Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
Скачать 2.71 Mb.
|
Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 10. Социология личности 251 осмысленная, она как бы распределяет сложившиеся у человека от- ношения с окружающим миром по степени важности для человека в данный период жизни. Те отношения, которые были главными, могут уступить свое место, и на высших ступенях воображаемой лест- ницы оказываются совсем другие. Для дошкольника главная деятель- ность — игра, для ученика и студента — учеба, для специалиста — ра- бота. Эта ведущая деятельность рождает совсем новые отношения. Таким образом, определяя сущность личности, самые разные ис- следователи пытались выделить ее структурные компоненты. Все были едины в том, что эти компоненты определяются не физиче- ской или биологической природой личности, а степенью освоения ею в процессе активной деятельности идей, норм, ценностей соци- альной среды и множественных социальных ролей. Разработанная П.А. Сорокиным в «Системе социологии» теоре- тическая модель личности отражает подходы многих ученых: (1) личность формируется, развивается и действует в системе совершенно определенных социальных координат; (2) каждый индивид принадлежит не к одной, а сразу к не- скольким социальным группам (профессиональной, полити- ческой, общественной), и каждая из них налагает на лич- ность свой отпечаток, определяет ее социальное положение, шлифует социальные грани; (3) значение этих групп для личности неодинаково. Есть группа, в которой он, индивид, чувствует себя связанным более тес- но, именно там он черпает нормы, ценности, установки сво- его поведения. Личность в одно и то же время целостна и мозаична. Она распадается на ряд «Я», часто противополож- ных друг другу. В качестве примера Сорокин приводит личность вождя Фран- цузской революции Робеспьера. Сердобольный, мягкий, простой в общении, сентиментальный в домашней обстановке, он на заседа- ниях Конвента был резок и жесток, требовал казни жирондистов, Дантона, Гебера и Демулена. «Перед нами два различных человека, коренным образом несходные друг с другом. Перед нами два раз- личных “Я”, заключенных в один организм» 1 Такая двойственность, мозаичность личности обусловлена тем, что, будучи членом различных групп, каждый индивид вынужден выполнять различные функции, требуемые от него этими группами. Как член семьи, он должен думать о средствах для ее существования, воспитывать детей, обеспечивать быт и досуг семьи. Как гражданин, 1 Сорокин П.А. Положение личности в системе социальных координат // Систе- ма социологии. Т. 2. М., 1994. С. 562—563. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 252 он принимает участие в выборах, соблюдает требования закона. Как член политической партии — посещает собрания, выполняет пору- чения, соблюдает устав. Как член религиозной общины — посещает храмы, соблюдает религиозные ритуалы. Таким образом, на сцене социальной жизни одно «Я» в преде- лах одной личности соединяется с другими, отличными от него «Я». Изменяется место индивида в системе социальных координат — неизбежно изменяется его положение в обществе, требующее от него новых способов самовыражения 1 . В условиях экстремальных, в эпохи революций, когда все «покрыто мутью перестройки» (П. Сорокин), особенно интенсивно происходит массовая деформация душ и по- ведения людей, смена взаимодействий различных «Я». Итак, автономия личности, способной к социальному ответствен- ному поступку, выкристаллизовывается из противоречий внутреннего и внешнего выбора. 10.2. Личность в структуре социальных статусов и ролей Положение человека в обществе в социологии обозначается поня- тием «социальный статус» (социальная позиция). Статус—это определенное место человека в общественной иерар- хии, обусловленное его происхождением, профессией, возрастом, полом, семейным положением. Различают прирожденные,илипредписанные, статусы — возраст, пол, социальное происхождение, национальность, место рождения и приобретаемые (достигаемые), зависящие от реальных достижений личности в конкретной области ее жизни — образование, квалифи- кация, служебное положение. Статусы могут быть формализованными и неформализованными в зависимости от того, в каких рамках выполняется та или иная функция формализованных или неформализованных социальных институтов и, более широко, социальных взаимодействий. С этой точки зрения человек обладает и личным статусом — положеним, которое он занимает в первичной группе,и оценкой его в этой группе. Здесь могут возникать коллизии поистине драматического характе- ра, когда личность неадекватно оценивает свое место в обществе, в общественном мнении. Так, предприниматель может считать, что 1 Сорокин П.