Политология-учебникСазонова-хх. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Харьков фолио, 2001
Скачать 4.56 Mb.
|
3. ЕТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества Декларация о государственном суверенитете (1990) и провозглашение независимости 24 августа 1991 г. стали закономерным результатом многовекового стремления украинского народа быть хозяином на своей земле. Первая часть украинской национальной идеи воплотилась в жизнь: реализовано право народа на самоопределение, образовано независимое государство. Наряду с достигнутым выдвигается не менее сложная вторая часть задачи - осуществление консолидирующей идеи независимой Украины как Отчизны для граждан всех национальностей, которые связали свою судьбу с украинской землей и причастны к созданию в стране нового общества, где будут господствовать мир и согласие, благосостояние людей, где будут торжествовать не декларативные, а реальные права свободного человека. (654) Интегративньгм показателем единения, сплочения всех национальностей в украинский народ - субъект политической власти - должны стать гражданское общество и правовое государство. Однако решение первой части национальной идеи, не говоря уже о второй, не является процессом необратимым. Это связано с тем, что национальная несвобода украин-цев вследствие длительного колониального их статуса сформировала у значительной части населения комплекс национальной неполноценности, одной из черт которого является безразличие и даже пренебрежительное отношение к делам украинской державы. На декабрьском референдуме 1991 г. за независимость Украины высказалось свыше 92% принявших участие в голосовании. Но эйфория национального пробуждения и разговоров о том, что Украина станет богатой в условиях независимости и будет жить по европейс-ким стандартам, сменилась пессимистичными настроениями: страна вступила в глубокий социально-экономический кризис. В результате возросли политическая и межнациональ-ная напряженность, усилились антигосударственные настроения и даже стремление опре-деленной части людей вернуться к временам советской империи. По сути разразился системный кризис общества, угрожающий независимости и самому выживанию украинс-кой нации. Одной из причин создавшегося положения является то, что в национальную идею изначально было заложено не государственно-политическое и экономическое, а нацио-нально-этническое содержание. Национальная же идея сегодня, оставаясь ориентиром народного движения и базируясь на глубоких исторических традициях, должна обязате-льно утверждаться развитой экономикой и высоким уровнем жизни, достижениями в культуре и науке и стать интегрирующим фактором, объединяющим людей всех национальностей в национальное государство. В украинском государстве, по данным переписи населения 1989 г., проживают представители свыше 130 национальностей, обшей численностью свыше 50 млн. чел. В населении страны украинцев 72,7%, русских - 21,1%, остальных неукраинцев - 5%. Данные об этнодемографической структуре населения Украины, включающие этносы численностью от одной тысячи человек и выше, представлены в табл. 1. (655) Таблица 1 Этнодемографическая структура Украины
(656) По характеру расселения этносов Украина сочетает дисперсность одних и компактность других, высокую урбанизацию с доминированием аграрного населения, близость располо-жения к своим этническим родинам с их отдаленностью. Компактность и урбанизация больше содействуют политизации этносов, нежели дисперсность и аграрный тип посе-ления. Разные религиозные ориентации граждан, центры которых находятся вне пределов Украины, осложняют межнациональные проблемы. Возрастает роль геополитического фактора в определении этнополитики. Задачи этнополитики заключаются в выборе оптимальной тактики решения вопросов, возникающих вследствие взаимодействия и столкновения интересов этногрупп государства. Для Украины эта проблема выражается в балансировании власти между интересами титульного этноса, российской этнической общности, остальных этнических групп и одного из коренных народов - крымских татар. От того, каким способом - мирным или конфликтным - будут решаться эти вопросы, можно говорить о потенциальных возможностях и вариантах той или иной модели государственности в Украине. Дискутируется несколько вариантов развития государственности с учетом фактора этничности. Первая модель оперирует идеей "полиэтнизма", которая базируется на представлении о многонациональной структуре населения страны. Отсюда стремление сторонников этой концепции экстраполировать на украинскую почву