Главная страница
Навигация по странице:

  • Copyright « «» «A K-C» 16. Социология духовной жизни 4154.

  • Copyright « «» «A K-C»

  • Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
    Дата12.12.2022
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла31005_90ef4ddf6543863ac9d2ef238bf781af.pdf
    ТипУчебник
    #841202
    страница53 из 60
    1   ...   49   50   51   52   53   54   55   56   ...   60
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    414
    формы общения в самой общей форме. В силу обобщенности мо- ральных принципов нравственность отражает глубинные слои соци- ально-исторических условий бытия человека и выражает его сущ- ностные потребности.
    Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной ре- гуляции действий человека, таких как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них.
    Если сравнить мораль и право, то можно выяснить между ними такие различия.
    1. Мораль — такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступени развития общества. Право же характерно для обществ, в которых есть госу- дарство, в них мораль сама по себе не может обеспечить соответст- вующее данному общественному порядку поведение людей.
    2. Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь об- щественным мнением, правовые нормы — всей силой государст- венной власти, юридическая санкция (награда или наказание) при- нимает характер принудительной меры общественного воздействия.
    Если в праве предписания формулируются, утверждаются и прово- дятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравст- венности формируются в самой практике массового поведения, в процессе взаимного общения людей и являются отражением и вос- произведением жизненно-практического и исторического опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлени- ях, чувствах и воле. Моральные нормы воспроизводятся повседнев- но силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, убеждений и побуждений индивида. Выполнение требова- ний морали может контролироваться всеми людьми без исключе- ния и каждым в отдельности. Авторитет того или иного лица в мо- рали не связан с его официальными полномочиями, реальной вла- стью и общественным положением. Авторитет здесь является духовным, то есть обусловленным моральными качествами индиви- да, силой примера, способностью выразить смысл нравственного требования в конкретной ситуации. В отличие от права в морали нет разделения субъекта и объекта регулирования.
    3.Принципиально отличаются друг от друга и категории мо- ральных и правовых систем. Основными категориями права высту- пают законное и незаконное, правомерное и неправомерное. К ос- новным категориям морали относятся добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, свобода, счастье, смысл жизни.
    Общими для права и морали категориями являются свобода, спра- ведливость, равенство.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    16. Социология духовной жизни
    415
    4. Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными орга- нами (любовь, дружба, товарищество и др.).
    В отличие от простых обычаев нормы морали не только под- держиваются силой устоявшегося и общепринятого порядка (обще- ственного мнения), но и получают идейное выражение в общих фиксированных, устойчивых представлениях (заповедях, принци- пах) о том, как надо и должно поступать. Мораль воспроизводит целостную систему взглядов на социальную жизнь, в которых со- держится понимание сущности и цели общества и человека. Мо- раль оценивает существующие нравы и обычаи с точки зрения ее общих принципов, идеалов, она может занимать критическую по- зицию к наличному образу жизни и поведения людей.
    В морали очень велика роль сознания. Сама нравственная санк- ция выступает не в форме действенно-материальных мер общест- венного воздаяния, а в форме оценки, одобрения или осуждения, которую сам человек должен осознать и принять внутренне. Это осознание и направляет действие и поведение индивида. Личные мотивы, убеждения и самооценки обеспечивают самоконтроль дей- ствий индивида, дают их обоснование. Причем имеет значение не только эмоционально-волевая реакция на действия и поступки ин- дивида, но и оценивание их в соответствии с общими принципами добра и зла, справедливости и несправедливости. В морали оцени- ваются не только действия людей, но и их мотивы, намерения, по- буждения. Поэтому очень важно развитие самосознания личности и ее внутренней культуры, самовоспитание, поскольку моральная регу- ляция должна быть, прежде всего, внутренней, а не только внешней.
    Нравственное сознание включает в свою структуру нравственные категории, нравственные чувства и нравственный идеал как пред- ставление и понятие о высшем проявлении нравственного, выте- кающего из социального идеала совершенного миропорядка.
    Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-либо частных и утилитарных результатов, а следование об- щим нормам и принципам поведения. Формой выражения нравст- венной нормы становится императивное требование, долженствова- ние, которому необходимо следовать, но исполнение которого тем не менее определяется конкретной ситуацией и особенностями личности. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед обществом и самим собой.
    Мораль выделяется из первоначально нерасчлененной норма- тивной регуляции в особую сферу отношений в родовом обществе.
