Учебное пособие для бакалавров Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению Юриспруденция
Скачать 2.02 Mb.
|
Раздел 1. Введение в теорию правовой системы общества Тема 1. Место теории правовой системы общества в системе юридических наук. Тема 2. Методология юридической науки и практики. Тема 3. Функции юридической науки. Тема 4. Взаимодействие юридической науки и практики. Тема 5. Теория правовой системы общества как фундаментальная наука, ее логическая структура. Тема 6. Теория правовой системы общества как учебная дисцип-лина. Структура учебного курса. Тема 7. Развитие юридической науки и теории правовой системы общества. Раздел 2. Общая характеристика правовой системы общества Тема 8. Правовая система общества: понятие, основные черты и структуры. Тема 9. Принципы правовой системы общества. Тема 10. Основные правовые системы (семьи) современности. Соотношение национальной и международной (общей и региональ-ной) правовых систем общества (проблемы гармонизации). Тема 11. Функции правовой системы общества. Раздел 3. Право в правовой системе общества Тема 12. Понятие и общая характеристика права. Тема 13. Содержание права (общая характеристика). Тема 14. Принципы права (содержание права – продолжение). Тема 15. Нормы права (содержание права – продолжение). Тема 16. Нестандартные нормативно-правовые предписания (со-держание права – окончание). Тема 17. Источники и формы права. Тема 18. Системы и структуры права. Тема 19. Функции права: определения, классификации, содержа-ние и формы. Раздел 4. Юридические практики и технологии в правовой системе общества Тема 20. Общая характеристика юридической практики. 22 Тема 21. Юридические технологии – перспективные направления научных исследований. Тема 22. Правотворческая практика и технология. Тема 23. Практика реализации права в правовой системе общест-ва (общая характеристика). Тема 24. Правоприменительная практика и технология. Тема 25. Интерпретационная юридическая практика и технология. Тема 26. Правосистематизирующая практика и технология. Тема 27. Правовые отношения и связи в юридической практике и правовой системе общества. Раздел 5. Правосознание, правовая культура и правовая сис-тема общества Тема 28. Правосознание в правовой системе общества. Тема 29. Особенности отдельных видов и компонентов право-сознания. Тема 30. Психический (социально-психический) механизм юри-дического поведения личности. Тема 31. Правовая культура и правовая система общества. Тема 32. Правовое воспитание: российский и зарубежный опыт. Тема 33. Юридическое образование и подготовка кадров юристов в России и за рубежом. Раздел 6. Юридическая антикультура и ее отдельные разно-видности Тема 34. Общая характеристика юридической антикультуры. Тема 35. Противоправная деятельность (юридическая антикуль- тура – продолжение). Тема 36. Ошибочная юридическая деятельность (юридическая антикультура – продолжение). Тема 37. Конфликтная юридическая деятельность (юридическая антикультура – продолжение). Тема 38. Иные разновидности юридической антикультуры (ниги-лизм, фетишизм, цинизм и др.). Тема 39. Юридические риски: проблемы правовой культуры и юридической антикультуры (окончание). Раздел 7. Юридическая ответственность, механизмы правовой защиты, законность и правопорядок в правовой системе общества Тема 40. Юридическая ответственность: природа, структуры, функции. 23 Тема 41. Законность в правовой системе общества. Тема 42. Механизмы правовой защиты индивидуальных и коллек-тивных субъектов права (национальный и международный аспекты). Тема 43. Правопорядок и правовая система общества. Раздел 8. Правовая система в гражданском обществе Тема 44. Место правовой системы в гражданском обществе. Тема 45. Гуманистические аспекты правовой системы общества. Правовой статус личности: проблемы понимания, структурирования и совершенствования. Тема 46. Правовая система общества в механизме социального регулирования общественных отношений. Тема 47. Экономическая и правовая системы гражданского об-щества. Тема 48. Политическая и правовая системы гражданского общества. Тема 49. Социальные структуры гражданского общества и его правовая система. Тема 50. Духовные начала в правовой системе гражданского об-щества. Раздел 9. Правовая система общества в условиях обществен-ного прогресса, регресса, хаоса, региональной и мировой глоба-лизации Тема 51. Общая характеристика общественного и правового про-гресса (регресса, хаоса и т. п.), глобализации и юридические послед-ствия этих процессов. Тема 52. Механизм детерминации правовой системы общества. Тема 53. Правовое наследие и преемственность в правовой сис- теме общества. Тема 54. Механизм правовой аккультурации и развитие правовой системы общества. Тема 55. Юридическая экспансия и ее последствия для нацио-нальной правовой системы общества. Тема 56. Эффективность правовой системы общества. Тема 57. Качественная характеристика правовой системы обще-ства. Тема 58. Социальная ценность правовых явлений, процессов и состояний. 24 Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Глава 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Большинство ученых придерживаются мнения о том, что в пер-вобытном обществе не было ни государства, ни права. Однако были власть, принуждение и нормы, регулирующие поведение людей. Основу социальной организации данного общества составлял род,поскольку объединение людей осуществлялось на действитель-ном или предполагаемом кровном родстве. К основным чертам родовой организации общества относятся следующие.
