Главная страница
Навигация по странице:

  • Эпизод IV.

  • Эпизод V.

  • Эпизод VI.

  • Эпизод VII.

  • 6.3.3.

  • 6.3.4.

  • Киселев. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус


    Скачать 2.78 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус
    АнкорКиселев
    Дата03.04.2023
    Размер2.78 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКиселёв А.Г. Теория и практика массовой информации.doc
    ТипУчебник
    #1035048
    страница18 из 36
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   36

    Эпизод III. «Северная корона» (VI канал; учредитель — Московский телевизионный Бизнес-университет; ректор — В. Новиков), компания возникла под эгидой международного фонда «За выживание и развитие человечества». По словам рек­тора, «в реальной помощи информационно-образовательных и

    Теория и практика массовой информации____________________________225
    Культурно-просветительных программ нуждаются все, кто ис­пытывает определенные трудности адаптации в новых, не только экономических, но и чисто психологических условиях перехо­да к рынку». «Северная корона» обращалась к людям, интересу­ющимся проблемами экономики и обладающими довольно высо­ким интеллектуальным уровнем; развлекательные шоу в сетке вещания отсутствовали. Свою задачу телеканал видел в представлении российскому зрителю рыночных отношений мирово-го уровня, расширении кругозора аудитории и повышении ее культурного уровня. Благодаря тому что в создании «Северной короны» участвовали самые различные организации — от ЮНЕС­КО до Министерства обороны РФ, а канал получал зарубеж­ные инвестиции, здесь смогли обеспечить определенное разно­образие программ. Из США телеканал получил серию «Мир денег Адама Смита», в которой около ста фильмов, и цикл из семи картин «Откуда появился мир». Телекомпания Эн-эй-кей предоставила 12 выпусков «Анатомии Японии». «Немецкая волна» дала согласие на показ музыкального фильма «Волшебная флейта», а также многочисленных сериалов и информационных выпусков под рубрикой «Европейский калейдоскоп». Руковод­ство телеканала заключило соглашение на аренду спутнико­вых каналов связи, что позволило принимать его программы в Санкт-Петербурге, Казахстане, Украине, Белоруссии, странах Прибалтики. Однако «Северная корона» не имела постоянной лицензии на вещание и не смогла ее получить, поэтому тихо и незаметно исчезла из эфира VI канала к осени 1994 г.

    Эпизод IV. Телеканал «2x2» — товарищество с ограничен­ной ответственностью, учредители — физические лица; прези­дент — В. Троепольский.

    По лицензии телеканал «2x2» вещал на частотном кана­ле (совместно с ТРК «Москва») с 6.30 до 18.00 и с 23.00 до 2.30. Потенциальная аудитория — 15 млн. человек. По словам ком­мерческого директора телеканала А. Шепелева, в основу твор­ческой концепции «2x2» был заложен принцип «семейного ве­щания», рассчитанного на каждого члена семьи. «2x2» пытался угодить всем слоям населения с различными вкусами и при­страстиями. Для предпринимателей предназначены рекламные блоки, для детей — мультфильмы, для домохозяек— «мыль­ные оперы», для молодежи — видеоклипы и музыкальные кон-

    226_____________________________________________________А.Г.Киселев
    церты. «Все для всех» — таков примерный девиз «2x2» (офици­альный «слоган» — «Просто мы работаем для вас»). Тем не менее, именно эта ориентация на удовлетворение всех вкусов и запросов аудитории снижала общий качественный уровень «2x2». С другой стороны, можно понять и руководство телеканала: слишком серьезные передачи могут сократить число зрителей, а значит отпугнуть рекламодателей. Рекламная специфика «2x2» определила его творческую концепцию «массовой телекана­ла», ориентированного на «среднего» зрителя.

