Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
Скачать 2.71 Mb.
|
Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 398 Образование выполняет очень важные социальные функции. Во- первых, образование существенно влияет на распределение индиви- дов по социальным слоям, стратам в соответствии с уровнем и ка- чеством полученного образования. Во-вторых, образование удовле- творяет запросы индивидов, возрастающие и изменяющиеся в усло- виях рыночных отношений. Сервисная, прагматическая функции образования способствуют адаптации индивидов, их социальной защите. В-третьих, образование влияет на жизненные стратегии ин- дивидов, то есть формирует определенные системы ценностей. Через образование человек включается в культуру, приобщается к культурным формам жизнедеятельности, овладевает образцами практики. Формы и нормы культуры присутствуют в знании и обу- чении неявно и передаются в процессе коммуникации, чаще всего, при личном общении. Оказывается, не информативность, а именно общение играет решающую роль. Обучающая деятельность — это не просто передача знаний, а деятельность, наполненная культур- ным содержанием и значением. В процессе образования происходит приобщение личности к культурным смыслам бытия, которые преломляются через личный опыт. Каждая культура содержит правила, приемы, способы объяс- нения явлений, их интерпретации, установление взаимосвязей ме- жду ними. Они и усваиваются в процессе образования, благодаря чему человек оказывается способным жить, нормально функциони- ровать в данном обществе. Образование, следовательно, призвано обеспечить определенную интеграцию общества, единство смыслов. В противном случае раз- рушается основа для адекватного взаимопонимания, общения, со- хранения целостности культурного поля. Смысловое единство куль- туры создает условия для формирования и сохранения целостности личности. Как известно, личность развивается, овладевая разнообразными формами деятельности, проявляя в результате разные стороны своей сущности. И образование в идеале создает возможности разносто- роннего проявления человека. 15.5. Проблемы культурного развития современной России Россия переживает переходный этап своей истории. Меняется куль- турная ориентация общества. Прежние механизмы поддержания культуры либо разрушены, либо не могут функционировать в новых условиях, а новые механизмы в полной мере не сформированы. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 15. Социология культуры 399 Культурная ситуация в России оценивается неоднозначно, она пол- на противоречий и проблем. Очень сложно определить, какая культура является домини- рующей; сохраняется мозаичность культуры, отсутствует целостность культурного поля, которое представлено множеством субкультур. Даже в жизнедеятельности одного человека встречаются взаимоис- ключающие культурные традиции (например, и астрология, и наука, и суеверие, и христианство). Данное обстоятельство отрицательно сказывается на коммуникативном процессе, на бытии личности. Остро стоит вопрос о культурной идентификации нас как народа и как общества. Здесь надо акцентировать внимание на следующих вопросах: (1) не прекращаются дискуссии об историческом наследии и от- ношении к нему, а значит, об исторических корнях нашей культуры; (2) отсутствует национальная идеология, национальная идея, что препятствует интеграции культуры и общества; (3) состояние русского языка оценивается и лингвистами, и куль- турологами, и педагогами как неблагополучное: имеется в ви- ду снижение уровня культуры речи, появление множества жаргонов, употребление значительного числа иноязычных слов без соответствующей необходимости, сквернословие. Культура России испытывает влияние глобализации. С одной сто- роны, речь идет об интернационализации, а следовательно, о разви- тии межкультурного обмена, взаимодействия. С другой стороны, глобализация создает угрозу разрушения национальных культур, что вызывает ответную реакцию защиты собственной культуры, возни- кает интерес к прошлому культуры, ее истокам, доминантам. Происходит коммерциализация культуры. Средства вкладываются в те сферы, отрасли культуры, которые приносят доход, причем бы- стро (это шоу-бизнес, развлекательные, детективные жанры). Такие же сферы, как образование, музеи, театры, библиотеки, классиче- ское искусство, не представляют коммерческого интереса, они ис- пытывают трудности из-за недостаточности финансирования. Снижается общий уровень культуры, в том числе бытовой; пре- обладает интерес к визуальным, зрелищным формам культуры; снижаются потребность и уровень духовного общения. Либерализация сферы культуры привела, с одной стороны, к большей свободе выбора и свободе творчества, с другой — к сни- жению качества и уровня продуктов культуры. Возрастает внимание к национальным культурам, которое проти- воречиво: внимание к культурам народов России, формирование уважения к ним необходимо. Однако ценности национальной куль- Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 400 туры нередко используются в своекорыстных интересах политиче- ских элит, а не в целях поддержания и развития национальной культуры. Следует отметить, что изучение культуры, закономерностей ее функционирования и развития, исследование типов и функций культуры углубляет наше знание об обществе, особенностях его структурирования, стратификации, объясняет направленность жиз- недеятельности той или иной социальной системы, раскрывает специфику и технологии социального взаимодействия. