Общая педагогика_Голованова Н.Ф_2005 -320с. Учебное пособие для вузов Издательство Речь Год издания 2005 г. Страниц 320 Серия книг Современный учебник
Скачать 2.2 Mb.
|
3. Стратегия толерантности Многолетние исследования выдающихся педагогов (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, Я. Корчака, О. С. Газмана) в области коллективного воспитания показали, что там, где дети раньше приучаются к ответственности, они проявляют больше терпимости к окружающим людям и доброты. В современном российском обществе активно идет процесс стратификации (расслоения) людей по экономическим, профессиональным, национальным, религиозным признакам. Каждый общественный слой (страта) имеет свой образ жизни, вырабатывает свои жизненные ценности и цели образования. Современному педагогу, с одной стороны, следует всегда учитывать, с детьми из каких страт он работает, поскольку их социализация прямо соотносится с их образом жизни. Но с другой стороны, необходимо культивировать у всех детей ценности толерантности: уважение и признание других культур, религий, способов жизни. Именно образование должно способствовать тому, чтобы дети и подростки принимали толерантность как неизбежную и единственную возможность социальной жизни в современном стратифицированном мире. Тактика толерантности в процессе социализации предполагает реализацию следующих условий: 305 □ в любых образовательных ситуациях находить возможность демонстрировать школьникам проявления универсальных признаков разных культур, действие принципа «единства в многообразии»; □ обеспечивать постоянную реализацию принципа интеграции в самых разных социокультурных проявлениях жизни, чтобы школьники переживали и осознавали значение дружеского общения людей, их сотрудничества, взаимопомощи; □ на конкретных примерах и в реальных жизненных ситуациях раскрывать школьникам нравственный инвариант (неоспоримую общечеловеческую нравственную сущность), на которой «сходятся» жизненные ценности людей разных национальностей и социальных групп; □ обогащать социальные представления детей и подростков образцами великих примеров толерантного поведения, мирного сосуществования городов и государств; □ осваивать права Человека (международные декларации, Конституция РФ), разрабатывать правовые документы своего школьного социума («Законы нашей школы», «Заповеди дежурного», «Правила классной жизни» и др.). 14.3. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 14.3.1. Технология социального самоопределения По мнению ряда современных философов, культурологов, психологов, в образовании начала XXI века «центр тяжести» все больше смещается с процессов приучения человека к культуре на процессы самоопределения личности в культуре, развитие ее способности самостоятельно выстраивать свою деятельность и отношения в социуме. Теоретическая концепция технологии социального самоопределения строится на достижениях педагогических концепций организации субъектной активности личности в процессе воспитания, обучения и социализации (А. Г. Ковалев, И. С. Кон, А. И. Кочетов, Ю. М. Орлов, М. И. Рожков, Л. И. Рувинский, Г. С. Селевко, А. Н. Тубельский, Г. А. Цукерман, А. Маслоу, Э. Фромм и др.). Сторонники идеи самоопределения исходят из того, что ребенок — это всегда индивидуальность, которая стремится самостоятельно реализовать свою заданность. 1. Социальное самоопределение — это процесс самостоятельного, осознанного выбора ребенком себя в качестве субъекта деятельности и общения. Субъект самоопределяется как социализированный индивид (как существо, обладающее сознанием и волей) и как достаточно социализированная личность (как существо, ставящее духовные цели и определения своей деятельности и отношениям). Иными словами, достижение достаточного уровня социализи- 306 рованности становится решающим условием освоения личностью позиции субъекта деятельности и общения. 2. Социальное самоопределение предполагает, в первую очередь, определение себя по отношению к нравственным ценностям общества. За выбор действия или поступка человек держит ответ перед самим собой, перед внутренними инстанциями своего сознания: он сам себе нечто запрещает или разрешает, даже побуждает к действию. 3. Социальное самоопределение возможно осуществить только на основе знания своей «самости». В психологии известна закономерность отражения в сознании человека образа своего «Я»: отношение окружающих к нему — это отражение его собственного представления о себе. Поэтому в процессе образования важно создавать ситуации, когда дети осознавали бы, как их видят окружающие (одноклассники, родители, учителя разных предметов). 