Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
Скачать 2.71 Mb.
|
Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 3. Методология, методика и техника социологических исследований 111 В странах, однородных по своим экономическим и социальным ха- рактеристикам, можно обнаружить самостоятельные социальные общности и образования, которые по ряду переменных признаков могут иметь больше различий, чем при сравнении отдельных госу- дарств. Эта особенность отчетливо проявляется в коренных транс- формациях, происходящих в странах СНГ, где коллизии и кон- фликты в сфере этнонациональных отношений, политической жизни служат основой выдвижения требований об изменении администра- тивных и государственных границ. Отчет по результатам исследования и аналитическая записка Этот документ, призванный стать формой описания основных ре- зультатов исследования, должен содержать подробную характери- стику объекта и предмета исследования, гипотез и исследователь- ских задач, обоснование системы показателей, выборки и инстру- ментов сбора первичной информации. Особое внимание должно быть уделено практическим выводам и рекомендациям. Язык отчета должен быть понятен заказчику, написан с учетом сферы его дея- тельности. В приложении к отчету приводятся статистические табли- цы, обоснование и расчет выборки, образцы методического инстру- ментария для сбора информации, табуляграммы, графики, таблицы. Аналитическая записка составляется на основе отчета (объем 5— 25 стр.). Структура записки идентична структуре отчета, однако ло- гика изложения в ней как бы перевернута. Если в отчете при напи- сании главы сначала даются анализ и интерпретация социологиче- ских данных и на их основе делаются выводы, то в справке каждый пункт излагается в форме выводов и рекомендаций, а данные при- водятся лишь как подтверждение или иллюстрация выводов. В ана- литических записках не используются таблицы и графики, а в каче- стве доказательства берутся общие усредненные единицы. Посто- янное рассмотрение различных методологических точек зрения в значительной степени способствует пониманию роли социологиче- ской методологии в исследовании насущных общественных проблем. Таковы основные методы и техники выполнения социологиче- ских исследований, в том числе прикладных. Даже их краткий ана- лиз и обзор убедительно показывают всю мощь современной со- циологии как науки, ее большие исследовательские, прогностиче- ские, преобразовательные по отношению к общественным практикам возможности. Дело за малым: необходимо, чтобы все эти замечательные и конструктивные возможности социологии были предметом внимания не только профессоров социологии и их сту- дентов, а прежде всего тех профессионалов, от которых зависят эти Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» I. Социология как наука 112 самые общественные практики, — управленцев всех уровней и ком- петентностей, крупных хозяйственников и бизнесменов, банкиров, предпринимателей, общественных деятелей и т.д. Инструментарий научно обоснованного и взвешенного преобразования обществен- ных практик имеется, и важно научиться им системно и постоянно пользоваться на благо всему обществу. Мы завершили изложение первого раздела данного учебника, в котором постарались дать самую общую характеристику социологии как науки — описали ее предмет, функции, методы, взаимосвязь с другими науками — философией, экономикой, математикой и т.д. Но первый раздел — не более как теоретико-методологическое вве- дение в изучение социологии, и фактически оно — конкретное изу- чение социологии — только сейчас и начнется. И это изучение для читателя будет уже вполне осознанным и качественным — ведь первый раздел учебника его к этому основательно подготовил, воо- ружил необходимыми познавательными средствами и инструментами. Контрольные вопросы 1. Как вы понимаете термин «методология»? 2. Поясните объект и предмет социологического исследования. 3. Что представляет собой программа социологического исследования? 4. Дайте общую характеристику понятия «социальный факт». 5. Что представляет собой эмпирическая база социологической ме- тодологии? 6. Поясните термин «парадигма социологического исследования». Какие парадигмы применяются в современной социологии? 7. Как вы понимаете термин «выборка социологического исследо- вания»? 8. Перечислите основные виды социологического исследования. 9. Охарактеризуйте основные требования к этапам и процедурам осуществления социологического исследования. 10. Что такое шкала социологического исследования? Перечислите основные типы шкал, применяемые в социологии. Литература 1. Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2004. 2. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. 3. Лапин Н.И. Общая социология. М., 2006. 4. Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования: Учеб.- метод. пособие. М., 2005. 