политику федерали-зации Украины или ее регионализации. Последователями "полиэтнизма" выступают, как правило, региональные этноэлиты, партии либерального и левого толка. Вторая модель базируется на идеях и представлениях об Украине, как о государстве, в котором соревнуются за политическое, интеллектуальное, духовное и идеологическое лидерство два этноса - украинский и российский. Эта идеологема и связанная с ней этнополитическая конструкция государственности базируется преимущественно на доми-нировании двух этносов - украинцев и русских. В сущности, эта концепция, в отличие от идеи "полиэтнизма", пропагандирует идею "двуэтничности". Ее популяризируют пред-ставители русскоязычных группировок. Она имеет преимущественно региональное оформление во властных структурах, а также на общественно-политическом и парламентском уровнях. (657) Третья этноидеологема связана с идеей "моноэтничности" Украины. В своем крайне упрощенном варианте она может быть интерпретирована с помощью лозунга "Украина для украинцев". Эта идея, у истоков которой был Н. Михновский, ныне находит своих сторонников среди представителей украинского национал-шовинизма и близких к нему публицистов. Однако современный национализм, как правило, далек от идей этнорасизма, поскольку в нации он видит не биологическое, внеисторическое образование, а общест-венно-политическое явление, где нация - категория, существующая на почве нацио-нальной идеи как идеи этнополитической. Наконец, четвертая этнополитическая конструкция государства исходит из представ-ления о разделе украинского общества на титульный этнос и этнические меньшинства. Права первого, как и других, определены Конституцией. Эта идея имеет своим прототи-пом деятельность УНР - государства, которое утвердило закон о национально-персона-льной автономии. Согласно с этим актом украинская держава предоставляла этногруппам Украины права национально-культурной автономии и право территориального (админи-стративного) самоуправления. Сторонниками такой модели развития украинской государ-ственности выступают некоторые национально-демократические силы правого и правоцентристского толка. Какие же возможны сценарии развития событий в том случае, если за основу будет взята та или иная модель. Осуществление модели "полиэтнизма" ведет к закреплению этнополитической дифференциации регионов Украины, которые возникли исторически вследствие геополитических влияний и сформировали определенную ментальность. Не исключено, что в отдельных регионах данная модель может обусловить обострение этнической обстановки и появление "горячих" этноконфликтов. Реализация модели "двуэтничности" также ведет к упрочению статус-кво, вследствие чего украинцы, как титульный этнос, теряют контроль за ходом событий на собственной исторической родине. Эта модель закрепляет двуязычие и двукулътурность в интересах русской этногруппы, так как, по сути, защищает себя от необходимости "деруссификации" В данной ситуации не останется безразличной Российская Федерация, которая стремится выступать защитницей русской этничности (658) за пределами своей территории. Такой сценарий для Украины не является конструктивным и приемлемым. Модели "титульного этноса" и "этнических меньшинств" - оптимальный вариант государственного строительства. Они, во-первых, опираются на историческую традицию развития национальной государственности, во-вторых, выражая интересы титульного этноса, вместе с тем защищают права и свободы всех национальных групп. 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения Приоритетным в этнополитике Украины является сохранение гражданского мира и межнационального согласия. Эту задачу можно сформулировать таким образом: "Украина - это общий дом, Отчизна для всех ее граждан, независимо от национальности". Политикой государства определен механизм учета интересов украинской нации, русского населения, этничных общностей, проживающих на территории государства, жителей Крымской территориальной автономии и крымско-татарского народа, представителей украинского этноса, которые проживают за пределами Украины (диаспора). В решении задач консолидации украинского народа следует преодолеть стереотип имперского мышления о том, что украинцы якобы не нация, они - малороссы, часть нации великороссов. Размышляя о судьбах украинского этноса, писатель Б. Олейник пишет, что имперская политика царского правительства постепенно лишала самостоятельности Украину, доведя ее до состояния провинции. Весь идеологический аппарат был брошен на то, чтобы лишить украинцев своей родовой памяти, привить