Компьютерная графика. Учебнометодический комплекс для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям)
Скачать 1.93 Mb.
|
Лабораторная работа № 10 КОНТУРЫ И ЗАЛИВКИ В COREL DRAW Цели: изучить приемы работы с контурами и заливками. Теоретическая часть Для редактирования контуров в графическом редакторе Corel DRAW используется инструмент "Outline Tool" (Абрис) панели инструментов Toollbox (Инструменты). Вызвать диало- говое окно настройки параметров контура можно, нажав на вспомогательной панели инструмента "Outline Tool" команду "Outline Tool Pen Dialog" (Перо абриса). Откроется диалоговое окно Outline Pen (Перо абриса). Перед тем, как настраивать параметры контура, следует выделить соответствующий объект. В диалоговом окне Outline Pen (Контур) в поле Color (Цвет) можно выбрать цвет для контура, развернув палитру щелчком на треугольной стрелке. Если цветов в палитре недостаточно, следует нажать кнопку Other (Другой). Появится диалоговое 45 окно Select Color (Выбор цвета) с тремя закладками: Models (Модели), Mixers (Краскосмесители) и Palettes (Палитры). На закладке Models (Модели) в выпадающем списке Model (Модель) следует выбрать цветовую модель. Цвет можно зада- вать, вводя числовые значения в соответствующие поля цветов выбранной модели в разделе Components (Компоненты), либо выбирая цвет на шкале с ползунком и его оттенок в большом квадратном поле. В разделе Reference (Образец) в ячейке Old (Старый) отображается текущий цвет контура, а в поле New (Новый) – цвет, который выбран с помощью окна диалога Select Color (Выбор цвета). Кроме этого, в Corel DRAW имеется возможность выбора цвета по имени с помощью выпадающего списка Name (Имя). На закладке Mixers (Краскосмесители) можно получать новый цвет путем смешения других цветов, а на закладке Palettes (Палитры) можно выбрать цвет в одной из множества стандартных палитр, поставляемых вместе с программой Corel DRAW. Однако изменять цвет контура можно и без вызова окна диалога, воспользовавшись палитрой, расположенной в правой части рабочего окна программы. Для этого нужно выделить объект, цвет контура которого необходимо изменить и щелкнуть правой кнопкой мыши в палитре на ячейке с цветом. Толщина контура задается с помощью выпадающего Width (Толщина) окна диалога Outline Pen (Контур). По умолчанию выбрано значение толщины Hair Line (Волосяная или сверх- тонкий абрис) – самая тонкая линия. Настраивать толщину линии выделенного объекта можно, не прибегая к специальному диалоговому окну. На стандартной панели инструментов имеется выпадаю- щий список Outline Width (Толщина контура) для указания толщины контура. Кроме того, на вспомогательной панели инструмента "Outline Tool" расположено несколько кнопок, 46 устанавливающих определенную толщину. В выпадающем списке Style (Стиль) окна диалога Outline Pen (Контур) можно выбрать стиль контура: сплошной, пунк- тирный, штрих-пунктирный и т.п. Если в списке нет подхо- дящего стиля, можете создать свой или отредактировать один из существующих. Для этого следует щелкнуть на кнопке Edit Style (Изменить стиль) и в появившемся диалоговом окне создать новый образец стиля. Для разомкнутых контуров можно задавать на концах различные наконечники. В окне Outline Pen (Контур) в разде- ле Arrows (Стрелки) имеются два выпадающих списка нако- нечников для начала и конца линии соответственно, а также кнопки Options (Параметры), вызывающие вспомогательные меню со специальными командами. Переключатель Corners (Углы) позволяет выбрать один вари- антов углов контура: острый, закругленный или срезанный. Переключатель Line Caps (Концы линий) устанавливает тип конца линии. Поля раздела Calligraphy (Каллиграфия) определяют наклон и форму пера, формирующего контур. Эта возмож- ность осталась от старых версий и сейчас практически не используется, а при необходимости создания каллиграфиче- ского контура используется художественная линия. Если установить флажок Behind Fill (Печать под заливкой), то контур будет расположен под заливкой. При этом половина контура будет не видна. Это особенно части применяется при работе с текстом. Если установлен флажок Scale width image (Сохранять пропорции), то при изменении размеров объекта пропорцио- нально будет меняться и толщина контура, а также наконеч- ники, если они установлены. 