Главная страница
Навигация по странице:

  • Copyright « «» «A K-C»

  • Copyright « «» «A K-C» 10. Социология личности 2615.

  • Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
    Дата12.12.2022
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла31005_90ef4ddf6543863ac9d2ef238bf781af.pdf
    ТипУчебник
    #841202
    страница33 из 60
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   60
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    10. Социология личности
    259
    (2) поисковое самоутверждение — через поиск, смену видов дея- тельности, профессий, круга общения. Такая активность может привести к ложной самореализации;
    (3) самоутверждение как самоцель, порой в деструктивных фор- мах, — криминальные действия, молодежный экстремизм, утрированная мода, акты вандализма;
    (4) престижное самоутверждение — через приобретение пре- стижных вещей — автомобилей, картин, мобильников, книг, которые, возможно, никогда не будут прочитаны;
    (5) самоутверждение через расширение границ и возможностей
    собственного сознания, совершенствование духовности.
    Самоутверждение не должно быть односторонним, в одной только сфере. Конечно, многомерность в наших условиях — скорее идеал, чем реальность. Доминируют типы людей, ориентированных только на работу, только на семью, партийную деятельность, спорт.
    Различны формы самореализации и для человека, входящего в жизнь, и для человека уходящего.
    Здесь свои угрозы истинной самореализации. Для молодежи — это наркотики (наркоманы, как известно, живут в среднем 25—30 лет), ранняя алкоголизация, вовлечение в противоправную деятельность и т.п. Инфантилизм сознания толкает молодых людей к ложным фор- мам самореализации.
    Для человека уходящего трудности самореализации в трансфор- мации смысла жизни, невостребованности его опыта, мудрости, обеднение коммуникативных связей.
    Итак, социологам ясно одно, что социология личности как от- раслевая часть общей социологической науки не останется без пред- мета исследования по той простой причине, что личность всегда идет по пути самоопределения и преодоления социального кон- фликта для сохранения своей неповторимости.
    10.4. Модели социализации личности
    Процесс социализации, самореализации неразрывен с процессом
    индивидуализации — персонифицированной формой осуществления социальных требований.
    Когда-то Аристотель, определяя сущность человека, назвал его
    политическим животным, имея в виду гражданские качества, неотъ- емлемые качества зрелой личности. Процесс гражданского созрева- ния происходит поэтапно, точно так же постепенно формируется система политических ценностей и установок, политическая ориен- тация личности, расширяется поле политического участия, растет интерес к политике, углубляется политическое сознание. Отношение
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    260
    к политическим процессам в течение жизни может корректировать- ся, какие-то факторы могут способствовать изменению политиче- ских взглядов и политического поведения граждан, определять ак- тивизм или политический цинизм, апатию или массовую поддержку той ли иной политической акции.
    Политическая система, заинтересованная в преемственности официальных ценностей, воспроизводит себя в ходе социализации.
    Если в политическом процессе происходит сбой, утрачиваются тра- диционные ориентиры — граждане возвращаются к тем ценностям, которые получили в процессе первичной социализации. Скорость и неустойчивость политического процесса затрудняют ресоциализа- цию. Перемены касаются, прежде всего, поверхностных слоев лич- ности, фундаментальные ее характеристики остаются прежними.
    Исследовательские стратегии и модели социализации, разрабо- танные учеными различных школ, позволяют глубже связывать микро- и макроисследования личности. Назовем некоторые из пред- ложенных моделей социализации.
    1. Социализация как инкультурация — как процесс передачи культурного наследия, овладения культурой. Рождаясь, человек пред- ставляет собой «табула раса» и в процессе индивидуального развития автоматически, пассивно воспринимает культуру. Нюансы опреде- ляются национальным характером. Кстати, эта модель социализа- ции быстро политизировалась, под социальный заказ развернулись исследования национального характера разных народов в целях эф- фективного политического и пропагандистского воздействия на них.
    2. Социализация как результат межличностного общения — в ос- нову модели положен эффект группового воздействия на личность.
    В процессе и в результате взаимодействия личности со всей сово- купностью социальных явлений она оснащается определенными ус- тановками, социальными символами, примеряет на себя различные социальные роли, достигает максимальной конформности с данной социальной системой.
    3. Социализация как процесс ролевой тренировки — личность включается в социальную систему через ролевое научение. Куль- турные ценности, лежащие в основе ролевых предписаний, адапти- руют индивида к готовым шаблонам поведения, обеспечивают пе- редачу целей от одного поколения к другому. Концепция получила широкое применение в теориях организации и управления.
