Главная страница
Навигация по странице:

  • Copyright « «» «A K-C»

  • Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
    Дата12.12.2022
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла31005_90ef4ddf6543863ac9d2ef238bf781af.pdf
    ТипУчебник
    #841202
    страница22 из 60
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   60
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    6. Современная западная и отечественная социология
    169
    образуют некое единство, целостность, общественную систему, спо- собную не только существовать, но и воспроизводить себя.
    По Парсонсу, функциональная зависимость — это то, что придает совокупности элементов свойство целостности, которым в отдель- ности не обладает ни один из них. Соответственно явление стано- вится структурным элементом системы тогда, когда выполняет функцию, важную для системы в целом.
    Парсонс утверждал, что любая система (общество, предприятие, церковь и т.д.) в целях выживания осуществляет ч е т ы р е функ- ции — адаптацию, целедостижение, интеграцию и латентность.
    Для их реализации нужны определенные структурные элементы.
    В обществе такими элементами являются подсистемы — экономи- ческая, политическая и иные. Экономика выполняет функцию
    адаптации (получение ресурсов из окружающей среды и распреде- ление их внутри общества), политика — функцию целедостижения
    (формулирование общих целей и мобилизация ресурсов для их дос- тижения), культура и право — функцию интеграции (поддержание единства и упорядочение действий членов общества), институты социализации — семья, школа, церковь и т.д. — латентную функ- цию (воспроизводство и распространение образцов социального поведения).
    В свою очередь, каждая подсистема является системой по от- ношению к ее элементам с соответствующими функциями и соци- альными институтами. Даже отдельные элементы систем низшего уровня (например, предприятия, партии, семья и т.п.) также явля- ются микросистемами.
    Функциональная зависимость — решающее социального дейст- вия условие целостности системы. Но люди — не механические частицы. Они наделены сознанием, волей, способны упрямиться и выбирать произвольную линию поведения. Как возможно согласие между ними? По Парсонсу, согласованность действий и взаимопо- нимание людей достигается за счет общности их ценностей и соблю-
    дения норм социального поведения. Это тот самый «клей», благодаря которому великое множество людей, неких социальных «атомов», становятся «клеточками» единого социального организма.
    Структурно-функциональный подход Парсонса на основе тео- рии социального действия создает абстрактную и «верную на все времена» общую модель социального действия. Ее элементами явля- ются деятель (индивид или группа людей), ситуация (природная или социальная) и ориентация деятеля на ситуацию (включающая оценку этим деятелем как реалий внешней среды, так и собствен- ных возможностей и целей воздействия на нее).
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    II. История социологии как науки
    170
    Главное здесь — выявить специфику социального действия.
    Его специфическими признаками Парсонс считает: (1) символич-
    ность (регулирование поступков людей речью и иными системами символов), (2) нормативность (зависимость поведения от приня- тых в обществе норм и ценностей) и (3) волюнтаристичность
    (произвольность поведения в связи с субъективным восприятием ситуации).
    В работах 1960-х годов Парсонс обращается к проблемам соци- ального развития и приходит к выводу, что способность к измене- ниям свидетельствует о повышении уровня адаптивности системы.
    Система, способная эволюционировать и «приспосабливаться», бо- лее самодостаточна и жизнеспособна, чем иные.
    По Парсонсу, развитие общества — это процесс эволюции.
    С присущими ей двумя взаимосвязанными чертами: дифференциацией
    (появлением новых, относительно обособленных элементов соци- альной системы) и интеграцией (повышением целостности системы за счет появления связей между новыми элементами).
    В связи с этим Парсонс различает т р и типа обществ:
    (1) примитивные (дифференциации почти нет, люди выполняют од- новременно множество ролей-функций), (2) промежуточные (появ- ляется письменность, социальное расслоение и функционально- ролевая специализация) и (3) современные (для них характерна ад- министративная бюрократия, отделение права от религии, рыноч- ная экономика и демократическая избирательная система).
    Переломными моментами дифференциации являются револю-
    ции. Так, промышленная революция означает разделение экономи- ки и политики, демократическая отделяет «социальное сообщество»
    (гражданское общество) от политической сферы, а образовательная — призвана выделить из социального сообщества институты воспита- ния и образования (воспроизводства и поддержания «культурных образцов»).
