Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
Скачать 2.71 Mb.
|
Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» I. Социология как наука 50 Таковы три основные методологические трактовки предмета со- временной социологии. Раскрывают ли они полноту предмета этой науки? На наш взгляд, принципиально нет. Мы утверждаем, что в постижении сути предмета социологии следует идти дальше — в направлении поиска в этом принципиально качественном много- образии различных трактовок предмета социологии того стержнево- го, того сквозного, того инвариантного, который можно будет ис- пользовать как исходный исследовательский материал для решения проблемы предмета социологической науки на принципиально не вариативной, а сущностно-общей основе. Что же можно и нужно отнести к подобному инвариантному содержанию в развитии идей социологии? Из какого такого факти- ческого социологического знания нужно извлекать понимание предмета социологии? Как уже отмечалось, развитие социологической науки вовсе не случайно пришло к необходимости учета ее принципиально муль- тикультуральной интерпретации. Также совершенно неслучайны в динамике изменений социологического знания ее холистская и цен- ностная направленность, а также ярко выраженный антиэкономо- центристский вектор развития. Все это мы уже отмечали при теоре- тико-методологическом обзоре основных идей социологии. Это значит, что у нас есть то, на что можно будет опереться и исполь- зовать в определении предмета социологии. Внутренняя логика развития всей социологии как науки, на наш взгляд, представляет собой мощную исследовательскую попыт- ку уйти от принципиально односторонних подходов к исследова- нию общества и, в частности, стремление освободиться от узкого и достаточно примитивного для понимания общества экономоцен- тристского подхода. Мы со всей определенностью и ответственно- стью утверждаем: понять суть предмета социологии можно по- настоящему осознанно и осмысленно только в сопоставлении трех наук — социологии, философии, экономики. 2.3. Социология: понятийный аппарат, законы и основные функции Социология, как и любая другая наука, в процессе своего развития фиксирует наиболее важные и существенные результаты своего ис- следования общественных явлений в различных понятиях и катего- риях — принципиально взаимосвязанных и образующих некую единую и целостную систему. Это и есть понятийный аппарат социо- логии. Знать социологию — это, прежде всего, знать ее понятийный Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 2. Современная социология: предмет, понятийный аппарат, основные теории 51 аппарат — содержание основных понятий социологии, их взаимо- связь, системность, взаимозависимость, точность, обоснованность, логическую непротиворечивость в рамках их использования в раз- ных социологических теориях и моделях и т.д. Следует отметить многовариантность понятийных аппаратов современной социологи- ческой науки, где каждая особенная теория или парадигма порождает и свой особенный понятийный аппарат социологии, выдвигая в ка- честве основных понятий тот их набор, который отвечает социологи- ческим и методологическим воззрениям этих конкретных ученых. В этих условиях многими исследователями отмечается, что по- нятийный аппарат социологической науки «плывет», размывается, социологам все труднее становится понимать друг друга, что вряд ли способствует развитию наших научных знаний об обществе — знаний обоснованных, доказательных, системных. Понятийный аппарат социологии Чтобы не допустить негативного развития этих явлений внутри социологии, особенно в учебных и образовательных целях, необ- ходимо очень тщательно работать с понятийным аппаратом этой науки, утверждая в его содержании принципы научности, холизма, развития. Итак, что же представляет собой понятийный аппарат совре- менной социологии? Очевидно, что здесь, в этом параграфе, мы не сможем остановиться на характеристике всех базовых понятий со- циологии — их слишком много, да и не в этом цель данного анали- за. Поэтому ограничимся рассмотрением нескольких важнейших понятий в качестве образца содержания исследовательской деятель- ности социолога с понятийным аппаратом этой науки. Понятие «общество» Главное и определяющее понятие социо- логии — «общество», которое в современной научной литературе используется по меньшей мере в п я т и хотя и связанных между собой, но все же разных смыслах 1 . П е р в а я трактовка этого понятия состоит в том, что обще- ство представляет собой некую совокупность людей в качестве це- лостного образования (организма, по Спенсеру). Далее этот подход расщепляется на две основные разновидности понимания общества как социальной реальности — на социальный реализм и социальный номинализм. Для обозначения общества в этом первом, исходном его значении отдельного конкретного общества часто стал исполь- зоваться термин «социор» — сокращение от слов «социально-исто- 1 Семенов Ю.И. Общество как целостная система // Социальная философия. Курс лекций: Учебник / Под ред. И.А. Гобозова. М., 2003. С. 61—79. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» I. Социология как наука 52 рический организм». Итак, первое значение понятия «общество» — это социор — либо в рамках парадигмы социального реализма, либо в рамках парадигмы социального номинализма. В т о р о е значение слова «общество» — система социально- исторических организмов. Говоря об обществе, нередко имеют в виду не один социально-исторический организм, а целую их груп- пу, целую пространственно ограниченную систему социоисториче- ских организмов — социорную систему. Говорят ведь не только об английском, французском, польском обществах, но и об обществе Западной Европы, обществе Ближнего Востока и т.