Главная страница
Навигация по странице:

  • Биологический подход

  • Психодинамический подход

  • Экзистенциально-феноменологический подход

  • Янчук_Введение_в_СП_2005. Учебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460


    Скачать 9.82 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460
    АнкорЯнчук_Введение_в_СП_2005.pdf
    Дата22.04.2017
    Размер9.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯнчук_Введение_в_СП_2005.pdf
    ТипУчебное пособие
    #4958
    страница26 из 82
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   82
    Часть VI. Современные представления о самости и Я-концепции
    личности
    Понимание категории самости связано с необходимостью рассмотрения социально определяемой идентичности (включая роли и взаимоотношения) самой личности во всем многообразии ее содержания и проявлений, знания о собственной самости (т.е. Я- концепции) и многого другого.
    Явно ошибочным здесь является утверждение о самости как однородной, константной, полностью последовательной и унитарной категории (Manstead, Hewstone,
    1996:
    шению к себе.
    лениях.
    , с. 206-207). ействия. rvin, 1990).
    496).
    Однако же и многоликость самости не должна гипертрофироваться; Атрибуты, роли, мотивы и субъективные состояния изменчивы и все же принадлежат одной и той же самости, в силу чего ее можно определять как фундаментальное единство, включающее многообразие сторон.
    Термин «самость», или «эго», был использован по отношению к: «внутренней
    природе» или«неотъемлемой природе» (essential nature)человека (From); практике и
    содержанию самоосведомленности (Chein, 1944); индивиду, известному как индивид
    (Hilgard); совокупности аттитюдов, относящихся к «I», «Me» или «Mine», опыту(James);
    индивидуальной идентичности и единству личностного характера (Erikson, 1956): ряду
    мыслительных процессов, оперирующих в интересах способствования внутренним
    драйвам (Freud, 1933); просток личности; всеобщности представлений и чувств
    индивида по отно
    Многоаспектность использования термина «самость», его частое отождествление с понятиями «эго» и «Я-концепцией», находят свое отражение в существующих опреде
    По F. Bruno (1986), самость 1) являет собой уникальную человеческую сущность,
    представленную в пространстве и во времени; 2) представляет своеобразное эго
    личности; 3) представляет ощущение собственной идентичности, отражение
    собственного бытия на протяжении всей истории жизни человека(1986
    Полное понимание самости должно включать физическое тело, социально определяемую идентичность (т.е. роли и взаимоотношения), личность и знания человека о самом себе (т.е. Я-концепцию) (R.F. Baumeister, 1995), должно также пониматься как активный агент, принимающий решения, инициирующий д
    В последние годы в западной психологической традиции принято определение самости как сложного, динамического единства, отражающего реализующееся
    поведение, опосредующее и регулирующего его (Kilhstorm & Cantor,1984; Markus, Wurf,
    1987; Pe
    В отечественной традиции самость определяется как интегральная целостность,
    «одноличие», «подлинность» индивида, его тождественность самому себе, на основании
    которой он отличает себя от внешнего мира и от других людей).
    Наиболее часто ассоциируемым с самостью понятием является Я-концепция, по- пытки же отождествления этих родственных понятий ошибочны. Если самость включает все аспекты человеческой сущности, в том числе и неосознаваемые, то Я-концепция –

