Компьютерная графика. Учебнометодический комплекс для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям)
Скачать 1.93 Mb.
|
ЛЕКЦИЯ 5. ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА И ЦВЕТОВЫЕ ГАРМОНИИ Психологическое воздействие цвета Психофизиологическая значимость цвета для человека не- оспорима. Световой и цветовой мир (уровень естественной освещѐнности, цветовая гамма окружающего человека про- странства, сочетания цветов в интерьерах помещений) оказы- вает влияние не только на осознанное поведение человека, но также на неосознанные глубинные стороны его внутреннего мира. Белый цвет: за и против. Белый цвет воспринимается как цвет абсолютной чистоты и. считаясь символом чего-то ду- ховного и абстрактного, визуально означает «пустоту». Вследствие этого необходимо этот цвет «оживить». Белый цвет может быть применим, когда используется для нейтрали- зации контраста между двумя «агрессивными» тонами или когда при его посредстве оформляется какая-то поверхность, которая специально должна привлекать внимание (указатели, реклама). Мусорное ведро или контейнер следует ставить на окрашенный в белый цвет круг или квадрат. Тогда ими будут пользоваться осторожнее, т.к. белая краска психологически удерживает от загрязнения. Белая разметка на дорогое наилучшим образом привлекает внимание водителя. Когда нужно выделить наиболее важный цвет, логичным фоном для него будет белый цвет. В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся обычно несколько серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светло- го помещения. С психологической точки зрения окраска рабо- 62 чего пространства в белый цвет утомляет и на работающих воздействует неблагоприятно. Особенно неприятное впечат- ление производит сплошная белая окраска больничных помещений. Иллюзии и ожидания. В зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого, темные тона фиолетово-синего цвета – чего-то тяжелого. При взгляде на желтый цвет леден- цов выделяется больше слюны, чем при взгляде на красные леденцы. Желтый цвет настраивает на ожидание кислого, красный – на сладкое. В помещении, окрашенном в оранже- вый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине- зеленого цвета. Цвет, воспринимаемый человеком чисто зрительно, влияет и на другие его чувства. Так, например, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими цветовыми раздражителями. Резкие, кричащие шумы будут восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый или темно-коричневый цвета. На конди- терской фабрике, где атмосфера насыщена запахом сладкого, можно приглушить его «горьким» цветом, прежде всего, си- ним. Классификация цветов по их психологическому воздей- ствию на человека. 1. Стимулирующие (теплые) цвета, действующие как раз- дражители: красный – волевой, жизнеутверждающий, оранже- вый – теплый, уютный, желтый – контактирующий, лучезар- ный. 2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета: Фиолетовый – углубленный, тяжелый; Синий – подчеркивает дистанцию; Сине-зеленый – подчеркивает движение, изменчивость; Светло-синий – уводит в пространство, направляющий. 63 3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета: Розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности; Лиловый – замкнутый, изолированный; Пастельно-зеленый – ласковый, мягкий; Серовато-голубоватый – сдержанный. 4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов: Чисто зеленый – требовательный, освежающий; Оливковый – успокаивающий, смягчающий; Желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий; Пурпурный – изысканный, претенциозный. 5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (чер- ный). К ним относят две группы смешанных тонов. 6. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно: Охра – смягчает рост раздражения; Коричневый, землистый – стабилизирующий; Темно-коричневый – сягчающий возбудимость. 7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение: темно-серые, черно-синие, темные зелено- синие. Систематизация цветов. Цветовой круг Всѐ многообразие цветов образуются на основе всего лишь трѐх хроматических: красный, жѐлтый, синий, которые назы- ваются основными в цветовом круге. Если в равной степени смешать эти три основных цвета друг с другом мы получим ещѐ три, которые носят название составные: это зелѐный, оранжевый, фиолетовый. Таким образом, мы и получим 6-ти частный цветовой круг, который также может быть создан и на основе открытых 64 спектральных цветов Ньютона. А что если мы смешаем в рав- ной степени основные и составные цвета, тогда получим так называемые третичные: Теперь, нам необходимо собрать эти цвета вместе и мы по- лучим уже 12-частный цветовой круг, который лѐг в основу всей науки Цветоведение и гармонии цветов. Такой 12-ти частный круг уже вполне подходит для подбо- ра гармоничных цветов, однако вы можете заметить, что все получившиеся цвета очень яркие и насыщенные. Чтобы сни- зить чрезмерную насыщенность спектральных цветов принято добавлять в них ахроматические цвета: т.