Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
Скачать 2.71 Mb.
|
Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» II. История социологии как науки 136 Поскольку миллионы людей, — писал Маркс, — живут в экономи- ческих условиях, отличающих и враждебно противопоставляющих их образ жизни, интересы и образование образу жизни, интересам и образованию других классов, — они образуют класс 1 Крупные владельцы средств производства образуют господ- ствующий класс,а люди, лишенные средств производства (напри- мер, пролетариат) или обладающие ими в небольших количествах, относятся к эксплуатируемым классам. Различие межу ними, поро- жденное экономическими причинами, проявляется и в политике (где государство становится орудием в руках господствующего клас- са), и в правовых отношениях, в общем, во всех сферах обществен- ной жизни. Господствующий класс всегда стремится сохранить свое привилегированное положение, а эксплуатируемые классы — изме- нить его, поэтому между ними возникает классовая борьба. Соглас- но марксизму, классовая борьба — не только свидетельство соци- ального неравенства,но и важный фактор социального развития. Так, вызревающие в недрах общества противоречия находят выра- жение и в борьбе угнетенных классов за свои права и в дальнейшем способствуют преобразованию общественной системы. Поэтому она рассматривается в марксизме как одна из движущих сил социального прогресса. Для каждой формации характерны свои основные классы: в рабо- владельческом обществе — это рабы и рабовладельцы, в феодаль- ном — землевладельцы (феодалы, помещики) и крестьяне, в капи- талистическом — капиталисты (буржуазия, крупные предпринима- тели) и наемные рабочие 2 . Вместе с тем в марксизме различаются основные и неосновные классы общества. Так, для капитализма неос- новными классами общества являются, например, крестьянство и интеллигенция. Многие социологи — предшественники марксизма были сто- ронниками идеи эволюционного развития общества (Конт, Спенсер). Марксистское учение о классах показывает, почему неизбежным элементом развития общества являются и революции. Так, марксизм 1 Маркс К., Энгельс Ф. Т. 25. Ч. 2. С. 457. 2 Представляется, что отождествление понятий «пролетариат» и «рабочий класс» не вполне верно. Пролетариат это люди, лишенные собственности и обладаю- щие только своей рабочей силой. К пролетариату можно отнести и учителей, врачей, работников почты и т.п., то есть наемных работников, живущих только за счет своего труда. Рабочие — это часть пролетариата, работающая в сфере промышленности. Таким образом, понятие «пролетариат» более широкое, чем понятие «рабочий класс». Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 4. Классическая западная социология XIX — начала XX в. 137 впервые обратил внимание на тот факт, что интересы социально- го прогресса и большей части общества могут упираться в инте- ресы господствующего класса. И это препятствие может быть преодолено только путем революционного ниспровержения его господства. Неприятие революционного насилия, свидетелями которого были и Конт, и многие другие социологи, недаром побуждало их обращаться к теме интеллектуально-нравственного совершенствова- ния человека — ведь при отказе от идеи революционного преобра- зования общества иного способа улучшения здоровья социального организма найти просто невозможно. Марксистское учение о классовой борьбе показывает, что пока в обществе будут сохра- няться экономические, имущественные противоречия, будет со- храняться и перспектива ликвидации социального неравенства только путем революций. Вместе с тем марксизм не отрицает не- обходимости решения задач воспитания и образования человека, формирования его богатого внутреннего мира. Но более успешная реализация этих целей возможна только в условиях общества, в котором не будет раздирающих его классовых противоречий, угне- тения большинства меньшинством, социального неравенства и не- справедливости. Концепция общественного сознания Социологическая концепция марксизма включает в себя и много иных глубоких и интересных идей, которые были своеобразным отраже- нием «духа времени» и которые обсуждались в то время другими представителями социологической мысли. Так, одним из важней- ших положений марксизма стало материалистическое утверждение о том, что общественное бытие определяет общественное сознание. В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс писали: «Сознание ни- когда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни» 1 В отличие от Конта, который решающую, первичную роль в развитии общества отводил именно духовным, интеллектуальным факторам, Маркс и Энгельс полагали, что духовная, идейная сто- рона жизни людей «вторична» по отношению к их материальным условиям жизни. Они рассматривали общественное сознание как отражение тех объективных явлений и процессов, которые имеют 1 Маркс К., Энгельс Ф. Т. 3. С. 25. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» II. История социологии как науки 138 место как внутри общества, так и принципиально вне его, в приро- де. Например, Энгельс писал о том, что религия есть «фантастиче- ское отражение в головах людей тех внешних сил, которые господ- ствуют над ними в их повседневной жизни» 1 Общественное сознание богато по содержанию и весьма неодно- родно. Оно включает в себя многообразные философские, научные, религиозные, моральные, правовые, эстетические, политические и иные взгляды, образы, чувства и представления. В общественном сознании реализуются духовные потребности людей, стремящихся осознать окружающий мир и выразить свое отношение к нему. По- скольку общество дифференцировано и включает в себя различные классы и иные группы людей, живущих в разных социальных усло- виях, постольку и представления этих людей об окружающем их мире могут быть чрезвычайно непохожими. В их своеобразии всегда проявляется специфика социального положения людей, особенно- сти их общественно-практической деятельности, их индивидуаль- ные цели и ценности. Главное же, что подчеркивали классики марксизма, это то, что общественное сознание всегда имеет социальную природу. Оно воз- никает в процессе коллективной общественной деятельности людей и всегда обусловлено своеобразием тех природных и исторических условий, в рамках которых живет и действует данное общество. Многие социологии придавали особое значение индивидуальным потребностям, целям и ценностям, которые мотивируют деятель- ность человека, побуждая его к тому или иному поведению в обще- стве. Классики марксизма не отрицали важности субъективных мо- тивов поведения человека. Так, Энгельс подчеркивал: В истории общества действуют люди, одаренные сознанием, посту- пающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к оп- ределенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного на- мерения, без желаемой цели 2 Вместе с тем, согласно марксизму, все эти индивидуальные помыслы, цели, намерения, выступающие как идеальные побуди- тельные силы,не являются конечными: они обусловлены теми объективными социальными условиями, в рамках которых живет и действует человек. Соответственно для объяснения социального поведения индивидов марксизм предлагает изучать материальные 1 Маркс К., Энгельс Ф. Т. 20. С. 328. 2 Там же. Т. 21. С. 306. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 4. Классическая западная социология XIX — начала XX в. 139 условия жизни общества. Этот методологический подход Ленин оха- рактеризовал как «сведение индивидуального к социальному». Вышеизложенное отнюдь не исчерпывает всего богатства идей социологической концепции марксизма, которая закономерно за- няла важное место в ряду классических концепций общетеоретиче- ской социологии. Несмотря на то что в современных условиях мно- гие положения марксизма требуют конкретизации в соответствии со спецификой исторических реалий наших дней, в целом марк- систская диалектико-материалистическая интерпретация общества по-прежнему сохраняет свое эвристическое значение, признаваемое не только отечественными, но и западными учеными. Известный французский социолог XX в. Р. Арон писал: Маркс был, бесспорно, социологом, но социологом ярко выражен- ного типа, социологом-экономистом, убежденным, что нельзя по- нять современное общество, не усвоив механизма функционирова- ния экономической системы, и нельзя понять эволюцию экономи- ческой системы, не принимая в расчет теорию деятельности 1 Контрольные вопросы 1. Какой сущностный смысл вкладывал О. Конт в предмет социоло- гии? Состоялась ли социология как наука по проекту О. Конта? 2. Охарактеризуйте содержание социальной статики и социальной динамики. 3. Дайте анализ основных положений эволюционной социологии Г. Спенсера. 4. Раскройте суть основных положений социологии Э. Дюркгейма. 5. Какова связь между социальной солидарностью разделением тру- да, по Дюркгейму? 6. Проанализируйте основные положения понимающей социологии М. Вебера. 7. В чем сущность учения М. Вебера об идеальных типах? 8. Дайте общий анализ теории бюрократии, по М. Веберу. 9. Охарактеризуйте основные социологические концепции К. Маркса. 10. Что представляет собой общественно-экономическая формация? 11. Какова связь между общественным бытием и общественным сознанием, по К. Марксу? 1 Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 152. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» II. История социологии как науки 140 Литература 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. 2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 3. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: Исто- рия и современность. М.: Ростов н/Д., 1999. 4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социоло- гии. М., 1991. 5. Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2004. 6. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. 7. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. 8. Конт О. Дух позитивной философии. Курс положительной фило- софии. Общий обзор позитивизма. Система позитивной политики // Западноевропейская социология XIX века: Тексты. М., 1996. 9. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000. 10. Лапин Н.И. Общая социология. М., 2006. 11. Ленин В.И. Карл Маркс // Полн. собр. соч. Т. 26. 12. Социологическая энциклопедия: В 2 т. М., 2003. 13. Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М., 2008. 14. Спенсер Г. Основания социологии. Социология как предмет изучения // Западноевропейская социология XIX в.: Тексты. М., 1996. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» Глава 5 Социологическая мысль в России второй половины XIX — начала XX в. В XIX в. интерес к проблемам общественной жизни активизировался как в западных странах, так и в России. Ученые России не только усваивали опыт европейской социологической мысли, но и создава- ли собственные оригинальные концепции, которые отражали особое видение ими социальной жизни. Большой вклад в развитие русской социологической науки внесли такие ученые и общественные деятели, как В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.Я. Данилевский, М.И. Туган- Барановский, П.Б. Струве, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин и др. Представления этих мыслителей об обществе, его структуре, движущих силах его развития были весьма неоднородны, поскольку их авторы прямо или косвенно выражали интересы различных со- циальных групп и классов, занимали различные политические и идеологические позиции, по-разному представляли себе будущее России и пути и способы модернизации российской действительно- сти. В связи с этим в русской социологической мысли выделяют несколько относительно автономных направлений. 5.1. Социологические взгляды русских революционных демократов Революционный демократизм — это понятие охватывает взгляды и практическую деятельность многих известных русских мыслителей: В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова. Они были сторонниками радикальных перемен в российском обще- стве в интересах широких демократических масс и полагали, что переход к социалистическому обществу в России может совершиться только путем народной революции. Разночинец, блестящий литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848), «неистовый Виссарион», по словам Г.В. Плеханова, обладал «чутьем гениального социолога». Он прошел непростой путь от увлечения идеалистической фило- софией Гегеля до принятия идей французских социалистов, Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» II. История социологии как науки 142 Л. Фейербаха и К. Маркса, на основе которых у него сформирова- лись социалистические убеждения. Белинский писал: Итак, я теперь в новой крайности — это идея социализма, которая стала для меня идеею идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания. Все из нее, для нее и к ней. Она вопрос и решение вопросов. Она (для меня) поглотила и историю, и религию, и философию 1 Белинский верил, что наступят времена, когда «не будет богатых, не будет бедных, не будет царей и подданных, но будут братья, будут люди» 2 . При этом он полагал, что «смешно и думать, что это может сделаться само собой, временем, без насильственных переворотов, без крови» 3 Рассуждая о движущих силах обществен- ной жизни, Белинский утверждал, что мате- риальные потребности есть великий рычаг умственной и нравственной деятельности лю- дей. При этом он подчеркивал, что решаю- щая роль в жизни общества принадлежит не великим личностям, а народу. Народ относится к великим личностям, как почва к расте- нию: как бы ни был велик человек, народ всегда выше его. Великие личности — это результат жизни народа, вы- разители его воли и интересов. Соответственно основную роль в развитии российского общества Белинский отводил крестьянству и интеллигенции. Интеллиген- ция, по его мнению, должна способствовать просвещению крестьянства и всего россий- ского общества, должна нести в народ куль- туру и высокие идеалы, оказывать влияние на его духовное совершенствование, необходи- мое для прогрессивных изменений в жизни России. Александр Иванович Герцен (1812—1870) — знаменитый писатель и общественный дея- тель, автор таких известных сочинений, как «Письма об изучении природы», «Былое и думы», «Письма из Франции и Италии», «С того берега», «Концы и начала», «Западные арабески» и др. Герцен — 1 Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. XII. М.: АН СССР, 1956. С. 66. 2 Там же. С. 71. 3 Там же. В.Г. Белинский А.