комплекс безисторичности и второсортности. Современников стремились уверить в том, что Украина - часть "единой и неделимой" империи, язык ее народа - это "испорченное наречие русского языка", что только превратившись в истинного россиянина малоросс сможет достичь успехов в карьере, добиться благосостояния. Великодержавная политика прошлого и сегодня не дает покоя некоторым политикам, которые хотели бы "слить" Украину с Россией по примеру присоединения ГДР к ФРГ. Одной из задач современной этнополитики является преодоление в общественном сознании усиленно про(659) патандировавшихся в России представлений о том, что украинская нация не является единой, что якобы существует два этноса - восточный и западный, между которыми больше различий, чем общего. В таком противопоставлении одних регионов другим обнаруживаются следы имперской политики большевиков, которые называли население Востока и Юга Украины сознательно пролетарским, а Запада - бандеровско-националистическим. Цель этих заявлений одна: расшатать национальное единство украинского этноса. Сегодня Украина действительно регионализирована. Но этот раздел не имеет в своей основе этнической неидентичности украинства Востока, Запада, Юга. Региональные различия обусловлены, во-первых, отношением людей к историческому прошлому (западные территории были под гнетом Польши и Австро-Венгрии, большая часть других территорий - царской России); во-вторых, социокультур-ными особенностями. Если в западных регионах, связанных с европейской цивилизаци-ей, население имело возможность развивать национальную культуру, обучать своих детей на родном языке, то в восточных и южных регионах происходило последовательное и откровенное вытеснение украинской культуры русской. Теперь эти районы преимущест-венно русифицированы, теснд связаны с российскими предприятиями по кооперации, и значительная часть людей здесь не готова принять и воплотить в жизнь украинскую национальную идею. Украинская экономика все еще находится в зависимости от прежнего народнохозяйственного комплекса СССР. Этот фактор не содействует сплочению украинского народа. Преодоление этого положения возможно путем создания эффективной рыночной экономики, ориентированной на внутрихозяйственные связи, территориальную и духовную консолидацию украинцев. Значительный вред делу становления украинской нации наносит насаждаемое импершовинистической пропагандой утверждение о том, что Украина никогда не была государством. Ведь трудно встать на ноги и лишиться унизительного чувства второсортного народа, который никогда не знал своей государственности, не имел государственного мышления. Эта унизительная концепция украинской неполноценности, искусственно поддерживаемая антиукраинскими силами, сегодня развенчивается благодаря доступу к исторической правде. (660) Украинцы являются одной из крупных европейских наций. На протяжении тысяче-летий живут на своей этнической территории, имели свою государственность в различных формах свыше 850 лет, всегда боролись за ее возрождение. Киевская Русь была одной из могущественных держав мира. Потом воплощением государственности явилось Галицко-Волынское княжество, затем - Запорожская Сечь. Своим демократическим строем казац-кая держава, окончательно оформившаяся во времена Б. Хмельницкого (1648 г.), вызывала восхищение европейцев. Однако военно-политический союз с Московским государством (1654 г.) стал фактически началом потери независимости Украиной, а с ликвидацией Екатериной II Запорожской республики (1775 г.), а еще раньше, Гетманско-Казацкого государства Петром I, украинская государственность прекратила свое сущест-вование, ее территория политически и экономически была интегрирована на правах колонии и тотально русифицирована в Российской империи. С распадом Австро-Венгерс-кой и Российской империй украинский народ встал на путь возрождения и объединения своего государства. С вовлечением в Союз ССР Украина постепенно утратила самостоя-тельность. Наконец в 1991 г. Украина состоялась как государство вновь. Следует, однако, отметить, что в советский период Украина, имея лишь атрибуты формальной государственности, подвергаемая невиданным репрессиям и "чисткам", была одним из наиболее развитых экономических и культурных регионов СССР. Эта поразительная жизнеспособность ныне вселяет надежду на возрождение украинской нации на новом историческом этапе. Актуальной проблемой в политике является возрождение украинской духовности, дерусификация культуры. Однако этот процесс происходит медленно даже в условиях независимости. В восточных и