Биоэттка. Киселев В.А. Словарь Биоэтика. Учебнометодическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов
Скачать 1 Mb.
|
В отечественной литературе термин «биоэтика» используется в «широком» и «узком» смысле. В широком смысле под биоэтикой понимают совокупность этических проблем, связанных с отношением к живому вообще (Огурцов А.П. и др.). При таком подходе биоэтика сближается с экологией и своей этической составляющей смыкается с философскими учениями Востока, русской философией. Но, тем самым, она теряет специфику биоэтических проблем собственно медицинской практики. В узком смысле биоэтика – это биомедицинская этика, включающая этические, правовые и другие социальные последствия применения новейших медицинских технологий. Эта точка зрения и представлена в данном словаре. БИОЭТИКА В СШАВ специальной литературе иногда используется термин «американская биоэтика». Выделение американской биоэтики обусловлено тем обстоятельством, что возникновение биоэтики в США является уже историческим фактом, во-первых. Во-вторых, мощная организационная база и научно-исследовательский потенциал предопределили ведущую роль США в возникновении и развитии современной биоэтики. Например, население США составляет 4% от населения мира, а производят США 20% всей производимой продукции в мире. Возникновению биоэтики в США способствовали следующие обстоятельства: 1. Социально-политические события конца 60-х и начала 70-х гг. ХХ века: - общественное движение за гражданские права чернокожих американцев; - споры вокруг участия США во вьетнамской войне; - кампании за признание интересов женщин, американских индейцев, инвалидов, умственно-неполноценных; - движение за права пациентов. Движение за права пациентов было вызвано обнародованием материалов о биомедицинских экспериментах, в которых нарушались права человека и испытуемых. Например, введение раковых клеток на предмет создания иммунной системы у престарелых пациентов; эксперименты на умственно-отсталых детях; исследования бытового сифилиса и т.д. Общий пафос этих движений – защита прав человека вообще, в том числе и от злоупотреблений в медицине. 2. Широкое применение в медицине новейших технологий – аппараты искусственного дыхания, кровообращения, питания; пересадка органов; имплантация искусственных органов; технологии искусственного оплодотворения; пренатальная хирургия и др. Медицинская практика второй половины ХХ века обнажила разрыв между традиционными этическими, правовыми, религиозными ценностями и новейшими технологическими возможностями, что нашло выражение в широком публичном обсуждении медицинских казусов («Карен Куинлайн», «Доктор Краай», «Макафи» и др.). 3. Моральный плюрализм. Отношения между людьми, в том числе и в медицинской практике, регламентируются различными общими этическими принципами утилитаристской, деонтологической (кантианской), религиозной доктринами и медицинскими кодексами. Поскольку вышеназванные доктрины давали разные, порой противоположные, оценки применению медицинских технологий, постольку постоянно возникала потребность в согласовании их позиций, что и явилось причиной возникновения биоэтики. 4. Экономические условия. Отношения в сфере медицинского обслуживания строятся по принципам «свободного рынка», в том числе и отношения между врачом и пациентом. Врачи устанавливают плату за свою работу, а пациенты, в свою очередь, получают право подавать в суд на врачей за плохое лечение. Экономический аспект в медицине способствует осознанию пациентами своих прав и выработке навыков защиты их в судебном порядке.. Следствием вышеперечисленных обстоятельств явились дискуссии по биоэтическим проблемам, в которых принимали участие широкие слои американской общественности. Американская ассоциация больниц принимает Билль о правах пациентов (1972 г.), текст которого был опубликован США в 1973 г. В 1978 г. издается 5-томная «Энциклопедия биоэтики». Создаются: биоэтические комитеты на местах (госпитали, больницы); исследовательские центры по проблемам биоэтики. Издается литература по биоэтической проблематике: к началу 90-х годов ее библиография насчитывала 15 томов. Таким образом, основные характеристики биоэтики возникают именно в американской биоэтике. БОЛЕЗНЬБолезнь (лат, morbus) – термин для обозначения заболевания отдельного человека, понятия о болезни как нозологической единицы и обобщенного понятия о болезни как биологического, так и социального явления. Болезнь и здоровье – суть формы проявления жизни человека. Представления о болезнях носят исторический характер. Общая тенденция эволюции представлений направлена от религиозно-мистических до научных знаний о природе, формах и способах лечения болезней. В первобытные времена причину заболеваний видели либо в проникновении в человека постороннего начала (беса, демона), либо в наказании человека за прегрешения. Поэтому методом лечения выступали заговоры, жертвоприношения, молитвы, наряду с простейшими способами снятия боли. Например, в Древнем Вавилоне лечение кариеса начиналось с молитвы-заклинания для изгнания из зуба «червя», а кончалось чисткой кариозной полости и вложением в нее болеутоляющей массы из смолы с беленой. Ценностные представления о болезни и здоровье исторически предшествовали научным. В месопотамских табличках 2-го тысячелетия до новой эры находим следующую иерархию ценностей древних вавилонян: здоровье и долголетие, наследники, богатство. В Древней Греции утверждается взгляд на болезнь как естественное природное явление, обусловленное вредными влияниями внешней среды на разных людей по-разному в зависимости от их конституции, возраста, пола и индивидуальных особенностей. В частности, Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, развивала гуморальное направление в медицине. В соответствии с гуморальной доктриной здоровье есть результат определенного соотношения 4-х элементов: кровь, слизь, черная и желтая желчь, а болезнь – результат нарушения этого соотношения. Наряду с гуморальной возникает под влиянием атомистического учения Демокрита солидарная доктрина. Представители солидарной доктрины утверждали, что основа болезни состоит в изменениях плотности частей тела: расширение или сжатие «пор» между плотными частями, меняющие содержание жидкостей, изменение формы самих атомов или неправильное их расположение приводит к болезни. И солидарное, и гуморальное направление в медицине просуществовали до ХХ века. Для Платона и некоторых медицинских школ болезнь представлялась нарушением гармонии между телом и духом. Гален (II век н.э.) создает учение, синтезирующее взгляды Гиппократа, Платона и пневматиков, просуществовавшее до XVI века. Реформирующее воздействие на представления о болезни оказали теория целлюлярной патологии Р. Вирхова, эволюционное учение Ч. Дарвина, а также теория кортико-висцеральной патологии И.П. Павлова. В 60-е и 70-е г.г. ХХ века в отечественной медицине сложились три подхода к пониманию сущности болезни. Первый, согласно которому «нарушение трудоспособности, снижение социально-полезной деятельности выступает основным признаком болезни». Второй, в котором болезнь – это «форма приспособления к условиям существования». Третий подход объединяет два первых: «болезнь – это жизнь, нарушенная в своём течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественных своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов». Болезнь, рассмотренная с точки зрения возникновения и развития, проходит четыре основные стадии: - латентная: с момента контакта организма с патогенными факторами до появления первых клинических признаков; - продромальная: от появления первых клинических признаков до полного развития симптомов; здесь возможно распознание болезни; - астестадия: полное развитие клинической картины болезни; - исходы болезни: выздоровление, рецидив, переход острой формы в хроническую, смерть. |