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте особенности социологического подхода к изу- чению культуры. 2. Какие существуют основные подходы к пониманию сущности культуры? В чем заключаются сильные и слабые стороны каждого из них? 3. Сравните понятия «культура» и «цивилизация». 4. Каковы сущностные характеристики культуры? 5. Дайте характеристику основных элементов культуры. 6. Раскройте влияние культуры на социально-экономическое разви- тие общества. 7. В чем проявляется преемственность в развитии культуры? 8. Что такое массовая культура? 9. Как соотносятся понятия «субкультура» и «контркультура»? 10. Как соотносятся культура и образование? Какова роль образова- ния в развитии современного общества? 11. Каковы проблемы культурного развития современной России? Литература 1. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2005. 2. Карцева Л.В., Шабалина Л.В. Социология культуры. М., 2006. 3. Кравченко А.И. Социология культуры. М., 2006. 4. Культурология / Под ред. Н. Багдасарьян. М., 2001. 5. Лапин Н.И. Социология. М., 2006. 6. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2001. 7. Марков Б.В. Культура повседневности. СПб., 2008. 8. Михайлова Л.И. Социология культуры. М., 2008. 9. Социология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2010. 10. Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М., 2008. 11. Социология / Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 2009. 12. Триандис Гарри К. Культура и социальное поведение. М., 2007. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» Глава 16 Социология духовной жизни 16.1. Духовная жизнь и общественное сознание Социология духовной жизни — это формирующаяся, становящаяся отрасль социологического знания. Она объясняет духовные состоя- ния и деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, об- щества), направленные на саморегуляцию их совместной жизнедея- тельности. Социология духовной жизни опирается на достижения философии, психологии, искусствоведения, культурологи и характеризуется ком- плексным подходом исследования. Поскольку духовные явления рас- сматриваются в связи с деятельностью, общением, поведением соци- альных субъектов, социология духовной жизни обращает внимание, прежде всего, на связь данных явлений с социальными интересами, потребностями и на их роль в общественной жизни. Основы социологии духовной жизни были заложены еще в тру- дах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля, исследовавших социальное содержание различных сторон духовной жизни (религии, морали, внутренних состояний и переживаний индивидов). Г. Тард, Л. Уорд, З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг изучали психологические механизмы и особенности социальных отношений и поведения. Значительный вклад в развитие социологии духовной жизни внесла феноменоло- гическая школа (А. Щютц, П. Бергер, Т. Лукман), раскрывшая роль и место сознания в конструировании социальной реальности. Гер- меневтика (В. Дильтей, К.-О. Апель, Ю. Хабермас) разрабатывала проблематику понимания и коммуникации. Социальными исследо- ваниями форм духовной жизни известна Франкфуртская школа (Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, Э. Фромм). Выясняя законо- мерности социокультурной динамики, П. Сорокин характеризовал различные проявления духовной жизни. В России вопросы духовной жизни рассматривались в «субъек- тивной социологии» П. Лаврова, Н. Михайловского, Н. Кареева, в материалистическом учении об истории Г. Плеханова (общественная психология, искусство, религия, мораль), психологическом и плю- ралистическом направлениях (М. Ковалевский, Л. Петражицкий). Философия в России уделяла большое внимание духовной стороне Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 402 общественной жизни. С. Франк исследовал духовные основы обще- ства, показал роль идей и смыслов в социальном взаимодействии людей. Н. Бердяев пытался дополнить марксизм учением неоканти- анства о ценностях. Г. Шпет, представитель феноменологической герменевтики, разрабатывал категорию «социальное бытие», под которым понимал, прежде всего, совокупность социальных отно- шений, основанных на общем, едином