Главная страница
Навигация по странице:

  • Характерные черты религии

  • Copyright « «» «A K-C»

  • Классификация (типология) религий Наиболее распростране- ны следующие подходы. 1.

  • Copyright « «» «A K-C» III. Специальные социологические теории 4242.

  • Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
    Дата12.12.2022
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла31005_90ef4ddf6543863ac9d2ef238bf781af.pdf
    ТипУчебник
    #841202
    страница54 из 60
    1   ...   50   51   52   53   54   55   56   57   ...   60
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    422
    корнями религии первоначально выступают чрезвычайно низкий уровень производительных сил и обусловленный им примитивный уровень сознания.
    В классовом обществе появляется зависимость человека от обще- ственных сил, от социальной иерархии. Поддержание стабильности и социального порядка — неотъемлемое условие жизнедеятельности общества, и религия объясняет по-своему происхождение социаль- ных норм и власти, необходимость подчинения им. С возникновени- ем государства религия сразу же начинает играть роль идеологии.
    Психологические корни (причины) религии очень многообразны.
    Это и психологическая потребность человека осознать смысл своей жизни, придать ей целенаправленность. К психологическим причи- нам религии можно отнести потребность человека в утешении, страх перед одиночеством (есть Бог, которому ты не безразличен, к кому можешь обратиться), страх перед смертью, надежда на буду- щее, потребность в общении, потребность в личностном самоопре- делении (точке опоры) и другие.
    Характерные черты религии
    Наиболее характерные черты религии:
    (1) вера — ее можно определить как особое состояние сознания, которое заставляет или делает возможным принимать без до- казательств те или иные догматы, принципы, утверждения;
    (2) удвоение мира, двоемирие — религиозный человек живет в двух мирах — посюстороннем, земном, и потусторонним, миром сверхъестественных сил. Сверхъестественными сила- ми могут быть духи, боги, единый Бог, это зависит от рели- гии. Значит, религиозный человек верит, признает существо- вание сверхъестественного или иной его форме;
    (3) культ — совокупность обрядовых действий, отличающихся в каждой из религий. Культ связывает два мира — низший и высший, посюсторонний и потусторонний, обеспечивает присутствие священного, сакрального в земной жизни лю- дей. К культу относятся молитвы, жертвоприношения, таин- ства, богослужения и т.д.;
    (4) служители культа — по мере развития и усложнения рели- гии усложнялись и способы взаимодействия с высшими си- лами. Постепенно в обществе выделялись люди, обладающие специальными знаниями, навыками обращения и взаимо- действия со сверхъестественными силами, иным миром.
    Первоначально это были знахари, колдуны, волхвы, маги, шаманы, потом появились жрецы и, наконец, священники.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    16. Социология духовной жизни
    423
    Не во всех современных религиях есть священники в пол- ном смысле этого слова, как в католицизме и православии, но служители культа есть везде;
    (5) наличие организации верующих — например, церкви в христи- анстве, общины в исламе и буддизме. Существуют опреде- ленные правила и нормы приобщения к данной религии
    (крещение в христианстве, факт рождения в общине в исла- ме), регламентация жизни верующих, иерархия служителей, совокупность догм и принципов и т.д. Религию поэтому можно рассмотреть как социальный институт;
    (6) широкое использование символов и мифов — на протяжении истории существовало множество разнообразных религий, они разнообразны и сейчас.
    Классификация (типология) религий
    Наиболее распростране- ны следующие подходы.
    1. Исторический. Он определяет основные этапы развития рели- гии, которым соответствуют ее различные формы.
    (1) ранние религии характерны для первобытного общества.
    Они встречаются у некоторых современных народов (напри- мер, в Африке или Австралии), их элементы представлены и в современных религиях. К ранним религиям относятся то- темизм, фетишизм, магия, анимизм, аниматизм, культы;
    (2) национально-государственные религии. Когда-то их было очень много — древнегреческая, древнеримская, древнееги- петская, древневавилонская и др. Эти религиозные системы выросли на национально-этнической почве и были распро- странены в пределах определенных государств. Ряд нацио- нально-государственных религий существует и в наше время.
    К ним относятся: синтоизм в Японии, конфуцианство и дао- сизм в Китае, индуизм в Индии, иудаизм — религия госу- дарства Израиль.
    (3) мировые религии. Они вышли за пределы страны своего возникновения, приобрели наднациональный характер и объединили представителей разных этносов, культур, язы- ков. К ним относятся:
    (а) буддизм, появившийся в VI—V вв. до н.э.;
    (б) христианство, возникшее в I в. н.э. (существуют, как из- вестно, три ветви христианства — католицизм, протестан- тизм, православие);
    (в) ислам — самая молодая мировая религия, возникшая в VII в.
    (основные направления в исламе — суннизм и шиизм, вах- хабизм, суфизм).
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    424
    2. Подход основанный на содержании веры, — монотеизм, поле- теизм, пантеизм, атеизм, деизм.
    Монотеизм — вера в одного Бога (иудаизм, христианство, ис- лам. Политеизм — вера во многих богов (язычество древних славян, индуизм). Пантеизм — отождествление бога и природы (индуизм).
