Главная страница
Навигация по странице:

  • Copyright « «» «A K-C»

  • Нормативно-описательный подход

  • Антропологический подход Культура предстает как выражение сущности человека, как мера его собственно человеческого развития Copyright « «» «A K-C»

  • Семиотический (структуралистский) подход

  • Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
    Дата12.12.2022
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла31005_90ef4ddf6543863ac9d2ef238bf781af.pdf
    ТипУчебник
    #841202
    страница48 из 60
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   60
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    14. Социология науки
    375
    Контрольные вопросы
    1. Дайте общий анализ предмета социологии науки.
    2. Покажите связь науки и мифологии.
    3. Что такое первичная и вторичная традиция? Что у них общего и что отличает их принципиально?
    4. Покажите связь вторичной традиции и первоначальной формы научного знания.
    5. Перечислите основные императивы научной деятельности.
    6. Охарактеризуйте роль науки в традиционном и техногенном об- ществах.
    7. Какова роль государства в развитии науки?
    Литература
    1. Алексеева И.Ю. Что такое общество знаний? М.: Когито-Центр,
    2009.
    2. Батурин В.К. Философия науки как предмет исследования. Но- вая философия науки. Владивосток: ТГЭУ, 2006.
    3. Борисенко В.В. Наука и рыночные отношения в информацион- ном обществе: социально-философский анализ. М., 2008.
    4. Макарова М.Н. Труд в обществе знаний. Образование под вопро- сом. Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе. М.: ЛКИ, 2007.
    5. Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Социология человека. От класси- ческих к постнеклассическим подходам. М.: ЛКИ, 2008. (Сер.
    «Relata Refero»).
    6. Петров В.П. Социология СССР: Очерк становления и гибели
    Советского Союза. Сб. 1—2. М.: ЛКИ, 2005—2007.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    Глава
    15
    Социология культуры
    Вопросы, связанные с культурой, весьма актуальны в социологии.
    Во-первых, социология не может не учитывать, что современное человечество переживает глубокую культурную трансформацию, полную противоречий. Во-вторых, культура — это важнейшая ха- рактеристика общества, человека; культурные феномены всеобъем- лющи, напомним, что общество определяется как социокультурная система.
    Разнообразнейшие явления культуры изучаются многими отрас- лями знания — философией, культурологией, историей, искусство- ведением, языкознанием, политологией, наконец, социологией.
    Любой социальный процесс, социальное взаимодействие имеют культурное содержание. Цель социологии культуры — вскрыть это содержание, показать роль культуры в функционировании общества, выявить особенности и условия ее формирования и развития.
    Социология культуры — специальная отрасль социологического зна- ния, изучающая закономерности, принципы, механизмы функцио- нирования и развития культуры как атрибута социальной системы.
    Социология анализирует культуру во всем богатстве ее сторон и проявлений.
    15.1. Понятие культуры: основные подходы, сущность и структура
    Понятие «культура» объясняется по-разному. Одни мыслители, на- пример Ф. Шеллинг, Н. Бердяев, А. Тойнби, указывают на взаимо- связь культуры и религии, делая акцент на слове «культ» (от cultus — почитать, поклоняться). Таким образом, под культурой понимается, прежде всего, способность человека регулировать, направлять свою жизнедеятельность, ориентируясь на духовные ценности, «высшие предписания». Культура рассматривается как проявление, выражение особого, рационально непостижимого состояния «духа», свободы.
    Другие, и их большинство, полагают, что происхождение тер- мина «культура» восходит к латинскому «culture», слову, возникшему на основе корней «colo», «colere», означающих «взращивать, возде-
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    15. Социология культуры
    377
    лывать землю, заниматься земледелием». Первоначально в культуру включались те изменения в природных объектах, которые происхо- дили под воздействием человека, а не естественных причин. Впо- следствии под культурой стали понимать все созданное человеком,
    «вторую природу», преобразование не только естественных условий его существования, но и самого человека, его «ума и души». Так, в греческой традиции, в частности в философии Платона, мы встре- чаем понятие «пайдейя» (воспитанность, образованность), которое указывало на главное отличие эллина от «некультурного варвара».
    В эпоху Возрождения культурность означала личное совершенство, соответствие гуманистическому идеалу человека.
