Главная страница
Навигация по странице:

  • Copyright « «» «A K-C»

  • Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
    Дата12.12.2022
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла31005_90ef4ddf6543863ac9d2ef238bf781af.pdf
    ТипУчебник
    #841202
    страница50 из 60
    1   ...   46   47   48   49   50   51   52   53   ...   60
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    390
    ривалось как плата за вечное блаженство в потустороннем мире. Но в дальнейшем религиозные корни утилитаризма стали постепенно отмирать, а безличный, абстрактный характер приобретательской деятельности все более становился одним из принципов капитали- стического производства. Капитализму нужны были рабочие, ко- торые позволили бы себя экономически эксплуатировать во имя совести; когда он «стал властелином», то мог заставить их быть
    готовыми к труду и без посторонних премий
    1
    Таким образом, Вебер показал влияние религии на жизненное поведение, а через него — на хозяйственную этику и, далее, на раз- витие экономики. Но он обращал внимание, что сама экономика определяет характер того влияния, которое оказывает религия.
    Иначе говоря, отношение культуры и экономики являются очень сложными и взаимно опосредованными.
    Можно добавить, что развитие западного капитализма нераз- рывно связано с такой формой культуры, как наука; Западом было освоено технологическое применение фундаментальных наук, кото- рое распространилось по всему миру. Но отнюдь не везде появился капитализм западного типа, так как особенности культуры коррек- тировали способ функционирования капитала. В качества примера приведем опыт развития Юго-Восточной Азии, где появились но- вые индустриальные страны. Они продемонстрировали новые воз- можности развития капитализма без разрушения собственной куль- туры, без смены культурной идентичности. Произошло, казалось бы, нечто парадоксальное: старые ценности явились источником социальных институтов индустриального и постиндустриального общества.
    Речь идет о том, что процессы модернизации экономики в этих странах задействовали такие черты традиционной культуры, как коллективистский характер общества и морали, невыделенность индивидуальности, авторитарность власти и ценностей, подчинение инструментальных ценностей мировоззренческим, жесткий миро- воззренческий контроль, терпеливость, фатализм, готовность к тру- довой аскезе.
    При переходе к постиндустриальному обществу будет возрастать роль культуры, духовной и интеллектуальной эволюции индивидов.
    Так, развитые страны импортируют квалифицированные кадры, по всему свету идет «охота за мозгами». В ХХI в. в мире обострилась
    борьба за интеллектуальный капитал, и она переместилась в наиболее значимые сферы образования и науки. Решение задач по преодоле- нию последствий кризиса в России во многом зависит от культурной
    1
    Вебер М. Избранное: образ общества. С. 624.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    15. Социология культуры
    391
    среды. Так, «нормальное» функционирование рынка предполагает сформированный экономический интерес, нравственную мотивацию труда, инициативность и дисциплинированность, демократию как стиль жизни, ответственность и др.
    3. Для культуры характерна неравномерность, а отсюда и проти-
    воречивость развития. Данные закономерности выражаются разно- образно.
    (1) Существует разница в доступе к культурным ценностям раз- личных слоев и групп населения, особенно если он зависит от уровня материального обеспечения людей (сопоставьте возможности городского и сельского жителя, элитарное и массовое образование, обратите внимание на цены периоди- ческих изданий, книг и др.).
    (2) Этапы развития культуры не соответствуют этапам развития иных сфер общественной жизни или общества в целом. Ши- роко известно, что «золотой век» русской культуры ХIХ в. приходился на то время, когда сохранялись отсталые формы экономики, в частности крепостничество.
    (3) Существует неравномерность в развитии форм и видов куль- туры. На уровне личности могут не совпадать уровень обра- зования и уровень воспитания, профессиональная культура и культура коммуникативная. П. Сорокин пишет о неравно- мерности в развитии искусства, по его мнению, каждая культура проходит цикл в три стадии — архитектура, скульп- тура, живопись. А музыка вообще отстает от социальной эволюции — Баха, Генделя нужно «поместить» на столетие назад, чтобы найти то общественное сознание, которое соот- ветствовало их художественному сознанию, Моцарт и Бет-
    ховен выражают ту «трогательную философию жизни, кото- рая существовала гораздо раньше»
    1
    4. Существует внутреннее взаимодействие структурных элемен-
    тов культуры. Каждый из элементов испытывает на себе воздейст- вие других, в результате чего происходят изменения в культуре, формируется определенный тип культуры. Так, есть тесная взаимо- связь между наукой и организацией системы образования, между языком и литературой, между способами хранения культурной информации (устная традиция, письменность, книгопечатание, компьютеры) и ее распространением, между философией и естест- вознанием.