47 Инструмент "Fill Tool" (Заливка) . Однородная заливка подразумевает заливку одним цветом. Самый простой способ получить однородную заливку – выделить объект и щелкнуть левой кнопкой мыши на ячейке с цветом в палитре, располо- женной в правой части рабочего окна. Кроме того, как и в случае выбора с помощью палитры цвета контура, можно щелкнуть левой кнопкой мыши на ячейке с цветом и, удержи- вая ее некоторое время нажатой, вызвать панель, позволяю- щую выбрать щелчком левой кнопки мыши один из оттенков выбранного цвета. Если для заливки требуется какой-либо нестандартный цвет либо цвет, для которого известно соотношение базовых цветов какой-либо цветовой модели, то удобно воспользо- ваться инструментом "Fill Color Dialog" вспомогательной панели инструмента "Fill Tool". Появится диалоговое окно Uniform Fill (Однородная заливка), идентичное рассмотрен- ному ранее окну Select Color (Выбор цвета). Градиентная (фонтанная) заливка строится путем плавно- го перехода между двумя или более цветами. В Corel DRAW имеется четыре варианта градиентной заливки: линейная, радиальная, коническая и квадратная. Для того чтобы применить к объекту градиентную (фонтанную) заливку, следует выбрать инструмент "Fountain Fill Dialog" вспомогательной панели инструмента "Fill Tool" или нажать клавишу [F11]. В появившемся диалоговом окне FountainFill (Градиентная или фонтанная заливка) можно настроить следующие параметры: Type (Тип) – тип градиента. Center Offset (Смещение центра) – смещение центра градиента; этого же эффекта можно добиться, перетаскивая мышью центр градиента в окне образца заливки. 48 Angle (Угол) – изменяет угол вектора градиента; также, как и смещением центра, этим углом можно управлять с помощью мыши в окне образца заливки. Steps (Шаги) – устанавливает число шагов перехода; по умолчанию этот параметр заблокирован, и разблокировать его можно, нажав на кнопку с замком справа от поля параметра. Edge Pad (Сдвиг края) – позволяет закрасить край рисунка не градиентом, а одним цветом. Чтобы изменить цвета, участвующие в переходе, следует воспользоваться выпадающими палитрами From (Из) и То (В). Кроме того, можно выбрать направление градиента с помо- щью кнопок слева от цветового круга в разделе Color Blend (Цветовой переход). Если в градиенте требуется использовать более двух цветов, следует перейти из режима Two Color (Двухцветный) в Custom (Настройка). Появится шкала с цветовым переходом, над верхними углами которой будут расположены маленький квадратные маркеры: черный и белый. Черный маркер указыва- ет на активную позицию в составе градиента. Маркеры для добавления нового цвета можно добавлять двумя способами: 1) выделить один из крайних квадратных маркеров и ввести в поле Position (Позиция) позицию нового маркера; 2) дважды щелкнув над шкалой градиента. И в том, и в другом случае над шкалой будут появляться треугольные маркеры. Чтобы вставить цвет в позиции маркера, следует выделить маркер, а затем выбрать цвет в палитре справа от шкалы. Кроме того, маркеры можно перемещать по шкале либо с помощью мыши, либо выделив маркер и введя соответствующие значения в поле Position (Позиция). Лишний маркер можно легко удалить: достаточно выделить его и нажать клавишу [Delete]. В выпадающем списке Presets (Заготовки) можно найти заготовки градиентных заливок. Заготовки можно удалять, редактировать или помещать в список свои. 49 Corel DRAW позволяет создавать узорные заливки. Для этого следует выбрать инструмент "Pattern Fill Dialog", располагаю- щийся на вспомогательной панели инструмента "Fill Tool". Появится диалоговое окно Pattern Fill (Заливка узором). С помощью переключателя в верхнем левом углу окна следует выбрать тип узорной заливки: двухцветная, многоцветная или растровая. Для двухцветной заливки имеются специфические