Политология-учебникСазонова-хх. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Харьков фолио, 2001
Скачать 4.56 Mb.
|
Глава XXIII ЭТНОПОЛИТИКА В политической жизни многих стран все большее значение приобретает национальный вопрос. Эту сферу политики принято называть "этнополитикой" или "этнонациональной политикой", определяя ее как взаимодействие этносов (родоплеменные образования, народы, нации, национальные группы) и государства. Все вопросы о сущности, характере, формах жизнедеятельности этносов, их взаимосвязи с властными структурами изучает этнополитологая - составная часть политологии. В демократических государствах Запада этнополитология - самостоятельная и авторитетная наука и учебная дисциплина. В бывшем Советском Союзе (634) этнополитологии, как и политологии, вообще не существовало. Вместо них как раздел общественных наук выделялась "марксистско-ленинская теория наций", целью которой было указать пути ликвидации классов и наций для построения бесклассового, безнаціонального коммунистического общества. Овладение основами этнонациональной политики дает гражданам Украины возможность более активно включиться в общественно-политическую жизнь, увеличивать свой личный вклад в национально-государственное строительство. 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЭТНОПОЛИТИКИ 1.1. Определение, структура и функции этнополитики Этнонациональная политика в сложных и неоднозначных условиях современных национальных процессов, роста национального самосознания приобретает новое содержание. Многонациональные государства, колониальные империи, образованные путем порабощения других народов и реализации имперской политики "разделяй и властвуй", не выдержали испытания временем и распались под натиском национально-освободительной борьбы народов за право быть свободными и независимыми. Приоритет общечеловеческих ценностей, ставший главным принципом в деятельности демократических государств, обусловил необходимость выработки новых подходов политико-властных структур к национальному вопросу. В западной политологии существует ориентировочно три различных точки зрения на политику государства по отношению к этносам. Сторонники первой точки зрения, А, Степей, И. Уоллерстейн и др., считают, что государство должно разрабатывать и проводить определенную политику, направленную на распределение ресурсов, создание благоприятных условий для развития всех этносов, в то же время не вмешиваясь в их национальную самобытность. Другие исследователи - М. Леви, М. Хехтер и др. - утверждают, что государство по отношению к этносам является в определенной степени автономной силой, политическая элита которого преследует собственные корпоративные цели, направленные на удержание власти, даже иногда вопреки интересам титульной нации (нации, давшей имя данной стране). Третью точку зрения представляют П. Ванден Берг, Э. Смит и др. Они рассматривают государство как. инструмент титульной нации, которая осуществляет контроль над государственным аппаратом и обществом. Наличие различных точек зрения, с одной стороны, отражает реальное положение вещей в сфере решения названных проблем в разных странах, с другой - усложняет понимание проблем, содействуя поиску оптимальных путей их решения. В украинской политологической мысли периода колониальной зависимости важней-шим условием пробуждения народа была, писал М. Грушевский, державницкая идея как символ борьбы украинского народа за национальную свободу, за создание независимого государства. Сердцевиной идеи было провозглашение неотъемлемого права украинского народа на самоопределение и поиск его оптимальных форм. Со времен Переяславской рады 1654 г. таким было требование автономии Украины, которое в XIX в. было дополнено идеей автономии Украины в федерации свободных славянских народов, а в начале XX в. - лозунгом "Свободная Украина в составе демократической федерации свободных народов России". Однако нежелание Временного правительства (1917) предо-ставить Украине даже такой статус (имперские силы не желали признавать украинцев самостоятельной нацией) и неприкрытая агрессия большевиков против УНР обусловили необходимость провозглашения полной независимости и суверенитета Украинской Народной Республики (IV универсал, 1918 г.). Как в период Центральной Рады, так и в настоящее время, украинское правительство ставит задачу свободного развития всех граждан любой национальности, проживающих в Украине. М. Грушевский писал в книге "Кто такие украинцы и чего они хотят": "С ними (этносами) украинцы будут договарива-ться во всем, что касается нового строя на Украине. Совместно с ними они постараются упорядочить новую жизнь так, чтобы она была хорошей не только для самих украинцев, но и для всех Других народностей, которых судьба исторически расселила на Украине и которые хотят быть ее хорошими гражданами