Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
Скачать 2.71 Mb.
|
Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 406 Духовная жизнь включает в себя не только сознание, осознанное, но и бессознательное, прежде всего, коллективное бессознательное, ядром которого, по К.Г. Юнгу, являются архетипы. Это способы реагирования людей на типичные жизненные ситуации (архетип матери, отца, личности, самости, мудрого старца и др.). Наконец, духовная жизнь характеризуется целостностью и единством в конкретные исторические эпохи и в определенных со- циальных группах, что позволяет говорить о ее социально- исторических типах (духовная жизнь первобытного, традиционного, индустриального, постиндустриального общества). Заметим, что в переходные и кризисные эпохи единство и целостность духовной жизни разрушаются. 16.2. Структура духовной жизни: субъекты, уровни Духовная жизнь может быть структурирована по разным основани- ям. Выше упоминался подход, вычленяющий функциональные осо- бенности элементов духовной жизни: духовное производство, духов- ные потребности, распределение, усвоение, отношения между субъ- ектами духовной деятельности, общественное сознание. Духовную жизнь можно структурировать по субъекту (носителю) как индивидуальную (личностную), групповую, общественную (кол- лективную); по уровням — обыденно-практический (общественная психология) и теоретический (наука, идеология); по формам — ре- лигия, искусство, мораль. Классификация духовной жизни Индивидуальная и общественная духовная жизнь Безуслов- но, они взаимосвязаны и различаются, прежде всего, теоретически, концептуально. Нельзя рассматривать духовную жизнь общества как сумму индивидуальных духовных жизней и, наоборот, индиви- дуальную духовную жизнь только как специфическое проявление духовной жизни социума, детерминированное особенностями усло- вий жизнедеятельности конкретного субъекта. Личности присущи внутренние переживания, осознание и осмысление состояний соз- нания, ощущений, восприятий, мыслей. Далеко не все в личност- ной духовной жизни значимо социально, есть содержания (пережи- вания), имеющие только индивидуальное значение. Экзистенциа- лизм, как известно, подчеркивал первостепенность внутренней жизни («человек делает себя сам»), независимость внутренней сво- боды личности от каких-либо внешних, природных и социальных, Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 16. Социология духовной жизни 407 условий жизни (Н. Бердяев, Ж.-П. Сартр). Такого рода позицию критиковал М. Вебер, говоря, что некоторые люди «мучительно за- ставляют себя “переживать”, ибо “переживание” неотъемлемо от образа жизни, подобающего личности» 1 . В то время как, по убеж- дению М. Вебера, личность должна служить делу, то есть согласо- вывать личные идеалы с общественными. Такое согласование осу- ществляется через разнообразные институты культуры и духовной жизни — образования, воспитания, морали, нормы и др. Действительно, с одной стороны, в результате образования, воспитания, в целом социализации, каждое индивидуальное созна- ние, духовная жизнь становятся общественными, в них есть общее социальное содержание. С другой стороны, при взаимодействии индивидов, в основе которого лежат объективно обусловленные инте- ресы, потребности, возникают понимание, институты, формы и нор- мы культуры, общее отношение к вещам, общие идеи, которые будут составлять содержание духовной жизни, изменять ее. Г. Зиммель, А. Щютц, П. Бергер, Т. Лукман, Д. Серль исследовали структуры ин- дивидуального сознания (тождественные у людей) и то, как они «работают» при взаимодействии людей в обществе. Прежде всего, они обратили внимание на способность сознания к типизации и символизации, которые находятся в основе взаимопонимания людей. Таким образом, именно взаимодействие людей в обществе, коммуникация и есть механизм, благодаря которому индивидуальная духовная жизнь превращается в общественную, а общественная — в индивидуальную. Опосредующую роль между индивидуальной и общественной духовной жизнью играет социальная микросреда,группа, поскольку индивид входит, включается в общество через вхождение в ту или иную группу. Духовная жизнь проявляется в конкретных ее носителях, в этом также состоит значение индивида, личности. На него оказывают влияние не только условия бытия, но и свои природные задатки, наследственность, характер. Важную роль играют также сознание и духовная жизнь выдающихся людей, продуцирующих новые идеи, нормы. Уровни духовной жизни. Общественная психология Разли- чают уровни духовной жизни: обыденно-практический и теоретиче- ский. Центральное место в обыденно-практической (повседневной) духовной жизни занимает общественная психология, «реальное соз- 1 Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1990. С. 132; Грехнев В. Указ. соч. С. 36—39. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 408 нание, масс», проявляющаяся в поведении людей, обладающая спо- собностью существенно воздействовать на социальную жизнь. Общественная психология формируется под непосредственным влиянием конкретно-исторических условий социального бытия и представляет собой совокупность чувств, настроений, обычаев, тра- диций, побуждений, характерных для общества и социальных групп. Она включает в себя не только сознание, но и бессознатель- ное, не только эмоциональное, но и рациональное начало, структу- рированные элементы и бесструктурные. На общественную психо- логию оказывают влияние не только условия жизнедеятельности людей, интересы и потребности людей, но и средства массовой ин- формации, образование, воспитание в разнообразных формах. В ней происходит модификация индивидуальных психических реакций людей, они приобретают другой способ функционирова- ния, процессуально общественный. Благодаря ориентации людей друг на друга в процессе совместной жизнедеятельности представ- ления людей становятся общим, типичным, равнодействующим об- разованием, не исключая вариабельности по глубине и характеру проявления психологической реакции. Причем возникает не столь- ко образ объективно данных социальной и природной среды, сколько сопровождающая их общая ценностная характеристика, по- зволяющая выработать определенную линию поведения, сформиро- вать более или менее единое к ним отношение. Поэтому в общест- венной психологии фиксируется не характеристика закономерных связей окружающего мира, а отношение к нему, вписанность в не- го, сопереживание. Она не столько несет в себе знание об объек- тивных свойствах ситуации, сколько показывает их значение для жизнедеятельности субъекта, ценностное отношение 1 В структуру общественной психологии входят: социальные эмо- ции, чувства, настроения; социальные привычки, обычаи, тради- ции; психический склад социальной группы, этноса, общества в целом — это типичный способ их реагирования и адаптации к оп- ределенным жизненным ситуациям. Также к общественной психо- логии относятся общественное мнение и слухи. Общественное мне- ние — это явное или скрытое отношение людей к событиям обще- ственной жизни, выражающее их мысли и чувства, осуждение или одобрение каких-либо явлений, входящих в компетенцию общест- венности. Слухи — альтернативная форма распространения сооб- щений, они имеют место, если потребности людей в информации не удовлетворены 2 1 Грехнев В. Указ. соч. С. 32—33. 2 Спиркин А. Философия М., 2010. С. 742, 743. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 16. Социология духовной жизни 409 Особо обратим внимание на понятие «менталитет». В самом общем смысле это социально-психологические установки деятель- ности и поведения людей, которые ими самими не осознаются. Так изучался менталитет (ментальности) в школе французских истори- ков «Анналы». Более развернуто менталитет можно определить как возникшую на основе генотипа под влиянием природной и социальной среды и в результате собственного духовного творчества субъекта систему качественных и количественных социально-психологических особенно- стей человека или социальной общности. Эта система детерминирует специфический характер восприятия мира, поведения, деятельности, самоидентификации субъекта, обеспечивает единство и преемствен- ность существования социальной общности, стимулирует социаль- ный прогресс посредством продуцирования культурных инноваций 1 Понятие менталитета служит интегральной характеристикой уникальности духовного мира социального субъекта; способствует пониманию специфического типа его восприятия мира; объясняет особый способ его поведения и деятельности. Общественная психология играет большую социальную роль: (1) она выступает формой духовного объединения людей на ос- нове совокупности переживаний конкретных условий их жизнедеятельности и внутреннего опыта своих ценностных ориентаций; формируется коллективное чувство «мы» через механизмы идентификации, внушения, подражания, зараже- ния; социум консолидируется; (2) через общественную психологию осуществляются накопле- ние и передача социального и культурного опыта, адекватного сложившейся ситуации; (3) осуществляется социализация людей, так как на уровне об- щественной психологии производится социальный контроль, проявляются ценностные ориентации, жизненные установ- ки. Общественная психология обладает высокой степенью влияния благодаря эмоциональности, действенности привы- чек, предрассудков, общественного мнения; (4) через общественную психологию реализуются потребности в духовном общении, самоутверждении, привязанности; (5) общественная психология воздействует на идеологию, состав- ляет фон, «жизненный мир» (Э. Гуссерль), мир повседневно- сти как верховной реальности (А. Щютц), откуда черпаются 1 Губанов Н. Менталитет и его функционирование в обществе // Философия и общество. 