Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
Скачать 2.71 Mb.
|
Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 352 последствиям. При современном уровне нравственного развития всегда найдутся «экспериментаторы» и добровольцы для эксперимен- тов, которые могут сделать лозунг совершенствования биологической природы человека реалиями политической борьбы и амбициозных устремлений. Перспективы генетической перестройки человеческой телесности сопрягаются с не менее опасными перспективами ма- нипуляций психикой человека путем воздействия на его мозг. Со- временные исследования мозга обнаруживают структуры, воздейст- вия на которые могут порождать галлюцинации, вызывать отчетли- вые картины прошлого, которые переживаются как настоящие, изменять эмоциональные состояния человека и т.п. И уже появи- лись добровольцы, применяющие на практике методику многих экспериментов в этой области: вживляют, например, в мозг десятки электродов, которые позволяют слабым электрическим раздражением вызывать необычные психические состояния, устранять сонливость, получать ощущения бодрости и т.п. Усиливающиеся психические нагрузки, с которыми все больше сталкивается человек в современном техногенном мире, способст- вуют накоплению отрицательных эмоций и часто стимулируют применение искусственных средств снятия напряжения. В этих ус- ловиях возникают опасности распространения как традиционных (транквилизаторы, наркотики), так и новых средств манипуляции психикой. Вообще вмешательство в человеческую телесность и осо- бенно попытки целенаправленного изменения сферы эмоций и ге- нетических оснований человека, даже при самом жестком контроле и слабых изменениях, могут привести к непредсказуемым последст- виям. Нельзя упускать из виду, что человеческая культура глубинно связана с человеческой телесностью и первичным эмоциональным строем, который ею продиктован. Предположим, что известному персонажу из антиутопии Дж. Оруэлла «1984» удалось бы реализо- вать мрачный план генетического изменения чувства половой любви. Людей, у которых исчезла бы эта сфера эмоций, уже не волновало и не интересовало бы творчество ни Байрона, ни Шек- спира, ни Пушкина, для них выпали бы целые пласты человече- ской культуры. Биологические предпосылки — это не просто ней- тральный фон социального бытия, это почва, на которой выраста- ла человеческая культура и вне которой невозможна была бы человеческая духовность. Все это проблемы выживания человечества, которые породила техногенная цивилизация. Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 14. Социология науки 353 По-видимому, в третьем тысячелетии по христианскому лето- счислению человечество должно осуществить радикальный поворот к каким-то новым формам цивилизационного прогресса. Здесь са- мое главное — изменение всего образа жизни человека — работы, от- дыха, общения. Надо иметь в виду, что сегодня достижения науки так или иначе воздействуют на жизнь каждого человека, где бы он ни жил и чем бы ни занимался. Например, неграмотный житель какой-нибудь афро-азиатской страны — с транзистором, обучение грамоте в Индии — через спутниковое телевидение. Современный менеджер — в автомобиле, с компьютером, сотовой связью — спо- собен выполнять свои функциональные обязанности, оказавшись в автомобильной пробке. Для социолога, изучающего социальные последствия технологи- ческой и информационной революций, очень интересно проследить их воздействие на разные социальные группы и по возможности измерить их. От темпов и глубины развертывания НТР зависят объем зна- ний, способы его освоения, продолжительность обучения и многое другое. Для молодежи с каждым новым поколением отодвигается срок начала самостоятельной трудовой деятельности, вводится все- общее среднее образование, в продвинутых странах — до 12 лет. Молодой человек в 16—18 лет получает все права и — никаких обязанностей. Меняется и основная парадигма обучения. Девизом современ- ного образования можно сделать афоризм «Многознанье уму не научает». Главное — не усвоение определенного объема информа- ции, а умение находить ее, работать с этой информацией. Образно говоря, ценится не тот специалист, который много знает (время энциклопедических умов ушло в прошлое), а тот, который знает, где можно оперативно найти нужную информацию. Мощное техническое оснащение учебного процесса дает воз- можность использовать компьютерные учебники, дифференциро- ванное, индивидуальное и дистанционное обучение. Одна из основных целей образования — формирование у чело- века потребности в самообразовании, в постоянном пополнении своих знаний. Как спутник, выведенный на орбиту при определен- ной скорости, вращается дальше самостоятельно, так и человек должен достигать такой орбиты знаний, чтобы крутиться на ней самостоятельно. Именно поэтому в продвинутых вузах сокращается число обязательных академических занятий и увеличивается время для самостоятельной работы. И самая большая трудность — психо- логическая: день, выделенный в расписании для самостоятельной работы, может превратиться в очередной выходной. