Главная страница
Навигация по странице:

  • Телевизионный прожектор перестройки (1985—1991 гг.)

  • «ниш» отечественной

  • Эпизод I.

  • Эпизод II.

  • Эпизод III.

  • Киселев. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус


    Скачать 2.78 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус
    АнкорКиселев
    Дата03.04.2023
    Размер2.78 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКиселёв А.Г. Теория и практика массовой информации.doc
    ТипУчебник
    #1035048
    страница15 из 36
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   36

    Хроника событий

    1949 г. 16 июня — первая внестудийная передача: репортаж с первомайской демонстрации трудящихся в Ленинграде.

    190_____________________________________________________А.Г.Киселев
    Сдан в эксплуатацию весь комплекс реконструированного Мос­ковского телецентра на ул. Шаболовка, 53.

    29 июня — еще одна внестудийная передача: репортаж о футбольном матче со стадиона «Динамо».

    1951 г. 22 марта Совмин принял решение об организации ежедневных телепередач в Москве и о создании Центральной студии телевидения (ЦСТ).

    1954г. 3 апреля первая передача «Ученые на экране телевизора».

    27 октября первый номер тележурнала «Искусство».

    1. г. Январь. Первый репортаж с промышленного пред­приятия — фабрики «Красный Октябрь» (по сути, начало до­кументального раздела телевещания; провел репортаж Ю. Фо­кин — В.Ц.). Июнь. Первая событийная передача — репортаж о встрече на Центральном аэродроме президента Вьетнама Хо Ши Мина.

    2. г. 1 мая впервые проведен телевизионный репортаж о военном параде и демонстрации трудящихся на Красной пло­щади.

    Важнейшая страница в истории становления отечественно­го телевидения — освещение Всемирного фестиваля молодежи и студентов с 28 июля по 11 августа 1957 г. в Москве. Именно в это время на Шаболовке создаются первые журналистские твор­ческие подразделения — редакции: фестивальная (впоследствии ставшая Главной редакцией молодежных программ) и «Послед­них известий» (впоследствии Главная редакция информации).

    Во исполнение постановлений ЦК КПСС 1959—1960 гг. (а тогда ничего не делалось без партийных постановлений) на те­левидение пришли журналисты. Телевидение становится сред­ством массовой информации и пропаганды — СМИП (аббревиа­тура СМИ воспринималась в те годы как усеченная). Пропаган­да в ее коммунистическом понимании становится основой со­держания всех телевизионных передач («Ленинский универси­тет миллионов», тележурнал «Партийная жизнь», «Пропаган­дистский огонек», «Советское — значит отличное» — такими названиями пестрели расписания телевизионных передач).

    Это вовсе не значит, что в этот период отечественное телевидение не создавало ничего интересного. Период с 1957 по 1970 г. называния». Действительно, это время отмечено

    Теория и практика массовой информации____________________________191
    Действительно, это время отмечено поисками и находками, озарениями и достижениями. Таковы «Рассказы о героизме» писателя С.С. Смирнова и выступления мастера устного рассказа И.Л. Андроникова, убедивших ауди­торию и тележурналистов в том, что монолог в кадре может быть захватывающим зрелищем; «Кинопанорама» А.Я. Каплера; «Эстафета новостей» Ю. Фокина; «Вечер веселых вопросов» врача Аксельрода, журналиста Муратова, инженера Яковлева, со временем ставший неувядаемым КВНом; «От всей души» В. Ле­онтьевой; «Телевизионный Клуб кинопутешественников» С. Сенкевича; «Здоровье» Э. Белянчиковой и «Музыкальный киоск» О. Доброхотовой. Первый советский многосерийный телефильм «Операция «Трест» (автор сценария А. Юровский); 50-серийная «Летопись полувека» и 60-серийная «Наша биография»; «Сем­надцать мгновений весны» Ю. Семенова и Т. Лиозновой.

    Затем — внедрение видеомагнитной записи (ВМЗ), приход на пост председателя Гостелерадио СССР С.Г. Лапина и его полевое решение об исключении некоторых программ из прямо­го эфира (наполовину импровизационная программа «КВН» от этого умирает — сегодняшний «КВН» А. Маслякова скорее юмо­ристический театр, чем молодежная сатирическая передача, какой она была в те годы). Эпоха Л.И. Брежнева — это время застоя в советской экономике и общественной жизни и одновре­менно время застоя на телевидении.