    Она проходит длительную историю формирования и развития в до- классовом и классовом обществе, у разных народов. Ее нормы,
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    416
    идеалы и принципы имеют и общечеловеческое, и социально- классовое или национальное содержание и характер.
    В любой социальной группе, у любого народа есть понятия
    «добро», «зло», «справедливость», «любовь», но конкретное содер- жание и понимание данных понятий в разных группах разное, что обусловлено объективными обстоятельствами жизни данных групп.
    В социальной философии, этике и социологии активно обсуждается изменение содержания категорий «свобода», «справедливость»,
    «личность», «демократия» под влиянием трансформации современ- ных обществ.
    Нужно иметь в виду и то, что в политико-идеологических целях нормы морали, являющиеся вполне конкретно-историческими, представляются в качестве общечеловеческих, вечных.
    Общечеловеческое ядро морали обладает кумулятивными свойст- вами, на протяжении истории вбирает в себя общезначимые нрав- ственные идеалы и принципы. Их общезначимость обусловлена единством человеческой природы и истории общества. Каждое но- вое поколение как бы заимствует моральные ценности прошлых эпох, видоизменяет, развивает их.
    Под общечеловеческими моральными началами имеются в виду элементарные нормы нравственности и справедливости, которые являются отражением, воспроизведением в сознании людей реально существующего, сложившегося в течение веков и тысячелетий по- рядка во взаимоотношениях между людьми. Социальное назначе- ние этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы ох- ранять членов общества от разного рода происшествий и катаклиз- мов, угрожающих здоровью, безопасности, благополучию людей.
    Простые нормы нравственности осуждают как несомненное зло убийство, воровство, насилие, обман. К элементарным нормам нравственности относятся забота родителей о воспитании детей, за- бота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость, помощь в трудных жизненных ситуациях и др. Из поколения в поколение простые нормы морали входили в народную психологию, в язык.
    Мораль оказывает непосредственное влияние на общество, в том числе на экономическую сферу. Такие социологические на- правления, как социология человеческих отношений, социометрия занимались исследованием взаимосвязи экономической деятельно- сти и «морального микроклимата»; существуют понятия «этика бизнеса», «деловая этика». Нравственное состояние общества явля- ется индикатором состояния общества в целом, является следстви- ем происходящих в обществе процессов, то есть позволяет судить об их содержании и эффективности; является основой того, что ожидает общество в будущем.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    16. Социология духовной жизни
    417
    Искусство
    Одна из форм духовной жизни, специфический род духовно- практического освоения мира — искусство. Существует много оп- ределений искусства. Назовем основные подходы к его пониманию:
    (1) под искусством можно понимать любое занятие, требующее определенных знаний и умений (военное искусство, врачеб- ное искусство, искусство педагога и т.п.). Более узко в рамках данного подхода искусство рассматривается как степень со- вершенствования технологий, прежде всего художественных;
    (2) искусство понимается как мастерство, искусность в каком- либо деле;
    (3) искусство понимается как один из элементов культуры, в ко- тором аккумулируются художественно-эстетические ценности, это сфера художественной деятельности и ее результаты;
    (4) понятие искусства имеет предельно широкий смысл, как со- вокупность артефактов, так как каждый артефакт создан ис- кусственно;
    (5) искусство — это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты;
    (6) это форма чувственного познания мира. Можно выделить три способа человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на абстрактном мышлении); чувст- венный, основанный на эмоциях и чувствах; иррациональ- ный, основанный на интуиции. В основных проявлениях ду- ховной деятельности человека, в социально значимом знании
    (науке, искусстве, религии) присутствуют все три способа. Но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука — рациональ- ную, искусство — чувственную, религия — интуитивную;
    (7) искусство понимается как степень развития личности, кото- рая выражается в реализации художественных возможностей и расширении творческих возможностей человека;
    (8) искусство может рассматриваться как процесс освоения че- ловеком художественных ценностей, доставляющих ему удо- вольствие и представляющих интерес (в этом смысле мы го- ворим «заниматься искусством»).
    Многозначность термина «искусство» — выражение историче- ской эволюции эстетического сознания человечества. Формы худо- жественного творчества, ремесла и разного рода уменья обознача- лись первоначально одним словом: у древних греков это было
    «техне», от которого произошло понятие «техника»; в романских
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    418
    языках слова, обозначающие «искусство» и «ремесло», «художник» и «ремесленник», восходят к общему латинскому корню «ar»; в рус- ском языке аналогичное явление воспроизводится в сохранившихся до сих пор разных смыслах слова «искусство», о чем шла речь выше.
