Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура сюжета включает три основных компонента

  • Контрольные вопросы и задания

  • Жанры телевизионной журналистики

  • Телевизионная журналистика как явление и как профес­сия подразделяется на информационную, аналитическую и до­кументально-художественную.

  • Художественная документалистика

  • Информационные

  • Хроника — это запись исторических событий в хронологической последовательности (поэтому журналистов часто называют летописцами событий, летописцами

  • 5.5.2.

  • Обозрение — один из традиционных, устойчивых

  • Жанры

  • Очерк — пограничный жанр, он лежит меж

  • Киселев. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус


    Скачать 2.78 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус
    АнкорКиселев
    Дата03.04.2023
    Размер2.78 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКиселёв А.Г. Теория и практика массовой информации.doc
    ТипУчебник
    #1035048
    страница13 из 36
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   36
    Тема — это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; это также постановка проблемы, пре­-

    162____________________________________________________А.Г.Киселев
    допределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Тема — это вопрос, выделенный автором как самый важный для данного материала и вре его рассмотрения.

    Идея — это основная мысль произведения, с помощью торой автор выражает свою нравственную позицию. Идея может предшествовать изучению материала. Это как бы квинтэссенция взглядов автора на действительность, выражение гражданских и этических принципов на. примере того или жизненного факта. Идея целиком зависит от автора, от с его мыслей, его эрудиции, моральных норм, психического с да, вкусов, склонностей и других индивидуальных качественности.

    Тема шире, чем идея. Одной теме могут быть посвящены разные передачи, но идея у каждой будет своя.

    Когда собран материал для будущего сценария, определена его тема и ясна идея, начинается следующий этап творческой работы журналиста — отбор фактов, событий и лиц, которые должны войти в произведение, и одновременно поиск позиционного решения. Это важный и порой мучительный процесс, когда автору приходится отказываться от многих, часто очень ярких моментов, накопленных при знакомстве с объемами будущих съемок, отказываться во имя того, чтобы глаза в произведении прозвучало во весь голос.

    Часто начинающие журналисты включают в сценарий материал, имеющий лишь косвенное отношение к теме произведения. Это, как правило, происходит из-за неглубокого знакомства автора с проблемой, от неумения отобрать события факты, необходимые для ее раскрытия. Вот, к примеру, сценарий, посвященный проблеме физиологически неполноценных детей. Автор начинает с рассказа о счастье материнства и том, какое горе испытывает женщина, если ребенок болен, тем более неполноценен. Тема заявлена эмоционально и Далее логика ее развития обязывает к введению эпизодов, которые показали бы, что рождение слаборазвитого ребенка горе не только для матери, но и для страны, общества, государства, лишившихся полноценного человека, работника, продолжателя рода. Подчеркнув мысль о том, что проблема будущей передачи — проблема государственная, что к ее. Решению

    Теория и практика массовой информации____________________________163
    необходимо привлечь многие учреждения, сценарист должен был выяснить причины, по которым от здоровых людей рождается слабое потомство. Чтобы узнать это, стоило обратиться к медицине, практической и теоретической, психологии, генетики,физиологии и психологии брака, проблемам экологии и т. п. У автора этих знаний не было. Он не проник в глубину темы. Его обманула очевидная драматичность самой жизненной ситуации, и он решил, что может раскрыть проблему, опираясь лишь на внешнюю сторону фактов.

    Заметим, что документальный сценарий следует начинать с рассказа об основной, а не побочной проблеме, чтобы подготовить читателей, зрителей к восприятию развиваемой мысли. Когда цель произведения — привлечь внимание широкой общественной ценности к заботе о здоровье будущих поколений, пробудить тревогу за это у супругов, врачей и ученых, то проблема не Должна исчезать из поля зрения сценариста. Естественно, она

    имеет быть раскрыта и косвенно, но каждый эпизод должен, в идеале, пополнять, расширять и углублять разговор о главном предмете сценария и передачи.

    Подчеркнем еще раз — только все компоненты сценария в их органическом единстве приводят автора к искомой цели, воп­лощают тему и идею.

