Главная страница
Навигация по странице:

  • Copyright « «» «A K-C»

  • Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
    Дата12.12.2022
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла31005_90ef4ddf6543863ac9d2ef238bf781af.pdf
    ТипУчебник
    #841202
    страница4 из 60
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    1. Социология: общий теоретико-методологический обзор развития
    27
    Важна еще одна сторона социальных исследований К. Маркса — его анализ феномена отчуждения действительной человеческой жизни.
    Само это понятие Маркс заимствует из философии Л. Фейербаха, у которого религия понята как отчуждение человеческой сущности
    1
    , но Маркс дает свою трактовку этому понятию. За религиозным от- чуждением он видит другое отчуждение, которое не заметил Фейер- бах, — отчуждение действительной человеческой жизни. Корень всех форм отчуждений Маркс, будучи верным и последовательным в своем методологическом экономизме, видел в отчуждении труда
    2
    Одной из главных основ отчуждения Маркс считал частную собственность. Он писал:
    Отчуждение проявляется как в том, что мое средство существова- ния принадлежит другому, что предмет моего желания находится в недоступном мне обладании другого, так и в том, что каждая вещь сама оказывается иной, чем она сама, что моя деятельность оказы- вается чем-то иным и что, наконец… надо всем вообще господству- ет нечеловеческая сила
    3
    На наш взгляд, именно через отчуждение Маркс приходит к пониманию общественной сущности человека как ансамбля всех общественных отношений, которые также всеобщим образом отчу- ждены и извращены. Для всех все деформирует и искажает одна и та же нечеловеческая сила — сила материального богатства и не- контролируемых социально-экономических обстоятельств.
    Заметим, что главный мотив выступления Маркса против част- ной собственности — отнюдь не экономический; по мысли ученого, она просто антигуманна, поскольку отчуждает человека от человека:
    Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонни- ми, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем, т.е. когда он существует для нас как капитал или когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле, живем в нем и т.д., — одним словом, когда мы его по- требляем… Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств — чувство обладания
    4
    Маркс совершенно ясно понимает всю значимость ценностных и иных начал в содержании социального, понимает смысл подлин-
    1
    Мареев С.Н., Мареева Е.В. Указ. соч. С. 517.
    2
    Маркс К., Энгельс Ф. Т. 42. С. 117.
    3
    Там же. С. 137.
    4
    Там же. С. 120.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    I. Социология как наука
    28
    ного гуманизма, подлинной природы человека и т.д., но он также четко констатирует задавленность, пораженность всего этого спек- тра, всего этого ансамбля общественных отношений только одной его частью — экономической, частнособственнической. Это значит, что природа отчуждения человека от человека вовсе не экономиче- ская, а целостно-ценностная: человек тем больше поражается как подлинный и сущностный, чем больше разрушается его целост- ность, которая, в свою очередь, выражается мерой наличия в чело- веке духовных и ценностных начал.
    Отсюда следует, в частности, достаточно четкое понимание смысла понятия «ценность»; на наш взгляд, сущность этого важного для социологии понятия можно по-настоящему понять лишь в со- поставлении с понятием «целостность», а именно: ценностность человеческого существования и его самого определяется мерой его целостности как родового человека, как человека вообще, как чело- вечества. Иначе говоря, мы приходим к важному выводу о том, что ценность отдельного человека полностью определяется тем, сколько в его индивидуальном содержании начал общечеловеческих, родо- вых. Правы, совершенно правы были великие философы — Конфу- ций, Сократ, Платон относительно понимания ими природы и сущ- ности человека. Целое — это все человечество, человек настолько человек, насколько он подлинная часть этого целого — всего чело- вечества.
    Мерой целостности, мерой подлинности человека выступает ценностная сущность человека — не просто его возможности быть самим собой, одиноким и независимым, этаким «сам-себе-Робин- зоном», а его содержательная наполненность общечеловеческими смыслами, целями и такими же общечеловеческими делами и соци- альными действиями.
