Главная страница
Навигация по странице:

  • Copyright « «» «A K-C»

  • Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
    Дата12.12.2022
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла31005_90ef4ddf6543863ac9d2ef238bf781af.pdf
    ТипУчебник
    #841202
    страница16 из 60
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   60
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    II. История социологии как науки
    120
    Социальная эволюция, по Спенсеру, — это переход социальной системы из одного состояния в другое, более развитое и прогрес- сивное. Выражаясь в усложнении общества, в совершенствовании деятельности людей и социальных институтов (в развитии трудовых навыков, интеллекта, социальных чувств, гражданских свобод и т.п.), эволюция всегда обусловлена первичными и вторичными
    (производными) факторами. Первичные — это природныефакторы: субъективные (физические, психические) и объективные (климати- ческие, ландшафтные и т.п.). Они играют ведущую роль на ранних этапах истории. Вторичные порождены самой эволюцией: это соци- альные навыки, способности и потребности человека и различные социальные достижения. В ходе истории их значение постоянно увеличивается. В целом для эволюции общества характерны такие черты: переход от простого к сложному (интеграция), переход от однородного к разнородному (дифференциация), переход от неопре- деленного к определенному (возрастание порядка).
    В ходе эволюции возрастает значение коллективной деятельности людей и социальных институтов. Если на ранних этапах истории большую роль играли действия отдельных личностей (монархов, военных и т.п.), то впоследствии эти функции переходят к органи- зациям и учреждениям (на место действий отдельных «клеточек» приходит деятельность новых «органов», вырастающих в социаль- ном «организме»).
    Спенсер подчеркивал, что законы эволюции имеют в основном надындивидуальный характер. Но он не был фаталистом и не счи- тал, что эволюция вообще не зависит от действий людей. По его мнению, активная деятельность человека играет важную роль в со- циальном прогрессе, и если в обществе не будет условий для нор- мального развития человека, то и общество не будет развиваться.
    Каждый индивид должен думать о совершенствовании общества, об улучшении социальной жизни: альтруистические действия так же необходимы, как и эгоистические.
    Люди должны способствовать установлению социальной гар- монии и социального равновесия. Социальное равновесие — это важный фактор стабильности общества. Возникает оно на основе гармонии интересов и социальных компромиссов, как результат специальных усилий людей и, прежде всего, политических орга- нов. Равновесию, гармонии и стабильности противостоит распад
    общества, которому предшествует его упадок. Упадок происходит под действием как внешних, так и внутренних причин, к которым
    Спенсер относил прежде всего неэффективную деятельность пра- вительства.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    4. Классическая западная социология XIX — начала XX в.
    121 4.3. Социология Эмиля Дюркгейма
    Продолжатель контовской позитивистской традиции в социологии —
    Эмиль Дюркгейм (1858—1917), французский философ, педагог и со- циолог, основатель французской социологической школы. Изда- ваемый им в течение 16 лет «Социологический ежегодник» оказал большое влияние на развитие социологии во Франции и Европе.
    Основные работы: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода»
    1
    , «Самоубийство», «Элементарные фор- мы религиозной жизни».
    Дюркгейм возглавлял кафедру социальной науки в Бордоском университете (первую во
    Франции кафедру социологии), преподавал в
    Сорбонне. Многие его работы, отличавшиеся строго научным и ясным стилем изложения, родились из лекционных курсов. Демократ и либерал, сторонник социальных реформ, он симпатизировал идеям социализма, но был противником революционного социализма, полагая, что подлинные и глубокие социаль- ные изменения происходят в результате дли- тельной социальной и нравственной эволюции.
    Взгляды ученого носили реформаторский ха- рактер. Дюркгейм выступал за всеобщую со- лидарность, классовый мир и согласие, за отделение церкви от го- сударства и школы от церкви. В частности, он рассматривал социо- логию как научную альтернативу левому и правому радикализму.
    Социология занимает, по мнению Дюркгейма, центральное ме- сто среди общественных наук. Она вооружает их методом и теорией, на основе которых должны вестись исследования в различных облас- тях общественной жизни. Социология должна исследовать общество с такой же объективностью, с которой естествознание изучает при- роду. Социальная жизнь должна быть подвергнута строгому науч- ному анализу, исключающему субъективизм.