    Композиция — это составление, соединение, связь, закономерное построение произведения, соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Это прин­цип организации материала. С. Эйзенштейн писал, что «композиция есть такое построение, которое в первую очередь слу­жит тому, чтобы воплотить отношение автора к содержанию и одновременно заставить зрителя так же относиться к этому содержанию».

    Композиция документального произведения обычно обус­ловлена его темой и идеей и представляет собой такое соедине­ние отобранных для сценария фактов, событий, которое раскрывает их глубинные связи и выражает позицию автора. С помощью композиции автор организует материал, располагает его в последовательности, диктуемой стремлением воплотить вымысел и полно и интересно, выявляет главные и второсте­пенные элементы, стремится соединить их гармонически, путем соподчинения.

    164_____________________________________________________А.Г.Киселев
    Композиция помогает справиться и с чисто техническими трудностями. Экранное произведение надо укладывать в опре­деленные временные рамки; этому помогает членение на сцены и эпизоды.

    Понимание композиции особенно важно для произведений публицистики, оно помогает так организовать структуру эк­ранного сообщения, его информационные, смысловые, эмоцио­нальные и другие потоки, чтобы воздействие их не притупля­ло чувства зрителей, не утомляло их, а увлекало, волновало и развлекало новизной мыслей и эмоций.

    Поиск композиционного решения сценария невозможен без отбора материала. Неопытному автору трудно бывает с этим спра­виться: все кажется ему одинаково нужным, интересным, важ­ным. Надо твердо знать: так не может быть, одинаково важ­ных фактов нет. В цепи происходящих событий всегда есть эпи­зод структурообразующий, определяющий суть события, решения или поступка героя. Все остальные факты — второсте­пенные. Этот момент (в драматургии он называется кульминаци­ей) следует искать и вычленять из потока наблюдаемых собы­тий. Это относится и к людям, с которыми журналист знако­мится в процессе работы над сценарием. Конечно, каждый мо­жет быть чем-то интересен для зрителя. Но для раскрытия выбранной сценаристом темы, объяснения проблемы требуется найти одного-двух персонажей, в которых квинтэссенция ти­пичного, концентрированность жизненных установок, которые помогут автору обрести в зрителях единомышленников.

    Все элементы сценария важны и взаимосвязаны. Многове­ковой опыт театральной драматургии установил основополагаю­щие составляющие драматургической структуры. Структура сюжета включает три основных компонента начало, середину и конец.

    В классической теории драматургии дается следующая схема основных элементов композиции: экспозиция (пролог) — заявка (начало) — перипетии (раз­витие действия) — кульминация (высшая точка воплощен авторской позиции, напряжения мысли или конфликта) — пе­рипетии (действия, ведущие к развязке) — развязка (конец) - эпилог.

    Теория и практика массовой информации____________________________165
    В публицистике чаще всего освещаются жизненные проблемы, возникающие как результат внутреннего развития, скрытого от непосредственного наблюдения и не выражающиеся в единичном внешнем столкновении. Истоки подобного процесса возможно показать непосредственно. Поэтому уместнее использовать более нейтральный термин «начало», «заявка». Начальный эпизод, первые кадры сообщения — камертон, по которому можно судить о серьезности темы, наличии (или отсутствии) авторской идеи и мастерстве воплощения.

    Одна из самых типичных ошибок сценаристов — неточное начало сценария в идеале в нем задаются темп и ритм произведения. Сценарий, особенно короткого сообщения, лучше на­чинать с той темы, которая составит главную линию развития действия, мысли, проблемы.

    Другой важный элемент драматургии — самый яркий, самыйнапряженный момент в развитии мысли автора или событий лежащих в основе произведения, — кульминация. Часто сценаристы-документалисты, ссылаясь на то, что они запечатляли поток жизни, не выделяют в сюжете центрального эпизода. И передача или фильм идут в одном ритме, что придает ему однообразие, ослабляет внимание и интерес зрителя. Вместо выделения и построения кульминационного эпизода неопыт­ный сценарист делит произведение на части — своего рода главки, которые, скрывая его профессиональную беспомощность или недобросовестность, помогают не столько заинтересовать зрителя и вовлечь его в проблемы передачи, сколько сообщить необходимую информацию. Мысль, проблема в своей эволюции естественно проходит через апогей, высшую точку своего роста. В лучших публицистических произведениях именно в этой мине появляется образ, обобщение. В фильме «Взгляните на лицо» кульминационная сцена — девушка, погруженная в созерцание красоты «Мадонны Литты» Леонардо да Винчи, сама прекрасная, как ее сверстница на картине. И именно эта сцена

    дает возможность понять основную мысль авторов (сценарий С. Соловьева, режиссер П. Коган) — способность воспринимать прекрасное столь же редка и замечательна, как и талант художника.