южных регионах наблюдается закрытие украиноязычных газет, театров, других культурных учреждений, сокращается выпуск литературы на украинском языке, якобы не выдержавших конкуренции в условиях рыночных отноше-ний. Конституция Украины определяет украинский язык государственным. Естественно, что государству следует обеспечить его развитие и функционирование во всех сферах общественной жизни. Наряду с этим, оно должно проявлять заботу о свободном развитии и употреблении (661) русского и всех других языков, которыми пользуется население страны. Однако Основной Закон выполняется неудовлетворительно. Языковая проблема приобрела острый политический характер. Некоторые партии и движения, отражая мне-ние части русскоязычного населения, в своих требованиях ставят вопрос о введении в стране русского языка как второго государственного, или официального. Под этим требо-ванием в некоторых регионах проходят выборы народных депутатов в рады разных уровней. Среди аргументов о необходимости двуязычия ставят в пример Бельгию, Канаду, Швейцарию и другие страны. Но дело в том, что канадцы, кроме индейцев, не извечно проживают на своей территории, а являются потомками переселенцев из Европы. В Бельгии два государственных языка, но на фламандском разговаривают фламандцы, а на французском - валлоны, то есть там нет одной нации, имеющей два государственных языка. В Швейцарии проживают представители четырех народов-автохтонов, которые волей судьбы оказались в конфедерации. Поэтому франко-швейцарцы, итало-швейцарцы и германо-швейцарцы разговаривают соответственно на своих языках. Каждый из них - государственный на соответствующей территории. Государство проявляет заботу о ретороманском языке, носителем которого является небольшой древний народ, поскольку он, в отличие от других этносов Швейцарии, не имеет на другой территории государства-автохтона, такого, как Франция, Италия, Германия. На всей территории Украины (кроме Крыма) коренной народ - украинцы. Другие этносы поселились в Украине по разным при- чинам значительно позже. Поэтому примером для нас должны быть не вышеназванные страны, а, скажем, Германия, Швеция, Япония и др. В этих и других странах растет численность эмигрантов. Никто их не принуждает изучать государственный язык. Однако без знания этого языка никто не может стать ни депутатом парламента, ни работником любого государственного учреждения. Никто из эмигрантов при этом не ставит вопрос о дискриминации или нарушении прав человека, ведь кроме прав, есть еще и обязанности. Одна из них - знать язык народа, на земле которого проживаешь, если хочешь, чтобы она стала тебе родным домом. (662) 3.3. Национальные меньшинства и государство Эту и другие проблемы этнополитики следует связывать с проблемой миграции. Среди мигрантов, которые прибывают в Украину, можно выделить такие группы. Во-первых, мигранты из республик бывшего Союза. Только из России в 1991 г. изъявило желание возвратиться в Украину около двух миллионов человек. Во-вторых, национальности, которые принудительно были депортированы во времена сталинизма и реабилитированы (крымские татары, греки, немцы и др.). Однако между странами СНГ отсутствуют соглашения по регулированию миграции. Возвращение на украинскую землю без компенсации за имущество, за труд, который эти народы вложили в экономику стран пребывания, - все это ложится дополнительным бременем на украинское государство. В-третьих, представители народов Средней Азии, Кавказа, где существуют излишки рабочей силы.В-четвертых, беженцы из "горячих точек" - мест, где нарушаются права человека и нации. Иммиграция вызывает сложные проблемы территориального расселения, связанные с выделением земли для обустройства жилья, с трудоустройством. Для решения этих проблем подключаются правительства других стран: ФРГ строит для немцев поселки и создает соответствующую инфраструктуру, Турция - для крымских татар возводит постройки в Крыму и т. д. Включение в этнополитическое поле иммигрантов, их адаптация в украинском обществе-на все это уйдут годы... Особо следует сказать о крымско-татарской проблеме. В 1944 г. крымские татары, огульно обвиненные в сотрудничестве с гитлеровцами, были насильственно депортиро-ваны на Восток СССР. Сегодня в Крыму проживает 67% русских, 25,8% украинцев, 10% крымских татар. В ближайшее время ожидается удвоение крымско-татарского населения. После украинцев, крымские татары - единственный, не считая малочисленных караимов и крымчан, этнос, который относится к коренному населению Украины и законно претендует на территориальную автономию