Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
Скачать 2.71 Mb.
|
Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 446 мился доказать, что только государство способно решать проблемы, затрагивающие интересы всего общества. Народ наделен субъек- тивным мнением, «государство же имеет своим определением объ- ективные, а не субъективные мнения» 1 По Гегелю, слово «народ» обозначает особенную часть членов государства, ту часть, которая не знает, чего она хочет. Знание того, чего хочет, и тем более, того, чего хочет в себе и для себя сущая воля, разум, есть плод глубокого познания и проникновения, кото- рое именно и не есть дело народа». Что же представляет собой общественное мнение народа неор- ганизованного, не знающего того, чего он хочет? Гегель писал: Общественное мнение есть неорганический способ обнаружения того, что народ хочет и что он думает. То, что, действительно, про- являет себя в государстве, должно, разумеется, действовать органи- чески, и это имеет место в государственном строе 2 Неорганическому способу обнаружения общественного мнения присущи предрассудки и заблуждения. Общественное мнение заслуживает поэтому одинаково как уваже- ния, так и презрения… В общественном мнении содержится все ложное и истинное, но найти в нем истинное есть дело великого человека 3 Обоснование роли общественного мнения появляется и в рабо- тах по теории государства и права, например в работах немецкого правоведа Ф. Гольцендорфа «Роль общественного мнения в государ- ственной жизни» и английского историка Д. Брайса «Американская республика» в трех частях, изданных в 1890 г. Общественное мнение оставалось предметом по преимуществу правовых наук до конца XIX в. С этого времени понятие общест- венного мнения становится предметом изучения психологического направления социологии. Так, французский социолог Г. Тард, автор работы «Общественное мнение и толпа», считал, что общественное мнение творит публика, границы которой весьма расплывчаты, а основная черта публики есть движение мнений, которое она поро- ждает. Тард отмечает, что общественное мнение представляет собой определенную совокупность размышлений и ответов на вопросы 1 Гегель Г.В. Сочинения. М.; Л., 1934. Т. 7. С. 336—337. 2 Там же. 3 Там же. С. 338—339. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 18. Общественное мнение как явление духовной жизни общества 447 современности. Но главное в том, что мнение — это статистиче- ская система, управляемая и логикой и чувствами и разделяемая разным числом людей — от нескольких десятков до нескольких миллионов. Существование этой статистической системы обусловле- но тем, чтобы каждый человек сознавал, что его мнение совпадает с мнением других людей по самым разным вопросам насущной жиз- ни. Важно также, чтобы эти суждения относились к одному и тому же предмету, о котором все имеют представление. Если же этот предмет нам не известен, то он не имеет общественной значимости и не может быть предметом мнения. Тард писал, что мнение — это мгновенная и более или менее логичная группа суждений, которые, отвечая на актуальные вопросы, воспроизводятся во множестве эк- земпляров у людей одной и той же страны, одного времени и одно- го общества. Высказанное индивидом суждение распространяется на все общество и становится общим. Общение с помощью слова и посредством печати производит общественное мнение. РольТарда в анализе понятия общественного мнения чрезвычайно велика, не случайно немецкий социолог Хабермас считал, что Тард был пер- вым, кто сделал этот анализ надлежащим образом. В 1906 г. профессор Московского университета В.М. Хвостов опубликовал работу «Общественное мнение и политические пар- тии», в которой связал процесс зарождения общественного мнения с интересами классов и социальных групп. Он придавал особое значение роли народа в создании общественного мнения. Так как выражение отношения в форме одобрения или осуждения, пожела- ния или требования составляет один из важных признаков общест- венного мнения, Хвостов определяет общественное мнение как «то отношение, которое общество принимает к какому-либо вопросу или событию, причем члены общества сознают свою солидарность в воззрениях по данному вопросу» 1 С 1920-х годов разворачивались всестороннее научное осмысле- ние общественного мнения, анализ динамики этого явления, его движущих сил и роли в системе властных отношений. Начиная с 1960-х прикладная социология активно изучает природу общест- венного мнения, механизмы его формирования и функционирова- ния, а с 1990-х активно проводились массовые политические опро- сы, в это же время произошло деление социологических исследова- ний на научные и коммерческие. 1 Хвостов В.