Главная страница
Навигация по странице:

  • Copyright « «» «A K-C»

  • Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
    Дата12.12.2022
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла31005_90ef4ddf6543863ac9d2ef238bf781af.pdf
    ТипУчебник
    #841202
    страница21 из 60
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   60
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    5. Социологическая мысль в России второй половины XIX — начала XX в.
    161
    В структуре самой социологии Сорокин выделял теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология включает в себя т р и раздела: социальная аналитика изучает структуру соци- альных явлений и их формы, социальная механика взаимодейст- вие людей и причины их социального поведения, социальная гене-
    тика — процесс эволюции общества. Практическая, прикладная, социология должна давать конкретные рекомендации по управле- нию социальными процессами, учитывая при этом теоретический опыт и политические реалии.
    В духе позитивизма Сорокин полагал, что социология должна быть подобна естественным наукам и изучать только те явления, которые поддаются наблюдению, проверке и измерению, отказаться от всякого философствования и опираться только на факты. В духе же неопозитивизма он считал необходимым анализ так называемых
    социальных клеточек, то есть актов взаимодействия двух индивидов.
    По его мнению, они являются простейшими социальными явле- ниями и из них вырастают многообразные общественные процессы и все «сложные социальные агрегаты» (различные социальные группы). Говоря о различных социальных группах, Сорокин разли- чал односторонние и многосторонние критерии их классификации.
    Так, социальные группы могут быть выделены или на основе како- го-либо одного признака (пол, возраст, язык, национальность, об- разование и т.д.), или на основе их совокупности.
    Громадную роль в развитии социологии сыграло учение Соро- кина о социальной стратификации и социальной мобильности. Со- гласно ему, общество, как слоеный пирог, делится на относительно автономные слои — страты. Объективными причинами расслоения являются уровень дохода, отношение к политической власти, про- фессия, образование и другие показатели. Как писал Сорокин,
    стратификация находит свое выражение в существовании высших и низших слоев.
    Ее сущность и основа — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутст- вии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества
    1
    Все общества являются стратифицированными, считал Соро- кин, поэтому данное явление следует рассматривать как нормаль- ное, естественное.
    Столь же обычна и нормальна социальная мобильность, которую
    Сорокин определял как «любой переход индивида... из одной пози-
    1
    Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 302.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    II. История социологии как науки
    162
    ции в другую»
    1
    , как любые изменения в социальном положении человека. Основные формы мобильности — горизонтальная и вер- тикальная. Горизонтальная мобильность — это переход человека из одной социальной группы в другую с таким же социальным стату- сом (например, переезд девушки в связи с замужеством из одного села в другое). Вертикальная мобильность предполагает изменение
    социального статусачеловека. Она бывает восходящая и нисходя- щая. Восходящая мобильность означает, что индивид улучшил свои социальные показатели (получил образование, более высокую должность или заработную плату и т.п.) и перешел в более высо- кий социальный слой, а нисходящая — что его социальное поло- жение принципиально ухудшилось (он стал безработным, оказался беженцем и т.п.).
    Каналами социальной циркуляции, своеобразными «социальными лифтами», которые могут поднять человека до известных социаль- ных высот, выступают семья, школа, церковь, различные экономи- ческие, политические и культурные организации (например, армия, религиозные или спортивные общества, политические партии и т.д.). Они жестко контролируют поведение индивидов и помогают повысить свой социальный статус только тем, кто соответствует нормативным требованиям этих институтов, выполняющих своеоб- разную функцию социальной селекции.
    Как и Ковалевский, Сорокин был противником социальных ре- волюций и сторонником эволюционного развития общества. Как и
    Дюркгейм, он большое внимание уделял вопросу общечеловеческих ценностей, которые сплачивают общество и способствуют социаль- ному прогрессу.
    Контрольные вопросы
    1. Поясните сущность социологических представлений революци- онных демократов.
    2. Кому В.Г. Белинский отдавал основную роль в развитии россий- ского общества?
    3. Дайте сравнительный анализ особенностей западного и россий- ского обществ, по А.И. Герцену.