    5. Существует преемственность в развитии культуры. Она может быть вертикальной, или временной, когда на данном этапе своего
    1
    Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. С. 102—103.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    392
    развития культура опирается на предшествующие достижения, вби- рает из прошлого то, что способно к дальнейшему развитию, осу- ществляя тем самым связь прошлого, настоящего и будущего. Вер- тикальная преемственность нередко искажается. Одно искажение проявляется в негативном отношении к наследию прошлой культу- ры, что нередко бывает в переломные, революционные периоды общественного развития. Другое искажение проявляется в стремле- нии сохранить, воспроизвести прошлую культуру, хотя в общест- венной жизни нет для этого оснований и условий.
    Горизонтальная, или пространственная, преемственность означа- ет взаимодействие, взаимодополнение, взаимообогащение одновре- менно существующих культур (российской и западной, российской и китайской, например). Данная преемственность также нередко иска- жается. Формами искажения являются релятивизм (некритическое отношение к иной культуре, преклонение перед ней) и этноцен- тризм, «культурный нарциссизм» (самолюбование собственной куль- турой, враждебность чужим культурам, противопоставление им, что может быть использовано как средство национального единения в самых различных целях).
    6. Особая роль в развитии культуры принадлежит творчеству, а в процессе культурного творчества — личности. Каждый этап раз- вития культуры, как правило, характеризуется деятельностью вы- дающихся личностей. С другой стороны, надо иметь в виду, что культура живет, будучи усвоенной «обычными», не выдающимися личностями, и благодаря им сохраняется.
    7. В процессе развития культуры взаимодействуют ее общечело-
    веческое, национальное и социально-классовое содержание. Культурные универсалии преломляются через своеобразие бытия социального слоя, класса, нации и выражаются специфически.
    15.3. Типологии культуры
    В социологии существуют несколько подходов к типологии культуры
    в целях ее теоретического и эмпирического исследования. Назовем наиболее распространенные из них:
    (1) по типу общества, определяемому формацией или цивилиза- цией, — античная культура, средневековая культура, культу- ра буржуазного общества, современная культура и т.п.;
    (2) по носителю — личностная, групповая, социально-классовая, национальная, культура общества;
    (3) по видам — материальная и духовная культура, противопос- тавление которых относительно, поскольку материальная и
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    15. Социология культуры
    393
    духовная стороны жизнедеятельности людей взаимосвязаны и взаимообусловлены;
    (4) по характеру — религиозная и светская;
    (5) по функциональной роли — общая (обыденная) и специализи- рованная (профессиональная);
    (6) по преобладанию способа социализации и отношения человека к
    другому человеку — культура вины и культура стыда. В куль-
    туре вины преобладают механизмы социализации, связанные с актуализацией самосознания, самоконтроля. Важнейшим понятием культуры является индивидуальная свобода: не- редко для человека внутренняя самооценка важнее мнения окружающих людей. Чтобы свобода не обернулась произво- лом, в культуру введены понятия греха, вины, которые регу- лируют поведение человека, удерживая его в культурных рамках благодаря личным усилиям. В культуре стыда преоб- ладают не внутренние, а внешние регуляторы поведения.
    Для человека важнее не самооценка, а оценка со стороны окружающих. Свое поведение человек сопоставляет с приня- тыми ценностями, нормами и, в случае несоответствия им, испытывает чувство стыда и изменяет образ жизни, мысли;
    (7) по специфике социокультурной динамики и трансляции куль-
    турных образцов различают первобытную, традиционную, классическую и неклассическую культуры.
    (8) по происхождению и объекту воздействия различают народ- ную, массовую и элитарную культуру;
    (9) по роли и месту в общественной жизни различают культуру доминирующую, субкультуру, контркультуру и антикультуру.
    Народная, массовая и элитарная культура
    Народная культура возникает в значительной степени стихийно, она непосредственно вплетена в жизнедеятельность людей, связана с традициями, обычаями и социальными привычками.
    Массовая культура — продукт индустриальной цивилизации, для которой характерны урбанизация, распространение всеобщего обра- зования, возрастание роли средств массовой информации и комму- никации. Так, процесс урбанизации, переселивший значительные массы крестьян и мелкой буржуазии в города, привел к тому, что люди, оторвавшись от природы, питавшей народную культуру, и от своей социальной среды, испытывали трудности, приобщаясь к го- родской культуре. Она требовала не только элементарных навыков чтения и письма, но и гораздо большей образованности для работы в современных отраслях производства и участия в политическом
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    394
    процессе. Появление досуга и некоторых материальных возможно- стей требовали их адекватной организации и использования. Новая городская масса нуждалась в доступных ей формах культуры. Фор- мы трансляции культурного опыта принципиально изменились — на смену передачи знаний и опыта от учителя к ученику приходит трансляция институционализированная (через газеты, радио, теле- видение и т.п.), содержание культурной информации унифицирует- ся, упрощается, так как ее нужно перевести со специализированно- го языка, понятного немногим, на язык обыденного понимания.