    Заключив соглашение с рядом зарубежных телерадиоком­паний, телеканал «2x2» был пионером ежедневной трансляции информационных выпусков Си-би-эс, Би-би-си, Си-эн-эн, по­знакомив отечественного зрителя с новым для него стилем по­дачи новостей. Кроме того, 11 раз в день выходили собственные информационные блоки «Новости «2х2»«.

    В 1997 г. под руководством таких мэтров эфира, как А.Г. Лысенко и Г. А. Шевелев, началась серьезная работа по слиянию «2x2» и МТК и единого московского телеканала феде­рального значения.

    Эпизод V. «Марафон ТВ» — 27-й дециметровый канал; об­щество с ограниченной ответственностью; учредители: концерн «Видеофильм», НПО «Астра», Фонд развития спутниковой свя­зи, Радиотехнический институт им. А. Минца; генеральный ди­ректор — Анатолий Богомолов, затем — Андрей Скутин.

    Начало вещания — 1 января 1993 г. Телеканал предложил новую концепцию вещания — так называемое элитное телеви­дение для «цивилизованных, подготовленных, образованных и деловых людей». Программа должна была сформироваться по трем основным направлениям: информационное (новостийное); позна­вательное — показ публицистических лент культурно-образо­вательного характера; развлекательное — программы о бале­те, джазе, поэзии, лучшие отечественные и зарубежные филь­мы, музыка.

    Каналу предлагают свои фильмы ЮНЕСКО, ВОЗ, а также выпускники ВГИКа и т.д. Вначале «Марафон ТВ» вещал около десяти часов в сутки, намерен был освоить двенадцатичасовое вещание с трансляцией через спутник на Дальний Восток и Сибирь, но вынужден был сократить программу до семи часов. Концепция «интеллектуального телевидения» не находила боль­шого спроса.

    Теория и практика массовой информации____________________________227
    Эпизод VI. «Мастер ТВ» — товарищество с ограниченной ответственностью; продюсер — Светлана Попова. Первоначаль­но предполагалось назвать новую телекомпанию «Популярное ТВ» (или «Поп-ТВ» — своеобразная попытка «увековечить» фа­милию генпродюсера), однако организаторами было придума­но другое, более подходящее название. «Мастер ТВ» — это продюсерская фирма, основная цель которой — производство разных программ и предложение их ГТРК «Останкино». Теле­компания выпускала разные по жанру программы — «Портрет на фоне» Л. Парфенова, «Оба-на!» И. Угольникова, международ­ную игру «Лотто Миллион». Таким образом, «Мастер ТВ» яв­лялась типичным представителем направления «развлечение для глаз».

    Эпизод VII. «Видеоинтернешнл» — товарищество с огра­ниченной ответственностью; президент — Павел Корчагин, ге­неральный директор Юрий Заполь.

    Компания появилась в 1992 г., сразу же стала основным поставщиком программ для Российского телевидения. Концеп­ция деятельности компании охватывала, по словам ее прези­дента, следующие направления:

    • производство собственных программ. «Видеоинтернешнл» получила от американских фирм права на создание отечествен­ных аналогов шоу «Устами младенца» и «Сам себе режиссер»;

    • приобретение художественных фильмов и развлекатель­ных программ для показа («Криминальные истории», ток-шоу «Донахью & Познер»);

    • изготовление рекламы и продажа рекламного времени. Российское телевидение подписало с «Видеоинтернешнл» генеральное соглашение на размещение рекламы на РТР (те­леканал «Россия»). Кроме того, Си-би-эс и Эй-би-си называют «Видеоинтернешнл» своим рекламным агентом в России.

    Компания делает основной акцент на американские развле­кательные программы, поэтому у ее продукции достаточно боль­шая популярность, несмотря на невысокий подчас художествен­ный уровень предлагаемых фильмов и передач.

