Главная страница
Навигация по странице:

  • 20.2. Структуры правосознания Структура

  • отстающее от этого развития индивидуальное и общественное

  • 20.3. Функции правосознания Структуры и функции тесно взаимосвязаны друг с другом. Из-менение структур правосознания ведет к изменению его функций, и наоборот.Функции

  • ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

  • Учебное пособие для бакалавров Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению Юриспруденция


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для бакалавров Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению Юриспруденция
    Анкорkartashov_dlya_bakalavrov.doc
    Дата13.12.2017
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkartashov_dlya_bakalavrov.doc
    ТипУчебное пособие
    #11195
    страница21 из 26
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

    И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
    Глава 20. ПРАВОСОЗНАНИЕ
    В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
    20.1. Понятие правосознания
    Правосознание совокупность идей, теорий, представлений, эмоций и т. п., выражающих оценку людей к ранее действовавшим, ныне существующим и желаемым юридически значимым явлениям, служащая внутренней детерминантой любой юридической деятель-ности (практики).
    К наиболее существенные его признакам относятся следующие.


        1. Правосознание представляет собой определенную сторону, ас-пект человеческого сознания, переплетено и взаимосвязано с эконо-мическим, политическим, нравственным, религиозным и другими сферами сознания.




        1. Содержание правосознания составляют юридические идеи и теории, эмоции и интересы, взгляды и чувства, представления, иллю-зии и иные его компоненты.




        1. Их носителями выступают отдельные люди и их общности.




        1. Правосознание характеризуется интенциональностью, то есть на-правленностью на определенные объекты (предметы). Так, предметом отражения могут быть: а) правовые явления (например, нормы права), состояния (правопорядок) и процессы (судебный); б) любые иные об-стоятельства, осознанные в качестве юридически значимых; в) само правосознание, его элементы, т. е. правосознание обладает таким свой-ством, как способность к рефлексии (осознанию самого сознания), са-мопознанию субъектами внутренних психических актов и состояний.




        1. Оно обращено не только к настоящему (действующему законода-тельству, практике его толкования и систематизации, применения), но и




    • прошлому, и к будущему. Эта черта весьма существенна для понима-ния и правильного решения вопросов правового наследия и преемствен-ности.




        1. В правосознании находит отражение весь спектр объективной




      • субъективной реальности. Однако его специфика, как верно заме-чают многие авторы (Н. Н. Вопленко, Е. А. Лукашова), состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии


    213

    через призму правового и праведного. Ему, в отличие от других форм сознания , в большей степени присущи определенность, формализо-ванность оценок и другие нормативные начала.
    7. Хотелось бы специально подчеркнуть, что формирование пра-восознания всегда связано с двумя типами отношений. Это: а) от-ношения индивидов (социальных групп и т. п.) к соответствующим предметам отражения (например, праву, юридической практике); б) психические, юридические, экономические, нравственные, поли-тические, трудовые и иные взаимодействия между людьми, их объе-динениями и организациями.


      1. Формирование правосознания предполагает не только восприятие




    • познание реалий жизни, но и их оценку. В процессе правового освое-ния действительности происходит оценка: а) социальных ситуаций, тре-бующих правового опосредования; б) содержания права и форм его вы-ражения; в) юридической (например, правотворческой и судебной) практики и соответствующей той или иной практике системы правовых отношений; г) самого правосознания (обыденного, профессионального).




      1. Совместно с нормативно-правовыми, индивидуальными и пра-воразъяснительными предписаниями либо самостоятельно оно по-зволяет более или менее правильно ориентироваться в социально-правовых ситуациях, делать субъектам соответствующий выбор и принимать юридически значимые решения.

      2. Позитивно-ценностные, прогрессивные, положительные сто-роны правосознания представляют собой важную часть юридической культуры. В этом плане оно рассматривается нами также в качестве духовного источника права.