и верными сьшовьями, вместе с украинцами". Таким образом, содержание этнополитики желательно рассматривать с учетом того, что этнические общности как субъекты политики взаимодействуют на (636) разных уровнях, в частности: между титульной нацией и другими национальностями, проживаю-щими в данном государстве; между этносами за право участия во властных структурах, с одной стороны, и этническими общностями и государством за возможность удовлетво-рения национально-специфических потребностей - с другой; по вопросам взаимодействия государственных наций в федеративном и конфедеративном государстве, а также на межгосударственном уровне в мировых сообществах. В формировании этнополитики важная роль принадлежит национальному самосоз-нанию. Его характеризует совокупность взглядов, оценок и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национальной общности о своей истории, современном состоянии и перспективах развития, а также месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений между ними?' В процессе формирования территориальной, социально-экономической и духовной общности на фоне действия этнопсихологических факторов усиливается процесс самоидентификации и консолидации людей в общность типа этноса, нации. В совокупности эти факторы, а также нравственные, эстетические, философские, религиозные и другие взгляды опреде-ляют национальное самосознание. Последнее подготавливает и формируя социальные потребности этноса и его интересы. Властно значимые интересы осознаются как экономические - право распоряжаться своим национальным богатством, политические – право быть хозяином на своей этнической земле, духовные - право пользоваться род-ным языком, национальной культурой во всех сферах жизни и т. п. Совокупность подоб-ных требовании и взглядов составляет этнополитическое сознание. Сущность этнополитического сознания состоит в сопоставлении своих интересов с запросами других этносубъектов, а также в уяснении средств и степени государственного вмешательства в процесс согласования и реализации притязаний этих общностей. Этнополитическое осознание интересов позволяет вычленить из них такое содержание, которое может быть реалізовано только при участии государства. Оно также стимулирует участие этногрупп в диалоге с другими субъектами политики и институтами власти. Этносы, неспособные под(637)няться до уровня понимания своих политических интересов, превращаются в объект манипуляции или средство достижения интересов иных политических субъектов (американские индейцы, народы колоний и др.). Для этносов, осознавших свои интересы как политические, возникает потребность в самовыражении через определенные институты - национальное государство, разновидности автономии, национальные движения, партии и т. д. Что же следует понимать под этнонациональной политикой? Дж. Мейс определяет этнополитику как отношения государственной нации с другими этническими группами, а также взаимоотношения национальных групп внутри государства. В. Евтух считает, что это деятельность государства по регулированию межэтнических отношений и обеспечению прав существующих этно-струкгур. В данных определениях субъектом этнополитики преимущественно выступает государство. На деле же государство, в частности правовое, вместе с этносубьектами разрабатывает пути достижения баланса интересов и стабильности общества. Поэтому этнонациональную политику можно определить как конкретную деятельность государства и этносов (или "их представителей в лице партий, движений, этноэлит), направленную на достижение стабильности многонационального общества путем учета, согласования и разрешения национальных интересов и требований. " Этнонациональная политика имеет определенную структуру, компонента которой тесно взаимодействуют с общей политикой К ним относятся: 1. Этнополитические отношения, выражающие определенный характер взаимосвязей этносов между собой и институтами власти содержательном смысле они характеризуют многообразное взаимодействие национальной элиты и многонационального электората, национальных движений и партий и т. д. Показателем этнополитической жизни и является характер отношений субъектов этнополитики в соревновании за политическое господство или удовлетворение своих интересов - осознанное национальное примирение или межнациональный конфликт, стабильность или кризис многонационального общества 2. Этнополитическое сознание, отражающее зависимость политической жизни от отношения этносов к ин(638) статутам власти. Эгаополитика здесь представляет собой не что иное, как непрерывное воплощение и институализацию национальных идеалов, целей, норм и установок, механизм рекрутирования национальных элит. 3. Этнополитическая организация,1 как часть организационных структур государства и представителей этносов в лице этноэлиты национальных автономий, национальных