Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
Скачать 2.71 Mb.
|
Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 226 нет. Нас, мужчин и женщин, больше свойств и качеств объединяет, чем разъединяет. Но нельзя не учитывать тот факт, что в семейно- брачных отношениях женщине в большинстве случаев принадлежит доминирующее место уже хотя бы потому, что в отличие от мужчи- ны она может рожать детей. 8.6. Российская семья в зеркале социальных рисков Сегодня мы живем во времена перехода от традиционного общест- ва, где человек был принципиально корпоративным существом, к модернизированному обществу, делающему его индивидуалистом, и приходится констатировать, что семья все более утрачивает свою всеобщую значимость. Повышается роль индивидуальных интере- сов, которые направлены против семейной всеобщности и семейного единства. В настоящее время в России 66,3 млн семей. Ежегодно заклю- чается примерно 250—300 тыс. браков, расторгается примерно по- ловина этого количества. В 2004 г. число браков на 1000 населения составило 6,3, разводов — 3,7. Уровень разводов очень различается в городской и сельской местности. В крупных городах соотношение между браками и разводами два к одному. В сельской местности ситуация совсем иная. Из об- щего количества распадающихся браков 38% приходится на семьи, просуществовавшие менее четырех лет. Быстро увеличивается число внебрачных детей. В настоящее время каждый пятый родившийся ребенок — внебрачный. Процесс снижения уровня брачности начался в России еще в 1970-е годы. Либерализация норм матримониального поведения, активное распространение более свободных форм брака и моделей семьи ускорили развитие этого процесса. Примерно с 1987 г. нача- лось обвальное падение рождаемости. За пять лет число родившихся сократилось с 2,5 млн до 1,6 млн, коэффициент рождаемости, то есть число родившихся на каждую тысячу населения, сократился на 38%. В 1992 г. впервые за весь послевоенный период зафиксирова- но явление депопуляции, то есть число умерших превышает число родившихся, и начался процесс естественного снижения численно- сти населения. Если такие тенденции сохранятся, то через пятьде- сят лет население России сократится вдвое. Происходящая в России депопуляция — результат не только об- вального падения рождаемости, но и увеличения числа умерших. К началу 1980-х годов Россия по уровню продолжительности жизни ушла на уровень таких стран-аутсайдеров, как Вьетнам и Таиланд. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 8. Социология семьи и брака 227 От Японии, которая является мировым лидером по продолжитель- ности жизни (для мужчин — 73,4, для женщин — 78,3 года), наша страна отстает соответственно на 12 и 5 лет. Для России характерна высокая смертность мужского населения. В стране сформировалась сложная и не типичная ни для одной страны структура причин смертности, в которой патология тради- ционного и современного типов соседствуют друг с другом. Особая специфика ситуации заключается в необычайно высокой смертно- сти от несчастных случаев, отравлений и травм. Сверхсмертность от травматизма в России — сугубо мужская проблема, женская смерт- ность от этих причин не выходит за мировые рамки. Значение семьи в жизни общества и человека в отечественной науке долгое время недооценивалось. Представления об отмирании института семьи в социалистическом обществе, присущие 1920-м годам, поддерживавшиеся официальными идеологией и пропаган- дой, оказались весьма живучими. Основывались они на негативном отношении к старой семье, которое постепенно распространялось на этот институт вообще и укоренилось в общественном сознании. При этом идеологически ориентированная пропаганда рассматри- вала семью как нечто сугубо «личное», противостоящее интересам общества. Термин «домашняя хозяйка» имеет пренебрежительный оттенок до настоящего времени. В демографическом же отношении чрезмерная занятость женщин способствовала стремлению семьи ограничить деторождение, это стало важным фактором снижения уровня рождаемости. Ориентация на «минимально-детную семью» повлекла за собой изменения в укладе жизни людей и способствовала формированию нового социального положения женщины. В современной семье на первый план вышли такие потребности, как желание иметь объект заботы и опеки, потребность в самовыражении, в передаче жизнен- ного и культурного опыта и т.