нималось хозяйственными и военными делами, разрешало споры, воспитывало и наказывало соплеменников.
ность на средства производства, равное участие всех членов рода в производительном труде и распределении продуктов. Разделение лю-дей, их трудовых и иных функций существовало по естественным (половому, возрастному) принципам. Старейшины и военачальники, кроме своих «специфических» функций, наравне с другими родичами занимались хозяйственными и иными делами.
25 ми принуждения.Провинившегося родича,например,могли лишитьпищи или даже жизни, изгнать из рода. Однако принуждение выражало волю большинства или,как правило, всех членов рода (племени).
ление и непосредственные формы демократии (общественный харак- тер власти, выборность и сменяемость старейшин и военачальников).
3.2. Типичные причины и условия происхождения государства и права Несмотря на многообразие форм возникновения государства и права, существуют общие закономерности перехода от родового к государственно-организованному обществу, от первобытных обыча-ев к праву. Поэтому необходимо выделить следующие общие причи-ны-условия происхождения государства и права.
бой крупное общественное разделение труда: а) скотоводство и зем- леделие выделились в относительно самостоятельные производства, которыми стали заниматься отдельные роды и племена, группы лиц; б) от земледелия и скотоводства отделилось ремесло; в) необходи-мость в обмене продуктами, а затем и возникновение торговли между земледельцами, скотоводами и ремесленниками обусловили появле-ние торговых людей (купцов), которые производительным трудом непосредственно не занимались.
26 жрецов и военачальников), приводили к социальному расслоению об-щества, появлению класса богатых и класса бедных. 3. Создаются органы, призванные управлять хозяйственными делами:земледелием,скотоводством,ремеслом,торговлей,строи-тельством каналов, дорог, мостов, выполнением других обществен-ных работ, – обеспечивающие учет трудовых ресурсов, сырья, про-дуктов и сбор налогов. Возникающие между различными классами и слоями населения противоречия с объективной необходимостью требуют выделения особых групп людей и их организаций,которые разрешают споры и конфликты, охраняют интересы имущих классов от притязаний не-имущих, а также обеспечивают неприкосновенность своих внутрен- них границ и захват чужих территорий и богатств.Одним словом за-рождается аппарат, т. е. учреждения управления, охраны и принуж-дения, которые представляют собой материальное воплощение поня-тия «государство». С помощью этого аппарата имущие, экономически господ-ствующие слои населения (социальные группы, классы и блоки клас-сов) становятся и политически господствующими в обществе. Указанные выше причины привели и к возникновению права, т. е. общеобязательных предписаний и правил поведения, которые обес-печиваются мерами государственного и иного (экономического, по-литического, общественного и пр.) воздействия. Образование права шло в основном двумя путями. Во-первых, первобытные табу и обычаи государственный аппарат приспосабли-вает к экономическим,социальным и неизвестным ранее политиче-скими условиями общественной жизни, охраняет их и карает за неис-полнение или нарушение. Первобытные обычаи в данном случае ста-новятся правовыми , т. е. общеобязательными и обеспеченными за-щитой государства. Во-вторых, государственные органы (цари, фараоны, суды) сами создают общеобязательные предписания и правила (нормы),которыепо-новому регулируют процесс производства, распределения резуль-татов труда, торговлю, осуществление функций государства, учиты-вают имущественное, социальное и политическое неравенство людей. В отличие от правил поведения в первобытном обществе, юри-дические предписания и нормы уже на ранних стадиях зарождения имеют, как правило, письменную форму закрепления, выражают во- 27 лю, прежде всего , экономически и политически господствующих в обществе классов и социальных слоев населения, обеспечиваются в случае их неисполнения или нарушения специальными органами и мерами государственного воздействия. Общие причины и закономерности возникновения государства и права в отдельных регионах и обществах проявляются по-разному. Науке известны особенности происхождения государства и права в определенных областях Азии, Африки, Европы и Америки. На про-цесс возникновения государства и права в этих регионах огромное влияние оказывали конкретно- исторические внутренние и внешние, экономические и религиозные, географические и климатические, во-енные и иные факторы.
