Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
Скачать 2.71 Mb.
|
2. Культура включает в себя мир искусственно созданных людьми явлений, отсутствующих как таковые в природе, — они называются артефактами (искусственными явлениями). 1 Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 95. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 15. Социология культуры 383 Природа культуры определяется как знаково-символическая. Это означает, что образцы человеческих отношений — способы воспри- ятия, мышления, поведения, деятельности — выражены в символи- ческой форме. Известным всем символом является слово, на кото- рое люди реагируют при взаимодействии. Другие примеры: соци- альный институт приветствия предполагает наличие символов в виде жестов (пожатие рук, наклон головы), слов («здравствуйте» и т.п.), выражающих характер отношений между людьми. Руководи- тель социальной организации воспринимается ее членами не только как индивидуальность, но и как символ, реагируя на который люди определенным образом действуют и ведут себя. Культурное явление может быть рассмотрено как текст, то есть как структурированная совокупность знаков, символов. Учение о символах представлено в работах А. Щютца, К.Г. Юнга, А. Лосева, Ю. Лотмана. 3. Характерная черта культуры — коммуникативность. Как фор- ма общения между людьми культура возможна лишь в той группе, в которой люди так или иначе общаются и предмет общения им по- нятен. Например, «мертвые языки» (древнеегипетский, древнеев- рейский, древнегреческий и др.) имеют культурное значение лишь для специалистов, поскольку не могут быть включены в общение между современными людьми. Вещь становится культурным фено- меном, будучи включенной в коммуникацию; выпадая из коммуни- кации, вещь теряет статус культурности, превращаясь в материаль- ный объект. К примеру, нож или книга, забытые в лесу, становятся такими объектами (пока их не обнаружит какой-нибудь человек, знающий культурный смысл данных вещей). 4. Культура составляет содержательное наполнение совместной жизни людей. Ей присуща целостность, так как материальная, ду- ховная, поведенческая стороны представлены в ней в единстве и проявляются в образе жизни общества, группы, личности. 5. Выяснение сущности культуры предполагает сопоставление таких понятий, как «культура» и «цивилизация». Однозначного оп- ределения понятия «цивилизация» нет, поэтому осуществить такое сопоставление совсем не просто. Принято рассматривать цивилиза- цию как нечто противоположное культуре, как «смерть культуры» (Н. Бердяев), ее закат. Пессимистическую позицию по отношению к цивилизации разделяли также Н. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин. Культура — это творческий порыв, свобода, рождение идей, символичность, личностное начало; цивилизация — материально- вещественное воплощение идей, застывшие формы общественной жиз- ни — так рассуждают сторонники этой точки зрения. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 384 Слово «цивилизация» происходит от римского «civis» — так римляне называли гражданина, жителя полиса, крепости, имевшего свои гражданские обязанности и соблюдающего нормы вежливости. Жившие за пределами крепости считались варварами. Потом к ха- рактеристикам цивилизованности добавилось знание искусства, наук, философии. В современном понятии цивилизации фиксируются реальное поведение (воспитанный человек, гражданин), а также ступень и степень организации общества. Под культурой понимается, прежде всего, творческая деятель- ность людей, в процессе которой производятся, сохраняются и рас- пространяются материальные и духовные ценности. Культура пред- полагает кристаллизацию человеческих усилий в виде ценностей, которые, удовлетворяя определенные исторически детерминиро- ванные материальные и духовные потребности, превращаются в факты цивилизации. Цивилизация — это то содержание культуры, которое интегрировано в социальную практику, стало составляющей образа жизни во всех его проявлениях — труде, мышлении, поведе- нии, общении, повседневной жизни. Особенности цивилизации зависят от того, насколько развиты в обществе социальные институты и организации, способные транс- формировать факты культуры в факты цивилизации. Генератором же социально-экономических преобразований выступает культура, формируя технологии социального взаимодействия, создание и пе- редачи символов; она определяет возможности людей в освоении мира на данном этапе развития. Культура придает смысловую на- правленность социальным процессам; система ценностей, состав- ляющая ядро культуры, интегрирует людей в социокультурную це- лостность, структурирует и упорядочивает их жизнедеятельность. Культура, таким образом, предстает как социогенетический код цивилизации. К всеобщим факторам западноевропейской культуры, опреде- лившим особенности техногенной цивилизации, можно отнести: (1) высокую значимость личной свободы, понимание человека как существа, активно преобразующего и самого себя, и ок- ружающий мир; (2) отношение к природе как к полю для приложения сил чело- века и общества; (3) приоритет новаций и изменений над традициями; (4) высокая оценка результативности и эффективности деятель- ности. 6. Культура обладает определенной структурой, то есть элементы культурной системы (нормы, образцы, статусы, институты, органи- Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 15. Социология культуры 385 зации, группы), находясь во взаимодействии друг с другом, образуют устойчивые связи. Благодаря им обеспечивается стабильность культу- ры и общества, их воспроизводство, трансляция культурного опыта. Структура культуры Существуют разные основания вычленения элементов культуры. Наиболее распространены следующие т р и подхода. 