    4. Социализация как социальное научениемодель основана на утверждении, что несовершенство общества можно изменить с по- мощью модификации человеческого поведения, что социализация — вполне управляемый процесс, необходимо только тщательно взве- сить пропорции наказаний и поощрений, то есть стимулов.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    10. Социология личности
    261
    5. Когнитивная модель социализации делает акцент на научении, но не столько навыкам, сколько развитию познавательных, эмо- циональных, моральных структур личности. Личность обладает спо- собностью к восприятию и переработке информации, она скорее
    Думатель, чем Делатель. Поведение личности всегда детерминиро- вано ее знаниями, которые образуют определенную картину мира в сознании человека. Именно картина мира, а не сама реальность управляет поведением людей, стоит между реальностью и человеком.
    В зависимости от характера общества в нем превалирует та или иная ценностная установка. «Иметь» или «быть» — так назвал не- мецкий психолог Эрих Фромм (1900—1980) эти установки и свою книгу, посвятив ее жизненным ценностям и смыслу жизни челове- ка. В первобытном обществе так вопрос не мог стоять. «Иметь» че- ловек не мог, ибо не был собственником, таковым являлась община в целом. О «быть» можно говорить лишь тогда, когда у человека появляются жизненные потребности. Стремление к «имению», «об- ладанию» породило появление частной собственности. И человек с позиций обладания стал оценивать сам себя, свой статус. И обще- ство начало оценивать человека в зависимости от того, чем он об- ладал. Обладание становится для человека настолько важным, что вещи начинают обладать человеком. Хотя жажда «имения» осужда- лась и светским гуманизмом, и религиозными учениями. Они име- новались «алчностью», «ненасытностью» и всячески порицались.
    Это же с горечью отмечал крупнейший теоретик Римского клу- ба А. Печчеи (Римский клуб — международное объединение ученых общественных деятелей, деловых людей, поставивших своей целью создание глобальной модели выхода человечества из экологического кризиса). Обладая способностью производить множество вещей, человек уподобился Гаргантюа, развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца
    1
    «Быть» — значит реализовывать в себе более высокую, чем об- ладание вещами, людьми, властью, программу жизни. Это не значит, что необходимо отрешиться от земных благ. Чтобы «быть», необхо- димо «иметь» определенное количество материальных благ. Просто нужно их оптимальное сочетание, нужно рассматривать вещи не как предмет поклонения, а как помощников, сберегающих время, экономящих силы, создающих условия для всестороннего развития личности.
    С глубокой древности шел поиск способов управления челове- ком, манипулирования его поведением. Еще в эпоху эллинизма
    1
    Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. С. 37.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    262
    возникла наука герменевтика (от греч. разъясняю) — наука о толко- вании текстов. Вначале она действительно занималась только тол- кованием старых текстов, поисками скрытого в них смысла. С те- чением времени сфера ее интересов расширилась, она предъявила претензии на истолкование смысла сказанного и написанного вме- сто автора, на реконструкцию духа культуры и смысла событий прошлых веков.
    «Ищи, кому выгодно!» — личность постоянно должна руковод- ствоваться этим девизом. Конечно, это сложная работа — умение сбросить бремя авторитета оратора, политика, журналиста, соеди- нить разные срезы действительности, сопоставить версии, отказаться от стереотипов и предрассудков. Чаще человек, получив информа- цию, принимает одно-единственное ее толкование.
    Американские социологи П. Лазарсфельд и Р. Мертон убеждены, что те, кто контролирует взгляды и убеждения в обществе, прибегают к массовому внушению. Радиопрограммы и реклама заменяют запу- гивание и насилие. Идеологи манипуляции определили две главные сферы духовной деятельности человека, которые надо взять под кон- троль, чтобы программировать его мысли. Это познание и общение.
    В 1938 г. в США учеником З. Фрейда Эрнстом Дихтером был создан Американский институт по изучению мотивации поведения, первоначальной задачей которого была манипуляция поведением покупателей, пробуждение глубоко запрятанных в подсознании же- ланий, о которых сам человек не мог не подозревать. Успех был ог- ромным. Опыт института заинтересовал социологов, политологов, политиков. Дихтер был советником в избирательной кампании
    Кеннеди, консультантом в избирательных кампаниях в междуна- родном масштабе. Стали открываться и другие исследовательские центры, где изучались возможности использования психоанализа для манипуляции сознанием: цветом, полом диктора, тональностью и тембром голоса, речи, воздействием слов на подсознание.