    Таким образом, с начала 90-х гг. в результате процессов демонополизации, децентрализации, деструктуризации и при­ватизации, бурно протекающих в системе отечественного те­левидения, возникло и упрочилось то самое альтернативное,

    228_____________________________________________________А.Г.Киселев
    другое телевещание, о котором говорили, спорили, мечтали тележурналисты, телекритики и исследователи тележурналис­тики в период перестройки, накануне распада СССР. Столь слож­ные, неоднозначные, закономерные и все же неожиданные, принципиально новые, радикальные для отечественного теле­видения процессы протекали во многом стихийно, но по впол­не очевидной, обусловленной логикой перемен, схеме. Важней­шим итогом этих перемен стал постепенный переход к новым для нашей страны в ее новейшей истории формам собственнос­ти, попросту говоря, переход к рыночным отношениям, кото­рые, как думалось многим, менее всего затронут государствен­ное телевидение. Следует сказать, что эволюция взглядов в этой области с особой наглядностью показала все противоречия переходного периода, не только спроецировав на домашний экран — с той или иной степенью объективности и полноты — коллизии драматического перестроечного и постперестроечно­го времени, но и в буквальном смысле взорвав изнутри устояв­шиеся за десятилетия внутрителевизионные отношения.

    Главная цель этих процессов — создание конкурентной ситуации, при которой в борьбе за зрителя все программы вы­нуждены так или иначе корректировать свою деятельность. В результате экономической целесообразности сами по себе по­степенно (рано или поздно) устраняются всевозможные дисп­ропорции, дефициты, несоответствия и просто несуразности в телевизионном хозяйстве страны.

    Чрезвычайно важно, что в это время хотя и не безболез­ненно, но весьма органично, чуть ли не сама собой произошла дифференциация процесса телевизионного производства на ве­щательные и программопроизводящие телеорганизации. Пер­вые — телекомпании, имеющие непосредственный доступ к эфиру, осуществляющие телевещание, формирующие програм­му передач. Это I телеканал, РТР (телеканал «Россия»), реги­ональные телекомпании от МТК и РГТРК «Петербург — 5 ка­нал» телевидения до многочисленных местных студий от Смо­ленска до Магадана, в том числе новые телевещатели — «ТВ-6 Москва», НТВ и некоторые другие. Компании, занимающиеся только производством телепрограмм, получили название продюсерских фирм. Это АМиК А. Маслюкова, АТВ А. Малкина и К. Прошутинской, «ВиК» А. Любимова, ВКТ В. Ананина, «Об­-

    Теория и практика массовой информации____________________________229
    ­лик» Е. Яковлева и Т. Меньшиковой, «Репортер» М. Дегтяря, «Игра» В. Ворошилова и некоторые другие.

    Кроме вещательных и продюсерских компаний возникли также дистрибьюторские фирмы (от англ. distribution— рас­пределение, размещение). Это своеобразные посредники меж­ду производителями и вещателями: среди них можно назвать такие старые структуры, как Гостелерадиофонд, Совэкспорт-фильм, и новые фирмы — частное акционерное общество «Ги-мини фильм Интернэшнл», кинокомпания «Мост-Медиа», об­щество с ограниченной ответственностью «Агентство Парадиз», акционерное общество закрытого типа «Премьер Фильм», ак­ционерное общество открытого типа «Центр коммерческого телевидения» и др.
    6.3.3. Классификациясовременнойсистемы российскоготелевидения
    Таким образом, если советское телевидение сводило все классификационное «разнообразие» к делению на центральное и местное вещание, то в середине 90-х гг. российское телевидение имело значительно более сложную классификацию: По способу трансляции:

    • эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

    • спутниковое (например, «Космос-ТВ» — совместное рос­сийско-американское предприятие, предлагающее российско­му потребителю спутниковые телепрограммы западных компа­ний; в России эру непосредственного спутникового телевеща­ния в конце 1996 г. открыли четыре телеканала «НТВ+»);

    • кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).