      1. Телевизионный прожектор перестройки (1985—1991 гг.)


    6.2.1. Обоснованиенеобходимости осваиванияновыхтематических«ниш» отечественнойжурналистикивгоды перестройки
    Конец 80-х — начало 90-х гг. XX столетия вошли в новей­шую российскую историю как время коренных преобразований, кардинальных реформ в области экономики, политики, общественной жизни, время развенчания идеологических клише и Психологических стереотипов, крушения идолов и кумиров, еще


    192_____________________________________________________А.Г.Киселев
    вчера считавшихся незыблемыми авторитетами. Вот как говорил в апреле 1991 г. об этом Генеральный секретарь ЦК КПСС, пер­вый президент СССР М. С. Горбачев на последнем съезде Ком­мунистической партии: «Ситуация, в которой оказалось сегодня наше общество, является предметом острых споров, пережива­ний, а то и взаимоисключающих оценок... Радикально преобра­зуется политическая система, утверждается подлинная демок­ратия со свободными выборами, многопартийностью, правами человека, возрождается реальное народовластие... Началось пре­образование сверхцентрализованного государства... На смену атмосфере идеологического диктата пришли свободомыслие и гласность, информационная открытость общества».

    Такими виделись некоторые черты новых социально-поли­тических условий, многие из которых постепенно становились нормой и образом жизни людей. Понятно, что гласность — это еще не свобода слова, а демократизация — только процесс, который должен привести к подлинной демократии. Сейчас пред­ставляется, что вся логика развития событий, начиная с ап­рельского (1985 г.) Пленума ЦК, знаменовавшего начало пере­стройки, неизбежно вела к августу 1991 г., когда перестройка в понимании идеологов КПСС закончилась вместе с многолетней историей этой партии. Однако этому периоду в истории могу­щественного тоталитарного государства СССР суждено было стать решающим в кардинальном изменении не только геопо­литического устройства страны и мира, но и — что много важнее — общественного сознания, складывающегося из ми­роощущения отдельных людей, отбросивших постыдную пси­хологию «винтиков» государственной машины и превращающих­ся в личности. Не случайно этот период в нашей истории за­падные политологи назвали «второй русской революцией» (так назывался телесериал Би-би-си, показанный практически все­ми телестанциями мира, в том числе Российским телевидением в ноябре 1991 г.).

    Именно в это время возникли принципиально новые соци­ально-политические условия, и вместе с ними — ими же выз­ванные к жизни и в то же время формирующие эти условия — в недрах отечественной телевизионной системы вызревали, по­степенно заявляя о себе, столь же принципиальные переме­ны, еще не осознанные, но уже необратимые, крепнущие день ото дня.

    Теория и практика массовой информации____________________________193
    Исходя из логики развития й потенциальных возможностей различных средств массовой информации можно было бы пред­положить, что их вклад в радикальные общественные преобра­зования пропорционален этим возможностям и соответствует логическому ряду, так сказать, количественно-качественному ранжиру: печать — радио — телевидение. Однако на первом этапе, в период перестройки, нередко дело обстояло как раз наоборот. Конечно, телевидение с его всепроникающей способ­ностью, с имманентной аудиовизуальному образу объективнос­тью обладает особым свойством действенности; оно внесло свой вклад в перестроечные процессы. Трудно представить обще­ственный прогресс в стране без телетрансляций Первого съез­да народных депутатов СССР, сессий Верховного Совета Со­юза и Верховных Советов союзных республик, Моссовета, Лен­совета и других советов всех уровней, партийных форумов и митингов, без репортажей из «горячих точек», таких публицис­тических программ, как «7 дней», «Взгляд», «Пятое колесо» (Ленинградская студия телевидения) и ряда местных телепере­дач.