    Природа человеческой самости
    251 только осознаваемые, фиксируемые человеком и выступающие для него в качестве ориен- тиров самооценки, саморазвития и т.п.
    Понятие «Я-концепция» в западной традиции определяется как многоаспектный
    феномен - как набор образов, схем, понятий, прототипов, теорий, целей или задач
    (Markus, 1983; Pervin, 1990). В отечественной же традиции под Я-концепцией понимается
    относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая
    как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он
    строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе. у № 35).
    Представленный перечень определений как самости, так и к Я-концепции, демонст- рирует широкий спектр подходов, отраженных в литературе, а также их эволюцию, что особенно важно для понимания данной категории.
    Многообразие теоретических подходов к изучению самости
    Категория самости является предметом рассмотрения во многих парадигмальных системах координат, традиций и школ. Это обусловлено тем, что в каждой из них человеческая самость выступает в качестве системообразующей категории, на которой строится вся концептуальная схема теоретических представлений. Без наличия категории, имеющей непосредственное отношение к человеку со всей совокупностью его жизненных проблем, теоретическая конструкция становится либо чисто умозрительной. Приводим основные теоретические подходы (по Брунеру) к рассмотрению самости (см. схем
    Схема № 35. Подходы к анализу категории самости
    Bruner
    Биологически й
    Экзистенциал ьно- феноменолог ический
    Социально- конструктиви стский
    Когнитивно- опытный
    Психодин амический
    Я как физиологичес кий и генетический процесс
    Я как субъективные переживания
    Я как социальный конструкт
    Я как непрерывная концентраци я на формировани и значений
    Я как детерминир ованное бессознате льным
    Blum
    Singer
    Alexander
    Chikzchentmi chalyi
    James
    Rogers
    Rosaldo
    Kondo
    McDonald
    Abramson
    Weiner
    Davis
    Хорни
    Эриксон
    Фромм

    Личность как субъект социальной активности
    252
    Биологический подход делает акцент на то, что социальное поведение поддерживается физиологическими и генетическими процессами, и доказывает, что в его основе лежат генетические склонности, которые отбираются в ходе эволюции. Поведение определяется структурой нервной системы, состоящей из миллионов клеток. Нервная система получает информацию из внешней и внутренней среды с учетом секреции гормонов в крови. Наша способность продуцировать мысли и чувства зависит от целостности нервной системы. Я ощущаю себя как движущую силу, придаю ей такое направление, чтобы другие считали меня рациональным человеком; при патологии мозга у них будет создаваться впечатление патологического поведения. нается распад личности. о поведения.
    Гены, которые кодируют нервную систему и называются «эгогенами», являют собой структуру, которая в свою очередь кодируется протеинами. Нервная система будет определяться комплексом взаимодействий генов и внешнего мира. Гены передаются от родителей. Небольшие мутации в генетическом материале могут быть благоприятными, неблагоприятными, нейтральными. Мутанты, как правило, бесплодны, благоприятные гены закрепляются.
    В этом подходе учитывается и влияние физической внешности на нас и на нашу самооценку (дети в школе);подверженность людей стрессам (тип А и тип В); феномен боли как парадоксальный (с одной стороны это чувство универсально, ее испытывают все), с другой – субъективно); влияние наркотиков и алкоголя на организм и, следовательно, на личность человека. Люди, которые их употребляют, деградируют, теряют свою уникальность, постепенно разрушаются физически. Потеря уважения семьи и друзей, растущая изоляции. При применении алкоголя животное или человек ощущают позитивный аффект наркотизации. При этом сформировавшийся доминантный очаг возбуждения по существу блокирует любые проявления самокритики: изменяется уровень мозга, начи
    В основе этих склонностей часто лежит внутренний дисбаланс, который с помощью наркотических веществ и алкоголя может временно устраняться. Зингер рассматривал употребление наркотиков как попытку достигнуть чего-то не только в социальном контексте, но и в своем внутреннем я. Мы все имеем «реальное Я», «идеальное Я»,
    «долженствующее я » (ожидания семьи или соратников о том, каким должен быть индивид). Большие различия между идеальным и реальным Я ведут к печали и депрессии.
    Между реальным и долженствующим Я – к страху и напряжению. Александер отмечал, что употребление наркотиков – это форма адаптивног
    В то же время сторонники биологического подхода понимали, что природа человека не исчерпывается пониманием исследуемых явлений (например, альтруизм в ингруппе превращается в эгоизм в аутгруппе), поэтому их дальнейшие объяснения опирались и на социальные факторы (например, на социальную матрицу).
    Психодинамический подход основан на классических идеях З. Фрейда о структуре эго и работах его последователей, пытающихся в той или иной мере пересмотреть излиш- нюю сексуализированность понятия самости. Особое внимание уделяется изучению бес- сознательных мыслей, чувств, защитных стратегий, чтобы избежать тревоги, боли (и не только физической), несущей угрозу чувству Я как полноценной личности. Появляется концепция защитного Я, хотя употребления термина «Я» в этой традиции избегают. Ут- верждается, что структура и содержание Я формируются в раннем детстве посредством