    В гитлеровских лагерях опыты с манипулированием личностью, попытки создать идеального заключенного, безропотного и беспре- кословного выполняющего все команды, давали неожиданные ре- зультаты. Такой заключенный оказывался совершенно нежизнеспо- собным. После «ампутации личности» в нем полностью разруша- лись качества индивидуальности, притуплялся даже инстинкт самосохранения. Истощенный, он не испытывал чувства голода, пока не получал команду «Ешь!», двигался машинально, слабел и, что называется, «весь вымирал».
    Такой же манипулятивной системой была знаменитая спартан- ская система воспитания, казалось бы, исходившая из интересов личности. Воспитание бесконечно преданных государству, бесстраш-
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    10. Социология личности
    263
    ных воинов достигалось простыми средствами: суровый быт, жес- токие нравы, постоянные физические и военные упражнения. Вос- питывались презрение к слабым и культ героев. В историю искусст- ва, науки, литературы, философии спартанцы не внесли ничего.
    Следствием было только выращивание «одинаковых» — так называли граждан, получивших спартанское воспитание.
    Личность — деятель, творец. Общество должно создавать усло- вия для развития ценностей природы человека — оно от этого ста- нет совершеннее и богаче.
    Таким образом, реальная духовная жизнь личности, образы, идеи, которые ее наполняют, являют собой диалектическое единст- во внешнего социального мира и внутренних, уникальных свойств личности. Мир внешний не взаимодействует прямо с ее неповто- римым жизненным опытом, а через конфликты, социальные пере- живания, калейдоскоп статусов и ролей, порождает единство ти- пичного и неповторимости личности
    Контрольные вопросы
    1. Чем обусловлена сложность определения понятия «личность»?
    2. Как определял сущность личности К. Маркс?
    3. Охарактеризуйте известные вам теории, посвященные изучению личности.
    4. Как происходит процесс социализации личности?
    5. Приведите конкретные примеры, свидетельствующие о влиянии современного общества на человека.
    6. Способен ли человек быть абсолютно свободным от общества?
    7. Знаете ли вы гармонично развитую личность?
    Литература
    1. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия человеческой жизни. М., 1991.
    2. Гусейнов А.А.. Что же мы такое? // Человек. 2001. № 2.
    3. Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Социология человека: от класси- ческих к постклассическим подходам. М., 2008.
    4. Норберт Э. Общество индивидов. М., 2001.
    5. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.
    4-е изд., перераб. и доп. М., 2009.
    6. Социологическая энциклопедия. М., 2003. Т. 1, 2.
    7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
    8. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
    9. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002.
    10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, ис- следования и применения. СПб., 1997.
    11. Ядов В.И. Личность в условиях модернизации // Человек. 1991. № 3.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    Глава
    11
    Социология конфликта
    11.1. Проблема конфликта в истории социологии
    Тема конфликта в истории социальных наук была актуальной всегда.
    Хотя сам конфликт и его роль в жизни общества рассматривались принципиально по-разному. В восточной социально-философской традиции на первое место во взаимоотношениях людей ставилось согласие, в западнойборьба. Так, по мнению знаменитого ки- тайского мыслителя Конфуция (551—479 до н.э.), основным прин- ципом взаимоотношений между людьми должен быть принцип
    «жэнь», содержание которого выражается императивом «не делай
    людям того, чего не пожелаешь себе». С другой стороны, не менее известный римский мыслитель Сенека (4 до н.э. — 65 н.э.) утвер- ждал: «Vivere militare est» («Жить — значит бороться»).
    Особенно актуально тема конфликта в западноевропейской со- циальной теории начала звучать во время утверждения буржуазных отношений, когда на место прежних патриархальных, личностных, традиционных связей заступили рыночные, конкурентные, индиви- дуалистические отношения. Характер этих отношений хорошо вы- разил английский мыслитель Томас Гоббс (1588—1679), для которо- го «естественным состоянием» людей является «война всех против всех» («bellum omnium contra omnes»).
    Конфликт в концепциях
    К. Маркса и Г. Зиммеля
    Как специальное направление в социологии теория конфликта имеет своим источником исследования двух немецких мыслителей — Карла
    Маркса (1818—1883) и Георга Зиммеля (1858—1918). С точки зрения
    Маркса, социальные конфликты имеют в своей основе социально- экономическое неравенство, классовое расслоение общества, проти- воположность интересов эксплуататоров и эксплуатируемых. По- этому в условиях господства частной собственности на орудия и средства производства конфликты являются необходимыми. А такой
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    11. Социология конфликта
    265
    вид социального конфликта, как социалистическая революция, явля- ется формой перехода к бесклассовому обществу.
