Учебника для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебнометодическим центром
Скачать 2.71 Mb.
|
Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 338 (4) социальные аспекты организации исследовательского труда, научных коммуникаций, взаимодействие формальных и не- формальных отношений в науке, проблема научного сооб- щества как некоего особого этноса, живущего по своим пра- вилам и законам; (5) социокультурная обусловленность научного знания и его развития, роль социальных, в том числе нравственных, идеа- лов, ценностей и норм, регулирующих социальную деятель- ность, оценку и стимулы их труда, соотношение институцио- нальных и личностных аспектов научной деятельности. и др. Основной интерес социологии науки сконцентрирован, конечно, на изучении и развитии специфики научной деятельности. Остано- вимся на этом вопросе более подробно. 14.2. Мифология и наука. Основные исторические этапы становления науки Мифология науки До появления науки в сознании нашего далекого предка господ- ствовало мифологическое мышление, и одним из главных его свойств была господствующая авторитарность: миф никому не предостав- ляет возможностей для свободного выбора каких-либо альтернатив поведения, а также не допускает критического отношения к собст- венному содержанию. Иначе говоря, мифологическое существует как одна мощная традиция, обязательная для всех членов данного первобытного коллектива без исключения, а принудительное следо- вание этой традиции обеспечивается такими особенностями мифо- логического сознания, как коллективность, ритуальность, табуиро- вание, символичность. Практика табуирования, например, — главный механизм регу- лирования социальных отношений, которые носят принципиально коллективистский, солидарный характер. Этими табу пронизаны буквально все стороны жизни каждого и всех в мифологическом обществе. Полововозрастные табу разделили племена на брачные классы и тем самым исключили половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу определяли характер пищи, которая предназначалась разными представителями древнего общества — вождю, воинам, женщинам, детям, старикам. Другие табу должны были гарантировать неприкосновенность жилища или очага, соблю- Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 14. Социология науки 339 дение правил погребения, распределения обязанностей и прав между членами общины. Соплеменники были буквально повязаны гнетом бесчисленных табу, нарушение которых строжайше наказывалось (по выражению Леви-Брюля, люди в архаичном обществе были подконтрольны формуле «Мы не верим, мы боимся»). Не выполнять некоторые табу допускалось только очень немно- гим избранным, например жрецам, вождям и выдающимся воинам, у которых появляются некие зачатки деятельности — их целенаправ- ленной активности, относительно освобожденной от обязательности соблюдения ритуалов. Итак, активность человека в мифологические времена представлена двумякомпонентами — традицией (ритуалом) и деятельностью (с господствующим для большинства преоблада- нием именно ритуала). Все это в конечном счете приводит к расщеплению ранее цело- стных традиций на первичные и вторичные. И что особенно важно, вторичные традиции становятся способными к развитию, к изменению в зависимости от целей тех, кому позволено отступать от ритуала, кому позволено двигаться к неким ими самими поставленным ори- ентирам. Изменяемая (вторичная) традиция — это уже принципи- ально другая, отличная от первичной традиция — отличная, прежде всего, тем, что она может изменяться, развиваться в зависимости от особенностей ситуации. Это и есть первоначальный прообраз ново- го понятия — понятия «знание», которое в после-мифологические времена (т.е. во времена научные) возьмет на себя всю тяжесть че- ловеческой активности — теперь уже господствующим образом в виде деятельности. Такая, изменяемая, система традиций теперь в полной мере способна, во-первых, «связывать» человека с про- шлым, закрывая (до известной степени) ему возможность ретро- спективного произвола; с другой стороны, именно такая система традиций открывает человеку перспективу свободы в настоящем и будущем на основе прошлого, учитываемого только избирательно. Переход «традиция — вторичная традиция — знание» чрезвычайно важен для понимания всей проблематики социологии науки. Теперь активность человека — некое отрицание ритуала, и именно ее можно назвать первоначальной формой деятельности — активности не строго регламентированной, активности с опреде- ленной степенью свободы и выбора различных ее «редакций». Вот только теперь «освобожденная» активность (деятельность) соединя- ется с освобожденной, способной к интерпретации и изменениям вторичной традицией (первоначальной формой знания). Утрата господствующего влияния мифологии на человека во всех без исключения элементах его жизни и деятельности начина- ется с нового типа мифологии — героической мифологии; ее герой Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 340 обладает качествами, позволяющими ему расправляться сначала с демоническими чудовищами, затем с явлениями природы и затем и с самими богами! Постепенно появившееся из мифологии «героиче- ское» начало воплощается в начале рациональном, которое сразу про- тивопоставило себя мифу, более того, под огонь рационального в качестве предмета критики попадает в конечном итоге и сам миф, прежде всего нормы человеческого рода, в том числе нормы мора- ли, различные запреты и табу. Затем последовал и разрыв рацио- нального с ценностной стороной сознания, начался этап понятийного постижения мира, сопровождавшийся еще большим разрушением целостности, жестким фиксированием за понятиями добытых со- держаний (знаний), выработки причинно-следственных и логиче- ских связей и т.