Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
Скачать 2.71 Mb.
|
Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 5. Социологическая мысль в России второй половины XIX — начала XX в. 153 тал познание «законов психического взаимодействия» 1 . А для этого социология должна тесно сотрудничать с такими науками, как пси- хология и социальная психология. Роберти различал индивидуальную и коллективную психологию. Коллективная психология — это психологические особенности раз- личных, относительно автономных социальных групп и общностей (например, профессиональных групп, сословий, классов, наций и т.п.). Коллективная психология влияет на поведение этих общно- стей в социуме, выражается в особенностях их традиций, в морально- этических нормах, в способах взаимодействия людей и создаваемых ими социальных институтов. Роберти утверждал, что социология, изучая коллективную психологию людей, во многом совпадает с социальной психологией. Николай Иванович Кареев (1850— 1931) — выдающийся русский ученый, историк и социолог, один из основателей отечественной социологии, крупнейший представитель классического позитивиз- ма, настойчивый и убежденный последо- ватель и популяризатор учения Конта и других западных философов и социоло- гов. Его перу принадлежит множество ра- бот, в том числе «Основные вопросы фи- лософии истории» (третий том «Сущ- ность исторического процесса и роль личности в истории»), «Введение в изу- чение социологии», «Основные направ- ления социологии и ее современное со- стояние», «Старые и новые этюды об экономическом материализ- ме», «Общий ход всемирной истории», «Мысли об основах нравст- венности», «Мысли о сущности общественной деятельности» и др. Именно Кареев одним из первых предпринял попытку осмыс- ления исторического развития социологии в России. Он обращал внимание на различные закономерности этого процесса, обуслов- ленные как общемировыми, так и специфическими российскими тенденциями. По его мнению, социология — это совокупность теоретически обоснованных, систематизированных взглядов на общество. Это абст- рактная науки, изучающая природу и генезис общества, основные социальные силы и их взаимоотношения, различные происходящие в нем процессы. 1 Де Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. С. 86. Н.И. Кареев Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» II. История социологии как науки 154 Полагая, что социология должна рассматривать и вопросы о ме- тодах познания общественной жизни 1 , сам Кареев плодотворно за- нимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др., создал ряд оригинальных исследований по общим вопросам методологии социологического знания. В целом Кареев, как и Роберти, был убежденным позитивистом. Он неоднократно подчеркивал, что социология должна избегать произвольности и стремиться к объективности, не допускать субъ- ективных оценок и выводов. Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных мето- дов исследования. И вместе с тем основное внимание в обществен- ной жизни он уделял именно тем явлениям, которые очень трудно зафиксировать объективно, а именно — психологической деятельно- сти человека. Во взглядах Кареева были тесно переплетены социология, соци- альная философия, психология и социальная психология. Как и Роберти, он полагал, что общество является продуктом человече- ской деятельности, которая всегда обусловлена различными субъек- тивными детерминантами. Важнейшей из этих детерминант являет- ся «психическая природа», влияющая на психическую, а впоследст- вии и на социальную жизнь человека. Соответственно, как и другие представители психологического направления в социологии, Кареев утверждал, что все социальные явления и процессы имеют психологическую основу и что специ- фика социальных отношений порождена особенностями психическо- го взаимодействия людей. Соответственно задача общественной науки состоит в том, чтобы с этой точки зрения объяснить все мно- гообразие экономических, политических, религиозных, нравствен- ных и иных социальных актов, в том числе и «справедливые и не- справедливые общественные явления» 2 5.5. Социология легального марксизма Легальный марксизм — это идейно-политическое течение в России конца XIX в., представители которого выступали против народни- чества с позиций марксизма, трактуемого ими в духе буржуазного либерализма. Наиболее известными представителями легального 1 Сейчас это называют методологической функцией социологии. 2 Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб., 1907. С. 110. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 5. Социологическая мысль в России второй половины XIX — начала XX в. 155 марксизма были П.Б. Струве и М.И. Туган-Барановский. К этому направлению примыкали также Н.А. Бердяев и С.И. Булгаков, взгля- ды которых впоследствии эволюционировали в религиозно-идеа- листическом направлении. В отличие от народников, предполагавших некапиталистический путь развития России, легальные марксисты, опираясь на реформи- рованные идеи марксизма, доказывали историческую неизбежность капитализма. Их позиция недаром получила название легального марксизма, поскольку они отказались от революционной направ- ленности марксистской теории, которая в царской России была запрещена 1 Петр Бернгардович Струве (1870—1944) — русский экономист, философ, публицист и общественно-поли- тический деятель. Чрезвычайно увлеченный марксизмом в юности, он был одним из пе- реводчиков первого тома «Капитала» Мар- кса и автором Манифеста I съезда РСДРП. Но с начала 1900-х он отошел от марксиз- ма, стал одним из лидеров кадетской пар- тии, депутатом Государственной думы, из- дателем журнала «Русская мысль». После революции активно боролся против совет- ской власти, впоследствии эмигрировал. Одной из первых работ, в которых Струве пытался обосновать неизбежность капитализма, стали «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России». Эту книгу современ- ники Струве восприняли как энергичный призыв к русской интел- лигенции отказаться от своего неприятия капитализма и стать на путь прогрессивного экономического и культурного прогресса стра- ны. Агитируя за капитализм, Струве писал: Вся современная материальная и духовная культура тесно связана с капитализмом: она выросла или вместе с ним или на его почве... Нет, признаем нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму 2 1 Вторичной причиной особого названия этого течения является тот факт, что легальные марксисты излагали свои взгляды в легальной печати. Но при нали- чии царской цензуры это могло иметь место только в том случае, если взгляды данных авторов не имели революционно-критической направленности и не уг- рожали самодержавному строю Российской империи. 2 Струве П.Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии Рос- сии. СПб., 1984. С. 288. П.Б. Струве Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» II. История социологии как науки 156 При этом он еще обращался к марксизму как «великой и бога- той содержанием системе научных взглядов» 1 , которая рассматривает капитализм как закономерную стадию исторического развития. Но впоследствии отношение Струве к марксизму стало все более критическим, а его философско-социологические взгляды приобре- тали идеалистический неокантианский характер. Так, он пришел к выводу, что в общественной жизни доминирующую роль играет не процесс материального производства (как утверждали марксисты), а некие вечные, духовные «надысторические» (прежде всего, мораль- ные) ценности, которые постепенно воплощаются в жизни челове- чества. Именно этими культурными ценностями определяются все особенности исторического процесса. Отказ от материалистического понимания истории проявился и в отрицании Струве марксистского положения о смене капита- лизма социализмом. Вместо марксистского понятия «класс» он начинает использовать понятие «социальные группы», диалектиче- ское учение о классовой борьбе трансформирует в учение об «ос- новном процессе общественной эволюции», отказывается от идеи социальной революции. По его мнению, развитие капитализма будет осуществляться в форме эволюционного постепенного совершенствования, в форме «про- должительного, непрерывного процесса социальных преобразова- ний» 2 , в ходе которого положение рабочего класса будет не ухуд- шаться (как считали марксисты), а улучшаться. Изменяется отношение Струве и к трактовке проблемы государ- ства. Марксистское понимание государства как воплощения клас- совых интересов, как органа насилия и эксплуатации в руках гос- подствующего классаон считает «односторонним». Выдвигая тезис о том, что государство при социализме не ликвидируется, а превраща- ется из инструмента господства в инструмент порядка, Струве предвосхищает важнейший аспект критики Маркса немецким соци- ал-демократом Э. Бернштейном. По его мнению, буржуазное госу- дарство способно осуществлять работу по организации экономиче- ской и социально-политической жизни общества в интересах всех классов и социальных групп. Способом же разрешения классовых противоречий в таком обществе должен быть компромисс. «Развитие демократии есть высшая школа компромисса», — утверждал Струве. Впоследствии подобные идеи нашли широкое распространение в западных социал-демократическх партиях. 