Учебное пособие для бакалавров Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению Юриспруденция
Скачать 2.02 Mb.
|
Структуры правовой культуры
В самом общем плане структура правовой культуры – это та- кое ее строение, расположение элементов и связей, которое обеспе-чивает ее целостность, сохранение основных свойств и функций при воздействии на нее разнообразных внутренних и внешних факторов реальной действительности. Рассмотрим некоторые из указанных ее структур. Генетическая структура раскрывает связи отдельных элементов и правовой куль-туры в целом с экономическими и политическими, социальными и духовными, организационными и нравственными, юридическими и иными предпосылками общественной жизнедеятельности. Именно она дает возможность выяснить причины и условия возникновения и развития правовой культуры, механизм ее детерминации в целом и отдельных свойств, элементов и связей. Функциональная структура,во-первых,показывает,насколько ка-чественно и эффективно функционирует каждый из элементов право-вой культуры (право, правосознание, юридическая практика); во-вторых, раскрывает способы взаимодействия и функциональные связи между различными ее элементами; в-третьих, указывает на функции, которые выполняет она в целом и отдельные ее типы (виды и подви-ды). Психическая структура позволяет более обстоятельно и деталь-но раскрыть внутреннюю, субъективную природу правовой культу-ры, проявление в ней словесно-логических, наглядно-образных и на-глядно-действенных сторон, осознанных, подсознательных и бессоз-нательных уровней правового мышления. Стохастическая структура позволяет применительно к каждо-му типу (виду и подвиду) и правовой культуре в целом на конкрет-ном этапе развития правовой системы общества выяснить объективно необходимые и случайные (переменные) ее свойства, стороны, эле-менты состава и связи между ними. Изучение процесса возникновения и развития правовой культуры осуществляется в рамках временной ее структуры. Пространствен- ная структура отражает соответствующие ее типы,виды и подвиды,которые характеризуются специфическими чертами, структурами, функциями в национальных и других правовых системах (семьях). 223 21.2.2. Логическая структура правовой культуры Логическая (логико-философская) структура дает возможностьотразить взаимосвязь частей и целого, элементов и системы, содер-жания и формы правовой культуры. В институциональном аспекте содержание правовой культуры составляют конституирующие ее элементы и свойства . Поскольку основные ее свойства мы уже исследовали, перейдем к тем элемен-там, из которых складывается ее строение. Рассматривая свойства правовой культуры, мы обращали внима-ние на то, что она не является самостоятельным компонентом правовой системы общества, а служит лишь одной из фундаментальнейших цен-ностных ее (правовой системы) характеристик. Поэтому в данном кон-тексте важно выяснить, какие компоненты включаются в эту систему. Как мы уже отмечали, последняя состоит из права, юридиче-ской практики и правосознания, которые образуют относительно самостоятельные подсистемы. Под правом в рамках культурологического подхода нужно по-нимать стройную и органически целостную систему общеобязатель-ных, ясных и четких нормативно-правовых предписаний, реально обеспеченную мерами экономического и социального, поощритель-ного и принудительного, государственного и негосударственного (корпоративного) воздействия, внешне выраженную в доступных для субъектов (адресатов) нормативных правовых актах, договорах и других формально юридических источниках, отражающую высокий уровень юридической технологии (техники, тактики, стратегии), идеи и состояния свободы и ответственности, справедливости и юридиче-ского равенства, гуманизма и целесообразности, личной и общест-венной безопасности, служащую качественным и эффективным регу-лятором поведения людей, их коллективов и организаций. Данное определение позволяет «снять» основные спорные мо-менты по поводу понятия права, достаточно четко выделить его есте-ственные и позитивные сущности, главные признаки, элементы со-держания и формы, научную, учебную, практически-прикладную и социально-культурную его ценность. Вторым существенным компонентом правовой системы обще-ства, отражающим соответствующие культурные параметры, мы считаем юридическую практику (правотворческую, интерпретаци-онную, правореализующую, правосистематизирующую, их отдель- 224 ные виды и подвиды), осуществляемую в рамках юридических свя- зей и правовых отношений. Уровень зрелости юридической деятельности, т. е. профессио-нализм ее субъектов и участников, оптимальная продуктивность их действий и операций, выносимых актов (решений), прогрессивных юридических техник (системы средств), тактик (системы