пара- метры Front (Основной) и Back (Фоновый), которые соответ- ственно задают цвет узора и цвет фона. Можно использовать один из предлагаемых вариантов заливки или создать свой, нажав кнопку Create (Создать): появится диалоговое окно Two Color Pattern Editor (Редактор двухцветного узора) с расчер- ченной областью рисования. Щелчок в клетке левой мышью закрашивает клетку, правой – очищает. С помощью переключа- теля Bitmap Size (Размер растра) можно выбрать размер области рисования, а с помощью переключателя Pen Size (Размер пера) – размер пера в клетках. Чтобы закончить создание образца узора, следует нажать кнопку ОК. Кроме того, готовые образцы можно загружать, нажав на кнопку Load (Загрузить). Для узора многоцветного и растрового типа перечисленные выше возможности настройки, за исключением возможности подгружать готовые рисунки в качестве узора. Для всех типов узоров можно устанавливать следующие параметры: Origin (Начало координат) – смещение рисунка по гори- зонтали или вертикали. Size (Размер) – размер рисунка по ширине или высоте. Skewand Rotate (Преобразовать) – наклон и поворот рисунка на некоторый угол. Row Or Column Offset (Сдвиг строки или столбца) – сдвиг строки или столбца растра на некоторое расстояние, задающееся в процентах от размера узора. 50 Если установлен флажок Transform Fill With Object (Преобра- зовывать заливку вместе с объектом), то любые преобразования объекта, такие как поворот, масштабирование и т.п. будут вести к подобному преобразованию и для заливки. Если установлен флажок Mirror Fill (Зеркальная заливка), то узор заливки будет зеркально отражаться относительно строк и столбов растра. В Corel DRAW имеется возможность получать заливку так называемыми процедурными текстурами – изображениями, созданными с помощью специальных алгоритмов и генерато- ров случайных чисел. Чтобы получить заливку процедурной текстурой, следует воспользоваться инструментом "Texture Fill Dialog" на вспомо- гательной панели инструмента "FillTool". Появится диалоговое окно Texture Fill (Заливка текстурой), в котором в выпадающем списке Texture Library (Библиотека текстур) необходимо выбрать одну из поставляемых с Corel DRAW библиотек текстур, в списке текстур (Texture List) – один из вариантов текстур. Нажатие кнопки Preview (Просмотр) приведет к созданию новой текстуры, генерируя случайным образом те параметры текстуры в правой части окна, которые разблокированы. На вспомогательной панели инструмента "Fill Tool" есть инструмент, позволяющий создать так называемую PostScript- заливку – заливка узором, разработанная с помощью специального алгоритма PostScript. При выборе этого инстру- мента появится диалоговое окно PostScript Texture (Текстура PostScript), в котором в соответствующем списке можно выбрать один из вариантов заливки и настроить его парамет- ры в разделе Parameters (Параметры). Чтобы просмотреть заливку в окне образца, нужно установить флажок Preview Fill (Просмотр заливки). Чтобы просмотреть заливку после изме- нения ее параметров, следует нажать кнопку Refresh (Перери- совать). Следует отметить, что каждому из вариантов такой заливки присущи свои специфические параметры. 51 Для того чтобы у объекта была совершенно прозрачная заливка, можно воспользоваться палитрой в правой части окна программы: щелкнуть на «перечеркнутой» ячейке в верху палитры. Кроме того, на вспомогательной панели инструмента "Fill Tool" можно выбрать инструмент No Fill (Нет заливки). Интерактивная заливка. В Corel DRAW имеется инстру- мент для интерактивной настройки заливки объекта. Этот инструмент расположен на панели Toolbox (Инструменты) и называется "Interactive Fill Tool". С его помощью можно выбрать один из выше перечисленных типов заливки и менять их параметры прямо в рабочей области программы, не заходя в специальные диалоговые окна. Заливка сетки. На вспомогательной панели инструмента "Interactive Fill Tool" имеется инструмент "Interactive Mesh Fill Tool", предназначенный создавать так называемые сетчатые заливки. При применении такой заливки к объекту вокруг него появляется красная пунктирная сетка, форму которой можно менять, а также изменять количество ячеек этой сетки по ширине и высоте. Каждой ячейке сетки можно назначить свой цвет, при этом на границах ячеек появится плавный переход от цвета к цвету в соседней ячейке. Практическая часть Выполнить тренировочные и индивидуальные задания согласно Приложения. Контрольные вопросы 1. Перечислите параметры контура (абриса). 