Янчук_Введение_в_СП_2005. Учебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460
Скачать 9.82 Mb.
|
В.Я.). В данном контек- сте подчеркивается социальная детерминированность позиции познающего. Вместо тер- мина «объект познания», предполагающего внеположенность и объективность социаль- ных фактов, предлагается использовать категорию «познаваемое». В целом гендерная де- Эпистемологические основания гендерного подхода. 169 конструкция приводит к заключению о властном характере субъект-объектных отноше- ний. Критика эпистемологических оснований позитивистской методологии не является огульной. В гендерном подходе предлагается альтернативная эпистемология, претендую- щая на междисциплинарность. В качестве основания таковой предлагается обращение к женскому опыту, как от- личному от традиционно господствующего в научном мышлении опыта мужского. Это прежде всего опыт инакомыслия, обладающий ресурсом преодоления стереотипов тради- ционного мышления с его тенденциозностью и предубежденностью, и имеющие три из- мерения: 1) специфический женский опыт, отличающий их от мужчин; 2) опыт женщин- участниц движения против дискриминации по признаку пола; 3) опыт женщин- исследовательниц, развивающих критическую перспективу в оценке накопленного психо- логического эмпирического материала и его теоретической интерпретации с позиции анд- роцентризма маскулинного типа. Первым тезисом альтернативной эпистемологии является признание разных эпи- стемологий; определение в их координатах увязывается с целями исследования. Такая эпистемология называется номадической (кочующей), полагающей, что представления о познающем и познаваемом, об истинном и ложном могут быть разнообразными в зависи- мости от целей и задач исследования. Альтернативная эпистемология основывается, по мнению Е. Здравомысловой и А. Темкиной, на феминистском эмпиризме, позиционизме, социальном конструктивизме и постмодернизме (2001, с . 1850). Эмпиризм представляет собой исследовательскую страте- гию включения женщин в позитивистский дискурс. Предполагается, что такого рода включение позволит сформировать «новый взгляд» на психологическую феноменологию, более свободный от сложившихся патриархатных стереотипов. Прелагается несколько способов включения: 1) физический, предполагающий включение женщин в сообщество исследователей социальной феноменологии; 2) формирование женской темы в ряде тра- диционных исследовательских областей, направленной на выявление женской идиографии или имики в изучаемой феноменологии; 3) изучение специфических женских опытов, на- пример, насилия и т.п. с позиции переживания этих практик и их изменений. Общая идея развития феминистского эмпиризма в рамках позитивистской методологии заключается в обосновании необходимости свежего или нового взгляда на изучаемые явления, способст- вующего получению более объективных оснований для интерпретации. Позиционизм также исходит из тезиса о том, что объективное знание может быть получено на основе общего женского опыта угнетения. В духе марксизма утверждается, социальная позиция угнетенного создает возможности для истинного знания. «Осмысле- ние женского опыта происходит по аналогии с осмыслением опыта пролетариата» (там же, с. 187). В соответствии с этой логикой женщина – исследователь обладает рядом преиму- ществ: аутентичность знания, полученного через опыт страданий и сопротивления; воз- можность проблематизации тех сфер жизни и практики, которые оказались упущенными патриархатной наукой; чувственность и конкретность женского мышления, позволяющая изучать особые опыты и практики, не попадающие в сферу интересов традиционной нау- ки. В исследовательской работе женщин основными метафорами исследования становится «рука, интеллект и сердце (Rose H., 1983). Гендерные различия обнаруживаются в интер- Гендерный подход в социальной психологии 170 претации познающего, познаваемого и процесса познания как единства «физического, ум- ственного и эмоционального». Социальный конструктивизм избирается из-за его основного тезиса о конструируе- мости мира в процессе повседневного взаимодействия. Выше представлялась общая ха- рактеристика этого подхода в психологии. В соответствии с задачей исследования стано- вится реконструкция гендерных отношений в разных контекстах, создаваемая из множест- ва локализованных дискурсов, нарративов и систем репрезентаций. Контекст, в котором находится исследователь, также становится предметом обсуждения. Предполагается, что рефлексивность знания повышает