4. Социальное самоопределение — это, по существу, открытие собственного «Я» на социальном, личностном и экзистенциальном уровне, «ощущение себя автором (архитектором), творцом собственной биографии» (Г. А. Цукерман). Самоопределяющаяся в социуме личность начинает работать над собой: приобщается к самовоспитанию, самообучению (самообразованию), самооздоровлению, самоорганизации своих жизненных условий, самоуправлению своими жизненными обстоятельствами, профессиональной самореализации, самосохранению своей «Я-концепции» и даже социальной самозащите. Работа над собой создает у детей и подростков компенсаторный опыт: мальчишка «накачивает» мышцы, учится играть на гитаре, чтобы «вытеснить» в восприятии окружающих свою неуспешность в учебе. 5. Педагогическая организация социального самоопределения строится на механизме выявления и реализации потребностей самоосуществления личности (А. Маслоу): потребности в безопасности, потребности в социальных связях, потребности в самоуважении, потребности в самоактуализации, а кроме того, познавательной потребности, потребности в самовыражении и самоутверждении. 6. Социальное самоопределение личности строится как процесс «социальной автономизации» (М. И. Рожков) в рамках социальной общности (группы, коллектива, свободного межличностного общения). Самоопределяющаяся личность должна проявить готовность действовать как самобытная индивидуальность, способная противостоять асоциальным тенденциям, жизненным трудностям, издержкам рыночных отношений в социально-экономической области, но вместе с тем быть толерантной и инициативной. Социальное самоопределение создает ребенку условия, в которых социально принятое поведение воспринимается им как привлекательное, оно сознательно принимается в сравнении с недозволенным или асоциальным. Грубость, курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам нередко возникают у подростков на психологическом механизме подражания, нереализованного любопытства, как стремление все попробовать самостоятельно, убедиться на собственном опыте. Вместо жестких социальных запретов и ограничений, педагогический процесс организует ситуации (в игре, в творческих проектах), позволяющие ребенку мысленно «приложить» к себе последствия дурной привычки, «проиграть» асоциальную линию поведения. 307 Алгоритм технологии социального самоопределения строится как система этапов освоения социального опыта с установкой на субъектную активность. 1. Этап самопознания Самопознание невозможно без осознания и оценки ребенком своего образа жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоление себя, социальная активность возникают у человека из переживания противоречия между требованиями жизни и собственным несовершенством. Но недовольство собой не может постоянно «питать» стремление к самосовершенствованию. Человек должен одновременно и позитивно посмотреть на себя, осознать свою уникальность, отличие от окружающих, опереться на чувство собственного достоинства. Самопознание организуется такими способами педагогической технологии: □ самонаблюдение (наблюдение за собой в деятельности, например: «Почему я так долго делаю уроки?»); □ сравнение себя с другими (оно может быть организовано с помощью психологических игр: «У зеркала», «Волшебный стул», «Диалог с Великим» и др.); здесь важна логика: от сравнения себя с идеалом — к сравнению с реальным человеком и от него — к сравнению себя с самим собой по формуле «был — стал»; □ самоанализ (старшеклассники с успехом осуществят его в творческом сочинении «Неотправленное письмо», «Я больше всего люблю...», «Когда я буду взрослым...», на страницах альбома-анкеты, в словесных автопортретах, например «Кто Я? (В десяти ответах)», младшие школьники и подростки выйдут на самоанализ в игре-метафоре, где им предлагается представить и даже схематически нарисовать свои три «Я»: • «Я» в моем представлении (Что я знаю о себе?), • «Я» идеальное (Каким я хочу быть?), • «Я» зеркальное (Что обо мне думают другие люди?). Педагогические задачи этого этапа успешно решаются в ситуациях индивидуальных и групповых бесед, например, на занятиях «Школы психологии саморазвития», клуба «Искусство быть другим». Здесь уместно использование тренингов, решение психологических задач. На этом этапе у школьников должны возникнуть мотивы самоопределения, доминантная установка на самосовершенствование в той или иной области, например изменение осанки (физическое самосовершенствование), самостоятельную подготовку к поступлению в вуз, овладение информационной программой (самообразование), освоение игры на гитаре, латино-американских танцев (творческое самовыражение в художественной деятельности и др.). 2. Этап целеполагания Создается программа самосовершенствования на основе самопознания «Я-концепции». Выстраивается картина ожиданий ребенка относительно соб- 308 ственного поведения и личностных качеств, то есть своеобразный «проект самого себя». Известно, что Л. Н. Толстой в юности составил себе программу самосовершенствования, где было три раздела: 1) совершенствование качеств ума, чтобы стать культурным человеком; 2) приобретение качеств души, чтобы служить людям с пользой; 3) искоренение нравственных пороков (бесхарактерность, раздражительность и лень), чтобы уважать себя. Создание программы должно сопровождаться разработкой определенных (новых) правил жизни, девизов, заповедей. На этом этапе уместны беседы о выдающихся личностях разных времен и культур, достигших признания людей благодаря самосовершенствованию, откровенные «разговоры в кругу», индивидуальные консультации по составлению личных программ работы над собой в той или иной области. 