    Мастерство драматурга заключается и в том, чтобы уметь реализовать таящиеся внутри материала возможности. Компо­-

    166_____________________________________________________А.Г.Киселев
    зиционно решать какую-либо сцену нужно всегда с куска, который больше всего поражает своим содержанием и своеобразием. При этом следует иметь в виду, что обычно наиболее сильно поражает кусок, который не только непосредственно эффектен, но в котором заключен внутренний динамический выразитель темы.

    Конечный эпизод публицистического сообщения — не менее важный элемент композиции. Традиционный термин «paзвязка» в документалистики неуместен, ибо документальное со» общение — часть, вырванная из динамического потока жизни, часть, ограниченная замыслом автора, но продолжающаяся за пределами этого замысла, за пределами произведения. Нейтральное название — финальный эпизод — звучит наиболее грамотно. В сценарии он естественно завершает рассказ о проблеме или событии, которые были предметом рассмотрения. Оттого, насколько интересен и логичен финал, зависит эффект воздействия передачи, фильма на зрителя. Психологи отмечают, что в восприятии начала и конца произведения заметя особая концентрация внимания зрителя. Это и должен учитывать сценарист.

    Важный компонент неигрового сценария - сюжет. Разны­ми теоретиками и практиками этот термин трактуется неодинаково. Сюжет — это уже авторская интерпретация этих собы­тий, рассказ автора о них в той последовательности, которую он сочтет для себя наилучшей». Движение сюжета включает в развитие конфликта. Обычно в документальном произведении конфликт скрыт внутри сюжета, внутри характеров героев, в их словах и поведении. Прямое столкновение показать удается редко.

    Сложились три основных типа конфликтов в неигровая драматургии; они вполне соответствуют тем типам, которые существуют в игровой:

    ♦ борьба с физическими препятствиями, природой или обстановкой;

    • борьба с социальной средой, с людьми;

    • борьба с самим собой, конфликт психологический.

    В конфликтном столкновении характеров персонифицируется проблема, из-за которой сценарист взялся за материл вне конфликта нет драматургии. Поэтому журналист, прежде

    Теория и практика массовой информации____________________________167
    нем приступить к написанию заявки на сценарий, должен обсудить, какое противоречие в жизни он будет рассматривать, о каком, скрытом или явном, столкновении, чего или кого с чем или с кем будет он рассказывать зрителю.

    Итак, изучив материал, определив тему и идею будущего экранного сообщения, отобрав героев, факты и события, кото­рые, по его мнению, помогут раскрыть тему, автор приступа­ет к написанию сценария, т. е. ищет средства, с помощью кото­рых сможет адекватно задуманному воплотить свои мысли на примере одного (или нескольких) персонажа и происшествия. В искусствоведении принято считать, что в это время драматург ищет форму содержанию своего произведения.

    Ремарка — не перечень подробностей, она не просто на­мывает действие, а дает его экранное решение. И вместе с тем она должна быть ассоциативна. Режиссер, оператор — не ма­рионетки, движения которых механически расписаны, а ху­дожники. Сценарий предназначается всегда для своего дальнейшего воплощения, в котором принимает участие целый твор­ческий коллектив. Поэтому сценарий в какой-то степени «руководство к действию» для режиссера и оператора, и содержится оно в описательной части.

    Стиль сценария может быть, конечно, различным — это зависит от авторской индивидуальности. Ремарки могут быть лаконичные или более пространные, красочные. Но при всем различии творческих подходов главное требование остается об­щим — ремарка должна давать полное представление о том, что впоследствии будет на экране.

    Сценаристы документального кино иногда недооценивают значение фона, на котором развернутся события. В сценарии важно учесть возможное воздействие фона и предложить оп­тимальный вариант обстановки, в которой должен быть снят герой, его действия, беседы с корреспондентом или другими персонажами. Второй план (пейзаж, детали интерьера и пр.) создает настроение сцены, влияет на то, как зритель воспри­мет смысл разговора, характер события.

