Главная страница
Навигация по странице:

  • Воспитательные модели в семье Семейное и общественное воспи- тание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут в определен-Copyright « «» «A K-C»

  • Copyright « «» «A K-C»

  • Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
    Дата12.12.2022
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла31005_90ef4ddf6543863ac9d2ef238bf781af.pdf
    ТипУчебник
    #841202
    страница28 из 60
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   60
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    218
    Исследователи единодушны в том, что функции отражают исто-
    рический характер связи между семьей и обществом, динамику се- мейных изменений на разных исторических этапах развития и функ- ционирования общества. Приходится констатировать, что совре- менная семья утратила некоторые функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.
    Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отне- сти следующие функции семьи:
    (1) репродуктивная. В любой семье важнейшей является про- блема деторождения. Она тесто связана с жизненным цик- лом семьи. Цельность сексуальной потребности, обеспечи- вающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супруже- ская любовь в значительной мере зависит от характера удов- летворения сексуальных потребностей, особенностей их ре- гулирования и отношения супругов к проблеме деторожде- ния, самим детям;
    (2) хозяйственно-экономическая. Включает обеспечение питания членов семьи, приобретение и содержание домашнего иму- щества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, форми- рование и расходование домашнего бюджета. Сегодня в Рос- сии семья сталкивается с необходимостью покупать жилье, что для многих молодых семей представляется весьма слож- ной проблемой. Нельзя отрицать и тот факт, что данная функция определяется в немалой степени состоянием эко- номики и культуры в обществе;
    (3) регенеративная (лат. regeneratio — возрождение, возобновле- ние). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей. Вовсе не обязательно буквально понимать под драгоценностями ювелирные укра- шения, их можно передать любому постороннему. А вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному;
    (4) образовательно-воспитательная (иначе, социализирующая) функция. Состоит в удовлетворении потребностей в отцовст- ве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, а так- же самореализации в детях.
    Воспитательные модели в семье
    Семейное и общественное воспи- тание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут в определен-
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    8. Социология семьи и брака
    219
    ных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравно- значны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семей- ное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем лю- бое другое воспитание, в силу того что «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. В семье — не только любят, защищают и понимают, но и учатся.
    В современной социологии принято выделять сложившиеся сте- реотипы и тактику воспитания в семье. Поскольку семья является первичным этапом социализации, то можно рассуждать о воспита- тельных моделях в семье по принципу отношения к детям.
    1. Детоцентризм, отражающий участие в воспитании ребенка
    (как правило, одного) всеми членами большой семьи. Результатом подобного рода усилий являются дети эгоцентрики и инфантиль- ные личности с синдромом Питера Пэна, которые длительное время не желают взрослеть и брать на себя ответственность взрослого члена социума.
    2. Профессионализм, при этой модели отношений родители ред- ко прибегают к воспитательным воздействиям, отчуждаются от де- тей, но материально их обеспечивают. В результате дети не владеют опытом доверительного диалога с взрослыми и испытывают трудно- сти в установлении социальных контактов.
    3. Прагматизм, при которомвоспитание ориентируется на лич- ность ребенка, надостижение им жизненного успеха любыми сред- ствами. Оно ориентировано на практичность, получение непосред- ственной материальной выгоды. В результате воспитывается утили- таристское отношение к миру людей и вещей, а поведение ребенка воспринимается как прагматичная стратегия выживания в условиях рынка
    1
    :
    (5) рекреативная функция (лат. recreatio — восстановление). Свя- зана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. В теории осуществить эту функцию легко, но в условиях кризиса, когда родители ра- ботают подчас по 12 часов в сутки, организовать досуг пред- ставляется сложным;
    (6) социально-статусная — предоставление определенного соци- ального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры. В условиях выстраивающейся рыночной эконо- мики, когда идет активное расслоение общества, довольно внушительная часть работающих не желает относить себя к
    1
    См.: Шаров В.Д. Социология семьи и брака // Социология: Учебник для вузов /
    Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 238—239.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    220
    обедневшим социальным слоям. Они подсознательно при- числяют себя к представителям среднего класса, соответст- венно их дети страдают необоснованными претензиями и амбициями;
    (7) психотерапевтическая. Позволяет членам семьи удовлетво- рять потребности в симпатии, уважении, признании, эмо- циональной поддержке, психологической защите. В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, воз- никла эта новая, ранее неизвестная психотерапевтическая функция. Семья играет роль «поглотителя» разного рода рисков, она определенным образом трансформирует «пере- рабатывает» их, так как ее сущность, структура и предназна- чение направлены на ослабление внешних угроз. В настоя- щее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких и грамотных эмоциональ- ных взаимоотношений в семье.