д. — все это уже и есть нарождающаяся наука. Уже появляется та «отвязанная» от традиции, от ритуала, от та- бу активность человека — его деятельность, которая может позво- лить себе преследовать иные, в том числе чисто исследовательские, а не только традиционно заданные цели и задачи. Появилась вто- ричная традиция, которая готова менять свое содержание — прооб- раз научного знания. Кроме первоначальной формы научного зна- ния появилась и та первоначальная форма научного сообщества — община, то сообщество, которое может себе позволить не только ритуально обусловленную активность, — элита, вожди и жрецы. Именно они являются будущим прообразом общины научной; для них уже даже в мифологические времена знание — один из основ- ных ресурсов их власти, могущества, средство для эффективного управления тем большинством людей архаичного общества, для которых удел ходить строем и строго только по колее ритуалов и традиций… Такова мифология — великая, загадочная, до сих пор крайне необходимая. Мы до сих пор пользуемся ее достижениями — ведь именно мифологический человек открыл для всех нас речь, общест- во, деятельность, нравственность, науку, образование, религию, тех- нику, власть и т.д. И такова наука, порожденная мифологией, но принципиально ее отрицающая во всем. Основные исторические этапы становления науки Проследим за основными историческими этапами становления науки в человеческом обществе; для достижения этой цели нам нужно будет задействовать, прежде всего, связи социологии науки и философии. Одной из характерных черт нарождающегося научного познания в Древней Греции было критическое отношение к такой житейской Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 14. Социология науки 341 традиции, как поиск выгоды, пользы в любом начинании, в том числе и в получении нового знания. По свидетельству Плутарха, «по всей вероятности, в те времена (во времена Солона) мудрость одного только Фалеса вышла за границы практических нужд». Ари- стотель отмечает, что «Анаксагора, Фалеса и им подобных называ- ют мудрыми, но не умными, видя, что они игнорируют собствен- ную выгоду, и говорят, что они знают нечто исключительное, изу- мительное, трудное и божественное, но бесполезное, ибо они ищут не человеческих благ». Что в этих замечательных исторических сви- детельствах древних философов важнее всего для целей нашего анализа становления науки? Критика традиции искать во всем только выгоду — вот с какой установки рождается научное мировоззрение у древнегреческих мыслителей. Утилитарный подход к знанию они объявляют ме- шающим, заслоняющим истину в познании окружающего мира, и именно поэтому от него, от этого традиционно-утилитарного под- хода, необходимо непременно отказаться, заменив такой подход в реальности подходом противоположным. Подходом, ориентирован- ным на следующую формулу: «знать исключительное, божествен- ное, трудное, но бесполезное». Это потом, уже в Новое время, наука станет главным ресурсом порождения техногенного общества, и ей опять потребуется ориен- тация на пользу и практическое применение добытых научных зна- ний, а вот в античные времена она еще обслуживает традиционное общество. Ей, науке, еще нужна истина, а не что-то меркантильно значимое и полезное. Хорошо видно, что наука настолько значима для функционирования общества, что с утверждением в нем в каче- стве одной из главной ценности наука все в нем очень сильно ме- няет. В этом плане принято различать два типа социума — тради- ционный и техногенный. С точки зрения социологии науки различия традиционной и техногенной цивилизаций носят радикальный ха- рактер и их можно охарактеризовать более подробно следующим образом. 14.3. Традиционная и техногенная цивилизации Традиционные общества характеризуются замедленными темпами социальных изменений. Конечно, в них также возникают определен- ные инновации как в сфере производства материальных и духовных благ, так и в сфере регуляции социальных отношений, но прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов и Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 342 даже поколений. В традиционных обществах может смениться не- сколько поколений людей, заставая одни и те же структуры обще- ственной жизни, воспроизводя их и передавая следующему поколе- нию. Виды деятельности, их средства и цели могут столетиями су- ществовать в качестве устойчивых стереотипов. Соответственно в культуре этих обществ — традиционных — приоритет отдается тра- дициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канони- зированным стилям мышления. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность, напротив, она име- ет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций. Древняя Индия и Древний Китай, Египет, государства мусульманского Востока эпохи Средневековья и т.д. — все это именно традиционные общества. Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие государства Третьего мира со- храняют черты традиционного общества, хотя их столкновение с современной западной (техногенной) цивилизацией рано или позд- но приводит к радикальным трансформациям традиционной куль- туры и образа жизни. Что же касается техногенной цивилизации, которую часто обо- значают расплывчатым понятием «западная цивилизация»,имея в виду регион ее возникновения, то это особый тип социального раз- вития и особый тип цивилизации, определяющие признаки которой в известной степени противоположны характеристикам традицион- ных обществ. И не последнюю роль в становлении техногенной ци- вилизации сыграла именно наука, ее господство в таком обществе. Когда техногенная цивилизация сформировалась в относительно зрелом виде, то темп социальных изменений стал возрастать с ог- ромной скоростью. Можно сказать, что экстенсивное развитие ис- тории здесь заменяется интенсивным; пространственное существо- вание — временным. Резервы роста черпаются уже не за счет рас- ширения культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципи- ально