Главная страница

Б. Р. Мандель. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва


Скачать 4.2 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва
АнкорБ. Р. Мандель
Дата08.11.2022
Размер4.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMandel_Teoriya-literatury_RuLit_Me_616346.pdf
ТипУчебное пособие
#776776
страница24 из 47
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   47
25. Эстетические категории и понятия Безобразное – категория эстетики, противопоставляемая прекрасному см. ниже. Является соотносительной с категорией прекрасное. Безобразное определяется как проявляемое внешне нарушение определенной внутренней меры бытия. Само по себе слово безобразное означает отсутствие образа, то есть нечто хаотичное, бесформенное. Часто к воспроизведению безобразного как к символу отрицательных проявлений действительности обращается искусство. Следует отметить, что с давних пор (начиная с Аристотеля в его работе Поэтика, изображение безобразного средствами искусства способно доставлять эстетическое удовольствие, вызванное искусностью отражения и разгрузкой отрицательных эмоций. Безобразное неразрывно связано с категорией прекрасного. На эту особенность категории безобразного обратил внимание китайский мудрец Лао-Цзы: Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное – это прекрасное, тогда и возникает безобразное. Вкус – эстетическая категория, один из предметов изучения эстетики как науки. В общем смысле вкус – это некая специфическая особенность восприятия прекрасного вкус органически присущ человеческой природе, как единственно позволяющий ак-
туализовать гармонию человека с миром.
Философы давно осознавали потребность в выявлении некоторой категории, обусловливающей способность человека эстетически оценивать и воспринимать
320
объекты красоты и искусства. В XVII веке для обозначения этой категории стали использовать термин вкус, по аналогии с физиологической способностью человека различать вкусовые качества пищи. Впервые термин вкус в эстетическом смысле (как способность постигать прекрасное и произведения искусства) был употреблен в 1646 году испанским философом
Бальтасаром Грасианом в его работе Карманный оракул. Термин быстро вошел в обиход философов Западной Европы. Осмысление эстетического вкуса привело к тому, что уже в XVIII веке вкус стал главнейшим критерием духовно-художественного аристократизма. Возвышенное – эстетическая категория, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения. Понятие о возвышенном возникло на закате античности и характеризовало особый стиль ораторской речи. Это значение термина сохранилось вплоть до эпохи Возрождения. В классицизме было развито учение о высоком и низком стилях литературы (Н. Буало и др. Как самостоятельное эстетическое понятие возвышенное было впервые разработано в трактате Э.Берка Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном
(1757).
Берк связывает возвышенное с присущим человеку чувством самосохранения и видит источник возвышенного во всем том, что «... так или иначе способно вызывать представление о страдании или опасности, те. все, что так или иначе ужасно.
И.Кант в Критике способности суждения (1790) дал систематический анализ противоположности между прекрасными возвышенным. Если прекрасное
321
характеризуется определенной формой, ограничением, то сущность возвышенного заключается в его безграничности, бесконечном величии и несоизмеримости с человеческой способностью созерцания и воображения. Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека оно подавляет его как физическое существо, заставляет его осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нем идеи разума, сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой. Вследствие этого нравственный характера возвышенного в связи его с идеей свободы Кант ставит выше прекрасного.
Шиллер, развивая эти идеи Канта (О возвышенном, говорит уже о возвышенном не только в природе, но ив истории. В дальнейшем Шиллер преодолевает кантовское противопоставление прекрасного и возвышенного, вводя объединяющее их понятие идеально прекрасного. В последующем развитии эстетики центр тяжести в понимании возвышенного был перенесен с восприятия его на соотношение между идеей и формой, выражаемыми выражением. Ж. П. Рихтер
223
определял возвышенное как бесконечность, взятую применительно к чувственному предмету. Российская эстетика и теория литературы не противопоставляют возвышенное прекрасному и рассматривают его в тесной связи с героизмом, с пафосом борьбы и творческой деятельности. Возвышенное неотделимо от идеи величия и достоинства человека, ив этом ему родственно трагическое, которое представляет собой своеобразную форму возвышенно-патети- ческого.