    Взгляды Парсонса нашли своеобразное развитие в работах как американских, так и европейских авторов. Например, Роберт Мертон наряду с понятием функции вводит понятие дисфункции. Это такие
    отклонения в системе, благодаря которым она, изменяясь, может приспособиться к новым условиям и, следовательно, существовать и развиваться далее.
    Во Франции структурно-функциональный подход нашел отра- жение в творчестве структуралистов — Мишеля Фуко, Клода Леви-
    Строса и др., уделявших основное внимание анализу ментальных, языковых и нормативных структур.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    6. Современная западная и отечественная социология
    171 6.4. Теория социальных конфликтов.
    Р. Дарендорф и Л. Козер
    В мире постоянно осуществляется борьба противоположностей.
    Своеобразным выражением этой диалектической аксиомы стало появление на рубеже 1950—1960-х годов теорий, которые критически относились к позитивистской идее равновесия социальных систем и считали конфликт не просто дисфункцией, а универсальным и по-
    зитивным фактором общественного развития.
    Идея неизбежности социальных конфликтов имеет давние кор- ни: она присутствовала в философских и социологических теориях
    Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, Л. Гумпловича и многих других мыслителей. Так, Н. Михайловский, Ж. Тард, Г. Лебон, Ч. Кули рас- сматривали социальный конфликт как проявление естественного закона борьбы за существование. Социологи М. Вебер, В. Парето,
    Г. Моска большое внимание уделяли политическим аспектам соци- альных конфликтов и считали их следствием борьбы различных со- циальных групп за власть.
    В середине, 1950-х годов интерес к этой проблеме возродила работа Г. Зиммеля «Конфликт» (1955), который утверждал, что кон- фликт выполняет важную интегративную функцию, объединяя про- тивоборствующие стороны и способствуя стабилизации общества.
    Дальнейшее развитие проблема социального конфликта получила в трудах Р. Дарендорфа, Л. Козера, Р. Миллса, Р. Мура, К. Боулдинга,
    Т. Боттомора и других социологов, благодаря которым она стала очень популярной.
    Немецкий социолог Ральф
    Дарендорф (р. 1929) посвятил проблеме конфликта общества свои работы «Класс и классовый конфликт в индустриальном об- ществе» (1959), «Человек социо- логический» (1961) и др. По его мнению, основа взаимодействия индивида и общества — социаль-
    ные нормы, которые задают роле-
    вое поведение людей. Роли как образцы поведения предписыва- ются человеку и зависят от его социального положения. Поскольку общество всегда неоднородно, постольку всегда существуют неравенство, иерархия ролей, которая
    Р. Дарендорф
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    II. История социологии как науки
    172
    одновременно выражает властные отношения на поведенческом уровне (сколько власти — такова и роль!).
    Дарендорф полагал, что в современном капиталистическом об- ществе постепенно исчезает экономическая основа противостояния классов. Социальные группы различаются теперь преимущественно политически, по отношению к власти. Распространяя это представ- ление на всемирную историю, он пришел к выводу, что во всех обществах идет борьба за власть, благодаря которой люди могут изменить свое положение, получить доступ к разнообразным благам и обрести новые, более привлекательные для них роли.
    Неравенство ролей (за которым стоит экономическое и полити- ческое неравенство) и борьба за власть (как способ изменить свое социально-ролевое положение) неизбежно порождают конфликт, являющийся не временным, а постоянным состоянием общества.
    Конфликт — это своеобразное проявление самого факта социальной
    иерархии (или просто ее иное название). Поэтому, подчеркивает
    Дарендорф, его нельзя не разрешить, ни уничтожить, ни предотвра- тить, поскольку это означало бы ликвидацию самой социальной системы.
    Таким образом, в отличие, например, от Парсонса, видевшего в равновесии главное условие существования общества, Дарендорф считает конфликт неотъемлемой чертой общественной жизни:
    Все отношения индивидов, построенные на несовместимых целях, являются отношениями социального конфликта.
    Но Дарендорфа нельзя назвать «жа- ждущим крови» апологетом социальных конфликтов. Он верил в возможность снижения уровня социальной напря- женности и предлагал регулировать кон- фликты с помощью переговоров, по- средничества, арбитража и иных спосо- бов. Более успешно это можно делать в демократических, открытых обществах, где само протекание конфликтов пре- дельно формализовано.