его релевантность, включение же в процесс исследова- ния интеллектуальных биографий исследователей помогает понять влияние позиции ис- следователя на результаты данных, их интерпретацию. Четвертый вариант альтернативной эпистемологии вписывается в рамки постмо- дернизма, она отрицает идею нейтральных «фактов», существующих независимо от тео- рии. Полученное знание по своей природе порождаемо ценностями и интересами по- знающего, представляя собой культурное производство власти, поэтому любые претензии на объективную истину беспочвенны. Дискурс, который является структурой познания, определяет, какие идеи могут быть выражены, какие отвергнуты; устанавливает «режим истины», определяя область анализа, т.е. то, что подлежит осмыслению и чему позволено быть истинным. Как только знание признается истинным, оно становится императивом власти, главная здесь – деконструкция гендерного порядка. Предложенные альтернативные эпистемологии подвергались критике. Однако эм- пиристское направление фактически не преодолевает слабостей позитивистского подхода. Аргументация же о большей объективности женщин по сравнению с мужчинами не вы- держивает критики уже по самой постановке вопроса – на каком основании? Конструкти- вистская эпистемология подвергается критике как релятивистская. Во-первых, тезис о раз- личии опыта женщин, принадлежащих к разным социально-культурным группам, подры- вает исходное положение об универсальном мужском господстве и тем самым лишает теоретических оснований конфронтацию. Во-вторых, локализованное знание не может претендовать на статус научного в силу отсутствия надежных оснований доказательности. Эти же критические замечания можно адресовать и постмодернизму. Тем не менее, гендерная эпистемологическая альтернатива конституирует новые ис- следовательские темы, устанавливает новые междисциплинарные соотношения, ставит вопрос о необходимости гендерно-чувствительного подхода к процессу познания. Она может рассматриваться также и как своеобразная рефлексия современности, подвергаю- щая сомнению основополагающие принципы рационализма в культуре и науке. Специфика методов исследования в гендерном подходе В гендерных исследованиях проблема обсуждения философско-методологических оснований, в частности, эпистемологии, напрямую связана и с методологией, которая в свою очередь не может быть независимой от теоретических оснований, на которых стро- ятся исследования. Несмотря на то, что в гендерном подходе речь идет не об особенностях методов, а об особенностях их применения, все же можно говорить о некоторой располо- женности к качественным, или более «мягким» методам. Их преимущество в том, что они Специфика методов исследования в гендерном подходе. 171 в меньшей степени навязывают позицию исследователя и стремятся к более глубокому озвучиванию различных миров. Здесь наиболее популярны наблюдение, биографический метод, феноменологическое и нарративное интервью, фокус-группы и т.п. В последнее время широко используются методы, относящиеся к так называемой методологии второго лица, предполагающие тесное взаимодействие между исследователем и участниками ис- следования, в частности, многоголосом исследование. Как правило, все эти методы спо- собствуют повышению валидности результатов исследования. Исследователи пытаются переосмыслить отношения между познающим и позна- ваемым на предмет выявления влияния властных отношений и нахождения путей их пре- одоления. Власть, пронизывающая дискурс, проникает и в исследовательскую ситуацию, проявляется в асимметрии положения исследователя и исследуемых, в возможностях ма- нипулирования и управления последними, ведь исследователь всегда находится в пре- имущественном положении и, обладая монополией на знание, задает вопросы, анализиру- ет ответы, обладает более высоким социальным статусом и «властью». В гендерных исследованиях имеет место постоянная рефлексия интерпретации по- лученных результатов. Но возможности ее лишь в небольшой мере изменяют отношения между исследователем и исследуемыми. В качестве дополнительных инструментов ис- пользуются диалоговые или интерактивные интервью, направленные на преодоление от- чуждения исследуемых в процессе исследовательских процедур, включение их в обсужде- ние результатов. Идеальной ситуацией считается совместная интерпретация полученных результатов всеми заинтересованными сторонами. Признается, что исследователь – это не невидимый, автономный, беспристрастный субъект, а исторически локализованная лич- ность