322
Канон (в переводе с греч. – правило) – нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец. Канон задает совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в ту или иную эпоху. Кроме того, каноном называют произведение, служащее нормативным образцом. Каноны, связанные с религиозными предписаниями, доминировали в искусстве Древнего Египта и средних веков. Творческие люди Античности и эпохи Возрождения пытались найти идеальные пропорции человеческого тела ивы- вести неизменные, математически обоснованные правила построения фигуры человека. По определению русского академика А. Ф. Лосева, канон – это количест- венно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь выразителем определенных социально-исторических показателей, интерпретируется как принцип создания известного множества произведений. Комическое (от греч. koikós – веселый, смешной, от komos – веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции, смешное. Начиная с Аристотеля, существует огромная литература о комическом, его сущности и источнике. Исключительная трудность его исчерпывающего объяснения обусловлена, во-первых, универсальностью комического все на свете можно рассматривать серьезно и комически, а во-вторых, его необычайной динамичностью, его природой Протея» (Жан-Поль Рихтер), игровой способностью скрываться под любой личиной.
Комическоечасто противопоставляли трагическому Аристотель, Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), возвышенному
(
Жан-Поль Рихтер), совершенному серьезному Ф. Шлегельи др трогательному но достаточно
323
известны трагикомический и высокий (те. возвышенный, серьезный и трогательный (особенно в юморе) виды смешного. Сущность комическогоусматривали в безобразном (Платон, в самоуничтожении безобразного, в разрешении чего-то важного в ничто И. Кант, но, чаще всего, определяли формально, видя ее в несообразности, несоответствии (между действием и результатом, целью и средствами, понятием и объектом, и т.д.), а также в неожиданности (Ч. Дарвин однако существуют и соответствия, и нередко впечатляет как раз комическое оправдавшегося ожидания (суждения признанного комика, шута, в его устах сугубо смешны. Мало удовлетворяя в роли универсальных формул, разные эстетические концепции комического, однако, довольно метко определяли существо той или иной разновидности его. Общую природу комическоголегче уловить, обратившись в плане этимологии словак известному у всех народов с незапамятных времен игровому, празднично веселому (нередко с участием ряженых, коллективно самодеятельному народному смеху, например в карнавальных играх. Это смех от радостной беспечности избытка сил и свободы духа – в противовес гнетущим заботами нужде предыдущих и предстоящих будней, повседневной серьезности и вместе стем смех возрождающий (в средние века его называли risus paschalis, пасхальный смех – после длительных лишений и запретов великого поста. К этому воскрешающему смеху (рекреационному, восстанавливающему силы) – как в школе вовремя перемены (рекреации) между двумя уроками, – когда в свои права вступает игровая фантазия, применимо из общих определений комического фантазирование. рассудка которому предоставлена полная свобода (Жан-Поль Рихтер). На карнавальной площади,
324
как ив частном доме за пиршественным столом, всегда и везде где миром правит игровой смех «комоса», воцаряется двузначная атмосфера действительности, преломленной сквозь призму изобретательной фантазии богатый на выдумки играющий человек как бы подвизается в роли изобретательного творческого человека. Все элементы смешного образа при этом взяты из жизни, у реального предмета (лица, но их соотношения, расположение, масштабы и акценты (композиция предмета) преображены творческой фантазией один из источников наслаждения от комического – это наше узнаванием предмета под преображенной доне- узнаваемого, например, в шарже, карикатуре, маской сотворчество читателей, зрителей и слушателей. По содержанию смех универсальный и амбивалентный (двузначный – фамильярное сочетание в тоне смеха восхваления и поношения, хулы и хвалы) – это и смех синкретический как по месту действия – без рампы, отделяющей в театре мир комического от реального мира зрителей, таки по исполнению – часто слияние в весельчаке автора, актёра и зрителя, например средневековый шут, древнерусский скоморох, комик в быту, который, импровизируя, потешается и над собой, и над слушателями, над своей натурой как над их натурой, откровенно в состоянии свободы духа) представленной. В празднично игровом, глубоко объективном по своей природе смехе как бы сама жизнь празднует и играет, а участники игры – лишь более или менее сознательные органы ее. Высшие образцы этого (извечного, а по истокам – фольклорного) собственно комического в искусстве – это насквозь игровой образ Фальстафа у Шекспира, а также роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле. В синкретическом смехе потенциально или в зачаточном виде заложены многие виды комического,