    И все же участие телевидения в исторических преобразо­ваниях, как представляется, уступало подвижнической работе немалого числа изданий печатной периодики, среди которых можно назвать ежедневные газеты «Известия», «Комсомольс­кая правда», еженедельные «Московские новости» и «Аргумен­ты и факты», «тонкий» журнал «Огонек» и «толстые» «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» (число примеров здесь, можно мно­жить): и даже сам факт существования не менее популярных противостоящих им изданий, таких, как газеты «Советская Рос­сия» и «Литературная Россия», «День» («Завтра»), журналы «Москва», «Наш современник», «Молодая гвардия», свидетель­ствовали о реальном плюрализме и борьбе мнений и способ­ствовали не только поиску истины, но и диалектическому раз­витию, совершенствованию нашей прессы, невозможным в ус­ловиях идеологической монополии и единомыслия.

    В чем же причина некоторого отставания в борьбе за де­мократию столь массового, а стало быть, изначально демокра­тического средства информации — телевидения? Каковы меха­низмы влияния телевизионного вещания на общественные про­цессы? Какой должна стать сама телевизионная система, чтобы

    194_____________________________________________________А.Г.Киселев
    соответствовать современным требованиям, быть в состоянии эффективно выполнять новые задачи?

    Рассматривая вопрос об адекватном отражении реальной действительности в программах советского телевидения, стоит заметить, что в годы перестройки, пожалуй, не было более важной и сложной, постоянной и ответственной тематики, чем проблемы межнациональных отношений. В темп, как освещались на отечественном телеэкране неоднозначные события в При­балтике, на Кавказе, в Средней Азии, Молдове, Украине и других регионах страны, можно ясно увидеть, сильные и сла­бые стороны телевидения, его потенциальные возможности и неиспользованные резервы. Анализ конкретным телепередач и тенденций в освещении межнациональной тематики, как пред­ставляется, дает возможность составить достаточно полное пред­ставление о реальном состоянии телевизионного вещания, как, впрочем, имеет и безусловную самоценность, учитывая уни­кальную многонациональность состава страны и многонациональ­ный характер отечественного телевидения в том виде, в каком оно создавалось на протяжении ряда советских десятилетий.

    Эпизод_I.'>Эпизод I. В декабре 1986 г. в Алма-Ате прошли массовые выступления молодежи, которые тогда были квалифицированы как националистические по своим устремлениям. (В 1991 г. Ука­зом Президента Казахстана Н. Назарбаева в пятую годовщину этих событий 17 декабря объявлено Днем национального воз­рождения.) Это было первое выступление подобного плана, о котором страна узнала хотя и с некоторым опозданием, но, как говорится, по горячим следам — и, что самое важное, из офи­циальных источников.

    Между прочим, тогда средства массовой информации пы­тались представить дело так, будто межнациональные напря­женности как раз и начались в декабре 1986 г. в Казахстане и являются порождением эпохи гласности. Это, разумеется, не соответствует действительности. Гласность отнюдь не стала при­чиной возникновения целого ряда «болевых точек» — она выс­ветила их, сделала общеизвестными. Разве до Алма-Аты все было гладко? В докладе на XX съезде ВЛКСМ (апрель 1987 г.) говорилось о событиях того же ряда в Якутии, во Фрунзе, на Северном Кавказе. Точнее, эти регионы были названы вместе с Алма-Атой, но о соответствующих «региональных конфлик­-

    Теория и практика массовой информации____________________________195
    конфлик­тах» официально ничего не было известно. В те времена счита­лось, что негативную информацию могут знать только те, «кому положено», а «народу это не надо».

    Эпизод II. Вот уже и в Москве стали проходить демонст­рации и публичные голодовки так называемых «невыездных» — советских граждан, добивающихся разрешения покинуть роди­ну. Их подробно снимали западные теле-, кино- и фотокоррес­понденты. Отечественные блюстителе порядка запрещали эти съемки. Правда, запрет этот не нарушало только Центральное телевидение. Журналисты «свободного мира» рьяно боролись за свое право «отражать реальную действительность». В програм­ме «Время» дикторы сообщали, что во время демонстрации западные корреспонденты обрывал пуговицы на форменных мундирах милиционеров, а оператор западногерманского теле­видения в экстазе перекусил кабель своего видеокомплекта».

    Почему об этом рассказывали в теленовостях, а не показы­вали, если события разворачивались. Так, а не иначе? Впро­чем, даже самым неискушенным телезрителям было не просто верить диктору на слово в то время, когда изначальная основа телевидения — показ событий, а не рассказ о них.