2. Сформулируйте понятие «заливка». 3. Перечислите виды заливок и дайте им определения. Лабораторная работа № 11 ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ ОБЪЕКТОВ Цели: изучить приемы работы с контурами и заливками. 52 Ход работы: 1) изучить теоретические сведения, содержа- щиеся в описании работы; 2) выполнить практическую часть работы; 3) оформить отчет и выполнить защиту работы. Теоретическая часть Изменение формы прямоугольника. Манипулирование узлами, расположенными на его углах позволяет менять форму прямоугольника, а конкретнее – закруглять его узлы. Для этого достаточно переместить с помощью мыши узел прямоугольни- ка – произойдет закругление его углов. Кроме того, задавать степень закругления углов прямоугольника можно, вводя числовые значения в соответствующих полях Left Rectangle Corner Roundness (Скругление левого угла прямоугольника) и Right Rectangle Corner Roundness (Скругление правого угла прямоугольника), расположенных на панели свойств. При этом с помощью значка Round Corner Together (Скруглить все углы) можно установить, будут ли углы прямоугольника закругляться все вместе или каждый по отдельности. Изменение формы эллипса. Единственный узел стандарт- ного эллипса расположен в его верхней точке. Перемещение мышью этого узла позволяет получать из эллипса сектор или дугу. Кроме того, получить дугу или сектор из эллипса и, наоборот, эллипс из сектора или дуги, можно с помощью кнопок Ellipse (Эллипс), Pie (Сектор) и Arc (Дуга). Задать угол, на который опирается дуга или сектор можно в полях Startingand Ending Angles (Начальные и конечные углы), а направление, по которому будет строиться угол между начальным и конечным углами, задается с помощью Clock Wise/Counter Clock Wise Arcsor Pies (Дуга или сектор по часо- вой стрелке/против часовой стрелки). Изменение формы многоугольника. У многоугольников узлы располагаются в вершинах и на серединах сторон. Инструмент "Shape Tool" (Форма) 53 Преобразование объекта в кривую. Для того чтобы иметь возможность корректировать форму объекта, необходимо сначала преобразовать его в кривую. Сделать это можно, выбрав команду меню Convert to Curves (Преобразовать в кривые), а также нажав клавиши [Ctrl]+[Q] или кнопку Convert To Curves (Преобразовать в кривые) на панели свойств Property Bar (Панель свойств). Если команда преобра- зования в кривую недоступна, то это означает, что объект уже является кривой. Добавление и удаление узлов. Для того чтобы добавить узел на кривой, следует выбрать инструмент "Shape Tool" (Форма) панели инструментов Toolbox (Инструменты), после чего действовать одним из следующих способов: 1) дважды щелкнуть мышью в том месте кривой, где необходимо доба- вить узел; 2) один раз щелкнуть мышью в том месте кривой, где требуется добавить узел, а затем щелкнуть на кнопке Add Node (Добавить) на панели свойств. Удалить ненужные узлы можно также двумя способами: 1) выделить мышью лишние узлы, щелкая на них мышью и удерживая при необходимости клавишу [Shift], либо обведя их рамкой выделения, после чего нажать клавишу [Delete]; 2) выделить мышью лишние узлы и нажать кнопку Delete Node (Удалить узел) на панели свойств. Объединение узлов и разрыв кривой. Объединить два конца кривой можно, воспользовавшись одним из следующих методов: 1) автоматическое замыкание кривой – для этого служит кнопка Auto-Close Curve (Автоматическое замыкание кривой) на панели свойств; в этом случае будет построен отрезок, соединяющий концы кривой; 2) перетаскивание концов кривой – с помощью мыши один из концов кривой перетаскивается на второй конец, после чего происходит