п. И такие ре- гиональные системы социоисторических организмов тоже являются объектами исследования ученых, в том числе социологов 1 . Следует особо отметить, что соотношение общества во втором смысле — сис- темы социоисторических организмов и общества в первом смысле — социоисторического организма есть соотношение целого и части. Т р е т ь е значение слова «общество» — человеческое общество в целом,все существовавшие и существующие социально-истори- ческие организмы, вместе взятые. Для передачи данного смысла этого слова обычно употребляется словосочетание «человеческое общество в целом», а иногда и слово «человечество». По отношению к человеческому обществу в целом отдельные социоисторические организмы и их системы также выступают как его отдельные части. Ч е т в е р т о е значение слова «общество» — общество во- обще, безотносительно к каким-либо конкретным формам его суще- ствования. Отношение социоисторического организма и общества вообще есть, очевидно, отношение отдельного и общего. И как вся- кое общее, общество вообще реально существует, но не само по себе, а только в отдельном и через отдельное. Этим отдельным, в котором существует общество вообще, являются как раз именно социоры. Наконец, п я т о е значение слова «общество» — общество вообще определенного типа.Социоисторических организмов суще- ствовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических организмов, без их подразделения на классы, типы. Когда под обще- ством понимается общество вообще определенного типа, то к слову «общество» добавляют прилагательное, обозначающее его тип, — «первобытное общество», «феодальное общество», «капиталистиче- ское общество», «традиционное общество», «индустриальное обще- ство», «постиндустриальное общество» и т.п. Каждое из таких сло- восочетаний обозначает тип общества, выделенный по тому или иному признаку или по совокупности тех или иных признаков. 1 Семенов Ю.И. Указ. соч. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 2. Современная социология: предмет, понятийный аппарат, основные теории 53 Если социально-исторический организм есть отдельное, то об- щество вообще определенного типа, безусловно, есть общее, но та- кое, которое представляет собой разновидность более широкого общего, а именно общества вообще. Иначе говоря, общество вооб- ще определенного типа есть не что иное, как вид, тип общества, есть особенное общество. Конкретный социоисторический орга- низм, общество вообще определенного типа и общество вообще со- относятся как отдельное, особенное и всеобщее. На примере анализа центрального понятия социологии — по- нятия «общество» — хорошо видно, насколько сложной и скрупу- лезной является работа с понятийным аппаратом и насколько она всегда исследовательски значима. Понятие «ценность» При осуществлении теоретико-методоло- гического обзора основных идей социологической науки мы особо подчеркивали принципиально аксиологический характер социоло- гии как науки, и поэтому совершенно не удивительно, а вполне за- кономерно, что среди важнейших понятий современной социоло- гии важное место отводится понятию «ценность». Остановимся на анализе его содержания в качестве второго важного элемента поня- тийного аппарата социологии, используя в этих целях работу из- вестного современного финского социолога Эркки Аспа 1 , на наш взгляд, весьма удачную с точки зрения представленности в ней по- нятийного аппарата современной социологии вообще и понятия «ценность», в частности. Итак, ценность — приобретенное, усвоенное из опыта, обобщен- ное и стабильное понятие о том, что является желательным; это тен- денция выбора и критерий постановки целей и результатов дейст- вия. Ценность — это некие «этические приказы», управляющие действиями людей; это экспликация того, какой смысл и какое значение люди придают своим действиям. В различных определе- ниях понятия «ценность» среди прочих есть следующие: (1) ценность как знание, на основе которого индивид оценивает какое-либо событие или объект действительности, при том что до этого у него не было собственного опыта, касающего- ся этих события или объекта; (2) ценность как некое «положение вещей», к которому стре- мятся. В таком случае ценность включает в себя нужды, по- требности, привязанности, желания, ожидания и вообще тенденцию выбора; 1 Асп Э. Введение в социологию. СПб., 1998. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» I. Социология как наука 54 (3) ценность как действие отражает ситуацию, в которой дейст- вие для достижения определенной цели само по себе являет- ся важным, ценностным. Ценность при этом служит еще и оценочным критерием цели и результата; (4) ценностное переживание касается сферы эмоций и выражает эмоциональные состояния, связанные с усвоением различ- ных ценностей. Следовательно, ценности — это понятия, которыми пытаются назвать и объединить целую совокупность явлений, состояний и целей, достойных того, чтобы к ним стремиться. Ценности «на- страивают» людей и направляют их поведение. Таким образом, ценности — определяющий фактор в ориентации поведения и формировании позиции индивидов. Ценности являют- ся важной частью культуры, достигнутой обществом. Каждое общество имеет четко определенные главные ценности, с которыми члены этого общества в целом согласны. В аграрном обществе во многом преобладало культурное и социальное единство: людей объединяли общие ценности и нормы. Вместе со структур- ным, социальным и культурным разобщением общества появились параллельные и самостоятельные системы ценностей. Противоре- чия интересов и ценностей обострились настолько, что вылились в программы политических партий. Для индивида многое измени- лось: вместо прежней единичной ориентации, жестко диктуемой обществом, приходит возможность аксиологического выбора, и да- леко не всегда этот выбор правилен и обоснован. Понятие «социальная роль» Еще одно важное понятие социо- логического понятийного аппарата — «социальная роль» — совокуп- ность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определенной социальной позиции 1 . Роль ставит своему исполнителю вполне определенные поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пре- делы, то оно удовлетворяет и индивида, и его окружение, то есть отвечает требуемым нормам. У разных ролей все-таки разные пре- делы дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой «дозволенности». Диапазон этой ролевой свободы может быть большим или меньшим, строгость соблюдения ролевых правил сла- бее или сильнее — так называемая дихотомия роли. Например, актеру или представителю другой творческой профессии позволительно 1 Асп Э. Указ. соч. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 2. Современная социология: предмет, понятийный аппарат, основные теории 55 многое, чего не позволяется священнику. Каждый индивид осуще- ствляет много разных ролей, даже в течение одного дня: каждый человек — покупатель, пешеход, водитель, отец, директор и т.д. С социологической точки зрения распределение труда и деятельно- сти в обществе имеет также ролевую основу. Наличие социальных ролей в обществе и их параметров — это еще и способ социального контроля за деятельностью и поведением членов общества. Понятие «социальная позиция» Еще одно важное понятие со- временной социологии — «социальная позиция», которую часто ото- ждествляют с понятием«статус». Для точности их следует все-таки разделять, поскольку статус определяется общественным мнением об индивиде и оценкой его со стороны, то есть статус — более субъективная категория, чем позиция. Социальный статус, по Э. Гидденсу, определяет место индивида на ступенях социальной системы в ранговом порядке. М. Вебер от- личает классовые слои, страты, от статуса: классовый слой опреде- ляется на экономической основе, а статус — через позитивное или негативное социальное оценивание. У членов статусной группы и одинаковая позиция по социальной оценке. Статусные группы — это социумы, члены которых ведут похожий образ жизни и при- держиваются похожих норм. Они создают и охраняют традицион- ные нравы. Данные социумы могут быть весьма ограниченными и, как крайний случай, даже закрытыми(Н. Смелзер). Б. Тэрнер различает д в а типа статуса: (1) исходно присущий и (2) достигнутый. Исходно присущий основывается на таких факто- рах, на которые индивид влиять не может: раса, пол, возраст. Дос- тигнутый приобретается индивидом через определенные факторы, например (и в большей степени) через образование. В современном обществе все большее значение приобретают именно достигнутые статусы. С понятиями социальной позиции и статуса тесно связаны и понятия социальной стратификации, мобильности и власти. Можно еще долго рассматривать различные элементы понятий- ного аппарата современной социологии, что мы и будем делать в дальнейших главах. Рассмотрим и проанализируем такие понятия, как «социальный институт», «социальное взаимодействие», «норма», «функция», «дисфункция», «семья», «государство», «культура», «рели- гия», «образование», «социальные изменения» и др. Но в данном слу- чае для нас важнее подчеркнуть другое — необходимость осознан- ного понимания важности и ответственности при использовании понятийного аппарата социологии как науки, принципиально вни- мательного отношения к ее научному языку. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» I. Социология как наука 56 Споры о современной социологии, ее сущности, ее значении для общества и его дальнейшего развития часто разворачиваются вокруг именно разной оценки понятийного аппарата социологиче- ской науки. Особенно показательно в этом отношении то, что несут в себе многие сегодняшние постмодернистские подходы к социоло- гическому знанию. Для социологического постмодернизма естественным оказыва- ется отказ от принципа универсальности исторического развития. Социальный мир в постмодернизме теряет черты тотальности, вы- строенности, определенности, предсказуемости. Для постмодерни- стского мировоззрения социальный мир теперь не более как некая неустойчивая совокупность локальных фрагментов, слабо скоорди- нированных друг сдругом.Все это сопровождается радикальным отказом постмодернизма от каких-либо возможностей конституи- рования неких концептуально-методологических конструктов (мат- риц), которые могли бы претендовать на роль социологических программ, парадигм или что-либо в этом роде. Постмодернизм доводит свой абсолютно разрушающий по от- ношению к прежним общественным практикам и дискурсам подход до вполне предсказуемого логического конца — до полного отказа от любых научных традиций и их интеллектуальных достижений. В итоге отличительной чертой постмодернизма можно зафикси- ровать принципиальный отказ от самой возможности описания со- циального мира как некоего целого предмета исследования с по- мощью каких-либо общих теорий и научных идей, претендующих на истинное, единственно верное знание о действительности. Вместо этого постмодернизм предлагает сознательную ориента- цию на эклектичность, мозаичность, ироничность, игровой стиль, пародийное переосмысление любых, в том числе фундаментальных, научных традиций, преодоление границы между наукой, искусством и повседневной жизнью. Постмодернистское мировоззрение — размыто и неопределенно, в нем полностью отсутствуют идеалы и ценности, нет перспектив и будущего, господствует цинизм в от- ношении традиционного и исторического, этическое начало вытес- няется эстетическим, которое, в свою очередь, подчинено чувст- венным и физическим наслаждениям, театрализует большинство областей жизни. Законы социологии Социологии, как и любой науке, присущи свои законы — выраже- ние существенной, всеобщей и необходимой связи социальных яв- лений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности |