Учебное пособие для бакалавров Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению Юриспруденция
Скачать 2.02 Mb.
|
Классификации принципов права
пы права, регулирующие экономические, политические, социальные и иные отношения. По типу «обслуживаемой» юридической практики мы выде- ляем, например, принципы права, используемые в правотворческой, правореализующей, интерпретационной, правоситематизирующей практиках. 88
отраслей права и т. п.) составляют принципы права, мы подразделяем их на следующие группы: а) исходные начала, отражающие природу отдельных институтов права (для института государственной гражданской службы харак-терны принципы равного доступа к службе, профессионализма и др.); б) межинституционные нормативно-руководящие положения; они характерны для двух и более институтов права (например, прин-цип гарантированности оплаты труда действует в основном в инсти-тутах заработной платы, трудового договора и материальной ответст-венности в трудовом праве России), но не достигли еще уровня от- раслевых и подотраслевых принципов права; в) принципы подотраслей права (например, в основе избирательно- го права, которое является подотраслью государственного права, во многих странах лежат принципы всеобщего, равного и прямого избира-тельного права при свободном волеизъявлении и тайном голосовании); г) отраслевые принципы права (например, регулирование семей-ных отношений в России осуществляется в соответствии с принци-пами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенст-ва прав супругов в семье и иными фундаментальными началами, предусмотренными ст. 1 СК РФ 1995 г.); д) межотраслевые нормативно-руководящие начала, выражаю- щие общие фундаментальные положения двух и более отраслей пра-ва (например, принцип состязательности характерен для конституци-онного, гражданского, административного и уголовного процессов); е) общие для каждой национальной правовой системы (француз-ской, китайской) принципы права, которые действуют в подавляю-щем большинстве отраслей права и распространяют свою юридиче-скую силу на основные разновидности юридической практики (на-пример, правотворчество, толкование, реализацию права, судебную практику); 89 ж) принципы, отражающие особенности той или иной правовой семьи (феодальной или буржуазной, романо-германской или англо-саксонской, мусульманской или др.) . Например, в странах, где дейст-вует мусульманская правовая семья, характерны принципы верховен-ства шариата, равенства только правоверных; з) принципы международного права. Они в свою очередь разгра-ничиваются на принципы отдельных институтов и отраслей права, межотраслевые и общие принципы международного права. К по-следним можно отнести, например, принципы неприменения силы и угрозы силой, сотрудничества, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения обязательств. В системе фундаментальных положений, регулирующих между-народные отношения, в качестве самостоятельной группы, по-видимому, можно выделить принципы отдельных сообществ. Так, в Европейском союзе действуют такие общие принципы права, как вер-ховенства права Сообщества над национальным правом, юридической безопасности (определенности), равенства, субсидиарности и др. Существенную роль в жизнедеятельности всех стран должны иг-рать принципы права, признанные подавляющим большинством госу-дарств, – так называемые «общепризнанные принципы международно-го права», которые можно отнести ко всеобщим, универсальным, ис- ходным нормативно-руководящим началам, имеющим глобальное воз-действие на все сферы общественной жизни многих стран мира16. 10.4. Краткая характеристика общих принципов права, закрепленных и действующих в российской правовой системе общества Большинство общих принципов права нашло свое закрепление в Конституции РФ , федеральных конституционных законах, феде-ральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Их содержание безусловно отражает определенные особенности эконо-мической , политической, социальной, национальной, духовной и правовой систем российского общества. Рассмотрим некоторые из данных принципов права. 16 Подробнее о них см., например: Карташов В. Н. О сущности и некоторых видах общепризнанных принципов международного права // Международное публичное и частное право. 2010. № 1. 90 Центральным и универсальным является, без сомнения, принцип законности.Право для того и создается в любом обществе,чтобы егопредписания неукоснительно исполнялись. «Законность – основа го- сударства» (legalitas regnorum fundamentum), «Мы можем делать (только) то, что можем делать законно» (id (tantum) possumus guod de jure possumus), – говорили древние.