А. Положение личности в системе социальных координат. С. 573. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 10. Социология личности 253 главное в его социальной характеристике — его имущественное, материальное положение, чиновник — занимаемое им место в госу- дарственной иерархии, а в общественном мнении, среди родственни- ков, знакомых, приятелей главным в их оценке может стать уровень образования, культуры, нравственных качеств. Каждый человек совмещает в себе несколько статусов (препода- ватель, муж, отец, член политического движения и т.д.). Допустимо говорить об общественном статусе, представляющем общую сумму всех статусов, которые человек занимает. Сегодня главный показатель статуса человека — его профессия, точнее, даже ее престиж. В эмпирической социологии употребляет- ся понятие «социально-экономический статус», включающее в себя т р и признака: престиж профессии, уровень дохода и уровень об- разования. Социальный престиж и социальная роль Социальный престиж можно определить как соотносительную оцен- ку обществом, группой, ее членами социального положения, соци- ального статуса, социальной роли, действий человека, его физиче- ских достоинств и психологических качеств на основании опреде- ленной системы ценностей. Престиж выступает как побудитель желаний, чувств, намерений действий человека, стремления подражать носителю престижа, за- нять соответствующее положение, овладеть престижной професси- ей. Престижные оценки как регуляторы поведения во многом опре- деляют такие важные социальные процессы, как профессиональная занятость, социальные перемещения, структура потребления и др. Зная социальный статус того или иного человека, его социальные функции, можно ожидать то него типичного набора действий, оп- ределенного набора качеств. Итак, статус определяет место личности в социальной системе, «режим» взаимодействия с другими людьми, подчеркивает относи- тельно устойчивое положение. Но социология изучает не только вот эту внешнюю соотнесенность личности с социумом, ее объективное положение в обществе. Для социологов интересны модели ролевого поведения, через которые индивид достигает соответствующих стату- сов, то есть для социологии интересен динамический аспект статуса. Один и тот же индивид одновременно участвует во многих под- системах общества и имеет много различных ролей. «Весь мир театр, и люди в нем актеры», — любим мы повторять вслед за Шекспиром. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 254 Действительно, люди — актеры. Сама этимология слова «личность» («личина») говорит о том, что образ человека как актера изменя- ется в зависимости от заданной ему роли. Кстати, слово «персона» первоначально означало маску, которую надевал актер в греческом театре. Понятие «социальная роль» широко используется в социологии. Создано немало ролевых теорий личности. Независимо от методо- логических подходов все исследователи понимают под социальной ролью функцию, нормативно одобренный образ поведения, ожидае- мый от каждого, занимающего данную позицию. В процессе «встраивания» в разнообразные общности и структуры, взаимодей- ствуя с другими людьми, человек поступает в соответствии с требо- ваниями, предъявляемыми общностью или обществом в целом. Ожидаемое социальным окружением от личности поведение и есть ее социальная роль. Социальный театр сложен. Порой в течение дня человеку при- ходится выступать на разных его подмостках, выполнять не одну, а несколько социальных ролей: сына, отца, мужа, научного работника, члена общественной организации, участника субкультурной группы и т.п. Взаимодействуя друг с другом, эти роли образуют своеобраз- ный «ролевой набор» (Р. Мертон). В процессе усвоения и выполне- ния различных ролей формируется то важнейшее социальное каче- ство, которое только и делает индивида личностью — самость, са- моидентификация индивида с самим собой. Ребенок социализируется, играя, принимая на себя роль другого и воспринимая свое «Я» не только как самого себя, но и как объект чьих-то ожиданий. Играя различные роли — матери, учителя, кос- монавта, разведчика, пожарного — ребенок формирует простейшие формы инобытия. Игра постепенно усложняется, требует определен- ной организации этих ролей. Стадия организованной роли чрезвы- чайно существенна для самосознания (Дж. Мид). Самосознание формируется в процессе освоения индивидом определенной роли. Исполняемая длительное время, она оказывает заметное влияние на личностные качества человека — его ценност- ные ориентации, мотивы его деятельности, его отношение к другим людям. Элиза Дулиттл из «Пигмалиона» Бернарда Шоу, казалось бы, изменила поначалу только стиль речи и манеры, но уже не мог- ла