    Эпизод III. В самый разгар событий в Нагорном Карабахе и вокруг него многие газеты рассказали о мужественном по­ступке председателя колхоза имени В.И. Ленина Агдамского района в Азербайджане Хура-ман Аббасовой, которая встала перед разъяренной, доведенной до крайности толпой и, как героиня древнего восточного эпоса, сорвала с головы платок, бросив его к ногам враждующих. Ожила старая легенда: никто не посмел переступить материнский платок — и не пролилась братская кровь, как случилось это во время сумгаитской тра­гедии.

    Почему же так редко говорилось об этом факте с телеви­зионного экрана? И почему телевидение не смогло бросить символический белый платок между давшими волю эмоциям представителями разных национальностей, живущих в Нагорно-Карабахской автономной области, и земляками в Армении и Азербайджане?

    Казалось, частично ответ на этот вопрос содержался в пер­вом крупном партийно-правительственном постановлении, на­метившем выполнение всех необходимых работ по обеспечению

    196_____________________________________________________А.Г.Киселев
    устойчивого приема на всей территории Нагорного Карабаха общесоюзной телевизионной программы, а также передач в пол­ном объеме Азербайджанского и Армянского телевидения.

    Характерно, что проблему, вокруг которой долгое время шли бесплодные споры, удалось решить в самые сжатые сро­ки: было завершено сооружение радиорелейной линии Ере­ван - Горис, мощная ретрансляционная станция обеспечила показ армянских телепередач в Степанакерте, столице ИКАО, и на территории Азербайджана.

    Эпизод IV. Технические проблемы, требующие сложных инженерных решений, значительных материальных средств, теперь решались достаточно быстро. Но сам факт совершен­ствования материально-технической базы телевидения отнюдь не становился гарантией повышения пропагандистского эффекта телевизионного вещания. Когда в Степанакерте началась мно­гомесячная забастовка, митинги стали круглосуточными, в тол­пе на площади засветились экраны переносных телевизоров. Программа «Время» из Москвы сообщала, что в Степанакерте все спокойно. А на улицах — войска. Люди ждали правдивых сообщений, но упорно молчали телевидение, радио — цент­ральное, местное. Только «голоса», зарубежные радиостанции подробно комментировали происходящее. И ведь знаем (это дав­но и убедительно доказали специалисты в области социальной психологии, это подтверждено социологическими исследова­ниями): первая оценка события воспринимается аудиторией как достоверная; следующая должна сначала развенчать сложив­шийся стереотип, только потом будут услышаны иные аргу­менты.

    Такое неадекватное отражение реальной действительнос­ти в СМИ происходило в эпоху объявленной гласности, когда журналистов избавили от мелочной опеки, многочисленных зап­ретов, жесткою контроля. Но нет — кто-то невидимый все же дирижировал освещением закавказских событий. Причем диа­лектика этого процесса носила классически двойственный ха­рактер: чем больше на местах партийные и советские органы утрачивали контроль над событиями (втягивались в «выяснение отношений», «сведение счетов»), тем более несправедливой по отношению к соседям становилась деятельность местных орга­нов массовой информации. Что касается Центрального телеви­-

    Теория и практика массовой информации____________________________197
    телеви­дения, Всесоюзного радио, газет и журналов, выходящих в Москве, то в их работе особенно ощущалась «дирижерская палочка»: то полное замалчивание происходящего; то краткие сообщения, не дающие представления о масштабах событий, но оставляющие простор для домыслов, слухов, измышлений; то, как по команде (почему «как»?), журналистские десанты в Ереван, Баку, Степанакерт, обширные (нередко поспешные, непродуманные) материалы -— во всех средствах массовой ин­формации однонаправленные, с заданной тематикой и одноли­нейными выводами.

    Эпизод V. 8 апреля 1989 г. в программе «Время» после бло­ка международной информации, перед спортивными новостя­ми, на экране появился И. Кириллов на нейтральном фоне (обыч­но в таком оформлении передают некрологи). Приглушенно-ней­тральным тоном диктор начал читать сообщение: «Четвертый день в столице Грузии — Тбилиси неспокойно». Внизу кадра субтитром вспыхнула надпись «ТАСС сообщает». Как будто у Центрального телевидения нет собственного корреспондента в Грузии. Как будто у корпункта ЦТ испортилась вся видеосъе­мочная техника. Но даже если так, ведь «четвертый день неспокойно». А от Москвы до Тбилиси менее четырех часов лету... Понятно, что нельзя приписывать вину за такую «опера­тивность» самому телевидению. Понятно, что так оно действо­вало по указке сверху. Но ведь сама-то «указка» была уже отменена. Однако руководство Центрального телевидения от­нюдь не спешило воспользоваться дарованной свободой.