    4. Объясните суть социологических представлений Н.Г.
    Черны- шевского.
    5. Какую роль Н.Г. Чернышевский отводил в развитии российского общества сельской общине? Как она связывалась им с социали- стическим способом человеческого общежития?
    1
    Сорокин П.А. Указ. соч. С. 373.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    5. Социологическая мысль в России второй половины XIX — начала XX в.
    163 6. Охарактеризуйте социологические представления анархистов.
    7. В чем сущность социологических представлений народничества?
    8. Охарактеризуйте социологические представления психологиче- ского направления в русской социологии.
    9. Проанализируйте особенности социологии легального марксизма.
    10. Объясните особенности плюралистической социологии М.М. Кова- левского.
    11. Охарактеризуйте особенности социологии П.А. Сорокина.
    Литература
    1. Бакунин М.А. Бог и государство // Полн. собр. соч. СПб., 1907.
    Т. 1.
    2. Герцен А.И. Избранные философские произведения: В 2 т. М.,
    1947.
    3. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—
    XX вв. М., 1995.
    4. Де Роберти Е.В. Задачи социологии // Социология в России XIX — начала XX века: Тексты. М., 1997.
    5. Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2004.
    6. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997.
    7. Кареев Н.И. Взгляд на современное состояние социологии // Со- циология в России XIX — начала XX века: Тексты. М., 1997.
    8. Ковалевский М.М. Сочинения: В 2 т. СПб., 1997.
    9. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.
    10. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М.,
    1993.
    11. Лавров П.Л. Философия и социология // Избр. произведения:
    В 2 т. М., 1965. Т. 2.
    12. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
    13. Социологическая энциклопедия: В 2 т. М., 2003.
    14. Социология в России XIX — начала XX века: Тексты. М., 1997.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    Глава
    6
    Современная западная и отечественная социология
    XX век стал веком полного триумфа социологии. Возникает множе- ство различных теоретических направлений, создаются националь- ные социологические общества и Международная социологическая ассоциация (1946). Широчайшее развитие получают прикладные эмпирические исследования, осуществляемые многочисленными научно-исследовательскими центрами. Во второй половине XX в. профессия социолога становится одной из самых популярных и востребованных в западных странах, и к изучению социологии об- ращаются сотни тысяч американских и европейских студентов. На социологические исследования выделяются миллиарды долларов, регулярно проводятся международные социологические конгрессы и конференции, по объемам тиражей социологическая литература занимает одно из первых мести становится массовым, общедос- тупным жанром. В социологии начинают видеть возможности усо- вершенствования мира. Воистину прав был Р. Миллс, отмечавший, что современная эпоха — это эпоха социологии.
    6.1. ????????????? ??циологических направлений в современной западной социологии
    В XIX в. центром социологической мысли была Западная Европа, но начиная с 1920-х годов позиции лидера в мировой социологии прочно удерживают США. Здесь социология изначально развива- лась как прикладная эмпирическая наука, ориентирующаяся на пози- тивистскую идею строгой объективности и точности научных дан- ных. Благодаря усилиям американских ученых социология из теоре- тической дисциплины превращается в особый вид практической исследовательской деятельности, находящей поддержку среди раз- личных слоев общества. Вместе с тем в XX в. в разных странах ми- ра активно развивалась и фундаментальная академическая социоло- гия, что обусловило своеобразное разделение труда между приклад- ной и теоретической социологией.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    6. Современная западная и отечественная социология
    165
    Современная западная социология представлена множеством разнообразных школ и направлений. И классификация этих на- правлений — весьма непростая задача, поскольку их отличают и время возникновения, и теоретическая направленность, и методо- логия исследований. Существовало и существует немало попыток классификации современных социологических воззрений. Обра- тимся к одной из самых простых, понятных и наиболее распро- страненных.
    Большинство социологических направлений исходя из их мето- дологических и теоретических особенностей разделяются на д в е большие группы. Первую образуют макросоциологические теории, которые постулируют примат общества по отношению к индивиду.