    Американский социолог Льюис Козер
    (1913—2003)в своей классической работе
    «Функции социальных конфликтов» определял конфликт как
    «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефи- цитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в обладании ими, но и в нейтрализации или устранении
    Л. Козер
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    6. Современная западная и отечественная социология
    173
    своего соперника». При этом Козер подчеркивал, что любой кон- фликт имеет идейную природу, то есть различие интересов и взглядов людей.
    Конфликты могут выполнять не только конструктивные, но и негативные функции, которые имеют место в обществах, где суще- ствуют «враждебные классы» и где революционное насилие может разрушить социальные связи и саму социальную систему. Позитив- ные же функции конфликтов состоят в том, что они способствуют укреплению социальной системы, установлению границ и сохране- нию солидарности внутри социальных групп, социализации и адап- тации индивидов, поддержанию баланса сил, стимулированию нор- мотворчества и социального контроля, и в целом — развитию меха- низмов управления социальными процессами.
    Как и Дарендорф, Козер полагал, что конфликты не исчезают полностью, а лишь приобретают новые формы и масштабы, видо- изменяются и проявляются в новых сферах общественной жизни.
    Конфликты универсальны и необходимы обществу, поскольку спо- собствуют общественному развитию.
    Социология конфликта стала одним из самых ярких и значи- тельных направлений в западной социологии второй половины XX в.
    В последние 10—15 лет интерес к этим проблемам вновь значи- тельно возрос.
    6.5. Технологический детерминизм
    Представители этого направления социологии главным фактором общественной жизни считают уровень развития техники и технологий.
    Технологический детерминизм объединяет несколько взаимодопол- няющих теорий, возникших в конце 1950—1970-х годов и отра- жающих те социальные изменения в развитых капиталистических странах, которые были вызваны достижениями научно-технической революции. К их числу относятся:
    (1) теория единого индустриального общества (Р. Арон);
    (2) теория стадий экономического роста (У. Ростоу);
    (3) теория нового индустриального общества (Дж. Гэлбрейт);
    (4) теория постиндустриального общества (Д. Белл);
    (5) теория сверхиндустриального общества (А. Тоффлер).
    Исходным для них является понятие «индустриальное общество»,
    введенное Сен-Симоном и использованное О. Контом для описа- ния третьей, «позитивной», стадии всемирной истории. В рамках технологического детерминизма образ индустриальной эпохи полу- чил свое дальнейшее развитие и стал исходным для характеристики других этапов истории. Будучи примером социального эволюцио-
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    II. История социологии как науки
    174
    низма и противопоставляя себя марксистской концепции историче- ского процесса, это направление претендует на роль общесоциоло- гической теории развития человечества.
    Критерием периодизации всемирной истории здесь выступает уро- вень развития техники и технологий. Предполагается, что от него зависит организация производства, доминирование тех или иных отраслей экономики, социальная структура и господство отдельных социальных групп, политический строй, роль науки и обществен- ные ценности. А новые технические достижения и технологические перевороты рассматриваются как конечная причина «бескровных» изменений во всех сферах общественной жизни, не сопровождаю- щихся социальными конфликтами и революциями.
    Теории технологического детерминизма нашли широкую попу- лярность в западных странах и стали исходной парадигмой для ос- мысления истории.
    Теория единого индустриального общества Р. Арона
    Эта теория была сформулирована французским социологом и пуб- лицистом Раймоном Ароном (1905—1983) в лекциях, прочитанных в
    Сорбонне в 1956—1959 гг. Ссылаясь на взгляды Огюста Конта,
    Арон утверждал, что развитие промышленно- сти приводит к формированию единого инду- стриального общества, разновидностями кото- рого являются социалистическая и капитали- стическая общественные системы. Для этого общества характерны единые технико-эконо- мические показатели: сложная система разде- ления труда; развитая индустриализация, предполагающая механизацию и автоматиза- цию производства и управления; массовое производство товаров на рынок; научно-техни- ческая революция; широкая урбанизация; вы- сокая степень социальной мобильности.
    По мнению Арона, развитие крупной промышленности влияет на все сферы общественной жизни. Вместе с тем он не исключал серьезных различий в социальном и политическом строе между социалистическими и капиталистическими странами.