    Многообразие теоретических подходов к изучению самости
    253
    микросреды первичных воспитателей. Внутренние представления о внешнем мире являют собой своеобразные внутренние эмоциональные конструкты, именуемые психической реальностью. Достаточно быстро они начинают управлять побуждениями и поведением ребенка по отношению к внешнему миру, его пониманием и интерпретацией обретенного опыта. Наше представление о мире преувеличено, идеализировано, искажено. Психиче- ская реальность, созданная нашим сознательным и бессознательным, нашими фантазиями и памятью, переплетается таким образом и взаимодействует с миром. Психическую боль реальности мы переносим с трудом, а потому создаем свой вариант мира, который умень- шает эту боль до терпимого уровня, однако чаще всего такая защита вредна для Я и для решения проблемы. Защитные процессы в основном бессознательны, а чувство же трево- ги, будучи предупреждающим механизмом, основано на базе прошлых травм, на прогнозе будущих возможных фрустраций; может стимулироваться внешними событиями, и быть отражением внутреннего конфликта и пр.
    Развитие классического психоанализа по проблеме самости происходит по двум линиям: эго-психологии и теории объектных отношений. Первая инициирована дочерью З.
    Фрейда – Анной Фрейд и концентрируется на изучении механики психологической защиты. Большой вклад в развитие представлений о самости внес Г. Салливен. Самость, или Я, для него является центральным понятием, развивается оно из чувств Я, пережитых во взаимодействии с другими, из отраженных оценок, из восприятия того, какую ценность я, он или она представляют для других и как этими другими оцениваются. Важными сторонами Я, особенно в связи с переживанием чувства тревоги или, наоборот, безопасности, являются Я-хорошее, связанное с приятными воспоминаниями. Я-плохое, связанное с болью и угрозами потери безопасности, и не-Я, т.е. та самая часть Я, которая отрицается из-за непереносимой тревоги. В последующие годы в рамках эго-психологии предпринимаются попытки когнитивизации психоанализа за счет включения в плоскость рассмотрения процессов, реализуемых во внутреннем мире человека. асность, и наоборот.
    Более оригинальной линией является ориентация на теорию объектных отношений, получившая свое развитие в работах ряда теоретиков (Кернберга, Клейна, Кохута,
    Фейрбейрна и др. Мелани Клейн зафиксировала присущую детям тенденцию дифференциации мира на плохой и хороший, рассматривая жизнь как борьбу между позитивными чувствами – любви и негативными чувствами – ненависти. Этот конфликт приводит к расщеплению мира на благожелательный и неблагожелательный компоненты.
    Индивидуальное своеобразие такого рода расщепления определяется спецификой обращения с ребенком со стороны первичных воспитателей. Доминирование негативной компоненты приводит к отношению к окружающему миру как к враждебному. А то, что транслируется им, воспринимается как таящее потенциальную оп
    Отто Кернберг характеризует отношения ребенок – первичные воспитатели как би- полярные репрезентации, каждая из которых создается образом ребенка самим по себе, образом значимых других (матери) и чувствами, формируемыми между ними в процессе взаимоотношений. Если ребенок испытывает состояние депривации, это способствует не- гативной окраске биполярных репрезентаций, в противном случае – позитивной. Биполяр- ные репрезентации интернализуются или метаболируются как результат переживаемых взаимодействий. Данные интернализации обусловливают различные типы последствий для разных возрастных периодов развития ребенка. В последующем аккумулированные