Законность нельзя отождествлять с принципом господства права, получившим широкое распространение в международном праве и за-рубежном законодательстве. Кроме указанных выше требований (императивов) законности, принцип господства права включает каче-ственную характеристику закона, его доступность, определенную предсказуемость (предвидение последствий от его реализации), эф-фективность юридических способов осуществления и защиты инте-ресов субъектов права. Причем под термином «закон» иногда может пониматься не только нормативный акт, обладающий высшей юри-дической силой, но и другой правовой акт. Принцип гуманизма в правовом регулировании выражается в том,что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в обществе и государстве (ст. 2 Конституции РФ). Правотворчество, юридическая деятельность судов, правоохранительных и иных ком-петентных органов должны быть направлены на удовлетворение ма- 91 териальных, духовных и иных потребностей человека, своевременное и правильное осуществление его прав и свобод. Содержание принципа гуманизма в той или иной отрасли права или юридической практике довольно специфично. Так, гуманизм уго-ловного права проявляется в отборе объектов уголовно-правовой ох-раны (например, в УК РФ 1996 г. введена глава о преступлениях про-тив семьи и нравственности), в учете интересов потерпевших (ст. 76), постановке задач исправления наказанного (ст. 43), особо щадящем отношении к несовершеннолетним (гл. 14), женщинам и престарелым (ст. 59, 82), существовании институтов амнистии и помилования (ст. 84, 85), в применении наказания ниже низшего предела. Сущность принципа юридического равенства была достаточно четко выражена еще римскими юристами: «Закон говорит со всеми одинаково» (Lex uno ore omnes alloguitur). Данное фундаментальное начало в правовой системе России включает, например, следующие императивы: а) равенство субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ), б) равенство гражданства независимо от оснований его приобретения (ст. 6), в) равенство всех форм собственности (ст. 8), г) равенство общественных и религиозных объединений перед законом (ст. 13, 14), д) равенство всех перед законом и судом независимо от пола, ра-сы, имущественного и должностного положения, убеждений и других обстоятельств (ст. 19). Принцип демократизма заключается в том,что в основе правадолжны лежать общие блага, «общеполезность» (Г. Ф. Шершеневич). Законы должны выражать волю и интересы подавляющего большин-ства общества. Демократизм предполагает участие населения в фор-мировании этой воли, закреплении ее в процессе правотворчества, максимальный учет общественного мнения на всех этапах этого про-цесса, осуществление правотворческих полномочий и деятельности населения либо непосредственно , либо через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, демо-кратические процедуры разработки, обсуждения, принятия и обнаро-дования правотворческих решений. Принцип справедливости «есть постоянная и неизменная волякаждому воздавать по заслугам» (justitia est constans et perpetua volun-tas suum cuigue tribuere). Его содержание в правовой системе общест-ва достаточно многогранно . Во -первых, справедливость заложена в самом содержании права, в тех общественных отношениях, формой 92 которых право является. Во-вторых, сама деятельность субъектов права должна быть пронизана идеями беспристрастности, истинно-сти, правильности, законности, честности и т. п. (judex bonus nihil ex arbitrio suo facit, nec propositione domesticae voluntatis, sed juxta leges et jura pronunciet – хороший судья ничего не должен делать по собст-венному усмотрению или по велению своего желания, но должен вы-носить решение согласно закону и справедливости). В-третьих, выне-сенное юридическое решение, устанавливающее права и обязанно-сти, меры поощрения и юридической ответственности должны по форме и существу быть справедливыми, т. е. учитывать все обстоя-тельства и соответствовать степени совершенного поступка. Этот принцип отражает одну из главных задач юридической прак-тики. Обычно о нем говорят в случае привлечения лица к юридической ответственности и применения принуждения. Но не в меньшей мере, как показывает жизнь, справедливость нужна и при назначении награды. Суть принципа гласности выражается, с одной стороны, в том, что юридическая деятельность всех компетентных органов должна быть открытой и доступной для граждан, с другой – в том, что все го-сударственные учреждения, органы местного самоуправления и должностные лица в соответствии с законом обязаны предоставлять гражданам (их коллективам, объединениям и организациям ) по тре-бованию последних полную и достоверную информацию о своей деятельности за исключением данных, выдача которых запрещена за-коном (ст. 24, 29, 33 и др. Конституции РФ). В качестве самостоятельного общего положения, нашедшего за-крепление в отечественном законодательстве, следует выделить принцип неприкосновенности личности и сфер ее жизнедеятельно- сти.