Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
Скачать 2.71 Mb.
|
Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 438 (хотя здесь присутствует некое искажение библейской мудрости в том смысле, что лучший мир предназначен не только для богатых, здоровых и успешных, но также для нищих); второй — основывается на прославлении богатства, которое вкупе со здоровьем и любыми другими признаками жизненного успеха рассматривается в качестве награды за усердный труд, угодный Богу. Здесь уместно вспомнить протестантские идеи и движения, описанные Вебером; третий — предполагает ответственное управление в том отношении, что у че- ловека имеются творческий потенциал и харизма, Бог хочет видеть в нем ответственного эконома, заботливого домоправителя. Само понятие «экономика» происходит от греческого oikos nomos, что в переводе значит «искусство ведения домашнего хозяйства». У античного философа Аристотеля экономика выступает как «со- ставная часть этики», русский мыслитель С.Н. Булгаков обозначает ее как «систему норм, идеалов применительно к хозяйственной жизни», американский экономист Дж. М. Кейнс видит в экономике «прикладную этику». Отметим, что этический акцент не отрицает объективности законов (логики) развития экономики, но их нельзя признать узкоэкономическими. Сегодня стало достаточно очевидным, особенно россиянам, что одной «невидимой руки рынка» совершенно недостаточно для ор- ганизации нормальной экономической жизни.Все чаще обсуждает- ся вопрос о том, что в сфере хозяйствования необходим возврат к этическим началам. Сторонники этической концепции экономики, развиваемой сегодня на Западе, склоняются к мысли, что в эконо- мику должна вернуться этика христианства, а точнее, протестан- тизма, который стал духовной основой экономики с большей соци- альной мобильностью и быстрым техническим ростом. Однако приверженцы ислама утверждают, что этические прин- ципы именно их религии должны доминировать в постиндустри- альном пространстве. В качестве базовой установки для своей тео- рии хозяйственной деятельности они принимают два основных те- зиса, взятых из Корана, — это обязательная уплата налога как добровольного «очистительного» взноса в пользу бедных и запрет на процентные операции, рождающие дух бесчестной наживы. Пример Японии также показывает, что религия способна ока- зывать влияние на экономическое мышление разными путями, весьма отличными от способа влияния на развитие капитализма протестантской этики. Японские религиозные ценности, ориенти- рованные на «мирские дела», базировались на синтезе буддизма, Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 17. Социология религии 439 синтоизма и конфуцианской этики. А в союзе с культурной уста- новкой, культивировавшей аскезу, строгую групповую лояльность, смогли сформировать то ядро, которое выступило инициатором ин- дустриального развития страны 1 Итак, вопрос о том, какие религиозно-этические основания бу- дут заложены в основу будущей экономики, остается открытым. 17.7. ?елигиозная ситуация в современном мире и современной России Положение религии в современном обществе достаточно противо- речиво. Пройдя путь от теорий отмирания религий до религиозного возрождения в веке ХХ, религия вылилась в форму религиозного фундаментализма (консервативное направление, отстаивающее не- изменность догматики и культовых предписаний) и модернизма (ставящего задачу обновления религии, приспособления ее к со- временным реалиям). Это связано с тем, что значительная часть мира, включая и Россию, оказалась способной вступать в диалог, который ориентирован на возрождение традиционных ценностей как реакцию на вызов современности, политическую и экономиче- скую нестабильность и социальные потрясения. Религиозное соз- нание оказалось открытым к контактам с другими религиями (меж- религиозному диалогу — экуменизму) и светскому гуманизму. В ХХ в. протестантизм выступил инициатором экуменического движения за объединение христианских церквей, преодоление вра- жды между ними. К этому движению примкнули православные церкви, во главе его стоит Всемирный совет Церквей, который глав- ное внимание уделяет поиску стратегий развития современного об- щества и борьбы с нависшими перед человечеством угрозами. Мно- гие из них можно преодолеть только сообща, только найдя возмож- ность объединиться, солидаризироваться Первый социологический прогноз относительно будущего рели- гии не оправдался, хотя позитивистская идея Конта — прогноз о замене религии наукой — господствовала в общественном сознании до первой трети ХХ в. Второй социологической теорией, а фактиче- ски вторым подобным прогнозом, говорящим об исчезновении ре- лигии, была марксистская интерпретация религии как формы «ложного сознания», «сердце бессердечного мира» и т.