Главная страница
Навигация по странице:

  • Пищевая сеть

  • Познание через ощущения.

  • Упражнение «Человечек из коры».

  • Упражнение «Мир кролика и мир муравья»

  • ТиМэкологического обраэования. Учебное пособие Урал гос пед унт. Екатеринбург, 2004. 279 с


    Скачать 1.69 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Урал гос пед унт. Екатеринбург, 2004. 279 с
    АнкорТиМэкологического обраэования.doc
    Дата13.04.2017
    Размер1.69 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТиМэкологического обраэования.doc
    ТипУчебное пособие
    #4749
    страница10 из 18
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   18


    Познавательные игры. Игра - активный метод обучения, суть которого в освоении информации, деятельности, социаль­ной роли через особую имитационную форму ее трансформа­ции.

    У дошкольников игра является ведущим видом деятель­ности. Так как установка на выполнение познавательной дея­тельности у детей еще не сформирована, то в экологическом образовании широко используются дидактические игры, фор­мирующие устойчивый интерес к познанию и снимающие на­пряжение.

    Значение игрового метода;

    • стимулирующее (стимулирование мотивации, эмоцио­нальной включенности и познавательного интереса);

    • образовательное (расширение объема экологической ин­формации, осознание практического использования знаний, формирование интеллектуальных и практических умений);

    • развивающее (развитие воображения, мышления, памя­ти; опыта принятия решений, коммуникации, развитие лидер­ских качеств);

    • воспитывающее (воспитание экологических качеств личности, изменение установок, социальных ценностей, эмпатии);

    • релаксационное (снижение физических и психических нагрузок, создание положительного эмоционального настроя);

    • диагностическое (осознание уровня своих знаний, оцен­ка педагогом умений и навыков).

    У игры есть своя структура - ее композиция, процессуаль­ная и операциональная основа, наличие необходимых для кон­кретной игры структурных игровых единиц, их взаиморасполо­жение.

    Структурные компоненты игры:

    Дидактическая (обучающая) задача формулируется в соответствии с программой, с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

    Игровая задача осуществляется в игровой деятельности, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и по­требность решить ее, активизирует игровые действия.

    Игровые действия (операции) составляют основу игры. Игра - всегда реальное действие и подобие настоящего дейст­вия. Действия в игре - это разнообразные двигательные реакции, приспособленные либо к целям, правилам, либо к игровым ак­сессуарам, игрушкам. Игровые действия - это не всегда практи­ческие внешние действия, когда нужно что-то тщательно рас­смотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного воспри­ятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.

    Правила игры - предписания, устанавливающие логиче­ский порядок игры. Через правила воспитатель доводит до детей свои педагогические требования, регулирует ход игры. Их со­держание и направленность обусловлены задачами, познава­тельным содержанием, игровыми задачами и игровыми дейст­виями. Правила содержат требования к взаимоотношениям де­тей, к выполнению ими норм поведения. Правила игры имеют поучающий, организационный, дисциплинирующий характер, обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и к.1к нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, направляют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, придумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей.

    Средства игры: пространство, речь, аксессуары. Игровое пространство, в котором протекают все игровые действия, опре­деляется ее правилами. Язык участников игры продиктован ее сюжетом. Аксессуары (предметы, необходимые для игры), кос­тюмы, атрибуты также заложены в фабуле игры.

    Эффективное использование познавательной игры в про­цессе обучения предполагает знание педагогом не только воз­можностей и структуры дидактической игры, но и владение тех­нологией ее организации.

    В технологии экообразовательного процесса на основе игры можно выделить четыре этапа:

    1. Ориентация. Педагог представляет изучаемую тему,
      дидактическую задачу, знакомит с основными представлениями,
      которые в ней используются. Дает характеристику игровых правил, имитации, общего хода игры'.

    2. Подготовка к проведению. Воспитатель излагает сце­нарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, иг­ровых действиях и процедурах. Идет распределение ролей меж­ду участниками игры, проводится пробный "прогон" игры в со­кращенном виде.

    3. Проведение игры. Педагог организует проведение са­мой игры, по ходу фиксируя игровые действия, разъясняя си­туации затруднения.

