Волонтнрство. Учебнометодическое пособие. М. Ано спо сотис
Скачать 1.92 Mb.
|
Краткий вывод. В процессе специальных научных иссле- дований выявлено, что мотивы могут носить не только альтруи- стический или религиозный характер, но и могут являться отве- том на другие потребности человека (например, обучиться новым навыкам, найти поддержку, почувствовать себя способным сде- лать что-то новое, строить социальные отношения, многое дру- гое). Кроме того, медицинские исследования (США) позволили сделать вывод о том, что добровольческая деятельность, сфоку- сированная на нуждах других людей, а не на собственных про- блемах, полезна для здоровья человека. Об исследованиях моти вов российских добровольцев представлено далее. Философия добровольчества, которую на основе обобще- ния концептуальных подходов определим как систему взглядов на добровольчество, его роль для человека и общества, базиру- ется на том, что люди, побуждаемые желанием совершить что- то общественно полезное, трансформируют своё стремление в позитивное действие, направленное на достижение желаемой цели, приносящее пользу другим людям или обществу в целом. В конечном итоге неисчислимое количество личностных или коллективных добровольческих поступков, дел, включая самые маленькие, даже незаметные, сложенные вместе дают тот сум- марный (кумулятивный) эффект, который и определяет состоя- ние духовного развития общества, способствует повышению ка- чества жизни людей. Это подтверждено мировым опытом и, 23 23 I. Концептуальные основы добровольчества прежде всего, практикой стран, правительства которых, пони- мая сущность этого простого принципа, инвестируют в развитие и стимулирование добровольческого участия людей в решении насущных социальных проблем, тем самым официально призна- вая на самом высшем уровне власти социально значимую роль добровольческих усилий как важнейшего ресурса для социально- экономического роста общества. Попытка более глубокого осмысления философии доброволь- чества обращает нас к философам античности и современным классикам философской мысли, оставившим миру философский подход обосновывающий систему важнейших общечеловеческих ценностей, характеризующих личность с точки зрения способно- сти человека жить в человеческом сообществе, строить гармони- ческие отношения с другими людьми. 1 В воззрениях древнегре- ческих философов, в частности, Аристотеля, провозгласившего идею свободы выбора, получивших дальнейшее развитие в тру- дах немецких философов Канта (учение о доброй воле и о чело- веке как высшей ценности в мире), Гегеля (учение о свободной воле). Именно в этих неиссякаемых источниках мировой фило- софской мысли, представляется, мы можем найти обоснование, которое подведёт к более глубокому пониманию сущностного смысла содержания поистине универсального общечеловече- ского феномена и философии добровольчества. Концептуальное развитие на основе глубокого осмысления философии добро- вольчества позволяет нам прийти к выводам о том, что именно добровольчество – это фундаментальный феномен, имеющий одинаковую ценность для каждого человека, каждого народа, каждой страны, позволяющий перевести идеи величайших мыс- лителей в практическое воплощение, в жизненную реальность. Опираясь на фундаментальные философские труды, в при- ложении к современным характеристикам добровольческой дея- тельности как общественно полезной безвозмездной деятельно- сти, осуществляемой людьми индивидуально или коллективно, на основе свободного и осознанного выбора на пользу другим 1 П.П. Степнов. «Перспективы развития морали в обществе. Конец ХХ – на- чало ХХi веков» Спасская типография Рыбновского ППО, 1992 г. 24 24 Г.П. Бодренкова Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике людям или обществу в целом, прежде всего, прослеживаем фун- даментальную связь современных понятий и философских пред- ставлений. По определению Генерального секретаря Организации Объединённых НацийКофи Аннана добровольчество явля- ется «и духовным свойством, и гражданской добродетелью. Это деятельность, которая имеет глубокие корни в человеческой духовности и далеко идущие социальные и культурные послед- ствия. Прислушиваться к нуждам других, заботиться о них, при- ходить на помощь – все это свидетельства высших человеческих побуждений. люди помогают друг другу из любви и сострада- ния. Однако глубочайшее духовное свойство и символическое значение добровольчества заключается не только в том, что мы делаем для других. На карту поставлены наши собственные ценности и человечность: «мы есть то, что мы даём другим» 1 1.4. ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО: ПОЧЕМУ И ДЛЯ КОГО ЭТО ВАЖНО? Учитывая многогранность и универсальность феномена добровольчества как общественной ценности и, одновременно, системы знаний и навыков в сфере развития людских ресурсов, не представляется возможным однозначно ответить на вопрос, почему в мире добровольчеству отводится столь важная роль в про- цессе социального развития государств, решения локальных, национальных и глобальных проблем. Опираясь на выработанное международным сообществом научно-обоснованное мнение о том, что добровольчество в рав- ной степени полезно и важно для каждого государства, каждого сектора и сегмента общества, каждого отдельного человека, ответов на данный вопрос можно найти настолько много, сколько преимуществ и возможностей предоставляет добровольчест во для каждого отдельного человека, организации, сообщест ва, государства. Отметим ещё ряд факторов, обосновывающих важ- ную роль добровольчест ва в обществе, представленных в Про- грамме глобальных действий. 1 Роль добровольчества в содействии социальному развитию. записка Гене- рального секретаря ООН. Источник: www.un.org 25 25 I. Концептуальные основы добровольчества Программа глобальных действий 1 представляет собой концептуальную платформу, дающую ответы на вопросы: в чем состоит выгодность добровольчества для каждого отдельного человека, каждого сектора общества (некоммерческий, госу- дарственный и коммерческий), общества в целом и государст ва. Почему государство должно признавать и поддерживать разви- тие добровольчества? ДОБРОВОлЬЧеСТВО ВыГОДНО: Для отдельного гражданина: это расширение возможно- стей для самореализации и самосовершенствования, реализации фундаментальных конституционных прав человека на свободное развитие личности, на участие в управлении делами государст- ва, в принятии решений; получения новых знаний и навыков, что представляет особый интерес для молодёжи; решения собствен- ных проблем нуждающихся людей, др.; реализация потребности быть социально полезным членом общества; решение проблем востребованности обществом, др. Для государства: добровольцы – люди, независимо от свое- го социального и должностного положения, места жительст ва, политических и религиозных убеждений, участвующие на без- возмездной основе в общественно полезной работе, в делах об- щества, тем самым способствующие более эффективному реше- нию задач, стоящих перед государством и обществом. Для НКО: добровольцы – это мощный источник ресурсов для достижения миссии и приоритетов некоммерческих организаций. Добровольцы дополняют работу оплачиваемого штата, расширя- ют возможности организаций, повышают эффективность работы и приносят новые перспективы развития организации, вызывая доверие к сектору НКО в обществе. Для бизнес–организаций: участие работников компаний в добровольческой деятельности (корпоративное добро во льчест- во) – это новая возможность помощи местным сообществам, полу- чения новых знаний и навыков сотрудниками, развития их орга- 1 Глобальная программа действий разработана Международной ассоциацией добровольческих усилий (iAVE) на XVi Всемирной конференции добровольцев, Амстердам, 2001 г. 26 26 Г.П. Бодренкова Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике низаторских способностей. Это путь приобретения большего веса в обществе, что способствует реализации политики компаний. Для системы образования: добровольческая деятельность детей и молодёжи (молодёжное добровольчество) – это эффек- тивный метод формирования и развития их знаний и жизненных навыков, социализации, самореализации и самоактуализации молодёжи. Соответствующим образом организованная добро- вольческая деятельность на всех уровнях и стадиях обучения создаёт условия для активного участия подростков и молодёжи в жизни общества. Особая роль принадлежит развитию молодёжного добро- вольчества в образовательных учреждениях и в социуме, позво- ляющему молодёжи (учащимся, студентам) самостоятельно вы- бирать вид, время и место приложения своих добровольческих усилий, активно участвовать в улучшении жизни для других и для себя, создаёт возможности для социализации молодёжи через социальную практику. В современном контексте молодёж- ное добровольчество позиционируется не только как труд на благо других, но и как реальная возможность для молодёжи учиться быть гражданином, развивать свои гражданские и лидерские ка- чества, найти им практическое применение, а в конечном итоге – своими действиями и своим участием изменять окружающую и свою жизнь к лучшему. Образовательные учреждения и местные сообщества, в кото- рых организованное молодёжное добровольчество включает воз- можность применения на практике получаемых в образователь- ном учреждении теоретических знаний, становятся для молодых людей местом учёбы, обмена опытом и, собственно, приложения добровольческих усилий, где теория получает свой практический выход. Данный подход способствует лучшему усвоению учебно- го теоретического материала, а в конечном итоге – повышению уровня образованности учащихся и студентов. Для СМИ: работа добровольцев полна интересных случаев взаимопомощи и работы по улучшению условий жизни сообществ. Статьи о работе добровольцев – богатый источник информаци- онных поводов для продвижения позитивных изменений жизни общества. 