    В ремарке сценаристу необходимо описать время, место, обстановку и атмосферу события, дать характеристики его уча­стников, их поведения, особенностей речи и внешности. При этом неопытных сценаристов ожидают две опасности: описать

    168____________________________________________________А.Г.Киселев
    подробно и точно все, что хотелось бы видеть в фильме передаче и тем самым дать повод к инсценированию действительности, или отказаться от разъяснения образного смысла эпизодов, сухо изложить факты и тем самым положиться на режиссера и оператора, которые будут снимать то, что увидят. Ясно, что и того и другого следует избегать.

    Хороший сценарий содержит многое: сюжет, расположен­ные по линии драматургического нарастания эпизоды, подробно выписанную ткань действия, указания относительно харак­тера музыкального сопровождения и обязательно монтажное построение действия.

    Монтаж — это в такой же степени сценарная проблема, как и режиссерская. Хотя автор и не разбивает сценарий па кадры, не делает технологических разбивок на объекты съемки и не дает прямых указаний оператору, он строит все действие таким образом, чтобы оно состояло из отдельных элементов - кадров, чтобы кадры складывались в монтажные фразы, чтобы от столкновения тех или иных фрагментов возникал определен­ный художественный эффект. Все основное, что относится к монтажу (организация сюжета, поэпизодная связь и пр.), — это нечто иное, как элементы композиции сценария. Самыми разнообразными приемами монтажа сценарист сопоставляет, отбирает наиболее важные элементы действия, сталкивает меж­ду собой контрастирующие по построению и ритму эпизоды, оперирует экранным временем и пространством, создает кульминационные моменты. Иначе говоря, посредством монтажа о выражает содержание и идею.
    Контрольные вопросы и задания


    1. Дайте характеристику основным традиционным структурным элементам драматургии при составлении телевизионного сценария.

    2. Понятие «темы».

    3. Понятие «идеи». «Композиция» и ее составляющие (э позиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка, эпилог «Сюжет» и « конфликт».

    4. Понятие «ремарки».

    5. Использование «монтажа».



    Теория и практика массовой информации____________________________169


      1. Жанры телевизионной журналистики


    Из предыдущих лекций о технологиях работы над сценари­ем — литературной основы экранного произведения — мы зна­ем, что любое содержание укладывается в некие формы. Философы категорию формы трактуют как выражение внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и про­цессов как между собой, так и с внешними условиями. Именно с этих позиций мы рассмотрим теперь ряд наиболее формализованных признаков журналистского творчества в телевидении.

    Телевизионная журналистика как явление и как профес­сия подразделяется на информационную, аналитическую и до­кументально-художественную. Это три способа освоения жиз­ненного материала, проявляющиеся в трех группах жанров. Вне системы жанров профессия не существует. Серьезное представление о жанрах — свидетельство профессиональной квалифи­кации журналиста.

    В целом жанр как род, вид произведения справедливо называют памятью культуры. В чем причина сохранения старой формы в новом явлении? Почему первые автомобили походили па конные экипажи, а электрические люстры — на люстры Вечные? Вероятно, причина состоит в общности функций. Те­левидение, возникшее как электронный способ распростране­ния звукозрительных образов реального мира на расстояние и ставшее новым средством массового общения, восприняло фун­кции, методы и формы творчества своих предшественников — печати и радиовещания, значительно обогатив их со временем.

    Теоретические основания для определения жанра телеви­дения, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда понятие «жанр» пришло в теорию журналистики. Условимся, что под жанром мы будем пони­мать исторически определившийся тип отображения ре­альной действительности, обладающий рядом относи­тельно устойчивых признаков.

    В основу жанрового деления положена не только уже упоминавшаяся нами мера типизации. Здесь учитывается также способ отражения реальной действительности, функциональные ценности тех или иных передач, их частей, тематическое своеобразие, технические условия создания телепроизведения.

    170_____________________________________________________А.Г.Киселев
    Таким образом, все разнообразие телевизионной продуй ции можно классифицировать по ряду формальных признаков. Это позволяет выделить определенное количество жанров, что важно не столько для теоретического осмысления проблем те­левизионной журналистики, сколько для практической деятель­ности телевизионных журналистов. Ведь в адекватном понима­нии жанровой природы заложены возможности и наиболее пол­ной реализации мастерства, и выполнения редакционного зада­ния.

    Сколь бы сложной ни была конструкция телевизионной пе­редачи, в ее основании всегда можно обнаружить устойчивый жанровые признаки.

    К информационным жанрам относят оперативные устные, сообщения, видеосюжеты, короткие интервью и репортажи; к аналитическим — то, что в практике часто называют «передача». Здесь можно выделить видеокорреспонденцию, беседу, комментарий, обозрение, дискуссию, пресс-конференцию, ток-шоу. Художественная документалистика включает в себя зари­совки, очерки, эссе, фельетоны, памфлеты.

    Жанр — категория историческая. Причем историзм здесь проявляется не только в отборе и закреплении его качеств (устойчивых признаков). Системы жанров — и это относится именно к журналистике — могут служить своеобразным инди­катором эпохи. Так, замечено, что во время ограничения информационных свобод преобладают жанры аналитические, одиночные, назидательные. И напротив, информационная насыщенность, господство репортажа демонстрируют пору свободы слова.

    Говоря об особенностях журналистской работы на телевидении, еще раз напомним общеизвестное положение, характереризующее суть этой профессии, единую для всех каналов массовой информации. Журналистика — это сплав общественно-политической деятельности и творчества, предполагающего необходимый уровень профессионального мастерства. Первое непосредственно влияет на содержание журналистских сообщений, выбор проблем и конкретной тематики, а также на понимание социальной значимости информации. Второе влияет на форму, в которую облекается содержание, на выбор жанра и необходимых изобразительно-выразительных средств.


    Теория и практика массовой информации_____________________________171
    Рассматривая систему жанров, мы различаем три основ­ных принципа подхода к изображению реальности, закрепленных соответственно в композиционной организации телема­териалов.

    Во-первых, группа жанров, выражающих стремление к простой фиксации реальности. Здесь автор идет за конкретным событием, явлением. Композиция таких материалов, их организация диктуются самим строем происходящего события. Это вносится к информационным жанрам.

    Во-вторых, тип сообщений, в которых автор анализирует реальные факты, явления в соответствии со своей творческой задачей. При этом композиция сообщения зависит не от фабулы события, но от замысла автора. Это жанры аналитической публицистики.

    Наконец, в-третьих, сообщения, композиция которых зависит от образной системы, предложенной автором. При со­хранении документальности материала автор пользуется средствами художественной выразительности вплоть до актерской три. Такие сообщения относятся к жанрам художественной публицистики. Определяющим здесь является наличие образа, сообщение и анализ фактов имеют второстепенное значение.


        1. Информационныежанрытелевидения (информационноесообщение(видеосюжет))


    Любой род человеческой деятельности, каждая профессия начинается с чего-то очень простого, с неких основ, которые, совершенствуясь, постоянно усложняясь, ведут к вершинам профессионального мастерства. С чего начинается телевизион­ный журналист? Может быть, с наблюдательности? Увидел не­что интересное, обнаружил что-то ранее неизвестное, обратил внимание на что-то — отметил в уме, запомнил — сделал краткую запись — так и готовится сообщение для средств мас­совой информации. Эту логическую цепочку мы выстроили, Пользуясь объяснениями толкового словаря к словам «заметить» заметка». Значит, заметка — информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагает какой-либо факт. Это общежурналистский жанр, исполь-

    172___________________________________________________А.Г.Киселев
    исполь­зуемый в печати, на радио, телевидении. Заметку нередко называют также хроникальным сообщением (от греч. — время). Хроника — это запись исторических событий в хронологической последовательности (поэтому журналистов часто называют летописцами событий, летописцами со временности). И хроника в журналистике — это краткое с» общение о факте. Таким образом, заметка и хроникальное со общение — определения-синонимы.

