Главная страница
Навигация по странице:

  • Эпизод II.

  • Киселев. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации. Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус


    Скачать 2.78 Mb.
    НазваниеУчебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус
    АнкорКиселев
    Дата03.04.2023
    Размер2.78 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКиселёв А.Г. Теория и практика массовой информации.doc
    ТипУчебник
    #1035048
    страница17 из 36
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   36

    Эпизод I. Телерадиокомпания, вернее сказать, телеканал «2x2» — первенец и наиболее яркий представитель «рекламной

    Теория и практика массовой информации____________________________217
    индустрии», само название которого в начале его деятельнос­ти объяснялось как пропорциональное предоставление эфира для рекламы и других программ (по принципу «50x50»). Телека­нал «2x2» как хозрасчетное предприятие был создан в октябре 1990 г. приказом Гостелерадио СССР для заполнения эфира. Здесь реклама одновременно выступает и источником финанси­рования и формой функционирования телеканала.

    Однако даже такая рекламная загрузка эфира, по словам коммерческого директора «2x2» А. Шепелева, не давала доста­точных средств для создания и переоборудования собственной технической базы. Не принесло больших дивидендов и откры­тие телемагазина «2x2», где продавались товары, рекламируе­мые телеканалом. Тем не менее, пример этого телеобразования показал, насколько мощным экономическим фактором возник­новения коммерческих телекомпаний оказывается реклама.

    В новых экономических условиях предпринимательские структуры были вынуждены искать новые формы деятельности и финансирования телевидения. Кроме откровенно политичес­кого интереса к телевещанию у негосударственного сектора экономики появлялся и чисто деловой подход к телевизионному бизнесу, который, несмотря на свой затратный характер, тем не менее, оказался довольно выгодным местом для вложения капитала и со временем, как свидетельствовал зарубежный опыт, начинал приносить значительные прибыли.

    Таким образом, возникновение негосударственных теле­структур на телевидении было предопределено всем ходом по­литического и экономического развития страны. В сфере поли­тической оно было обусловлено демократизацией жизни обще­ства, а также либерализацией внутреннего законодательства в области свободы слова и информации. В экономической сфере главный фактор — внедрение рыночных отношений в телепроизводство.

    Итак, в это время стало окончательно понятно, что глав­ные редакции, отделы, производственно-творческие объедине­ния и другие структуры, действующие в рамках государствен­ного телепроизводства, не могут производить собственные ори­гинальные телепрограммы: нет кадров, достаточного финансирования да. пожалуй, и желания. Использовали статус госу­дарственного телевидения частные или получастные структу­-

    218_____________________________________________________А.Г.Киселев
    ры: «Портрет на фоне» под грифом ТПО «Политика», «50x50» с грифом студии музыкальных и развлекательных программ и т.д. «Статус» позволял пользоваться льготными коэффициентами в оплате услуг телецентра, получать хорошее эфирное время.

    На государственном телевидении в 90-е гг. XX в. начала складываться такая же ситуация, как в торговле: крупный уни­версам большую часть торговых площадей сдает частникам и живет за счет арендной платы, а работники универсама стано­вятся своеобразными рантье, скучая у своих неказистых при­лавков, ибо самим торговать им нет никакой нужды... Разве не та же схема действий была у молодежной редакции ГТРК «Ос­танкино», реорганизовавшейся в студию «Эксперимент», фак­тически не существующую, но входящую в состав учредите­лей таких солидных телефирм, как «ВнК», «АМи К» и др.? В этом же ряду студия «Публицист», самостоятельно не произ­водившая ни одной телепрограммы, но «дававшая статус» та­ким популярным передачам, как «Час пик», «До и после», «Взгляд с...».

    Закономерный процесс деструктуризации государственно­го телевидения протекал одновременно с процессом приватиза­ции, который тоже можно было бы считать закономерным, если бы телевизионная приватизация в еще большей мере не напоминала дикий Запад, во многом перещеголяв печально из­вестную «прихватизацию» в народном хозяйстве.

    Новые телевизионные структуры умело пользовались от­крывшимися возможностями. Постепенно набирала обороты по­литика эфирной и творческой экспансии со стороны частных фирм. Телекомпания «ВИК», будучи государственной, в 1989— 1990 гг. производила еженедельно один час собственных про­грамм. Став частным, «ВИК» увеличивает производство в 1991 г. до 3 ч 15 мин. в 1992 г. до 7 час; в 1993 г. до 8 ч 10 мин; в 1994 г. до 7 ч 30 мин. плюс вещание на вновь открытом 6-м телеканале.