    Понятие «культура», близкое его современному содержанию, складывается в конце ХVII в. Так, немецкий ученый С. Пуффендорф рассматривает культуру как содеянное человеком без учета в нем са-
    мом и окружающей среде природного начала, как улучшение людьми
    самих себя и жизни. Культура — то, что возвышает человека, высту- пает как результат собственной деятельности, дополняющей его внутреннюю и внешнюю природу. Итальянский философ Дж. Вико подчеркивает целостность культуры и ее связь с деятельностью лю- дей. Как явление социальной жизни, составляющее предмет научно- го интереса, культура начинает исследоваться в эпоху Просвещения, во второй половине ХVIII в. (в трудах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердера,
    В. фон Гумбольдта, И. Канта и др., где обращается внимание, что культура — это прежде всего выражение разумности человека и способностей его ума). Философы ХIХ в. — Ф. Шлегель, Ф. Шеллинг,
    Г.В.Ф. Гегель, Ф. Ницше — закладывают теоретическую основу иссле- дования культуры. Проблемы культуры исследуются и обсуждаются в рамках понимающей социологии (М. Вебер, Г. Зиммель).
    В ХIХ и особенно в ХХ в. активно изучаются различные сторо- ны культуры, появляется огромное количество ее определений — от
    200 до 600, по разным оценкам; происходит становление культурной
    антропологии, предмет которой составляют многообразнейшие ас- пекты деятельности и поведения человека (Р. Бенедикт, Ф. Боас,
    К. Леви-Строс, К. Леви-Брюль, Б. Малиновский, М. Мид, Л. Морган,
    Э. Тайлор и др.). Культурная (социальная) антропология оказала очень большое влияние на развитие социологии, поскольку предос- тавляла ей богатый этнографический и исторический фактический материал, что способствовало не только успешности эмпирических социологических исследований и становлению их методологии, но и более глубокому научно-теоретическому осмыслению феномена культуры в его целостности — знаменитая Чикагская социологиче- ская школа (Р. Парк), школы структурно-функционильного анализа
    (Т. Парсонс), французские школы социологии и истории (П. Бурдьё,
    Ф. Бродель, Л. Февр и др.).
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    378
    Основные подходы к пониманию культуры
    Все подходы к пониманию культуры можно сгруппировать следующим образом.
    Аксиологический подход
    Культура в рамках этого подхода оп- ределяется как совокупность материальных и духовных ценностей.
    Культура характеризует уровень развития социума, представленный в результатах, продуктах материального и духовного производства, имеющих значение для данного социума.
    Аксиологический подход сводит содержание и смысл культуры к ценностям. Одни из его основоположников — представители нео- кантианства В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер. По их утвер- ждению, ценности образуют особый, трансцендентный, мир. В отли- чие от материальных вещей, которые существуют, ценности облада- ют специфическим способом бытия — они значат. Следовательно, под ценностями понимается то, что имеет для людей значение, что значимо для них. Единство значимости объединяет людей, обеспе- чивает их взаимодействие, коммуникацию. Общезначимость ценно- стей для исторически конкретного социума объясняет их объектив- ность. Абсолютные ценности (добро, красота, истина) через дея- тельность людей воплощаются, кристаллизируются в культурных благах — в нормах морали и нравственности, в отношениях людей, в произведениях искусства, в политической и правовой системах, в хозяйственной деятельности, в научном познании. Таким образом,
    жизнь общества — это совокупность культурных благ, то есть во- площение, реализация ценностей. Ценности выполняют конструи- рующую и регулирующую роль, являются априорными предпосыл- ками деятельности людей и их взаимопонимания.
    Неокантианство повлияло на социологию М. Вебера (вспомним его учение о роли ценностей протестантизма в становлении запад- ноевропейского капитализма, классификацию социальных действий и типов рациональности и власти по ценностным основаниям),
    Г. Зиммеля (его учение об априорных основаниях общественной жизни, к которым он отнес и ценности). Однако, взяв ценности за исходное начало своей теоретической системы как данность, неокан- тианцы не раскрыли их природы. Ценности же формируются в процес- се социального бытия, когда у людей, находящихся в сложных и раз- нообразных отношениях друг с другом, складывается определенное отношение к вещам, явлениям, то есть их смысл и значение.
    Близка к данному подходу русская школа «субъективной социоло-
    гии» (П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев), во многом определив-
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    15. Социология культуры
    379
    шая содержание учения П. Сорокина об обществе как социокуль- турной суперсистеме и социокультурной динамике.