    4.Обсуждение игры (итог). Воспитатель дает обзорную характеристику хода игры. Обсуждаются возникшие трудности. Педагог побуждает детей к рефлексии - анализу своих собст­венных действий, поступков, мотивов. Учит соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступ­ками, мотивами других людей. Особое внимание уделяется со­поставлению имитации с соответствующими явлениями реаль­ного мира природы (социума).

    Существуют различные подходы к классификации игр. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, групповые и коллективные; по длительно­сти - на игры-миниатюры (3-5 мин.), игры-эпизоды (5-10 мин.), игры-занятия (25-30 мин.); по степени сложности выполнения действий - на элементарные игры, которые состоят из повто­ряющихся игровых действий, и сложные игры, включающие комплексы элементарных игр; по используемому материалу -предметные, настольно-печатные и словесные; по характеру и форме поведения - подвижные, сюжетно-ролевые, предметно манипулятивные, конструктивно-строительные, игры-развлечения; по степени управления (стихийные и педагогиче­ски управляемые); по характеру отражения действительности ( репродуктивные, творческие ); по способу проведения - компь­ютерные игры, имитационно-моделирующие, интеллектуальные и др.

    У дошкольников проявляется большой интерес к СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМ ИГРАМ. Сюжетно-ролевые игры ("Перекресток", "В театре", "На почте", "День рождения" и др.) помогают адаптироваться к разным типам социума, приобщают к сотрудничеству в познании, способствуют формированию навыков социального поведения, знакомят с правилами и нормами общения, усили­вают самоопределение, развивают самооценку и ответствен­ность. Дети разыгрывают различные роли - реальных персона­жей, животных и растений, "оживших" предметов.

    Игрушки рассказывают

    Оборудование: предметы (игрушки) в бумажных пакети­ках.

    Каждый ребенок должен выбрать дома предмет, кото­рый может о нем рассказать много интересного, положить его в бумажный пакет и принести на занятие. Дети садятся в круг. Все пакеты складываются в центр круга. Педагог доста­ет предметы, а дети определяют, кому он принадлежит. За­тем хозяин предмета рассказывает от лица предмета, как этот предмет представляет, его. В итоге игры проводится об­суждение: Как попадают к нам вещи? Как они помогают нам? О чем могут рассказать наши вещи? Как мы относимся к сво­им вещам, заботимся о них? Почему нужно беречь вещи? Понравилось ли рассказывать о своей вещи? Что чувствовали, когда слушали других?

    Сюжетно-ролевые экологические игры основаны на моде­лировании содержания экологической деятельности («Экскур­сия по зоопарку», "Магазин цветов", Экологический театр", "Экологическое путешествие", "В гостях у Лесочка", "Школа хранителей природы" и др.) или имитации природных процес­сов, отношений между объектами природы ("Как дерево пре­вращается в почву", "Пищевая цепь", "Приключения Экоколобка", "Маскировка" и др.). Такие игры в форме разыгрывания сюжетов экологических сказок (игры-драматизации и игры-театрализации) дают возможность передать взаимодействие в мире природы в собственной интерпретации детей. Сюжетно-ролевые игры учат решать экологические проблемы через по­нимание и сотрудничество, поощрение личного участия и лич­ной ответственности; развивают образную память и воображе­ние как способность проектировать различные экологические ситуации и их последствия. Сюжет и атрибутику ролевой игры могут иметь театрализованные экологические праздники, конст­рукторские игры, труд детей в природе. При организации на­блюдений создаются игровые ситуации, когда дети представля­ют себя детективами или инопланетянами, которым придется заниматься поисками тех или иных природных предметов (опавших плодов и семян, насекомых и следов их деятельности и т.п.)

    Кораблекрушение

    Оборудование: карты острова, карточки с перечнем при­родных ресурсов.

    Играют две-три группы. Каждая группа получает иден­тичные карты острова и карточки с изображением имеющих­ся в распоряжении природных ресурсов. По условиям игры на острове предстоит провести некоторое время. Запасы пищи, полезные ископаемые, материалы для построек и одежды име­ются на острове в достаточном количестве при разумном рас­пределении всех основных работ (сбор растительной пищи, рыбная ловля, выращивание овощей и т.д.). В каждой из групп стоит общая задача - выжить. Однако организация жизни в группах ориентирована на разные виды занятий (земледелие, рыбоводство и т.д.).