И. Герцен Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 5. Социологическая мысль в России второй половины XIX — начала XX в. 143 основоположник теории русского социализма, которую можно считать итогом всего его жизненного пути. Критик российского самодержавия и крепостного права, разносторонне образованный человек, он многие годы был убежденным западником, писавшим, что «мы верим в Евро- пу, как христиане верят в рай». Герцен был уверен, что только запад- ное общество создает условия для освобождения человека, для духов- ного расцвета личности, для прогресса науки и культуры. По его мне- нию, важнейшим достижением западной культуры являются принципы демократизма и свободы личности, которые необходимо перенести на русскую почву в целях общественного прогресса в России. Но впоследствии долгие годы жизни в Европе поколебали уве- ренность Герцена в преимуществах западной цивилизации. Он на- чал видеть в ней совсем другие ее стороны — социальное неравен- ство, эксплуатацию трудящихся, нереализованность тех идеалов свободы, равенства и братства, одним словом, все то, что было про- возглашено Великой французской революцией 1789 г., но совер- шенно не реализовано в Европе. По его мнению, если главные вра- ги прогресса в России — это деспотическое самодержавие и неве- жество народа, то в Европе — это господство алчности, мещанство, погоня за комфортом, эгоизм, низкий уровень образования, упадок искусства и личности. Глубокое неприятие страсти к обогащению как единственной и высшей цели человеческой жизни, разочарованность в социально- политических реалиях западного общества, неудовлетворенность ре- зультатами 1848—1849 гг. побудили Герцена искать в России условия реализации тех высших идеалов социального существования, кото- рые были сформулированы в Европе в предшествующие столетия. По Герцену, «только социализм принесет миру обновление, ко- торое не смогла дать революция 1789 г.» 1 и именно социализм вы- ражает интересы большинства народа. Размышляя о возможностях реализации социалистических идеалов, Герцен пришел к выводу, что Россия в большей степени, чем европейские страны, готова к социалистическим преобразованиям. Общинный уклад жизни рос- сийских крестьян (предполагающий общинное владение землей) сформировал необходимые для социализма особый дух братства, коллективистские менталитет и принципы социального общежития. Русская община, считал Герцен, это и есть зародыш социализма. Однако наличие общины — необходимое, но недостаточное условие преобразований. Переход к социализму, по Герцену, не может быть осуществлен постепенно, эволюционным путем. Он предполагает революционную борьбу широких народных масс, их готовность жертвовать собой во имя своего светлого будущего. 1 Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. Т. XX. С. 20. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» II. История социологии как науки 144 Поскольку же народные движения часто имеют стихийный, неор- ганизованный характер, постольку во главе этой борьбы должны стоять великие личности — носители идеалов и выразители интере- сов народа. «Если десять человек понимают ясно, чего тысячи тем- но хотят, — писал Герцен, — тысячи пойдут за ними» 1 . При этом Герцен подчеркивал, что одним из препятствий революционной борьбы может быть рабская психология людей. Взгляды Герцена впоследствии получили неоднозначную оцен- ку. С одной стороны, они способствовали распространению социа- листических идей в России и повлияли на воззрения многих рус- ских ученых и политических деятелей. В них видели соединение европейской теории и отечественной практики. С другой стороны, они неоднократно подвергались критике как утопические: так, по мнению Ленина, реализация программы Герцена (освобождение крестьян и уравнительное наделение их землей) привела бы лишь к быстрому развитию капитализма в России. Отметим, что творчество Герцена становится особенно актуаль- но в нашу эпоху, когда Россия вновь стоит перед проблемой выбо- ра своего исторического пути. Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) — известнейший русский фи- лософ, писатель, экономист, общественный деятель, один из основоположников рус- ского народничества. Чернышевский — ав- тор таких работ, как «Эстетическое отно- шение искусства к действительности», «Ан- тропологический принцип в философии», романа «Что делать?» и многих других. Как и Герцен, Чернышевский полагал, что решение многих социальных проблем России предполагает некапиталистический путь развития. Будучи сторонником социа- лизма, он считал его рациональным экономическим устройством, выгодным для большинства членов общества. Чернышевский был хорошо знаком с экономическими теория- ми своего времени, которые легли в основу его социологических построений. Так, в работе «Капитал и труд» он утверждал, что глав- ным двигателем производства является личный интерес. Энергия труда пропорциональна праву собственности производителя на соз- данный продукт. Следовательно, для производства в целом выгодно, 1 Герцен А.И. Полное собр. соч. и писем. 1922. Т. 19. С. 111. Н.Г. Чернышевский |