    Развитие средств массовой коммуникации позволило создать целую индустрию массовой культуры. Можно выделить такие сферы проявления массовой культуры: формирование с детства в семье, в бытовом общении и т.д. стандартизированных норм и образцов личностной культуры, закладывающее основы базовых ценностных установок, поощряемых в данном обществе; массовая общеобразо- вательная школа, приобщающая учащихся к основам научных зна- ний в соответствии с типовыми программами. Очень велика роль средств массовой информации, поскольку они формируют общест- венное мнение и нередко манипулируют им.
    Массовая культура проявляется в системе национальной или го- сударственной идеологии, выражающей интересы правящих элит, в социальной мифологии (создающей образы «героя», «врага», «спра- ведливости» и др. и направляющей чувства, мысли, действия людей в «нужное русло»).
    К массовой культуре относится индустрия рекламы, моды, формирующая стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, управляющая спросом рядового потребителя и способствующая развитию потребительской психологии. К массо- вой культуре можно также отнести индустрию физического имиджа
    (массовое физкультурное движение, аэробика, культуризм, косме- тология и др.), индустрию досуга (массовая художественная культу- ра — приключенческая, детективная и другая литература, кино, поп-музыка, шоу-бизнес, туризм).
    В настоящее время в сферу массовой культуры вовлечен
    Интернет, ставший глобальным средством распространения про- дуктов культуры. Появление электронных средств меняет многие традиционные представления о способах трансляции социокультур- ного опыта, формах взаимодействия людей.
    Негативные черты массовой культуры, рассчитанной на массо- вого потребителя, — это стандартизованность, невысокий, а то и просто низкий эстетический, идейный, интеллектуальный уровень, усредненность, иллюзия активности, манипулятивный характер. Но массовая культура — объективное явление современного общества,
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    15. Социология культуры
    395
    в нее так или иначе вовлечены все слои населения, поэтому «отме- нить» ее не представляется возможным. Речь может идти об «одухо- творении» массовой культуры, усилении и расширении в ней цен- ностного содержания, препятствующего деградации культурных стандартов.
    Что касается элитарной культуры, то первоначально она была противоположна культуре народной и распространена в городах среди лиц соответствующего образования и воспитания. С ХХ в. элитарная культура была противоположна массовой и формирова- лась, в немалой степени, как реакция на безыдейность, коммерциа- лизацию, утилитарность массовой культуры. К элитарной культуре относятся формы так называемого «эстетствующего» образа жизни, модернистские и постмодернистские течения в литературе, искусст- ве, музыке, философии, образовании. Сохраняя личностное начало, презирая серость и посредственность, элитарная культура вместе с тем остается чуждой и непонятной обычному, простому человеку.
    Ее наличие свидетельствует о поляризации современной культуры, о столкновении в ней тенденций демократизма и аристократизма.
    Культура доминирующая, субкультура,
    контркультура и антикультура
    Под доминирующей культурой понимают ту, которая на данном эта- пе развития общества является преобладающей, господствующей, задающей и предписывающей образцы, стандарты образа жизнедея- тельности. Например, в Средние века доминирующая культура бы- ла связана с религией, с церковью. В нашей стране 20—25 лет назад можно было говорить о наличии доминирующей культуры, связан- ной с коммунистической идеологией.
    Культуры различных социальных групп (возрастных, профессио- нальных, территориальных, поселенческих и др.) называются суб-
    культурами, или частичными культурами. Они выражают специфи- ку положения, интересов, потребностей групп и поэтому видоизме- няют общепринятые нормы и ценности, отклоняются от них.
    Каждая субкультура имеет специфические правила и образцы пове- дения, стиль одежды, речь (жаргон), манеры, символы. Место и роль субкультуры в обществе зависят от ее численности, консоли- дированности, активности, характера ценностей, образа жизни, си- туации в обществе.
