Главная страница

Б. Р. Мандель. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва


Скачать 4.2 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва
АнкорБ. Р. Мандель
Дата08.11.2022
Размер4.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMandel_Teoriya-literatury_RuLit_Me_616346.pdf
ТипУчебное пособие
#776776
страница23 из 47
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   47
24. Портрет и характеристика героя литературного произведения Портрет персонажа – это описание его наружности телесных, природных и, безусловно, возрастных и ген- дерных свойств (черты лица и фигуры, цвет волоса также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика. Портрет может фиксировать и характерные для персонажа телодвижения и позы, жести мимику, выражение лица и глаз. Портрет, таким образом, создает устойчивый, стабильный комплекс черт внешнего человека. Для традиционных литературных высоких жанров характерны
идеализирующие
портреты
Вот строки о графе Гвенелоне из средневекового французского эпоса – Песни о Роланде»: Он плащ, подбитый горностаем, сбросил. Остался только в шелковом камзоле. Лицом он горд, сверкают ярко очи, Широкий в бедрах стан на диво скроен. Подобного рода портреты нередко изобилуют метафорами, сравнениями, эпитетами. Вот что сказано о героине поэмы «Шах-Наме» персидского поэта XI в.
Фирдоуси: Два лука – брови, косы – два аркана. В подлунной не было стройнее стана. Ушные мочки, словно день, блистали, В них серьги драгоценные играли. Как роза с сахаром – ее уста Жемчужин полон ларчик нежный рта.
308
Идеализирующие портреты сохранились в литературе вплоть до эпохи романтизма. Так, героиня пушкинской Полтавы свежа, как вешний цвет, стройна, как тополь киевских высот, ее движения напоминают лебедя плавный ходи лани быстрое стремленье», звездой блестят ее глаза ее уста, как роза, рдеют. А в повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба о красавице полячке, в которую влюбился Андрий, говорится, что она была черноглазая и белая как снег, озаренный утренним румянцем солнца, и что глаза ее, глаза чудесные, пронзительно ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство. Совсем иной характер имели портретные живописания в произведениях смехового, комедийно- фарсового характера. Здесь внимание сосредоточивалось не на духовном, а на материальном начале в самом человеке. Характеризуя образность повестей Ф. Рабле о Гаргантюа и Пантагрюэле, ММ. Бахтин говорил, что центром реальности для писателя было человеческое тело, подаваемое гротескно. Вот, к примеру, портретная характеристика Гаргантюа-ребенка: мордашка была славная, число подбородков доходило едва лине до восемнадцати ляжки были очень красивые и всему его сложению соразмерные. В подобных портретах нет места ни стройности фигуры человека, ни выражению его глаз, зато присутствуют щеки, носы, животы итак далее. При всей их противоположности, идеализирующие и гротескные портреты обладают общим свойством в них гиперболически запечатлевается одно человеческое качество в первом случае – телесно-душевное совершенство, во втором – материально-телесное начало в его мощи, говоря современным языком – витальная энергия.
309
Со временем (особенно явственно в XIX в) в литературе возобладали портреты, раскрывающие сложность и многоплановость облика персонажей. Здесь живописание наружности нередко сочетается с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом. Характеристика внешности лермонтовского Печорина (глава Максим Максимыч»), сообщает о его фигуре и одежде, о чертах его лица, цвете ивы- ражении глаз (глаза не смеялись, когда он смеялся. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. А вот слова повествователя-автора об
Обломове вначале романа И. А. Гончарова: Это был человек лет тридцати двух-трех отроду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, нос отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующими основным выражением, не лица только, а всей души. Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, быть может, потому, что Обломов как-то обрюзг не полетам. Портрет героя, как правило, локализован в каком-то одном месте произведения. Чаще он дается в момент первого появления персонажа, те.
экспозиционно
Но литература знает и иной способ введения портретных характеристик в текст. Его можно назвать
лейтмотивным
. Яркий пример тому – неоднократно повторяющиеся на протяжении толстовского романа Война и мир упоминания о лучистых глазах княжны Марьи. В литературных портретах внимание авторов нередко сосредоточивается более на том, что выражают фигуры или лица, какое впечатление они оставляют, какие чувства и мысли вызывают, нежели на них самих как на живописуемой данности.