    Социальный реализм и социальные факты
    Как Конт и Спенсер, Дюркгейм был сторонником социального реа-
    лизма и холистического понимания общества. Общество, по его мнению, — это социальная реальность, имеющая особые, только ей
    1
    В русскоязычных изданиях эта работа может называться «Социологический метод» или «Метод социологии».
    Э. Дюркгейм
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    II. История социологии как науки
    122
    присущие качества. Возникнув из взаимодействия индивидов, оно со временем начинает жить независимо от них, по собственным за- конам. Это надындивидуальная реальность, доминирующая над че- ловеком и принуждающая его к формам существования, необходи- мым именно ему, обществу. Интересы этого социального целого всегда требуют, чтобы индивид подчинился ему. Примат общест-
    венного надындивидуальным — одна из основных идей Дюркгейма.
    Основными элементами социальной реальности являются так называемые социальные факты. Эти факты и составляют предмет
    социологии. Дюркгейм вкладывал свой, весьма определенный смысл в этот столь обычный термин — «факт». По его мнению, социаль- ные факты — это не просто бесчисленное множество каких-либо событий в рамках общественной жизни. Социальные факты — это
    объективные социальные явления, имеющие принудительный харак- тер по отношению к индивиду. Это объективные условия в жизни общества, которые индивид при рождении застает уже существую- щими и которые впоследствии оказывают на него определенное давление, вынуждая в той или иной степени подчиняться им.
    Иными словами, это некие «коллективные модели жизни», которые существует самостоятельно и принципиально объективно побуждают
    человека к определенному поведению. Так, при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиоз- ные верования и обряды, язык и денежную систему, функциони- рующие независимо от него.
    Сам Дюркгейм так писал об этом:
    ...Социальным фактом является всякий способ действий, устояв- шийся или нет, способный оказать на индивида внешнее принуж- дение; так или иначе, распространенный на всем протяжении дан- ного общества, имеющий в то же время собственное существова- ние, независимое от его индивидуальных проявлений
    1
    Дюркгейм выделяет д в а вида социальных фактов матери- альные (морфологические) и идеальные (коллективные представле- ния). Морфологические факты — это различные формы обществен- ного бытия. Коллективные представления различные религиозные и научные идеи, моральные установки, правовые нормы, традиции и т.п., в общем, определенные ценности и модели поведения, кото- рые внушаются индивиду обществом.
    К социальным фактам относятся также различные социальные течения.
    1
    Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
    С. 421.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    4. Классическая западная социология XIX — начала XX в.
    123
    Великие движения энтузиазма, негодования, сострадания не зарож- даются ни в каком отдельном сознании. Они приходят к каждому из нас извне и способны увлечь нас, вопреки нам самим.
    Составляющие предмет социологии социальные факты несводи- мы к свойствам личности: так, согласно Дюркгейму, группа думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, ес- ли бы они были разъединены. С другой стороны, он подчеркивал, что нужно отличать объективные социальные факты (некие коллек- тивные модели) от их индивидуальных воплощений в сознании и действиях отдельных людей. Индивидуальные воплощения не яв- ляются предметом социологии.
    Дюркгейм — ярко выраженный сторонник объективизма в со- циологии. Большое внимание он уделял тем особенностям социо- логического метода, которые позволили бы получить точную, объ- ективную, строго научную информацию. В связи этим он вырабо- тал некоторые правила социологического метода, основные из которых можно охарактеризовать так:
    (1) социальные факты нужно рассматривать «как вещи». Это значит, что нужно исследовать не субъективные представле- ния, а только те явления, которые объективны по отноше- нию к индивиду. Даже коллективные представления следует
    «объективировать», изучая их проявление в таких действиях людей, которые поддаются наблюдению и статистическому анализу;
    (2) надо изучать не одно явление, а их устойчивую группу. Иными словами, внимание следует обращать на типичное, повто- ряющееся в социальных процессах, а не на особенное пове- дение отдельного человека. Так, если большое количество людей берет отпуск, то это явление может и должно интере- совать социолога в отличие от ситуации, когда отдельный индивид этот отпуск (по тем или иным мотивам) не берет;
    (3) причины фактов надо искать не в сознании и действиях отдельных людей, а в иных фактах или в условиях жизни
    общества.
    Для наблюдения «чистых» социальных фактов он предлагает та- кой метод, как статистика. Статистика, по Дюркгейму, помогает выявлять некоторые закономерности общественной жизни, которые могут быть неочевидными для наблюдателя.