п., и этот 1 Белла Р. Привычки сердца // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 440 прогноз так же не оправдался. Третья, и наиболее дискутируемая, теория «утраты священного» принадлежит Максу Веберу, который предвидел неизбежный конфликт между религией и современным прагматичным сознанием с безусловной победой последнего. Нынешний век показал, что «священное начало» продолжает суще- ствовать и религия как особый феномен в той или иной форме неиз- менно присутствует в жизни людей. В ней воплощен социальный опыт, религия не иллюзия или ложное объяснение мира, она не мо- жет быть вытеснена истинным — научным знанием. Эта ее особен- ность была подчеркнута известнейшим социологом Э. Дюркгеймом. Исторически она связана с развитием науки и культуры. В связи с этим примечательно умозаключение Патриарха Мос- ковского и всея Руси Алексия II: «Между верой и знанием нет про- тивостояния. Однако всем векам и народам знаком спор о том, можно ли подкрепить мистический опыт научными данными. Этот спор религии не с наукой, а скорее с идеологией сциентизма, при- выкшего говорить от имени науки» 1 В России 1990-х годов обнаруживается вопреки прогнозам О. Конта спрос на иррационализм и мистику. Этому способствовали технократический подход к реформированию общества, модерниза- ция страны ценой колоссального обнищания основной массы насе- ления, пренебрежение не только к моральным, но и правовым нормам, криминализации общества. Интеллигенция, система обра- зования практически оставили народное сознание без поддержки как раз в период кризиса, когда старые ценности и идеалы, кото- рыми жили несколько поколений советских людей, были дискреди- тированы и образовался духовный вакуум. Религиозная вера многих россиян означает не что иное, как просто инверсия вчерашнего не- верия. Бывшие атеисты в одночасье стали верующими. Началось увлечение магией, оккультизмом, пришлыми экзотическими куль- тами вместе с обращением к традиционной вере и этноконфессио- нальной идентичности (русский-православный) 2 Правда, современные социологические исследования в России указывают на поверхностный уровень религиозности подавляющего большинства, заявившего о себе как о верующем. Социологическое изучение религиозности в современной России (анализ проведен компанией Gallap в 2009 г.) указывает на то, что всего 34% жителей 1 Усилятся ли в ХХI в. позиции атеизма или, напротив, укрепится вера в Бога? // Рубеж веков. М., 2000. С. 63. 2 См. об этом: Гараджа В.И. Указ соч. С. 302—303. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 17. Социология религии 441 России считают, что религия играет значительную роль в их жизни. Это немногим больше, чем во Франции — 30% или Великобрита- нии — 27%. Но отметим сразу, что Россия — многоконфессиональ- ная страна, поэтому исследование «на религиозность» принципи- ально затруднено. Из 114 государств Россия оказалась среди наиме- нее религиозных стран. К слову, самой последовательной страной в плане религии является Польша. Совершенно уникальна Индия, где в Бога верят 43% опрошенных, а в церковь ходят 71% населения. Следует заметить, что православие в России является нацио- нальной и государственной традицией, и с этим соглашается 74,5% респондентов. Так исторически сложилось, что народ в Рос- сии был и остается более традиционным, чем религиозным, а ре- лигия служила способом национальной, культурной и личностной идентификации. По нашему мнению, данная тенденция сохраня- ется и сегодня. Русская православная церковь только тогда сможет обрести по- нимание у россиян, когда возьмет на себя роль общерусского духов- ника, то есть устроителя и охранителя частной, внутренней духовной жизни наших граждан. Притягательность церкви может заключаться также в ее благотворительности, образовательной, воспитательной и правозащитной деятельности. Иначе говоря, в российском обществе происходит своеобразная «религиизация», то есть расширение влияния церкви и религии на сознание и поведение населения. Значительной проблемой совре- менного периода российского общества является не просто цен- ностная переориентация, прежде всего молодого поколения, но формирование такой структуры