    Параллельно со становлением негосударственных вещатель­ных структур и частного телебизнеса в стране началось бур­ное развитие теле- и радиорекламных агентств, что в конце концов привело к тотальной коммерциализации телевидения на всех уровнях. Каждый из вновь приходящих председателей ГТРК «Останкино» начинал свою деятельность с обещания прорвать завесу коррупции, но через небольшое время сталкивался с

    Теория и практика массовой информации____________________________219
    очевидной невозможностью сколько-нибудь действенной борьбы против этого явления. В итоге можно было смело сделать вы­вод, что при экономической системе, установившейся в «Ос­танкино», возможности политических органов государственно­го уровня влиять на деятельность компании зачастую были зна­чительно меньше возможностей того или иного рекламного аген­тства, ежемесячно вкладывающего в оборот телекомпании сот­ри тысяч долларов.

    Впрочем, не стоит смотреть на сложившуюся тогда ситуа­цию чересчур критически: наряду со всеми отрицательными ее последствиями стоит отметить и несомненные плюсы. Во-пер­вых, за счет независимой успешной финансовой политики и ак­кумуляции лучших творческих кадров частные телекомпании производили продукцию гораздо более высокого качества, чем государственные студии. Стало быть, телезрители оказались в выигрыше. Во-вторых, финансовые вложения частных компа­ний в производственные мощности позволили хоть сколько-ни­будь поднять технологический уровень отечественного телевидения, что было бы затруднительно для бюджетного государственного вещания в связи с урезанием в последние годы госу­дарственных Дотаций на обновление технической базы практически до нуля.

    Эпизод II. Считается, что первой частной телекомпанией в России стало товарищество REN-TV, учрежденное в сентябре 1991 г. бывшей сотрудницей «Останкино» Ирэной Лесневской, ее сыном Дмитрием и его друзьями-однокурсниками. Название компании придуман Д. Лесневский. В основу, конечно же, лег­ло имя его матери. Кроме того, это слово в переводе означает «почка» — начало жизни.

    Начало жизни у основателей первой негосударственной теле­компании было сложным. Они арендовали у Гостелерадио СССР съемочное оборудование. Перед камерой в комнате, которую собственноручно украшала новоиспеченная телекоманда, поса­дили довольно симпатичного астролога, который и зачитал звез­дный прогноз на целый месяц — с ноября по декабрь. Тридцать ежедневных программ было записано за один раз. После мон­тажа телекомпания пометила программу своим копирайтом — авторскими правами, и с этой видеопленкой стали обходить все каналы. Российское телевидение, заинтересовавшись переда­-

    220_____________________________________________________А.Г.Киселев
    чей, подписало с REN-TV контракт на год Так с 15 ноября 1991 г. стал выходить в эфир «Астрологический прогноз», про­изведенный телекомпанией REN-TV. Разумеется, на покупку программ денег у молодого Российского телевидения не было и рассчитывалось оно рекламным временем. В REN-TV создали небольшой отдел рекламной службы, задача которого на тот момент состояла в перепродаже рекламного времени другим организациям.

    Как известно, именно тогда появились предприятия, бан­ки, акционерные общества, никому практически не известные и остро нуждающиеся в рекламе. Телекомпании Лесневских удалось продать рекламное время солидному банку на длитель­ный срок. На полученные деньги был расширен штат, REN-TV смогло привлечь к сотрудничеству высокопрофессиональных авторов и гарантировать им достойный гонорар.

    Все шло хорошо, но в самой телекомпании начались труд­ности. «Наши партнеры, — рассказывал Д. Лесневский, — не справились с прессом обрушившихся на них денег и возможно­стей, стали покупать себе машины, квартиры. А в итоге ситуа­ция сложилась так, что в один прекрасный момент нам нечем было платить людям зарплату. В конце концов мы с Рэной ушли и зарегистрировали свою собственную компанию REN-TV».

    Для закупки оборудования и аренды офиса Ирэна Лесневская заложила в банк собственную квартиру. Конечно, всех про­блем на эти деньги было не решить, но телекомпания развива­лась и постепенно все увереннее становилась на ноги. В нее пришли два известных журналиста — Владимир Молчанов с программой «До и после полуночи» и Урмас Отт с циклом «Те­левизионное знакомство». Немного позже пришел Э. Рязанов. И. Лесневской пришлось приложить немало усилий, чтобы вер­нуть Рязанова на телевидение. После того как он демонстра­тивно расстался с ГТРК «Останкино», на ТВ режиссер стал персоной нон грата. Но атмосфера в телекомпании Лесневских так очаровала Э. Рязанова, что он согласился делать все свои авторские программы только здесь. Вскоре в эфир вышла «Иро­ния судьбы, или с Рождеством Христовым» — передача из «Мат­веевского», где живут ветераны кино. Потом появились «Восемь девок, один я», трехсерийная программа о С. Параджанове, «Загадка Лилии Юрьевны Брик», цикл передач с Ю. Никули­ным.