325
обособляющиеся затем входе развития культуры. Это, прежде всего,
ирония
и юмор, противоположные по правилам игры. В иронии смешное скрывается под маской серьезности, с преобладанием отрицательного (насмешливого) отношения к предмету в юморе – серьезное под маской смешного, обычное преобладанием положительного (смеющегося) отношения. Среди всех видов комического юмор отмечен в принципе миросозерцательным характером и сложностью тона в оценке жизни. В юморе диалектика фантазии приоткрывает за ничтожным – великое, за безумием – мудрость, за смешным – грустное (незримые миру слезы, по словам Н. В. Гоголя. Обличительный смех сатиры предметом которого служат пороки, отличается вполне определенным (отрицательным, изобличающим) тоном оценки. Начиная с античности, существует и не комическая сатира, воодушевляемая одним негодованием. Но именно великим сатирикам (Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин) нередко свойственно перемежать серьезное (социально значительное) с алогично забавным, абсурдным, как бы шутливо незначительным (персонаж с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина) – компенсаторная восстанавливающая бодрость) функция смеха, в которой наглядно сказывается генетическая связь сатиры с собственно комическим. По значению (уровню, глубине) различаются высокие виды комического(величайший образец в литературе – Дон Кихот Сервантеса, смех над наиболее высоким в человеке) и всего лишь забавные, шутливые виды (каламбур, реализованные метафоры, дружеские шаржи и т.п.).
326
К забавно комическому применимо определение смешного у Аристотеля ошибка и безобразие, никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубные. Для комического обычно важна чувственно наглядная природа конкретного предмета, играна утрировке величины элементов (
карикатура
,
от итал. caricare – преувеличивать, утрировать, на фантастических сочетаниях (гротеск но, наряду с этим, остроумие (острота, вырастая из сравнения, строится также на сближении далеких, более или менее отвлеченных понятий остроумие – это играющее суждение, ряженый поп, брачующий любую пару (Жан-Поль Рихтер) вопреки воле родственников и общепринятым представлениям комический эффект при этом играет роль доказательства. По характеру эмоций, сопровождающих комическое, и их культурному уровню различают смех презрительный, любовный, трогательный, жестокий едкий и терзающий, или саркастический, трагикомический, утонченный, грубый, здоровый (естественный, больной и т.д
. Весьма важно также духовное состояние комика смех сознательный, когда человек владеет процессом комического и, напротив, когда им играют внешние обстоятельства, жизнь (ставя в смешное положение) или бессознательное играет им, как простым орудием, невольно разоблачая его. Еще Аристотель отметил, что смеяться свойственно только человеку (у некоторых высших видов животных, у человекоподобных обезьян и собак, наблюдаются зачаточные формы беззвучного смеха. Велико антропологическое значение комического по словам ИВ. Гете, нив чем так не обнаруживается характер людей, как в том, что они находят смешным. Истина это равно применима к отдельным индивидам, целым
327
обществами эпохам (то, что не кажется смешным одной культурно-исторической среде, начиная с обычаев, одежды, занятий, обрядов, форм развлечений и т.п., вызывает смеху другой, и наоборот, а также к национальному характеру, как это обнаруживается ив искусстве (роль юмора, особенно эксцентрического, в английской, остроумия во французской литературе, сарказма в испанском искусстве сатира Ф. Кеведо, графика Ф. Гойи). С полным правом можно говорить о геркулесовой работе смеха (М. Бахтин) в истории культуры по очищению земли, по исцелению, освобождению человеческого сознания от всякого рода чудищ – ложных страхов, навязанных культов, отживших авторитетов и кумиров, – о духовно-терапевтической роли комического в быту ив искусстве. Единственный предмет комического – это человек и человекоподобное в зверях, птицах и т.д.). Поэтому комическое, например, чуждо архитектуре, а другим искусствам свойственно в разной мере. Наиболее благоприятна для универсальной природы комического художественная литература, где на комическом основан один из главных и наиболее игровых вид драмы – комедия Красота – эстетическая
(
неутилитарная) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетания аспектов объекта, при котором последний вызывает в наблюдателе
эстетическое
аслажден е. Красота
является важнейшей категорией
н
и
ностью красоты является безобразное. культуры. В своем эстетическом восприятии понятие красоты близко к понятию прекрасного, стой лишь разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты. Вместе стем, красота является более общими многогранным понятием, во многом эклектичным.