смысложизненных ценностей, ко- торая гармонично сочетала бы в себе национально-ментальную специфику (российскую духовность) и рыночную ориентирован- ность (западный прагматизм). Итак, подводя итог, следует отметить, что социология религии за относительно короткий период своего существования в ранге науки достигла весьма значительных успехов в деле теоретического анализа феномена религии. Она предложила несколько моделей, выражающих сущностные характеристики религии; выявила ее со- циальные функции; проанализировала религию как социальный институт; исследовала тенденции развития религии, предложив ряд прогнозов ее будущего состояния не только в западном мире, но и в России, заключив, что будущее религии зависит от того, в какой мере может быть социально значимым ее вклад в поиски ответа на вопрос, сохранит ли человечество свое духовное лицо. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 442 Контрольные вопросы 1. Дайте определение социологии религии как предмета и объекта исследования. 2. Расскажите о методах социологии религии. 3. Охарактеризуйте социальные функции и роль религии в обществе. 4. В чем заключается специфика религии как социального института? 5. Как соотносятся между собой религия и экономика? 6. Что вам известно о традиционных и модернизированных религиях? 7. Охарактеризуйте состояние религиозности в современной России. Литература 1. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Протестантские сек- ты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 2. Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. 3. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Рели- гия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. 4. Зиммель Г. К социологии религии // Зиммель Г. Избранное. Т. 1: Философия культуры. М., 1996. 5. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. 6. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб.: М., 2000. 7. Социологическая энциклопедия: В 2-х т. М., 2003. 8. Тощенко Ж.Т. Новые явления в общественном сознании и соци- альной практике. СПб., 2008. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» Глава 18 Общественное мнение как явление духовной жизни общества Общественное мнение с древних времен считалось одним из наи- более влиятельных социальных институтов. Еще древнегреческий философ Эсхил говорил, что «большая сила — мнение народное». Во все времена власти хотели видеть в нем поддержку и союзника, а философы называли общественное мнение нравственным судьей и зеркалом общества. Уже в Античности в общественном мнении видели важную об- щественную силу и отводили ему значимое место в государственной жизни. Однако по сей день социологи анализируют природу и осо- бенности общественного мнения, природу его формирования, дви- жущие силы его развития, деятельность мнения в различных сферах общественной жизни, методы и способы обнаружения обществен- ного мнения и многие другие вопросы, связанные с этим удиви- тельным явлением духовной жизни общества. 18.1. К истории понятия «общественное мнение» Роль общественного мнения в разные исторические периоды была далеко не одинакова. Она зависела от действия специфических за- конов развития общественных формаций, позволяющих и не по- зволяющих формировать и выражать мнения народа. Теоретики права стремились раскрыть роль мнения в государственной жизни, моралисты — влияние его на нравственную жизнь общества, психо- логи — особенности формирования мнения в разных социальных группах и т.д. В V—IV вв. до н.э. в древнегреческих полисах общественное мнение анализировалось с различных сторон и ему придавалось большое значение. Протагор считал, что именно оно способно от- ветить на вопрос о том, что является истинным, а что — ложным, какое решение правителя следует считать добродетельным и спра- ведливым, а какое нет. По сути, Протагор объединял общественную власть, государство и общественное мнение. Для Сократа было Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 444 очевидно, что правителями должны быть образованные и мудрые люди и, следовательно, мнение большинства не является приори- тетным. Платон,обращаясь к идее общественного мнения («Госу- дарство», «Законы», «Афинская полития»), рассматривает проблему справедливости как социально-политическое и нравственное осно- вание существования государства. Справедливость толкуется им как воздаяние должного кому бы то ни было — «отдать каждому должное». Он отмечает, что надо воспитывать людей в духе пони- мания