    В своих ценностных оценках Маркс также приходит к анало- гичным выводам:
    Только когда действительный индивидуальный человек… станет ро- довым существом в своей эмпирической жизни, в своей индивиду- альной работе, в своих индивидуальных отношениях… только тогда совершится человеческая эмансипация
    1
    Заметим, что у ценностных начал человека и общества выступа- ет еще одно крайне важное свойство: ценностные начала задают направленность социальных изменений в ту или другую сторону.
    1
    Маркс К., Энгельс Ф. Т. 1. С. 378.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    1. Социология: общий теоретико-методологический обзор развития
    29
    Если за некий ординар выбрать то направление социальной дина- мики, которое способствует действительной эмансипации человека, проявленности полноты его существования и духовности, то тогда противоположное направление может трактоваться как анормаль- ное, неправильное, аномальное.
    Итак, крайне важный вывод: социальные процессы и явления имеют свою ценностную направленность. Так же как в природе действует второй закон термодинамики, характеризующий направ- ленность природных процессов, определяемых динамикой измене- ний энтропии, в обществе действует закон ценностной направленно-
    сти социальных процессов, определяемых динамикой изменений ценностных начал общества — социального аналога естественнона- учному понятию «энтропия».
    Психологическое направление
    в развитии социологии
    Ближе к концу XIX в. возникает психологическое направление в раз-
    витии социологии, связанное с заметными успехами психологии в исследованиях, особенно в экспериментальной их части. В структу- ре психологического подхода особенно значимыми были психоло- гический эволюционизм, групповая психология, психология подра- жания, интеракционизм (направление, изучающее межличностные взаимодействия в обществе как главное содержание социологии) и другие подходы и направления исследований.
    С точки зренияглавного представителя психологического эво- люционизма в социологии Л. Уорда, совершенно неправомочно со- циальную эволюцию общества сводить к процессам чисто природ- ным и принципиально не учитывать самого главного — того, что эта эволюция осуществляется на основе сознательных действий лю- дей, на основе психологических их особенностей. Это значит, что не биологические, а именно психологические принципы должны быть положены в основу социологии как науки.
    Концепция понимающей социологии М. Вебера
    Огромное значение для социологии имеют работы немецкого уче- ного Макса Вебера,основателя новой исследовательской традиции в социологии —социологического номинализма.
    Вебер, исходя из своей новой концепции понимающей социологии, утверждает, что социальная реальность вовсе не существует незави- симо от индивидов и является неким совокупным кумулятивным
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    I. Социология как наука
    30
    эффектом всех индивидуальных деятельностей. Более того, предме- том социологии должно быть такое социальное действие, которое можно объяснить, исходя из того смысла, который в это социаль- ное действие изначально вложен. Отметим, что во многом именно в силу этого концепцию Вебера называют понимающей социологией.
    По Веберу, нет просто некоего социального действия самого по се- бе, в каждом из них содержится идеально-типический смысл, идущий от самих людей и отличающий социологию от наук о природе.
    Смысл любого социального действия передается через особую ме- тодологическую и теоретическую конструкцию, которую Вебер на- звал идеальным типом. По сути идеальный тип — это набор всех основных характеристик и черт изучаемого явления, служащий для теоретического упорядочения и обобщения эмпирического мате- риала о нем. По Веберу, любое социальное действие именно «заря- жено» этими идеальными типами, которые придают ему смысл и направленность. Иначе говоря, социальное всегда есть единство объективного и субъективного, во всех социальных объектах всегда присутствует то, чего нет в объектах природных, — сознание, ду- ховная жизнь людей, ценностные начала.
    В зависимости от степени их осмысленности социальные дейст- вия разделяются на ч е т ы р е основных типа
    1
    :
    (1) целе-рациональные действия Вебером характеризуются созна- тельным соотнесением целей, средств и возможных послед- ствий совершаемого поступка;
    (2) ценностно-рациональные действия основываются на вере в безусловную ценность совершения определенных поступков независимо от их последствий;
    (3) традиционные действия основываются на длительной тради- ции, привычке совершать поступки именно так, а не иначе;
    (4) аффективные действия обусловлены сильными пережива- ниями — эмоциями страха, гнева, горя, любви и т.д.