М. Общественное мнение и политические партии. М., 1906. С. 5. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 448 18.2. Сущность и признаки общественного мнения Для того чтобы выяснить, что представляет собой общественное мнение, следует ответить на принципиальные по своей сути вопро- сы: каковы его признаки и его место в общественном сознании, кому оно принадлежит и какова его роль в общественной жизни. При ответе на первый вопрос (признаки общественного мне- ния) следует заметить, что в общественном мнении всегда выража- ется определенное отношение людей к решению тех или иных про- блем общественной жизни, к деятельности правительства, полити- ческих партий, к отдельным личностям. По каким бы аспектам ни формировалось мнение — политическим, правовым, нравственным, оно всегда выражает отношение людей к выдвинутым проблемам. Выражение отношения в форме одобрения или осуждения, пожела- ния или требования составляет один из важных признаков общест- венного мнения. Другой важный признак — оно всегда формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам. Важным признаком общественного мнения является не только то, что оно публично высказывается и защищается, но и то, как широко оно распространено. Специфика общественного мнения состоит в том, что в этом су- ждении выражается отношение в форме одобрения или осуждения, пожелания или прямого требования. Возникает данное отношение в связи с наличием противоречивых суждений и высказывается об- щественностью. Общественное мнение отражает все или почти все стороны жизни общества. Оно включает в свое содержание те же рацио- нальные, волевые и эмоциональные моменты, что и специфические формы общественного сознания. Так, если мнение высказывается по политическим или нравственным вопросам, то оно тем самым включает в себя и политические и нравственные идеи, т.е. рацио- нальные моменты. Общественное мнение широко охватывает сферу чувств людей, так как оно оценивает поступки людей, одобряет или осуждает их. Чувства расположения, симпатии или гнева, ненависти с необходи- мостью присутствуют в общественном мнении. Наличие в содержании общественного мнения рациональных, волевых и эмоциональных моментов сближает его с политическим и правовым сознанием, с этическим и эстетическим сознанием. Что касается науки как формы общественного сознания, то история Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 18. Общественное мнение как явление духовной жизни общества 449 общественной мысли показывает, как общественное мнение нередко противопоставлялось науке. Эти взгляды были выражены Гегелем. В «Философии права» он писал: Формальная, субъективная свобода, состоящая в том, что единич- ные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, про- является в той совместности, которая называется общественным мнением 1 Коллективное суждение, по Гегелю, не носит характера научно- го знания. В этом он видел одну из особенностей общественного мнения, определяемую тем, что мнение высказывает народ. Народ, считал философ, представляет ту часть членов государства, которая не знает, а чего она, собственно, хочет. Поэтому в общественном мнении на первый план выступают предрассудки и заблуждения. Общественное мнение не основывается на проверенных фактах, оно по своей природе субъективно, не поднимается на высоту на- учного знания. То, что общественное мнение как суждение, выражающее обы- денное сознание людей, не основывается на научных положениях, часто бывает справедливым, однако нельзя рассматривать наличие в общественном мнении ложных представлений, нельзя рассматри- вать его специфической чертой. 18.3. Субъект и объект общественного мнения Ключевые понятия феномена «общественное мнение» — объект и субъект. Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. То есть мнения — это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных суждений состоит в том, что в них выражается и субъективное отношение людей к объекту. Для выяснения специфики мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта дея- тельности, в отношении человека, социальной группы с окружаю- щим миром. Ведь люди не только отражают действительность и по- знают ее, но и вступают в определенные практические отношения с ней, изменяют ее. В процессе взаимодействия человека, социальной группы, класса с окружающим миром высказываются оценочные 1 Гегель. Философия права, 1974. С. 117. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 450 суждения, которые выступают в качестве регулятора отношений, поведения людей. Мнение складывается на основе знания о предмете высказыва- ния, и чем глубже наши знания о нем, тем объективнее наше суж- дение. Однако мнение зависит не только от знаний, но и от инте- ресов людей,их мировоззрения. Например, от интересов будет зави- сеть, обратят ли люди внимание на то или иное явление. Если это явление затрагивает интересы людей, то они не останутся безраз- личными к нему. Следовательно, если мнение зависит от интересов людей, их мировоззрения, а не только от знания, то оно не может не содержать субъективный момент, хотя и не сводится к нему. Мнения различаются по своему субъекту, в качестве которого может выступать любая группа, общность людей. Все мнения, кро- ме индивидуального, принято называть общественным мнением. Существует мнение той или иной социальной группы или мнение коллектива, которые не совпадает полностью, ибо любая социальная группа и любой коллектив имеют свои специфические интересы, ка- сающиеся только их членов. Субъектом коллективного мнения высту- пает социальная группа, коллектив, которые могут принимать уча- стие в формировании общественного мнения по какой-либо пробле- ме общественной жизни. Такой коллектив можно назвать субъектом общественного мнения лишь постольку, поскольку он входит со- ставной частью в ту или иную социальную группу или общность лю- дей, которой принадлежит общественное мнение. В этом смысле коллективное мнение выступает формой проявления общественного. Субъектом общественного мнения выступает не любая группа людей, а большие человеческие общности. В строгом смысле слова общественное мнение — это народное мнение, хотя этот термин употребляется для обозначения мнения самых различных социаль- ных групп и общностей людей. Для точного употребления понятия «общественное мнение» сле- дует различать термины «субъект общественного мнения» и «выра- зитель общественного мнения». Субъект — это устойчивая общность людей, которой принадлежит то или иное мнение, интересы, с позиций которых оно высказывается. Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем, в том числе инициатором его формирования. В качестве его выразителя, инициатора выступает, как правило, общественность, за которой всегда стоят социальные группы, классы с их интересами. Различие понятий «субъект обще- ственного мнения» и «выразитель общественного мнения» позволит уйти от расширительного толкования общественного мнения при обозначении им любого общего мнения. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 18. Общественное мнение как явление духовной жизни общества 451 Наряду с общественным мнением по одному и тому же предме- ту существуют, как правило, мнения, не охватываемые этим поня- тием. Кроме того, в каждый данный момент в обществе существует множество мнений, принадлежащих большим и малым социальным общностям и высказываемым по самым различным вопросам. Для обозначения всей совокупности мнений в литературе принято по- нятие «мнение общества». Это понятие ни в коей мере не умаляет значения понятия «общественное мнение», так как речь идет лишь о более полном выражении в понятиях реально существующих и играющих все более важную роль в современном обществе. Важность использования данного понятия вызывается и чисто практическими соображениями. Когда используется мнение обще- ства как средства регулирования отношений между людьми, возни- кает потребность исследования не только общественного мнения, являющегося мнением большинства, но и иных мнений по данному вопросу. Мнения весьма подвижны. Особенность их такова, что с изменением условий и факторов, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинства, или единодушным мнением, т.е. общественным мне- нием, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений также делает необходимым анализ всей их совокупности, т.е. мнения общества. Ведущее место в совокупности мнений принадлежит общест- венному мнению, по которому можно судить о мнении общества как об одном из состояний общественного сознания. Общественное мнение высказывается по вопросам политической, экономической, социальной, нравственной и другим сторонам жизни общества. Но первостепенное значение приобретают те вопросы, которые пред- ставляют для субъекта общественного мнения непосредственный ин- терес в данное время. Если же вопрос не представляет общего инте- реса, то по нему не будет формироваться общественное мнение. Итак, субъектом общественного мнения выступает доминирующее большинство того или иного общества. Как мнению большинства, общественному мнению присуще внутреннее единство. В содержании сформировавшегося общественного мнения не могут одновременно присутствовать противостоявшие и противо- борствовавшие в период его зарождения и становления суждения. Сложившееся общественное мнение самим фактом своего сущест- вования выражает не процесс обмена мнениями, не борьбу проти- воположных мнений, а результат, итог этого обмена, этой борьбы. Если было бы