    Безусловно, ценности — это ядро культуры, своего рода геном исторически конкретного общества, основа личности. Но аксиоло- гический подход не раскрывает самого процесса созидания, станов- ления культуры, в нем не представлен человек как культурное су- щество, как субъект культуры, творчества.
    Кроме того, этот подход определяет степень культурности того или иного социума, что предполагает наличие эталона, идеала, кото- рый может быть установлен произвольно. Например, европоцентризм означает «равнение» разнообразных культур на ценности европей- ской культуры, при этом не учитывается историчность, конкрет- ность, объективно обусловленное своеобразие каждой культуры.
    Нормативно-описательный подход
    Он характерен для ряда представителей социальной антропологии (Р. Бенедикт, Ф. Боас,
    Э. Тайлор и др.). Культура здесь понимается как совокупность норм,
    принятых в данном обществе, группе и регулирующих жизнедеятель-
    ность людей. В качестве норм выступают не только политико- правовые и нравственные регуляторы, но и правила, способы тру- довых операций, навыки повседневной жизнедеятельности, поведе- ния (например, нормы приветствия, написания слов, их произнесе- ния, нормы изготовления вещей и др.). Норма — общепризнанное правило, образец поведения или действия. С помощью социальных норм обеспечивается упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп, прежде всего, в повседневной жизни людей. Нормы могут быть универсальными и частными (отно- сящимися к определенной сфере деятельности или социальному статусу); формальными и неформальными; устными и письменными;
    явными и латентными. Они могут фиксировать общие принципы деятельности или конкретные образы действий, общезначимые или специфические правила, могут выступать как предписания или как запреты. В основе норм лежат ценности и идеалы, по отношению к которым нормы выполняют инструментальную функцию. Усвоение норм индивидами обеспечивается их интернализацией (в ходе со- циализации), институциализацией и социальным контролем. Следо- вание нормам может быть традиционным или рациональным.
    В рамках данного подхода культура исследуется эмпирически, фактически устанавливается и описывается некоторая сумма норм, в то время как сущностное содержание культуры, ее социально- исторические корни не выявляются.
    Антропологический подход
    Культура предстает как выражение сущности человека, как мера его собственно человеческого развития
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    380
    и способа самореализации. Изучаются обычаи, традиции, ритуалы, описываются и обобщаются формы поведения людей, вскрываются их культурные смыслы. Но антропологический подход неоднороден.
    В нем можно выявить две линии, по-разному понимающие природу человека.
    1. Натуралистическая линия — здесь речь идет так или иначе о природной данности человека. Например, фрейдизм (З. Фрейд,
    А. Адлер) рассматривает культуру как результат, механизм замещения или сублимации бессознательных психических процессов. Неофрей-
    дизм (К. Хорни, Х. Салливан) — как знаковое закрепление непосредст- венных психических переживаний, как выражение социальной обще- значимости свойственных человеку основных психических состоя- ний. Эволюционный подход (Г. Спенсер, К. Поппер) видит сущность норм и форм культуры в обеспечении адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности индивидов; закрепляются те нормы, которые наилучшим образом позволяют решить обусловленные по- требностями адаптации проблемы. Социобиология характеризует культурные явления как эпифеномены генетически детерминирован- ных качеств человека, это те же природные качества, но приобрет- шие специфическую форму выражения под влиянием социальной действительности. Сторонником такого понимания культуры явля- ется Фрэнсис Фукуяма. А еще ранее о культуре как жизненном порыве, форме жизни писали Ф. Ницше и О. Шпенглер.
    2. Идеалистическая линия. Герменевтика (В. Дильтей) рассмат- ривает и культуру и общество как результат объективаций созна- ния, за явлением культуры нужно увидеть, понять содержание соз- нания, его смысл, что возможно благодаря интерпретации. Феноме-
    нология (Э. Гуссерль, А. Щютц, П. Бергер, Т. Лукман) исследует структуры сознания, их значение и проявление в социокультурной реальности. Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр,
    А. Камю) трактует культуру как проявление глубинных оснований бытия человека (тревога, заброшенность, свобода, забота и др.)
    Семиотический (структуралистский) подход
    (К. Леви-Строс,
    Ж. Лакан, Р. Барт, М. Фуко, Э. Сепир, Ю. Лотман, Б. Успенский).