    Игровые инструкции ориентируют участников игры на организацию своего варианта устройства жизни. Например: Что может дать вам природа? Где находятся природные богатства, которые будут вами использованы? Что вы будете производить? Где можно расположить транспортные линии, по которым будут привозить сырье, отправлять готовую про­дукцию? Где будут жить люди? Какие отходы производства могут попасть в окружающую среду? Как загрязнение окру­жающей среды повлияет на растительность, животный мир, людей? Какие меры защиты природы нужно предусмотреть? и т.д.

    После работы в группах проводится фронтальное обсу­ждение проектов, подводятся итоги игры.
    ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНЫЕ игры ("Коллекцио­нер впечатлений», "Отгадай по описанию (по звуку)", "Ящик ощущений", "Найди дерево", "Экологический тир", "Найди лишнее" и др.) ориентированы на совершенствование детского опыта восприятия природы, на обучение стратегиям и техноло­гиям взаимодействия с природными объектами. Они нацелены на формирование экологических представлений о свойствах, качествах природных объектов и явлений, на развитие умений выделять и описывать экологические условия жизни растений и животных, оценивать экологическое состояние объектов приро­ды, группировать объекты по экологическим признакам. Такие игры развивают сенсорику, познавательный интерес, образно-логическое мышление детей.

    Пищевая сеть

    Оборудование: карточки с изображением растений и животных, клубок ниток.

    На карточках рисуются или приклеиваются картинки: растения - с почками, с листьями, с цветами, с ягодами, с семе­нами, травянистые растения, растения, покрытые корой; травоядные животные - мышь, олень, белка, птица, личинка бабочки (гусеница); плотоядные животные - землеройка, сова, орел, лиса, - волк; организмы-разлагатели, питающиеся пада­лью, - бактерии, грибки, многоножки.

    Дети получают карточки и встают в круг, - так, чтобы разные виды живых существ были распределены равномерно по всему кругу. Какое-нибудь "растение" берет кончик нитки, сообщает о себе информацию и передает клубок "травоядному животному". Тот передает клубок "плотоядному животному, то животное - организму-разлагателю; а этот организм, в гною очередь, передает клубок "растению" - и так до тех пор, пока не образуется сеть, связывающая всех участников игры.

    Подводя итоги, необходимо обсудить, что произойдет, если погибнут растения. Каковы будут, последствия гибели, например, организмов разлагателей (в почву перестанут поступать питательные вещества, и растения, а с ними и животные тоже погибнут).

    Подвижные игры экологического содержания ("Волки и овцы", "Комары и лягушки", "Пищевая пирамида" и др.) носят имитационный характер, связаны с сюжетом и ролью. Они учат детей видеть экологические аспекты взаимоотношений в приро­де. Выполняя активные двигательные игровые действия (по­строение цепей питания, "охота" на жертву, передача "энергии" по энергетической пирамиде и т.н.) в соответствии с сюжетом игры, дети знакомятся с экологическими связями и отношения­ми ("хищник - жертва", "производители - потребители - разру­шители") в природе, экологическими ролями, защитными при­способлениями растений и животных, учатся понимать и дейст­вовать в различных экологических ситуациях. Особенностью подвижных игр является их соревновательный, коллективный характер.

    Пищевая пирамида

    Оборудование: семь чашек одного размера, ведро с водой. Когда дети усвоят, что такое пищевая цепь, можно рас­сказать им, как распределяется солнечная энергия по звеньям этой цепи. Для этого детям предлагается смоделировать пи­щевую пирамиду. Дети делятся на команды, и в каждой коман­де распределяются роли - четыре человека будут играть роль растений-производителей (пшеница), два - роль первичных по­требителей (полевки) и один - роль вторичного потребителя (змея). Может быть любой другой вариант пищевой (энерге­тической) пирамиды.

    Каждый участник пирамиды берет себе по чашке и за­нимает свое место в пирамиде: "растения" садятся на пол, "первичные потребители'1 становятся на колени за га спиной, а "вторичный потребитель " - позади всех.

