знаний в предыдущих параграфах данного учебника. Этого уже нами изложенного содер- жания социологии на разных этапах своего развития вполне доста- точно для осознанного осмысления и понимания ее предмета.
    Три основных подхода к предмету социологии
    Итак, каков же этот предмет социологии? Первое, что следует здесь отметить, — что современная социология имеет не одно, а множе- ство различных трактовок ее предмета; чаще всего выделяют т р и основных подобных подхода, каждый из которых опирается на свое особенное понимание природы социальной реальности.
    1. Социальный реализм (Э. Дюркгейм) утверждает, что общество есть реальность особого рода, отличная и даже независимая от ре- альности составляющих ее индивидов. Возникая в результате взаи- модействия индивидов как некий продукт этого взаимодействия, общество затем начинает жить уже по своим собственным законам как некая особая реальность (вещь), принципиально несводимая к особенностям только ее составляющих элементов — индивидов.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    2. Современная социология: предмет, понятийный аппарат, основные теории
    49
    Согласно этому подходу, общество представляет собой реальность гораздо более сложную и содержательно наполненную, чем просто сумма составляющих ее отдельных индивидов, обладающую свойст- вом эмерджентности,или системного эффекта(этоттермин совре- менной теории систем означает наличие у какой-либо системы, на- пример общества, особых свойств, не присущих ее подсистемам и блокам, а также сумме элементов (индивидов), ее принципиальную несводимость как целого образования к сумме свойств ее компо- нентов). Если качества общества как системы несут в себе социаль- ное содержание, то качества отдельного индивида — это, прежде всего, психологические начала. Тогда получается, что обсуждаемая трактовка социальной реальности, очевидно, утверждает принципи- альную несводимость социальных начал к чисто психологическим содержаниям отдельных индивидов. Именно такая особенная соци- альность как системное качество общества в целом и составляет главный предмет социологии (с точки зрения социального реализма).
    2. Социальный номинализм (Г. Тард), напротив, считает, что ре- альны лишь составляющие общество индивиды, а само общество в целом не образует никакой особой реальности, поскольку ничего особенного по отношению к отдельным индивидам общество принципиально не содержит. Если говорить языком современной теории систем и синергетики, то согласно второй трактовке соци- альной реальности она свойством эмерджентности принципиально не обладает и представляет собой простую совокупность тех самых свойств, которые имеются только у ее отдельных элементов — ин- дивидов, образующих это общество. Тогда получается, что все со- циологическое фактически сводиться к психологическому содержа- нию — прежде всего, к разного рода подражаниям (в форме обычая, моды). Социальное как особое психологическое — интерпсихологи- ческое, по Тарду, и есть предмет социологии.
    3. Следующая трактовка предмета социологии (П. Сорокин) ут- верждает, что ни социальный реализм, ни социальный номинализм здесь
    принципиально неприемлемы. Общество как совокупность взаимодей- ствующих людей, отличное от простой суммы невзаимодействую- щих индивидов, действительно реально существует, утверждает
    П. Сорокин. В качестве такой реальности оно действительно имеет ряд свойств, явлений и процессов, которых нет и не может быть в сумме изолированных индивидов. Но с другой стороны, вопреки теперь уже социальному реализму общество существует не «вне» и
    «независимо» от индивидов, а только как система взаимодействую- щих единиц, без которых и вне которых оно немыслимо и невоз- можно, как невозможно всякое явление без всех составляющих его элементов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60


    написать администратору сайта