1 Струве П.Б. Марксистская теория социального развития. Киев, 1905. С. 4. 2 Там же. С. 22. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 5. Социологическая мысль в России второй половины XIX — начала XX в. 157 Михаил Иванович Туган-Барановский(1865—1919) — крупный российский экономист и социолог. В центре его внимания были закономерности капиталистического производства и особенности социалистических и коммунистических уче- ний. Этим проблемам посвящены такие фун- даментальные работы Туган-Барановского, как: «Русская фабрика в прошлом и настоящем», «Промышленные кризисы», «Современный социализм в своем историческом развитии», «Теоретические основы марксизма», «В поис- ках нового мира», «Социализм как положи- тельное учение». Согласно «историческому реализму» Туган-Барановского, общество состоит из от- дельных личностей, наделенных волей, кото- рая мотивируется желаниями и потребностя- ми людей. Удовлетворению этих потребностей служит материальное производство (хозяйство). Капитализм — это особая форма хозяйст- вования, при котором производство перестает быть средством удов- летворения человеческих потребностей, а становится целью само по себе, техническим моментом создания капитала. Туган-Барановский отмечал, что законы конкуренции требуют от капиталиста расши- рения производства и капитализации значительной части его при- были. Эта закономерность вкупе с такими чертами капитализма, как организованность труда в пределах одного предприятия и неор- ганизованность всего национального производства, необходимо по- рождает кризисы перепроизводства. В указанных противоречиях ка- питалистической экономики Туган-Барановский видел движущую силу общественных преобразований. Вместе с тем Туган-Барановский в отличие от марксистов счи- тал, что доминирующая роль экономики в жизни общества — пре- ходящее явление, характерное лишь для определенных исторических этапов: «С ходом истории преобладание хозяйственного момента должно падать» 1 . Постепенно все большую роль в жизни общества будет играть духовная культура — наука, искусство и вечные духов- ные ценности. Он также критиковал марксистское понятие классов,которое, по его мнению, характеризует отношения людей только в сфере экономики и не способно объяснить иные социальные процессы, особенно в сфере духовной культуры. Следует отметить, что это 1 Туган-Барановский М.И. Теоретические основы марксизма. М., 1918. С. 86. М.И. Туган- Барановский Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» II. История социологии как науки 158 важное положение Туган-Барановского до сих пор принципиально недооценено в современной социологии. Большое внимание Туган-Барановский уделял классификации различных теорий социализма. Блистательно анализируя взгляды представителей социалистических и коммунистических учений, он выделил государственный социализм,или коллективизм (Сен-Симон и его последователи), государственный коммунизм (Платон, Т. Мор, Э. Кабэ), синдикальный социализм (Л. Блан, Лассаль), коммунальный социализм (Фурье) и коммунизм (Р. Оуэн, В. Томпсон), анархический социализм (Прудон) и коммунизм (Годвин) 1 Наибольшее «сочувствие» у него вызывал государственный со- циализм. Он писал: ...социалистическая организация хозяйства может в наибольших размерах поднять производительность общественного труда лишь в том случае, если она осуществляется в достаточно крупном мас- штабе, каковой достижим лишь в рамках целого государства. Чем обширнее хозяйственная единица, тем большая планомерность возможна в хозяйственных процессах 2 Называя и другие положительные черты социализма, Туган- Барановский вместе с тем отмечал и негативные, в частности чрез- мерную бюрократизацию и некоторое ограничение свободы личности. 5.6. Плюралистическая социология М.М. Ковалевского Максим Максимович Ковалевский (1851—1916) — русский ученый, правовед, историк, социолог, основоположник Русской высшей школы об- щественных наук в Париже, председатель Ме- ждународного института социологии. Автор многих работ, в том числе «Происхождение современной демократии» (в 4-х т.), «Совре- менные социологи», «Социология» и др. В центре социологических интересов Ковалевского — вопросы о предмете социо- логии, о сущности социального прогресса и революции, о социальных закономерностях, о детерминантах общественного развития, об историко-сравнительном методе и др. Все они получили в его творчестве глубокую и оригинальную интерпретацию. 1 См.: Туган-Барановский М.И. Социализм как положительное учение. Пг., 1918. 2 Там же. М.