    Личность как субъект социальной активности
    254
    репрезентации становятся интернализованными единицами структур мышления, выступая в качестве своеобразных линз или фильтров рассмотрения собственной самости во взаи- моотношениях с окружающими, обусловленных ранее интернализованными шаблонами репрезентаций.
    Придавая особую роль развитию самости О. Кернберг включает в ее контекст процесс переживания мира в положительно и отрицательно окрашенных чувствах. На этом этапе мир еще не дифференцирован на объекты (других людей, включая мать).
    Эмоциональное расщепление переживаний и объектов на хорошие и плохие, позитивные и негативные продолжается и в последующие периоды. ются. ется в позитивно- негати ыми мотив
    Наиболее значимый здесь объект – первичный воспитатель (как правило, мать) –
    первоначально представлен только как образ. По мере когнитивного развития, а также развития речи ребенок начинает интернализовывать не только образ матери, но и материнские рассказы в форме внутреннего диалога. Некоторые из них озвучива
    С течением времени на этой основе начинает оформляться самость; ребенок начинает рассматривать себя как хорошего или плохого в зависимости от дифференциации эмоциональных переживаний. Самоощущение проявляется в особенностях самооценки или ее отсутствии. По мере продолжения дифференциации образуется многообразие самостей, представленных в таких категориях, как половая идентичность, родительская и т.п.; каждая такая идентичность окрашива вные тона.
    Особое место в развитии идеи объектных отношений принадлежит Х. Кохуту, который пытался разработать теоретическое объяснение феноменологии и симптомологии нарциссизма. В центре этого анализа также – категория самости. Первоначально рассматривая ее как некоторую коллекцию саморепрезентаций (иногда как структуру эго, а когниции как функции эго), позже Кохут начал рассматривать его как дополнение к классической теории драйвов и защиты, а к концу жизни пришел к выводу, что критической областью для психологии являются именно дефекты самости, а не конфликты, и что классический психоанализ должен быть заменен психологией самости.
    В последних работах он соотносит самость по значимости с такими категориями как id, ego, super-ego; последняя описывается им как биполярная, включающая полюса честолюбия и идеалов, и опосредующие их способности и умения. Эти структурные элементы составляют ядро, которое наряду с позитивным ощущением собственной самости пытается актуализировать человек. Если ему это удается, налицо психологическое здоровье, если нет – болезненное нарушение. Состояние данных элементов обусловлено своеобразием их развития у первичных воспитателей, их защищенностью и самооценкой.
    По Кохуту, честолюбие, идеалы и потребность в самоуважении являются тремя базов ационными системами.
    Теория развития Кохута, как и большинство других психодинамических теорий, по- стулирует факт слабой дифференцированности у новорожденных собственной самости от самости других. Для новорожденных характерна слабая стадия дифференцированности репрезентаций, именуемая стадией фрагментаризованной самости. На втором году жиз- ни начинает развиваться «ядерная самость», ядро чувства самости, обладающее биполяр- ной структурой. Это означает, что ребенок побуждается, с одной стороны, фантастически- ми образами самости как всемогущей и всезнающей, называемой Х. Кохутом «грандиоз- ной самостью», с другой – создаваемым родителями и сходным по грандиозности идеали- зированным образом их. Если воспитатели не эмпатичны, ориентированы на актуализа-