    На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка. В документальном кинематографе видео заметку часто называют хроникальным репортажем: это корот­кие материалы, показывающие основные моменты события их естественной последовательности. Что же касается практиков телевидения, то в их обиходе бытуют названия «информация» (о любом хроникальном сообщении, в том числе устном) «сюжет» (как правило, о видеозаметке, иногда об отдельной «страничке» сложной сценарной передачи). По-видимому, нет особой необходимости ломать обиходные привычки практиков бороться за искоренение, хотя и неточно употребляемого, столь широко распространенного термина.

    Заметка — наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент бюллетеней (выпусков) новостей.

    Заметка в вербальной (словесной) форме или устное отношение передается без видеоряда. Обстоятельство, оправдываю­щее ее использование, состоит в особой оперативности, когда новость представляет безусловный и всеобщий интерес, а съемки по той или иной причине невозможны, Автор-журналист обязательно присутствует на съемке, на него возлагается организация работы, решение любых производственных и творческих вопросов, возникающих на съемочной площадке. Такова традиция отечественного телевидения, которая будет существовать до тех пор, пока у нас не утвердится такая профессия, как продюсер (исполнительный продюсер на телевидении, воп­реки устойчивому мнению, отвечает не столько за финансирование программы, сколько за организацию работ, решает любые вопросы — и творческие, и административные).

    Таким образом, журналистская работа при подготовке авторского сюжета состоит из таких этапов: выбор и утвержде­ние темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана, участие в съемке, монтаже и написании текста.


    Теория и практика массовой информации____________________________173
    Во всех случаях текст должен быть лаконичным, но да­вать ответ на вопросы, которые могут возникнуть у зрителя, здесь особенно важно, чтобы вербальная часть сюжета не дублировала видеоряд. Кажется, это понятно даже начинающему тележурналисту, тем не менее, слишком часто мы слышим в кадровом тексте информационных видеозаметок предложения какого тапа: «На трибуну поднимается...»; «Зал встретил это выступление горячими аплодисментами...» Но ведь это доста­точно хорошо видно на экране, не нуждается в словесных объяснениях.

    При написании текста следует также учитывать отличие устной речи от письменной. Даже официальные («протоколь­ные») материалы можно «очеловечить», сделать их не такими казенными, сухими. Для этого избегают длинных предложе­нии, естественных при чтении «про себя», но трудно воспро­изводимых при устном исполнении. Телевизионная лексика не терпит канцеляризмов, профессионализмов и чисто научной терминологии.

    Закадровый текст официального сюжета читает ведущий информационной программы (или диктор). Закадровый текст авторского сюжета обычно до эфира записывает автор-журналист; тембр голоса подчеркивает своеобразие данного информационного материала. Не только на радио, но и на телевиде­нии многих журналистов мы узнаем по голосам. И это еще один из показателей профессионального мастерства.
    5.5.2. Жанрыаналитическойпублицистики (комментарийиобозрение)
    Комментарий (от лат. commentarius — толкование) — одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т. п.

    Телевизионный комментарий — это чаще всего разновид­ность выступления в кадре. Впрочем, все шире используется на кадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами.

    Комментарий относится к аналитической публицистике по­тому, что при достаточно широком охвате событий коммента-

    174_____________________________________________________А.Г.Киселев
    тор, следуя своей главной цели, освещает прежде всего при­чинно-следственные связи между событиями, говорит о воз­можных последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.

    Как и другие жанры, комментарий может быть органичной составной частью другой жанровой формы. Например, на пресс-конференциях часто звучит вопрос: «Как вы можете проком­ментировать происшедшее событие?» Подобная постановка воп­роса возможна и в развернутом интервью с политическим, об­щественным деятелем, специалистом в той или иной области знаний. Каждый из этих ответов, как правило, представляет собой мини-комментарий, а иногда и вполне развернутое комментаторское выступление. И здесь успех зависит от глубины анализа, широты обобщений, объективности в оценке обществен­но значимых событий, фактов.

    Обозрение. В перечне журналистских профессий на телевидении (о них речь пойдет в специальной главе) вслед за ре­портером, комментатором следует обозреватель. Наличие такой должности есть объективное свидетельство, что в телевизион­ной практике прочно утвердился этот специфический жанр.

    Обозрение — один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики. Перечислим основные особенности, которые его характеризуют. Во-первых, оно стро­го фактологично, причем факты отбираются и группируются и соответствии с определенной авторской целью; во-вторых, обо­зреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрыва­ет существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее; в-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие; в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологически­ми рамками («Сегодня в мире», «Пора страды»).