новых возможностей. Самое главное и действительно эпо- хальное, всемирно-историческое изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, состоит не в том, что стала значимой техника и различные технологии, наука проникла в различные виды деятельности — все это, несомненно, действительно важно, но главное все же не в этом. Главное — воз- никновение новой системы ценностей. Ценностью теперь считается сама инновация, оригинальность, вообще все новое. А что более всего генерирует эти новации? Конечно наука, и поэтому ценно- стью номер один в обществе становится именно наука, Техногенная цивилизация началась с развития науки, с развития теоретического Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» 14. Социология науки 343 знания, с признания науки как главной ценности и подчинения ей всех сторон человеческого существования. Так возникает тип развития общества, основанный на уско- ряющемся изменении природной среды, предметного мира, в кото- ром живет человек. Изменение этого мира приводит к активным трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивили- зации научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направлен- ность прогресса с ориентацией на будущее. Для культуры техноген- ных обществ характерно представление о необратимом историче- ском времени, которое течет от прошлого через настоящее в буду- щее. Отметим для сравнения, что в большинстве традиционных культур доминировали иные понимания: время чаще всего воспри- нималось как циклическое, когда мир периодически возвращается к исходному состоянию. В традиционных культурах считалось, что «золотой век» уже пройден, он в далеком прошлом. Герои прошло- го создали образцы поступков и действий, которым следует подра- жать, и только. В культуре зарождающихся техногенных обществ совершенно иная ориентация. В них идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение к будущему, а будущее полагается как рост цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство. Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет — го- раздо меньше времени существования традиционного общества, но оказалась весьма динамичной, подвижной и очень агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и их культуры — это мы видим повсемест- но, и сегодня этот процесс идет по всему миру. Такое активное взаимодействие техногенной цивилизации и традиционных об- ществ, как правило, оказывается столкновением, которое приводит к гибели последних, уничтожению многих культурных традиций, по существу, к гибели этих культур как самобытных целостностей. Традиционные культуры не только оттесняются на периферию, но и радикально трансформируются при вступлении традиционных обществ на путь модернизации и техногенного развития. Чаще все- го эти культуры сохраняются только фрагментарно, в качестве ис- торических рудиментов. Так произошло и происходит с традицион- ными культурами восточных стран, осуществивших индустриальное развитие; то же можно сказать и о народах Южной Америки, Аф- рики, вставших на путь модернизации, — везде культурная матрица техногенной цивилизации трансформирует традиционные культуры, преобразуя их смысложизненные установки, заменяя их новыми Copyright ??? «??? «??????» & ??? «A???????? K????-C?????» III. Специальные социологические теории 344 мировоззренческими доминантами. Эти мировоззренческие доми- нанты складывались в культуре техногенной цивилизации еще на прединдустриальной стадии ее развития, в эпоху Ренессанса, а за- тем и европейского Просвещения. Они выражали кардинальные мировоззренческие смыслы: по- нимания смысла человека, мира, целей и предназначения человече- ской жизнедеятельности. Что привнесла в эти смыслы именно гос- подствующая наука как главная ценность техногенного общества? Человек понимается теперь как активное существо, которое на- ходится в принципиально деятельностном отношении к миру. Дея- тельность человека должна быть направлена вовне, на преобразова- ние и переделку внешнего мира, в первую очередь природы, кото- рую человек должен подчинить себе. В свою очередь, внешний мир рассматривается как арена деятельности человека, как его мастер- ская и кладовая, как если бы мир и был с самого начала предна- значен для того, чтобы человек таким образом получал необходи- мые для себя блага, удовлетворял свои потребности. Техногенная цивилизация, основанная на господстве науки, в самом своем бытии определена как общество, постоянно изменяющее свои основания. Поэтому в ее культуре активно поддерживается и ценится постоян- ная генерация новых образцов, идей, концепций. Лишь некоторые из них могут реализовываться в сегодняшней действительности, а остальные предстают как возможные программы будущей жизне- деятельности, адресованные грядущим поколениям. В культуре тех- ногенных обществ можно обнаружить идеи и ценностные ориента- ции, альтернативные доминирующим ценностям, но в реальной жизнедеятельности общества они могут и не играть определяющей роли, оставаясь как бы на периферии общественного сознания и не приводя в движение массы людей. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Если угодно, эта идея была важнейшей составляющей того «генетического кода», который оп- ределял само существование и эволюцию техногенных обществ. Что же касается традиционных обществ, то здесь деятельностное отно- шение к миру, которое выступает родовым признаком человека, понималось и оценивалось с принципиально иных позиций. Нам долгое время казалась очевидной активистская мировоз- зренческая установка. Однако ее трудно отыскать в традиционных культурах. Свойственный традиционным обществам консерватизм видов деятельности, медленные темпы их эволюции, господство регламентирующих традиций постоянно ограничивали проявление деятельностно-преобразующей активности человека. Поэтому сама |