способов, приемов, методов и правил грамотного использования средств) и стратегий (умения четко планировать и прогнозировать), реальных процессуальных форм и ресурсообеспеченности, достигнутых эф-фективных результатов (социальных и юридических) составляют важнейшие параметры социально-культурного пространства. Юридический опыт, который накапливается, например, в ходе подготовки и издания правовых актов, их толкования, систематиза-ции, реализации, представляет собой комплекс культурных образцов наиболее целесообразных, грамотных и полезных в настоящем и бу-дущем юридических решений. Этот опыт как важнейший компонент практики и правовой культуры включается в коллективную, надын-дивидуальную и социально-правовую память. Одним из центральных компонентов правовой системы, как из-вестно, является правосознание, которое находит выражение в пра-ве, юридической практике и правоотношениях. Анализ теоретиче-ских источников, а также психического механизма поведения людей позволяет сделать вывод о том, что в правовую культуру должны включаться сознательные, подсознательные и бессознательные эле-менты психики, т. е. система психических явлений, процессов и со-стояний, не поддающихся, по крайней мере в данный момент, кон-тролю со стороны сознания. Юридическую значимость имеют такие, например, явления, как: а) инстинкты (самосохранения и т. п.), порождающие у людей подсоз-нательные желания, эмоции, волевые импульсы и т. п., которые впо-следствии могут быть осознаны субъектами права; б) интуиции, т. е. знания и способности достигать определенных знаний, результатов, возникающие без осознания путей и способов их получения (они лежат в основе предчувствий и предвидений); в) юридические автоматиз-мы –достаточно сложные порой действия людей,формирующиесяпервоначально под контролем сознания, в результате же многократно-го их повторения «уходят» в подсознание (стереотипы действий, ис-пользуемых средств, юридические навыки, привычки и т. п., особенно 225 характерны для профессиональной культуры юристов); г) правовые установки,т.е.состояния предрасположенности,готовности субъектаправа к определенной активности в соответствующей социально-правовой ситуации (могут быть сознательными и неосознанными). 21.3. Типы, виды и подвиды правовой культуры Мы выделяем следующие типы, виды и подвиды правовой культуры.
селения (например,пенсионеров и студентов), классов (например,ра-бочего класса), наций (например, французов и немцев) и общества в целом (правовая культура российского общества). Особое место в этом ряду занимает правовая культура должностных лиц.
Научный тип правовой культуры, как правило, присущ ученым-юристам и включает систему специальных теоретических знаний, уме-ний, навыков, идей и концепций.
го, буржуазного, социалистического обществ.
ются в романо-германскую и англосаксонскую, традиционно-религиоз-ную (например, мусульманскую, индусскую, иудейскую)и иные ее типы.
226
плуатируемых классов (слоев, социальных групп и т.д.).Здесь уже речьидет о другой по своей сущности ее типологии.
вовой культуре правотворческой и интерпретационной, правосисте-матизирующей и правореализующей практики.
Элитарная правовая культура – это совокупность юридических по-нятий, идей, идеалов, убеждений, установок, навыков, мастерства, гра-мотного понимания и осуществления юридических предписаний в практической деятельности разнообразных субъектов права, которыми обладают обычно немногие юристы (ученые и практики), государст-венные, политические и общественные деятели. Ее носителями, на-пример, были римские юристы Ульпиан, Гай, Павел, Модестиан и др. В рамках определенных типов можно рассматривать и отдельные виды и подвиды правовой культуры.Например,в романо-германскомтипе относительно самостоятельное место занимают романская и гер-манская ее виды. В культуре правореализующей практики (тип) можно выделить правовую культуру судебной и следственной практики (виды), правовую культуру конституционных судов и судов общей юрисдикции (подвиды). Можно рассматривать, видимо, и другие типы, виды и подвиды правовой культуры: западную и восточную, африканскую и латиноаме-риканскую, общенациональную и этническую, городскую и сельскую, мо-лодежную и разнообразные смешанные правовые культуры,которыезанимают свое особое место в культурно-правовом пространстве. 