3. Этап изменения образа жизни Задачи самоопределения необходимо требуют изменить ритм жизни, отказаться от некоторых привычных моментов режима (например, раньше ложиться спать, чтобы утром было время для зарядки), изменить круг общения, отказаться от посещения некоторых мест (например, ночных дискотек) или, напротив, записаться в бассейн, в фитнес-клуб. На этом этапе нужна организация специальной «групповой поддержки»: одобрение приятелей, их готовность подключиться к программе самосовершенствования, помощь родителей, в том числе в реализации нового режима жизни. Для изменения образа жизни очень важны яркие творческие дела, которые буквально «взорвут» серые будни прежней жизни (школьный праздник, творческие мастерские, КВН и др.). 4. Этап саморегуляции поведения и деятельности На этом этапе дети и подростки знакомятся с элементарными способами самообладания, проводятся упражнения (часто в игровой форме), в которых тренируется внимание, память, быстрота реакции, терпение, умение сдерживать эмоции, доводить дело до конца. Методически этот этап оснащается с помощью тренингов или практических занятий «Школы психологии саморазвития». Здесь осваиваются более сложные способы саморегуляции и самоуправления своей деятельностью: самоконтроль, самоприказ, самоограничение, самостимуляция, самоодобрение, самоубеждение, самовнушение. 5. Этап самореализации программы Этот этап самый продолжительный по времени, потому что требует организации реальных социальных проектов. Основная деятельность детей и подростков здесь связана с освоением метода самообязательства: 309 □ определение по результатам самоанализа, что больше всего мешает в общении с товарищами, в учебе, в другой деятельности; на что в себе можно опираться (какие есть сильные стороны); □ «очерчивание границ» поведения и деятельности (что нужно делать и чего нельзя), своеобразный «Кодекс поведения»; □ организация самоконтроля, самоотчета (установление сроков выполнения дела, ведение дневника работы над собой). Самообязательства позволяют организовать своеобразный «каркас» для действий ребенка по самоопределению. Например, в школе В. А. Сухомлинского действовали «Десять Нельзя», «Девять Недостойно», «Законы Дружбы». Убедительные, четкие и вместе с тем яркие нравственные правила, считал В. А. Сухомлинский, помогают детям управлять своими желаниями в ежедневном поведении. В повседневном преодолении себя детям необходимо создавать «ситуации успеха», своего рода «героизм в мелочах» и поддерживать оптимистический настрой. Самообязательство может иметь форму «Задания самому себе»: школьник определяет на конкретный срок (на неделю, месяц), что он будет делать, чтобы реализовать те или иные направления своей программы. Родители или воспитатель могут помочь ребенку выбрать достаточно длительное дело, которое требовало бы от него постоянных усилий, преодоления прежнего образа отношений с окружающими (например, учиться не опаздывать в школу, на занятия в спортивной секции; не ссориться с младшей сестрой, а играть с ней; не поддаваться на приглашение покурить). Вариантом «Задания самому себе» для младших подростков может стать «Шаг вперед»: на каждый день ребенок намечает себе какое-либо хорошее дело (полезное и нужное окружающим, а не только самому себе), а вечером подводит итог. Это может быть запись в «Дневнике добрых дел» и даже поставленная себе оценка в привычной пятибалльной системе. При организации «Шага вперед» важно обеспечить внимание родителей и старших членов семьи к работе ребенка над собой. Именно они подсказывают ему полезные дела, которые требовали бы проявления силы воли, характера, терпения, внимания к близким, принятия собственного решения. Кроме того, метод «Шаг вперед» позволяет выработать у подростков важную привычку — заранее планировать свой день, искать место и время для каждого дела, самостоятельно организовывать свою деятельность. Освоение самообязательств младшими школьниками можно организовать с помощью метода «Мой секрет». Дети ставят перед собой цель выполнить какое-либо дело, совершить поступок как бы «по секрету», не делая его предметом предварительного обсуждения с товарищами. Такое «секретное» задание себе они могут записать на листе бумаги и вложить в конверт до определенного времени или поместить «секретики» всего класса в яркую коробку, чтобы открыть ее в канун Нового года, в конце четверти и выяснить, кто чего добился из задуманного. 