Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
Скачать 2.71 Mb.
|
Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 430 Религиоведение, в свою очередь, является областью гуманитарно- го знания, как и социология. Статус научной дисциплины она по- лучила во второй половине ХIХ в. Религиоведение изучает резуль- таты эмпирических исследований религии и явлений религиозной жизни, полученные в результате наблюдения, описания, сравнения, классификации, понимания и интерпретации религиозных фактов прошлого и настоящего во всех формах их проявления. Предметом научных исследований религиоведения является че- ловеческий аспект, то есть эта наука изучает верования, культовые формы и социальную структуру религии как выражение человече- ских представлений и соответствующих им форм человеческого поведения. Религиоведение относится к религии как к сфере культуры, ко- торая может быть объяснена и интерпретирована путем разумного познания и отыскания взаимосвязи между религией и различными областями культуры. В круг ее интересов входят разнообразные ас- пекты религиозной жизни человека, включая веру, культ, ритуа- лы, религиозные организации и символы, переживания, мотивы, ценностные установки. Сакральный мир указывает на наличие дру- гой реальности, которая не принадлежит ни человеку, ни профанному (обыденному) земному миру. Социологический анализ вводит кри- терии различения феноменов религиозных и феноменов нерелиги- озного характера, таких как патриотизм, дружба, приверженность к политическим идеологиям и.т.п., которые имеют иную ценностную природу. Ввиду сложного характера религиозных явлений религиоведение слагается из ряда отдельных дисциплин, изучающих религиозную жизнь с различных точек зрения. К их числу относят: философию и историю религии, феноменологию религии, психологию и этно- антропологию религии, географию религии. Таким образом, можно сказать, что социология религии лежит на стыке двух областей знания: она часть социологии и в то же время — одна из религиоведческих наук. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука (социология) и теология как феноменология религии в самом широком смысле слова. Итак, предмет социологии религии — исследование социальной сущности религии, ее функций, места и роли в жизни общества, а также религиозное поведение человека и его взаимодействие с дру- гими сферами социальной жизни 1 .Эта наука стремится определить 1 Здесь мы воспользовались определением предмета, данным В.И. Гараджой, специалистом в области социологии религии. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 17. Социология религии 431 общественные формы религии, отражает различные стороны прояв- ления религиозности,ее динамики в повседневной жизни. Под ре- лигиозностью понимается, как правило, определенное состояние индивидов их групп, общностей, верующих в «священное», покло- няющихся ему. Если исходить из классификации социологических знаний по их уровням — конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, изучающие ту или иную социальную подсистему; общесоциологические теории, объясняющие общество как целост- ную систему, — то социологию религии принято относить к числу социологических теорий среднего уровня. Хотя и наличествует точка зрения о том, что социология религии представляет собой исключи- тельно эмпирическое знание, то есть тождественна конкретно- социологическим исследованиям. Мы не стали бы это утверждать с такой категоричностью. Социолог изучает религию как доступное наблюдению, эмпири- ческим методам исследование социального поведения индивидов и групп. Рассматривает, как образуются и функционируют религиоз- ные объединения и институты, каковы отношения между ними, что лежит в основе ритуальных действий, каково влияние религиозного мировоззрения на духовную подсистему общества. Отметим, что историки, психологи, философы, культурологи — все ученые, имеющие дело с человеком и его культурой, так ли иначе в своих исследованиях затрагивают религию хотя бы в силу того, что она представляет собой сложное, многослойное образова- ние, которое интегрировано в различные сферы жизнедеятельности человека. Религиозные представления находят выражение в соци- ально-политических ориентациях; история показывает, что в рели- гиозных организациях обнаруживались разные позиции — прогрес- сивная, консервативная, регрессивная. Итак, в самом общем виде можно сказать, что объектом социо- логии религии является изучение религии как социального явления, ее возникновение, развитие и место в духовной жизни общества. 17.3. Методы социологии религии В социологии религии используются методы, выработанные и при- меняемые в исследовании социальных явлений вообще, на двух уровнях — теоретическом и эмпирическом. В целях анализа феномена религии применяются общие методы построения теории — гипотетико-дедуктивный, исторический, ло- гический, метод восхождения от абстрактного к конкретному, ве- рификации. Продуктом и результатом познания на этом уровне вы- ступают гипотезы и теории. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 432 На эмпирическом уровне в исследовании религии к основным методам относят: опрос и статистический анализ, наблюдение и эксперимент, кросскультурный сравнительный анализ, контент- анализ, анализ письменных источников, исторических документов. Одним из конкретно-социологических методов является опрос, который проводится либо в виде стандартизированного интервью, когда вопросы задает интервьюер, либо в форме письменного за- полнения анкеты респондентом. Респондентам задаются вопросы об их религиозной принадлежности, о том, как часто они посещают церковь, молятся, в какой мере знакомы с вероучениями, как отно- сятся к отдельным моментам, например верят ли в жизнь после смерти, в существование дьявола и т.д., то есть вопросы, которые позволяют судить о характере и интенсивности религиозности. Оп- росный метод полезен в установлении корреляций между теми или иными специфическими четами религиозности и определенными социальными установками. Трудность в использовании этого метода связана с несовпаде- нием слов и мыслей опрашиваемых, поэтому весьма существенное значение имеет интерпретация полученных данных. Еще один метод эмпирических исследований — наблюдение. Это может быть стандартизированное наблюдение, когда социолог распо- лагает определенной программой исследования и осуществляет фиксацию выделенных им показателей, а также включенное наблю- дение, когда исследователь живет и работает в среде тех, кого он изучает. Этот метод использовался, в частности, в последнее время социологами, изучавшими новые религиозные движения. Участвуя в жизни группы, социолог имеет возможности наблюдать поведение людей в религиозном контексте. При этом наблюдение может быть скрытым или открытым, ес- ли наблюдаемые доверяют новому члену группы. Он имеет очевид- ные преимущества, так как можно сопоставить, что говорят наблю- дателю верующие о своих взглядах и что они делают. С помощью наблюдения можно получить более точные и глубокие, «качествен- ные», данные. У этого метода есть и ограничения. Прежде всего, это высокая квалификация наблюдателя, его умение общаться, устанавливать по возможности объективно то, что имеет существенное значение, от- сеивая второстепенное (преодолевая при этом и собственный, под- час неосознаваемый субъективизм). Включенное наблюдение почти исчерпывает возможность для социолога религии в какой-то мере контролировать исследуемые обстоятельства. Метод экспериментирования в социологическом изучении рели- гии почти не применяется по той причине, что религия затрагивает Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 17. Социология религии 433 глубокие сокровенные чувства личности, которые уже просто по этическим мотивам не должны становиться объектом манипулиро- вания в каких бы то ни было целях. Таким образом, в ходе социологического исследования религии как социального феномена применяется целый комплекс способов и приемов, как эмпирических, так и теоретических. 17.4. Социальные функции и роль религии Широкое распространение при социологическом анализе религии получил функциональный подход, зародившийся еще у классиков тео- ретической социологии — М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и др. Современные социологические исследователи религии также стремятся ответить на вопрос: каковы функции религии в совре- менном обществе и какие общественные потребности религия удов- летворяет? При этом обычно выделяют шесть основных обществен- ных потребностей. 1. Мировоззренческая общественная потребность — задает «пре- дельные» критерии, Абсолюты, с точки зрения которых осмысли- ваются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придает смысл бытию, предоставляет возмож- ность тому, кто верует, вырваться за пределы ограниченности, под- держивает надежду на достижение светлого будущего, на избавле- ние от страданий, несчастий, одиночества, морального падения. 2. Интегративная общественная потребность — заключается в том, что совместные верования и культы, обряды усиливают соци- альную сплоченность, по выражению Э. Дюркгейма, формируют «Мы-чувства». То, что социолог рассматривает религию как ис- ходный момент интеграции архаических обществ, остается в силе и сегодня. Она формирует систему культурных кодов, определяю- щих идентичность больших социальных групп, обеспечивает их устойчивость и стабильность. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму 1 , включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей. Можно сказать, что роль религии как фактора интеграции об- щества, поддержания и сохранения его стабильности, целостности неоднократно проявлялась в истории. 1 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа и Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 11—145, 438—441, 469—471. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 434 Достаточно вспомнить, что Русская православная церковь мири- ла враждующих князей, была хранительницей национальной культу- ры в годы золотоордынского ига и последующих смут. Она занима- ла патриотические позиции в годины бедствий, вражеских нашест- вий в 1812 г. и в Отечественную войну 1941—1945 гг. А вместе с тем с помощью государства жестоко преследовала религиозное инако- мыслие — раскольников, сектантов. 3. Регулятивная общественная потребность религии — заключа- ется в том, что она исторически формирует моральные нормы по- ведения в обществе, осуществляет социальный контроль над их со- блюдением через свои организации, называемые церковью, или пу- тем возбуждения общественного мнения. Пристальное внимание анализу регулятивной функции религии уделял М. Вебер. В центре рассуждений социолога находится протес- тантизм в его аскетическом варианте в жизни мирской. Протестан- тизму присущ индивидуализм в делах веры. Он учит, что важны не столько обряды, сколько усердное выполнение своих обязанностей каждым. Работа есть нравственная необходимость, добросовестный труд, который будет вознагражден успехом и благосостоянием, — вот кредо протестантской этики, по Веберу 1 . Именно работа, угодная Богу, обеспечивает и сохраняет общую логику развития общества, обеспечивает преемственность его культурных завоеваний. 4. Психотерапевтическая общественная потребность — связыва- ется с более оптимистическими жизненными установками и стрес- соустойчивостью верующих. Мотив смирения помогает верующим легче преодолевать встречающиеся на их пути трудности. 5. Коммуникативная общественная потребность — состоит в том, что совместное участие в религиозных организациях и мероприятиях способствует общению и налаживанию личных контактов участни- ков религиозных действий. Первичным, несомненно, является об- щение с Богом. 6. Иллюзорно-компенсаторная общественная потребность — вы- полняет функцию иллюзорного восполнения практического бесси- лия людей, их неспособности сознательно управлять общественны- ми отношениями 2 Таким образом, вышеперечисленные функции религии как са- кральной формы смыслополагания деятельности людей выполняли и выполняют многообразную социальную роль в жизни человека и 1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произв. М., 1990. С. 44. 2 Отечественные религиоведы Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков отмечают ее как главную социальную функцию религии. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 17. Социология религии 435 общества. Следовательно, социальную роль религии можно определить как совокупность функций, выполняемых конкретной формой религии в конкретных исторических условиях 1 . Из этого определения следует, что степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а оно не является данным раз и навсегда. В различных исторических условиях и в разных социальных слоях религия может выступать и как сила, сковывающая человече- скую энергию, приводящая к бегству от действительности, и может мобилизовать энергию, стать стимулом разрыва с существующим социальным порядком для созидания новой жизни. Так, например, в эпоху кризиса рабства раннее христианство показало способность разрешать противоречия и способствовать установления более вы- сокой системы общественных отношений. Аналогичную роль сыг- рала религия в эпоху Реформации, когда религиозные идеи, овладев массами, способствовали коренному преобразованию общественно- го порядка. Поэтому марксистская социология настаивает на том положении, что нельзя говорить о какой-то неизменной реакцион- ной или революционной роли религии, которая была бы присуща ей во все времена и для всех народов. 17.5. Религия как социальный институт Если говорить о социальной составляющей религии как ценностно- нормативного комплекса, то религия как специфический тип миро- воззрения со своей культурно-символической основой и способом организации жизнедеятельности и поведения верующих, несомнен- но, подпадает под определение социального института. Оформлению феномена религии как социального института способствовало появление религиозных организаций, что свиде- тельствовало об усилении системных качеств религии. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих — служителей культа, которые становятся во главе религиозных организаций и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по произ- водству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих. Все эти элементы религиозной системы воздейст- вуют на процессы изменения общества. Деятельность религиозного института определяется: (1) набором специфических норм, которые регулируют типы ролевого поведения его членов (иначе религиозные практики); (2) наличием материаль- ных средств и условий (добровольные пожертвования, различные виды 1 Угринович Д.М. Введение в религиоведение. 