    Если говорить о молодежи, то на сегодняшний день она не представляет однородной социальной группы. Например, молодеж- ные субкультуры различаются музыкальными предпочтениями. Есть рапперы (они заметны по внешнему виду — широкие брюки, футбол-
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    396
    ки, сумки до колен, особая манера говорить; нравственный идеал — сильная личность, самоутверждение). Для рокеров, панков характерны демократические предпочтения в одежде — «металл» (цепи, брасле- ты и т.п.), банданы, их ценностный идеал — справедливость. Есть любители поп-музыки, они, «как все», следуют массовой моде, их социальные и нравственные идеалы не выражены.
    Актуальной становится тема компьютерной субкультуры, которая рождает особый стиль общения, обедняет языковую культуру чело- века, приучая его мыслить в простейших логических структурах, операциях (по типу «да-нет»).
    Значительный интерес представляет изучение криминальной суб-
    культуры, символы, речь, песни, образ жизни которой широко рас- пространены, к сожалению, в современной России и влияют на разнообразные стороны культуры (эстраду, кино, литературу, нрав- ственно-правовую сферу).
    Контркультура — это совокупность норм и ценностей социаль- ной группы, которые вступают в противоречие с нормами и ценно- стями доминирующей культуры. К контркультуре относятся тип протестного мироощущения, альтернативный стиль жизни, анти- традиционные формы художественного творчества. Особенностью контркультуры является то, что она, проявляя себя разрушительно, действуя против доминирующей культуры, стремится занять ее ме- сто. Можно сказать, что эта борьба старой и новой культуры.
    Вспомним из истории, что христианская культура начиналась как контркультура, а затем стала господствующей в Европе. Культурное движение эпохи Возрождения воспринималось как контркультура, затем это движение стало доминирующей культурой. В наше время идет процесс разрушения «старых» культурных норм, ценностей, но определить однозначно, какой именно тип культуры формируется, с каким набором ценностей, образцов, вряд ли сейчас возможно.
    А вот антикультура в отличие от контркультуры направлена на разрушение культуры как таковой, тех механизмов, который обес- печивают ее сохранение и функционирование. К антикультуре можно отнести некоторые формы рок-культуры, нетрадиционных религий, культов, а также криминальную субкультуру.
    15.4. Функции культуры
    Чтобы определить ту роль, которую выполняет культура по отно- шению к обществу, рассмотрим функции культуры. Культура — система взаимосвязанных элементов, где изменение одних влечет за собой изменение других. Культура, таким образом, выполняет свои функции, сохраняя качество целостности.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    15. Социология культуры
    397
    Основными функциями культуры являются следующие:
    (1) адаптивная — культура вырабатывает средства, способы, формы, образцы, ориентиры жизнедеятельности, поведения, общения, благодаря которым обеспечивается взаимодействие людей со средой существования, поддерживаются опреде- ленные структуры деятельности и общения;
    (2) гуманистическая, творческая — культура выступает как важ- нейшая характеристика человека, так как в ней осуществля- ется его развитие и проявление творческих сущностных сил;
    (3) функция социализации — благодаря культуре осуществляется
    «вписывание» индивида, группы в ту или иную социальную среду через усвоение культурных образцов, норм поведения, их интериоризацию;
    (4) функция трансляции социального опыта, информационная — культура выступает как социальная память человечества, обеспечивая связь прошлого, настоящего и будущего (через язык, понятия, традиции, институты культуры);
    (5) познавательная (гносеологическая) — заключается в накопле- нии знаний о мире и о человеке в разнообразных формах — науке, технике, искусстве, морали, религии, философии;
    (6) регулятивная (нормативная) — культура является средством контроля и самоконтроля за поведением, способами дея- тельности, взаимодействия индивидов, социальных групп
    (как правило, на основе писаных и неписаных законов);
    (7) ценностно-ориентационная — культура задает определенную систему ориентаций, определяет, что значимо, что — нет, что — должно, что — нежелательно; в результате человек или группа придают своим действиям определенный смысл и направленность;
    (8) коммуникативная — функция социального общения, обеспе- чивающая адекватность взаимопонимания;
    (9) семиотическая (знаковая) — культура вырабатывает знаковые системы, язык, обозначающие и выражающие разными спо- собами явления окружающего мира, отношения людей к ми- ру, к самим себе, друг к другу;
    (10) рекреативная, компенсаторская функция — мир культуры по- могает человеку восстановить свои силы, поскольку произве- дения культуры отвечают потребности человека в эмоцио- нально-эстетическом наслаждении;
    (11) образовательно-воспитательная. Образование связано с куль- турой многосторонне: оно выступает как инструмент при- своения культуры, как социальный механизм ее поддержания и воспроизведения, как показатель состояния культуры.
    1   ...   46   47   48   49   50   51   52   53   ...   60


    написать администратору сайта