понимании смысла вещей. В период 1920—1980-х годов продолжалась марксистская тради- ция, где духовная жизнь рассматривалась, как правило, в свете про- блемы соотношения общественного бытия и общественного созна- ния. Были сделаны важные выводы о структуре, генезисе, функцио- нировании, социально-историческом характере духовной жизни, ее связи с социальными потребностями и интересами 1 . Внимание к духовной жизни, духовному общению, культуре было обусловлено и необходимостью теоретического осмысления сущности научно- технической революции и ее социальных последствий. Проводились также в эти годы и прикладные исследования, со- бирался и обобщался статистический материал о состоянии и ди- намике различных явлений и форм духовной жизни. Актуальность социологии духовной жизни объясняется, прежде всего, тем, что она выявляет значение сознания для деятельности социального субъекта. Что же такое духовная жизнь, дух, духовность? Существуют разные подходы к пониманию «духа»; общей в них яв- ляется трактовка духовного как нематериального, как того, к чему не применимы характеристики материальных объектов. Еще в древности сложилось представление о тройственной природе чело- века: тело — душа — дух. Душа — посредник между телом и духом, средоточие сущности человека. Дух — нечто идеальное, выражаю- щее осмысленность жизни, устремленность к высшему, прекрасно- му (вспомним диалоги Платона «Федон» и «Федр»). 1. Дух отождествляется с разумом, духовность — с разумностью, духовная жизнь — с разумной жизнью (Сократ, Платон, Эпикур, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель), хотя «разум» может пониматься по-разному. 2. Духовное рассматривается как нечто божественное, потусто- роннее (религиозный подход). Этот подход выражен в разных вари- антах: собственно религиозный (духовность как устремление к Богу) и религиозно-философский, когда духовность (божественность) 1 Уледов А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. М., 1980. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 16. Социология духовной жизни 403 отождествляется с творчеством, свободой, любовью, идеалом, смыс- лом, когда признается Абсолют как источник духовности в человеке (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк). «Чуткое и правдивое сознание должно всегда ощущать даже в самом прозаическом, секуляризо- ванном, «мирском» общественном явлении что-то мистическое», — пишет С. Франк 1 Эти подходы достаточно распространены: например, выражение «духовная музыка» означает ее отношение к богослужению. Часто, если речь заходит о духовности, ее сводят к религиозности (верую- щий = духовный), что, на наш взгляд, неправомерно. 3. Духовность отождествляется с нравственностью, как бы ее происхождение ни объяснялось (И. Кант, В. Соловьев). 4. Духовные явления отождествляются с явлениями сознания и как вариант с внутренним самоуглублением, размышлением (здесь подчеркивается преобладание духовных запросов над материальными потребностями). Ведь довольно-таки долго главной наукой о духе была психология, причем объясняющая явления сознания — ощуще- ния, восприятия, память, внимание — по типу естественных наук. 5. Есть материалистический подход, который неоднороден. Так, материализм ХVIII в. (П. Гольбах, К. Гельвеций) рассматривает духов- ное как то же природное, только взятое с другой стороны, то есть как некое свойство природы, материи. Диалектический материа- лизм (марксизм) говорит о противопоставлении духовного и при- родного, сознания и материи только в рамках основного вопроса философии, то есть гносеологически. Онтологически, за пределами основного вопроса философии, материальное и идеальное взаимо- связаны, а духовная жизнь также объективно реальна. 6. Существуют различные формы натурализма, которые проблему духовного снимают, считая духовное так или иначе эпифеноменом природного, биологического (вульгарный материализм, социобиоло- гия, социал-дарвинизм, биологический натурализм Д. Серля). Пози- тивистски ориентированные направления отказываются от данной категории как ненаучной. Каждый из подходов акцентирует внимание на одном из аспек- тов духовной жизни, которые будут перечислены ниже. Очень часто духовная жизнь общества отождествляется с созна- нием: для этого есть основания, поскольку духовность, действитель- но, связана с сознанием, с идеальным. Но полное их отождествле- ние было бы неверным. Справедливо указывается, что не только наличная система социально значимых мыслей, идей, взглядов, но 1 Франк С. Духовные основы общества. М., 1991. С. 73. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 404 и всякая деятельность (активность) людей по созданию, освоению и передаче этих мыслей, взглядов относится к духовной жизни. Духовное — это осознание действительности (знание действитель- ности, отношение к ней, ее оценка), но одновременно это еще и способ воплощения основанных на этих знаниях и оценках потреб- ностей, целей, мотивов, установок в жизнь. Это значит, что духов- ное включает в себя всю систему функционирования и развития процессов и состояний сознания, взятых в единстве с их носителя- ми. … Духовное — это в широком смысле способ деятельности лю- дей и созданных ими институтов, созидающих различные ценности своего общественного бытия (наука, искусств, политика, образова- ние и т.п.), это и сами люди, воплощающие в себе разнообразные ценности и руководствующиеся ими в своей жизни и в обществе 1 Таким образом, духовная жизнь — относительно самостоятельная область общест- венной жизни, основу которой составляют специфические виды специализированной духовной деятельности (искусство, религия, наука, мораль и др.) и общественных отношений, регулирующих духовную деятельность и функционирование общественного созна- ния (нравственные, эстетические, религиозные и другие отношения). Сознание — это совокупность некоторых состояний, это содержа- тельная сторона духовной жизни. Кроме того, в структуру духовной жизни входят отношения, процессы взаимодействия индивидуаль- ных и коллективных носителей сознания, а также процессы духов- ной деятельности и ее организации (институты) — производство, распределение, потребление духовных ценностей. Социальные от- ношения и институты выступают как способ детерминации и усло- вия функционирования общественного сознания. Духовность — это определенное качество общественной жизни лю- дей, выраженное в ее опосредованности смысловым, идейным со- держанием; сама социальность есть только там, где есть взаимодей- ствие, общение по поводу смысла. По словам С. Франка, идея есть «телеологическая сила, действующая на волю в форме того, что должно быть, что есть идеал. Поскольку общение между людьми совершается просто в порядке фактического взаимодействия их… оно еще не есть общественное явление. Лишь когда единство, ле- жащее в основе этого общения, воспринимается и действует как сила или инстанция, которой подчинены участники общения, как 1 Грехнев В. Общественная психология как форма духовной жизни людей // Фи- лософия и общество. 2006. № 3. С. 27. Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 16. Социология духовной жизни 405 образцовая идея, которую они должны осуществлять в своем обще- нии, мы имеем подлинно общественное явление» 1 . (Друзья таковы потому, что осознают себя друзьями; государственная власть под- держивается не просто насилием, а потому, что осознается как идея, как единство). Эта идея — «интегральный момент коллектив- ной человеческой жизни; она творится самими людьми, вырастает из их совместной, коллективной жизни и укоренена в ней 2 Иначе говоря, то или иное социальное явление существует, по- ка обладает смыслом, значимостью для людей. В этом заключается роль духовной жизни, она есть там, где есть смысловая наполнен- ность, где есть осмысление. Поэтому к ней относятся и религия, и мораль, и искусство, и интеллектуальная деятельность (наука, тео- ретическое познание мира), и соответствующие потребности, инте- ресы, запросы и образ жизни. Угроза духовной деградации возника- ет из-за утраты смысловой наполненности жизни. Именно об этом эссе французского философа Альбера Камю «Миф о Сизифе» — че- ловек спасается смыслом, который он находит в самой сложной и абсурдной жизненной ситуации, что заставляет его внутренне мо- билизоваться, что-то открыть в себе, изменить ради высокой цели. Ф. Ницше говорит, что эстетическое отношение к миру, искусство нужно, прежде всего, потому, что придает жизни смысл, делает ее возможной (выносимой). В. Франкл пишет о логотерапии, лечении смыслом, современного человека. Духовность связана с внутренними силами человека, его особым состоянием, напряжением (что и трактовалось как мистическое и далеко не изучено). Издревле существовали социальные практики, направленные на поддержание духовного напряжения, именно оно сохраняло и сохраняет в человеке человеческое и обеспечивает упо- рядоченность и дальнейшее развитие общественной жизни. Напри- мер, существовало огромное количество религиозных праздников, когда люди не работали; суть здесь заключалась не просто в отдыхе, а в том, чтобы люди размышляли о «правильной» жизни (ведь праздник чему-то посвящен), о том, что «не хлебом единым жив человек». Э. Фромм в работе «Иметь или быть» говорит, что духов- ность, установка «быть» [человеком, собой] зависит и от стремле- ния самого человека к совершенствованию, к самореализации как личности, и от общественных условий. Существующие формы и нормы общественной жизни могут не способствовать проявлению и развитию духовности, вступать в противоречие с ней, стимулируя установку «иметь», выражать себя через обладание вещами. 1 Франк С. Указ. соч. С. 71. 2 Там же. С. 72. |