е. чѐрный и белый. В итоге можно получить множество тонов и оттенков одного цвета. Такой эффект цвета называется насыщенностью, и соответ- ственно, если в любой выбранный спектральный цвет из цве- тового круга, добавлять белый цвет, то его насыщенность снижается до пастельных тонов или вообще до чисто белого; 65 и наоборот, если добавлять чѐрный цвет в тот же основной цвет, то его насыщенность повышается, и в конечном итоге достигнет полностью чѐрного. Если мы выполним такое насыщение хроматических цветов ахроматическими, среди профессионалов это называется цве- товая «растяжка», то в итоге мы получим вот такой цветовой круг с множеством оттенков и тонов 12-ти основных цветов. Гармоничные сочетания цветов Что значит гармония цветов? Исследователи цвета создали различные теории. Они даже думали над созданием цветовых аккордов с помощью портативной модели настройки. Однако кто захочет разрешать вопросы цветовых гармоний или обста- вить комнату, выбрать расцветку одежды, подобрать цветы с помощью механических или математических вспомогатель- ных средств, тот будет разочарован, т.к. определенные цвета гармонируют с чем-либо только в совершенно конкретных условиях. Когда мы говорим, что красное и синее гармонируют друг с другом, в особенности, если они разъединены белым, мы пра- вы. Но если мы по такому же рецепту окрасим в комнате по- толок в красный цвет, стены в белый и пол в синий, то она по цвету будет в высшей степени негармонична. Это свидетель- ствует о том, что цветовая конструкция, найденная на плоско- сти, не может быть механически перенесена в пространство, т.к. необходим ряд цветовых корректировок. Гармония цветов не может быть регламентирована никаки- ми правилами. Цветовой круг – это первоисточник, в котором установлен основной порядок цветов, но он не должен слу- жить таблицей расчета в практическом разрешении вопросов гармонии. Хорошее, гармоничное цветовое оформление зави- сит не только от художественного восприятия или хорошего вкуса. В гораздо большей степени оно зависит от конкретно 66 выбранных цветов, от их соотношения с окрашиваемым объ- ектом, от взаимных сопоставлений или противопоставлений. Цветовая гармония – это согласованность цветов между со- бой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия. Гармония цветов вызывает положительные эмоции и чувства. Когда говорят, что зеленое и синее не подходят друг другу, то забывают добавить: «Как равнозначные части одной плос- кости». Когда видят зеленый луг и над ним синее небо, никто не увидит здесь дисгармонии. Обычно несочетающиеся цвета можно сделать гармонич- ными, если изменить фактуры. В природе очень часто бархат- ные фиолетово-синие цветы удивительно гармонируют с гладкими зелеными листьями. Теперь мы вплотную подошли к самому важному моменту, чтобы узнать, как же эти хроматические цвета можно сочетать друг с другом. 1. Монохромная гармония. Выполняется на основе оттен- ков в пределах одного сектора цветового круга. 2. Гармония пастельного комбинирования. 3. Гармония противоположных цветов (гармния контра- стов). Один цвет является фоном, другой – акцентом. Важна пропорция, чем более насыщенные цвета, тем больше разница в площади цвета. 4. Гармония равнобедренного треугольника (сильный контраст). Один цвет доминирует, два ругих сопровождают. 5. Грамония по принципу триады (три цвета, лежащих рядом на цветовом круге). Контраста нет. Ахроматические цвета и цветовые гармонии Как вы уже могли заметить, что ни белый, ни чѐрный, ни серый цвет не входят в состав цветового круга, а всѐ потому, что они являются, во-первых не спектральными, а во-вторых ахроматическими (т.е. не цветными). Так вот, ахроматические 67 цвета: чѐрный, белый и их оттенок – серый, очень хорошо со- четаются со всеми спектральными цветами цветового круга, так как являются нейтральными к хроматическим, и имеют всего одну качественную характеристику – светлоту. Они от- лично дополняют хроматические цвета, подчѐркивают их, и вносят дополнительную гармонию в цветовую гамму. На практике вы можете использовать и сочетать ахроматические цвета вместе с хроматическими в любом количестве. ЛЕКЦИЯ 6. КОМПОЗИЦИЯ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ Выразительность отдельных частей изображения и цвето- вые сочетания очень важны, но произведение будет цельным только в том случае, если все его элементы взаимозависимы, согласуются друг с другом, подчинены