Его структурными элементами являются:а)физическая,психи-ческая, нравственная неприкосновенность личности (ст. 22 Консти-туции РФ), б) неприкосновенность собственности (ст. 35), в) неприкосновенность частной жизни (ст. 23 и 24), г) неприкосно-венность жилища (ст. 25 и 40). Принцип ответственности за виновное деяние заключается втом, что правонарушитель подлежит юридической ответственности только за те деяния и наступившие вредные последствия, в отноше-нии которых установлена вина в форме умысла или неосторожности (гл. 5 УК РФ, ст. 1.5 и 2.2 КоАП РФ 2001 г.). 93
Данный принцип несовместим с объективным вменением, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не до-пускается. Причем меры принуждения применяются за конкретные противоправные деяния. Римские юристы указывали: «Nemo cogita-tionis poenam patitur» – «Никто не должен подлежать наказанию за свои мысли». Принцип ответственности за вину пронизывает все от-расли права и основные типы юридической практики в правовой сис-теме российского общества.
94 Глава 11. ИСТОЧНИКИ И ФОРМЫ ПРАВА
Истоками и источниками права являются все обстоятельства объективной и субъективной реальности, которые служат «началом» права, вызывают его к жизни, способствуют его существованию. Как говорили древние: «Cessante ratione legis cessat et ipsa lex» – «С ис- чезновением оснований для возникновения закона должен перестать существовать и сам закон». Все источники права можно подразделить на материальные и ду-ховные, институциональные и формальные, внутренние (действуют внутри страны) и внешние (существуют вне пределов данного госу-дарства), основные (конституции) и вспомогательные (законы и под-законные акты), относительно постоянные (например, правовые обы-чаи) и временные (нормативные правовые акты, принятые на опреде-ленный срок), текстуальные (например, законы) и нетекстуальные (многие материальные и духовные источники). Под источником в «материальном» смысле слова понимают мате- риальные условия жизни общества, собственность, способы производст-ва материальных благ и т. д., то есть здесь имеется в виду, что «ех facto jus oritur» (право возникает из факта, право порождается фактами). «Идеальным источником» права ученые считают правосознание. Точнее, видимо, считать источником права в этом плане все духов-ное,в том числе философские и нравственные,экономические и по-литические, обыденные и научные, религиозные и профессиональ-ные, юридические и иные идеи, теории, оценки, установки и взгляды. Для того чтобы материальные и иные потребности (обстоятельства) общественной жизни нашли отражение в праве, они, во-первых, должны заинтересовать субъекта, «творящего» право; во-вторых, воплотиться в определенные юридические идеи и предписания; в-третьих, стать фор-мально-юридическим источником права (нормативным правовым ак- 17 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 221, 743. 95 том), то есть содержание необходимо облечь в соответствующую ему форму. Здесь схематически показано единство материального и идеаль-ного, содержательного и формального моментов в праве. К институциональным источникам следует относить «творцов» права, деятельность которых связана с его созданием. Ими являются прежде всего представительные и исполнительные государственные учреждения и управомоченные на правотворчество негосударствен-ные организации (органы местного самоуправления). Выделение указанных источников важно, чтобы показать различ-ные пути и способы институционализации общественных отношений. Кроме того, один и тот же орган может принимать различные по своей природе акты (например, Государственная Дума РФ – законы и поста-новления). Данный подход позволяет увидеть в каждом таком случае специфический характер правотворческой деятельности, ее результа-тов, процедуры подготовки и принятия соответствующих актов. Формальные или формально-юридические источники –это спо- собы (формы) внешнего выражения, существования и закрепления юридического содержания права. «Forma dat esse» – «Форма дает бы-тие (праву)». 