    Итак, мы рассмотрели традиционно сложившиеся функции се- мьи, которые отражают ее жизнедеятельность и жизнеспособность.
    Через свои функции семья в целом и члены семьи в отдельности удовлетворяют общественные, групповые и индивидуальные по- требности. Все они социально обусловлены и тесно переплетены между собой, какая-то из них может доминировать, а иная оста- ваться в «пассивном» состоянии. В социологии семьи не принято делить все ее функции на функции главные и неглавные. Каждая из них имеет огромное значение как для индивида, так и для семьи и общества в целом. Их наличие создает гармонию в семейно- брачном союзе.
    8.4. Социологический анализ брачных отношений
    Как отмечалось, современная семья строится в основном на брач- ных отношениях. Социологи исследуют мотивы вступления в брак, причины прекращения брачных отношений, всю гамму брачных отношений между представителями разных социально-демографи- ческих групп.
    Под браком понимается исторически обусловленная форма отно- шений между мужчиной и женщиной, через которые общество упорядочивает эти отношения, как в правовом, так и морально- этическом плане.
    Если семья регулирует отношения между супругами, родителя- ми и детьми, то брачный союз регулирует отношения между полами
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    8. Социология семьи и брака
    221
    в социально одобренной форме. Это своего рода формальный кон-
    тракт. Он заключается в соответствии с традиционно установлен- ными ритуалами, традициями обычаями. Сегодня распространен
    церковный обряд заключения брака наряду с гражданским. Считает- ся, что именно он скрепляет союз мужчины и женщины, вступаю- щих в брак, более прочными обязательствами друг перед другом.
    Особенностью брачного контракта между мужчиной, женщиной и государством является то, что в нем оговорена только одна дата —
    дата заключения брачного договора. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца жизни. Здесь уместно ска- зать о жизненном цикле семьи, который отражает последовательность социальных и демографических состояний на временной оси суще- ствования семьи.
    Именно идеальные семьи, которые не претерпевали развода, служат для социологов критерием обоснования жизненного цикла семьи.
    Выделяют четыре стадии жизненного цикла семьи:
    (1) первая (начальная) — включает момент заключения брака до рождения первого ребенка;
    (2) вторая начинается с момента рождения последнего ре- бенка до того времени, когда от родительской семьи отделя- ется первый взрослый ребенок, который обзавелся собствен- ной семьей;
    (3) третья — процесс отселения детей продолжается, родители становятся бабушками и дедушками. В разных семьях и в разных странах третья стадия варьируется во времени;
    (4) четвертая — характеризуется как стадия «затухания» (угаса- ния жизненных сил), одиночества и старости. Она заканчи- вается смертью одного или обоих супругов. То есть брачная пара остается наедине с собой и как бы повторяет первую стадию, но с разницей в возрасте
    1
    Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму взаимодействий между людьми: начиная с естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т.п. Они определенным образом формализованы, что удерживает брак от разрушения.
    Необходимость их регулирования со стороны государства опре- деляется тем, что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и бу- дущее самого общества и государства.
    Конечно, инстинкт размножения заложен в природе всего жи- вого, но человек вкладывает в него еще и гедонистический смысл
    1
    См.: Кравченко А.И. Социология: Учебник. М., 2003. С. 286—287.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    222
    (наслаждение, радость, надежду и т.п.). Содержание брачных отно- шений определяется степенью развитости общества. Чем прими- тивнее общественные отношения, тем больше места в семейно- брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно- экономические моменты. Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты. Об этом можно судить по таким показателям, как мотивы вступления моло- дых людей в брак.
    Социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по рас- чету и брак по шаблону. Мотив любовного влечения в брачных от- ношениях не нуждается в комментариях. Брак по шаблону соверша- ется тогда, когда срабатывает рассуждение: «Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не опоздать». В таких случаях доминирующее значение имеют неосознанное до конца половое влечение, желание иметь детей. Иногда человек полагает, что в ос- нове лежат мотивы любви. На самом деле такая любовь сводится к тому, что из нескольких кандидатур он или она выбирают более предпочтительную. Браком по расчету есть основания считать тот, в котором разница в возрасте между супругами очень велика. Сегодня такие браки не редкость, но они не отличаются прочностью союза.