      1. Правосознание является важнейшим компонентом правовой системы общества. Без него немыслимы юридическая деятельность, участие всех субъектов, являющихся в той или иной степени носите-лями юридической идеологии и психологии, индивидуального и мас-сового, обыденного и профессионального сознания в разнообразных правовых отношениях.


    214


    20.2. Структуры правосознания
    Структура правосознания – это его строение, расположение ос-новных элементов и связей, обеспечивающих сохранение необходи-мых свойств и функций при воздействии на него разнообразных факторов реальной действительности.
    Правосознание – полиструктурное образование. В юриспруденции в качестве его главных структурных элементов обычно выделяют пра-вовую психологию и идеологию; индивидуальное, групповое и обще-ственное; обыденное, научное и профессиональное правосознание.
    Такое представление о его структуре является недостаточно пол-ным. Поэтому мы выделяем генетическую и функциональную, логи-ческую (логико-философскую), временную и пространственную, сто-хастическую и др. его структуры.
    Логическая (логико-философская) структура позволяет преждевсего отразить взаимосвязи частей и целого, то, из каких элементов состоит содержание правосознания. В этом плане можно говорить о юридических чувствах, эмоциях, переживаниях, иллюзиях, представ-лениях, идеях, знаниях, оценках, понятиях, теориях и т. д. Указанные элементы, взятые в соответствующих связях, обусловленные опреде-ленными психическими процессами и состояниями, биологической и социальной средой жизнедеятельности людей и их общностей, со-ставляют более сложные образования (например, юридическую пси-хологию и юридическую идеологию).
    В правовую психологию в литературе включают, как правило, юридические взгляды, чувства, эмоции, знания, переживания людей и их общностей, которые складываются у субъектов стихийно в ходе обыденной жизни, в процессе непосредственного и опосредованного общения. Например, мать выражает радость по поводу получения ее сыном награды, уволенный работник бурно выражает свои эмоции в связи с изданием соответствующего приказа.
    Правовую идеологию составляют рациональные юридические представления, оценки , идеи, знания, понятия и теории, которые имеют более или менее обобщенный, систематизированный характер, формируются у людей и их социальных общностей в процессе целе-направленного правового обучения и воспитания, самоподготовки и участия в разнообразных типах ( видах и подвидах) юридической практики. Юридическая идеология разрабатывается научными работ-
    215

    никами (юристами, экономистами, политологами, этиками, психоло-гами), их коллективами и организациями.

    По способу отражения в любом правосознании необходимо вы-
    делять преимущественно чувственные, интеллектуальные и во-
    левые его элементы.

      • зависимости от соотношения познавательных, ценностных, эмоциональных и иных сторон в правосознании можно говорить о следующих его компонентах: преимущественно познавательных


    (научные и обыденные знания), преимущественно ценностныхюридические вкусы», оценки и т. п.), преимущественно эмо-циональных (удивление, радость, негодование по поводу вынесен-
    ного, например, приговора).

    Генетическая структура раскрывает связи отдельных элементов,юридической идеологии и психологии, правосознания в целом с биоло-гической и психической, экономической и политической, социальной и духовной, юридической и иными сферами жизнедеятельности.
    Временная структура призвана раскрыть,из каких относительнообособленных во времени и развернутых в определенной последова-тельности этапов формируется правосознание.

      • какой-то степени в пределах временной структуры можно рас-сматривать подразделения правосознания по: а) историческому типу

    – на правосознание рабовладельческое, феодальное, буржуазное,
    социалистическое; б) направленности на существующие в опреде-ленных временных рамках предметы отражения и оценки – на ретро-

    спективное, адекватное и перспективное правосознание.

    Пространственная структура позволяет раскрыть разнообраз-ные виды правосознания (отдельных его компонентов), одновремен-но действующих в той или иной системе (семье).
    Пространственная структура предполагает группировку право-сознания также по его носителям на индивидуальное и общее. Пер-вое по тому же критерию можно подразделить на правосознание,

    присущее отдельным российским гражданам, иностранцам, долж-
    ностным лицам. Общее правосознание состоит из группового,
    классового, национального, глобального и других видов.