движений, партий и других звеньев. Отражая национальный состав государства, она сосредоточивает в себе властные волеизъявления этнообщностей, воплощает их в управленческих решениях, придает определенную направленность процессу межэтнических отношений. Наличие и взаимодействие этих структурных элементов позволяет этнополитике выполнять определенные функции в обществе. Можно выделить некоторые функшш этнополитики. Это, например, (функция обеспечения специфических потребностей различных этнонациональных групп в области языка, национальной культуры, традицией др. Важное значение имеет функция стабилизации межэтнических отношений, предпола-гающая установку на согласие и межэтнический консенсус, разрешение межэтнических коллизий и конфликтов на основе взаимного учета интересов, исключения конфронтации из арсенала взаимодействия народов, сознательный выбор конфликтующими сторонами диалога как общепринятой формы решения спорных вопросов. Функция формирования культуры межнационального общения включает нормативные требования, возведенные в ранг закона и регулирующие взаимоотношения представителей различных националь-ностей, а также нормы отношений между этносами, сложившиеся в процессе общения, в которых отражены общечеловеческие идеалы дружбы, уважения к другим народам. Способствуя реализации национальных интересов, этнополитика обеспечивает моделиро-вание и прогнозирование этнополитических ситуаций, которые могут возникнуть как в отношениях между этносами, так и в отношениях этносов с государством. Инновацион-ность должна базироваться на изучении тенденций национального развития, мотивации и направления деятельности основних субъектов этнополитики, на учете степени обостре-ния конфликтных ситуаций, особенностях этнопсихологии населения, традиций и т. п. (639) Одной из важнейших задач этнополитики является зашита прав человека. Национальные права относятся к числу неотъемлемых прав личности. Однако они не индивидуальны, как, скажем, политические, гражданские и др. Это связано с тем, что каждый отдельный человек может реализовать свои национальные права не иначе, как че- рез коллектив, то есть через определенную этническую общность. К таким правам, которые зафиксированы в документах международного сообщества и реализуются демократическими государствами, принадлежат: - право на этническую идентичность, сохранение и развитие своей этнической самобыт-ности, этнокультурной среды. Государство обеспечивает для этносов возможность свободного развития национальной культуры, пользования родным языком, вероис-поведание традиционной религии, удовлетворение национальных обычаев, обрядов и др.; - право нации, народа на самоопределение, которое, в зависимости от конкретных условий, осуществляется в различных формах: образование независимых государств; территориальная автономия в границах государства (преимущественно для этносов, про-живаючих на своей этнической территории); национально-культурная автономия (при-мущественно для национальных групц, этническая родина которых находится за предела-ми страны проживания). У представителей инонационального населения сохраняется право на реиммиграцию, то есть на выезд на свою этническую родину или в другие страны; - право на защиту от дискриминации по национальному признаку. Никто не может быть ограничен ни в каких правах из-за своей национальной принадлежности. Как отдельная личность, так и весь народ в случае дискриминационных действий государства имеет право на полную реабилитацию и компенсацию последствий этих антигуманных действий. 1.2. Политика и национализм Национальные движения за реализацию своих прав оцениваются неоднозначно. В политике колониальных, тоталитарных и иных недемократических государств такие движения квалифицируются как национализм. Разновидностью национализма называют великодержавную (640) политику, направленную на подчинение одних наций другими, на проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигание национальной вражды, недоверия и конфликтов (имлершовинизм). Марксизм видит причины национализма в классовых противоречиях и полагает, что с ликвидацией антагонизмов между классами исчезнут и межнациональные антагонизмы. Однако жизнь не подтвердила это положение. Наоборот, политика и идеология государств, исповедующих марксизм, носила характер импершовинизма. Теорія построения "социализма в одной отдельно взятой стране", лишение народов прав на саморазвитие, массовые репрессии под лозунгом "борьбы с буржуазным национализмом", этноцид к отдельным народам, идеи превосходства и исключительности всего "советского", пренебрежение к ценностям западного мира (демократии, культуре и др.), эгоизм во внешней политике и вседозволенность - все это характеризует "национализм в его советском варианте". Второе направление оценки национализма заключается в том, что в каждом