2006. № 4. С. 129—130. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 410 темы, идеи, развиваемые и обсуждаемые далее наукой, ис- кусством, идеологией; (6) общественная психология воздействует на все стороны обще- ственной жизни — экономику, политику, право, социальные отношения; она всегда связана с конкретно-исторической эпохой 1 К теоретическому уровню духовной жизни относятся наука и идеология. 16.3. Идеология Идеология — это система теоретических взглядов, идей, выражаю- щих интересы и цели определенных социальных групп или всего общества. Заметим, что идеологический уровень есть в каждой форме духовной жизни, а не только в политической, как иногда полагают. Он присутствует и в религии, и в искусстве, и в морали, там, где есть потребность выразить, защитить, обосновать социаль- ные, социально-классовые или национально-этнические интересы. В отличие от науки в идеологии ярко представлено ценностное содержание — осуждение или оправдание в целях сохранения или изменения существующего в обществе порядка вещей. Идеология начинает формироваться в классовом обществе, при отделении ум- ственного труда от физического, когда выделяется группа людей, специально, профессионально занятых умственным трудом, интел- лектуальной деятельностью. Идеологии присущи следующие особенности. 1. Теоретичность, систематизированность. Например, идеология либерализма характеризуется такими понятиями, как свобода, есте- ственные права, гражданское общество, разделение властей, право- вое государство, которые образуют целостную систему. 2. Идеология — это результат специальной интеллектуальной деятельности профессионалов, подготовленных, образованных лю- дей. Она не возникает стихийно, а «внедряется» в сознание людей в процессе, как правило, организованной работы — идеологической работы. Идеология — это не только различные виды пропаганды, агитации, просветительской деятельности, использование возможно- стей средств массовой информации, но и произведения литературы, искусства, музыки, кино, а также психологические и психические методы. В современном обществе способы и формы воздействия на сознание людей невероятно многочисленны и разнообразны. Так, общественная психология меняется под влиянием идеологии, в ней 1 Грехнев В. Указ. соч. С. 36—39. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 16. Социология духовной жизни 411 появляются идеологические клише и термины, она становится идеологически окрашенной. С другой стороны, идеология исполь- зует эмоциональный потенциал общественной психологии, приспо- сабливается к наличному уровню духовной жизни людей, наличной способности понимания теоретических идей. Появляются идеоло- гемы, нередко в виде лозунгов, несложные по идейному содержа- нию, но понятные большей части общества или группы и работаю- щие на их консолидацию. 3. Идеология направлена на защиту или ниспровержение суще- ствующих социально-политических отношений и институтов, то есть она всегда социально-политически ангажирована, не беспри- страстна, в ней ярко выражена субъективная сторона. 4. Идеологии присуща этернизация ценностей. Выражая интере- сы и ценности различных групп, наций, обществ, идеология склон- на считать их самыми верными, вечными, а классово-групповым и национальным интересам и ценностям придавать общечеловече- ский характер и смысл. 5. Поскольку идеология связана с ситуацией борьбы, конфлик- та, приверженностью конкретным социальным интересам или на- целенностью на приближение идеала будущего, в ней есть возмож- ность искажения действительности, представления и видения того, что объективно отсутствует. Можно выявить т р и уровня идеологии: (1) теоретико-кон- цептуальный, (2) программно-директивный и (3) поведенческий. Идеология выполняет следующие социальные функции: (1) целеобразующую (обоснование интересов, формулирование и объяснение целей развития групп или общества); (2) программно-практическую (разработка стратегии и тактики для претворения теории в жизнь); (3) интегративную (консолидация общества); (4) мотивирующую (объяснение целей, мотивов и смысла дея- тельности и поведения людей); (5) коммуникативную (разделяя и признавая общие ценности, однотипно интерпретируя понятия, люди осуществляют об- щение, понимают друг друга). 16.4. Наука и социология духовной жизни Для этих целей нам важны т р и основных значения науки как со- циального явления: (1) особый вид знания, которому свойственны теоретичность, систематизированность, обоснованность и доказательность, стремление к объективности, антидогматичность и т.