    Культура понимается как система знаков, совокупность знаковых
    систем (язык, наука, искусство, мифология, обычаи, мода, рекла- ма), принятых для управления поведением и упорядочения жизни людей, для интегрирования их в единое социокультурное простран- ство, для придания смысловой направленности социальным про- цессам. Неязыковые системы можно выразить с помощью языка, то есть применить лингвистический анализ, интерпретировать с помощью
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    15. Социология культуры
    381
    лингвистических моделей. Причем анализируются связи между эле- ментами системы (знаками), а не реальными вещами.
    Знак — это любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т.п.), которое имеет значение и может служить средством передачи смысла. За сознательным манипулированием знаками можно обнаружить неосознаваемые глубинные структуры, скрытые механизмы культуры. Поскольку система знаков образует текст, то любое явление культуры может быть интерпретировано как текст, а вся культура представлена как гипертекст. Данный подход обращает внимание на коммуникационную и символическую природу куль- туры; культура возможна лишь в той группе, в которой люди об- щаются и адекватно понимают друг друга.
    Функциональный подход
    Культура рассматривается как систе-
    ма структур и функций, направленных на поддержание образа жиз- недеятельности людей. Их реализация осуществляется посредством исторически сложившихся социальных институтов. Культура анали- зируется как органически целое, определяемое по составляющим его институтам; она определяется как система правил образования устойчивых структур при разнообразных взаимоотношениях людей.
    Функции культуры состоят во взаимном соотнесении и иерархиче- ском упорядочении элементов социальной системы (А.Р. Радклиф-
    Браун, Б. Малиновский).
    Культура понимается как часть социальной системы, опреде- ляющей степень ее упорядоченности и управляемости (Т. Парсонс,
    Р. Мертон).
    Однако этот подход не учитывает в полной мере развитие, про- цессуальность культуры.
    Деятельностный подход
    (Л. Ионин, Э. Маркарян, В. Межуев).
    На наш взгляд, этот подход представляется наиболее адекватным.
    Он может аккумулировать перечисленные выше подходы. Культура рассматривается как небиологический, специфически человеческий спо-
    соб деятельности.
    Можно заметить, что каждый из перечисленных подходов об- ращает внимание на ту или иную существенную сторону культуры.
    Более того, такое выделение и определение подходов в известном смысле условно, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга, раскрывая сущность культуры.
    В широком смыслеслова культура — специфический способ орга- низации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и институтов, в духовных ценностях, в совокуп-
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    382
    ности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
    Таким образом, существуют т р и сферы проявления культуры:
    (1) отношение человека к окружающей природе (труд);
    (2) отношение человека к другому человеку (мораль, право, по- литика и др.);
    (3) отношение человека к самому себе (формы самосознания).
    В узком смысле слова под культурой понимается система кол- лективно разделяемых ценностей, убеждений, образов и норм пове- дения, присущих определенной группе людей.
    Важнейшие черты культуры
    Определим важнейшие черты культуры, ее сущностные харак- теристики.
    1. В понятии культуры фиксируется общее отличие человече- ской жизнедеятельности от биологических форм жизни, «все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных»
    1
    . Над- биологичность культуры не означает исключения человека из мира природы: природа выступает как объект духовно-практического ос- воения человека, знания и умения позволяют людям овладеть си- лами природы для удовлетворения своих потребностей, преодолеть страх и зависимость от природы. Важнейшей основой культуры становится труд и его организация. А другой основой является
    нравственность, формирующаяся под влиянием необходимости упорядочения взаимоотношений между людьми.
    Существуют антропологические предпосылки культуры, к кото- рым относятся такие особенности человека, как разумность (созна- ние), язык и речь, прямохождение, питание (приготовление пищи),
    «продленное» детство (длительное пребывание детей с родителями), своеобразие отношений между полами (оно не носит сезонного ха- рактера), освобождение руки, использование огня.
    Формы, образцы, способы, средства взаимодействия людей, вы- работанные в культуре, не наследуются генетически (биологиче- ски), стихийно. Культура легко разрушаема. Поэтому для поддер- жания определенных структур деятельности и общения, их воспро- изводства необходимы социальные механизмы, представленные как на уровне общества, группы, так и отдельной личности.
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   60


    написать администратору сайта