    Детям объясняется, что ведро с водой символизирует солнечную энергию, поступающую на Землю. Растения в про­цессе фотосинтеза запасают ее в своих органах. После этих слов "растения" наполняют, свои чашки водой из ведра. Потре­бители - растительноядные животные - для поддержания сво­его существования должны поедать растения: так они полу­чают энергию, запасенную растениями. После этих, слов "рас­тения" переливают свою "энергию" в чашки "потребителей". Часть воды при этом проливается мимо чашки - это та "энер­гия ", которую первичные потребители расходуют на поддер­жание тепла собственного тела. Эта энергия уходит обратно в атмосферу. Первичные потребители - растительноядные животные, в свою очередь, служат пищей для вторичных по­требителей - плотоядных животных, пополняющих свои запа­сы энергии. "Полевки" переливают свою "энергию" в чашку "змеи", при этом часть воды проливается - это та энергия, которая затрачивается на поддержание жизни вторичного потребителя.

    Побеждает та команда, которая быстрее и с меньшими потерями справится с заданием.

    С помощью этого же приема можно наглядно продемон­стрировать, как происходит накопление пестицидов и других ядовитых веществ в высших звеньях пищевой пирамиды. Для этого в чашку каждого "растения" кладется по небольшому камню. По мере того как вода передается вверх по пищевой пи­рамиде, в чашках становится все больше камней, пока наконец все камни не окажутся в чашке змеи. Можно разработать раз­ные варианты этой игры

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ИГРЫ ("Экологический конструктор", "Экологические кубики", "Мастерская Лесовичка", "Экоград" и др.) связаны с моделированием, художественным творчеством, ручным трудом и предусматривают создание каких-либо пред­метов (моделей). У детей формируются представления об ос­воении новых территорий, проектировании городов, машин в соответствии с природоохранными требованиями. Конструиро­вание может выступать этапом подготовки других игр: изготов­ление предметов реквизита к играм-драматизациям или модели­рование реальных и фантастических средств к играм-путешествиям.

    В подобных играх дети знакомятся со свойствами мате­риалов естественного и искусственного происхождения, с вида­ми профессиональной деятельности человека, учатся видеть це­лостность и красоту окружающего мира, строить гармоничное взаимодействие с окружающей социоприродной средой.

    Экополис

    Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, краски.

    Детям предлагается, создать Экополис

    красивый и гармоничный город, который дружит с природой. В таком го­роде уютные дома, много парков и садов, потому что все люди заботятся о месте, где они живут.

    Дети называют объекты, характерные для городов. Затем эти объекты группируются в соответствии с выпол­няемыми функциями.

    Раздаются большие листы бумаги, на которых ребята рисуют карту Экополиса, выделив на ней функциональные зоны разным цветом: места обитания растений и животных (зеле­ный); площадки для игр (желтый); жилые дома (синий); пред­приятия (оранжевый), проезжая часть (красный) и т.д.

    После этого дети создают трехмерный макет города. Для этого можно использовать упаковки из-под продуктов (ко­робки, пластиковые стаканы, наклепки и т.п.) и цветную бума­гу. Дети вырезают из старых журналов и газет изображения людей, деревьев, автомобилей и того, что можно увидеть в городе. Наклеивают их, чтобы картинки могли стоять верти­кально.

    Проводится обсуждение проекта Экополиса по вопросам: Выполняет ли их город все необходимые функции? Какие служ­бы или территории можно добавить, чтобы улучшить Экопо­лис? Какие материалы лучше всего использовать при строи­тельстве? Каким транспортом будут пользоваться люди? Ка­ковы источники опасности, о которых необходимо знать де­тям в городе? Как будут, называться улицы и площади? Какие там сады и парки? Есть ли там река или озеро? Где можно отдохнуть в городе?

    Где могут жить птицы и звери в их городе? Что могут. сделать дети, чтобы улучшить свой город, микрорайон, двор? Каким станет их родной город или поселок через 100 лет?