27 27 I. Концептуальные основы добровольчества Общий результат добровольческой деятельности, склады- ваю щийся из отдельных усилий каждого добровольца, является мощным общест вен ным ресурсом для решения социальных про- блем, улучшения качества жизни всего общества. Особо следует отметить синергетический эффект, возникающий при сложении добро вольческих усилий. Обобщая рассмотренные преимущества, выявленные в ходе многочисленных международных исследований и практике, можно назвать ещё целый ряд основных причин, по которым признается фундаментальная роль добровольчества для человека и общества: 1. Это один из важнейших путей внесения психологическо- го смысла в жизнь человека, семьи и сообщества. 2. Посредством добровольчества возрастает качество жиз- ни того сообщества, в котором люди вовлечены в добровольче- скую (социальную, религиозную, экологическую), другие виды работ, выполняемых вне дома или служебных обязанностей. 3. Это важный путь решения социальных проблем и чело- веческих нужд. Как известно, многие из проблем являются резуль- татом разладов в семье, проблем местного сообщества, социаль- ной несправедливости в обществе в целом. 4. Это один из способов поддержки демократии и развития гражданского общества, посредством обеспечения граждан воз- можностью участвовать в жизни местного сообщества, в процес- сах социального развития. 5. Способ самосовершенствования личности, индивидуаль- ного достижения более результативной и продуктивной жизни. Являясь межсекторным, междисциплинарным и общечеловече- ским феноменом, добровольчество признано на всемирном уров- не как доступный и весьма экономичный ресурс, неиссякаемый источник народной энергии и накопления коллективного опыта человечества. 6. Добровольчество – это одновременно и общественная цен- ность и уникальная система знаний и технологий в сфере разви- тия человеческих ресурсов, выступает важнейшим инструментом мобилизации общественной инициативы, социальной консоли- дации и самоорганизации общества, повышения эффективности государственной социальной политики. 28 28 Г.П. Бодренкова Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике Краткий вывод. Совокупность множества характеристик и свойств добро- вольчества позволяет сделать вывод о том, что добровольче- ство как универсальный феномен лежит в основе формирования высоконравственных ценностей, таких как: добро, социальная гражданская ответственность, сопереживание, здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, гражданская идентич- ность, сопричастность к проблемам других и окружающего мира в целом. Добровольчество на практике способствует реализации прав граждан на достойную жизнь, на участие в жизни своего общест ва, управлении делами государства. Рассмотрение добровольчества с различных позиций, в осо- бенности как неотъемлемого права каждого человека, позволяет лучше понять сущность, возможности и роль этого поистине уни- кального, всемирно признанного феномена. Тем не менее, следует отметить, что полноценное представление о добровольчестве, о всех его гранях, проявлениях и мобилизационном потенциале будет складываться лишь по мере системного изучения и осозна- ния фундаментальных черт, характеристик и преимуществ, кото- рыми обладает это универсальное явление. 1.5. КРИТЕРИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В практическом измерении добровольческая деятельность определяется на основе совокупности трёх основных критериев (признаков), обеспечивающих полный охват возможных видов деятельности добровольцев, в то же время позволяющих исклю- чить другие возможные формы общественного поведения, не яв- ляющегося добровольческим 1 Добровольческая деятельность: 1) не направлена на получение прибыли (осуществляется без ожидания получения вознаграждения); 2) является результатом свободного, осознанного выбора человека (без принуждения или указания «сверху»); 1 Источник: исследования, проведённые Программой добровольцев ООН (UNV) и independent sector (www.independentsector.org). 