    Эти браки называют еще неравными, когда супруги различаются по какому-нибудь значимому признаку: возрасту, социальному статусу, доходам. Браком по расчету считаются и международные браки.
    В советском и постсоветском пространстве основным мотивом та- ких браков являлась прописка или регистрация. Многие, судя по опросам, с пониманием относятся к такому браку и до сих пор.
    Браки по любви оказываются самыми прочными. Браки по шаб- лону могут перерастать в браки по любви. И наоборот, в браках по любви постепенно идеализация уступает место реальным взглядам.
    Необходимо, чтобы в обществе наличествовали возможности со- единения мужчины и женщины именно на основе любви. Однако
    любовь, скорее всего, институт личностный, а семья — в большей
    степени общественный, хотя в культуре оба института сотрудничают, оставляя право на самостоятельность.
    Поскольку сегодня главную роль при заключении брака играет любовь, а не долг или обязанность, как раньше, то отсутствие вза- имного чувства становится юридическим поводом для начала бра- коразводного процесса и признания того, что брак закончился, пе- рестал существовать.
    В последние годы наблюдается тенденция снижения среднего возраста лиц, вступающих в брак. Правда, среди ранних браков до половины приходится на долю так называемых вынужденных.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    8. Социология семьи и брака
    223
    Замечено, что ранние браки увеличивают вероятность разводов.
    Половина всех браков, где невеста моложе 18 лет, заканчивается разводом. Семья распадается вследствие целого ряда причин. Это может быть уход мужчины из семьи, смерть одного или обоих суп- ругов, признание одного из супругов умственно или физически не- полноценным, заключение, в которое попадает мужчина на дли- тельный срок, долгая разлука супругов, требуемая профессией од- ного из них и другие причины
    1
    Уровень образования также влияет на отношение к добрачным связям. Для мужчин эта зависимость выглядит следующим образом: чем выше уровень образования, тем реже добрачные сексуальные связи. Для женщин, наоборот, чем выше уровень образования, тем более свободны они в своем сексуальном поведении.
    Конечно, все эти процессы достаточно динамичны и относи- тельны. Скажем, российская или славянская культура интимных отношений, сексуального поведения претерпевает значительные изменения под воздействием в первую очередь социально-эконо- мических изменений и средств массовой информации. В современ- ной России большое распространение получили внебрачные союзы это союзы фактические, их создает само право тем, что фиксирует границы брака. Право принципиально отказывает внебрачным сою- зам в признании за ними характера правовых отношений и тем са- мым лишает их правовой защиты. Между тем право регулирует от- ношения внебрачных родителей и их детей. И делает это независимо от того, благосклонны эти законы к таким бракам и детям или нет.
    Этим право проникает в сферу внебрачных союзов и признает, что их действие имеет важные последствия. Дети, рожденные в резуль- тате таких союзов, называются внебрачными.
    Регулирование внебрачных отношений со стороны правового института идет по следующим основным направлениям: право ре- гулирует отношения детей, рожденных вне брака, с их внебрачны- ми родителями; разъясняет некоторые вопросы личных и имущест- венных интересов, а также отношения внебрачных партнеров; нала- гает запреты в тех случаях, когда внебрачный союз может иметь вредные биологические и социальные последствия, которые разру- шают брачные и внебрачные союзы молодых людей.
    С позиции общественных интересов следует отличать те вне- брачные семьи, партнеры которых имели детей в другой семье, и имеющие детей в данной семье.
    В целом необходимо учитывать, что внебрачная семья — это факт реальной жизни, с которым следует считаться при любых про- чих обстоятельствах.
    1
    См.: Кравченко А.И. Указ. соч. С. 326—327.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    224 8.5. Гендерный аспект семьи
    Гендер — это социальный пол, в отличие от биологического озна- чающий понимание гендерных отношений как социально обусловлен-
    ных моделей поведения. В социальной практике принято пользоваться делением труда на мужской и женский. Но в семье эта строгая гра- дация снимается, так как в ней нет мужской или женской работы, она общая по договоренности, возможности и необходимости.