    Безусловно, что на его пространственную и иные структуры су-щественно влияют объекты отражения, познания и оценки. Данное основание позволяет выделять и обстоятельно исследовать, напри-
    мер, чувства и взгляды, идеи и представления, понятия и теории

    216

    о праве и юридической практике, правовой культуре и наказа-нии, законности и правопорядке.
    По уровню и глубине отражения и оценки реальной действитель-ности правосознание, как правило, разграничивается на обыденное и научное. Нужно выделять истинное и ложное правосознание. В ка-честве основания деления указанных типов выступает истинное или ложное отражение реальной действительности. В зависимости от преобладания в содержании правосознания творческих моментов можно выделить преимущественно продуктивные и репродуктив-
    ные его виды (элементы, стороны).

    В зависимости от степени , уровня, доли в нем профессиональных компонентов разграничивают два типа правосознания – профессио-нальное и непрофессиональное. По уровню зрелости и перспектив-ности содержащихся в нем элементов, необходимо рассматривать
    опережающее развитие правовой системы (конкретных правовых процессов) правосознание, адекватное соответствующим юридиче-ским явлениям и отстающее от этого развития индивидуальное и общественное правосознание. В зависимости от методологической роли правосознание может быть рационально-теоретическим и практически-прикладным. В качестве относительно самостоятель-
    ных группируются господствующие и негосподствующие его типы.
    Можно выделять и другие типы правосознания: региональное
    и глобальное, публичное и частное, конституционное и цивили-стическое.
    Для всех типов, видов и подвидов правосознания, отдельных его компонентов (идеологии и психологии , чувств и представлений, зна-ний и идей) важное методологическое значение имеет исследование стохастической структуры.Последняя позволяет применительно клюбой конкретной социально-правовой ситуации каждому носителю правосознания выяснить объективно необходимые (нужные, полез-ные) и случайные (переменные, ненужные в настоящее время) его свойства, элементы и связи между ними. Так, судья, специализирую-щийся на рассмотрении уголовных дел, обладает, например, в этой сфере обширными и глубокими знаниями, но, как правило, не имеет достаточно полных и ясных знаний для разрешения гражданских дел.

    217

    20.3. Функции правосознания
    Структуры и функции тесно взаимосвязаны друг с другом. Из-менение структур правосознания ведет к изменению его функций, и наоборот.
    Функции это относительно обособленные направления одно-родного позитивного воздействия правосознания на самого себя, другие формы сознания, юридическую и иную практику, в которых проявляется его природа и роль в обществе.
    Правосознание – полифункциональное образование. Суть, на-пример, гносеологической функции заключается в том, что накоплен-ные юридические знания и представления служат идеальной основой для познания и осмысления разнообразных сторон общественной жизни, требующих правового опосредования, осмысления правовых явлений и процессов, составляющих правовую систему общества.
    Регулятивная функция выражается в том,что совместно с норма-тивными , индивидуально-конкретными и иными правовыми предпи-саниями либо самостоятельно юридические установки, оценки и зна-ния служат важными ориентирами в общественной жизни, регули-руют отношения между людьми.
    Сформированные в индивидуальном или общественном право-сознании взгляды, представления, идеи, оценки, знания выступают основаниями (критериями) для определения полезности и нужности тех или иных явлений. В этом заключена сущность оценочной функ-ции правосознания.
    Моделирование (от франц. modе1е–образец) –одна из главнейшихфункций правосознания. Отражая те или иные стороны действительно-сти, оно идеально воспроизводит определенные объекты и их свойства, которые затем находят воплощение в конкретной практической дея-тельности субъектов. Так, юридические права, действия, нормы, инди-видуальные решения формируются в правосознании в качестве иде-альных образцов, а только потом воплощаются в объект-оригинал.
    Прогнозирующая (от греч. prognosis –предвидение,предсказа-ние) функция правосознания проявляется в научно обоснованных или обычных предположениях ( предсказаниях) о будущем состоя-нии правовой системы общества и ее компонентов, путях и перспек-тивах дальнейшего их развития на основании оценки их современ-ного состояния.