д. А для удовлетворения этих потреб- ностей семье много детей не нужно. В России трудности переустройства общества, пережитые не одним поколением россиян, вызвали у родителей стремление обес- печить детям более высокий уровень жизни, чем собственный. Это стало важным мотивом к ограничению супругами числа детей в семье. Таким образом, можно заключить, что изменения, происходя- щие с семьей в России на протяжении всего ХХ и начала ХХI сто- летий, — принципиально не случайны. Сегодня в России семья та- кая, какая она есть. Поэтому ностальгия по традиционной семье не имеет никакого смысла: семья уже не сможет стать другой, возврат к прошлому невозможен, как бы мы этого ни хотели. Для семьи прошлого в современном обществе нет ни социальной, ни эконо- Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 228 мической базы. Кризис же, если он и существует, касается, скорее, традиционной семьи, которая постепенно уступает место семье со- временного типа. Весь опыт свидетельствует о том, что по мере развития цивили- зации в семье снижается количество детей, ведь дети — это своего рода страховка супругов для обеспечения своей старости. Сейчас чем выше уровень и качество жизни населения, культура и образо- ванность, тем ниже рождаемость. Идет не расширение, а сокраще- ние популяции, старение населения. Социологи и демографы назы- вают это явление демографической революцией. При ее анализе при- ходится считаться с массой обстоятельств. На уровне рождаемости сказываются соотношение городского и сельского населения, рели- гиозные и национальные традиции, генетический фонд, социально- экономические условия, медицинские показания. По медицинской статистике, до 15% семей не имеют детей из- за бесплодия мужа или жены, причем в соотношении 40:60. Или такой факт: после апрельской реформы 1991 г. только за два месяца число абортов в нашей стране увеличилось на 200 тыс. случаев. Снижение рождаемости и одновременно детской смертности может сыграть злую шутку с человеческой популяцией. Сейчас вы- живают дети со слабой и отягощенной наследственностью. По дан- ным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в высокораз- витых странах доля новорожденных, у которых фиксируются при- знаки поражения олигофренией (включая слабые и промежуточные формы), достигает 10—12%. В тяжелой форме болезнь поражает 3— 3,5% детей. По выборочному исследованию в одном из регионов России, среди причин этого заболевания пьянство родителей составляет 80% случаев. Причем имеется одна парадоксальная особенность: алкоголики, люди с отягощенной наследственностью, социально безответственные, как правило, имеют больше детей, чем нормаль- ные, здоровые. В нормализации демографической ситуации должно быть заин- тересовано общество или государство, но они ведут себя чересчур эгоистично: политики жалуются на снижение рождаемости, интел- лигенты — на падение нравственности, ректоры вузов — на сниже- ние интеллектуального потенциала абитуриентов, генералы — на слабое здоровье призывников. А в итоге все только ухудшается и проваливается еще глубже и необратимее. Следовательно, рождаемость оказывается вовсе не сугубо личным делом. Значит, государству, тем самым политикам и просто ответст- венным людям надо помогать семье, проводить активную демогра- фическую политику и оказывать семье другие виды поддержки. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 8. Социология семьи и брака 229 Последствия начавшейся депопуляции населения России будут многочисленны, тяжелы и затронут все сферы жизнедеятельности общества. Величина потерь из-за процессов старения населения, ухудшения воспроизводства трудовых ресурсов будет значительно больше, чем от нынешнего экономического кризиса, и для их ком- пенсации потребуется время, измеряемое временем существования различных поколений. Отметим, что при всех проблемах современной семьи она при- знается безусловной ценностью всеми возрастными категориями рос- сийских граждан и остается в центре внимания исследований со- циологов как отечественных, так и зарубежных. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте семью как социальный институт. 2. Назовите критерии, которые используют в социологии для типо- логии семей. 3. В чем заключаются основные функции семьи? 4. Раскройте модели семейного воспитания в семье. 5. Проанализируйте гендерный аспект семьи. 6. Что есть развод и каковы его причины? 7. Охарактеризуйте современное положение семьи в России. 8. В чем заключается кризис семьи в современном обществе? Литература 1. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI века. М., 2000. 2. Гидденс Э. Социология. М., 1999. 3 Гурко Т.В. Родительство: Социологические аспекты. М., 2003. 4. Кравченко А.И. Социология: Учебник. М., 2003. 