    Многообразие теоретических подходов к изучению самости
    255
    цию собственных потребностей, а не потребностей ребенка, он формируется с дефектной самостью, что может привести его к неадекватности, заниженной самооценке, стимулиро- ванию отчаянного стремления быть принятым и обожаемым, стремлению к чувству собст- венной идентичности.
    У. Фейрбейрн, представитель британской школы объектных отношений, исходил из постулата первичной мотивированности ребенка на эмоциональный контакт с окружающими людьми. Он основывал свою теорию на двух посылках: 1) ребенок нуждается в чувстве быть любимым первичным воспитателем (обычно матерью), а затем другими членами семьи; 2) ощущении последними того, что их любовь принимается и ценится. Если эти два условия не соблюдаются, нарушается развитие психики. В своих рассуждениях Фейрбейрн отталкивался от наблюдений за шизоидными личностями, характеризующимися фрагментарностью представлений о себе. Он отмечал, что рудиментарная расчлененность психики наблюдается у всех новорожденных, но ее укоренение может приводить к тому, что различные части ее будут оперировать в собств ношений. ъекта
    (матер енных реалиях.
    Фейрбейрн предложил сосбственную модель организации внутреннего мира. По его мнению, первичная мотивация связана с реальными внешними объектами, но то, что интернализуется, связано прежде всего с разочаровывающими, фрустрирующими аспектами реальных от
    Ребенок формирует две пугающие его версии первичного воспитателя – отвергающую (антилибидозный объект) и потенциально любящий (либидозный объект).
    Эти две пары (эго плюс объект) изолируются от центрального ядра эго (самости) и прикрепляются к идеализированной, десексуализированной версии оригинального об и).
    В рассуждениях Фейрбейрна имплицитно присутствует идея о том, что такого рода защитные структуры детей формируются в целях предохранения их от возможных неудачных взаимоотношений с воспитателями
    Экзистенциально-феноменологический подход анализирует еще один крайне су- щественный аспект самости – ее вплетенность в ткань жизненных переживаний. С точки зрения экзистенциальных феноменологов, человек не просто отражает мир, а переживает его, осознавая свою взаимозависимость и взаимосвязь с другими. Центральная категория экзистенциальной феноменологии «бытие-в-мире» определяет неразрывность человече- ского существования с жизненными переживаниями. Без знания их невозможно понима- ние того, что испытывает человек в тот или иной момент времени, как он интерпретирует их, как относится к происходящему. В то же время «схватывание» этих жизненных пере- живаний практически невозможно посредством позитивистски ориентированных, «препа- рирующих» человека методов исследования. Феноменологический подход пытается изу- чать человеческое сознание с позиции природы субъективных переживаний, их концеп- туализации. Главный метод исследования здесь – интроспекция, автобиография, клиниче- ский отчет; а поскольку субъективные переживания являются сугубо личными, феномено- логические самоописания включают в себя перспективу человека, знакомящегося с ними.
    Понимание того, что опыты жизненных переживаний отличны с необходимостью предпо- лагает наличие процедуры уточнения адекватности взаимопонимания. Такого рода мето- дология исследования получила название диалогической, или методологии второго лица.
    Экзистенциалисты же изучают субъективные переживания, фокусируясь на динамике че-

    Личность как субъект социальной активности
    256
    ловеческих качеств; они рассматривают людей как всегда существующих в процессе ста- новления. Для них быть личностью значит:
    1) ощущать себя как существо в мире своих субъективных переживаний;
    2) быть активной действующей силой; быть тем, кто влияет на мир; наша жизнь целенаправленна, а цели могут быть отражением результатов прошлого, равно как и предвосхищающей рефлексией.
    3) владеть рефлексивным сознанием.
    В. Джемса интересовали те универсальные черты сознания, которыми владеет каждый из нас. Он говорил, что сознание непрерывно и подобно движенью реки; а разум является сценой театра одновременных возможностей, сравнения одной возможности с другой, отбором одной, и подавлением другой (например, силой внимания). Разум работает с полученными данными так же, как скульптор с деревом или камнем. Отбор и внимание играют центральную роль в процессе сознания. Джемс выделял активное, или произвольное, внимание и вегетативное, или пассивное. Чикченмихай изучал такое явление, как поток переживаний – ряд ситуаций, которые люди находят как удовольствие или скуку.
    Он определял сознание как умышленно заказываемую информацию, т.е. мысли, восприятие, побуждения, которыми мы можем управлять. Причем фокус внимания он приравнивает к «психической энергии» и противопоставляет потоку сознания то, что он называет энтропией навязчивые события или мысли, разрушающие намеренность. При потоке информация должна быть постоянной, конгруэнтной целям, способствующей естественному потоку психической энергии. Чикченмихай обозначил это явление как
    «оптимальный опыт» и подчеркивал, что такой поток переживаний – в основном удовольствия, которые необходимы для нашего комфортного существования. Например, люди испытывают неудовлетворение от современных развлечений (например, телевизора), так как они являются больше созерцателями их, остаются пассивным, не делая большого вклада в поток опыта; энергия их могла бы быть использована на комплекс других целей, обеспечивающих им удовольствие,
    но фактически растрачивается на модели стимуляции,
    которые только имитируют реальность. с.).
    Я. зию и музыку.
    Маргарет Дональдсон выделяла следующие модели разума, которые создаются в течение развития индивида (хотя их правомернее было бы назвать моделями сознания).
    1. Здесь и теперь (младенец) – «моментальная модель».
    2. Линейная модель – когда вспоминается прошлое и прогнозируется будущее (8 – 10 ме
    3. Конструктивная модель (3 – 4 года) – способность конструировать понятия независимо от отдельных событий; развитие мнения о себе, о социальных группах; тут же и первый источник отражения нашего
    4. Трансцендентная модель (около 9 лет) – развитие уровня абстрагирования; эмоциональный аспект этой модели включает в себя религиозный и духовный опыт, некоторые реакции на поэ
    Теория личностных конструктов Дж. Келли является достаточно спорной и скорее относится к когнитивно-экспериментальному подходу, нежели к феноменологическому.
    Келли создает метод репертуарных решеток, что дает возможность наметить для любого человека его переживания мира, но лишь при индивидуальной работе. Этот метод есть нечто большее, чем наложение предметного каталога на соответствующие переживания.