2-е изд., доп. М., 1985. С. 105. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 436 помощи и т.п.), обеспечивающих успешное выполнение основных функций и социальный контроль; (3) эта деятельность интегрирует- ся в социально-политическую (связь с государством), ценностную и идеологическую структуры любого общества. Итак, религиозные организации в своих устойчивых формах об- ладают всем набором основных институциональных признаков и характеристик и подпадают под определение социального института. В христианстве, например, основным формализованным институтом является церковь — объединение людей, которые придерживаются одного вероисповедания, вместе отправляют обряды, соблюдают тра- диции и т.п. Она имеет определенные отношения с государством, признается им и пользуется авторитетом. Это хорошо организован- ная иерархиизированная система солидарных взаимодействий. Исторически сложилось так, что религия с помощью церкви, служителей культа наделяла человека пониманием конечных истин бытия, ценностными установками, принимала на себя регламента- цию жизни паствы (например, в период становления раннего хри- стианства в Европе) и делала так, чтобы каждый независимо от со- словной принадлежности нуждался в ней (был ей подвластен). Но нельзя проигнорировать очевидный факт, свидетельствую- щий о том, что культура и идеология того или иного общества де- терминируются исключительно религиозной составляющей. Рели- гиозная идеология как элемент социального института стремится заполнить «пустующую» светскую идеологическую нишу, иногда идет параллельно с ней или уступает свои социальные приоритеты, что не раз происходило в истории. Свидетельством тому являются протестные движения, национально-освободительные конфликты (например, в мусульманском мире), зачастую выступающие под ре- лигиозными флагами. Таким образом, религиозные организации, возникнув на основе общности религиозных верований и культовых действий, приобре- тают относительную самостоятельность в своем развитии, становясь социальным институтом, выполняющим не только религиозные, но и политические и культурно-образовательные, семейно-бытовые и экономические функции. 17.6. Религия и экономика Религия и экономика — это определенный историко-культурный феномен. Любая экономическая система связана с реальными чело- веческими потребностями, надеждами и другими обязательными предпосылками, но в первую очередь с условиями хозяйствования 1 1 См. об этом: Гараджа В.И. Указ. соч. С. 246—279. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 17. Социология религии 437 Новейшие социологические исследования подтвердили обоюдную связь между религией и экономическим развитием общества, хотя она не поддается упрощению и не сводится к какой-либо стандарт- ной схеме. Понимание религии как объективного фактора, внешним и принудительным образом воздействующего на людей, подобно любому другому общественному институту, обусловило концеп- цию религии К. Маркса. Религия, по Марксу, — надстройка над порождающим ее экономическим базисом, производное от него, перманентно изменяющееся явление. Ее общественная функция заключается в интерпретации, а не продуцировании существующих отношений. Таким образом, религия, по Марксу, есть идеология, ее ранняя форма. Она может подпитывать социальный конформизм, тормозить общественное развитие или стимулировать социальный протест, выступая в качестве революционизирующего фактора. Подход Вебера к религии совершенно иной. Немецкий социолог исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе периода становления протестантизма эпохи XVI—XII вв. как новой разновидности христианства, буржуазной по своему духу. Протес- тантизм переносил центр тяжести религиозной жизни с церкви на отдельную личность в аспекте ее нравственного совершенствования. Макс Вебер не утверждал, что для развития капитализма в Ев- ропе необходим протестантизм, но настаивал на том, что хозяйст- венная этика, та особая психология, в которой нуждался промыш- ленный капитализм, была выработана на основе именно протестан- тизма 1 , который может иметь и другие мотивы. Вебер пытался обосновать приоритет надстройки, а именно религии протестантиз- ма, на развитие капиталистической формы отношений как базиса. Изменение в ходе Реформации отношения к труду привело к ин- тенсификации хозяйственной жизни и в конечном счете обеспечи- ло социально-экономический прорыв Запада. Зададимся вопросом, есть ли нечто общее между экономикой и христианством? Христиане, как нам видится, склонны придерживаться т р е х подходов в отношении экономики и финансов: первый — связыва- ется с прославлением нищеты, нищета выступает как добродетель 1 Этот вопрос М. Вебер проанализировал в таких работах, как «Протестантская этика и дух капитализма», (1905); «Хозяйственная этика мировых религий», (1916—1919); «Собрание сочинений по социологии религии» в трех томах, (1920—1921). |