    По мере развития культуры стало постепенно осознаваться су- щественное отличие художественного творчества от других сфер деятельности и одновременно родство всех искусств с поэзией, ли- тературой. Искусство в широком смысле слова, обозначая высокий уровень мастерства, совершенное исполнение работы в любой об- ласти деятельности, нехудожественной и художественной, приобре- тает эстетический смысл. Искусная деятельность, где бы она ни проявлялась, становится красивой, эстетически значимой. Однако главный отличительный признак художественного творчества со- стоит не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоении действительности, в выработке специфического содержания и функционирования.
    Носителем художественной информации является художествен-
    ный образ, в котором целостное духовное содержание (единство мыс- лей, чувств и представлений) выражается в конкретно-чувственной форме. Искусство обращено поэтому не к утилитарному использо- ванию и не к рациональному изучению, а к переживанию. Художе- ственный образ — это и средство, и форма освоения жизни искус- ством. В нем обязательно выражается эстетический смысл, то есть понимание красоты, идея прекрасного. В узком смысле под обра- зом понимается элемент или часть произведения, обладающие как бы самостоятельным существованием и значением (в литературе — образ персонажа, в живописи — изображение предмета). Именно ху- дожественный образ раскрывает специфику, самобытность искусства.
    Исключительно важную роль в искусстве играет художественное
    творчество. Ему присущи такие черты, как творческая свобода и самовыражение личности. Художник (писатель, композитор, актер) обладает особым, художественным, даром и художественной интуи- цией, зоркостью. Для него характерны художественное мышление, способность обобщения в образе, выявление и представление типи- ческого в художественно-эмоциональной форме. Творчество пред- полагает и художественное владение языком, семиотическими сред- ствами, способами кодировки.
    Искусство выполняет различные социально значимые функции:
    (1) расширение опыта личности ее самореализация, самовыраже- ние, если личность так или иначе связана с искусством;
    (2) отражение и воспроизведение жизни. Относительно этой функции искусства шли и идут дискуссии, сталкиваются противоположные точки зрения. Одна сторона утверждает,
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    16. Социология духовной жизни
    419
    что жизнь выше искусства, богаче, ярче его; искусство при всей его красоте и изощренности есть подражание жизни
    (мимесис, по словам Аристотеля; этой позиции придержи- вался Н. Чернышевский). Другая сторона считает, что искус- ство выше жизни (О. Уайльд). Оно основано на воображе- нии и создании таких миров, которых в жизни нет. Призна- вая правомерность первой точки зрения, отметим, что вторая позиция обращает внимание на новаторскую роль искусства, на особое видение мира, основанное на интуи- ции, которое и обусловливает домысливание или воображе- ние реальности;
    (3) познавательную — искусство дает знания о мире в форме ху- дожественных образов, и эти знания обладают силой эмо- ционального воздействия. Не случайно в процессе обучения педагоги так часто прибегают к использованию художест- венных приемов;
    (4) воспитательную — также связана с его обращением к пере- живанию, к силе примера, к размышлению человека о своих поступках и жизни. Произведение искусства выражает опре- деленную идею, понимание мира, оно оказывает воспиты- вающее воздействием и своим содержанием, и формой (еще древние греки говорили об очищающей, возвышающей силе искусства; особую воспитательную роль играет, конечно, ху- дожественная литература);
    (5) творческую — связана с порождением нового — новых идей, форм деятельности, художественных средств. Известно, что в
    Германии и России развитию философии предшествовало развитие литературы. Именно в литературе появились новые идеи, относящиеся к пониманию мира, человека, познания, сущности искусства;
    (6) изменения действительности — демонстрирует социальную направленность искусства. Искусство, особенно литература, может выражать критическое отношение к действительно- сти, создавать образы «новых людей» и идеалов, способствуя тем самым изменению общества. Об этой функции искусст- ва, как известно, говорили представители русской литерату- ры и литературной критики XIX—XX вв. (Можно вспомнить известную фразу Н. Некрасова — «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» или А. Пушкина —
    «Глаголом жечь сердца людей!»);
    (7) эстетическую — связана с удовлетворением потребности че- ловека в красоте (вспомним платоновское понимание сущ- ности любви, которая выражается именно в стремлении к
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    420
    прекрасному, то есть Платон понимал любовь как эстетиче- ское чувство);
    (8) эмоциональную (эмотивную)— искусство дает человеку специ- фические переживания, и это одна из причин интереса людей к произведениям искусства различных видов и жанров;
    (9) идеологическую — при создании художественных образов вы- ражаются интересы социальных групп, классов, народов, го- сударств. Не случайно почти в каждую эпоху существовали реестры (индекса) запрещенных книг, произведений искус- ства, поскольку они затрагивали те или иные социальные интересы. Даже на примере современной России мы видим своеобразный «идеологический сдвиг», например, в произве- дениях массового киноискусства. Больше стало фильмов на патриотическую и гражданскую тематику и соответствующих ей дискурсов;
    (10) рекреативную — искусство помогает человеку отдохнуть, восстановить силы.