д.; Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 412 (2) специфичный вид деятельности, связанный с производством знания; (3) социальный институт. Социологию духовной жизни интересуют все эти три значения. Рассматривая науку как вид знания, социология духовной жиз- ни исследует ее связь с общественными потребностями и в плане генезиса и развития науки, и в плане обеспечения удовлетворения потребностей данного социума. Примером может служить извест- ный труд Д. Бернала «Наука в истории общества» (1956). Определяются социальные функции науки — прежде всего, позна- вательная (как уже отмечено, наука производит специфический вид знания). Научное знание имеет практическое значение и применя- ется в самых различных областях жизни общества — в производст- ве, политике и управлении, образовании, искусстве, быту. Извест- но, что за последнее столетие роль науки в обществе резко возрос- ла, развертывается процесс научно-технической революции. Проникновение науки в практику идет по двум каналам:через сис- тему образования и через технические изменения в производстве и другие сферы общественной жизни. Успешность общества все более определяется наукой. На основе научных знаний формулируются общетеоретические и философские выводы, которые имеют миро- воззренческое значение, складывается научная картина мира. Наука может иметь и воспитательное значение, не только влияя на виде- ние мира и свое место в нем, но и через деятельность по овладению знанием. М. Фуко характеризует науку как вид власти в обществе: определяя, что правильно, а что нет, она влияет на отношение к социальному миру и его структуре; знание используется как власть, более того, оно неравномерно распределяется между соци- альными группами. (Сейчас, в эпоху глобализации, неравный дос- туп к знанию и технологиям ставит народы и общества в разное положение в мире.) Есть направление — социология знания, где выявляются социо- культурные и социально-исторические условия, контекст, детерми- нирующий развитие и содержание науки (К. Мангейм, М. Малкей, П. Бергер, Т. Лукман и др.), а также влияние знания на конструиро- вание социальной реальности. Приведем известный пример М. Фуко. Он пишет, что в Древней Греции арифметика была рас- пространена в демократиях, поскольку ее основная идея — равенст- во, а геометрия — в олигархиях, так как ее основная идея — нера- венство, пропорции. Или — влияние на Ч. Дарвина социально- экономического учения Т. Мальтуса и условий капиталистического общества, на первой стадии которого господствуют анархия и кон- куренция производства. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 16. Социология духовной жизни 413 Развитие науки привело к появлению особой профессии, вида деятельности — ученый, исследователь. М. Вебер в своей лекции «Наука как призвание и профессия» анализирует некоторые черты деятельности и личности ученого (преданность своему делу, беско- рыстие, трудолюбие, готовность к риску, интуиция, творчество и др.). Социология изучает данную профессиональную группу в раз- ных аспектах: ее место в системе стратификации, интересы, отно- шения с другими группами, специфика отношений и коммуника- ции внутри научного сообщества. Как социальный институт наука оформилась в Западной Европе в ХVII в., когда появились Лондонское и Парижское Королевские на- учные общества. С этой точки зрения наука характеризуется функ- циональностью, наличием устного и письменного кодексов поведе- ния и деятельности, символами, организацией. Заметим, что все это именно аспекты духовной жизни и наука в этом плане ее достаточ- но мощно и последовательно развивает. Она тесно связана с други- ми социальными институтами — образованием, экономикой, поли- тикой, искусством и даже религией. Социология духовной жизни обращает внимание на социальные проблемы развития науки — ее место в обществе, государственную политику в отношении науки, специфику организации и деятельности научных учреждений, лич- ностные, культурные и социально-психологические особенности научных работников, стратификацию в научной среде и др. 16.5. Формы духовной жизни Мораль Мораль (от латинского слова «moralis» — нравственный, от «mos», «mores» — обычаи, нравы, поведение) — важнейшая форма духов- ной жизни, вид общественных отношений, один из способов нор- мативной регуляции действий человека в обществе. Мораль регули- рует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни — в труде, быту, политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и даже международных отношени- ях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в ка- ждой из этих областей, принципы морали имеют социально- всеобщее значение и распространяются на всех людей. Принципы морали фиксируют в себе то общее и основное, что составляет культуру межличностных взаимоотношений и откладывается в мно- говековом опыте развития общества. Они поддерживают и санк- ционируют определенные общественные устои, строй жизни и |