5. Карлсон Н. Общество — Семья — Личность: Социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход. М., 2003. 6. Павленок П.Д. и др. Социология: Учеб. пособие. 3-е изд. М., 2010. 7. Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А.И. Антонова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. 8. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009. 9.Чернова Ж.В. Семейная политика в Европе и России: Гендерный анализ. СПб., 2008. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» Глава 9 Социология труда 9.1. Категория и предмет социологии труда С самых общих социологических позиций труд рассматривается как фундаментальная движущая сила и механизм развития челове- чества, как очень важный фактор познания окружающей действи- тельности и конструирования символической картины мира, как ключевое и во многом определяющее обстоятельство в созидании культуры и духовности человека. При характеристике категории труда в большинстве работ под- черкиваются его телесно-чувственная форма и материальная преоб- разующая сущность, качественное отличие от активности животно- го мира, опосредованность труда сознанием человека, его принци- пиально общественный характер. Труд — главное условие человеческой жизни. Это не только дея- тельность людей по производству материальных благ, но и по соз- данию духовных ценностей. История цивилизации, история челове- ка — это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности. Сам процесс труда — явление сложное и многоаспектное, в ко- торое входят: (1) затраты человеческой энергии на взаимодействие со средст- вами производства (предметами и средствами труда); (2) производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношения соучастия в едином трудо- вом процессе), так и по вертикали (производственные отно- шения между руководителями и подчиненными); (3) развитие человека и общества, приобретение человеком по- лезных знаний и навыков, разнообразных творческих спо- собностей — новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, но- вых видов продукции, материалов, энергии; Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 9. Социология труда 231 (4) производство социальной значимости, роли, места, общест- венного положения индивида и группы, участвующих в со- циально-трудовых процессах; (5) генерация новых потребностей человека и общества в про- цессе осуществления процесса труда. Предметом социологии труда как специальной социологической теории являются структура и механизм социально-трудовых отно- шений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда. Социология труда— это исследования функционирования и соци- альных аспектов рынка в сфере труда, это изучение поведения ра- ботодателей и наемных работников в контексте экономических и социальных стимулов к труду как факторов изменения этого пове- дения. Отсюда вытекают и базовые цели и задачи социологии труда: (1) изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации социальных общностей (коллективов); (2) анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рацио- нальной мобильности трудовых ресурсов; (3) поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника; (4) поиск путей оптимального сочетания моральных и матери- альных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка; (5) изучение причин и выработка системы мер по предупрежде- нию и разрешению трудовых споров, конфликтов; (6) определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников; (7) исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогно- зированию и планированию, направленных на создание бла- гоприятных условий для функционирования общества, кол- лектива, группы, отдельного индивида в сфере труда. 9.2. Главная проблематика социологии труда Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально- экономические условия, связана с определенными социально-про- фессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Поэтому социология изучает социальные форму и условия труда, его социальную организацию (коллективный, индивидуальный, се- мейный, принудительный, добровольный). Предельно важно знать Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 232 механизмы включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и мно- гое другое. Социология труда как особый предмет науки насчитывает не- сколько веков и за это время получены фундаментальные результа- ты исследования трудовых и производственных процессов. Особен- но значимы, на наш взгляд, результаты исследований проблем со- циологии труда в