справедливости и следования ей в отношениях каждого че- ловека к другим людям и государству. Следует бороться с неспра- ведливостью и с несправедливыми людьми, особенно если они по- лучили власть над другими людьми или власть в государстве, ибо они используют эту власть в своих корыстных целях. Надо всячески препятствовать несправедливому захвату и использованию власти, опираясь на мнение большинства. Однако правитель должен знать, каково мнение народа, но отнюдь не всегда должен следовать вы- сказанному общественному мнению. Аристотель отмечал, что мнение имеет дело со случайными, чувственно воспринимаемыми фактами, что оно познает случайное, единичное, его суждения могут быстро изменяться, в результате че- го мнение превращается в свою противоположность — в ложное мнение. Научное знание открывает истину, а мнение — это «не ис- следование, а уже в известном смысле утверждение» 1 . Он справед- ливо видел в огромной массе отчужденных от политической власти неимущих граждан опасную и значимую силу, которая не всегда способна на разумные и обоснованные решения. Поэтому философ утверждал, что когда в государстве много людей лишено политиче- ских прав и в нем много бедняков, то такое государство неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми. Остается одно: предоставить им право участвовать в совещательной и судеб- ной власти. Первой к изучению общественного мнения обратилась государ- ственно-правовая наука. В Германию и Францию этот термин пришел из Англии. Принято считать, что уже в XII в. государствен- ный деятель Англии Д. Солсбери использовал термин «общественное мнение» («public opinion») для обозначения моральной поддержки парламента со стороны народа. Теоретическому осмыслению общественного мнения и его роли в государственной жизни уделено много места в знаменитом трак- тате «Государь» итальянского мыслителя и государственного деяте- ля Н. Макиавелли. Особенно интересен социально-психологический 1 Этика Аристотеля. СПб., 1908. С. 116. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 18. Общественное мнение как явление духовной жизни общества 445 анализ отражения личности политика в общественном мнении, ко- гда мнение большинства всегда будет рассматриваться как истинное в противовес объективной оценке меньшинства. Позднее, в XVII—XVIII вв., словами «общественное мнение» обозначалось представление о политическом мнении публики и из- бирателей, проявляющееся вне парламента в противоположность негласному обсуждению политических вопросов в парламенте. С конца XVIII в. этот термин стал общепринятым. В Новое время общественное мнение анализировалось в работах английских философов Т. Гоббса, Ф. Бэкона и Д. Локка. В работе «Опыт о человеческом разуме» Локк выделил три группы законов, которым должен подчиняться человек в своем поведении: боже- ские, человеческие и общественного мнения. Он рассматривал об- щественное мнение как проявление нравственности и считал, что люди при оценке своих поступков обращаются не только к религи- озным заповедям, гражданским законам, но и к общественному мнению. Философ утверждал, что если религиозные заповедисуть мера греха и исполнения долга, а гражданские законы суть мера преступления и неприступности, то законы общественного мнения являются мерой добродетели или порока. Мерилом того, что везде называется и считается «добродетелью» и «пороком», является то одобрение или нерасположение, восхвале- ние или порицание, которое по скрытому и молчаливому согласию устанавливается в различных человеческих обществах 1 В силу этого одобрения и нерасположения люди устанавливают между собой то, что они намерены называть «добродетелью» или «пороком». Положение Локка об общественном мнении как мере «нравст- венного» и «безнравственного» позволило в дальнейшем социоло- гам исследовать роль общественного мнения в нравственной жиз- ни, а также обосновать такую специфическую особенность общест- венного мнения, как его принципиальная оценочность. Гоббс считал, что мнение есть отражение определенных социаль- ных потребностей. Поступки и деятельность людей обусловлены их мнениями, и если эффективно управлять мнениями людей, это приведет к эффективному управлению их деятельностью, что по- зволит добиться мирного решения социальных проблем. Рассматривал понятие общественного мнения и Гегель. Подраз- делив общество на гражданское общество и государство, он стре- 1 Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Соцэкгиз, 1960. С. 356. |