вернуться к прежней жизни — изменилось ее самосознание. Многочисленные исследования наших и зарубежных социологов показывают, что ценностные ориентации личности зависят от ее со- циальной роли. Конечно, система ценностных ориентацией личности и ее социальных ролей — это не слепок иерархии ценностей и ролей, Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 10. Социология личности 255 существующих в общественном сознании. Необходимо учитывать и спонтанное поведение человека, его личные дела и отношения, так сказать, индивидуальные вариации. Ролевые отношения часто содержат в себе сложные конфликты, когда стиль ролевого поведения сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Такие конфликты часто переживают люди, стоящие на рубеже различных культур, — маргиналы. Это могут быть люди, произошедшие от смешанных межнациональных браков, эмигран- ты, двойная принадлежность которых вызывает внутреннюю на- пряженность, выходцы из деревни, осваивающие городской образ жизни, и т.д. Ролевой подход к личности имеет ряд достоинств. Во-первых, социальная роль выступает как определенное качество описания взаимосвязи личности и общества (выполняемая человеком соци- альная роль в той или иной группе реализует его деятельность в группе, а через нее — в обществе в целом). Во-вторых, социальную роль легко эмпирически интерпретировать через такие связанные с ней понятия, как «статус», «ролевые предписания», «ролевые ожи- дания», «ролевой набор» и др. Социальную роль можно определить как ожидаемое поведение, ассо- циируемое со статусом, который имеет человек. Если статус — это сами функции, права и обязанности, то социальная роль — это ожидаемое поведение, типичное для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль — это определенный образец поведения, целе- сообразный для людей данного статуса в данном обществе. Однако не следует расширительно толковать социальную роль, делать ее всеобъемлющей личностной характеристикой. Ролевая концепция личности описывает индивида — отдельного человека, личность — как совокупность социальных ролей. Личность, согласно этой тео- рии, определяется как совокупность ролей, которые она выполняет, следуя нормам определенной социальной системы. Роль рассматри- вается как безличная социальная норма, не зависящая от сознания и поведения конкретного индивида. Поэтому в социологической теории социальных ролей человек предстает, прежде всего, как объ- ект, продукт социального процесса. Крайне важные субъективные параметры человека, связанные с его внутренним миром человече- ского «Я», — мотивы, потребности, интересы остаются в стороне. Понятно, что содержание личности не исчерпывается ролевыми, функциональными определениями. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 256 Социализация Социализация—процесс формирования личности под воздействием социальной среды. В ходе социализации, с одной стороны, реали- зуются заложенные в человеке природные задатки, а с другой — общество через воспитание, образование, приобщение индивида к культуре трансформирует их в социально значимые свойства чело- веческой личности. Понятие «социализация» было введено в научный оборот аме- риканским социологом Франклином Гиддингсом (1855—1931) и французскими социопсихологами в конце прошлого века. Они понимали под социализацией процесс развития социальной природы человека. Сего- дня понятие «социализация» внесено в реестр Американской социологической ассоциации, широко используется для описания процесса формирования личности, освоения им культуры — норм, ценностей, идей, правил пове- дения и стереотипов понимания. Основные институты социализа- ции — семья, школа, работа призваны обеспечить гармоничное вхождение индивида в социальную среду, освоить определенные общественные роли, вы- работать собственные ценности и ори- ентации. Социализация начинается с первых дней жизни. Уже в три- четыре года ребенок — через семью, ближайшее окружение, книги, фильмы, средства массовой информации — приобретает первые све- дения о социальной жизни. Затем начинает свое воздействие школа. В ходе обучения и во время неформального общения со своими сверстниками человек не только накапливает знания о социальной жизни, политике, но и вырабатывает отношение к ним. Первые го- ды после окончания школы — это годы самостоятельного выбора — профессии, системы ценностей, партнера по браку. Этот период на- зывают периодом «ролевого моратория». Умение социально интег- рироваться — это не приспособленчество. Это важнейшая характе- ристика личности. Итак, социализация начинается с первых лет жизни; п е р - в ы й ее этап заканчивается к периоду гражданской зрелости чело- Ф. Гиддингс Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 