    Они стремятся описать социальные закономерности надындивиду- ального порядка, и их логика исследований предполагает движение от общего к частному, от понятий «общество» и «социальная сис- тема» к понятиям «индивид» и «личность». Эти теории берут свое начало во взглядах О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, к ним так- же относятся такие направления, как структурно-функциональный
    анализ (Т. Парсонс), теории конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф),
    структурализм (М. Фуко, К. Леви-Стросс), технологический детер-
    минизм (Р. Арон, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл), неоэволюционизм
    (Л. Уайт, Дж. Стюарт, Дж. Мердок) и др.
    Вторую группу образуют микросоциологические теории, в центре внимания которых, наоборот, оказывается именно человек, инди- вид, личность. Они пытаются объяснить общесоциологические за- кономерности через анализ внутреннего мира человека и особенно- стей его взаимодействия с другими людьми. Соответственно их ме- тодология исследований предполагает движение от частного к общему, от изучения «клеточек» социального организма к характе- ристике общества в целом. Истоки этого подхода следует искать во взглядах М. Вебера и представителей психосоциологии (Л. Уорд,
    Г. Тард, В. Парето). Из современных направлений его развивают
    символический интеракционизм (Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блюмер, А. Роуз,
    Г. Стоун, А. Стресс), феноменологическая социология (А. Шюц,
    Т. Лукманн), теории обмена (Дж. Хоманс, П. Блау), этнометодология
    (Г. Гарфинкель, А. Сикурел) и др.
    Следует отметить, что теории, отнесенные к одной методологи- ческой группе, могут достаточно сильно отличаться друг от друга как по сфере конкретно-научных интересов, так и по трактовке рассматриваемых явлений.
    Рассмотрим кратко некоторые из наиболее популярных совре- менных социологических направлений.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    II. История социологии как науки
    166 6.2. Социологический неопозитивизм и бихевиоризм
    Исторически первым и по-прежнему весьма влиятельным направ- лением в современной западной социологии является неопозити-
    визм, уходящий корнями в позитивизм XIX в., но значительно из- мененный в XX в. Социологический неопозитивизм — это совокуп- ность эмпирических школ, представителей которых объединяют принципы так называемой научной социологии, стремящейся к стро- гой объективности и точности.
    В общем виде эти принципы можно сформулировать следую- щим образом:
    (1) отказ от построения общесоциологических теорий (пони- маемых как нечто абстрактное и оторванное от повседнев- ной жизни);
    (2) стремление превратить социологию в такую же точную и бесстрастную науку, как математика, физика и иные отрасли естественнонаучного знания;
    (3) ориентация на эмпирические исследования как единствен- ный способ получения точного знания;
    (4) разработка таких методик и техник прикладных исследова- ний, которые обеспечили бы высокий уровень доказательно- сти и истинности социологических выводов;
    (5) признание приоритетности количественных математизиро- ванных методов.
    Становление неопозитивизма было теснейшим образом связано с бурным развитием эмпирической социологии в США, где уже к
    1910 г. было проведено около 3 тыс. исследований (в настоящее вре- мя их количество достигает 6 тыс. в год). Большое влияние на разви- тие социологии оказала ставшая знаменитой работа Ф. Знанецкого и
    У. Томаса «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918), по- священная проблемам адаптации эмигрантов и основанная на чис- то эмпирическом материале — письмах польских эмигрантов на ро- дину. В этой работе были выделены принципы методологии и ме- тодики конкретно-социологических исследований.
    Значительное внимание американские, а впоследствии и евро- пейские социологи уделяли проблемам социологии труда и социаль- ного управления (социоинженерия). Начало изучению этих вопросов положил Ф. Тейлор (1856—1915), проводивший комплексные иссле- дования на предприятиях и создавший первую в мире систему на-
    учной организации труда. Следующий важный шаг в этом направле- нии — знаменитые Хоторнские эксперименты (1927—1932), прово-
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    6. Современная западная и отечественная социология
    167
    дившиеся под руководством Э. Мэйо (1880—1949) и ставшие осно- ванием для доктрины «человеческих отношений». Эта доктрина под- черкивала роль морально-психологических факторов в организации труда и повлияла на исследования проблем мотивации поведения
    человека (теория потребностей А. Маслоу, 1943; двухфакторная
    теория мотивации Ф. Херцберга, 1950; теория стилей управления
    Д. Макгрегора, 1957).