310 6. Этап рефлексии Это, по существу, и есть непосредственный акт самоопределения. Становление у ребенка опыта субъекта социальной деятельности необходимо требует осознания изменений своей личности, своих достижений. Должно возникнуть новое представление о своих возможностях, то есть новый «образ себя». На этом этапе можно провести письменные сочинения-самоотчеты, подготовить со школьниками серию эссе и издать свой самодеятельный журнал, а можно провести коллективное действо с помощью «Шести шляп» Э. Боно85. Стоит отказаться от представления, что технология социального самоопределения в полной мере может быть применена только в работе со старшими подростками и юношеством. Бесспорно, старшеклассники достаточно активно испытывают потребность в реальной социальной деятельности, проявляют готовность к выбору профессии, определению своего места среди ровесников. Но в деятельность по самоопределению следует включать и младших подростков и даже младших школьников. В этом возрасте у детей уже достаточно высок интерес к себе, своим личностным качествам, и они усиленно ищут «инструменты» для самостоятельного преобразования себя и выбора своей роли в системе социальных отношений. Технология социального самоопределения в полной мере реализует идею: образование — это то, что ребенок делает сам. 14.3.2. Технология педагогической поддержки Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен признать за ребенком право на построение собственного, индивидуального социального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название «педагогическая поддержка». Ее автором является замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936—1996). Рассмотрение теоретической концепции этой технологии стоит начать с характеристики главного понятия. Понятие «педагогическая поддержка» очень многозначно, и вместе с тем оно точно выражает технологический механизм этого явления. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля поддерживать — значит «служить подпорой, подставкой, укрепой, подпирать, не давать рушиться и пасть, держать в прежнем виде»86. Экстраполяция этой характеристики в область педагогики позволяет заметить, что педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте. Толкование Словаря В. Даля также указывает, что поддерживать можно лишь то, что уже сложилось и дает положительные результаты. Отсюда — вторая те- ---------------- 85 Боно Э. де Шесть шляп мышления / Пер. англ. СПб., 1997. 86Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 3. М., 1982. С. 171. 311 оретическая идея технологии педагогической поддержки: в процессе воспитания и обучения нужно поддерживать социальность ребенка, его детскую социальную жизнь. Содержательно технология педагогической поддержки направлена на: □ поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье; □ поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии; □ поддержку ребенка в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности; □ поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи. Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания. Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а «от ребенка», причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддержки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман: □ ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей; □ самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка; □ всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; □ все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами; □ не унижай достоинства своей личности и личности ребенка; □ дети — носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур; □ не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий; □ доверяй — не проверяй! □ признавай право на ошибку и не суди за нее; 312 □ умей признать свою ошибку; □ защищай ребенка, учи его защищаться. Технология педагогической поддержки существенным образом преобразует роль и функции традиционных организаторов педагогического процесса — школьных учителей, классных руководителей. Педагог, осуществляющий эту технологию, именуется «фасилитатор» (от англ. to facilitate — облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Термин заимствован из педагогической концепции К. Роджерса. В его системе учитель-фасилитатор выступает как инициатор и стимулятор осмысленного и самостоятельного учения детей. В практике нашего образования технология педагогической поддержки оказалась более востребована в области внеучебной деятельности и общения школьников, и главным ее организатором стал освобожденный классный руководитель (его иногда именуют на английский манер — «тьютор», но это понятие не совсем точно выражает природу педагогической поддержки). Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вокруг конкретных проблем ребенка или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает пять этапов. |