10. Социология личности 257 века. В т о р о й этап «вторичной социализации», или ресоциализа- ции, означает своеобразную перестройку личности уже в период ее социальной зрелости. До недавнего времени некоторые исследователи ставили под сомнение необходимость выделения этапа ресоциализации, полагая, что социализация может происходить только в раннем и юношеском возрасте. И все же вторичная социализация неизбежна и обусловле- на, по крайней мере, двумя существенными обстоятельствами. В стабильно функционирующем обществе — это изменения в социальной структуре общества, стимулирующие ориентацию на достигаемый статус личности. Человек, успешно осуществляющий профессиональную карьеру, продвигаясь вверх по служебной лест- нице, по сути, переходит на новую социальную позицию. Это тре- бует от него овладения новым объемом знаний, новых навыков и умений, то есть определенных изменений в структуре личности. Эти процессы сходны с первичной социализацией. В экстремальных условиях развития общества, в периоды резких социально-экономических и политических потрясений, социальная структура подвергается коренной ломке, что становится жизненной драмой для многих. Ресоциализация для них — не просто овладение новой профессией. Это переход на новую социальную позицию, ус- воение новой идеологии, новых правил экономической игры, но- вых политических установок. Охватывая все сферы деятельности личности — от игры в детст- ве до труда и досуга в зрелости, социализация касается не только личности, но всего образа жизни. В течение жизни меняются виды деятельности, составляющие базу социализации личности: игра, учеба, выбор жизненного пути, трудовая деятельность, обществен- ная работа, передача опыта молодежи, воспитание внуков. С воз- растом расширяются возможности выбора поведения. Весь жизненный путь личности — не просто последовательная смена образов жизни, стилей поведения и восприятия. Это непре- кращающийся процесс социализации. Как остроумно в свое время высказался итальянский мыслитель Возрождения Джовани Пико делла Мирандола, человек тем и отличается от богов и животных, уже застывших в своих формах, что имеет возможность неограни- ченного развития. Как видим, в реальном процессе социализации органически пе- реплетаются различные формы, благодаря которым выковываются внутренние моральные установки личности, способности и свойст- ва, уникальные и неповторимые. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 258 10.3. Личность в противоречиях современного общества Социология предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Самореализация — наиболее полное использование возможно- стей, талантов, способностей личности. Она зависит и от того, есть ли социальный заказ на потенции человека, его способности и воз- можности, и от степени развитости этих способностей, характера, воли и т.п. Процесс самореализации идет, когда есть как социаль- ный заказ, так и развитость самих этих потенций. Каждый этап общественного развития выдвигает свои требова- ния к человеку, способам его самореализации. В последнее десяти- летие — нестабильное, динамичное, непрогнозируемое, наполнен- ное новациями — «рухнули» многие формы адаптации личности, обесценился опыт, знания. Социальная среда изменилась практиче- ски мгновенно. Человек так быстро измениться не может. Он со- храняет свои стратегии поведения, привычки, способы действий, ценности. Произошло резкое расширение степени свободы лично- сти, но ослаб социальный контроль. И многие восприняли это как вседозволенность, как возможность самореализации через агрес- сию, даже преступление. Обесценились прежние внутренние регуляторы поведения, а без них активность личности становится ситуативной, стимулируемой лозунгом «не упустить своего». Возможности самореализации в новых условиях для многих ока- зались затрудненными. Жизнь предъявила новые требования: быть способным к конкуренции, состязательности сегодня сложно, но необходимо. Новая социальная среда расширила число форм, подтверждаю- щих социальную значимость личности. Кроме традиционных — через государственную службу, приобретение определенного профессио- нального или социального статуса, появились и другие — через на- копление материальных благ, престижных вещей, приобщение к социально значимой информации. Здесь тоже нужны способности. Каждая личность стремится к самоутверждению. Форм самоут- верждения — целое множество: (1) статусное самоутверждение — через достижение определенно- го статуса. Побудительным мотивом здесь может быть стремле- ние к росту, развитию, совершенствованию своих способно- стей, а может — стремление к власти, доминированию над другими, манипулированию; |