    Теория и практика массовой информации____________________________221
    Заинтересованность в российском телевизионном рынке начали проявлять и иностранные телекоммуникационные и ин­формационные структуры. Несмотря на нестабильность полити­ческой и экономической ситуации в стране, они активно вне­дрялись на наш телерынок. Об этом свидетельствует образова­ние ряда совместных телевизионных компаний, занимающихся продажей и производством программ.

    Примером такого активного участия зарубежных бизнес­менов в развитии телевизионной инфраструктуры России могло служить совместное российско-американское предприятие «Кос­мос-ТВ», созданное в начале 1992 г. Фактически с российской стороны была предоставлена новой компании только телебаш­ня, необходимая для трансляции сигналов со спутника. Все остальное техническое оборудование для спутникового телеве­щания — специализация «Космос-ТВ» — обеспечила американ­ская сторона в лице Интернэшнл Телселл Групп, в которую входит ряд американских телекоммуникационных фирм и част­ных лиц.

    1 января 1993 г. начал работу канал «ТВ-6 Москва», со­зданный на основе соглашения о совместном предприятии меж­ду Московской независимой вещательной корпорацией (МНВК) и американской корпорацией «Тернер бродкастинг систем» (Ти-би-эс). Американская сторона, кроме финансовых средств, пре­доставила для нового телеканала программное обеспечение (прежде всего, новости Си-эн-эн, художественные фильмы и мультфильмы). Президент МНВК и председатель Совета дирек­торов «ТВ-6 Москва» Эдуард Сагалаев, как он рассказал в од­ном из выпусков передачи «Бомонд», тоже вложил деньги в создание независимого телевидения, заложив в банке свой ав­томобиль за 400 тыс. руб. Правда, это составило лишь 4% ус­тавного капитала компании. Американцы же довольно осторожно вкладывали деньги в развитие вещания: проблема переоборудо­вания приемной телесети Москвы решалась при помощи не Т. Тернера, а российских коммерческих структур.

    Следует отметить, что МНВК получила лицензию в тяже­лой конкурентной борьбе с другими претендентами. С самого начала новое предприятие было заявлено как «первый незави­симый телеканал России»: «ТВ-6 Москва» не несет политичес­кой нагрузки; в его фокусе — человек, его жизнь, удачи,

    222_____________________________________________________А.Г.Киселев
    трудности, дом, дети, бизнес; телеканал предназначен для семейного просмотра. Когда Э. Сагалаев только обнародовал свой проект, газета «Рабочая трибуна» иронически окрестила замы­сел «частным телевидением им. Сагалаева». «Но это никого не возмутило. Даже напротив, — рассказывал будущий глава кор­порации в газетном интервью. — Я понял, что в нашем обще­стве произошло что-то очень серьезное. Люди устали от госу­дарственной монополии, в том числе на информацию. Сегодня охотнее будут верить частному лицу, чем государству, приспо­сабливающему телевидение под свои интересы» (Московские новости, 21 июля 1991 г.)

    Вначале эфир «ТВ-6 Москва» включал популярные отече­ственные картины (рубрика «Кинотеатр»), ретроспективу луч­ших режиссеров российского кино, бестселлеры из фильмоте­ки Т. Тернера (рубрика «Золотая фильмотека»), новости Си-эн-эн с синхронным переводом и мультфильмы для детей. Объем программ составлял пять часов в день — с 19 до 24 часов. К концу 1993 г. вещание увеличилось до 10 часов в день. На пер­вом этапе принимать «ТВ-6 Москва» из-за технической неосна­щенности могли только 10—15% зрителей-москвичей. После проведенного переоборудования приемной сети телеканал стали уверенно принимать вся Москва и центральная часть России. В дальнейшем МНВК перешла на сетевой (принципиально новый для России) принцип распространения своих программ, присут­ствующих в программной сетке всех филиалов-партнеров. Вот как рассказывала об этом Е. Злотникова, директор по регио­нальным связям и развитию: «Наша задача была найти таких партнеров в регионах, для которых мы в программном смысле в некотором объеме нужны и которые имеют достаточный объем аудитории, достаточно сильное вещание, но не имеют соб­ственного программного продукта и не заинтересованы в еп> покупке или производстве. Мы и до сих пор так работаем — на партнерских отношениях, никто никому не платит. Я считаю, что успех и крепость нашей сети будут зависеть только от того, насколько правильно мы угадаем стратегическое совпа­дение интересов «ТВ-6» и партнеров. Я каждый город свой помню. Их 302 — городов и населенных пунктов» (Среда. 1996. № 11).