5. Социологическая энциклопедия: В 2 т. М., 2003. 6. Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М., 2008. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» Раздел II История социологии как науки Глава 4 Классическая западная социология XIX — начала XX в. Глава 5 Социологическая мысль в России второй половины XIX — начала XX в. Глава 6 Современная западная и отечественная социология Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» Глава 4 Классическая западная социология XIX — начала XX в. Становление социологии как науки обусловлено глубокими изме- нениями в Европе в конце XVIII — начале XIX в. В это время ев- ропейское общество переходило от средневекового сословно- монархического устройства к капиталистической организации эко- номической и политической жизни, породившей новые духовные поиски и научные проблемы. Попытками их решения стали многие теории и идеологии: либерализм, консерватизм, утопический со- циализм, марксизм, анархизм и др. В центре научного внимания оказались проблемы социальной жизни, что нашло отражение в возникновении новой науки об обществе — социологии. 4.1. Огюст Конт — основоположник социологии Французский философ-позитивист и со- циолог Огюст Конт (1798—1857) — осно- воположник социологии как науки об обществе. Главным трудом его жизни стал «Курс позитивной философии» в шести томах, в котором он изложил основы по- зитивистского мировоззрения. Ему при- надлежат также «Рассуждение о позити- визме в целом», «Позитивистский катехи- зис», «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества». Конт жил в эпоху крупных открытий в области естественных наук, повлиявших на его философские взгля- ды. А его собственные многолетние занятия математикой также способствовали тому, что главной в его мировоззрении стала кате- гория позитивного. Это понятие имеет у Конта особое значение: так он называл не просто что-то хорошее и положительное, а определен- ный характер взглядов и представлений людей, уровень истинности и научности их знаний. Позитивное (по его мнению, собственно науч- ное) — это реальное, достоверное, точное, организованное и полез- О. Конт Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 4. Классическая западная социология XIX — начала XX в. 115 ное знание, имеющее опытное происхождение и противоположное умозрительному теоретизированию. Соответственно позитивизмом стали впоследствии называть определенную методологическую по- зицию, согласно которой научным можно считать только то знание, которое получено опытным, экспериментальным путем. Основной теоретической целью Конта была выработка нового, позитивного понимания общественной жизни. Иными словами, он мечтал о создании качественно новой науки об обществе,кото- рую называл по-разному: социальной философией, социальной наукой, социальной физиологией, социальной физикой и, наконец, социологией 1 Но дело не столько в названии, сколько в характере новой науки, в том, что она, по его мнению, должна быть позитивной. «Позитив- ное исследование» предполагает, что при изучении общества необхо- димо опираться не на абстрактные догадки и предположения, а на эмпирические методы, такие как наблюдение, социальный экспери- мент, сравнительно-исторический метод. Благодаря этому, полагал Конт, социология превратится в такую же строгую, точную и объек- тивную науку, как естествознание, математика, физика, химия и др. Конт был искренне уверен в том, что социология как позитив- ная наука сможет создать истинную картину социальной жизни. Но для этого нужны не только новые принципы и методы исследования, но и новое понимание самого общества.И здесь следует немного уйти в философию для того, чтобы понять суть проблемы общества. В истории философии издавна стоял вопрос о том, как соотно- сятся часть и целое. Равно ли целое сумме своих частей? Или же оно представляет собой нечто большее, качественно новое по от- ношению к ним? Сторонники холизма считали, что «целое больше, чем сумма его частей», что оно имеет свою специфику и собствен- ные законы существования, которые не совпадают с законами со- ставляющих его частей 2 В понимании общества Конт занял принципиально холистиче- скую позицию 3 . Он утверждал, что общество — не простая сово- 1 Именно Конт придумал и название для этой новой науки — социология, со- ставив его из двух слов: латинского societas (общество) и греческого logos (слово, учение), и ввел его в оборот. 2 В наше время холизм проявляется не только в социологии. Он вообще присущ системному подходу к изучаемым явлениям. 3 Холистическую позицию в социологии называют также социологическим реализ- мом. Последователями Конта в этом отношении были Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и другие мыслители. Иными словами, эта позиция характерна для сторонников так называемого объективного метода в социологии, или для макросоциологиче- ских теорий. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» II. История социологии как науки 116 купность автономных индивидов, а целостная система, все элемен- ты которой взаимосвязаны. Новая наука должна рассматривать об- щество как социальный организм, где каждый элемент важен не сам по себе, а с точки зрения его подчиненности социальному целому. Эту позицию можно охарактеризовать и как антииндивидуали- стическую. Индивид, по мнению Конта, не представляет для со- циологии особого интереса, поскольку он не самостоятелен, он не существует вне общества, он всего лишь малая частица социального целого, которая приобретает все свои характеристики в условиях общественной жизни. Не жизнь общества зависит от индивидов, утверждал он, а, наоборот, жизнь индивидов зависит от жизни со- циума. Потому социология должна исследовать лишь те совмест- ные, принципиально коллективные действия многих индивидов, ко- торые порождают значимые социальные процессы. По мнению Конта, социальная реальность — это относительно автономная часть всеобщей системы мироздания. Структура и раз- витие общества подчинены собственным естественным законам, ко- торые вытекают не из особенностей индивидуального поведения людей, а из специфики социального целого. Потому социология должна выявить эти законы общества, знание о которых может лечь в основу социальной практики. Одной из важнейших идей Конта стало положение о том, что любой объект (в том числе и социальная система) должен исследо- ваться с двух точек зрения — статической и динамической. Поэтому в социологии Конт выделял два основных раздела — социальную статику и социальную динамику (различение которых в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социологии и проникло в смежные науки). Социальная статика — это учение о структуре общества, его элементах и их взаимосвязи. Ее объект — общество в состоянии покоя. Социальная статика — это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, и ее высшая цель — обнаружение законов социального порядка. Социальная динамика — это учение об эволюции общества, об основных этапах его истории. Ее объект — общество в состоянии движения, а ее высшая цель — выявление законов прогресса, по- этому ее можно назвать теорией прогресса. Социальная динамика рассматривает каждое состояние общества как результат предыду- щего и необходимый источник будущего, так как согласно аксиоме Лейбница «настоящее беременно будущим». Конт полагал, что прогресс характерен только для человеческого общества, является его спецификой и позволяет отделить социоло- Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 4. Классическая западная социология XIX — начала XX в. 117 гию от биологии. Прогресс возможен благодаря тому, что в отличие от животных люди передают своим потомкам материальные и ду- ховные блага. Социальный прогресс проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека непрерывно улучшать условия своего существования, развивать свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь. По мнению Конта, важнейшую роль в жизни общества играют взгляды и знания людей, от характера которых зависит облик обще- ства в целом. Ученый сформулировал закон интеллектуальной эво- люции человечества, согласно которому во всемирной истории было т р и основных стадии. На теологической стадии (до 1300 г.) господствовали мифологи- ческие и религиозные взгляды, объяснявшие все происходящее дейст- вием сверхъестественных сил. Теологическое сознание обожествля- ло власть племенных вождей, военных, аристократов, в общем, весь иерархический социальный порядок, высший этап которого — ка- толическое феодальное общество. По Конту, монотеизм, пришед- ший на смену политеизму, способствовал созданию гармоничного, но весьма консервативного социального строя, который со време- нем стал тормозить социальный прогресс. Для метафизической (спекулятивной) стадии (до 1800 г.) харак- терно то, что познание мира принимает метафизическую форму, форму умозрительных догадок и абстрактных построений (без опо- ры на эмпирическое наблюдение). Кроме того, это кризисный, пе- реходный период (Реформация, Просвещение, революции, религи- озные войны и т.д.). Прежнее социальное целое в это время в ос- новном разрушается, хотя одновременно рождается и нечто новое. Обществу становится необходима интегрирующая идеология, кото- рая поможет укрепить и стабилизировать социальную систему. Как полагал Конт, только на позитивной (научной) стадии (с 1800 г.) знания могут приобрести истинный и действенный харак- тер, то есть стать собственно научными благодаря их эмпирическому происхождению. Для этой стадии будут характерны также победа альтруизма над эгоизмом, упрочение порядка и социального мира, переход от военного общества к промышленному. А так как и здесь могут быть негативные стороны, то задача науки должна состоять в содействии очищению общества от отрицательных явлений. Большинство идей Конта стали основополагающими для про- цесса изучения общественной жизни. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» II. История социологии как науки 118 4.2. Эволюционная социология Герберта Спенсера В XIX в. возникла и получила широкое распространение теория биологической эволюции Ч. Дарвина. Со временем принципы дар- винизма стали оказывать влияние и на социальные науки, что про- явилось в творчестве таких ученых, как У. Беджгот, К. Руайе, У. Самнер, Л. Уорд, Г. Тард, Г. Зиммель и др. Ярким примером воплощения принципов эволюционизма в социологии стала тео- рия Спенсера. Герберт Спенсер (1820—1903) — англий- ский философ и социолог, автор работ, при- несших ему широкую популярность в различ- ных странах мира, в том числе и в России, — «Система синтетической философии» (объе- диняющая, в частности, «Основные начала» и «Основания социологии»), «Социальная стати- ка», «Социология как предмет изучения» и др. Спенсера считают продолжателем позити- визма Конта 1 . Как и Конт, он полагал, что общество — это особая реальность, подчи- няющаяся законам мироздания. Социология может быть наукой об обществе только в том случае, если она сумеет выявить эти общие, повторяющиеся социальные закономерности: ...Социология должна узнать законы общественного развития, строения и отправлений и те их черты, из которых одни — законы всеобщие, другие — общие для групп и третьи — законы частные 2 При этом он полагал, что его позиция даже более объективна, чем позиция Конта: Конт претендует на то, чтобы объяснить генезис наших знаний о природе. Моя цель — объяснить... генезис явлений, составляющих природу. Одно субъективно, другое объективно 3 Благодаря Спенсеру получил второе рождение и термин «социо- логия», до этого неразрывно связываемый с особенностями полити- 1 Хотя сам Спенсер настаивал на том, что его взгляды во многом отличаются от взглядов Конта. 2 Спенсер Г. Основания социологии. Социология как предмет изучения // За- падно-европейская социология XIX в.: Тексты. М., 1996. С. 331. 3 Spencer H. An autobiography. N.Y., 1904. Vol. 2. P. 570. Г. Спенсер Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 4. Классическая западная социология XIX — начала XX в. 119 ко-религиозных утопических взглядов Конта. Начиная со Спенсера ученые стали понятием «социология» обозначать науку об обществе, независимо от мировоззрения ученых, исследующих социальную жизнь. Спенсер — основоположник органической теории общества, со- гласно которой общество — это единая система биологических и социальных факторов, некий надындивидуальный социальный орга- низм, который развивается в основном по биологических законам. Уподобляя общество живому организму, Спенсер обращал вни- мание на следующее. Как и живые организмы, общество в процессе развития увеличивается в массе (растет народонаселение), и, хотя составляющие общество единицы (люди) постоянно исчезают и по- являются вновь (как и клеточки в организме), в процессе развития оно сохраняет свою целостность. В связи с появлением новых эле- ментов (новые социальные группы, институты, сферы обществен- ной жизни) его строение усложняется, а поскольку между новыми и старыми элементами возникают новые взаимосвязи и взаимодей- ствия, постольку общество становится все более интегрированным, целостным. Спенсер приводит и ряд других любопытных аналогий. Так, он сравнивал организационную работу правительств с деятельностью мозга человека, торговлю — с кровообращением, кровяные тельца — с деньгами, транспортные пути — с артериями, а несущие инфор- мацию телеграфные провода — с нервной системой организма... «Органичность» общества проявляется и в том, что все его эле- менты неразрывно связаны между собой и не могут функциониро- вать вне этой связи. По Спенсеру, только в рамках социальной сис- темы проявляется подлинное значение любого социального инсти- тута и социальная роль каждого человека. Вместе с тем Спенсер обращал внимания и на отличия общества от живых организмов. Так, по его мнению, в биологическом орга- низме элементы живут ради целого, в обществе — наоборот. В жи- вых организмах способность чувствовать и мыслить сосредоточена лишь в определенных частях организма, а в обществе она присуща всем его «клеточкам», так сказать, «разлита» по всему организму. Большое внимание Спенсер уделял эволюции общества. Идея всеобщей эволюции является центральным звеном его мировоззре- ния, а социальная эволюция составляет, по его мнению, лишь часть универсальной эволюции. Задача социологии состоит в том, чтобы раскрыть действие законов эволюции, действующих независимо от воли и интересов отдельных личностей, их индивидуальных качеств и субъективных намерений. При этом социология должна изучать массовые типичные явления и процессы, а индивидуальные, еди- ничные, случайные отвергать. |