    Теизм — признание существование Бога, веру в него. Атеизм от- рицает существование Бога и веру в него. Деизм признает творение мира Богом, после чего мир существует и развивается самостоятельно.
    Функции религии
    Социальная роль религии раскрывается в ее
    социальных функциях, которые исторически, конечно же, менялись.
    Назовем наиболее существенные из социальных функций религии.
    (1) Функция сохранения, воспроизведения и поддержания культуры, что обеспечивало самосохранение и самовоспроизведение общества, прежде всего на его на ранних стадиях существо- вания. Эту функцию раскрывает, например, З. Фрейд. Когда общество только еще конституировалось как таковое, имен- но религия была той силой, которая удерживала людей в оп- ределенных границах и нормах жизнедеятельности и обеспе- чивала стабильность. А нормы были связаны с необходимо- стью труда и формированием нравственности; убеждение в сверхъестественном происхождении норм и заставляло людей их соблюдать. Впоследствии появились другие регуляторы общественной жизни.
    (2) Интегративная функция. Религия рассматривается как фактор интеграции общества, объединения стремлений и усилий людей, социальных институтов. Из истории известно доста- точно примеров данной функции — принятие христианства на Руси способствовало становлению государственности и консолидации восточнославянских племен; под знаменем ислама в короткие с точки зрения истории сроки арабами была завоевана огромная территория и создана мощная им- перия Арабский халифат. В наши дни в России ряд полити- ков возлагают надежды на православие в плане обеспечения интеграции и консолидации общества.
    (3) Функция социальной идентификации. Религия выполняет функ- цию определения социальной принадлежности индивидов
    (принадлежность может быть также определена по социаль- но-классовому и национально-этническому признакам), на- хождения «своих», родственных «по духу».
    (4) Психологическая функция, точнее говоря, психологические функции, так они очень разнообразны. К ним относится компенсаторная функция, заключающаяся в религиозном
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    16. Социология духовной жизни
    425
    восполнении действительности, когда в религии и церкви человек находит то, чего лишен в действительности (извест- на фраза К. Маркса, что к религии человек обращается то- гда, когда еще не нашел себя или уже потерял). Происходит как бы снятие конфликтов и противоречий, признается ра- венство людей перед Богом и др. Это может быть функция утешения, надежды на будущее. Это может быть достижение состояния психологической гармонии, умиротворенности, успокоенности, уверенности и т.д.
    (5) Аксиологическая функция. Религия определяет то, что значимо, является ценностью, формируя определенное отношение к миру. Конечно, сами ценности, на которые ориентирует лю- дей конкретная религия, связаны с объективными условиями и обстоятельствами истории конкретной культуры, с опытом многих поколений людей. Из истории мировой культуры и курса истории философии известно о существенном разли- чии ценностей и ценностных ориентаций западного и вос- точного христианства (понимание человека, свободы, госу- дарства и др.).
    (6) Регулятивная функция вытекает из предыдущей функции.
    Здесь нужно обратить внимание на то, что на протяжении истории многие ценности утратили собственно религиозный характер, поскольку их вобрали в себя традиции, социальные привычки.
    (7) Коммуникативная функция. Прежде всего, религия служит средством общения для верующих — с одной стороны, с Бо- гом, с другой — друг с другом.
    (8) Познавательная функция. Когда-то религия была единственной формой знания людей о мире и себе; в руках служителей культа было сосредоточено и знание и образование. Будучи ценност- но-мировоззренческим, религиозное знание может удовлетво- рять определенные потребности и современного человека.
    (9) Идеологическая функция, то есть выражение в религиозном соз- нании интересов классов, наций, социальных групп или об- щества в целом. Религия могла (до эпохи модернизации) и может (например, в Иране) служить идеологией государства.
    В религиозной борьбе сталкивались интересы разных соци- альных групп — достаточно назвать в качестве примера сред- невековые ереси, Реформацию, церковный раскол XVII в. в
    России.
    Таковы наиболее важные положения социологии духовной жиз- ни. Отметим, что из всех разделов социологии социология духовной жизни пока развита достаточно слабо и в этой предметной области
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    426
    еще предстоит найти решающие и определяющие ее содержание и значение теоретические и прикладные новации, ярко и целостно раскрывающие сущность этого важнейшего для человека и общества социологического знания.
    Контрольные вопросы
    1. Объясните специфику социологического подхода к изучению ду- ховной жизни.
    2. Каковы основные трактовки сущности духовной жизни?
    3. Каково соотношение духовной жизни и общественного сознания?
    4. Охарактеризуйте основные черты духовной жизни.
    5. Как соотносятся индивидуальная и общественная духовная жизнь?
    6. Объясните что такое менталитет.
    7. Какую роль в социальной жизни играет общественная психология?
    8. Охарактеризуйте специфику социологического подхода к иссле- дованию науки.
    9. Как взаимосвязаны общественная психология и идеология?
    10. Каково место религии в социальной жизни?