    Идеи социального конфликта К. Маркса вызвали множество возражений. Теория классового характера конфликта подвергалась резкой критике из-за того, что не учитывала появление различных групп «среднего класса» в обществе, увеличение благосостояния этих групп, процессов «диффузии собственности» и размывания классовых различий в новой системе социальной стратификации.
    Зиммель, подобно Марксу, полагал, что конфликт в обществе неизбежен. При этом он играет позитивную роль в социальной жизни, является способом достижения единства в обществе, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из противоборст- вующих сторон. Однако в отличие от Маркса Зиммель утверждал, что источником конфликта является не только столкновение ин- тересов людей, но, прежде всего, внутренняя биологическая при- рода человека, инстинкт враждебности. Кроме того, коренное от- личие концепций двух мыслителей состоит в том, что у Маркса конфликт носит, прежде всего, антагонистический характер. Зим- мель же делал акцент на интегративные последствия социального конфликта, утверждая, что последний приводит к дальнейшей ин- теграции более широкой социальной системы, нежели той, в ко- торой он происходит.
    Несмотря на имеющуюся критику, учения и Маркса и Зиммеля сохраняют свое влияние на социологию конфликта и социальную науку в целом. В частности, не без их влияния в ХХ в. начинает складываться общая концепция социального конфликта. Наибольший вклад в нее внесли такие ученые, как М. Вебер, Э. Дюркгейм,
    Т. Парсонс, Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулдинг и др.
    Конфликт в концепциях
    М. Вебера и Э. Дюркгейма
    На учения Макса Вебера (1864—1920) оказала влияние теория
    Маркса. Однако в отличие от него Вебер полагал, что в основе со- циального конфликта капиталистического общества — не только разделение его на два класса, но дифференциация этого общества на большее число классов, которые определяются не только отно- шениями собственности, но и рыночными отношениями, квалифи- кациями и умениями людей.
    Как и Зиммель, Вебер считал, что конфликт является постоян- ным фактором общественной жизни, ибо в обществе всегда будут
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    266
    существовать различные социальные группы, обладающие разными статусом и интересами. Противоречие интересов этих групп и есть непреходящая основа социального конфликта.
    Иную позицию по этому вопросу занимал французский социо- лог Эмиль Дюркгейм (1858—1917). Одно из основных его понятий при рассмотрении общества — солидарность, т.е. то, что объединяет людей в единое целое, общность. Он обращал внимание прежде всего на индивидуальный, личностный конфликт, не придавая осо- бого значения социальному конфликту. Более того, кризисы, наси- лия, социальные конфликты в обществе он рассматривал как пато- логические явления, ненормальные отклонения от социального рав-
    новесия. Поэтому первейшая задача общества состоит в устранении конфликтов и тем самым в поддерживании социальной системы в равновесии, в функциональном («здоровом») состоянии. Дюркгейм — представитель функционализма в социологии, он считал, что функ- цию обычного организма изучает физиолог, функцию социального организма — социолог.
    Конфликт в концепциях
    Т. Парсонса и Р. Дарендорфа
    Представителем функционализма был и известный американский социолог Толкотт Парсонс (1902—1979). В трактовке социального конфликта он ближе к Дюркгейму, а не к Марксу или Веберу.
    Вслед за Дюркгеймом Парсонс рассматривал конфликт как социаль- ную болезнь, а нормой функционирования общества считал равнове-
    сие социальной системы. Эта его позиция проявилась уже в первой значительной работе «Структура социального действия» (1937).
    Критикуя эту концепцию, Ральф Дарендорф (р. 1929) доказы- вал, что теория Парсонса, как и функционализма в целом, кон- струирует чересчур утопическое и интегративное представление об обществе. Дарендорф предложил отказаться от такой картины общества и начать изучение его «безобразного облика». С рабо- тами Дарендорфа теория конфликта приобретает самостоятель- ный статус.
    Наиболее известная работой Дарендорфа — «Классы и классо- вый конфликт в индустриальном обществе» (1959), в которой автор оценивал как утопическую идею возможность исчезновения кон- фликтов. Однако он утверждал, что все большее расширение граж- данских прав и равенства возможностей реализации способностей личности в индустриальном обществе ХХ в. может привести к
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   60


    написать администратору сайта