работах Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса, которые рассматривали труд как процесс социализации предметов внешнего мира для удовлетворения потребностей человека, как форму соци- ального движения. Гегель понятие «труд» фактически отождествляет с процессом самопроизводства родового человека: «истинное бытие человека есть его деятельность», в которой «человек … должен создавать са- мого себя» 1 . Труд, человеческая деятельность, по Гегелю, является тем инструментом, с помощью которого мировой разум направляет процесс создания всемирной истории — «трагического движения человечества ради прогресса». Следует особо отметить, что в своем понимании труда как средства саморазвития человека Гегель про- должает следовать многовековой научной традиции своих предше- ственников — философов XVII—XIX вв., рассматривавших труд с его созидательных, позитивных последствий для родового человека. Марксотказывается следовать этой устоявшейся познаватель- ной традиции и дает принципиально иную, свою собственную трактовку понятия «труд». Суть этого нового понимания труда со- стоит в том, что человек не утверждает себя в труде, а, напротив, «изнуряет свою физическую природу и разрушает свой дух» 2 Именно труд, по Марксу, является той основной причиной разру- шения родовой природы человека, которая отчуждает человека и от самого себя и от продуктов своей деятельности.Маркс подчеркива- ет, что окончательное преодоление такого состояния человека не может состояться до тех пор, пока не будет преодолена его зависи- мость от труда как экономической необходимости, до тех пор, пока над человеком «господствует экономика» 3 Сразу обращаем внимание на то обстоятельство, что взгляды Гегеля и Маркса на сущность понятия «труд» диаметрально проти- воположны и, если принять во внимание только одну из этих тради- ций — оппозиций, у нас будет только часть понимания содержания 1 Гегель Г. Философия религии: В 2-х т. М.: Мысль, 1977. Т. 2. С. 263. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 562. 3 Там же. С. 565, 567. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 9. Социология труда 233 этой категории. Но кто прав — Гегель или Маркс? А может быть они оба правы и, стремясь к целостному охвату понятия труд, необ- ходимо соединить в единое целое обе этих традиции — оппозиции? Сущность труда, согласно взглядам М. Вебера, наиболее успеш- но и полно может быть проявлена через теоретическое отражение и осмысление его связи с двумя другими понятиями — «действие» и «смысл». Связь этих двух понятий содержательно проста — любое действие как некая человеческую активность обязательно «привяза- но» к субъективным смыслам индивида. Например, совокупной практической деятельности людей к их религиозным воззрениям в рамках протестантизма 1 . Такая теоретическая трактовка деятельно- сти как совокупности отдельных действий, каждое из которых все- гда обременено субъективными смыслами и определенностями, по- зволила М. Веберу построить особую трудовую теорию общества. В ней деятельные ориентации человека оказались смещенными с нравственно-ценностных начал на принципиально иные смыслы, среди которых центральное место заняло новое начало — успех. Именно успехв модели общества (по Веберу) стал выполнять функции ключевого смыслообразующего признака не только в ре- лигиозной активности людей (в протестантизме), но и в их хозяйст- венной деятельности (в капитализме) 2 Э. Мунье выделяет в структуре человеческой деятельности четы- ре основных содержательных аспекта: делание, действование, созер- цание и коллективность действия 3 . Он особо подчеркивает, что че- ловеческая личность приобретает себя в целостном и относительно полном виде только тогда, когда она «теряет себя как биологиче- ская особь»; в связи с этим труд («делание») ценен для человека только своей наивысшей целью — способствованию «наступления эры личностей», в которой «незанятая личность» будет способна к высшим формам деятельности как средству познания истины, как процессу духовного постижения мира 4 Необходимость битвы за существование посредством своей дея- тельности, подчеркивает Карл Ясперс, оборачивается самыми ката- строфическими последствиями для человека; покоренная природа, вся планета превращается в «единую фабрику», где он становится средством, элементом необходимости, рабом вещи, «жителем Земли 1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные про- изведения. М.: Прогресс, 1990. С. 603. 2 Там же. С. 205. 3 Мунье Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992. С. 33. 4 Там же. С. 112, 114. |