11.2. Виды форм права Формы права тесным образом связаны с его содержанием (форма и содержание – это аспекты единого явления – права). Содержание права непосредственно обусловлено экономическими и политически-ми, нравственными и иными обстоятельствами общественной жизни. Форма права довольно консервативна. Но и в самые, казалось бы, со-вершенные формы права можно облечь довольно архаичные по своей природе нормативные предписания. Например, УК Ирана (принят Ко-митетом юстиции Собрания исламского совета в августе 1982 г.) со-держит такие виды средневековых наказаний, как побитие камнями, отсечение частей тела, выкалывание глаз, вырывание ноздрей. Таким образом, вопросы о содержании и форме права, их соот-ношении нельзя решать чисто умозрительно, только с философских позиций. В каждой правовой семье к этой проблеме нужно подходить конкретно-исторически, с учетом всех существующих материальных, духовных, юридических и иных источников права. Кратко рассмотрим особенности некоторых из формально-юридических источников права (далее – форм права). Уже в системе рабовладельческого общества формы права отли- 96 чались значительной сложностью и многообразием. Так, во II в. н. э. римский юрист Гай в своих «Институциях» пишет, что «гражданское право римского народа состоит из законов, решений плебеев, поста-новлений сената, указов императоров, эдиктов магистратов и из отве-тов правоведов ... Ответы правоведов – это мнения и суждения юри-стов, которым было позволено устанавливать и творить право...»18.
Правовым обычай становится в тех случаях, когда определенный компетентный (правотворческий, судебный или иной) орган придает ему общеобязательное значение. Так, в п. 1 ст. 19 первой части ГК РФ 1994 г. указано, что «гражданин приобретает и осуществляет пра-ва и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собст-венное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая». Однако обычай, включенный в содержание нормативного акта в качестве его составной части, не может рассматриваться в виде само-стоятельной формы права. Многие дошедшие до нас известные «нормативные акты» прошлого (Законы Ману, Салическая правда и пр.) по сути своей представляют обычное право, результат обобще-ния и изложения разнообразных обычаев. Во многих африканских странах правовые обычаи используют-ся в виде основных или субсидиарных формально-юридических ис-точников права при регулировании семейных, имущественных и иных отношений.
97 права. В англо-саксонской же правовой семье до сих пор одной из важнейших, официально признанных форм права является судебный прецедент20.Это,как правило,решение,вынесенное по конкретномуделу высшими судами (палатой лордов, апелляционным судом, на-пример, в Англии), которое становится обязательным при рассмотре-нии аналогичных дел. Хотелось бы также обратить внимание на то, что даже в тех стра-нах, где официально не признается роль судебных прецедентов, реше-ния вышестоящих судебных инстанций по сути дела выступают в ка-честве самостоятельной формы права. Какие бы дискуссии ни велись, например, по поводу юридической природы постановлений Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, анализ их руководящих разъяснений показывает, что они нередко под видом толкования вносят изменения в правовое регулирование, содержат юридические нормы и иные нормативно-правовые предписания. Пра-воизменяющую и правопрекращающую природу постановлений Кон-ституционного Суда РФ вообще никто не ставит под сомнение. Поскольку обязанностью судей в романо-германской правовой семье является отправление правосудия, а не издание законов (judicis est jus dicere non dare), то, естественно, возникает противоречие меж-ду официальным и реальным значением судебной практики в право-вом регулировании общественных отношений. Поэтому немудрено, что, пытаясь как-то разрешить это противоречие, ученые-юристы из-давна представляли результаты судебной практики в виде своеобраз-ных обычаев и образцов, правовых позиций и правоположений.