При возникновении государств у древних германцев таким ката-лизатором послужило завоевание данными племенами обширных чужих территорий, для управления и господством над которыми их родоплеменная организация не была приспособлена. Для возникновения государств на Востоке (Китай, Индия, Еги-пет, Вавилон и др.), где сложился так называемый «азиатский способ производства» (коллективная собственность на землю, значительная роль в экономической и социальной жизни сельской общины), госу-дарственный аппарат формировался прежде всего для выполнения масштабных общественных работ и производственных функций (строительство ирригационных сооружений, дорог, мостов, укрепле-ний) и на первых порах выступал в качестве средства управления и эксплуатации родоплеменных и сельских общин, порабощения дру-гих народов, концентрируя значительные властные полномочия в ру-ках отдельных лиц (монархов, царей, фараонов). Следует также иметь в виду, что отдельные государства возни-кают как рабовладельческие (например, в Афинах, Древнем Риме), другие (германские, славянские и пр.) – как феодальные государства. 28 Однако и те и другие уже существенно отличаются от родоплемен-ной организации социальной власти. Эти отличия заключаются в следующем.
моуправлением. Власть исходит ото всего рода (племени)в целом. Институтами власти,которые выражают волю большинства иливсех членов общества, являются народное собрание, вожди, ста-рейшины, жрецы, военачальники.Власть в государстве осуществля-ется специальными органами (царями, правительствами, судами), которые выражают волю и защищают интересы прежде всего имущих слоев населения.
основная роль принадлежит уже праву (закону). Право, во-первых, регулирует хозяйственную, торговую и иную деятельность в интересах имущих классов и слоев населения; во-вторых, выражает волю не всех или большинства членов общества,а незначи- тельной части населения,прежде всего волю политически и экономиче-ски господствующих классов, государственные интересы;в-третьих, оно, как правило, имеет письменную форму выражения и закрепления; в-четвертых, обеспечено государством, в том числе и мерами государ-ственного принуждения. Здесь уже одни слои населения (классы и их блоки) могут навязывать свою волю другой части населения. 3.3. Альтернативные теории происхождения государства и права В науке, наряду с изложенным учением, существует много иных самых разнообразных теорий о происхождении государства и права. Кратко рассмотрим наиболее распространенные из них. Отметим как позитивные, так и негативные аспекты каждой из этих теорий. 29 Представители патриархальной теории (Аристотель, Михайлов-ский, Фильмер и др.) считают, что государство и право появляются в результате исторического развития семьи. Разрастание семьи (семей) в условиях первобытного общества и усложнение семейных отноше-ний, требующих специального управления и принуждения приводят
Основные недостатки патриархальной теории видятся в следую-щем: несколько примитивно объясняется процесс образования госу-дарства и права из семейных отношений; недооцениваются экономи-ческие причины (переход к производительной экономике, крупное общественное разделение труда, появление избыточного продукта) и социальные (расслоение людей на бедных и богатых, взрывающее родовые и семейные отношения) факторы. Суть теологической теории (Аквинский, Маритэн, Мерсье, Ле-бюфф, Эйве и др.) состоит в том, что государство объявляется фор-мой проявления божественной воли и вечного божественного разума. По мнению большинства представителей данного учения, право пер-воначально исходит также не от государства, а от Всевышнего, кото-рый дает нормы права, правила поведения в форме заповедей своим пророкам на земле. В Библии на этот момент указывается неодно-кратно. Так, во второй книге Моисеевой говорится: «Моисей возопил
30 щать детям их ...» (Псалом 77). В Коране от имени Аллаха говорится, что «мы ниспослали его, как арабский судебник» /13:37/.