1. По соотношению универсальных и специфических характеристик выделяются две области: обыденная и специализированная культура. В специализированной культуре можно выделить три функцио- нальных блока: (1) культурные аспекты социальной организации (хозяйствен- ная, политическая, правовая культура); (2) социально значимое знание (религиозное, художественное, философское, научная культура); (3) каналы трансляции социально значимого опыта (образова- ние, просвещение, массовая культура). В обыденной культуре существуют аналоги специализированной деятельности: организационному блоку соответствуют домашнее хо- зяйство, межличностные отношения, мораль и нравственность; по- знавательному блоку — суеверия, обыденная эстетика, «народная мудрость», практическое знание; трансляционному блоку — передача культурного опыта посредством игры, слухов, бесед, советов и т.п. 1 2. С точки зрения характеристики уровня и особенностей разви- тия культуры можно выделить следующие ее структурные элементы. Готовые продукты материальной и духовной деятельности лю- дей (орудия труда, предметы быта, произведения изобразительного искусства, музыки и т.п.). Умения владеть продуктами материальной и духовной деятель- ности, способность использовать и потреблять их должным обра- зом, практически пользоваться ими. Так, ручка для не умеющего писать человека не более чем палочка; для неграмотного человека книга — не более чем бумага; для человека, не имеющего навыков восприятия произведений живописи, картина — совокупность изо- бражений и цветовых пятен. Чтобы владеть культурными достиже- ниями, человек сам должен находиться на уровне этих достижений. Умения пользоваться культурными достижениями, владеть ими, иметь потребность в них являются результатом просветительской, образовательной, воспитательной деятельности общества и самого человека. 1 См.: Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2001. С. 50. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 386 Навыки, способы, приемы создания новых материальных и ду- ховных ценностей, творческая деятельность, направленная на рост культурных достижений. При отсутствии соответствующих навыков общество становится потребительским — оно использует достиже- ния культуры, ничего не создавая взамен, или пользуется достиже- ниями других культур. В таком случае возникает угроза деградации культуры и зависимости общества от иных культур, обществ. Тип личности, отражающий данную ступень культурного разви- тия общества. В этом смысле мы говорим: человек эпохи Возрож- дения, современный человек, имея в виду типичные для культуры соответствующей эпохи черты, воплотившиеся в личности. Так, личность современного россиянина в общем характеризуется неоп- ределенностью ценностно-смысловых ориентаций, неопределенностью самоидентификации, преобладанием материальных интересов. Язык — один из важнейших элементов культуры, ее «душа», так как в языке выражены основные черты культуры того или иного народа, социума, личности. Благодаря языку культура сохраняется, транслируется, артикулирует (выражает) свои смыслы. Язык влияет на мышление, поведение, деятельность человека, группы, включая их в культурный контекст, обеспечивая понимание мира. Языки классифицируются как естественные (русский, англий- ский и т.п.), искусственные (научный, математические и логические символы, язык условных сигналов — дорожные знаки, азбука Морзе), вторичные языки — коммуникационные структуры, над- страивающиеся над естественным языком. Это языки мифа, рели- гии, искусства. Язык характеризует особенности культуры его носителя. Из- вестный лингвист А. Вежбицкая, исследуя русский язык, обращает внимание на специфику русской культуры: (1) на три уникальных понятия русской культуры — душа, судьба, тоска, которые посто- янно возникают в повседневном речевом обращении и к которым неоднократно возвращается русская литература; (2) смысловая на- правленность культуры раскрывается в следующих признаках рус- ского языка: (а) эмоциональность — акцент на чувствах и их сво- бодном изъявлении, богатство языковых средств для выражения эмоций и эмоциональных оттенков (например, активные эмоцио- нальные глаголы — радоваться, тосковать, грустить, гордиться); (б) иррациональность — подчеркивание ограниченности логического мышления, человеческого знания и понимания, непостижимости и непредсказуемости жизни; (в) неагентивность — ощущение, что лю- дям неподвластна их собственная жизнь, склонность к пассивности, фатализму; недостаточная выделенность индивида как лица, стре- мящегося к своей цели и пытающегося ее достичь; (г) любовь к Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 15. Социология культуры 387 морали — абсолютизация моральных измерений человеческой жиз- ни, акцент на борьбе добра и зла, любовь к крайним категоричным моральным суждениям 1 3. С точки зрения способов и уровней бытия культуры можно вы- делить следующие ее элементы: (1) познавательный, знаково-символический элемент — это знание, сформулированное в определенных понятиях и представлени- ях и зафиксированное в языке. В понятиях представлены осо- бенности освоения людьми мира, отношения к нему, друг к другу. Это понятия об объектах, материальных процессах, по- литические, правовые, религиозные и прочие понятия, со- ставляющие мыслительно-идейное содержание культуры; (2) познавательно-ценностную систему, включающую в себя зна- ния и убеждения, верования, ценности, ценностные уста- новки, цели, идеалы, мотивы, нормы; (3) образцы поведения: (а) обряды — совокупность символических стереотипных кол- лективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вы- зывающих коллективные чувства; (б) обычаи — воспринятые из прошлого формы социальной ре- гуляции деятельности и отношений людей, которые воспро- изводятся в определенном обществе или социальной группе и являются причиной для его членов. Это неписаные прави- ла поведения, они влияют на формирование нравов или способов поведения в типичных жизненных ситуациях; (в) традиции — элементы социального и культурного насле- дия, передающиеся из поколения в поколение и сохра- няющиеся в определенном сообществе в течение длитель- ного времени; они являются необходимым условием жиз- недеятельности социальных систем. 