их автоматическое слияние; 54 3) слияние концов кривой – с помощью мыши следует выде- лить оба конца, которые надо объединить, после чего нажать кнопку Join Two Nodes (Соединить два узла) на панели свойств. Для того чтобы разбить кривую на части в одном из узлов (кроме концов кривой), следует воспользоваться кнопкой Break Curve (Разъединить кривую). Типы узлов. При рисовании кривой или преобразовании в кривую объекта программа Corel DRAW автоматически уста- навливает тип для каждого узла кривой. В Corel DRAW поддерживается два основных типа узлов: Line (Линия) – кривой сегмент, входящий в узел, спрямляется, то есть стано- вится отрезком; Curve (Кривая) – прямой сегмент, входящий в узел, искривляется. В свою очередь узлы типа Curve (Кривая) бывают трех типов: Cusp (Кривая с изломом) – маркеры касательных в таком узле можно перемещать независимо друг от друга; это удобно, если требуется создать клин на кривой. Smooth (Гладкая) – касательные векторы такого узла лежат на одной прямой, но могут быть разной длины, обеспечивая разную степень кривизны кривой. Simmetrical (Симметричная) – касательные векторы такого узла лежат на одной прямой и имеют одинаковую длину. Преобразовать узел к соответствующему типу можно с помощью соответствующих кнопок на панели свойств Proper- ty Bar (Панель свойств) инструмента "Shape Tool". Изменение направления кривой. По умолчанию началом кри- вой является точка, с которой начиналось ее рисование, а кон- цом – точка, завершившая рисование кривой. Знать, где начало и конец кривой важно, например, при создании линий с наконеч- никами. Направление кривой можно изменить, нажав кнопку Reverse Curve Direction (Обращение направления кривой). Объединение и разделение кривых. Если требуется, чтобы две различные кривые являлись подобъектами одной кривой (например, если требуется соединить их концы). Для этого слу- 55 жит команда меню Arrange/Combine (Упорядочить/Объединить): все выделенные кривые объединятся в один объект. Если же требуется, наоборот, разбить кривую на составляющие части (например, для того, чтобы задать для разных частей кривой разную толщину или цвет), то следует воспользоваться коман- дой меню Arrange/Break Curve Apart (Упорядочить/Разъединить кривую): все кривые, являющиеся подобъектами выделенной кривой, станут независимыми объектами. Отличить выделенные вместе независимые кривые от выделенной кривой, состоящей из нескольких подобъектов нетрудно: если выделена одна кривая, состоящая из несколь- ких объединенных кривых, то будет видны все узлы всех кривых, входящих в ее состав; в противном случае будут отображаться только узлы в началах кривых. Если в состав одной кривой входит несколько кривых, то нажатие кнопки Auto-Close Curve (Автозамыкание кривой) приведет к тому, что концы каждой из этих кривых соединят- ся отрезком. Если требуется замкнуть концы только одной кривой-подобъекта, следует выделить эти концы с помощью мыши и нажать кнопку Extend Curve To Close (Замкнуть кривую) на панели свойств инструмента "Shape Tool". Преобразования узлов. Для масштабирования, поворота и скоса сегментов кривой предназначены кнопки на панели свойств инструмента "Shape Tool": Stretchand Scale Nodes (Масштаб и растяжение узлов), Rotateand Skew Nodes (Пово- рот и наклон узлов). Кнопка Align Nodes (Выровнять узлы) служит для того, чтобы выровнять выделенные узлы по гори- зонтали или по вертикали, то есть, чтобы расположить их на одной горизонтали или вертикали. Другие инструменты редактирования формы кривых. На вспомогательной панели инструмента "Shape Tool" располо- жены дополнительные инструменты для редактирования форм кривых: 56 "Knife Tool" (Нож) – инструмент предназначен для разрезания контуров на субконтуры или отдельные контуры; кнопка Leaveas One Object (Оставить как один объект) оставля- ет контуры после разрезания в составе одной кривой, если же она выключена, то при разрезании образуются два независи- мых объекта; если нажата кнопка Auto-Close On Cut (Автома- тическое закрытие при разделении), то концы получающихся