С другой стороны, большинство телеологов ратуют за согласие и порядок, утверждение справедливости в обществе и государстве, за уважение (святость) государственной власти и юридических инсти-тутов. Они подкрепляют свое учение ссылками на священные книги. Действительно, в Библии, например, говорится: «Давайте суд бедно-му и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость». (Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом 81.). «Верующие! Повинуйтесь Ал-лаху, повинуйтесь посланнику сему и тем из вас, которые имеют власть», – отмечается в Коране /4:62/.
Договорная теория происхождения теории государства и праваявляется одним из светских направлений естественно-правовой тео-рии. По мнению представителей данной теории (Эпикура, Гоббса, Локка, Руссо, Дидро, Пестеля и др.), все люди изначально, с момента своего рождения имеют естественные права (право на жизнь, свобо-ду, имущество, равенство и т. п.), в том числе и право на объедине-ние в различные ассоциации (организации). На определенном этапе развития общества первобытные люди заключают между собой со- 31 глашение (договор) об образовании государства и передаче части своих прав и свобод своим правителям. Последние, в свою очередь, были обязаны защищать своих подданных (граждан), разрешать спо-ры между ними, вершить правосудие, а также приобретали право из-давать законы и требовать их исполнения от населения страны. Договорная теория происхождения государства и права была на-правлена в первую очередь против произвола, царящего в рабовла-дельческом и феодальном обществах. Ее достоинство заключается также в том, что она провозглашала взаимные права и обязанности правителей и подвластных, ответственность людей перед государст-вом и государства перед населением. Граждане (подданные), соглас-но этой теории, имели право на защиту своих естественных прав и интересов, в том числе право на расторжение договора (соглашения) с правительством, злоупотребляющим своей властью. Эта теория в ее прогрессивном варианте впервые обосновала право народа на свер-жение власти неугодных правителей, вплоть до восстания. Во многом указанная теория носит умозрительный и идеалисти-ческий характер, так как единственной причиной происхождения государства и права считает субъективный фактор, осознание людьми первобытного общества своих прав и обязанностей, необ-ходимости заключения договора о создании специального аппарата управления, передачи части своих прав правителям. Она явно недо-оценивает экономические, социальные, военные и иные факторы образования государства и права. Представители теории насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский и др.) видят причину происхождения государства и права в порабо-щении одних племен другими, когда для управления завоеванными народами создается специальный аппарат управления и принужде-ния, т. е. государство. С целью закрепления своих завоеваний, взи-мания сборов и налогов, регулирования поведения людей в сфере хозяйственной деятельности, распределения, торговли, разрешения юридических споров государственные органы приспосабливают к своим интересам существующие в обществе обычаи и издают зако-ны, т. е. возникает право. Положительным в этой теории является то, что она обстоятель-но раскрыла роль насилия в образовании и развитии государства и права у многих народов мира. Однако здесь слишком упрощенно и прямолинейно представлен естественно-исторический процесс об- 32 разования государства и права. Преувеличен военно -политический фактор и явно недооценивается роль экономических причин (пере-ход от собирательства к производительной экономике, крупное об-щественное разделение труда, появление избыточных продуктов и различных форм собственности). Представители психологической теории (Цицерон, Коркунов, Петражицкий, Фрейд , Тардт, Фромм и др.), с одной стороны, связы-вают происхождение государства с присущими человеческой психи-ке свойствами людей властвовать одних над другими, с другой – со стремлением подчиняться либо наоборот – не повиноваться, высту-пать против любой власти (например, против старейшин, военачаль-ников, жрецов). Поэтому в процессе развития первобытного общест-ва наиболее активные, психологически сильные и инициативные лю-ди объединяются и создают определенные органы для управления пассивной массой и подавления агрессивных слоев населения. По мнению представителей данной теории, право также возника-ет вначале в сознании людей в качестве определенных притязаний и обязанностей, которые используются государством в регулировании общественных отношений. Определенное рациональное зерно в указанной теории, безус-ловно, есть. Она, например, обращает внимание на существенную роль вождей, старейшин, жрецов, военачальников при воздействии их на психику первобытных людей, процесс образования государства и права. Кроме того, действительно, всех людей в любом обществе можно поделить на активных, способных принимать ответственные решения, и пассивных, которые по природе своей не склонны к управлению другими людьми, подчинению и подавлению воли дру-гих лиц (к сожалению, это обстоятельство не всегда