    По типу деятельности:

    • вещательные (осуществляющие телетрансляцию про­грамм, среди которых иногда встречаются компании, лишь рет­ранслирующие другие станции — та же «Космос-ТВ», но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, име­ющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);


    230_____________________________________________________А.Г.Киселев


    • программопроизводящие (продюсерские фирмы, о кото­рых сказано выше);

    • дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телеве­щания).

    По принципу образования:

    • Из старых структур («ВиК», «АТВ», и т.д.);

    • новообразованные (канал «ТВ-6 Москва», «Русская трой­ка видео» и др.)

    По охвату аудитории (ареал распространения):

    • общероссийские (РТР) — аналог Центрального телеви­дения (в еще большей мере это относится к следующему пунк­ту);

    • межгосударственные (с некоторой натяжкой сюда мож­но отнести I канал);

    • региональные («Юг России);

    • местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

    По способу распространения телесигнала:

    • общенациональные (I канал, «Россия»);

    • сетевые («ТВ-6 Москва»).

    По специализации программ:

    • общие («ВиК», «2x2 и т.п.);

    • специализированные (Воен ТВ) По финансированию:

    • бюджетные (телеканал «Россия», региональные госу­дарственные телерадиокомпании);

    • самофинансируемые (коммерческие) — за счет доходов от рекламы (телеканал «2x2», ВКТ), абонементной платы и рек­ламы («Космос-ТВ», «Марафон ТВ»), диверсификации бизнеса (создания дочерних фирм, зарабатывающих деньги «нетелеви­зионным» путем с последующим перераспределением капита­ла), за счет спонсоров (подобный способ не афишируется), за счет промышленно-финансовых групп (классический пример — создание В. Гусинским телекомпании НТВ).

    По форме собственности:

    • государственные;

    • негосударственные, среди которых все разнообразие доз­воленных законом форм собственности:

    • частные (REN-TV, «Джемини фильм Интернэшнл»);

    • акционерные общества:


    Теория и практика массовой информации____________________________231


    • открытого типа (Центр коммерческого телевидения);

    • закрытого типа («2x2 Телемаркет»);

    • ООО — общества с ограниченной ответственностью («Агент­ство Парадиз»);

    • ООО — товарищества с ограниченной ответственностью (Екатеринбург Арт Хоум Видео).

    Здесь можно встретить и другие названия:

    корпорация (Видеофильм);

    • киноассоциация (KIXI — создатель знаменитой програм­мы «Куклы» на НТВ);

    • продюсерский центр (Московский стиль — производ­ство программ «Момент истины», «Маски-Шоу», «Джентльмен-Шоу»);

    • концерн («Красная площадь» — основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и женс­кие истории», «Моя семья»);

    независимая телестудия (ИМИ-ТВ, Уралфильм);

    смешанные компании с участием зарубежных инвесто­ров (первый пример — канал «ТВ-6 Москва», АОЗТ Российс­ко-Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»).
    6.3.4. Путиипоследствия«передела» телевизионнойсобственности
    Основные источники дохода негосударственных телеком­паний — это производство и продажа видеопродукции, рекла­ма (изготовление рекламных роликов, проведение рекламных кампаний). Именно реклама стала тем мощным экономическим фактором, который определяет современное лицо коммерчес­кого телевидения.

    С повестки дня не сходит вопрос о том, чтобы отечествен­ному телевидению хоть в какой-то степени освободиться от рек­ламной зависимости. Этому могла бы способствовать абонентная плата, вносимая за просмотр телепрограмм. Правда, для этого требуются дополнительные капиталовложения в технику деко­дирования сигналов. Именно так намерена была действовать ас­социация «Марафон ТВ», абонентная плата которой составляла годовую подписку в среднем на две газеты.