контуров (или субконтуров) будут соединяться отрезком. "Eraser Tool" (Ластик) – инструмент для «стирания» фрагментов кривых и фигур; имеет настраиваемую толщину и может принимать форму круга или квадрата. Логические операции над объектами Объединение объектов . Для того, чтобы получить форму объединением двух и более объектов, можно восполь- зоваться одним из следующих способов: 1) выделить все объекты и нажать кнопку Weld (Объедине- ние) на панели свойств; 2) выделить нужные объекты и выбрать команду меню Ar- range/Shaping/Weld (Упорядочить/Формирование/Объединение); 3) выделить один или несколько объектов, выбрать команду меню Arrange/Shaping/Shaping (Упорядочить/ Формирова- ние/Формирование), в появившейся панели Shaping (Формиро- вание) выбрать в выпадающем списке Weld (Объединение), щелкнуть на кнопке WeldTo (Объединить) и указать мышью на объекте, с которым требуется объединить выделенные. При использовании последнего из описанных способов появляется возможность оставить один из объектов, участву- ющих в операции выделения, на рабочей области, тогда как первые два способа оставляют только конечный результат. Выбрать, какие именно объекты будут оставлены, позво- ляют флажки Source Object (Исходный объект) и Target Object (Конечный объект). Если оставлять объекты-операнды не тре- буется, то порядок выделения не важен: результат операции 57 будет одним и тем же вне зависимости от порядка выделения объектов. Если же требуется оставить какой-либо из объектов после выполнения операции, то порядок выделения помогает определить, какой объект исходный (выделен первым), а ка- кой – конечный (выделен вторым). Пересечение объектов . Для того чтобы получить форму, являющуюся пересечением нескольких объектов, следует воспользоваться одним из следующих способов: 1) выделить все объекты и нажать кнопку Intersect (Пересе- чение)на панели свойств; 2) выделить нужные объекты и выбрать команду меню Arrange/Shaping/Intersect (Упорядочить/Формирование/ Пере- сечение); 3) выделить один или несколько исходных объектов, выбрать команду меню Arrange/Shaping/Shaping (Упорядочить/Формирование/Формирование), на появившей- ся панели Shaping (Формирование) в выпадающем списке операций выбрать Intersect (Пересечение), нажать кнопку Intersect With (Пересечь) и щелкнуть мышью на объекте-цели. Исключение объектов . Для операции исключения объектов очередность их выделения важна: объекты, которые выделены первыми, будут исключаться из объектов, которые выделены последними. Для того чтобы исключить, или, как еще говорят, вырезать один объект из другого, следует воспользоваться одним из следующих способов: 1) выделить сначала объекты, которые будут исключаться, затем, в последнюю очередь, объект, из которого будет произ- водиться исключение, и нажать кнопку Trim (Вырезка) на панели свойств; 2) выделить по очереди объекты, участвующие в исключе- нии, после чего выбрать команду меню Arrange/Shaping/Trim (Упорядочить/Формирование/Исключить); 58 3) выделить объекты, которые требуется исключить, выбрать команду меню Arrange/Shaping/Shaping (Упорядо- чить/Формирование/Формирование), в появившейся панели выбрать в раскрывающемся списке операцию Trim (Исклю- чить), установить с помощью соответствующих флажков, какие из объектов-операндов останутся, а какие будут удалены, после чего нажать кнопку Trim (Исключить) и щелкнуть мышью на целевом объекте. Кроме того, имеются дополнительные возможности исклю- чения объектов с помощью команд, которые можно выпол- нить, нажав соответствующие кнопки на панели свойств, или выбрав соответствующие команды в меню Arrange/Shaping (Упорядочить/Формирование): Simplify (Упрощенно), Front Minus Back (Передние минус задние) и Back Minus Front (Задние минус передние). Практическая часть Выполнить тренировочные и индивидуальные задания согласно Приложения. Контрольные вопросы 1. Перечислите типы узлов и дайте им определения. 2. Перечислите логические операции над объектами и дайте им определения. 3. Перечислите инструменты редактирования форм кривых. |