в составе украинского государства. Однако удовлетворение справедливых требований татарского населения Автономной Республики Крым тормозится из-за противодействия некоторых политических элит. А это чревато конфликтами на национальной почве. (663) Ключевая задача этнополитики - забота о национальных группах. В соответствии с требованиями международного содружества в Украине приняты законы о национальных меньшинствах, о гражданстве, об этнокультурной политике, функционируют Националь-но-культурные центры и их филиалы на местах. Государство гарантирует всем национальностям равные права во всех сферах общественной жизни. Дискриминация по национальному признаку запрещается и преследуется законом. Все национальности используют свое право на сохранение традиционного расселения и сохранение своих национально-административных единиц, использование и развитие родных языков, национальной культуры. Созданы благоприятные условия для свободного исповедования своей религии, использования национальной символики, проведения национальных праздников. Памятники истории и культуры народов, проживающих на территории Украины, охраняются законом. Национально-культурные центры издают газеты, журналы и др. издания на родном языке, организуют художественные коллективы, театры и т. д. В многонациональном Харькове, например, действует более 20 национально-культурных центров, которые имеют органы периодической печати, создают школы с обучением на родном языке, самодеятельные коллективы, через предпринимательскую деятельность пропагандируют достижения народного хозяйства своих автохтонных стран. Государство заботится о том, чтобы все национальности имели возможность свободно контактировать со своей исторической родиной. В то же время оно решительно выступает против сепаратистских движений, (например, против призывов некоторой части россиян о возвращении Крыма России и др.), направленных на подрыв территориальной целостности Украины. Однако главная этнополитическая проблема Украины сегодня - это русская проблема. За 1926-1989 гг. численность русских здесь увеличилась с 9,2% до 21,2%. Вопреки всем пропагандистским спекуляциям права россиян в Украине соблюдаются: их дети имеют возможность обучаться в школах и вузах на родном языке, нет недостатка в русскоязычной прессе, в городах, за исключением западных областей, на бытовом уровне звучит русская речь... И это одна из причин того, что в Украине нет социальной базы для создания экстремистских орга-(664)низаций, которые ставили бы своей задачей возвращение Украины в лоно России. Такие требования звучат лишь из уст отдельных политиков или группировок, но они не носят массового характера и не угрожают независимости Украины (хотя и пренебрегать ими государство не может). Важным событием в дальнейшем развитии украинско-российских отношений стало подписание 31 мая 1997 г. "Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией". Он предусматривает, что обе стороны строят свои отношения на основе принципов взаимоуважения, суверенности, территориальной целост-ности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров обеспечивают защиту этни-ческой, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории; будут способствовать созданию равных возможностей и условий для изучения украинского языка в Российской Федерации, а русского языка в Украине, готовят педагогические кадры для преподавания на этих языках в учебных заведениях и будут оказывать с этой целью равноценную государственную поддержку. Создавая в Украине необходимые условия для возрождения и демократического развития национальных меньшинств, украинское государство впервые в истории получило возможность проявлять заботу об украинской диаспоре, разбросанной практически по всему миру. Украинцы, живущие в странах Запада и именуемые в советский период "прислужниками империализма" и "буржуазными националистами", за время пребывания там имели все необходимое для сохранения и развития своей национальной самобытности (украинские школы, вузы, культурные и религиозные центры и др.), не ограничивались в правах на экономическую и политическую деятельность, в том числе и в высших эшелонах власти и управления. Ныне они оказывают существенную помощь в укреплении связей Украины с зарубежными странами, в решении вопросов украинского возрождения на своей этнической родине. Восточная диаспора на территории бывшего Советского Союза насчитывает по официальной статистике (1989) до 7 млн. человек. Но если учесть, что по разным причи-нам (принудительная ассимиляция) многие украинцы указали в