    Многообразие теоретических подходов к изучению самости
    257
    Главное понятие в теории Келли – личностный конструкт, биполярное измерение, пред- ставляющее различные отношения, с помощью которых мы создаем свой собственный опыт переживания о мире (благоприятный – неблагоприятный и т.д.). Большинство людей не осознает, что конструкты, которые они использовали, основываются на их опыте. Здесь также учитываются соотношения конструктов (например, к физически привлекательный – физически непривлекательный добавляется конструкт высокомерный – внимательный.
    Так человек проявляет тенденцию считать красивых людей высокомерными; часто подоб- ные ассоциации даже не осознаются). Обобщение и анализ конструктов может привести к пониманию своего или чужого поведения, узнать причины, из-за которых демонстрирует- ся именно эта линия поведения. Обычно нам нравятся люди, чьи конструкты походят на наши собственные.
    К. Роджерс считал; что Я-концепция индивида должна быть приближена к Я - идеальному; тогда его поведение становится более социализированным и зрелым; т.е. это уже состояние принятия себя и других. Как выяснилось, представления Я-идеального гораздо более стабильны, чем у Я-реального, в процессе терапии изменяется именно Я-
    Реальн порой сутью нашей жизни. которого являются: ое.
    Немалое внимание уделяется также воображению и фантазиям – они делают наш опыт разнообразным, а рефлексия помогает представить, какое впечатление произведет такая модель поведения на других. Дети используют воображение и фантазии в своих играх, пытаясь перенять поведение взрослых. С началом юности они больше проявляются во внутреннем плане человека и необходимы для формирования различных идентичностей. Да и взрослые любят мечтать – они оживляют в своих воспоминаниях приятные или значимые события, направляют свои фантазии на недоступного или отсутствующего человека, их делают свои мечты частью субъективного опыта, что помогает уточнить их планы, пробуждает надежды, становятся
    Я-рефлексивное является одним из главных аспектов личности, осознающей себя дающей самооценку, ищущей более удовлетворительные формы поведения, сталкивающейся с вопросом выбора. В то же время у людей могут появиться тревога, страх, потеря почвы под ногами, так как Я-рефлексивное предполагает автономность и, следовательно, отсутствие определенной поддержки. Некоторые считают, что этот страх сильнее страха смерти. Процесс выбора означает, что альтернатива будет исключена и мы никогда не узнаем, какими будут переживания. В этом подходе рассматривается проблематика жизненного смысла, источниками
    1) телесные нужды – их надо удовлетворять или человек погибнет;
    2) бессознательные переживания;
    3) культурные ценности.
    Ялом дал такие варианты жизненного смысла:
    1) гедонизм удовольствия и наслаждения;
    2) самоактуализация – саморазвитие индивида;
    3) творчество;
    4) альтруизм и самопожертвование – обслуживание других.
    В. Франкл видел смысл жизни в творчестве и чувстве красоты.
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   82


    написать администратору сайта