    Итак, предмет данного жанра — общественные события, а цель — предъявление зрителям причинно-следственных свя­зей (порой скрытых, трудно уловимых), выявление их значе­ния и тенденций дальнейшего развития.

    Изобразительные средства, с помощью которых на экране решаются столь сложные задачи, весьма разнообразны. Но по­скольку в обозрении нередко прослеживаются процессы, раз­-

    Теория и практика массовой информации____________________________175
    вивающиеся на протяжении продолжительного времени, то за­частую становится необходимым использование не только опе­ративного материала информации, но и архивного видеомате­риала, который компонуется в соответствии с логикой авторс­кой мысли.

    При всем тематическом многообразии сообщений этого жанра обычно все же различают общее обозрение, в котором рас­сматриваются разнообразные события определенного отрезка времени (воскресные вечерние передачи «Зеркало», «Обозре­ватель») и тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики — экономики, науки, искусства, спорта («АТВ-Брокер», «Футбольное обозрение», «Мое кино» и т. п.).

    Кроме обозрения монологического характера появились обозрения-диалоги, в которых обозреватель со своими компе­тентными собеседниками обсуждает главные события в той или иной области общественной жизни — здесь обозрение, по сути, превращается в беседу. Используются зрелищные возможности телеэкрана: документальные кадры, фотодокументы и т. п. Они органично сочетаются с устной речью и представляют собой не столько иллюстрацию, сколько материал, на котором обозреватель строит свои выводы и обобщения.

    Музыкальное обозрение, театральное обозрение и им по­добные программы по своим жанровым особенностям, в сущности ничем не отличаются от международного или спортивного обозрения. Меняется тема передачи, специализация обозрева­теля, но сущностные характеристики жанра остаются неиз­менными.


        1. Жанрыхудожественнойпублицистики (очерк)


    Итак, выбор журналистом жанра обусловлен характером творческой, профессиональной задачи, а также объектом отра­жения, особенностями жизненного материала. И, следователь­но, чем отчетливее понимает автор природу жанра, в форму которого он, облекает данный жизненный материал, тем успеш­нее может он выполнить поставленную задачу. Наиболее богат изобразительными средствами и выразительными возможнос­тями важнейший жанр художественной публицистики — очерк.

    176_____________________________________________________А.Г.Киселев
    Жанровые особенности очерка подробно выявлены в теории литературы. Очерк — пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом литературоведческом определении последнего). От рассказа очерк отличается, что в нем отражаются события и факты, действительно про­ходившие в жизни, обычно с точным обозначением места времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт — основа очерка. И нет, пожалуй, в публицистике другого жанра, который требовал бы столь очевидного проявление таланта, творческого мастерства, профессионализма, как очерка.

    Подобно тому, как репортаж составляет ядро информационной телепублицистики, очерк — ядро телепублицистики художественной. Подобно репортажному методу метод очерков распространяется и на другие жанры, становясь одним из главных в публицистическом творчестве. Очерк на телеэкране остается одним из наиболее сложных жанров публицистики, как раз объясняется органичным сочетанием исследования документального материала и рассказа (эстетического освоение реальной действительности). Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные рои, невыдуманные обстоятельства их отношений), очерк облекается в художественно обобщенную форму; для этого же характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен.

    Если в репортаже обнаруживается очевидная фактичное в обозрении — проблемность, аналитичность как проявлении авторской позиции, то очерк соединяет все эти качества, сочетаемые с яркой образностью в подходе к жизненному материалу и стилю его изложения.

    При всем многообразии очерка как жанра, обусловлены выбором изобразительных средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. главный предмет очерка почти всегда — человек (исключением можно считать научно-популярный очерк). Если в информации на первом плане — действие, свершение, а человек (его «носи-

    Теория и практика массовой информации_____________________________177
    тель») обычно статичен, то в очерке он на авансцене событий. Иначе говоря, предмет очерка — не столько результат челове­ческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и че­ловек как субъект действия.