документах иную нацио-нальность, то действительная их численность гораздо большая. Украин(665) цы во многих регионах проживают компактно, и некоторые географические территории даже получили соответствующие неофициальные названия, как, например, "украинский экватор", который проходит через Кубань, казахскую целину, Алтай и до Приморья. В 20-х годах на Северном Кавказе проживало свыше 3,2 млн. украинцев, или 37,1% населения региона. Здесь функционировало около 600 украинскоязычных школ. Украинцы на Дальнем Востоке составляли большинство населения этого региона. Тут насчитывалось 24 нацио-нальных района, образовавших национально-государственное объединение "Зеленая Украина"... В годы советского тоталитаризма украинцы восточной диаспоры были лишены прав на национальное развитие, насильственно русифицированы. Ныне за небольшой срок украинцы восточной диаспоры создали во многих местах национально-культурные объединения, ощущают помощь государств, на территории которых проживают. Украинское государство, несмотря на ограниченные материальные возможности, оказывает возрастающую помощь диаспоре через свои представительства и посольства, прямые связи по созданию информационной базы, льготному обеспечению периодическими изданиями, украинской литературой библиотек, школ, культурных центров... Много значит и то, будут ли государства, в которых судьба распорядилась жить украинцам, демократическими. Участие диаспоры в демократизации общественной жизни в этих странах будет гарантом политической стабильности и в Украине. В многонациональном государстве социально-экономические и духовно-политичес-кие преобразования общества должны осуществляться с обязательным учетом принципов этнополитики. Применительно к Украине академік Ю. Римаренко формулирует слідую-щие принципы: - своевременный учет и разработка механизмов согласования национально-пецифических интересов этнообщностей со стратегическим и тактическим развитием страны; - конституционные гарантии равных возможностей для участия граждан во всех сферах общественной жизни независимо от их национальности; - соблюдение баланса общенациональных, региональных и этнических интересов; - обеспечения прав личности, принадлежащей к национальным меньшинствам, содействие сохранению их культур, языка и традиций; (666) - восстановление прав депортированных этносов (нельзя допускать при этом новых дискриминационных притеснений по национально-культурным признакам); - создание атмосферы взаимопонимания и терпимости, культурного диалога между всеми этническими группами; - развитие полиэтнического украинского общества на принципах диалога, консенсуса, мирного разрешения конфликтов, отказа от применения силы, кроме адекватных действий при условии угрозы массового нарушения прав человека и отдельных этнических общностей; - использование существующих и содействие в создании новых международных механизмов защиты прав и свобод украинцев в зарубежных странах. [См.: Римаренко ЮЛ. Теоретико-методологічні та полггико-правові засади етнонацюнально! полотки в Украш!: Основи етнодержавознавства. - К., 1997. - С. 625-626]. Уместно поставить вопрос о значении этнополитических знаний. Их главная цель - научить людей адекватно ориентироваться в сложной этнополитической обстановке, осознавать и защищать свои национальные интересы, уважать интересы и права других и совместно решать общие проблемы. Украинское государство, исходя из основных положений своей Конституции, Декларации прав национальностей Украины, Закона Украины "О национальных меньшинствах Украины" и других документов, признавая органическое единство прав человека и прав национальностей, гарантирует всем гражданам Украины, независимо от их этнического происхождения, равные права и свободы во всех сферах общественной жизни, поддержку самоопределения этнических общностей и их развитие в формах, которые не создают угрозы территориальной целостности и соборности нашей страны. Независимая Украина - это оптимальная форма самовыживания и саморазвития ее многонационального народа. Процесс этнонационального возрождения приобретает нео-братимый эволюционный характер. Именно растущий уровень этнополитической культу-ры, толерантность и менталитет украинской нации (уважение прав всех "национальнос-тей, проживающих в Украине, взаимопонимание, отзывчивость и др.) обеспечивают согласие и исключают проявление национального экстремизма, сепаратизма и ксенофо-бии. А это свидетельствует о том, что Украина находится на верном пути в (667) такой деликатной сфере прогресса общества, как этнополитическое развитие. |