    Заметим, что все эти четыре типа социальных действий можно получить, исходя из единой ценностной основы: первый тип соци- альных действий есть такое действие, где ценность сокрыта в его результате; второй тип — действие в рамках доминирующих ценно- стей; третий тип — действие в рамках доминирующих традиций; четвертый тип как действие с доминантой сугубо индивидуалисти- ческих ценностных смыслов данного социального действия.
    Поскольку, по Веберу, социальная реальность есть совокупный и кумулятивный эффект от всех индивидуальных социальных дей-
    1
    Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1993.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    1. Социология: общий теоретико-методологический обзор развития
    31
    ствий, каждое из которых согласно трактовке идеальных типов имеет принципиально ценностную природу, то выходит, что целостная социальная реальность также принципиально ценностная.
    Именно в силу этой главной причины, на наш взгляд, Вебер и пришел к своей знаменитой идее изучения всех общественных про- цессов и явлений, в том числе и в первую очередь экономических феноменов, с социологических позиций. Этот подход им блестяще был реализован в цикле статей «Протестантская этика и дух капита- лизма». Социологию М. Вебера часто называют понимающей со- циологией, подчеркивая огромную значимость в ней вскрытых этим ученым сторон общественной жизни, связанных с особенностью номер один человека — его сознанием и целенаправленной, осоз- нанной деятельностью в социуме.
    «Социальные факты нужно рассматривать
    как вещи». Э. Дюркгейм
    Эмиль Дюркгейм и его взгляды — следующий важнейший этап раз- вития социологической науки. В концентрированной форме свое видение главного в социологии ученый выразил в знаменитой фор- муле «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».По
    Дюркгейму, социальные факты в принципе отличаются от фактов психологических по двум основным причинам: (1) социальные фак- ты являются внешнимипо отношению к индивиду (психологиче- ские факты им мыслились как внутренние); (2) социальные факты оказывают принудительное воздействиена индивида, который вы- нужден им подчиняться. Именно поэтому ученый подчеркивает, что социальные факты по своей сути являются вещами — они реально вмешиваются в жизнь людей, так же реально, как настоящие вещи.
    Дюркгеймв любом человеке разделяет два взаимопроникающих сознания:
    Одно, общее нам со всей нашей группой, которое, следовательно, представляет собой не нас самих, а общество, живущее и дейст- вующее в нас; другое, наоборот, представляет собой то, что в нас есть личного и отличного, что делает из нас индивида
    1
    У Дюркгейма эти две части противостоят друг другу, и чем больше места занимает одна часть, тем меньше остается другой, по- скольку вместе они составляют некую постоянную величину.
    1
    Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. С. 138.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    I. Социология как наука
    32
    Хорошо видно, что проблема соотношения человека как некоей части и общества как целого проходит красной нитью через все со- циологические исследования, является одной из фундаментальных проблем этой науки, в том числе и в работах Дюркгейма.
    Привязанность к обществу, согласно взглядам Дюркгейма, имеет нравственную составляющую. Социализация и нравственная, цен- ностная деятельность у него принципиально неразделимы
    1
    С ценностными началами связано само понимание предмета социологии Дюркгеймом. Ученый выдвинул тезис, что у социоло- гии есть своя собственная реальность, которую образуют социаль- ные факты — способы мышления, деятельности и чувствования, избираемые индивидами в силу того, что они принимают во вни- мание именно определенные ценности, правила поведения и ведут себя в соответствии с ними. Дюркгейм анализирует и такое крайне опасное для развития любого общества состояние, как аномия — ситуация полной неопределенности общественных норм и ценно- стей; иначе говоря, кризисная ситуация в обществе — это прежде всего ситуация нарушения ценностных начал социума (во многом это характерно и для нашего современного российского общества).
    В социальной реальности Дюркгейм выделяет т р и уровня:
    (1) уровень структуры (физическое и материальное основание об- щества); (2) уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила); (3) уровень коллективных представлений (ценно- сти и идеалы).
    Дюркгейм увидел действительно важную определенность соци- ального факта и его связь именно с ценностными началами; имен- но они фактически являются конституирующими признаками как любого социального факта, так и социологии в целом. В этом от- ношении про всю социологию можно совершенно определенно сказать, что она наука о ценностных началах человеческого существо-
    вания и взаимодействия в обществе и для ее адекватного понимания необходим ценностно-целостный понятийный аппарат, включая фи- лософский, антропологический, этический, аксиологический и т.д.