с конкретными желаниями и интересами, влияющими на постановку задач, на спо- собы исследования, интерпретацию его результатов. В то же время речь не идет только об установлении аутентичности или обеспечении экологической валидности. Достаточно серьезное внимание уделяется усилиям по сниже- нию влияния искажающих факторов, что в свою очередь способствует совершенствова- нию измерительных инструментов, более качественному анализу. Возможности контроля за измерительным процессом заключаются в поддержании интерсубъективности как ба- лансе между перспективой исследуемых и условиями контекста, достигаемом посредст- вом включения ряда интерпретаторов. Аналогичную роль в обеспечении валидности игра- ет процедура методологической триангуляции (о ней чуть ниже), предполагающая опти- мальную комбинацию количественных и качественных методов, позволяющая утроить контроль за счет не только расширения круга интерпретаторов, но и применяемых методов анализа, теоретических подходов, исследовательских данных. Гендерная проблематика в социальной психологии Исследования гендерной проблематики базируются на констатации того факта, что пол и гендер являются понятиями многомерными; это биологические основания гендера, активность и интересы, соотношение личностных и ситуативных факторов, гендерный аспект социальных отношений, стилистическое и символическое содержание. К изучению содержания гендера привлекаются различные подходы, включая оценку понятий и пред- ставлений, самопрезентацию, предпочтения аттитюды, ценности и т.п. Важность много- Гендерный подход в социальной психологии 172 мерного подхода к изучению гендерной проблематики обусловлена тем, что с его помо- щью возможно установить отношения между различными аспектами этого сложного со- циально-психологического феномена. Бурное развитие гендерных исследований в 1970-е годы связано с понятием андро- гинии, обозначающим людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества Сандры Бем (Bem, 1974). Согласно Сандре Бем (Bem, 1974), андрогинные люди, в силу обладания маскулинными и феминин- ными чертами, обладают широким спектром доступных типов поведения, наиболее эф- фективных по отношению к определенному ситуативному контексту; очень гибки в меж- личностных отношениях. Люди однополовой идентичности, наоборот, крайне ограничены в возможностях поведения (либо маскулинного, либо фемининного) и в силу этого прояв- ляют более низкий уровень гибкости. Андрогинные люди легче психологически регули- руемы. Для определения уровня маскулинности и фемининности, понимаемых как незави- симые измерения личности, был разработан специальный опросник, в котором мужчины и женщины подразделяются на четыре группы (см. табл. 12). Таблица 12. Характеристики маскулинности и фемининности Типы Выраженность маску- линности Выраженность феми- нинности Маскулинный Высокая Низкая Феминный Низкая Высокая Андрогинный Высокая Высокая Недифференцированный Низкая Низкая Приводится по: Клецина И.С., 1998. В работах Бем показано, что не только мужчины, но и женщины могут быть маску- линными, и не только женщины, но и мужчины могут быть фемининными, сохраняя при этом психологическую комфортность и адаптированность к различным ситуациям. Плек (Pleck, 1987) тоже обосновывает идею о расщепленности, фрагментарности, гендерных ролей, которая находит свое выражение в ролевых конфликтах, ранее объяснявшихся на- личием низкой самооценки. Примером такого рода является конфликт ролей деловой женщины (независимой, честолюбивой, сильной, активной и т.п.) и матери (эмпатичной, воспитывающей, хозяйственной и т.п.). Однако и в отношении к андрогинии был выявлен ряд противоречий (Deaux, 1984). В частности отмечалось несоответствие между путями ее измерения и концептуализации (Martin, 1999). Типичным методом оценки андрогинности является идентификация инди- видов, демонстрирующих высокий уровень маскулинных и фемининных качеств лично- сти, но маскулинность отражает только инструментальный аспект оценки личности, в то время как фемининность – экспрессивный, что не дает возможности выявления всего спектра аспектов маскулинности и фемининности. Следующим шагом в контексте сказанного, было представление о гендере как о схеме или концепте, который был введен культурой и выступал как когнитивно- аффективная структура для упорядочивания индивидуального опыта, организации челове- ком своего поведения (Е. Иванова, 2001). Теперь гендер начал понимать как социальную 173 категорию процессуального