Противополож
328
В общем смысле красота – высшая степень целесообразности в природе, гармоничного соответствия и сочетания элементов (в том числе и противоречивых) во всяком устройстве, во всякой вещи и во всяком организме. Соврем н античности понятие красоты является одним из важнейших в философии восприятия бытия. Древнегреческими философами красота воспринималась как явление объективное и онтологическое по своей сути, связанное с совершенством Универсума, с понятием космоса, как миропорядка, целесообразности, украшения. Со времен Сократа красота начинает рассматриваться не только в онтологическом смысле, но и как категория разума, сознания. Для самого Сократа красота являлась одной из важнейших категорий мироздания. Понятие красоты, как олицетворения блага, относилось Аристотелем к сугубо нравственной, не рассудочной категории. Красота здесь – вершина, совершенство. По Платону, до рождения человек пребывает в сфере красоты и чистой мысли. Восприятие красоты и блага (добра) как высшей идеи является основным мотивом философского творчества Платона. Восприятие красоты (в этом случае красота воспринималась в тесной связке с благом) античными философами было обобщено в работах Плотина, где, в частности, красота получала функцию возводящей к божественному и прекрасному. Работы неоплатоников оказали неоценимое влияние на философию патристики. В настоящее время существует предположение, что наше восприятие красоты – инстинктивное, закрепившееся в памяти человека благодаря множеству
329
предшествующих поколений живых существ сих бессознательным опытом, а также тысячам поколений людей с опытом осознаваемым. Прекрасное – центральная эстетическая категория, предмет изучения эстетики как науки. Понятие прекрасное связано с понятием красота, однако не тождественно с ним. Противоположностью прекрасного является безобразное. В категории прекрасного отражены явления действительности, произведения искусства, которые доставляют человеку чувство наслаждения, а также воплощают в предметно-
чувственной форме свободу и полноту творческих, познавательных способностей человека. Прекрасное – наивысшая эстетическая ценность. Прекрасное совпадает с представлениями о совершенстве или благе В философии прекрасное основная позитивная форма освоения бытия. Прекрасное всегда связано с понятием эстетического идеала. Наиболее близкие по значению понятия гармоничное, совершенное, красота, красивое. В эстетике существует несколько моделей понимания прекрасного
1.
Идеалистическая модель. Прекрасное понимают как воплощение Бога или абсолютной идеи в конкретных вещах или явлениях.
2.
Субъективистская модель. Прекрасное не есть объективное. Источником прекрасного выступает сам человек, его сознание.
3.
Материалистическая модель. Прекрасное – естественное проявление объективных свойств действительности, наиболее близкое к природе.
4.
Релятивистская модель. Прекрасное – это соотношение объективных сторон бытия с человеком как мерой красоты.
330
Характерные особенности прекрасного
- прекрасное имеет объективную основу, отраженную в так называемых универсальных канонах или законах красоты гармонии, симметрии, меры
- как правило, прекрасное имеет также конкретно- исторический характер
- представления о прекрасном зависит от конкретных социальных условий жизни человека, от его образа жизни и стиля жизни
- идеал прекрасного также связан с особенностями национальной культуры
- субъективное понимание прекрасного обусловлено уровнем индивидуальной культуры, особенностями эстетического вкуса личности. Трагическое – философская и эстетическая категория в искусстве, характеризующая возникновение страданий и переживаний героев произведений в результате актов их свободной воли и или) предначертаний судьбы. Трагическое в искусстве носило изначально катарсический (см. ниже) характер, поскольку зритель сопереживали сострадал герою трагедии. В общем смысле, трагическое характеризуется борьбой нравственного идеала с объективной реальностью.

331

1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   47


написать администратору сайта