    Один из основных вопросов, который интересовал всех социоло- гов, — это причины объединения людей в общество. Дюркгейм отвечает на этот вопрос в своем учении о социальной солидарности и разде- лении труда. Социальная солидарность — этообщественные связи, благодаря которым общество сохраняет свою устойчивую целост-
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    II. История социологии как науки
    124
    ность. Это также высший принцип, высшая ценность, признаваемая всеми членами общества и выступающая мотивом их поведения.
    Главная сила, порождающая солидарность и создающая социаль- ное целое, — разделение труда. «Каждый тем теснее зависит от об- щества, чем более разделен труд»
    1
    , — писал Дюркгейм. Разделение труда, специализация деятельности приводят к тому, что люди уже не могут обойтись друг без друга, без взаимного обмена результата- ми своего труда. Эта зависимость повышает степень единства и це- лостности общества. Она объединяет множество людей не в силу их одинаковости, а потому что сама их жизнедеятельность оказывается невозможной без активного взаимодействия друг с другом. В свою очередь, возрастание «моральной или физической плотности», воз- растание уровня социального взаимодействия и целостности ведет к дальнейшему разделению труда.
    Согласно Дюркгейму, в неразвитых, архаических обществах су- ществовала механическая солидарность. Там единство индивидов определялось чаще всего их сходством и одинаковостью их функ- ций. В этих обществах главной интегрирующей силой выступало
    коллективное сознание. Но в развитых обществах общественное соз- нание уже не может выполнять эту роль. Современное общество напоминает сложный организм со множеством органов, поэтому здесь возникает органическая солидарность, обусловленная разделе- нием труда и зависимостью индивидов друг от друга.
    Особое значение Дюркгейм придавал тем социальным нормам, которые организуют поведение индивида. Прежде всего, это мо-
    ральные нормы как система объективных правил поведения. В осно- ве их появления, по Дюркгейму, все то же разделение труда:
    Благодаря ему индивид начинает осознавать свое состояние зави- симости по отношению к обществу; именно от него происходят сдерживающие и ограничивающие его силы. Словом, так как раз- деление труда становится важным источником социальной соли- дарности, то оно вместе с тем становится основанием морального порядка
    2
    Мораль и социальная солидарность неразрывно связаны:
    «...Морально... все то, что служит источником социальной солидарно- сти, все, что заставляет человека считаться с другими»
    3
    . «...Человек моральное существо только потому, что он живет в обществе, ибо нравственность состоит в том, чтобы быть солидарным с группой»
    4 1
    Дюркгейм Э. О разделении общественного труда... Метод социологии. С. 127.
    2
    Там же. С. 371—372.
    3
    Там же. С. 369.
    4
    Там же. С. 370.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    4. Классическая западная социология XIX — начала XX в.
    125
    Главная функция морали — регулирование социальных отноше- ний, поэтому основной признак морали — следование долгу. Только оно делает поведение человека моральным и порождает нормальное состояние общества. Но возможно и ненормальное состояние, когда в обществе отсутствует моральная регуляция деятельности людей, когда они забывают, игнорируют свои традиции, обычаи и нравст- венные нормы. Это состояние Дюркгейм назвал аномией
    1
    (без нор- мативности, отказом от общепринятых норм) и полагал, что оно может привести общество к гибели. Иными словами, аномия— это моральный кризис, создающий условия для девиантного поведения личности и социального беспорядка.
    Именно в условиях аномии могут произрастать различные со- циальные патологии. Так, широкую известность приобрел анализ
    Дюркгеймом такого явления, как самоубийство. В известной работе с аналогичным названием он пытался обрисовать не индивидуально- психологические мотивы самоубийств, а те социальные факторы, которые могут способствовать развитию суицидальных настроений.
    По мнению Дюркгейма, такими факторами являются кризисное со- стояние общества, аномия, ослабление социальной солидарности.
    Он установил, что число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит инди- вид. Иными словами, вероятность суицида более высока в тех об- ществах и социальных группах, где человек чувствует себя одино- ким и незащищенным, где ослаблены социальные связи, где обще- ство перестает придерживаться четких представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.
    Надо особо подчеркнуть, что многие воззрения Эмиля Дюрк- гейма весьма актуальны для анализа социальных реалий современной
    России. Например, понятие аномия может быть применено самым непосредственным образом для характеристики многих сторон со- циальной жизни современного российского общества.