    Религия
    Одна из древнейших форм духовной жизни — религия. Возникла религия в эпоху верхнего палеолита, около 40—50 тыс. лет назад, на относительно высокой ступени развития первобытного общества, в период становления родового общества. Существует два основных подхода, объясняющих происхождение и значение самого слова
    «религия». Первый подход производит это слово от латинского
    «religare» — связывать; речь идет о связи человека и божественного абсолюта, земного, природно-социального, мира и мира трансцен- дентного. Второй подход производит слово «религия» от латинского же корня «religio» — благочестие, святость, святыня, набожность; речь идет о признании «священного», на которое ориентируется че- ловек в своей жизни. Современное понимание религии учитывает оба подхода.
    Религии предшествовала такая форма мировоззрения, как мифо-
    логия. Для мифологии характерны такие черты, как образность, символизм, антропоморфизм и зооморфизм, космизм, синкретизм, большая роль воображения, нарушение правил логики. По сравне- нию с мифологией религия является более сложной формой духов- ной жизни, человек не просто «видит» мир определенным образом и ориентируется в нем, а уже задается вопросом «почему?». Почему существует некоторый социальный порядок и его надо соблюдать и поддерживать? Почему надо трудиться? Почему происходят раз- личные явления природы? и т.д. Стремясь ответить на эти и другие
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    16. Социология духовной жизни
    421
    вопросы, люди приходят к мысли о существовании неких особых сил, которых в нашем мире нет, мы не можем их наблюдать непо- средственно, они сверхъестественны (сверхприродны). Тем не менее именно такие силы определяют жизнь людей и природы, от них все зависит, и нарушить их волю, помешать их действию нельзя.
    В общем, религию можно определить как такую форму духовной жизни, которая основана на вере в сверхъестественное (духов, богов, единого Бога) и предполагает определенный образ жизни. Особо нужно подчеркнуть, что религиозного, верующего человека отличает именно образ жизни, строго соответствующий содержанию веры.
    Причины (корни) возникновения религии принято делить на т р и группы — гносеологические, социальные и психологические.
    Гносеологические причины связаны с познанием. Они заключены в способности человека к абстрактному мышлению (и появление религии связано с формированием данной способности) и возмож- ности отвлечения, отрыва мысли от действительности. К гносеоло- гическим корням религии относится и способность человека к са- мосознанию. Религия возникает, когда человек осознает, что у него есть душа, внутренний духовный мир, принципиально отличаю- щийся от его телесной организации.
    Очень часто к гносеологическим корням религии относят отсут- ствие знаний и в силу этого неспособность человека объяснить раз- нообразные явления природы. Это утверждение верно отчасти. Ре- лигия возникает, когда некоторые знания уже есть и появляются дальнейшие вопросы о природе, человеке, отношениях между людьми. Но имеющихся знаний недостаточно, чтобы «правильно» на эти вопросы ответить, определить и раскрыть действующие в природе и обществе силы и причины, данным силам и причинам придается сверхъестественный характер, приписывается сверхъесте- ственное происхождение. В определенной степени людьми осозна- ется недостаточность имеющихся знаний для объяснения природ- ных и социальных процессов, и они обращаются к объяснениям религиозного порядка.
    Зависимость от природных сил, страх перед ними, стремление повлиять на них способствовали возникновению религии. Однако нужно иметь в виду и другую сторону: люди стремились адаптиро- ваться к природным явлениям и циклам, состояние природы как бы требовало определенного образа жизни, настроя.
    Гносеологические причины религии непосредственно связаны с ее социальными причинами. Сама способность к абстрактному мыш- лению появляется лишь под воздействием усложнившейся трудовой деятельности и развивающихся социальных связей. Социальными
    1   ...   49   50   51   52   53   54   55   56   ...   60


    написать администратору сайта