    Женщине в семье принадлежит ключевая роль. Но все соткано из противоречий. С одной стороны, рост образования, профессио- нальная карьера обогащают интеллектуальный и эмоциональный мир женщины. С другой — резко сокращают количество времени, которое она может посвятить воспитанию детей. Отмечена и обрат- ная корреляция между уровнем профессиональной занятости и уровнем рождаемости.
    Умение строить семью — особый дар женщины. Опросы показы- вают, что только в четверти семей не бывает ссор и конфликтов.
    Именно от женщины чаще всего зависит умение создавать эту бес- конфликтную обстановку.
    Большая часть женщин указывает на грубость мужа как одну из причин семейных конфликтов и разводов. На первом месте стоит пьянство. В Санкт-Петербурге, к примеру, на пьянство как причину разводов указали 95% женщин и только 4,6% мужчин.
    Правда, нередко разводы возбуждаются без достаточных оснований.
    14,5% дел заканчиваются примирением, а 3% подавших заявление не являются в суд.
    Более полной реализации социальной роли матери, воспита- тельницы мешает неразвитость социальной сферы, службы быта.
    Вся служба быта берет на себя лишь пятую часть домашнего труда, стирка белья в прачечных составляет только 3%. Свою негативную роль играет и общественная психология — традиционное деление на мужские и женские виды домашнего труда. Почему-то получи- лось так, что общество механизировало и автоматизировало те виды домашнего труда, которые традиционно выполняли мужчины. Или возьмите рекламу бытовых приборов — стиральной машины, пыле- соса. На ней всегда изображена симпатичная женщина, а не муж- чина. В результате у женщины выходит, как правило, двойной ра- бочий день.
    Общие затраты времени на ведение домашнего хозяйства в стране оцениваются в милиарды человеко-часов, что сопоставимо с затратами времени во всем общественном производстве. Но если мужчина тратит на домашнюю работу в среднем 1 час в день, то за- траты женщины — 4—5 часов.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    8. Социология семьи и брака
    225
    Социология семейно-брачных отношений исследует гендерные, или социально-культурные, различия между мужчинами и женщи- нами. Гендерные проблемы связаны с социальным аспектом в по- нятиях «мужское» и «женское». Стереотипы настойчиво требуют от нас соответствия тем стандартам «настоящих» мужчин и женщин, которые приняты обществом в данное время. Правда, в интерпре- тации результатов практически любого гендерного исследования почти всегда присутствует феминистическая тенденциозность. Од- ним словом, женская проблематика в социологии является тради- ционной, чего нельзя сказать о специфически мужских проблемах.
    Иногда создается впечатление незначительности или полного их отсутствия. Некая «безпроблемность» мужского социального бытия стала даже стереотипом общественного сознания.
    Первые же исследования гендерных проблем в Санкт-Петер- бурге показали, что среди мужчин больше, чем среди женщин, встречаются люди, считающие себя неудачниками. Мужчины чаще прибегают к социальной мимикрии из-за невозможности быть «на- стоящими мужчинами», они стараются ими казаться. Среди мужчин в два раза больше тех, кто не желает своему сыну повторения соб- ственной судьбы.
    Постепенно в обществе складывается более или менее жесткая правовая регуляция семейно-брачных отношений. Наша страна все- гда имела в этом плане самое прогрессивное законодательство.
    В отечественном законодательстве у женщины больше прав. Но пришли к этому не сразу. Дело доходило до курьезов — например, издания специальных декретов о национализации женщин. Один из них действовал в г. Владимире в 1918 г. В декрете говорилось о том, что после 18 лет всякая девица объявляется государственной собст- венностью. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вы- шедшая замуж, обязана под угрозой строгого наказания зарегистри- роваться в бюро свободной любви при комиссариате призрения.
    Многие системы западных стран закрепляют неравенство замуж-
    ней женщины. В ряде штатов США право собственности на имуще- ство и контроль над ним предоставлено только мужу. Исключи- тельное право управления имуществом имеет муж в Швейцарии,
    Японии, Нидерландах, Бразилии и т.п. Во Франции муж решает вопрос, может ли его жена заниматься той или иной профессией.
    Женщина ставится в неравноправные условия при расторжении брака.
    Итак, дискриминация по гендерному признаку свидетельствует о том, что общественное сознание находится во власти стереотипов.
    Однако существенной разницы между мужчинами и женщинами как представителями биологического вида «человек» принципиально
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   60


    написать администратору сайта