свойства, как динамическую, ситуационно детерминирован- ную характеристику, а не как некую статичную черту личности. «Гендерных исследований в психологии стало значительно больше, однако распре- делены они неравномерно: в одних областях их больше, в других – меньше» (там же, с. 313). В социальной психологии гендерные исследования в большей степени связаны с проблемами гендерной идентичности, социализации, межличностного взаимодействия, стереотипизации и социальных отношений. Понятие гендерной идентичности обычно ис- пользуется для описания субъективных ощущений индивида в отношении себя как муж- чины или как женщины. Причем рассматривается она как независимая от подчинения со- ответствующим ролевым представлениям или специфическим качествам личности. В рам- ках социальной психологии развития большое внимание уделяется процессу формирова- ния ролевых представлений и самоощущений себя как мальчиков и девочек. Понятие гендерной роли используется также для представления гендерных стерео- типов или гендерных отличий. В более узком смысле оно обозначает социально предпи- сываемые роли, традиционно ассоциируемые с полом. В феминистской психологии в ра- ботах М. Мид убедительно показана несостоятельность убеждения предуготованности мужчин и женщин к соответствующим социальным ролям. Ее наблюдения за жизнью трех племен в Новой Гвинее показали, что мужчины и женщины исполняли совершенно раз- личные роли, иногда прямо противоположные общепринятым стереотипам роли, считаю- щиеся «естественными» для обоего пола. Многообразие гендерных ролей в различных культурах свидетельствует о культур- ной детерминации их и связанных с ними стереотипов. Представители разных культур по- разному решают вопрос о распределении домашней работы, воспитании детей, отношении к карьере и т.п. В свою очередь И.С. Кон пишет: «Если рассматривать этот вопрос исторически, нельзя не заметить, что традиционная система дифференциации половых ролей и связан- ных с ними стереотипов маскулинности-фемининности отличалась следующими харак- терными чертами: 1) мужские и женские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными; 2) эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми; 3) мужские и женские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими – женщине отводилась зависимая, подчи- ненная роль, так что даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских интересов» (1981, с. 53). Сегодня изменения в социокультурной ситуации привели к изменению соответст- вующих гендерных стереотипов. Доказано, что не существует «чисто» мужской или жен- ской личности, в обыденном и научном сознании осознается факт социокультурного про- исхождения гендерных стереотипов. На основании данных, полученных в исследованиях социальных стереотипов, Г. Тэджфел пришел к ряду обобщений, вполне применимых и к гендерной проблематике. Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками. Такие стереотипы про- являют тенденцию сохранять стабильность на протяжении длительного времени, конечно, они могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс довольно долгий. Стереотипы усваиваются очень рано и ис- Гендерный подход в социальной психологии 174 пользуются детьми задолго до формирования их собственного мнения о тех группах, к которым они относятся. Социокультурная детерминированность стереотипов создает предпосылки и для их изменения, и для изменения методики социально-психологических исследований – отказ от идеи внеполовой универсальности и поиск альтернативных решений. В целом значение гендерной традиции можно определить так: 1. Гендерные исследования стали неотъемлемой частью психологической науки, пронизывающей широчайший спектр проблемных областей. 2. Гендерный подход продемонстрировал социокультурную детерминиро- ванность многих социально-психологических феноменов и явлений, не- обходимость переосмысления методологии и методов исследования. 3. Глоссарий Андрогиния – от греческого andros (мужчина) и gyne (женщина) – условия при которых у представителя одного пола проявляются характеристики обоих по- лов. Термин используется как в отношении биологических / физических, так и психологических / поведенческих характеристик. Гендер – социально-биологическая характеристика, с помощью которой опре- деляются понятия «мужчина» и «женщина». В силу многих сложностей возни- кающих в связи с дифференциацией с понятием «пол» часто используется для описания различий между мужчинами и женщинами, идентичности, социальных ролей и т.п. |