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 354 В современных условиях для многих людей интеллектуального труда обязательным становится непрерывное образование. Знания, полученные в вузе, устаревают за 8—10 лет, а то и быстрее, и пото- му нужно обязательно систематически повышать квалификацию, проводить сертификацию, лицензирование специалистов. Таким образом, у людей интеллектуального труда учебное время становит- ся рабочим временем. Для людей преимущественно физического труда возникают свои проблемы. Под воздействием современных технологических и ин- формационных переворотов время коренного обновления техноло- гий в ведущих отраслях промышленности сокращается в среднем до пяти лет, а средняя продолжительность трудовой жизни — 37 лет. Следовательно, работник, оставаясь в рамках прежней профессии, вынужден менять ее, постоянно переучиваться. Например, содер- жание работы токаря на простом станке, на универсальном станке, обрабатывающем центре и современном станке с программным управлением. Работа машиниста паровоза, тепловоза и электровоза. Работа механизатора в сельском хозяйстве — прицепной комбайн, самоходка и современный «Дон», «напичканный» электроникой. Специалисты предсказывают, что в результате морального износа профессий срок их жизни будет не более 10 лет. Все это потребует от человека профессиональной гибкости, подвижности, высокой адаптивности и, конечно, постоянного повышения своих профес- сиональных знаний. Очевидно, что тем, кто занимается физическим трудом, нужна хорошая общеобразовательная подготовка. Примерно половина профессий в промышленности и чуть меньше в сельском хозяйстве требуют обязательного среднего образования. Вложения в народное образование характеризуются высокой эффективностью. Человек пол- ностью окупает затраты на общее образование в первые полтора- два года своей работы. В условиях современного производства изменяются мера соци- альной ответственности человека, мера его профессиональной компе- тентности. Человек по своей халатности, некомпетентности в се- кунды может уничтожить такие материальные ценности, которые не создаст за всю свою трудовую жизнь. Для специалистов умственного труда развитие современной науки ставит больше проблем, чем позволяет решить. Работа людей квалифицированного умственного труда связана главным образом с информационными потоками: поиск, обработка, использование информации в своей профессиональной деятельности. Подсчитано, что удвоение объема информации происходит за 7—10 лет. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 14. Социология науки 355 В развитии человеческого общества наука не раз была причиной радикальных изменений — революций. Коротко остановимся на их общем обзоре. 14.5. Наука и революции в современном обществе Научная революция — качественный скачок в познании окружающе- го мира, развитии производства. Научных переворотов, сдвигов в истории человечества было немало: открытие огня, колеса, паровой машины, электричества, атомного ядра. Известно, что древние ци- вилизации Америки при всех впечатляющих достижениях инков, ацтеков не додумались до колеса и все грузы перемещали волоком. Промышленная революция — замена физического труда в процес- се производства машинами. По существу, они взяли на себя транс- портные, технологические, энергетические функции работающего человека. Но очень скоро обнаружилось, что промышленная рево- люция имеет свои пределы. Скорости технологических процессов стали сдерживаться умственными, физиологическими возможно- стями человека, управляющего машинами. Не говоря уже о том, что присутствие человека рядом со многими аппаратами физически невозможно из-за высокой опасности, температур, давлений, ско- ростей. Можно привести такой факт: примерно 70% аварий на авиационном транспорте случается по вине человека, а не техники. Научно-техническая революция. Потребовалось автоматизировать производство, вывести человека из системы машин. Такая возмож- ность появилась с созданием первых ЭВМ, кибернетических уст- ройств, первых полностью автоматизированных производств. Когда машины стали исполнять некоторые умственные функции челове- ка, произошла научно-техническая революция. Далее наступил ее переход на этап технологической революции: атомная энергетика, материалы с заранее заданными свойствами, биотехнологии, ЭВМ с элементами искусственного интеллекта, лазерные технологии, оп- тико-волоконная связь и многое другое. Зеленая революция — научные разработки, позволившие про- граммировать урожай, внедрять интенсивные технологии, новые методы в селекции. Наглядный пример: тепличный комбинат в За- водоуковске, где растения выращиваются на искусственном грунте, регулируется температура, автоматически к каждому растению по- даются через капельное орошение необходимые питательные веще- ства, и всеми этими процессами управляют компьютеры. Понятие информационной революции связано с массовым исполь- зованием