29 29 I. Концептуальные основы добровольчества 3) результат приносит пользу третьим лицам и (или) обще ству в целом, а так же самим добровольцам. На основе данных критериев, в самом общем виде можно дать следующую трактовку понятия «добровольцы»: Добровольцы – люди, независимо от возраста, своего соци- ального положения, должности, религиозных или политичес ких убеждений, посвящающие часть своего личного времени, энергии, знаний для помощи другим людям, улучшения окружающей жиз- ни или развития общества в целом, работая без вознаграждения (безвозмездно), на основе своего свободного, осознанного выбора. Как отмечается в общем обзоре (Anheier and Salamon, 1999 г.) 1 в международной практике признается, что добровольческая дея- тельность «представляет собой самую распространённую форму неоплачиваемого труда в рамках некоммерческого сектора, которая все активнее признается научным сообществом, в т. ч. Международ- ной организацией труда, а также политическими кругами». Известно, что добровольческая деятельность может приоб- ретать самые различные формы и виды в зависимости от областей и сфер, в которых она осуществляется. Ниже кратко рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся форм, видов, характера и дру- гих аспектов добровольческой деятельности, описанных как на основе характеристик, приведённых в различных научных меж- дународных трудах и документах, так и выявленных в ходе рос- сийского опыта и практики. Основные формы добровольческой деятельности К основным формам добровольческой деятельности, как правило, относят организованную (формальную) и неорганизо- ванную (неформальную) добровольческую деятельность. По опре- делению Девиса Смита (Devis Smith) 2 неформальная добровольче- ская деятельность понимается как «жертвованнее определённого 1 Руководство по некоммерческим организациям в Системе национальных сче- тов. Методические исследования. Серия F.№91. Руководство по национальным сче- там. Издание Организации Объединенных Наций, Нью-Йорк, 2006 год., 365 с. 2 Hodgkinson 1992:619; Devis Smith1998. Источник: Руководство по некоммерче- ским организациям в Системе национальных счетов. Методические исследования. Серия F.№91. Руководство по национальным счетам. Издание Организации Объе- диненных Наций, Нью-Йорк, 2006 год., 365 с. 30 30 Г.П. Бодренкова Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике количества времени, не связанного с работой в какой-либо органи- зации. Формальная добровольческая деятельность имеет место в тех случаях, когда доброволец тратит своё личное время в ин- тересах организаций, таких как организации, предоставляющие социальные услуги, больницы, школы», социальные, образова- тельные учреждения и иные организации (НКО), действующие в интересах общественной пользы. Рассмотрим подробнее Неуправляемая (неформальная, неорганизованная) добро вольческая деяте льность. По всему миру люди откликаются, чтобы помочь во время стихийных бедст вий – жертвам наводне- ний, землетрясений или лесных пожаров. Этот тип добровольче- ства, как правило, носит спонтанный (неформальный) характер и называется неуправляемой (неорганизованной) доброволь- ческой деятельностью. Неуправляемая добровольческая дея те льность – это дея тельность, основанная на спонтанном проявлении оказания помо щи, как правило, помощи соседям или помощи во время чрезвычай ных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф. Неорганизованная добровольческая деятельность не менее важна и ценна, чем организованная, но, как правило, она остаётся не только неучтённой в общем вкладе добровольцев, поскольку способы измерения и оценки вклада неформальных доброволь- цев остаются не исследованными, но и в основном без какой-либо поддержки со стороны государства 1 . Такие как, например, спон- танная реакция и отклики людей в случае стихийных бедствий, пожаров, катаклизмов, в других подобных случаях, когда многие люди откликаются на оказание помощи, относятся к спонтанному (не формальному) типу добровольчества. И во всех случаях не- формального (спонтанного) добровольчества легко обнаружить все три критерия: помощь людям и обществу, без ожидания воз- награждения, собственный осознанный выбор. Следует отметить, что при неформальном добровольчестве в большой степени прояв- ляется именно альтруистическая составляющая мотивации. Кро- ме того, важно отметить, что очень часто именно из инициатив, 1 Источник: исследования, проведённые Программой добровольцев ООН (UNV) и independent sector (www.independentsector.org). 31 31 I. Концептуальные основы добровольчества предпринимаемых неформально, вырастают организованные действия, преобразующиеся в формально действующие органи- зации, в том числе активно сотрудничающие с органами власти. Примерами могут служит действия при пожарах 2010 года, добро- вольческие усилия по поиску пропавших детей и др. |