    4.4. Понимающая социология Макса Вебера
    Макс Вебер (1864—1920) — выдающийся немецкий социолог, поли- толог, историк и экономист, профессор университетов Берлина,
    Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена и один из основателей «Не- мецкого социологического общества». Основные работы Вебера:
    «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество»,
    «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия» и др.
    1
    В русском языке чаще употребляется термин «аномальный».
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    II. История социологии как науки
    126
    Вебер внес громадный вклад в развитие социальных и гуманитар- ных наук. В центре его внимания были весьма многообразные про- блемы: история экономики, права, религии, хозяйственная этика и происхождение капитализма, методология социального познания, об- щие проблемы социологии и т.д. В XX в. его идеи привлекли широкое внимание научной общественности, и его характеризуют сейчас как одну из «ключевых фигур» в социологии. Социологическую теорию
    Вебера называют по-разному: теорией социального действия, концепци-
    ей «идеальных типов», но чаще всего понимающей социологией.
    Вебер — основоположник субъективного
    метода в социологии. В отличие от Конта,
    Спенсера и Дюркгейма, он не стремился строить социологию по образцу естествен- ных наук. Вебер считал, что нельзя исследо- вать общество, применяя те же методы, что и при изучении природы.
    Сторонники объективного метода пола- гали, что общество — это некая надындиви- дуальная реальность, обладающая своими законами, не совпадающими с законами по- ведения индивида. Общество первично по отношению к индивиду, оно подчиняет его, формирует его интересы, руководит его деятельностью. Поэтому объектом социологии должно быть общество в целом, которое нуж- но изучать с помощью эмпирических методов — наблюдения, срав- нения, измерения и т.п.
    Позиция Вебера — принципиально иная: прежде всего необхо- димо исследовать действия индивида, а не общество. Человек обла- дает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным пове- дением. Общество — результат взаимодействия многих людей с собственными интересами и целями. Они существа мыслящие и рассуждающие, наделяющие смыслом и значением большую часть своих действий, и любая дисциплина, имеющая дело с человеческим поведением, должна это учитывать. Социология, считал Вебер, должна объяснять реальные действия людей на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Понимание — главный метод
    социологии. Именно поэтому сам Вебер называл свою концепцию понимающей социологией.
    Социальные действия
    Основные категории понимающей социологии — это поведение, дей- ствие и социальное действие. Поведение — это наиболее общая ха-
    М. Вебер
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    4. Классическая западная социология XIX — начала XX в.
    127
    рактеристика деятельности. Поведение становится действием, если человек связывает с ним какой-либо субъективный смысл. Дейст- вие — это смысловое поведение, поведение, наполненное смыслом.
    Социальное действие — это действие, которое по своему смыслу
    ориентировано на действия других людей.
    Специфически важным для понимающей социологии, — писал Ве- бер, — является, прежде всего, поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотне- сено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным поведением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно обяснено
    1
    Вебер выделил ч е т ы р е типа социальных действий: (1) тра- диционные, (2) аффективные, (3) ценностно-рациональные и (4) це- лерациональные. Любые поступки людей могут быть с большей или меньшей степенью точности отнесены к тому или иному типу действия.
    Традиционные действия основаны на традиции, обычаях или привычке. По сути это автоматическая реакция на привычные раз- дражители, стереотипное следование образцам поведения, которые сложились в данном обществе. Они составляют большую часть по- ступков людей и являются основой стабильности общества. Вебер отмечал: «Большая часть привычного повседневного поведения близка данному типу»
    2
    Аффективные действия основаны на эмоциях, чувствах людей.
    Чаще всего они не осознаются человеком как правильные или нуж- ные, они совершаются для снятия нервно-эмоционального напря- жения или удовлетворения страсти. Это действия, вызванные вспышкой страха, страсти, ненависти и т.п. Они находятся «на гра- нице и часто за пределом того, что “осмысленно”, осознанно ори- ентировано»
    3
    Ценностно-рациональные действия основаны на вере человека в ценность этого действия независимо от его успеха (например, дела- ние добра). Они предполагают, по Веберу, «безусловную — эстети- ческую, религиозную или любую другую — самодовлеющую цен- ность определенного поведения, независимо от того, к чему оно приведет»
    4
    . Эти действия подчинены определенным ценностям, в следовании которым индивид видит свой долг. Иными словами, они основаны на долге (религиозном, моральном, политическом,
    1
    Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 497.
    2
    Там же. С. 628 3
    Там же.
    4
    Там же.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   60


    написать администратору сайта