    218

    Идеологическая функция правосознания заключается в том,чтопозитивные идеи, теории, знания играют значительную роль в фор-мировании правовой культуры отдельных индивидов, социальных групп, общества в целом (воспитательный аспект). Прогрессивные его компоненты служат средством нейтрализации, искоренения кон-сервативных взглядов, представлений и идей (борьба с чуждой пси-хологией и идеологией).
    Коммуникативная (от лат. communico –делаю общим,связываю,общаюсь) функция правосознания заключается в том, что оно служит важной духовно-материальной основой для социального взаимодей-ствия, установления и поддержания контактов (например, между субъектами и участниками судебной деятельности), передачи необ-ходимой информации и сознательного управления людьми.
    Компенсационная функция правосознания особенно важна в техслучаях, когда существуют пробелы и противоречия в законодатель-стве. Высокий уровень юридических знаний, передовые правовые идеи могут компенсировать отдельные недостатки нравственного, политического и других форм сознания.
    В реальном психическом процессе все указанные выше функции тесно взаимосвязаны, переплетены, и разграничить их можно только в чисто теоретических или учебных целях30.

    30 Подробнее о психологическом (социально-психическом) механизме правового поведения личности см.: Психологический механизм юридического поведения личности / под ред. В. Н. Карташова. Ярославль, 2011.
    219

    Глава 21. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА:
    ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРЫ, ФУНКЦИИ
    21.1. Понятие правовой культуры
    Под правовой культурой в отечественной литературе понимается:
    – совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере (В. К. Бабаев, В. М. Баранов, В. А. Толстик);
    – качественное состояние правовой жизни общества (Л. А. Мо-розова);
    – совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспечивать законность (П. П. Баранов, А. П. Окусов);
    – совокупность правовых ценностей, выработанных человечест-
    вом, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества (Н. Н. Вопленко).
    Анализ указанных и некоторых иных определений понятия «пра-вовая культура», теоретических и эмпирических источников по дан-ному аспекту проблемы позволил нам выделить основные признаки, присущие данному явлению.


    1. Правовая культура представляет собой часть (сторону) обще-человеческой культуры,тесным образом связанную и взаимодейст-вующую с экономической и политической, нравственной и другими типами культур.




    1. Правовая культура – это совокупность всех юридических цен-


    ностей,образующих продуктивно-позитивный пласт в правовойжизни отдельных людей, их коллективов и общества в целом. Поня-тие ценности выражает, таким образом, сущностную ее сторону.
    Американский антрополог А. Кребер, на наш взгляд, сформули-ровал очень важное понятие «культурного образца» как специфиче-ского исключительного продукта жизнедеятельности людей31. Оно применимо и при анализе правовой культуры. Совокупность ценно-стных для людей и гражданского общества «правовых образцов» и составляет ядро правовой культуры.


    1. Подавляющее большинство отечественных авторов (Н. Л. Гранат, А. А. Молчанов, О. И. Цыбулевкая и др.) полагают, что правовая куль-тура представляет собой разновидность духовной культуры. Это поло-жение заимствовано из философской, социологической, психологиче-ской литературы и культурологии, где оно является аксиоматичным.


    31 См.: Kroeber A. L. Anthropology. N. Y., 1998. P. 8. 220

    На наш взгляд, правовая культура представляет собой единство материальных и духовных, идеальных и овеществленных, внутренних и внешних, объективных и субъективных, индивидуальных и надын-дивидуальных ее сторон.