одной идее. Иными словами, если все части произведения композиционно связаны. Вспомним, что создание художественного произведения – это, в первую очередь, работа над образом. В соответствии с образом строится композиция. Она выражает определенную идею, определяется поставленной задачей, характером и назначением всего произведения. Глубинный смысл компози- ции проявляется в том случае, если она вызывает ассоциации, соответствующие идейно-художественному замыслу. Закон- ченная композиция – обязательное условие для любого худо- жественного произведения. Виды композиции Из всего множества архитектурных, живописных, графиче- ских, скульптурных композиций можно выделить три основ- ных вида: фронтальную композицию, объемную и простран- ственную. Фронтальная композиция 68 Если художественное произведение создается в одной плоскости, речь идет о фронтальной (плоскостной) компози- ции. К этому виду относятся живописные полотна, витражи, гобелены, графические изображения, фотографии, плакаты, Web-страницы, рекламные листовки. В самой фронтальной композиции глубина пространства может быть передана перспективными сокращениями, свето- теневыми решениями, цветовыми пятнами, но все произведе- ние рассматривается с одной точки, фронтально. Совокупность всех элементов плоскостной композиции может образовывать гладкую поверхность или создавать ре- льеф (выпуклое изображение на плоскости). В случае пере- ходного состояния между плоскостью и объемом, говорят об объемно-фронтальной композиции. Различают несколько видов рельефа: скульптурное изображение или орнамент, немного вы- ступающие над плоскостью, низкий рельеф (барельеф); скульптурное изображение, выступающее над плоско- стью фона на три четверти (горельеф); «обратный» рельеф, слегка углубленный по отноше- нию к фону; рельеф, при котором изображение находится на одном уровне с фоном, но его контуры глубоко врезаны (глиптика). При постоянном или незначительно изменяющемся уровне рельефа с помощью рельефной перспективы можно создавать иллюзию разной глубины объемно-фронтальной композиции. Увеличение выступающих элементов и глубины рельефа приближает композицию к объемной. Объемная композиция Если при развитии композиции, наравне с двумя направле- ниями на плоскости, присутствует третье направление – глу- 69 бина, – создается объемная форма. Этот принцип построения композиции применяется в скульптуре, малых архитектурных формах, объектах декоративно-прикладного искусства, при разработке дизайна бытовых или промышленных изделий, ав- томобилей, упаковок, трехмерных рекламных объектов и т. д. Объемная композиция трехмерна. Ее можно рассматривать со всех сторон, и чем больше пространства ее окружает, тем отчетливее проявляется ее общий вид, пластическая конфигу- рация. Общая форма композиции взаимодействует с внутрен- ним пространством. Форма выглядит монументальной, плотной, если она моно- литна или внутреннее пространство между ее элементами ми- нимально. При увеличении проемов или расстояний между элементами, составляющими форму, она становится более от- крытой, динамичной. Масса элементов объемной композиции и окружающее пространство сочетаются так, что преобладает объем самой формы и при всей сложности, она выглядит единым объектом. Внешнее пространство окружает форму, не проникая в нее. Пространственная композиция В пространственной композиции преобладают размеры пространства, в котором размещены объекты. Тем не менее, значение каждого, даже самого маленького элемента такой композиции, очень важно. Работа над пространственной ком- позицией – это проектирование ландшафтов, интерьеров, те- атральных действий, выставочных павильонов и стендов. Пространство может организовываться двумя способами. Внутри объектов (закрытое пространство). Примеры такой пространственной композиции – архитектура окружен- ных домами городских площадей, оформление музейных за- лов, интерьеров. 70 Вокруг объектов (открытое пространство). Например – пирамиды Египта, которые «держат» вокруг себя неограни- ченное пространство. Основные компоненты, с помощью которых создается про- странственная композиция – объемы, формирующие про- странство, и материалы, формирующие объемы. Композиция в графическом дизайне – объединение всех элементов (изображений, текста и декоративных деталей) в единое целое. В композиции каждый элемент подчиняется общей художественной (образной) идее. Удачное дизайнерское решение невозможно без соблюде- ния некоторых принципов композиции. Следование этим принципам, конечно, не приносит автоматически успехов, но дает указание, в какую сторону следовать. Рассмотрим только самые общие принципы и правила композиции. Принципы композиции Контраст. Основной принцип композиции. Контраст – это резкое различие однотипных элементов композиции. Не счи- тается контрастом круглое и красное, хотя между ними суще- ствует различие. В графическом произведении контраст мо- жет основываться на различии: форм (большой и маленькой, длинной и короткой, квадратной и круглой), направления (вертикального и горизонтального, пря- мого и наклонного), цвета (черного и белого, цветного и серого, светлого и темного, теплого и холодного) и пр. Единство стиля достигается тем, что все элементы не про- тиворечат друг другу, а имеют ту или иную стилистическую близость. Этот принцип композиции означает самый тщатель- ный отбор элементов и проверку их на соответствие друг дру- гу. Отдельная деталь сама по себе может быть очень удачной, но если она не соответствует композиции, то такую деталь 71 нельзя использовать (или придется изменять всю композицию и замысел целиком). Нюанс – это ослабленный контраст, который играет роль оттенка в различиях основного контраста. Главный контраст требует развития, которое реализуется в нюансе. Если основ- ной контраст строится, например, на крупном (заголовок) и мелком (основной текст) шрифтах, то уместно использовать еще один размер шрифта, который слегка отличается от ос- новного, для выделения важных абзацев. Он и будет служить нюансировкой, которая подчеркнет основной контраст и со- хранит единство стиля. Ритм – чередование элементов с определенной и законо- мерной последовательностью. Ритм задает темп и последова- тельность восприятия графического произведения. Макси- мальный ритмический рисунок присущ орнаментам, для кото- рых характерно равномерное следование элементов друг за другом. Достаточно заметен ритм строк и абзацев текста. Ди- зайнер должен всегда продумывать ритмическое построение изображения, страницы или даже всего издания в целом. Необходимо рассмотреть некоторые правила композиции, вытекающие из основных принципов (единства стиля, контра- ста, нюанса и ритма). Правила композиции Простота решения. Из принципа единого контраста следует достаточно трудное правило, которое требует от дизайнера значительных сил для борьбы с собственной фантазией и воз- можностями современных компьютерных технологий. Прави- ло простоты требует максимального ограничения в средствах выразительности и неукоснительного следования главной идее. У этого правила два аспекта. Во-первых, дизайн, как правило, должен определяться единственным контрастом. Например, если основной контраст строится на крупном и мелком шрифте, то не стоит добавлять 72 контраст по цвету. Контраст «работает» только тогда, когда он ясно читается. А множество контрастов взаимно гасят друг друга. Во-вторых, дизайн должен быть «прозрачен», то есть зри- телю умело преподносится содержание, а не обилие техниче- ских приемов. Уместность элементов. Из принципа единства стиля следу- ет уместность, которой следует руководствоваться при выборе элементов. Удачный рисунок или декоративный элемент мо- гут оказаться «чужими» в конкретной композиции. Умест- ность исходит прежде всего из назначения графического про- изведения и касается всех элементов дизайна (иллюстраций, цвета и шрифта). Для официального документа предпочти- тельны сдержанные, строгие цветовые соотношения, а для ре- кламного буклета вполне допустимо цветовое буйство. Выбор шрифта и его разнообразие также требует учета цели доку- мента и его аудитории. Внимание к деталям. Самый тщательный отбор деталей и строгое отношение к их размещению - одно из руководящих правил. Коварство мелких деталей состоит в том, что незаме- ченная опечатка, неравномерные отступы и другие «мелочи» могут испортить в целом удачно решенную композицию. Равновесие компоновки. Правило равновесия состоит в том, что каждый элемент имеет «визуальный вес», который создается сложным сочетанием размера, цвета и положения. Например, темный цвет тяжелее светлого, а большой элемент тяжелее такого же, но маленького размера. Одним из способов достижения равновесия является симметричное расположение элементов (такая композиция считается не самой выразитель- ной). Но соотношение элементов по горизонтальной линии, как правило, желательно иметь одинаковым («равновесным»). Если композиция имеет визуальный центр, то скорее всего это должен быть оптический центр листа (на 1/8 выше физическо- го центра). 73 Пропорциональность – это четкость замысла и точность исполнения, когда каждый элемент занимает свое соразмер- ное место. Достижение пропорциональности – конечный этап работы над графической композицией. Показателем пропор- циональности является ситуация, когда нельзя изменить раз- мер или положение ни одного элемента без того, чтобы это не повлияло на размеры и положение других элементов. |