310
Несмотря на то, что Пульхерии Александровне было уже сорок три года, – говорится о матери Раскольнико- ва в романе Ф. М. Достоевского, – лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости. Волосы ее уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щеки впали и высохли от забот и горя, и все-таки это лицо было прекрасно) До максимального предела эта «неживописующая» тенденция портретирования доведена в Поэме горы МИ. Цветаевой, где внешний облик любимого человека подменен выражением чувства лирической Героини Без примет. Белым пробелом – Весь. (Душа, в ранах сплошных, Рана – сплошь) Частности мелом Отмечать – дело портных. Вороной, русой ли масти – Пусть сосед скажет он зряч. Разве страсть – делит на части Часовщик я или врач Ты как круг, полный и цельный. Цельный вихрь, полный столбняк. Яне вижу тебя отдельно От любви. Равенства знак. Если это и портрет, то умопостигаемый, скорее же – своего рода «
антипортрет». Портреты запечатлевают не только статическое во внешнем человеке, но и жестикуляцию, мимику,
311
которые динамичны по своей сути. При этом дает о себе знать интерес писателей-портретистов к тому, что Ф. Шиллер называл
грацией
,
отличая ее от красоты архитектонической (красоты строения Грация может быть свойственна только движению, это красота движимого свободного тела. Она возникает под воздействием свободы и зависит от личности, хотя в тоже время и безыскусственна, непреднамеренна в мимике и жестах чувства и импульсы сказываются непроизвольно узнав же, что человек управляет выражением своего лица согласно своей воле, мы перестаем верить его лицу. Рисуя портреты женщин, русские писатели неоднократно отдавали предпочтение грации перед красотой форм лица и фигуры. Вот восьмая глава Евгения Оне- гина», где Татьяна с безыскусственностью и изяществом ее облика (мужчины ловили взор ее очей, хотя Никто б не мог прекрасной / Ее назвать) сопоставлена С блестящей Ниной Воронскою,/ Сей Клеопатрою Невы, которая Затмить соседку не могла Хоть ослепительна была. Нечто аналогичное – в Войне и мире глава, изображающая петербургский бал. Лицо Наташи сияло восторгом счастья. Ее оголенные плечи и руки были худы и некрасивы. B сравнении с плечами
Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки. Но едва князь Андрей, пригласивший младшую Ростову, обнял этот тонкий, подвижный стан. вино ее прелести ударило ему в голову. А вот рассказ А. П. Чехова Красавицы (1888). Он построен на сопоставлении облика двух девушек. Впервой из них героя-рассказчика поражают черты фигуры и лица Красоту армяночки художник назвал бы классической и строгой. Вы видите черты правильные. волосы, глаза, нос, рот, шея, грудь и, все движения молодого тела слились вместе в один цельный, гармоничный аккорд, в котором природа не ошиблась ни на одну малейшую черту.
312
У второй же девушки правильные черты лица отсутствуют (глаза ее были прищурены, нос был нерешительно вздернут, рот мал, профиль слабо и вяло очерчен, плечи узкие не полетам, но она производила впечатление настоящей красавицы, и, глядя на нее, я мог убедиться, что русскому лицу, чтобы казаться прекрасным, нет надобности в строгой правильности черт. Секрет и волшебство красоты этой девушки заключались в мелких, бесконечно изящных движениях, в улыбке, в игре лица, в быстрых взглядах на нас, в сочетании тонкой грации этих движений с молодостью, свежестью, с чистотою души, звучавшею в смехе и голосе, истой слабостью, которую мы так любим в детях, в Птицах, в молодых оленях, в молодых деревьях. То, что именуется грацией, и – шире – наружность человека в ее нескончаемой динамике, с трудом и далеко не полностью укладывается в форму собственно портретных живописаний. И с портретами в литературе соперничают (со временем все более успешно) характеристики персонажей, к которым мы и обратимся. Характеристика персонажа, литературная, драматургическая и сценическая техника (совокупность приемов, которые используются для сообщения сведений о персонаже способы наделения персонажа качествами. Характеристика персонажа – одна из важнейших задач писателя, автора, драматурга, которая включает описание внешнего вида (портретная характеристика, внутреннего состояния и мотивировок действий (психологическая характеристика, особенностей речевого речевая характеристика) и жестового (мимическая, пластическая характеристика) поведения персонажа. Персонаж сообщает о себе сведения сам (самохаракте- ристика), его поступки и слова комментируются другими действующими лицами. Автор дает оценку персонажу. В некоторых случаях характеристика персонажа
313