    Теория стадий экономического роста У. Ростоу
    Американский экономист Уолт Ростоу (1916—2003) в работе «Ста- дии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1960) изложил свою концепцию всемирной истории, считая ее альтернати-
    Р. Арон
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    6. Современная западная и отечественная социология
    175
    вой марксистской теории общественно-экономи-ческих формаций.
    Придавая решающее значение технико-экономическому, производ- ственному фактору, Ростоу выделял в истории человечества п я т ь
    «стадий роста»:
    (1) традиционное общество (господство сельского хозяйства, низкая произ- водительность труда — до конца феодализма);
    (2) переходное общество (рост произво- дительности сельского хозяйства, рост национализма, возникновение централизованных государств — то есть подготовка условий для «сдвига»);
    (3) стадия сдвига (период промышлен- ной революции);
    (4) стадия зрелости (индустриальное общество: бурное развитие промышленности, широкое внедрение достижений науки и техники, рост городского населения до 60—90% и т.д.);
    (5) стадия массового потребления (когда ведущими становятся отрасли, работающие на потребителя и производящие това- ры длительного пользования).
    В работах 1970-х годов Ростоу выступил с идеей ш е с т о й стадии — стадии «поиска качества жизни», в которой ведущим сек- тором экономики станет сфера услуг.
    По мнению Ростоу, в основе экономического развития общества лежат неэкономические факторы, а именно — человеческие потреб-
    ности, «порывы и устремления». Большое влияние на развитие экономики оказывают также мир политики и культура.
    Теория конвергенции Дж. Гэлбрейта
    Ростоу разделял идею конвергенции, выдвинутую американским экономистом Джоном Гэлбрейтом (1908—2006). «Новое индустри- альное общество» — это развитые капиталистические страны, где, по мнению Гэлбрейта, подлинная экономическая власть принад- лежит не собственникам и акционерам, а представителям техност- руктуры.
    Техноструктура — это высококвалифицированные специалисты
    (директора фирм, менеджеры, технологи, конструкторы и т.п.), управляющие крупными корпорациями, «носители коллективного разума и коллективных решений». Цели техноструктуры, заинтере- сованной в увеличении размеров корпораций, со временем вступают
    У. Ростоу
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    II. История социологии как науки
    176
    в противоречие с общественными интересами, поскольку они спо- собствуют формированию монополистического капитализма и ог- раничению свободной конкуренции. По Гэлбрейту, необходимо противопоставить мощи монополий контроль и регулирование со стороны государства.
    Важнейшая черта нового индустриаль- ного общества — повышение роли знаний и
    профессиональной компетентности. Вэтом факте Гэлбрейт увидел возможность рацио- нализации общественной жизни путем пере- дачи контроля над государством ученым и профессорам, то есть путем установления
    технократии как политической власти спе- циалистов. Логика Гэлбрейта такова: если техноструктура успешно справляется с про- блемами корпораций, то соответственно высокообразованные специалисты смогут эффективно управлять и общественными процессами. Научные знания и профессионализм необходимы для обеспечения социальной стабильности, экономической эффектив- ности и погашения социальных конфликтов.
    Гэлбрейт — автор теории конвергенции сближения»). Согласно этой теории, в современном мире происходит постепенное сглажи- вание экономических, политических и идеологических различий между капитализмом и социализмом с их последующим синтезом в едином «смешанном обществе». Но, по его мнению, предлагаемые для Советского Союза варианты перехода к экономике свободного предпринимательства не могут быть осуществлены. Гэлбрейт под- черкивал необходимость осторожности в проведении экономиче- ских реформ, опасаясь, что они могут привести к «дикому капита- лизму» XIX в.
    Теория постиндустриального общества Д. Белла
    В 1970-х годах все эти концепции получают свое развитие в теории
    постиндустриального общества. Ее разработал американский социо- лог Даниел Белл (1919—2011) в книгах «Грядущее постиндустриаль- ное общество» (1973) и «Культурные противоречия капитализма»
    (1976). Основные положения этой теории развивали американские и французские социологи и политологи Г. Кан, З. Бжезинский,
    А. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье и др.
    Дж. Гэлбрейт
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   60


    написать администратору сайта