    Даже в том случае, когда в центре очерка оказывается Какое-либо событие, все же показ и рассказ ведутся автором с целью раскрыть на фоне событий характеры людей. Если ре­портаж — это история событий, то очерк — история характе­ра. Поэтому наиболее распространенная разновидность жанра — портретный очерк, в котором автор прослеживает обстоятель­ства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, ста­раясь вскрыть глубинные личностные свойства (психологию, характер), а также социальный смысл деятельности. Здесь можно использовать самые различные методы и приемы: длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры.

    Тематически и композиционно более всего отличается от портретного также весьма распространенный на телевидении путевой очерк. Если первый пристально и с разных точек зре­нии рассматривает отдельного человека, то для второго характерна смена объектов, нередко обостренная динамика повество­вания. Путевой очерк использует репортажный метод съемки, однако с его помощью решаются иные, чем в репортаже, задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции. Как известно, для ху­дожественной публицистики факт — не столько самоценный, сколько исходный материал для авторского творчества. Отсюда И композиционное построение, не подчиненное «фабуле фак­та», их свободный отбор и перегруппировка, а также особая монтажная стилистика (сопоставление, столкновение, ассоциа­тивные сближения и пр.).

    И текст (обычно закадровый) путевого очерка, разумеет­ся, отличается от обычного репортажного комментария, предыдущего информационные цели: в очерке он строится на разных сравнениях, насыщен познавательными элементами, содержит индивидуальные оценки, ведущие к глубоким обоб­щениям.

    178_____________________________________________________А.Г.Киселев
    Стало быть, в путевом очерке, который внешне и тематически наиболее явно противостоит очерку портретному, и автор оказывается тем центром, вокруг которого группируются факты, предметы, события. Его публицистические оценки эмоциональные размышления, глубоко личное восприятие снятого материала, наконец, талант являются решающими определения той «меры типизации», уровня обобщения, скрытыми мы справедливо связываем художественность телевизионной публицистики.

    Очерк — отражение более или менее длительного временного процесса. Поэтому для экранного очерка, в отличие литературного, одна из основных трудностей состоит в до ментальном отражении уже свершившихся фактов, т.е. изображение прошедшего. Не умея решить иначе эту проблему, теле- документалисты нередко прибегали к методу воссоздания с бытии, тех или иных ситуаций. Но для того чтобы результат этом случае оказался успешным, чтобы на экране возникло бледное правдоподобие, но подлинная правда жизни, требуется незаурядное мастерство, авторская и режиссерская фантазия, операторская изобретательность и обязательно соблюдение чувства меры, художественного такта. Зритель должен бы осведомлен, что перед ним воссоздание факта, имевшего м то в прошлом. Инсценировка, выдаваемая за жизнь, противопоказана документальному экрану.

    Для практики последних лет более актуален иной способ отражения документального материала — метод длительно наблюдения (так называемая «привычная камера» вместо «скрытой камеры»). Здесь предметом экранного изображений становится реальная жизнь в ее естественном течении, композиционно организуемая впоследствии (при отборе и монтаже) в соответствии с замыслом автора.

    К сценарию очерка предъявляются самые высокие требования: о полном, тщательно разработанном сценарии мо говорить в применении именно к этому жанру. Работа журналиста здесь начинается с авторской заявки (либретто), позволяющей судить, во-первых, как о теме и объекте, так и об авто ком подходе к ним, во-вторых, о возможностях экранного воплощения, об изобразительных средствах и методах, которые будут использованы для осуществления замысла.


    Теория и практика массовой информации____________________________179
    Затем создается литературный сценарий, в котором под­робно характеризуется объект очерка, предлагаемый характер и метод телевизионного исследования проблемы, содержатся описания героев, определяется композиционная структура всего произведения (см. тему 2.4. «Технологии создания сцена­рия»).
    Контрольные вопросы и задания


    1. Расскажите о сущностных и структурных особенностях жанров телевидения.

    2. Информационное сообщение (видеосюжет) как основа информационных жанров телевидения.

    3. Аналитическая публицистика на телевидении. Особенности комментария и обозрения.

    4. Художественная публицистика. Очерк как яркий представитель жанра. Разновидности очерка.

    5. Попробуйте написать сценарии: видеосюжета, коммента­рии и очерка.


    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   36


    написать администратору сайта