вводится с помощью особых приемов комментариев автора и других персонажей, в драматургии – комментирующих выступлений хора (античный театр, драматургия в, пролога, зонгов (эпический театр Б. Брехта) и др. Характеристика персонажа не ограничивается реализацией того, что задано в произведении. Читатель и автор, актер(как создатель роли) и режиссер (как создатель целостного сценического действия – спектакля) включаются в процесс характеризации персонажа, те. наделения персонажа определенными качествами. Степень конкретизации персонажа, число его характерологических черт в разные эпохи различны. Персонаж классицизма обобщен и универсален. Его характеризует одно (реже несколько) качеств, впрямую соотнесенных сего внешним видом. В характеристику персонажа реалистического (бытового и психологического) входит множество неопределенных заранее, не предугадываемых (индивидуальных) черт физических, социальных, возрастных, гендерных, психологических и др. Итак, обобщим характеристика (от греческого – черчу. Выбор из многообразия признаков, которые несет от каждого предмета или явления окружающей нас действительности наше восприятие, самого существенного, определяющего, характерного – принадлежит к числу основных деятельно-
стей человеческого интеллекта. Только благодаря возможности такого выбора и достигаемой им экономии мысли, наше сознание не теряет себя в беспорядочной смене жизненных мелька- ний, а, наоборот, собирает и организует воспринимаемый им хаотически-пестрый мир, укореняет его в себе, становится его мощным распорядителем. Осуществление и опору эта возможность, прежде всего, нашла себе
314
в человеческой речи. В эпоху своего возникновения каждое наше слово, называя данный предмет его суще- ственнейшим для современного ему восприятия признаком, подчеркивая этот признак самым сочетанием употребленных для того звуков, являлось не только условным знаком предмета, но обязательно и его сжатой характеристикой. Нос течением времени характери- зующе-познавательная функция речи утрачивалась. По мере культурного развития, первоначальное этимологическое значение слов забывалось, заглушались их звукообразы, притуплялась внутренняя форма – характеристика. Слово – образ становилось словом – термином.
Художественно-связанная с миром и его явлениями речь превращалась в механически усваиваемый язык, вполне удовлетворяющий и потребностям общения людей друг с другом, и целям научного, укорененного не в образах, а в понятиях, познания действительности
(
ср. современные слова – характеристики автомобиль – самокат, аэроплан – воздухолет и др, охотнее воспринимаемые нашим сознанием, как термины, ив силу этого, образованные на мертвом языке. Однако кроме научного внешнего, физического познания мира существует еще возможность внутреннего его познавания, переживания его в себе, сопереживания себя с ним. Этот второй род познавания осуществляется в художественном творчестве, в задачи которого в отличие от научной характеристики мира – определения его самого по себе, в его отдельных и независимых отче- ловека процессах и проявлениях – входит дать его художественную характеристику – внутренний опыт о мире художника. По признаниям самих художников слова поэтический дар, талант есть нечто иное, как особая зоркость (А. Фет), направленная на вещи в сущности (Л. Толстой, на то, чтобы схватывать одни
315
характеристические детали (И. С. Тургенев), улавливать самую существенную черту явления или предмета С. Аксаков); Творческий процесс состоит водном уменье класть характерные штрихи (кто все детали передает пропал (И. С. Тургенев), обрисовывать внутреннюю суть человека двумя-тремя чертами АИ. Куприн о Чехове) и т. п. В известной степени, вся история литературы и являет собою последовательную смену художественных характеристик мира, даваемых ему поэтами. Объект художественной характеристики мира один – переживание мира поэтом. Однако, в связи с основным делением художествен- но-словесного творчества на лирику и эпос-драму, поэт восходит к нему двумя различными путями. В лирике – непосредственном откровении души поэта – творческие усилия направлены на то, чтобы, пользуясь всеми художественными средствами поэтического языка (тропами, фигурами, ритмом, подбором звуков, интонацией и т. п, охарактеризовать, метко выписать свое внутреннее, субъективное переживание. В эпосе и драме переживания мира поэтом предстают нам объективированными в ряде созданных творческим воображением художественных образов – лиц. От более или менее удачной обрисовки характеров этих лиц зависит и иллюзия их жизненного правдоподобия, и самая сила художественного воздействия на читателя. Элементы, обрисовывающие характер героя или героев данного произведения, обычно рассеяны по всему этому произведению или, по айней мере, сосредоточены в нескольких его местах (исключение составляют разве лишь эпизодические третьестепенны кр е персонажи. Схема авторской характеристики героев более или менее однородна. Начинает автор знакомство героя с