иначе, если бы общественное мнение выступало как множественное образование, оно не имело бы того огромного мо- Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 452 рально-политического авторитета, которым отличается в реальной жизни 1 Именно это единство определяет его превращение в обществен- ную силу, оказывающее влияние на деятельность людей. Формирование общественного мнения осуществляется стихийно и сознательно. Этот вопрос имеет свою историю. Определяя обще- ственное мнение как мнение публики, Г. Тард и Г. Лебон подчерки- вали этим пассивный характер мне- ния. Хотя публика и имеет свои ин- тересы и цели и это ее объединяет, но она не всегда является активным участником событий. На ограничен- ность понимания общественного мнения как мнения публики обра- щал внимание выдающийся русский ученый Владимир Михайлович Бехте- рев (1857—1927). В работе «Коллек- тивная рефлексология», рассматри- вая разные объединения людей, он связывал существование общест- венного мнения с такими объеди- нениями или коллективами людей, как собрание и мир. Собрания — съезды, общества, комитеты и т.д., в которых выра- жается активное отношение к предмету их объединения. Миром ученый называл коллективы, имеющие общие воззрения и даже свои обычаи и создающие «так называемое общественное мнение» 2 Бехтерев считал, что это уже нечто другое, чем публика, и мнение, выраженное им, не может рассматриваться как что-то внешнее и пассивное, оно выступает как внутренне присущая и активная сила общественности. Развитие общественного мнения начинается буквально с уста- новления семейного очага, образования клана и племени. Если раньше до образования этих союзов действиями человека ру- ководил исключительно эгоизм, который самое большее допускал милость и пощаду врагу, то с этих пор начинается впервые регуля- ция действий человека с точки зрения интересов союза. Руковод- ством такого регулирования везде и всюду является так называемое 1 Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (Социологиче- ский анализ) М.: РОССПЭН, 2000. С. 22. 2 Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. М.: Наука, 1974. С. 176. В.М. Бехтерев Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 18. Общественное мнение как явление духовной жизни общества 453 общественное мнение, определяющее добро и зло с точки зрения ин- тересов общества, а не с точки зрения одних личных стремлений 1 Позднее был создан аппарат суда, но суд не устранил силы и значения общественного мнения, играющего огромную роль, как в примитивных обществах, так и в развитых социальных организациях. При этом общественное мнение является более тонким инструмен- том в оценке человеческой деятельности, нравственных поступков, помыслов и нравственных чувств человека, которые не могут быть оценены судом вообще. Общественное мнение выносит свою со- вершенно определенную оценку нравственному поведению. С общественным мнением связывается и такое общественное явление, как популярность, известность, которое является для мно- гих побудителем к действиям, имеющим общественный характер и общественный интерес. Сила общественного мнения настолько велика, что против него бессильны даже самые сильные личности. Лебон говорит буквально об иге общественного мнения в любом обществе. Он характеризует этот феномен в древнем мире следующим образом. Греки, которые, по мнению невежественных краснобаев, наслаждались неограни- ченной свободой, в действительности были подчинены игу общест- венного мнения и обычая. Каждый гражданин был окружен мощной сетью безусловно ненарушимых верований: никто не смел и думать об оспаривании общепринятых идей и подчинялся им без протеста. Греческий миф не знал ни религиозной свободы, ни свободы част- ной жизни, ни какой бы то ни было свободы вообще 2 Очевидно, что как только личность сделает попытку выйти из обычно установленных обществом правил, как на нее обрушится сила общественной оценки и вернет ее в границы допустимого об- ществом либо уничтожит в социальном смысле. Однако при всем подавлении обществом личности следует отметить, что обществен- ные шаблоны ограничивают личность лишь в той деятельности, ко- торая является стереотипной. Они не влияют на ее индивидуаль- ность, самобытность с принадлежащими только ей взглядами и стремлениями. Эта индивидуальность личности имеет важное зна- чение в общественной жизни, ибо ею на самом деле и определяется прогресс общества. Бехтерев отмечал, что лишь благодаря своим ин- дивидуальным способностям личность поднимается выше уровня массы и может осуществлять созидательную работу, обеспечиваю- 1 Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. С. 123. 2 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896. С. 119. |