М. Ковалевский Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 5. Социологическая мысль в России второй половины XIX — начала XX в. 159 Ковалевский определял социологию как науку об организации и эволюции человеческого общества 1 . Основная цель социологии — вы- явление объективных закономерностей общественной жизни. Исходным положением теории Ковалевского является идея о закономерном и поступательном характере исторического процесса. Важнейшая историческая закономерность — это прогрессивное эво- люционное движение общества от низшего своего уровня развития к высшему. Это движение осуществляется плавно, постепенно благо- даря социальной преемственности, означающей передачу социально- го опыта и достижений новым поколениям. Ковалевский полагал, что при медленном темпе общественных изменений прогресс более надежен, чем при быстром, поэтому эво- люцию следует предпочитать революции. Революция — это проти- воестественная форма развития общества, это случайное или даже патологическое явление, которое является следствием ошибок пра- вительства. Таким образом, прогресс, по Ковалевскому, несомненно, же- лателен, но только при условии сохранения социального порядка. А неизбежные конфликты можно улаживать мирно, с помощью государства. Как видим, в отличие от многих своих предшественников Кова- левский, в общем-то, чужд революционным идеям и настроениям. Его позицию, скорее, можно определить как социал-демократи- ческую. Так, рассуждая об общественном прогрессе, он признавал, что ему мешает противопоставление бедности и богатства, рознь и вражда между людьми имущими и неимущими 2 . Но для преодоления этого противоречия необходима, по его мнению, не революционная борьба трудящихся, а вмешательство государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободная деятельность профсоюзов, их борьба за социальные права трудящихся. Сущность социального прогресса Ковалевский видел в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, на- родов государств. Укреплению солидарности способствуют не толь- ко объективные, но и субъективные процессы, происходящие как в индивидуальном, так и в общественном сознании. В связи с этим 1 См.: Ковалевский М.М. Социология: В 2 т. СПб., 1910. Т. 1. С. 6. 2 Эволюционистские представления об общественном развитии характерны и для консерватизма. Но последовательный консерватизм признает социальное неравенство как вечную характеристику общественной жизни, как Богом данное условие социальной гармонии. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» II. История социологии как науки 160 Ковалевский выделял т р и стадии развития чувства солидарности: сознание родового единства, патриотизм и космополитизм. Большое внимание Ковалевский уделял проблеме основных фак- торов общественного развития. В отличие от многих мыслителей, которые стремились выявить один определяющий фактор (геогра- фический, экономический, политический, религиозный или какой- нибудь иной), Ковалевский полагал, что все они играют важную роль в истории, оказывая, так сказать, совокупное влияние на раз- витие человечества. Поэтому его позицию называют обычно плюра- листической социологией, или теорией факторов,подчеркивая при- знание им значимости множества факторов 1 . При этом Ковалевский не отрицал, что в определенных исторических условиях какой-либо один фактор может стать ведущим, в связи с чем он предлагал вы- являть иерархию факторов. 5.7. Социология П. Сорокина Питирим Александрович Сорокин(1889—1968) — выдающийся рус- ский социолог, создавший учение об интегральной социологии и ставшую очень популярной теорию социальной стратификации и социальной мобильности. До 1922 г. жил в России, а с 1923 — в Америке. Ученик М.М. Ковалевского и Е.В. де Роберти, орга- низатор факультета общественных наук в Петрограде, а на склоне лет — президент Американской социологической ассоциации. Сорокин — автор таких знаменитых работ, как «Границы и предмет социологии», «Система социологии», «Социология рево- люций», «Социальная мобильность», «Со- циокультурная динамика», «Общество, куль- тура и личность». По Сорокину, «социология изучает яв- ления взаимодействия людей друг с другом и все те явления, возникающие из этого процесса взаимодействия» 2 . Она должна выявить те функциональ- ные связи и зависимости, благодаря которым общество сохраняет свою целостность и развивается. 1 Идея плюрализма факторов для социологии не нова. Но именно у Ковалевского она получила наиболее яркое воплощение. 2 Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. Сыктывкар, 1991. Т. 1, ч. 1. С. 4. П.А. Сорокин |