национализме есть демократическое содержание (В. Ленин), творческие созидательные элементы, способные вести нацию по пути прогресса (Н. Бердяев). А. Крум, А. Гераклидис и др. считают, что национализм возникает вследствие "внутреннего колониализма" и "этницистской позиции". Сущность первого заключается в том, что с развитием рыночных отношений менее развитым регионам навязываются способы жизнедеятельности более развитого центра без учета местной национальной специфики, что, естественно, вызывает протест национальных групп; сущность второго - в том, что этническая идентичность проникает во все сферы жизни, и национализм, как движение, направлен на сохранение своей национальной самобытности. Наконец, национализм понимается как движение угнетенного народа за осуществление права на самоопределение, как идеология и практика противостояния этносов великодержавному шовинизму и всем имперским устремлениям другого народа. В словаре Оксфордского университета под определением "националист" подразумевается человек, защищающий интересы нации, в частности, ирландской. В свою очередь, Парижский толковый словарь утверждает, что "национа(641)лизм" - это "любовь к отчизне, возведенная до самоотречения и самопожертвования". Придание негативного смысла термину "национализм" советской идеологией в неда-леком прошлом привело к тому, что значительная часть украинцев и сегодня относится к нему настороженно. Почему национализма не сторонятся европейцы, народы Больших-ства стран? Послевоенная Франция переживала глибокий кризис до тех пор, пока стрем-ление к национализму, поддержанное президентом Ш. де Голем, не сцементировало страну и не привело ее к стабильности и процветанию. Известна приверженность японцев к национализму. Представители этой страны, оценивая обстановку в Украине, сделали вывод, что у нас есть все возможности создать процветающее общество, но отсутствует стремление к национализму. Выделяя в национализме положительное патриотическое содержание - заботу о прогрессе нации, защиту ее интересов, не следует и преувеличивать значения этого феномена в системе ценностей. Гипертрофированный национализм может привести к національному самолюбованию, чванству, высокомерию, шовинистическим настроениям и даже к ксенофобии. Попутка при провозглашении независимости Украины об’явить национализм государственной идеологией, а в курсе политологии читать "научный национализм" визвала обеспокоенность в обществе, особенно в среде представителей национальных меньшинств. Воспитанные в советском имперском духе, они были не готовы воспринимать Украину как родину и увидели в этом угрозу для своего положения (особенно в престижных социальных группах и политических элитах). Опасна и недооцінка национального фактора, нигилистическое отношение к нему. Национальный нигилизм - безразличное отношение к национальному - приобрел повсеместное распрост-ранение в СССР, когда в условиях абсолютизации процесса интернационализации, оправдания политики этнической унификации, претворения в жизнь марксистско-ленинской концепции об отмирании государства и слиянии наций, многообразные национальные культуры империи постепенно угасали, а стремление встать на их защиту объявлялось "буржуазным национализмом". Заслуживает внимания точка зрения Э. Геллнера (Оксфордский университет), который считает, что на (642) ционализм проявляет себя наиболее ярко не в конце пути, а, наоборот, в некоторых переходных точках. Он выделяет пять переходных стадий от империй, построенных не по этническому принципу, к миру государств, гомогенных в национальном отношении. 1. Отправная точка, когда этническое начало не выражено, а имперские структуры не воспринимают национализм, утверждающий, что легитимными являются государства, которые имеют своим фундаментом нацию. 2. Набирает силу национальная идея, выдвигаемая как политический принцип, направленный на агитацию против империи. 3. Распад многонациональных империй, образование национальных государств, и "вместе с тем ситуация эта оборачивается поражением национализма, его самоопровержением, ибо в каждой из этих новых политических единиц возникают проблемы национальных меньшинств, ничуть не меньшие, если не большие, чем все проблемы государств, существовавших прежде". 4. Возможные репрессии, насильств-венная ассимиляция по отношению к национальным меньшинствам, если они не вписы-ваются в этнополитику нового государства. 5. Высокая степень насыщенности общества результатами националистической политики, возросшее благосостояние и культурная конвергенция ведут к уменьшению "злокачественных последствий национализма" [Гел-лнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Путь. - 1992. - № 1. - С. 24-28]. С развитием демократии национализм постепенно уступает место общечеловеческим ценностям как приоритетным в сравнении с национальными. |