    11. В чем заключается социальная сущность искусства?
    12. В чем специфика социологического подхода к морали?
    Литература
    1. Адорно Т. Проблемы философии морали. М., 2002.
    2. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. Социология духовной жизни. М.,
    2004.
    3. Гобозов И.А. Социальная философия. М., 2007.
    4. Зборовский Г.Е. Социология духовной жизни. М., 2004.
    5. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2007.
    6. Спиркин А.С. Философия. М., 2010.
    7. Социология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2010.
    8. Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М., 2008.
    9. Социология / Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 2009.
    10. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2004.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    Глава
    17
    Социология религии
    Знания о явлениях религиозной жизни — необходимая, существен- ная и интегральная составляющая общего образования и культуры человека. Следует учитывать общественную значимость и остроту проблематики, касающейся религии, начиная уже с вопроса о том, можно ли делать религию предметом научного изучения, не являет- ся ли ее социологический анализ вторжением в запретную область сакрального? Вне зависимости от отношения к религии для каждо- го образованного человека представляется необходимым ориенти- роваться в результатах научного изучения религии как одного из важнейших социальных институтов. Изучение социологии религии особенно актуально для многонациональной и многоконфессио- нальной России начала ХХI в., которая находится в поисках духов- ных, в первую очередь моральных, приоритетов, одним из которых предполагается и религиозная форма освоения мира, выяснение, каковы ее социально-культурные возможности и характер влияния на общественное сознание.
    17.1. ??????????кие предпосылки возникновения и развития социологии религии
    Религия — одна из сфер духовной культуры, способ практически- духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и лично- стью. Она необходимо возникает в ходе объективного процесса ста- новления человека, общества и превращается в аспект их сущности и существования. Религия имеет основы и предпосылки в опреде- ленных сторонах бытия Космоса, планеты Земля, общества, челове- чества, социальных групп и отдельного человека. Ее появление и воспроизводство обусловлены отношениями несвободы, зависимо- сти, господства-подчинения, иначе говоря, теми отношениями, ко- торые недоступны управлению, целенаправленному регулированию.
    В религиях переплетаются компоненты общечеловеческие, классо- вые, этнические, глобальные и локальные: в конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие.
    Сегодня существует социологическое определение религии как институализированной системы верований, символов, ценностей и
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    III. Специальные социологические теории
    428
    практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия.
    По сравнению с мифологией она считается более зрелым эта- пом освоения социального и природного мира. Религия, по выра- жению М. Вебера, — это этап на пути человека от «сна наяву» к целерациональной системе представлений о мире, его «расколдовы- ванию», к рационализации мира.
    Конечно, рационализация носит исторический характер, она не абсолютна, но религия более рационально, чем мифология, органи- зует духовную жизнь общества.
    С древних времен религия считалась одним из наиболее влия- тельных социальных институтов, а теоретическое осмысление фе- номена религии начинается вместе с возникновением теоретиче- ской деятельности и мировоззрения, то есть философии.
    Постепенно сложились два мировоззренческих подхода, по- разному трактующих этот феномен, — философский и теологический.
    Философский — рассматривает сущность религии, ее функции в жизни человека, то есть истолковывает ее такой, какой мы обнару- живаем ее в прошлом и настоящем. Выясняет, является ли объект религиозного (сверхъестественного) переживания внешней объек- тивной реальностью, независимой от нашего мышления, или он всего лишь продукт человеческого сознания. В философии тради- ционно выделяются идеалистическое направление, когда постулиру- ется существование Абсолюта, и из него выводятся мир, человек и религия, и материалистическое, которое объясняет религию естест- венными земными причинами.
    Теологический (учение о Боге: от тео — Бог и логос — слово, учение) подход, в свою очередь, изучает религию как особое, сверх- природное явление, результат сверхъестественной связи человека с
    Богом и имеет надобщественный статус. Конечной целью являются защита и оправдание вероучения, доказательство значимости рели- гии для человека и человечества.
    С середины ХIX в., почти одновременно с теоретической социо- логией, формируется научный подход к исследованию религии — со-
    циология религии. Социологический контекст религии прямо указы- вает на ее диалектическую взаимосвязь с обществом и его социаль- ными институтами. Религия укоренена в повседневной жизни в качестве культурных моделей, символических систем, поведенче- ских образцов, в которых отражается человеческий опыт
    1
    . Итак, социология религии является отраслью социологии и одной из
    1
    См. об этом: Гараджа В.И. Социология религии. М., 2005. С. 11.
    Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????»

    17. Социология религии
    429
    религиоведческих наук. Находясь на грани социологии и теологии, она учитывает общественную значимость и разнообразие религиоз- ной проблематики.
    17.2. Предмет и объект социологии религии
    Термин «социология религии» ввел в научный оборот немецкий фи- лософ и социолог Георг Зиммель (1858—1918). Как специальная от- расль знаний социология религии — элемент концепции социаль- ной и культурной жизни многих социологов классической эпохи.
    А такие выдающиеся ученые, как О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер,
    К. Маркс, Б. Малиновский и др., были одновременно и основателя- ми социологии, и основоположниками социологии религии.
    Как самостоятельная научная дисциплина социология религии разрабатывается на пересечении двух исследовательских потоков в процессе их становления и конституирования: социологии и рели-
    гиоведения.
    Социология исследует религию как социальный феномен, то есть основополагающий социальный институт, внешним образом воз- действующий на людей. Социолога волнует социальное «измере- ние» религии и в первую очередь ее влияние на социальное поведе- ние, включая его идеальные образцы, правила и мотивацию. При этом ее интересуют религиозные верования не сами по себе, а то, что происходит в обществе под влиянием религии.
    Помимо этого, в социологии религии изучаются взаимоотноше- ния религии как социального института с другими важнейшими социальными институтами, такими как институт семьи и брака, по- литическими, культурно-образовательными, экономическими и др.
    Так, социолог при анализе фактов религиозного феномена за- нимает нейтральную позицию в споре между воинствующей верой и воинствующим неверием. Здесь уместно сделать ремарку о том, что научное знание о религии само по себе не является ни религи- озным, ни антирелигиозным. Профессиональная этика обязывает исследователей социологии религии не преступать границы, отделяю- щие ученого от религиозного проповедника или атеистического кри- тика религии. На это указывал еще М. Вебер, настаивая на соблюдении
    «интеллектуальной честности» настоящего ученого
    1
    , когда под запре- том находится такой прием, как введение в социологический анализ понятий религиозного дискурса (способа аргументации).
    1
    Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произве- дения. М., 1999; Он же. Хозяйственная этика мировых религий // Вебер М. Из- бранное. Образ общества. М., 1994. С. 43—73.
    1   ...   50   51   52   53   54   55   56   57   ...   60


    написать администратору сайта