    ИГРЫ В ПРИРОДЕ. На экскурсиях и прогулках проводятся игры, в которых дети овладевают широким спектром способов познания окружающего мира. В процессе активного взаимодей­ствия с миром природы у дошкольников развивается наблюда­тельность, образное и логическое мышление, воображение, па­мять. Главная задача педагога - интегрировать знания, способы деятельности и ценностные ориентации обучения, а не высту­пать простым передатчиком информации.

    Познание через ощущения.

    Оборудование: повязки на глаза, бумага, карандаши.

    Детям предлагается подумать, как разные животные и человек воспринимают окружающий мир. Педагог сообщает, что информацию об окружающем мы получаем с помощью зре­ния. Чтобы «включить» в работу другие органы чувств, надо «отключить» зрение, т.е. попросту завязать глаза.

    Дети должны исследовать участок местности с помо­щью различных органов чувств. Каждый ребенок выбирает се­бе место, которое он будет исследовать. Можно сесть под деревом, лечь на коврик, расстеленный на траве или устроить­ся на поваленном стволе - главное, чтобы ничто не мешало. Ко­гда дети устроятся поудобнее, они завязывают себе глаза и отдаются во власть своих ощущений: вслушиваются в звуки, вдыхают запахи и пробуют определить на ощупь, какие пред­меты окружают их. Далее детям дается задание - выразить свои впечатления в стихах, в коротких рассказах или в рисун­ках.

    Вариантами этого упражнения могут быть "слепая про­гулка" (дети с завязанными глазами идут друг за другом, поло­жив руку на плечо впереди идущего) и "прогулка босиком". Ка­ждый из этих видов деятельности приносит новые ощущения, новую информацию.

    Эффективность использования игр зависит от ряда дидак­тических условий:

    1. Соответствие игры дидактическим целям занятия. Со­держание игр должно, прежде всего отражать учебный материал.

    2. Разнообразие игр по содержанию и формам проведения. Необходимо предусмотреть несколько вариантов использования игры, учитывая:

    • уровень познавательной деятельности (от репродуктив­ного поиска аналогов к переносу знаний и способов действий в нестандартную ситуацию и далее к творчеству, к прогностиче­скому поиску, связанному с созданием принципиально нового, благодаря обращению к фантазии или простейшему экспери­ментальному исследованию);

    • уровень коллективности (от индивидуальных игр к груп­повым и коллективным);

    - характер организации (от организации игры педагогом до самоорганизации).

    1. Определение места дидактической игры в структуре за­нятия, времени и методики ее проведения.

    2. Активная творческая позиция каждого участника в игре. Нужно так построить игру, чтобы каждый ребенок захотел и смог самовыразиться, показать свои знания, умения и способно­сти.

    5. Доступность и привлекательность игры для детей. Ус­ловия игры должны быть понятны и доступны детям, а цель -привлекательной для них. Только в этом случае можно вызвать у детей хорошее настроение, удовлетворение от удачного отве­та.

    6. Эмоциональность игры. Немаловажную роль имеет внешнее оформление игры, оно должно быть красочным и зави­сеть от содержания игры. Особую педагогическую нагрузку не­сет элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

    7. Подготовка педагога к руководству игровой деятельно­стью и обучению детей умению играть.

    4.3. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

    Формирование экологического отношения начинается с накопления опыта в эмоционально-перцептивной сфере через непосредственный контакт с естественной природой («вчувствование»). «Чувства являются как бы плодородной почвой, на которую падают семена знаний», - писал В.Л. Сухомлинский. Общение с природой помогает создать чувственный образ мира, ощутить единство и гармонию природы и человека

    Для активизации эмоционального сопереживания, сочув­ствия природным явлениям и объектам, каждый из которых не­повторим, уникален в своих ценностных свойствах, применяется метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Большую опору в поиске приёмов «вживания в образ» можно получить, обращаясь к фольклору - народным сказкам, песням, загадкам. Эти древнейшие жанры искусства сохраняют приёмы одушевления, очеловечивания природы. Для углубле­ния эстетического видения природы используются музыка и пластика, которые не только отражают звуки природы и вырази­тельность движений, но и человеческое переживание, отноше­ние к чему-либо.

    Переживаемое ребенком чувство становится объектом экологического суждения и экологической оценки, создает эко­логические ориентиры, влияющие на выбор поступка и дающие пищу для новых размышлений.