    На следующий день программе «Время» пришлось сообщать о тбилисских событиях уже не в конце передачи, а в начале. Сразу после военного обозрения диктор зачитал очередной тассовский материал:

    «В ночь на 9 апреля, после 21 часа, несмотря на принима­емые партийными, советскими и правоохранительными органа­ми меры, обстановка на митинге в Тбилиси стала резко ослож­няться и выходить из-под контроля... В этой ситуации с целью обеспечения общественной безопасности и предотвращения не­предсказуемых последствий руководство республики приняло решение — прервать антисоветское, антиобщественное сборище, очистить площадь у Дома правительства. Подразделения МВД и войск строго выполняли инструкцию о неприменении

    198_____________________________________________________А.Г.Киселев
    оружия, о мерах предосторожности, особенно к женщинам и подросткам. Однако отдельные группы экстремистов, воору­женные камнями, палками, металлическими предметами, ока­зали яростное сопротивление. Их действия вызвали в толпе дав­ку, в результате которой погибло 16 человек. Несколько десят­ков получили травмы различной степени тяжести».

    Пройдет не так уж много времени, и комиссия съезда на­родных депутатов СССР установит, сколько недосказанного и лжи в этом сообщении. Телевидение же формально не обязано проверять достоверность сведений, распространяемых прави­тельственным телеграфным агентством.

    Как видим, отечественное телевидение оказалось явно не готовым к освещению межнациональной напряженности. Нако­пив изрядный опыт подготовки «ура-патриотических» передач интернациональной тематики, зачастую лакировавших реаль­ную действительность, рисовавших ее в розовом свете так, что настоящие проблемы увязали в «сиропе» сладкозвучных славос­ловий по поводу безоблачной дружбы народов и постоянного сближения наций и культур, телевидение спасовало перед ост­рыми вопросами, которые поставила жизнь.

    Перелом начался с прямых трансляций заседаний Первого съезда народных депутатов СССР. Неожиданности здесь нача­лись буквально с самого начала первого заседания. Как только прозвучали слова об официальном открытии форума, на трибу­ну поднялся никем не объявленный депутат и предложил по­чтить минутой молчания память жертв Тбилиси. Режиссер, ве­дущий трансляцию открытия в прямой эфир, назубок знающий утвержденную процедуру и никак не ожидавший отступления от сценария, потерял контроль над собой и «вывел» изображе­ние. На экране появилось то, что на профессиональном жарго­не называется «молоко» (белый фон при отсутствии картинки). Звук, кажется, не пришлось выключать, потому что в зале установилась мертвая тишина. Так форум впервые избранных демократическим путем народных депутатов СССР сошел с «на­езженной колеи». И редко на нее возвращался. Работники теле­видения, ведущие трансляции, уже не теряли самообладания, что бы ни происходило в зале. Более того: день ото дня в сложной парламентской учебе набирались опыта депутаты, а вместе с ними учились и телерепортеры. По жанру некоммен­-


    Теория и практика массовой информации____________________________199
    тированные трансляции события, на которое журналисты даже теоретически не могли повлиять, постепенно превращались в публицистические репортажи, захватывающие своей страстной драматургией — драматургией не только самого события, но и его показа по телевидению. Телекамеры становились все сме­лее и откровеннее: холодные и бездушные «соглядатаи», бле­щущие никелем, лаком и толстым стеклом объективов, они пре­вращались в заинтересованных, взволнованных наблюдателей, соучастников, эмоциональных летописцев, не боящихся проде­монстрировать свое отношение к происходящему, не навязы­вая его зрителям, но и не скрывая, что помогало телеаудито­рии разобраться во всех непростых перипетиях происходящего во Дворце съездов.

    В пристрастной некомментированной трансляции умело использовался даже такой сложный и обоюдоострый прием, как контрапункт.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   36


    написать администратору сайта