    Канал «ТВ-6 Москва» возник как совместное предприятие. Детищем же отечественного нетелевизионного бизнеса стала телекомпания НТВ.

    Теория и практика массовой информации____________________________223
    Канал НТВ начал свои передачи 10 октября 1993 г. получа­совой информационной программой новостей «Сегодня» на кана­ле вещания государственной телерадиокомпании «Петербург — 5 канал». Частная коммерческая телевизионная компания, учрежденная финансовой группой «Мост», сразу же привлекла внимание аудитории не только именами самых знаменитых кор­респондентов, которые перешли работать в нее, но и абсолют­но новым, западным вариантом работы, способом подачи ин­формации. Прошло немного времени, и телекритики, а глав­ное, значительная часть телеаудитории единодушно констати­ровали, что НТВ стало явлением российского телевещания.

    Концепция вещания негосударственной телекомпании НТВ была довольно простой. Не делая принципиальных ограничений для телеаудитории, работники телекомпании НТВ исходили из того, что человек в окружающем его мире должен иметь, прежде всего, качественные информационные программы. «Новости — наша профессия» — такой девиз (слоган) избрало руководство НТВ. На первом этапе телекомпания НТВ производила самосто­ятельно: программы «Сегодня» — ежедневные информационные выпуски, «Намедни» Л. Парфенова и «Итоги» Е. Киселева.

    Ориентируясь, прежде всего на зрительские симпатии и предпочтения, канал НТВ стоит на позиции показа тех филь­мов и программ, которые интересны зрителю. Отдел спецпроек­тов во главе с бывшим телекритиком «Известий» В. Арсеньевым, вкус которого оказался, чуть ли не эталонным, произво­дил их закупку. Так, при показе документального телесериала «Самые громкие преступления XX века» никто не ожидал, что в 18.30 вечера можно собрать у телеэкранов 20% аудито­рии. Также большую аудиторию собирают современные отече­ственные картины, идущие под рубрикой «Наше новое кино».

    Необходимо отметить, что при переходе с Санкт-Петер­бургского канала вещания на IV канал (НТВ получена лицен­зия на вещание на этом канале с 18.00) телеаудитории телека­нала НТВ увеличилась почти вдвое. Так, например, если ауди­тория программы неполитических новостей Л. Парфенова «На­медни» за время вещания на питерском канале не превышала 5%, то начиная с января 1994 г. — это уже 9,5% «Итоги» Евге­ния Киселева набирали около 25% каждое воскресенье. Кста­ти, в полтора, а по некоторым показателям и в два раза сразу

    224_____________________________________________________А.Г.Киселев
    же вырос рейтинг программы «Времечко», которую телекомпа­ния НТВ покупала у АТВ. Этот феномен можно объяснить тем, что к обычной аудитории этой весьма специфической програм­мы квазиновостей добавилась аудитория художественных филь­мов, показываемых каналом НТВ перед передачей.

    Отмечая появление канала НТВ как безусловный прорыв на отечественном «телевизионном фронте», безусловную «об­разцовость информационных программ компании, высокий про­фессионализм и политический авторитет аналитической програм­мы «Итоги», нельзя умолчать о своеобразии становления автор­ской передачи Е. Киселева.

    Деятельность программы «Итоги» начиналась на государ­ственном канале в качестве одной из бюджетных передач госу­дарственной редакции ИТ А. Собственно, моделирование про­граммы, штатная укомплектация лучшими творческими кадра­ми, постановка в прайм-тайм, а, следовательно, и «раскрутка» программы происходили за госсчет, на государственном телеви­дении. Когда же программа встала на ноги, набрала популяр­ность, произошла незаметная для аудитории и руководства те­левидения регистрация «Итогов» в Минпечати как самостоятель­ного средства массовой информации. Затем последовал «конф­ликт» ведущего с государственным телевидением: он встает, берет папку и уходит со всей программой на телевидение част­ное. Ситуация абсурдная и недопустимая в любой телекомпании мира, но не на государственном «Останкино».

    Понятно, что деятельность столь могущественных негосу­дарственных телевизионных структур, как «ВиК», «АТВ», REN-TV, а уж тем более «ТВ-6 Москва» и телекомпании НТВ, что называется, у всех на виду. Однако процесс создания незави­симых телевизионных компаний в первой половине 1990-х гг. носил «обвальный характер». Ниже бегло очертим деятельность еще нескольких телекомпаний, сумевших заявить о себе (или хотя бы оставить след) в системе негосударственного телевиде­ния России.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   36


    написать администратору сайта