    Результаты исследований социологических проблем, осуществленных
    Дюркгеймом, убедительно свидетельствуют не только о значимости, но и безусловном приоритете ценностных начал в социологии — науке, где ценностные стороны общественной жизни являются су- тью и природой самого предмета социологии.
    1
    Дюркгейм Э. Указ. соч. С. 20.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    1. Социология: общий теоретико-методологический обзор развития
    33
    Социальная солидарность Дюркгейма
    Ценностную природу Дюркгейм усматривает и у одного из цен- тральных своих понятий — социальной солидарности. Ученый вы- делял два типа солидарности — механическую и органическую, от- нося к первому типу общность людей на основе общих верований и чувств, то есть на основе общности ценностных начал. Ко вто- рому типу социальной солидарности относится общность людей на основе только общественного разделения труда, когда индиви- ды вынуждены поддерживать отношения с другими людьми с чуж- дыми им взглядами и образом жизни в силу принципиальной за- висимости от результатов их деятельности для удовлетворения своих потребностей.
    На наш взгляд, эти два типа солидарности можно трактовать и на основе единого ценностного подхода: при господстве механиче- ского типа социальной солидарности мы имеем дело с ценностно- неразрушенным обществом, а при господстве органического типа — с ценностно-разрушенным социумом.
    Вряд ли можно согласиться с трактовкой Дюркгеймом органи- ческого типа солидарности как более прогрессивного по отноше- нию к механическому типу; на наш взгляд, их соотношение диа- метрально противоположно, и в силу этого говорить о каком-либо прогрессе социальных отношений при переходе от одного типа со- лидарности к другому совершенно не приходится. Речь следует вес- ти скорее о регрессе, чем о прогрессе обществаименно в силу большей пораженности, разрушенности ценностных начал социума, выхода на господствующий уровень тех общественных устоев, кото- рые его не укрепляют, а только разрушают. Они, эти разрушающие общество и человека устои, хорошо известны — эгоизм, алчность, вражда, аморализм, бездуховность и т.д.
    Дюркгейм — автор особой концепции социологизма, утверждав- шей, что социальная реальность не просто существует, а доминиру-
    ет над индивидуальной реальностью. Впоследствии эта концепция легла в основу традиции социологического реализма в трактовке предмета и метода социологической науки
    1
    Следует отметить еще одно важное обстоятельство в развитии идей социологии. Маркс как социолог выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт и Дюркгейм. Если для
    Конта и Дюркгейма главное — стабилизация общества, то для
    Маркса — уничтожение такого общества и замена его принципи-
    1
    Иванов Д.В. Указ. соч. С. 106.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    I. Социология как наука
    34
    ально новым, более справедливым. В этом отношении именно Карл
    Маркс — основоположник так называемой теории конфликта.
    Конфликты он рассматривает как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу всей истории общества. Мы хоро- шо знаем теперь цену этой теории, особенно ту цену, которую за ее использование на практике заплатила наша страна в ХХ в.
    Эмпирическая социология
    Анализ основных этапов развития социологии как науки будет не- полным без характеристики еще одной важной стороны становления этой науки — эмпирической социологии. Первые подобного рода ис- следования были осуществлены еще в XVII в.: переписи населения в странах Западной Европы, различного рода исследования по прави- тельственным заказам — анализ феноменов бедности, жилищного вопроса, образования, смертности, рождаемости и др. Развивались и соответствующие методы эмпирических социологических исследова- ний — социально-статистический, демографический, метод наблю- дения. В конце XIX — начале XX в. появляются и первые исследова- ния социальных процессов и явлений с помощью различного рода опросов и изучения мнений, суждений и взглядов опрашиваемых.
    Джон Граунт
    Уильям Петти
    Основоположниками эмпирической социологии по праву счита- ются ирландские статистики и историки Джон Граунт (1620—1674) и его другУильям Петти (1623—1687), основатели политической ариф-
    метикисоциальных исследований, направленных на получение необходимой информации для целей оптимизации государственного управления различными сторонами жизни и активности общества.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60


    написать администратору сайта