    Благодаря усилиям многих ученых были усовершенствованы ме- тодология и техника социологических исследований: измерение и
    построение шкал (Э. Богардус, Л. Тернстоун, Л. Гуттман), социаль-
    ный эксперимент (С. Чэпин, Э. Мэйо), социометрия (Дж. Морено),
    методология эмпирических исследований (Дж. Ландберг, П. Лазар- фельд, Р. Мертон) и др.
    Своеобразным проявлением неопозитивизма стал бихевиоризм
    (от англ. behaviour — поведение), утверждавший, что социология — это наука о человеческом поведении. Бихевиоризм не стремился изучать субъективные состояния человека (мотивы, ценности, стремления) как неподдающиеся точной фиксации и ориентировал- ся на описание внешних форм поведения. Объединение установок бихевиоризма с принципом квантификации привело к разработке многочисленных тестов, широко использовавшихся в конкретно- социологических исследованиях.
    Эти исследования охватывали самые различные социальные яв- ления, такие как образование, право, государство, семья, город, де- ревня, безработица, преступность и т.д., и во многом способствова- ли росту авторитета и влияния социологической науки.
    В послевоенный период научно-технический прогресс привел к внедрению в социологию кибернетики, что повлекло за собой техни- ческое переоснащение и математизацию методов измерения и анали- за, использование новых методов математического моделирования.
    В 1960—1970-е годы активно обсуждалась тема кризиса социологии, обусловленного недостатками познавательных возможностей неопо- зитивизма. Неопозитивизм подвергался резкой критике за узость теоретических взглядов и неспособность создать целостную картину общественной жизни. Развенчивались его претензии на научность и объективность, осуждалась чрезмерная математизация методов со- циологического исследования.
    Но на эту критику эмпирическая социология ответила расши- рением прикладных исследований (что, в частности, стимулирова- лось государственными заказами и усилением спроса на социаль- ную информацию) и дальнейшей разработкой новых логико- методологических средств для анализа данных.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    II. История социологии как науки
    168
    Однако даже попытки разработки новой стратегии социологи- ческих исследований, предполагающей уход от эмпиризма и описа- тельности (Г. Бейлок, Д. Коэн, Д. Уиллер), не преодолевают ограни- ченности этого направления, обусловленного отсутствием у него фундаментальной теоретической базы.
    6.3. Структурно-функциональный анализ
    Т. Парсонса
    Взгляды Толкотта Парсонса (1902—1979), американского социолога- теоретика, основоположника школы структурно-функционального анализа, оказали большое влияние на развитие социологической мысли и до середины 60-х годов прошлого века доминировали в англоязычной социо- логии. Основные работы Парсонса написа- ны в соавторстве с Э. Шилзом — «Социаль- ная система» (1951) и «К общей теории действия» (1951).
    Получая образование в Европе, Парсонс воспринял многие положения представите- лей классической социологии: в частности, у Вебера — идею социального действия как
    «клеточки» социальных процессов, у Спенсе- ра и Парето — идею стабильности и равнове- сия как необходимого условия существования общества, у Дюркгейма — положение о нор- мативности социального поведения. В тео- рии структурно-функционального анализа они получили новую интерпретацию и дальнейшее развитие.
    По мнению Парсонса, общество — это система, которая всегда стремится к достижению абсолютного равновесия как главного усло- вия своего самосохранения. Нарушение равновесия, порождаемое конфликтами и противоречиями, означает «заболевание», дестаби- лизацию социальной системы и может привести к ее гибели. По- этому решительная борьба со всем тем, что угрожает социальной стабильности, — это естественная реакция на патологические от- клонения от нормы.
    Взгляды Парсонса недаром называют структурно-функци-
    ональным анализом. Понятие функции — одно из важнейших в его теории. С его помощью он пытается объяснить, как, на первый взгляд, хаотическое множество людей и иных социальных явлений
    Т. Парсонс
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   60


    написать администратору сайта