учитывается и в современной практике управления). Однако было бы наивно полагать, что государство и право – это только результат порабощения сильными личностями слабых, разре-шения психологических противоречий между людьми первобытного общества . Тем самым по сути дела игнорируются основополагающие причины разложения первобытнообщинного общества и возникнове-ния государства и права. Органическая теория происхождения государства и права(Спен-сер, Прейс, Блюнчли, Вормс и др.) складывалась под влиянием тео-рии естественного отбора, которая разрабатывалась Дарвином и его 33 последователями. Кратко суть этой доктрины заключается в том, что развитие общества представляет собой разновидность биологической эволюции. В результате войн между различными родами (племенами) и социальными слоями населения происходит естественный отбор: власть захватывают наиболее сильные особи человечества, которые формируют свои организации и подчиняют себе остальное населе-ние. В процессе бесчисленных войн появляются новые и исчезают слабые государства, совершенствуется государственный аппарат, создаются законы для регулирования поведения людей. В данной теории верно подчеркивается тот неоспоримый факт, что люди – это не только социальные, но и биологические, природ-ные существа. Однако ее представители в большинстве своем абсо-лютно необоснованно , механически переносят закономерности био-логической эволюции на развитие общества в целом и государства и права в частности. Материалистическая теория,пожалуй,наиболее близко подо-шла к правильному и объективному отражению процесса развития первобытнообщинного строя, причинам и условиям возникновения государства и права. Эти причины заключаются, во-первых, в пере-ходе первобытных людей от собирательства, охоты и рыболовства к производящей экономике; во-вторых, в крупных общественных раз-делениях труда (отделении скотоводства, земледелия, ремесел); в-третьих, в росте производительности труда и появлении излишков продуктов, товарообмена, торговли и купечества; в-четвертых, в раз-ложении рода и возникновении семьи; в-пятых, в возникновении раз-личных форм собственности, в том числе и частной; в-шестых, в рас-слоении на бедных и богатых, возникновении противоречий и анта-гонизмов между людьми; в-седьмых, в появлении, с одной стороны, групп людей, осуществляющих управление и принуждение в общест-ве, а с другой – не только экономически, но и политически зависи-мых классов и социальных слоев населения, в частности рабов, в ре-зультате захватнических войн и порабощения соплеменников. Одной из разновидностей материалистической теории является марксистско-ленинское учение о происхождении государства и пра-ва. Маркс, Энгельс, Ленин и другие представители этого учения при-чиной возникновения государства и права также считали экономиче-ские и классовые факторы. Но основные акценты при этом они дела-ли на появлении частной собственности, расколе общества на непри- 34 миримые классы, между которыми ведется ожесточенная борьба , на возникновении такой публичной власти, которая, прежде всего, со-стоит из вооруженных людей, тюрем и иных принудительных учреж-дений, неизвестных родовому строю. Право, согласно этому учению, возникает как воля господ-ствующего класса, которая исходит от государства, поддерживается его принудительной силой и обеспечивает политическое господство имущих классов. Для марксистско-ленинского учения о происхождении государ-ства и права, как видим, характерно, с одной стороны, преувеличение экономических и социально-классовых факторов (по их мнению, го-сударство и право носят ярко выраженный принудительный, насиль-ственный, диктаторский характер в обществе), с другой – игнориру-ются или недооцениваются религиозные, психологические, военно-политические и иные факторы, созидательная и прогрессивная роль государства и права, их значение в обеспечении стабильности и по-рядка в обществе, регулировании отношений между людьми в раз-личных сферах их жизнедеятельности.
12 Подробнее см.: Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. М., 2009. 35 ду , что неправомерно смешивать процессы перехода от первобытно-го общества, с присущими ему механизмами социального регулиро-вания отношений, к государственно-организованному обществу и правовому регулированию общественных отношений, с последую-щим развитием и появлением «новых» государств и правовых систем общества, которые возникают в результате их объединения и разъе-динения мирным или военным путем. В данном случае речь уже идет о развитии государства и права, об обосновании этого процесса раз-личными учениями о государстве и праве. На этот момент правильно обращали и обращают внимание как дореволюционные (Г. Ф. Шер-шеневич, В. М. Коркунов и др.), так и современные (А. Б. Венгеров, Н. М. Марченко и др.) отечественные авторы. Важно также подчеркнуть, что и в той и в другой ситуациях воз-никновение государства сопровождается одновременно формирова-нием соответствующей политической системы, а становление права неразрывно связано с созданием определенной правовой системы общества (правосознанием, юридической практикой и т. д.). 36 |