15.2. Закономерности развития, типология и функции культуры Развитие культуры характеризуется определенными закономерностями. 1. Существует взаимосвязь культуры и системы воспроизводства материальной жизни. Материальные условия общественной жизни в конечном счете определяют содержание культуры. Данная закономер- ность наблюдаема в окружающей нас действительности: изменения 1 Вежбицкая А. Язык, культура, познание. М., 1997. С. 33—34. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 388 в способе производства, переход к рыночной экономике сопровож- даются изменениями в ценностной ориентации и в функциониро- вании различных сфер культуры. Например, девальвирован прин- цип самоценности духовной жизни; происходит вестернизация культуры. В мотивациях получения высшего образования у россий- ских студентов преобладает стремление к приобретению профессии с целью добиться успеха в жизни. Социологические исследования показывают, что труд переместился на периферию ценностного сознания — молодежь не включает его в перечень наиболее значи- мых ценностей. А при обсуждении в фокус-группах вопросов о ро- ли и значении труда, его характере и содержании, удовлетворенно- сти им, доминирующими оказались ценности-средства, явно указы- вающие на значимость сугубо материальных соображений при оценке труда 1 Известны исследования по социологии культуры М. Вебера. Изучая причины падения античной культуры, он пришел к выводу, что ими явились особенности социально-экономического строя ан- тичного общества. Античная культура была городской, экономиче- ской основой античного города служил обмен продуктов городского производства на сельские продукты, что обеспечивало самодоста- точность города. Увеличение имущественного неравенства привело к появлению рабовладения. Рабовладелец был экономическим но- сителем античной культуры, а организация рабского труда — необ- ходимой основой римского общества. С исчезновением экономиче- ской основы римских городов, рабства, обмена, постоянного вой- ска исчез и сам город, а с ним — античная культура, которая сменилась культурой деревенской 2 В исследовании религий М. Вебер выявляет их социальных но- сителей и дает их социально-классовую характеристику. Он опреде- ляет буддизм как религию странствующих монахов, настроенных со- зерцательно и не приемлющих мир (один из видов религии интел- лигенции). Иудейство является религией городского народа, в Средние века оно было переработано «представителями рационали- стической мелкобуржуазной интеллигенции пролетарского типа». Индуизм — религия касты литературно образованных жрецов; кон- фуцианство представляет собой этическую систему слоя литератур- но образованных, рационалистически настроенных чиновников; ислам является первоначально «религией воинов, завоевателей мира, религией рыцарского ордена, дисциплинированных борцов за веру». 1 Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социс. 2008. № 2. С. 85. 2 Вебер М. Избранное: образ общества. М., 1994. С. 447—466. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 15. Социология культуры 389 Христианство, возникшее как учение странствующих ремесленников, так и остается преимущественно городской буржуазной религией; его главная опора — западноевропейский город во всем его своеобразии. Таким образом, культура взаимосвязана с другими сферами жизнедеятельности людей. 2. Культура влияет на социально-экономические процессы; соци- ально-экономическое состояние общества определяется типом и особенностями культуры. В знаменитой работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» показано, как протестантские ценности повлияли на становление капитализма в Западной Европе. Именно благодаря им капитализм, по мнению Вебера, стал типично европейским фено- меном. Капитализму в эпоху его возникновения нужны были опре- деленные психология и идеология, и он создал их из материала ре- лигиозных верований, уже существовавших до капитализма. Раз- вившиеся религиозные учения Реформации создали субъективные предпосылки капитализма. Протестантизм — религия активного мирского аскетизма, который способствовал накоплению богатства и образованию капитала, становлению «своеобразных типов хозяй- ствующих субъектов». Одно из центральных понятий протестантиз- ма — Beruf, то есть дело, профессия; долг человека перед Богом — быть дельным работником, относиться к своему профессионально- му труду как призванию, что означало для предпринимателя — на- жива денег ради денег (капитала), а для работника — труд ради са- мого процесса труда, трудового образа жизни. Усилено, следова- тельно, нравственное содержание труда. Протестантское учение о предопределении подчеркивало выс- шее предназначение социальной деятельности как выражающей стремление человека к совершенству. Разделение труда установлено свыше, провидение определило, к какой работе ты призван в этот мир. Работа зажала в железные тиски аскетического долга личное потребление. …Работа как самоцель развязала руки безграничному производству ради производства. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным обожествлением рукотворного; все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось религиоз- ной премией — сознанием избранности, объявлялось богоугодным делом и священной обязанностью верующего 1 Приобретение личного богатства оправдывалось сверхличными целями — устроением социального мира и служением Богу, рассмат- 1 Вебер М. Избранное: образ общества. С. 599. |