227 21.4. Функции правовой культуры Под функциями следует понимать относительно обособленные направления позитивного воздействия правовой культуры на поведе-ние людей, все сферы общественной и личной жизни, в которых прояв-ляется система юридических ценностей, определяющая высокий уро-вень качества правосознания, эффективности юридической практики, урегулированности и управляемости общественных отношений. По времени действия все функции правовой культуры можно подразделить на постоянные и временные. Определенное значение имеет их классификация на неосновные и основные. Наиболее пред-почтительной в научном, учебно-методическом и практически-прикладном плане представляется выделение двух больших групп функций правовой культуры: общесоциальных (экономическую, по-литическую, социальную, идеологическую, экологическую, демогра-фическую, функцию социального контроля и установления компро- миссов) и специально-юридических. Кратко рассмотрим содержание каждой из специально-юриди- ческих функций. Правопреобразующая функция направлена на проведение право-вых реформ (судебной), совершенствование содержания и форм вы-ражения права, всей его системы, формирование новой юридической политики и идеологии, повышение качества всех типов, видов и под-видов юридической практики, создание достаточно развитой право-вой системы общества в целом. Суть регулятивной функции правовой культуры заключается в том, что , с одной стороны, именно в ее рамках создаются соответст-вующие правовые принципы и нормы, стандарты и эталоны деятель-ности разнообразных субъектов права, а с другой – указанные идеи и образцы поведения вносят упорядоченность в общественные отно-шения и служат тем самым удовлетворению личных и общественных потребностей и интересов. Охранительная (защитная) функция правовой культуры выража- ется в том, что все созданные правовые ценности направлены на ох-рану прав и законных интересов граждан, их коллективов и органи-заций, обеспечивают личную и общественную безопасность, борьбу с правонарушительной деятельностью и другими видами юридической антикультуры, укрепление законности и правопорядка в стране. 228 Аксиологическая функция правовой культуры проявляется в том,что существующие правовые ценности служат в качестве основных критериев оценки реально существующих юридических явлений, процессов и состояний (например, законодательства, профессиона-лизма юристов, деятельности правоохранительных органов). Содержание прогностической функции выражается в предсказа-нии возможных юридических и социальных последствий, возникно-вении новых правовых ценностей. Правосоциализаторская функция правовой культуры направлена наформирование у людей зрелых представлений и идей, в которых прояв-ляются уважительное отношение к праву, внутренняя убежденность в полезности и ценности правовой активности, нетерпимости к любым нарушениям юридических предписаний (от кого бы они ни исходили), и на понимание необходимости укрепления законности и правопорядка. Суть интегративной функции заключается в том, что правовая культура представляет органическое единство, систему личных и общественных, материальных и духовных, субъективных и объек-тивных, внутренних и внешних, нормативных и ненормативных пра-вовых ценностей. Кроме того, она является воплощением накоплен-ного социально-правового опыта, объединяя в единое целое наиболее ценные и полезные стороны прошлых и современных культур, обес-печивая при этом не только общение, коммуникацию, но и солидар-ность между людьми и их общностями. Функция трансляции социально-правового опыта выражается в том, что правовая культура способствует преемственности, рецеп-ции, передаче прогрессивного правового наследия от одного поко-ления к другому. Таким образом, взятые в системе, функции дают более или менее цельные представления о динамичной природе правовой культуры, ее месте и роли в прогрессивном развитии правовой системы общества, «юридических качествах» этой системы и отдельных ее носителей (агентов) и их общностей. 229 Раздел 8. ЮРИДИЧЕСКАЯ АНТИКУЛЬТУРА Глава 22. ЮРИДИЧЕСКАЯ АНТИКУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРЫ, ВИДЫ 22.1. Понятие юридической антикультуры Юридическая антикультура «зеркально» отражает большинство черт, присущих правовой культуре. Так, под первой следует понимать определенное состояние и уровень развития правовой системы, которые проявляются в совокупности всех антиценностей, образующих деструк-тивный пласт права, правосознания и юридической практики. Поэтому ее можно определить как совокупность юридических антиценностей. Признаки юридической антикультуры следующие.
ски связана со всеми внутренними и внешними,объективными исубъективными, экономическими и политическими, нравственными и религиозными, юридическими и иными конструктивными и дест- руктивными факторами.
ской и политической системах, социальной и духовной средах начи-наются как кардинальный «сдвиг» внутри юридической антикультуры, правовой и общечеловеческой культуры, как процесс противодействия
230
что она проявляется в любых сферах общества и в любом элементе его правовой системы (например,праве,правосознании,идеологии,правотворческой практике, правоотношениях).
|