316
читателем обычно предварительной статической характеристикой его (например, описание наружности князя Мышкина и Рогожина, которым начинается Идиот Достоевского сжатая характеристика Пигасова в «Рудине»; краткие биографические сведения о Федоре Павловиче Карамазове, открывающие собой роман ремарки Гоголя при перечнях действующих лиц его комедий и т. п. Особый прием предварительной характеристики представляет собой прослеживание автором последовательного развития характера героя, которое имеет место за порогом действия данного произведения, до начала его (например, отступление Гонча- рова от собственной фабулы романа в описании детства героя – сон Обломова; пять главок о предках
Лаврецкого в Дворянском гнезде и т. п. Такой прием может быть назван генетической характеристикой. Намеченный предварительной характеристикой, образ героя в дальнейшем развертывается динамически из описания автором его мыслей, чувств, разговоров, поступков, в совокупности своей складывающих собственное действие, фабулу данного произведения. Элементы статической и динамической характеристик постоянно переплетаются друг с другом. Первая зачастую не только предваряет, но и сопровождает действие произведения, будучи вкладываема автором в уста либо самого героя, либо других действующих лиц, иногда в уста рассказчика, от лица коего ведется повествование и с которым сам автор себя не смешивает Бесы Достоевского, Повести Белкина» Пушкина и т. п. Заключается она часто не только в определении характера героя, но ив описании событий, этот характер выявляющих (Исповедь Ставрогина, рассказ Рогожина о знакомстве с Настасьей Филипповной в Идиоте и т. пне менее определительна для характера героя
317
подчас и та обстановка, среди которой выказывает его автор (описание хозяйства Пульхерии Ивановны в Старосветских помещиках, модной кельи Онегина, кабинета-лаборатории Фауста в трагедии Гете и т. п, выбор чтения (описание библиотеки Онегина), контрастные образы лиц, с которыми он приводится в соприкосновение (например, излюбленное Тургеневым изображение сильного женского характера рядом со слабым героем-мужчиной) и т. д. Иногда характеризующим моментом являются даже пейзажи, на фоне которых развертывается действие данного произведения (например, палящий петербургский июль, в котором вызрела горячечная идея героя Преступления и наказания, этого романа знойного запаха известки и олифы, романа безобразных давящих комнат горные пейзажи Ибсена и т. п. В театре XVIII века было принято в самом имени героя выражать основную черту его характера
(
Ворчалкина, Скотинин, Правдин и т. п. Что под руками талантливого художника даже этот слишком внешний прием может стать могучим средством художественного воздействия, доказывают имена некоторых персонажей Грибоедова, Гоголя, Достоевского и др. Таким образом, все художественное произведение, во всех элементах его образующих, во всех складывающих его частях, служит автору тем характеризующим материалом, с помощью которого он устанавливает свои образы в сознании читателя. Лишь соединение всего этого материала, в порядке его значительности, в некое стройное целое, дающее полный и отчетливо-ясный художественный облик героев, воплощенных автором в его произведении, образует то, что можно назвать литературной характеристикой в узком значении этого слова. Так, например, характеристика тургеневского Рудина складывается из предварительного описания его наружности, даваемого непосредственно самим автором его проповедей в салоне
Ласунской; динамически развертывающегося эпизода с Натальей перекрестного огня определений, даваемых ему всеми действующими лицами романа автохаракте- ристики в письме к Наталье рассказа Лежнева осту- денческих годах Рудина; его же оправдания Рудина в конце романа символического изображения Рудина на проезжей дороге, в станционной комнате встречи его с
Лежневым в эпилоге романа, начинающейся новым описанием его изменившейся внешности рассказа Ру- дина о том, что случилось с ним за последние годы, после отъезда из дома Ласунской; наконец, смерти в Париже, на баррикадах, в 1848 г.
319

1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   47


написать администратору сайта