информационных технологий в различных сферах произ- Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 356 водства и общественной жизни: накопление, обработка и быстрая передача информационных ресурсов. Самый наглядный пример: пластиковые деньги, позволяющие расплачиваться карточкой за са- мые различные услуги в любой стране мира. Достижения науки и последствия технологической революции столь впечатляющи, что в души даже умных людей закрадывается суеверный страх: «что же дальше?» В современной науке обозначи- лось такое направление социальных прогнозов, как технологиче- ский пессимизм, смысл которого заключается в том, что человека вытеснит и поработит машина. Отец кибернетики Норберт Винер писал о том, что в будущем обществе средний человек не сможет предложить ничего такого, за что стоило бы платить деньги. Некоторые философы и футурологи сравнивают современные процессы с изменениями, которые пережило человечество при пе- реходе от каменного к железному веку. Эта точка зрения имеет глу- бокие основания, если учесть, что решения глобальных проблем предполагают коренную трансформацию ранее принятых стратегий человеческой жизнедеятельности. Любой новый тип цивилизаци- онного развития требует выработки новых ценностей, новых миро- воззренческих ориентиров. Необходимы пересмотр прежнего отношения к природе, идеа- лов господства, ориентированных на силовое преобразование при- родного и социального мира, выработка новых идеалов человече- ской деятельности, нового понимания перспектив человека. В этом контексте возникает вопрос и о присущих техногенной цивилизации ценностях науки и научно-технического прогресса. Существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее технологические применения ответст- венность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисци- ентизм с его требованиями ограничить и даже затормозить научно- технический прогресс, по существу, предлагает возврат к традици- онным обществам. Но на этих путях в современных условиях не- возможно решить проблему обеспечения постоянно растущего на- селения элементарными жизненными благами. Выход состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включаю- щей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности. В этой связи возникает целая серия вопросов. Как возможно включение в научное познание внешних для него ценностных ориентации? Каковы механизмы этого включения? Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 14. Социология науки 357 Не приведет ли к деформациям истины и жесткому идеологиче- скому контролю за наукой требование соизмерять ее с социальны- ми ценностями? Имеются ли внутренние, в самой науке вызревающие, предпо- сылки для ее перехода в новое состояние? И как это новое состояние скажется на судьбах теоретического знания, его относительной автономии и его социальной ценности? Это действительно кардинальные вопросы современной социо- логии науки. Ответ на них предполагает исследование особенно- стей научного познания, его генезиса, механизмов его развития, выяснения того, как могут исторически изменяться типы научной рациональности и каковы современные тенденции такого изменения. Важными особенностями современной науки являются также усиление роли экологии науки, экологии творческого духа как условия их развития, усиление внимания к сложным системам (частью ко- торых является человек), находящийся на стыке естествознания с техническими и социальными науками. Проблемы биоэтики, ген- ной инженерии, искусственного интеллекта, виртуальной реально- сти и т.д. тоже заставляют пересматривать многие традиционные представления, что усиливает роль мировоззренческих и методоло- гических аспектов естествознания. Прежняя простота и ясность по- нимания мира сменяются пониманием, имеющим основания в са- мой человеческой деятельности, пониманием того, что в познании избавиться от «человеческого фактора» в принципе невозможно. Ра- зум, который вел человека по пути ложно понимаемого прогресса, в ХХ в. привел человека не к «храму», а к «жертвеннику». Сформу- лированные на его основе цели могут превратить науку в средство уничтожения цивилизации. Человек создал мир, к которому не в состоянии адаптироваться, не в состоянии вписаться в него. Какую роль сыграет в жизни человека наука и какую роль сыграет в разви- тии достижений науки человек — эти вопросы оказались отнюдь не банальными, от их решения зависит, будут ли в дальнейшем и че- ловек, и наука. Несомненно, что уяснение смысла тенденций в раз- витии науки, ее ведущих концепций будет способствовать понима- нию сути названных проблем и поиску их решения. Интуитивно кажется ясным, чем отличается наука от других форм познавательной деятельности человека. Однако четкая экспли- кация специфических черт науки в форме признаков и определений оказывается довольно сложной задачей. Об этом свидетельствуют многообразие дефиниций науки, непрекращающиеся дискуссии по проблеме демаркации между ней и другими формами познания. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 358 Научное познание, как и все формы духовного производства, в конечном счете необходимо для того, чтобы регулировать человече- скую деятельность. Социология науки — область социологии, исследующая взаимоот- ношение науки как социального института с социальной структу- рой, обусловленность познавательных форм, характерных для нау- ки, социокультурными условиями, типы поведения ученых в раз- личных социальных контекстах, виды научных сообществ, формы коммуникации в науке и т.п. В 1930-е годы осознание присущего социологии знания реляти- визма, неправомерности сведения ею научного знания к идеологии и к вненаучным интересам заставило переосмыслить сам предмет социологии науки. Поиски новых подходов к социологическому анализу науки шли в различных направлениях. Согласно польскому ученому Людвику Флеку (1896—1961), зада- ча социологии науки состоит в изучении взаимоотношений между интеллектуальным коллективом и стилем мышления. Он подчерки- вал, что в отличие от психологии социология науки не может иссле- довать сам процесс творчества, не должна она касаться и содержания знания, поскольку это задача гносеологии. Ее предмет — осмысле- ние механизмов признания интеллектуальным коллективом, индиви- дуального творческого достижения и раскрытие коррелятивной связи научного сообщества с определенными стилями мысли. Другую программу для социологии науки выдвинул также уче- ный польского происхождения Флориан Знанецкий (1882—1958), ко- торый полагал, что социология вообще не должна анализировать ни формы, ни содержание знания. Ее задача — изучение социального взаимодействия людей, ответственных за генерирование знания. Социология науки — это социология ученых в широком смысле слова: анализ социальных ролей ученых, их ценностных ориента- ций и предпочтений. Заметную роль в формировании социологии науки сыграли ра- боты Джона Бернала (1901—1971). Он дал анализ науки как социаль- ного института, социальных функций науки в их динамике и сложном взаимоотношении с обществом, взаимодействия науки и промыш- ленности на различных этапах человеческой истории, многообразия форм организации научных исследований — от университетской науки до промышленных лабораторий. Формирование устойчивой и признанной парадигмы в социоло- гии науки связано с работами Роберта Мертона. С его точки зрения, предметом этой дисциплины должна быть наука как социальный институт, т.е. как специфическая система норм и ценностей. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 14. Социология науки 359 Мертон выделил универсальные нормы науки, которые выполняют функцию императивов, задают ориентации членам научного сооб- щества, составляют основу их профессионального поведения. Эти универсальные нормы образуют этос науки. Остановимся на этом вопросе более подробно. 14.6. Наука и научное сообщество Распространенное представление о человеке как эгоистическом и одиноком атоме, ведущем «войну против всех», — bellum omnium contra omnes — заслоняет собой иной взгляд, иную познавательно- управленческую традицию человеческой деятельности — традицию со- трудничества, кооперации, мутуализма. А между тем имеется заслужи- вающий внимания и всяческого восхищения многовековой опыт со- трудничества — сотрудничества с поразительными и грандиозными ре- зультатами. На благо всех людей работает уникальная и ярчайшая организация — научное сообщество, по сути община ученых. Из века в век передавая накопленные опыт и знания, уважая предшественников и идя дальше в постижении мира, научная община демонстрирует чу- деса самоорганизации, потрясающую эффективность, устойчивость, жизнеспособность, верность своим целям и задачам, строгим прави- лам и требованиям ко всем своим членам. Уникальный исторический опыт деятельности научной общины убедительно свидетельствует о том, что с ней не может сравниться никакой другой социальной ин- ститут. Особенно значим тот факт, что научное сообщество представ- ляет собой одну из старейших организаций, причем организацию не только познающую, но и управляющую. Проблема управления, проблема сущности власти, находится в центре внимания философии со времен Платона и сформулирован- ных им принципов «грамматократии», т.е. власти образованных людей, власти ученых. Но человеческая цивилизация «не приметила слона», не заметила управляющей организации номер один — сооб- щество ученых. Не заметила не потому, что никто не рассматривал сообщество ученых как организацию, а потому, что до сих пор ор- ганизационный опыт научной общины не экстраполирован на иные области общественных отношений, не позаимствован в других сфе- рах человеческой деятельности (в этом, на наш взгляд, одна из причин общесистемного кризиса человеческого общества). Само понятие научного сообщества впервые ввел М. Полани 1 , но еще Т. Кун отмечал, что наука — это не просто система знаний, а прежде всего деятельность научных сообществ 2 1 Полани М. Личностное знание. М., 1985. 2 Кун Т. Структура научных революций. М., 1978. |