    232_____________________________________________________А.Г.Киселев
    Примерно так же действует компания спутникового теле­видения «Космос-ТВ». Посредством прямых продаж и через тор­говых агентов фирма к 1994 г. приобрела около двух тысяч або­нентов в Москве, которые ежемесячно платят 29,95 долл. за просмотр предлагаемых программ (Би-би-си, Эм-ти-ви, SuperCanalи т.д.). Однако среди этих абонентов русских подписчиков было очень мало. Впрочем, НТВ+, похоже, была уготована луч­шая доля. Ежемесячная абонентная плата здесь не превышала 10 долл.

    Однако требования к телевещанию у традиционных групп населения стали меняться. Хотя зачастую новые потребности создаются именно самим телевидением. В качестве примера можно привести оглушительный успех появившихся в то время развлекательных коммерческих викторин «Поле чудес» («ВиК»), «Лотто миллион» («Мастер ТВ», затем студия «Арт Пикчерс Групп» Ф. Бондарчука и С. Михалкова).

    Именно коммерческие телекомпании первые использовали зрительскую потребность в развлечении с помощью викторин, телеигр, в то время как государственное телевидение в оче­редной раз продемонстрировало свою неспособность быстро от­реагировать на новые веяния.

    В любом случае расходы большинства негосударственных компаний полностью или почти окупаются. Интерес отечествен­ных и зарубежных коммерческих структур к российскому те­левизионному рынку определяет их адекватные финансовые вложения в развитие телевизионной инфраструктуры посред­ством создания или поддержки негосударственных телекомпа­ний.

    В это время телекоммуникационный рынок и рынок теле­рекламы еще не полностью наполнены. В результате негосу­дарственные телевещательные компании получают стабильный выгодный доход. Но по мере насыщения рынка и усиления кон­куренции многие небольшие телевизионные структуры, эконо­мическая база которых оказывается недостаточно мощной, вы­нуждены прекратить свою деятельность.

    Очевидно, что в это время на отечественном телекомму­никационном пространстве и в области рекламной деятельности произошел далеко не цивилизованный «передел», укрепивший монопольное положение двух рекламных монстров («Премьер

    Теория и практика массовой информации____________________________233
    СВ» С. Лисовского и «Видеоинтернешнл»), отнюдь не желаю­щих делиться сверхдоходами от телерекламы. Отмеченный тог­да же рекламный бойкот новою вещательного канала REN-TV — убедительное тому свидетельство (не будем говорить здесь об управленческих просчетах руководителей компании).

    Рыночная либерализация экономики в случае с частным телевещанием сыграла двоякую роль: с одной стороны, возник­ла предпринимательско-спекулятивная прослойка, заинтересо­ванная в «своем» телевидении для пропаганды и защиты соб­ственных принципов, а с другой — появились свободные день­ги, которые можно было вложить в телевещание, в том числе и для создания собственного производства. Кроме того, возник­шая в коммерческих структурах потребность в производстве и прокате рекламы также нашла выражение в создании частных телевизионных структур. «Сосуществование» государственного и коммерческого ТВ все более демонстрировало несостоятель­ность первого. Грозный показатель беспомощности ГТРК «Ос­танкино» — стомиллиардный (на конец 1994 г.) долг техническо­му телецентру за предоставляемые услуги по подготовке про­грамм и Министерству связи России за распространение теле­сигнала, оцениваемое в 36 млн. руб. за час вещания. Министер­ству финансов России эта сумма представлялась слишком боль­шой, и кабинет министров принимает решение о введении «тех­нических перерывов» с 12.20 до 16.00 и прекращении вещания в 0.20 вместо 1.00—2.00 ночи, т.е. о значительном сокращении объемов вещания. Ситуация была столь несуразной, что одна из крупных японских фирм ходатайствовала о передаче ей все­го ночного времени Первого канала под трансляцию «развива­ющих» компьютерных игр. Японцы предлагали оплачивать сиг­нал, поделиться технологией приставок с российской оборонной промышленностью, «оборонка» получила бы госзаказ и деньги (как говорится, все всех устраивает...).
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   36


    написать администратору сайта