роль правовой доктрины. Так, известный французский ученый Р. Леже пишет, что в Германии и Франции постоянно ссылаются на теоретиков права во время судебных прений и даже в самих судеб-ных решениях приводят их цитаты21. В мусульманской правовой системе определенные судебные решения (например, кийяс), подкрепленные ссылками на волю Ал-
98 лаха, Коран и Сунну, также выступают в качестве самостоятельной формы права. Таким образом, можно сделать вывод, что во все времена, во всех правовых системах в большей или меньшей степени, но всегда была действенной формула «cursus curiae est lex curiae» (практика суда есть закон для него ). Но поскольку в «орбиту» судебных решений попадают граждане (подданные), организации и другие субъекты права, то эта формула имеет более широкое толкование.
Примерами данной формы права являются договоры о разграни-чении предметов ведения и полномочий между органами власти Рос-сийской Федерации и ее субъектов, а также коллективные договоры между профсоюзами и работодателями.
пертизы (respousa), общего мнения ученых (communis opinio docto-rum). Например, в 426 г. Феодосий II и Валентиниан III издали даже специальный акт «об обязательном руководстве взглядами корифеев юриспруденции»22. В настоящее время, как мы уже отмечали, возрас-тает роль доктринального права как формально-юридического источ-ника почти во всех странах.
22 См.: Претерский И. С. Дигесты Юстиниана. М., 1956. С. 17. 99 Признак «государственный» присущ не всем нормативным пра-вовым актам. Во многих правовых семьях большое распространение получили нормативные акты негосударственных организаций. На-пример, положения о представительствах и филиалах, персонале, правила внутреннего трудового распорядка издают частные фирмы и объединения (« акты хозяйственной власти»), нормативные акты ор-ганов местного самоуправления. Поэтому под нормативным правовым актом следует понимать официальный акт-документ компетентного органа, устанавливаю-щий (изменяющий, отменяющий и т. п.) принципы и нормы права, иные нормативно-правовые предписания (подробнее см.гл. 15п. 15.6). 7. Своеобразной формой права выступают смешанные юридические (квазинормативные) акты и договоры23. К ним можно отнести религи- озно-правовые формы, которые играли значительную роль в рабовла-дельческом и феодальном обществах. В настоящее время они выступа-ют одной из ведущих форм в религиозно-философских системах права.
Смешанными следует считать партийно-государственные акты.
СССР. Не утратила эта форма своего значения в ряде государств Аф-рики и Латинской Америки. Мы уже отмечали, что многие нормативные акты в рабовладельче-ском и феодальном обществах включали в свое содержание не только новые нормативно-правовые предписания, но и обычаи. Если в подго-товке этих актов участвовали еще ученые-юристы и судьи, то форма выражения права получалась довольно оригинальной. Например, Ку-тюмы Бовези, подготовленные одним из крупнейших средневековых юристов Филлипом Бомануаром (1247–1295 гг.), представляют собой собрание нормативно-правовых предписаний (норм права), существен-но переработанных автором общих для всей Франции кутюмов (от 23 См. подробнее: Кивлянок Т. В. Интерпретационные и правореализующие элементы в нормативных правовых актах: дисс. … канд. юрид. наук. Ярославль, 2004; Ее же. Смешанные правовые акты: монография. Владимир, 2007; Акифьева И. В. Смешанные правовые договоры: дис. … канд. юрид. наук. Ярославль, 2011. 100 франц. coutume – обычай), и изложение обычного права графства Бове. Во многих странах издаются юридические акты, содержащие од-новременно нормативные и индивидуальные предписания. Примером могут служить уставы и учредительные договоры акционерных об- ществ и иных организаций. 101 Глава 12. СИСТЕМА ПРАВА |