      1. Правовая культура – это объективно-субъективный феномен.


    Ее творцами, носителями, агентами выступают отдельные люди и их общности, обладающие определенным уровнем правового мышления (характеризуется единством осознанных и неосознанных элементов), который выражается во внешне наблюдаемой системе действий, объ-ективированных результатах и юридическом опыте.


      1. Правовая культура занимает особое место в правовой системе общества.В рамках структурно-функционального анализа Т.Пар-сонс и Р. К. Мертон использовали понятие культуры для обозначения системы ценностей как органической части социальной системы, оп-


    ределяющей степень стабильности, равновесия, устойчивости, упо-рядоченности и управляемости общественных отношений.

      1. Одним из важнейших показателей (свойств) культуры в целом и правовой культуры в частности многие мыслители прошлого и совре-менные авторы (философы, историки, социологи, культурологи, юри-

    сты и др.) считают приоритетное значение прав и свобод человека и гражданина в обществе (указанные положения находят отражение и взаконодательстве, например, в ст. 2 Конституции РФ, где записано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»).

    Данная презумпция является весьма сомнительной и опровержи-мой. Во-первых, в этом проявляется негативная сторона естественной теории права, которая, по сути дела, существенно занижает ценность юридических обязанностей.Во-вторых,персоналистический подход кчеловеку, берущий начало еще в римской юриспруденции, явно пре-увеличивает ценность прав и свобод по отношению к значимости юри-дических обязанностей. Отказ от последних или их принижение в лю-бом обществе ведет к безответственности и хаосу во всех сферах жиз-недеятельности. Особенно это четко проявляется в настоящее время, в период так называемых оранжевых и прочих революций, экспортируе-мых из вне (Ирак, Египет, Сирия, Россия – «марши миллионов»).


      1. Как и любое ценностное образование, правовая культура по своей природе одновременно диалогична (это связано прежде всего с

    • многообразием как в прошлом, так и современном мире, преемст-венностью, процессами наследия, правовой аккультурации), динамич-


    221

    на (постоянно находится в движении,что обусловлено развитием эко-номической и политической, социальной и правовой систем общества, духовной среды, межкультурными связями и взаимодействиями), статична и консервативна (в правовой сфере,как ни в какой иной,нужны стабильность в праве, правовом регулировании поведения лю-дей, осуществлении правосудия и юридической практики в целом), плюралистична (существуют разнообразные средства,приемы,спосо-бы, методы, правила ее формирования, выражения и хранения).


      1. В литературе обращается внимание на коммуникативную при-роду правовой культуры(А.В.Поляков),которая выступает как пра-вовая среда обитания людей и их общностей.

      2. В качестве относительно самостоятельного нужно, видимо, выде-лить интегративное свойство правовой культуры. Во-первых, она представляет, как мы уже отмечали, органическое единство личных и общественных, индивидуальных и надындивидуальных, материальных




    • духовных, внутренних и внешних начал; во-вторых, является вопло-щением накопленного социально-правового опыта; в-третьих, обеспечи-вает не только коммуникацию, но и солидарность между людьми, в том числе в укреплении законности и правопорядка, борьбе с терроризмом (социальной чумой цивилизации), преступностью и другими видами юридической антикультуры; в-четвертых, она в определенной степени объединяет многие иные ценности (экономические, политические, рели-гиозные, нравственные и др.), которые являются юридически значимы-ми и полезными в определенных социально-правовых ситуациях.


    Таким образом, мы считаем целесообразным дать следующее синтетическое, охватывающее личные и общественные аспекты, оп-

    ределение правовой культуры. Это совокупность юридических цен-ностей, отражающая качественное состояние правовой системы (степень совершенства и эффективности права, правосознания июридической практики), уровень правового развития личности (ее знаний, умений, действий), обеспечивающая эффективную коммуни-кативность и правовую управляемость общественных отношений.

    222

      1. 1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26


    написать администратору сайта