    В ДОУ в последние годы широкое распространение полу­чил игровой экологический тренинг, направленный на разви­тие сенсомоторной культуры детей и формирование социальных качеств, являющихся базисными характеристиками экологичной личности. Специально для детей разработаны такие упражне­ния, как «Человечек из коры», «Мир кролика и мир муравья», «Экологическая этика», «Сороконожка», «Подарок на день рож­дения» и др.

    Упражнение «Человечек из коры».

    Цель: расширить опыт восприятия мира природы, разви­вать воображение.

    Материалы: кусочки коры различных деревьев, бумага, цветные карандаши

    Процедурa.

    Участникам предлагается внимательно исследовать ку­сочки коры и рассказать в группе о своих ощущениях, стараясь передать максимум информации. Далее дети должны предста­вить, что кусочки коры превратились в человечков. Этих чело­вечков нужно нарисовать, отразив в рисунке сходство человеч­ка с деревом, свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения дети определяют по рисункам, из ка­кой коры «родился» каждый человечек.

    Упражнение «Мир кролика и мир муравья»

    Цель: развитие идентификации с живыми существами, приобретение опыта новых ощущений.

    Материалы: пятирублевые монетки, лупы и пластиковые пинцеты.

    Процедура.

    Участникам предлагается разместиться широким кру­гом, встав на четвереньки и представить себя кроликами (под­вигаться прыжками, понюхать землю и воздух и т.п.). Обсуж­даются «кроличьи проблемы»: откуда можно ждать опас­ность? Где можно спрятаться? Что можно съесть?

    Затем дети должны пригнуться еще больше и предста­вить себя муравьями. А чтобы лучше почувствовать мир мура­вья, надо воспользоваться лупой. Предлагается собрать кол­лекцию предметов из мира муравья, разместив их па монетке. В конце упражнения дети обмениваются впечатлениями, сравни­вают миры муравья, кролика и человека.

    В экологическом воспитании дошкольников широко при­меняется метод экологической эмпатии - сопереживание и сочувствие природным объектам. Эмпатия - способ постижении эмоционального состояния другого человека, предмета, явления, путем соотнесения, проникновения, уподобления, вчувствования. В самом широком смысле вчувствование обозначает про­цесс переноса переживаний и внутренних вчувствований на воспринимаемые предметы внешнего мира. Недифференцированность детского восприятия, неотделимость его от эмоций и моторики, создает особое ощущение органической связи с ми­ром, суждение об окружении по аналогии с собой, способности вступать в чувственный контакт-диалог с природной средой. Я. Корчак писал, что светлый ребячий демократизм не знает ие­рархии, близки ему собака и птица, ровня бабочка и цветок, в камушке и ракушке он видит брата, ребенок не знает, что душа

    только у человека.

    Возможность активного использования эмпатийной про­екции в качестве способа познания мира подтверждается прак­тическими примерами из вальдорфской педагогики, в которой психофизиологическое уподобление предметам окружающего мира понимается буквально и реализуется в педагогическом процессе. В вальдорфской школе понимание и познание окру­жавшего мира происходит в иммагинациях, содержащихся на протяжении всего процесса обучения. Иммагинация - погруже­ние в природу вещей, научение видеть предмет не только во внешней чувственно данной форме, но сливаясь с самой его жизнью, освобождение разума от своей отражательной способ­ности, вживание в предмет. Очевидно, что такая форма позна­ния и освоения действительности есть не что иное, как развитие эмпатийных реакций, внутренней чувственности, отзывчивости, что особенно актуально в дошкольном возрасте.

    Воздействие на эмоциональную сферу ребенка усиливает­ся посредством использования других эмоциогенных средств, таких как чтение стихов, слушание музыки, пение песен.

    Анализ эпитетов, метафор, олицетворений, антропо­морфных образов в художественных произведениях, несущих экологический смысл усиливает чувство слитности с природой. Ребенок учится оценивать реальное бытие природы с позиций поэта, художника, ученого-исследователя, выражает собствен­ное субъективное отношение к миру природы, ищет ценностный смысл.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   18


    написать администратору сайта